Миссионерско катехизаторские курсы что это
Основы катехизации и воцерковления
Сейчас в разделе чел.
Обновления на почту
©2021 Катехизация и воцерковление
Миссионерский кружок при миссионерском обществе во имя мч. Николая Варжанского
Особенностью обучения в Миссионерском кружке является то, что его преподаватели – практикующие миссионеры. Все дисциплины ведутся в строгом соответствии со Священным Писанием, Священным Преданием и миссионерской традицией Церкви.
Заповеди. Тексты Священного Писания
Книга составлена по благословению архимандрита Венедикта (Пенькова), наместника Оптиной Пустыни.
Соломинка: 10 шагов ко спасению. Руководство для тех, кто готовится к Таинствам Крещения, Исповеди, Причастия, Венчания
Радость моя, Христос Воскресе! Именно с этими словами преподобного Серафима Саровского мы обращаемся к каждому, кто взял сегодня в руки «Соломинку».
Библейская катехизация — Андрей Черняк
Итак, сегодня мы с вами начинаем новый цикл занятий, он и для вас, и для нас новый. Что это за занятия? В истории Церкви буквально с самого начала ее существования известно, что людей нужно готовить к вхождению в Церковь…
Советы желающим грамотно спорить и отвечать на вопросы о Церкви
Как православный христианин должен реагировать на вопросы о Церкви? Что и как должен отвечать? Должен ли вступать в споры и если да, то как? Ниже приведены некоторые советы желающим грамотно отвечать на духовные вопросы и вступать в полемические споры.
Организация работы с подростками и молодежью в Русской Православной Церкви
В предлагаемом издании рассмотрены богословские аспекты организации церковной работы с подростками и молодежью, теоретико-методологические основы и принципиальные положения молодежного служения, технологии работы с добровольцами.
Катехизические беседы — протоиерей Олег Давыденков
В цикле катехизических бесед отец Олег систематически, понятным языком излагает основы православной веры, дает определения главным понятиям и подкрепляет свои слова цитатами из Писания и святых отцов.
Онлайн-катехизация. Курс в Школе православной психологии
В Школе православной психологии заработал катехизаторский онлайн-курс «Стать православным. Катехизация и начала духовной жизни».
Разговор с молодыми: О Боге, любви, красоте — священник Павел Карташев
Эти беседы состоялись в некоторых школах и институтах. В их основе — желание помочь молодым людям увидеть себя в мире. Во-первых, увидеть мир: землю, звезды и бесконечность — то есть пространство.
Основы православного нравственного учения
В книге рассматриваются основы христианской нравственности — заповеди, данные человеку Богом в Ветхом Завете и в Нагорной проповеди Господа Иисуса Христа; объясняется соотношение ветхозаветного Закона, естественного нравственного закона и Закона Христова; разбираются понятие греха и основы православной аскетики.
Люди в храме: катехизатор
Приблизительное время чтения: 11 мин.
Алексей Волков, 43 года. Катехизатор храма Преображения Господня в Тушине
Фото Владимира Ештокина
Его дедушка работал в охране Сталина, а сам он до прихода в храм был инкассатором и серьезно занимался рукопашным боем. Окончил миссионерский факультет православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. На последнем году учебы стал проводить огласительные беседы перед крещением. По воскресеньям преподает для друзей-прихожан гиревое жонглирование и рукопашный бой.
— Когда я начал заниматься миссионерством и катехизацией, слово «миссионерство» воспринималось прихожанами как какое-то сектантство, а слово «катехизация» было вообще для них непонятно. И когда они научились его выговаривать без ошибок, то подумали, что катехизатор — это охранник, только такой крутой, секьюрити, который еще и о Боге говорит. Просто так сложилось, что у меня есть опыт в охране и я помогаю организовать работу наших храмовых охранников.
Катехизатор в храме необходим. Иногда человек по разным причинам боится подходить к священнику. Ему нужно поговорить с таким же, как он сам. С такими людьми я сажусь и разговариваю.
В нашем приходе мы проводим три огласительные беседы: одну — священник, остальные — я. Это важный психологический момент — показать людям, что священники не кусаются, не относятся к «касте избранных», адекватные люди. Что я пытаюсь сделать на беседах? — заразить людей верой. Показать, что Православие — не совокупность бабушкиных суеверий, а это очень интересно, глубоко и отвечает на важные вопросы человека.
Беседы у меня проходят в форме лекции. Просто вести диалог бессмысленно — это нецелесообразное расходование времени. Если бы у меня была возможность в течении месяца или года с этими людьми поработать, тогда это была бы череда бесед. Но поскольку время ограничено, то это форма лекции, в процессе которой мне можно задавать вопросы. Более того, своим слушателям я сразу говорю, что не настаиваю на том, чтобы они в обязательном порядке досиживали до конца — они хоть сейчас могут встать и уйти. Я их сразу отмечаю, что они были на беседе. Делаю это специально, чтобы у людей не создавалось ощущения «обязаловки». Слушателей такой подход сразу расслабляет. Некоторые вначале смотрят на меня так: сейчас из вежливости посижу минут 10, а потом под каким-нибудь предлогом уйду.
