Миллиарды что с чаком
Ушел, но обещал вернуться: Льюиса не будет в шестом сезоне «Миллиардов»
Об уходе он заявил с улыбкой на лице.
«Миллиарды» — драма о богатых людях. Бобби Аксельрод (Льюис) сбежал от швейцарских лап генерального прокурора Empire State Пола Джаматти. Обладатель «Эмми» завершил своё участие в съёмках на момент окончания 5 сезона.
Сценарно это обставили так: после многих лет, когда Аксельрод был лишь на шаг впереди закона и потери своего состояния, он увидел, что большая его часть и так была утеряна, когда он переехал в Европу. Об этом он сообщил своему сопернику Майку Принсу (Кори Столл), который захватил все его предприятия: «Так вот что значит проиграть».
Брайан Коппельман, исполнительный продюсер проекта, в социальных сетях похвалил Льюиса:
«Мы провели великолепные 5 лет в совместной работе с Льюисом Дамианом. Я и Девид Левиен больше чем благодарны тебе, Дамиан, за твою работу и, конечно, все жертвы, которые ты принёс во имя нашего общего дела».
«Миллиарды», получив официальное продолжение на 6 сезон, сначала вернулись к съёмкам второй половины 5 сезона, которую отложили из-за пандемии. В этой части битва между Аксельродом Льюиса и Чаком Роудсом от Джаматти получила дополнительный накал от бывшей звезды «Карточного домика» Столла. Последний после этого завоевал регулярное место в 6 сезоне.
Кстати, несмотря на то, что Льюис уступил главную роль Столлу, ходят слухи, что он всё же может появиться несколько раз в 6 сезоне, дебют которого намечен на 23 сентября, обнадежила Dead Line. В новом сезоне Дэниел Брейкер тоже получил постоянное место в сериале.
Почему все это время стоило смотреть сериал «Миллиарды», а теперь уже поздно
На Showtime завершился показ 5-го сезона «Миллиардов», съемки которого прерывались из‑за пандемии. Следом главная звезда шоу Дэмиан Льюис объявил, что покидает его. Сериал продолжится, но уже не будет прежним — «Афиша Daily» прощается с ним, вспоминая лучшие эпизоды, и объясняет, почему история нечистого на руку финансиста утратила актуальность.
Острожно, в тексте встречаются спойлеры.
Основан на реальных событиях
Главный конфликт «Миллиардов» на протяжении пяти сезонов — схватка финансового воротилы Бобби Аксельрода по прозвищу Акс (Дэмиан Льюис) и прокурора с бульдожьей хваткой Чака Роудса (Пол Джаматти). У махинатора и законника есть реальные прототипы. Деятельность Чака похожа на работу прокурора Южного округа Нью-Йорка Прита Бхарары, назначенного на пост Обамой в 2009 году и уволенного Трампом в 2017-м. В 2012 году его лицо появилось на обложке журнала Time со слоганом: «Этот человек громит Уолл-стрит», а спустя год Бхарара прижал хедж-фонд S.A.C. Capital Advisors и пресек незаконную инсайдерскую торговлю его управляющего Стива Коэна, крупного финансиста и коллекционера произведений современного искусства, — он-то и стал прототипом Аксельрода. Подобно Коэну, Акс обожает покер, а его дом и офис увешаны произведениями совриска.
Неудержимый Акс, глава хедж-фонда Axe Capital, сделавший состояние на незаконных инсайдерских сделках, — основная притягательная сила шоу. Типичный представитель «белого отребья», выбившийся из грязи в князи и заработавший миллионы, Акс верен своим привычкам и стилю, сформированному в конце 1980-х. Он демонстративно щеголяет посреди офисного дресс-кода в футболках с названиями рок-групп (Megadeth, Black Sabbath и Metallica) и держит в гараже коллекцию кастом-байков и безбожно дорогих машин. На одной из его футболок красуется название альбома Metallica «Master of Puppets» — для трейдеров фонда Акс действительно кукловод, верховный жрец и рок-звезда, стоящая вровень с Джеймсом Хэтфилдом (тот сыграл сам себя в 4-й серии 1-го сезона).
Кажется, Аксу чужда показуха, и все же он наследует идеологии безудержного стремления к роскоши, царившей в 1980-е. Эта идеология явно противоречит настроениям посткризисной эры. Когда Аксельрод покупает бешено дорогой особняк, этот широкий жест вносит смятение в ряды его умеренных вкладчиков — в наше время финансист не должен «тратить деньги, как чертов рэпер». Восьмидесятые с их показной роскошью сгинули, и теперь образцом для подражания становится мистер Умеренность и Аккуратность — Уоррен Баффет, предпочитающий подержанные автомобили и вложения в проверенные активы. Налицо конфликт идеологий : со слов Акса, «раньше все любили людей в лимузинах», но не теперь: держись скромно, носи черные водолазки, как у Стива Джобса, делай взносы на благотворительность и не отсвечивай.
Авторы сериала
Соавтором Ливайна и Коппельмана на «Миллиардах» стал «другой Соркин» — не мастер пулеметных диалогов и политической повестки Аарон Соркин, а его однофамилец Эндрю Росс Соркин. Это бывший финансовый обозреватель The New York Times и автор книги о финансовом кризисе 2008 года «Слишком круты для провала: Как Уолл-стрит и Вашингтон пытались спасти финансовую систему и самих себя». Телефильм по ней сняли на HBO год спустя, Пол Джаматти сыграл в нем председателя Федеральной резервной системы и одного из авторов программы по выведению банковской сферы из кризиса. Критикуя капитализм как систему нечестного перераспределения благ, «Миллиарды» не могут скрыть и восхищения этой системой.
Секс, власть и закон
Чтобы сокрушить соперника, прокурор Роудс преступает закон. Один из тех, кого он преследует, называет его сталинистом — мол, сначала сажает, а потом проводит суд. Шаг за шагом Чак и сам становится вне закона. Он явный антагонист «новому поколению, которое ест салаты и меняет мир к лучшему» и предпочитает действовать по старинке, методами подтасовки улик и незаконной слежки.
Постоянные отсылки к поп-культуре
В 2013 году на канале Showtime закончилось флагманское шоу «Декстер», и постепенно «Миллиарды» заняли его место (но скоро Декстер вернется). В четвертом сезоне с серийным убийцей Декстером ассоциирует себя Чак, собираясь в очередной раз нарушить правила. Как у Декстера, у него есть Темный попутчик и собственный кодекс: тот убивал, чтобы остановить других убийц, а Чак подминает закон ради торжества справедливости.
Смешные русские
В третьем сезоне «Миллиардов» появляется колоритный русский персонаж, зловещий олигарх Григорий Андолов (Джон Малкович), который даже произносит в кадре несколько русских фраз. Например, когда сводит Акса на теннисном корте с Марией Шараповой и бросает ей через плечо: «Дай ему выиграть!» — «Ну это вряд ли», — парирует теннисистка.
Почему пятый сезон — это закат шоу
С 2016 года «Миллиарды» были верны единственной теме, в красках изображая драку двух альфа-самцов за первенство. Борьба Чака и Акса — настоящий гимн токсичной маскулинности, выжигающей вокруг себя все живое. Съемки пятого сезона были прерваны пандемией, а когда сериал вернулся в эфир, обнаружилось, что его идеология сильно просела на фоне новой реальности.
Если, например, «Утреннее шоу» сделало COVID-19 частью сюжета, выжав из него небывалый драматизм, «Миллиарды» обозначили эту тему лишь впроброс. Заболевший Акс временно самоизолируется, другие персонажи изредка появляются в кадре в масках, но в целом сериал делает вид, что в мире не произошло ничего экстраординарного и продолжать мериться мужским гонором в новой действительности все еще актуально.
Когда в начале сезона новый соперник Акса заговаривает о защите окружающей среды, то выглядит куда симпатичней Акса, рычащего, что он капиталистический хищник. Но авторы сериала не развивают в новом сезоне тему конфликта старой и новой этики. Вместо одного сошедшего с дистанции хищника — в финале сезона Акс бежит от судебного преследования в Швейцарию — они просто делают ставку на другого, захватившего власть в Axe Cap Майкла Принса (Кори Столл).
Лучшие эпизоды
Пока Акс расслабленно плавает в собственном бассейне, его сыновья проводят время у соседей. Оттуда их подвозит домой Билл, закадычный друг семьи. Но тут жене Аксельрода Ларе звонит обеспокоенная подруга и говорит, что Билл пил за рулем. Дети это подтверждают. Взбешенный Акс выскакивает из бассейна, прямо в трусах прыгает в джип, несется к Биллу и бьет его в челюсть. Свидетели дикой сцены снимают ее на телефоны. Запись грозит обрушить репутацию Акса: все выглядит так, будто он склонен к немотивированной агрессии, а это может повлиять на реноме его компании. Но Акс решает проблему: его команда находит свидетельницу, снявшую видео, выкупает запись и публикует в ютьюбе полный вариант. Там четко видно, что Билл вез детей пьяным. Теперь Акс больше не ужасный тип, а герой. А вот Лару это наталкивает на размышления о будущем детей, растущих в тепличных условиях. «Аутсайдерство было твоим преимуществом перед богатыми детьми, — говорит она мужу, — а теперь богатые дети — это наши мальчики». Эпизод рисует успешного предпринимателя хищником с бешеным темпераментом и молниеносной реакцией. С их помощью он восстанавливает равновесие в мире — вполне в духе Айн Рэнд. Акс знаком с ее учением, это выяснится спустя пару сезонов, когда он походя процитирует фразу из «Атланта»: «Кто такой Джон Голт?»
Один из самых напряженных эпизодов сезона: в нем Акс целые сутки скрывается от правосудия. Отсидевший за инсайдерскую сделку бывший компаньон предупреждает Акса, что его сегодня арестуют. Акс мчится в офис, отдает команду жечь документы и включать шредеры. А потом мечется по городу, обрубая концы и заканчивая дела. Свои кредитки он раздает бездомным, чтобы заставить ФБР гоняться за ним по всему городу. В то же время Чак Роудс рассказывает адвокату Айре и своему отцу, что намеренно разорил их, чтобы поймать Акса на мухлеже и посадить. Именно для этого он попросил отца вложить бешеные деньги в компанию Айры, зная, что Акс незаконным путем обрушит ее акции и его можно будет на этом подловить. Чак даже подсказывает действующему прокурору, как взять Акса: установить прослушку на телефон жены. «Только не его жены, а моей». Чак скрипит зубами, когда видит, как окруженный агентами ФБР Акс обнимает Венди. Законник пожертвовал почти всем, чтобы прищучить врага: оскорбил чувства лучшего друга, отца и жены. Сам Роудс, впрочем, утверждает, что «оно того стоило». Акс тоже становится жертвой своей мстительности и бессмысленной вражды с Чаком — и если это не «кризис маскулинности», то что?
Чак и Венди проводят время в БДСМ-клубе, где она подвешивает его на веревки и сечет хлыстом (стоп-слово — «красный»). За этим занятием их застают ворвавшиеся в клуб Роудс-старший и теневой политический воротила Черный Джек Фоули, который собрался двигать Чака по карьерной лестнице. Ничего незаконного Чак и Венди не совершили, но чувствуют необычайное унижение, будто проштрафившиеся дети. Старики настаивают, чтобы Чак бросил все компрометирующие занятия, чтобы баллотироваться в губернаторы штата. В то же время Акс увольняет директора по безопасности сделок Спироса, говоря, что в супергруппу можно попасть, только став звездой в своей группе. По такому принципу были созданы The Traveling Wilberys, где спелись легенды Боб Дилан, Том Петти, Джордж Харрисон, Рой Орбисон и Джефф Линн. В этом эпизоде сериал снова прокламирует замешанный на идеях Айн Рэнд миф о Великом Предпринимателе как гуру и рок-звезде, вознесшейся над обывателями. В финале серии выяснится, что настоящая Уилбери — это Венди. Она врывается с фотографом в гостиницу, где ее престарелый тесть развлекается с девицей, это ее симметричный ответ на беспардонное вторжение в их с Чаком частную жизнь. За кадром в это время звучит композиция The Traveling Wilberys.
Акс и его верный соратник Вагнер по прозвищу Вагс (Дэвид Костабайл) едут на Аляску, чтобы встретится с шаманом и принять участие в обряде духовного очищения. Едва они выходят на воздух из шатра, где камлает шаман, обоих тошнит — чтобы гости испытали просветление, шаман опоил их отваром аяуаски. Когда обряд закончен, бизнесмены чувствуют необычайный прилив сил, садятся на мотоциклы и, как настоящие байкеры, преодолевают тысячи километров по шоссе до ближайшего населенного пункта. Но после того, как Акс в результате действия отвара «обрел ясность взгляда и увидел перспективу», он понял, что миллиарды его больше не радуют. Тогда Вагс предлагает ему новый челендж — сняться для обложки Vanity Fair. Лишь прибыв на съемку, команда Акса обнаруживает, что журнал собрал на фотосессию еще десяток бизнесменов. На обложку в итоге попадает не Акс, а богатейший владелец хедж-фонда Майк Принс (Кори Столл). Так в новом сезоне у Акса появляется крутой соперник, тягаться с которым непросто, — впоследствии выяснится, что оба испытывают интерес к аяуаске, только не из‑за «просветления», а чтобы заработать прибыль на фармацевтических компаниях. Первый эпизод сезона оказывается лучшим, потому что дальше действие будет развиваться по нисходящей, перепевать старые темы и мотивы, и сериал не сможет предложить зрителю ничего нового.
«Если не можешь купить картину, купи художника»: вышел новый сезон сериала «Миллиарды»
В пятом сезоне мы встречаем героев в совершенно разных обстоятельствах: Аксельрод едет на мотоцикле в далекую Аляску, к могущественному шаману, который обещает ему просветление и выход из кризисной ситуации, Родс же в это время празднует свадьбу своего отца с новой пассией, и пытается разубедить присутствующую на церемонии жену Венди разводиться с ним, чего та, очевидно, делать не собирается. Она говорит матери Родса, которая сидит с ней за одним столиком, празднуя свадьбу бывшего мужа и цитируя его «мудрые» утверждения: «Может, уже стоит начать жить своим умом?». Именно этот принцип она, очевидно, собирается претворить в жизнь.
Сериал верен своим принципам, ради которых его и продляют на пятый сезон и которые повергают в прах сами основы кинематографа: основное правило кино — «если можешь обойтись без слов, обойдись» создатели «Миллиардов» игнорируют полностью. Этот сериал можно слушать как подкаст, без видео — настолько много в нем диалогов. Но прибегнув к этому способу, вы не увидите бесценные картины художников 20 века, роскошные интерьеры домов и офисов героев, на фоне которых ведутся все эти велиречивые дискуссии.
Герои обсуждают насущные проблемы слияний и поглощений, периодически выдавая афоризмы для богатых («Если нельзя купить картину, купи художника.»), придумывая планы по уничтожению принципиального директора престижного колледжа, который исключил ребенка из школы, соревнуясь за место на обложке глянцевого журнала, сокрушаясь о том, как нелогичны люди, недоумевая, что делать, когда их ум идет в разлад с их убеждениями и чувствами, и вынашивая планы по уничтожению друг друга. Местом для этих диалогов становятся салоны частных самолетов, уютные шале, электрические авто Тесла, дизайнерские апартаменты, украшенные подлинниками картин Кайботта, и заоблачной стоимости офисы, обустроенные на верхних этажах Нью-Йоркских небоскребов.
Напомним, что давний, пятисезонный, конфликт героев развивался стремительно. Глава хедж-фонда Axe Capital Аксельрод сумел добиться успеха в турбулентное время финансового кризиса и общественной драмы после трагедии 11 сентября. Роадс, будучи прокурором южного округа Нью-Йорка, начал расследование против фонда на основе информации о его теневой деятельности. Обстановка осложняется тем, что в компании Аксельрода работает жена Чака Венди, которой он дорожит, и поэтому хочет избежать конфликта интересов, но женщина при этом оказывается между двух огней. Что в пятом сезоне приводит героев практически к разрыву.
Роадс все же находит компромат на Бобби, и принуждает его к сделке с прокуратурой и отступным в почти два миллиарда долларов, но подписание бумаг срывается в последний момент из-за конфликта сторон. В итоге прокурор все же добивается ареста своего противника и сажает его в тюрьму. Но бывший глава хедж-фонда не унывает и после выхода из заведения открывает новое предприятие, которое вновь не очень честно перед законом. В этот раз страдает Венди, которая участвовала в торгах акциями компании Ice Juice, и героям приходится объединиться для ее спасения.
Спасение Венди — не последняя история, когда заклятым врагам приходится действовать заодно, в дальнейшем они объединяются, чтобы побороть своих противников — генерального прокурора Уэйлона Джеффкоута, замешанного в отстранении Чака от службы, и бывшую сотрудницу фонда Аксельрода Тейлор Мейсон, которая лишила Бобби значительной части инвестиционного портфеля, уйдя из компании. Однако, к концу четвертого сезона герои снова оказываются на ножах.
В пятом сезоне Бобби делает попытку примирения, дарит Чаку книгу о второй мировой войне (символично, не правда ли?), но это не спасает его от очередного расследования, которое Чак ведет в связи с вновь вскрывшимися фактами мошенничества.
В успешном российском сериале «Шторм» Бориса Хлебникова и Наталии Мещаниновой, появившемся онлайн в марте 2020 года и повествующем о противостоянии высокопоставленного чиновника и полицейских, пытающихся его посадить (что, по сути, очень похоже на основной конфликт в «Миллиардах»), главный герой говорит: «Полицейские, преступники — все это, по сути, одно и то же». И этот принцип вполне можно перенести на главных героев «Миллиардов» — ни предприниматели, ни прокуроры не останавливаются в своих действиях перед многочисленными преступлениями, если им нужно добиться поставленных целей. И с этой точки зрения, ни один из них не внушает сочувствия.
Несмотря на отсутствие экшена, сериал наполнен тонкими психологическими манипуляциями и безостановочной разработкой шахматной стратегии по уничтожению противника на основе глубоких знаний психологических приемов и человеческой натуры: не случайно одна из главных героинь, Венди, работает психологом — разговоры о человеческой психике и ее особенностях преследуют нас повсюду. Иногда жена Чака использует в своей работе нестандартные методы: в пятом сезоне, чтобы помирить враждующий коллектив компании Бобби, она приглашает чемпионку по реслингу и инсценирует перед опешившими коллегами бой с якобы недовольной чем-то клиенткой.
Психологию в борьбе с противниками использует и Аксельрод — он последовательно прощупывает слабые места своих врагов и бьет именно по ним. Однако это получается у него не всегда: сын Бобби, учащийся престижной Skinner Preparatory Academy, пытается майнить биткоины, соорудив сложный электрический прибор собственного изобретения, что приводит к тому, что он оставляет все учебное заведение без света. Директор академии вызывает Аксельрода и сообщает об отчислении его сына. Не найдя возможности купить его благорасположение, Бобби пытается найти на него компромат, но и тут терпит фиаско. Остается последнее средство: «Вот видишь, сынок, — говорит Бобби, — из-за твоих необдуманных действий нам теперь придется уничтожить весь колледж», и просит помощника найти инвесторов учебного заведения, и убедить их отказаться от дальнейшего финансирования школы.
Несмотря на осведомленность героев о мотивах человеческих поступков и психологических импульсах, очень часто ими владеют банальные инстинкты: зависть, желание быть первым и борьба за доминирование. Одним из лейтмотивов пятого сезона становится противостояние Бобби Аксельрода и Майка Принса, еще одного успешного миллиардера. Причем борьба идет за то, кто окажется на обложке известного журнала, кто станет единственным клиентом шамана, обитающего на Аляске, или скупит все картины популярного современного художника с Манхэттена. Принс — не только богат, он инфлюенсер, властитель дум и предпочтений людей своего круга. Передвигаясь на Тесле, управляя собственным самолетом, скупая экспонаты современного искусства, и переманивая шамана, найденного Аксельродом, он в прямом смысле вызывает его на социально приемлемый среди миллиардеров бой. Примет ли его главный герой, и сможет ли победить в нем? Узнаем в пятом сезоне сериала.
«Миллиарды»
Оригинальное название: Billions
Год: 2016
Рейтинг IMDB: 8.4
Страна: США
Жанр: драма, детектив
Длительность: 60 мин. каждый эпизод
Режиссёры: Колин Бакси, Джон Дал, Нил Бёргер
В ролях: Дэмиэн Льюис, Пол Джамати, Мэгги Сифф, Дэвид Костабайл
«Миллиарды» — определённо заслуживающий внимания продукт известной компании SHOWTIME. В центре сюжета — игра в «кошки-мышки», которая разворачивается между двумя главными героями: харизматичным миллиардером Бобби «Аксом» Аксельродом и принципиальным прокурором Чаком Роадсом. Аксельрод — бизнесмен, глава хедж-фонда Axe Capital, сумевший добиться успеха во время финансового кризиса в США, спровоцированного событиями 11 сентября. Роадс — прокурор Южного округа Нью-Йорка, мечтающий арестовать Акса, который покупал акции, используя инсайдерскую информацию. Камнем преткновения для противников становится Венди — жена Чака, работающая психологом у Аксельрода.
Финансовые сделки для сценария написал профессиональный аналитик Эндрю Росс Соркин, колумнист The New York Times. Благодаря взгляду специалиста внутреннюю кухню жизни трейдеров и финансистов удалось передать максимально реалистично. Здесь нет погонь с перестрелками и захватывающих спецэффектов, но при этом картину нельзя назвать затянутой. Интерес кроется в остроумных многогранных диалогах, полных деталей и отсылок к различным темам.
Одна из главных особенностей сериала — его непредсказуемость. Зрителю заранее не известно, какое событие хитроумно спланировано главным героем, а какое — является простым совпадением. «Миллиарды» — это тонкая экономическая и политическая борьба за место под солнцем, шахматная партия, где каждый ход имеет значение и способен резко развернуть происходящее на 180 градусов. Здесь любая второстепенная деталь может спровоцировать эффект бабочки, а фабула не делится на традиционные завязку, кульминацию и развязку. Каждый участник игры обладает своей стратегией и тактикой и не имеет права на ошибку, ведь в мире больших денег никто не привык сдаваться без боя.
В «Миллиардах» нет однозначно положительных или отрицательных персонажей — все они настолько многогранны, что зрителю практически невозможно угадать, кто какую позицию займёт в следующих эпизодах. Впечатляет и картинка, на все сто оправдывая название сериала, ведь «миллиарды» чувствуются во всех атрибутах роскошной жизни. Люксовые автомобили, брендовые костюмы и аксессуары — всё это позволяет полностью погрузиться в мир героев.
Цитаты из фильма
«У кого есть деньги, тот и тратит. А у кого их нет, любит, чтобы миллиарды тратили на других. Это благотворительность».
«Судьба сдала нам карты. Будем играть».
«Если узнаешь, как быть хорошим работником и одновременно хорошим человеком — давай уволимся и вместе напишем об этом книгу».
«У меня и так высокое самомнение. Не нужно целовать мою задницу, лучше поумней».
Хотите больше интересных фильмов? Тогда подпишитесь на нашу еженедельную рассылку, чтобы не пропустить новые рецензии!
Без минимальной суммы, платы за обслуживание и скрытых комиссий
проект «Открытие Инвестиции»
Москва, ул. Летниковская, д. 2, стр. 4
Размещённые в настоящем разделе сайта публикации носят исключительно ознакомительный характер, представленная в них информация не является гарантией и/или обещанием эффективности деятельности (доходности вложений) в будущем. Информация в статьях выражает лишь мнение автора (коллектива авторов) по тому или иному вопросу и не может рассматриваться как прямое руководство к действию или как официальная позиция/рекомендация АО «Открытие Брокер». АО «Открытие Брокер» не несёт ответственности за использование информации, содержащейся в публикациях, а также за возможные убытки от любых сделок с активами, совершённых на основании данных, содержащихся в публикациях. 18+
АО «Открытие Брокер» (бренд «Открытие Инвестиции»), лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности № 045-06097-100000, выдана ФКЦБ России 28.06.2002 (без ограничения срока действия).
ООО УК «ОТКРЫТИЕ». Лицензия № 21-000-1-00048 от 11 апреля 2001 г. на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, выданная ФКЦБ России, без ограничения срока действия. Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг №045-07524-001000 от 23 марта 2004 г. на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами, выданная ФКЦБ России, без ограничения срока действия.
«Миллиарды»: Эволюция главной финансовой тв-драмы
Фрикономика
Пожалуй, главная причина, по которой «Миллиарды» до сих пор не стали самым популярным сериалом мира, заключается в том, что большинство зрителей серьезно пугает слово «хедж-фонд». Инвестиционные фонды — одна из главных экономических структур современного капитализма — вещь действительно довольно сложная. В «Миллиардах» же это ключевое понятие и род деятельности одного из двух главных героев Бобби Аксельрода — основателя компании «Axe Capital», неожиданно для самого себя сделавшего состояние по результатам 11 сентября. В принципе, остаток текста можно было бы посвятить тонкостям работы этого персонажа, но делать этого не следует, поскольку в реальности подобные объяснения не имеют никакого отношения к делу.
Парадокс «Миллиардов» заключается в том, что этот сериал, с одной стороны, согласно оценкам экспертов, максимально точно описывает работу хедж-фондов и прочих капиталистических структур, а с другой — совершенно не требует от зрителя экономического образования. Чтобы окончательно успокоиться, задумайтесь, действительно ли вы много понимаете в работе спецслужб, чтобы смотреть «Родину», или, допустим, в психическом устройстве маньяка-убийцы для подхода к «Декстеру». Упоминание последнего в нашем контексте неслучайно — за производство «Миллиардов» отвечает канал Showtime, а в новом сезоне знаменитый судмедэксперт из солнечного Майами неоднократно упоминается, но — не будем забегать вперед.
Борьба была равна
Итак, «Миллиарды» придумали Эндрю Росс Соркин, Брайан Коппельман и Эндрю Левин. Последние двое продюсировали «Иллюзиониста» с Эдвардом Нортоном и писали сценарий к «Девушке по вызову» Стивена Содерберга — то есть, успели поднатореть как в изучении необычных способов заработка, так и в механизмах изящного обмана достопочтенной публики. Отчасти этим занятиям и посвящено их главное (уже, пожалуй, вполне можно так утверждать) на данный момент детище. Собственно, в центре сюжета — противостояние сверхуспешного бизнесмена Аксельрода (Дэмиен Льюис) и пытающегося сжить его со свету нью-йоркского прокурора Чака Родса. Фокус в том, что Чак наседает на Бобби без всяких видимых причин. Более того, в компании у Акса (так друзья зовут героя) служит штатным психологом супруга его врага, которая в свободное от мотивирующих речей время растягивает мужа на дыбе и сечет плеткой. Да, Родс, среди прочего — мазохист — это зритель узнает сразу же. В то же время, он — честолюбивый наследственный юрист, «хороший парень» из респектабельной семьи. Бобби же, который вроде как представляет здесь правящий класс, — выходец из низов, «белый мусор» (правда, с явным рыжим ирландским оттенком).
Очевидно, что уже на уровне своего происхождения герои как бы постоянно обманывают стереотипы, выламываются из привычных социальных и человеческих ролей. На этих постоянных поправках и строится интрига их противостояния и, если брать шире, драматургическое напряжение в сериале вообще. Коппельман, Левин и Соркин, в принципе, первоначально брали идеи для сюжета из газетных статей (отсюда реалистичность), но с каждым следующим сезоном герои, кажется, все больше удивляли не только зрителей, но и своих создателей. Обычно сюжет о мужском противостоянии развивается по двум сценариям. В первом случае, выдержку и достоинство теряет одна сторона — и тогда вторая с чистой совестью ее побеждает. Либо расчеловечиваются обе — и тогда победа не достается никому. В «Миллиардах» этот расклад может меняться по несколько раз за серию, что делает сериал абсолютно непредсказуемым. Бобби и Чак уже успели как минимум по одному разу всерьез проиграть (а значит и победить), побыли союзниками и вот к пятому сезону вернулись к своей борьбе на новом витке. Кто здесь победит — невозможно предположить даже приблизительно.
Он, она, они
Здесь безупречно прописанные герои второго плана — впрочем, придуманы они таким образом, что язык не повернется назвать их «второстепенными». Хотя, почему «герои», ведь речь, прежде всего, идет о героинях. Мы уже упомянули Вэнди Родс (Мэгги Сифф из «Сынов анархии») — жену Чака, не уступающую центральному дуэту абсолютно ни в чем. Со второй героиней, пожалуй, будут некоторые проблемы в рамках нынешних норм русского языка. Дело в том, что сыгранная Азией Кейт Диллон Тейлор Мейсон — гениальный финансовый аналитик, не слишком верная соратница Аксельрода и — пансексуал (Тейлор требует называть себя местоимением «они»). Кстати, это первый такой герой в истории кино. Диллон (знакомая по сериалу «Оранжевый — хит сезона» и тоже пансексуал) — еще один полноценный энергетический центр сериала. Тейлор не только способны изменить (и уже меняли) расклад между героями, но и постоянно норовят выйти на первый план.
Добавим к этой схеме нескольких харизматичных мужчин (в исполнении, скажем, Дэвида Костабайла и Джеффри Деманна) и коллизии вроде борьбы за производство медицинской айяуаски и получим сериал, пренебрегать которым явно не стоит. Даже если вы ни черта не понимаете в экономике.