Фото Владимира Ештокина
У людей вначале одна и та же реакция — вначале смотрят недоверчиво, исподлобья. Потом с удивлением. Потом в глазах появляется блеск. Потом — радость на лице. Крайне редко бывает, что кто-то уходит, не дождавшись конца. Хотя два часа мозгового штурма — это тяжело. Часто многие остаются после окончания беседы, и мы чуть ли не до полуночи сидим и обсуждаем их наболевшие вопросы.
Быть катехизатором — служение, а не работа. Работа — с 9:00 утра до 18:00 вечера с перерывом на обед. А служение — это всегда. Даже во сне. Моя мама говорила: «Когда ты во сне разговариваешь, ты либо молишься, либо лекции читаешь». Был такой случай: пришел ко мне на огласительную беседу молодой человек — собирался стать крестным. Прошел все беседы. Понял, что со мной есть о чем поговорить. Когда все расходились, мы оставались, и я отвечал на его вопросы о вере. От меня он ушел довольный, обменялись контактами. Прошел год, я уже и забыл о нем. И тут он звонит: «У меня проблемы». Оказалось, что парень расходится с женой — она собиралась уйти к другому, и, естественно, он это сильно переживал. Его даже не интересовало мнение Церкви на этот счет или что-то подобное — ему просто нужны были чисто житейские советы от старшего товарища, вот он про меня и вспомнил. Не то чтобы я ему советовал чего-то, нет. Просто был рядом и говорил, как бы поступил на его месте. Этот парень во время одной из наших бесед стал говорить, что он побьет ухажера своей жены. Я ему и говорю: «А ты драться-то умеешь?» Ну, я ему предложил походить ко мне на рукопашку. Конечно, не с целью, чтобы он кого-то реально избил, а чтобы чем-то его занять. Он начал ходить, понравилось. Со временем у него появилась внутренняя уверенность, он перестал так раскисать по этому поводу.
Увы, жена от него все-таки ушла, хотя, надо отдать ему должное, он до последнего пытался сохранить семью. И тут у него возник вопрос: а дальше-то что? А дальше началась церковная жизнь, поскольку на тренировках постоянно поднимались вопросы веры. И вот один раз увидел его в храме, стоит на службе, другой раз. Смотрю — уже исповедоваться начал. Потом он перешел в другой храм, где как раз алтарников не хватало. Сейчас он там и работает, рад до безумия. Никогда не знаешь, какими путями Бог приведет человека к Себе.
Валентин Циферблат, 68 лет. Катехизатор-миссионер в СИЗО № 2 (Бутырская тюрьма) и СИЗО № 4 в Москве
Фото Владимира Ештокина
Когда до работы в тюрьмах я занимался уличной миссией, я обратил внимание, что 9 из 10 человек тебя просто не слышат, а в тюрьме люди уже морально готовы к разговору о Боге и даже ищут Его. В отличие от многих «свободных» людей, заключенные «остановились» и стали задумываться о своей жизни. На приходе или улице люди послушали и побежали — а там бежать некуда. Мало того, узники тебя еще будут держать до последнего, задавать много вопросов. Еще одно отличие: приходят и некрещеные, и сектанты — все хотят услышать Слово Божие и разобраться в своей вере, какая бы она ни была.
В Бутырке мы находимся по 4 часа. Около часа мы пьем чай, приносим сладости, разговариваем на разные темы. Потом мы читаем Евангелие воскресного дня и толкуем его по святым отцам, при этом вовлекаем узников в беседу. Опять же, это отличие от катехизаторских курсов на обычном приходе. Мы стараемся, чтобы люди сами думали, работали и отвечали на вопросы. Примерно треть из слушателей воцерковляются по-настоящему — они уже здесь начинают помогать в алтаре, работать звонарями, читают за богослужением.
Самое сложное — изменить себя. Мы не только пытаемся донести слово Божие людям, но еще работаем и над собой.
С отцом Константином Кобелевым, священником Бутырского изолятора. Фото Владимира Ештокина
Если ты сам не будешь верить в то, что ты говоришь, эта фальшь всегда проявится. Если у тебя нет любви к людям, то ты не сможешь привести человека к Богу. У катехизатора должно быть стремление помочь ближнему. Если в человеке нет этого милосердия, он быстро теряет ко всему интерес.
Мы стараемся всегда объяснить человеку: то, что он сюда попал — это промысл Божий, чтобы он узнал о вере. На один из праздников в Бутырской тюрьме пришел бывший сиделец, который провел тут 3 года, и сказал: «Я с благодарностью вспоминаю это время». Здесь он услышал Божье слово и нашел смысл жизни. И он ее сейчас старается изменить. Сами воспитатели говорят, что 80 % заключенных возвращается обратно. Мы им объясняем, что у нас общая задача — исправить человека. Они исправляют его трудом, мы — верой.
На мой взгляд, самое сложное в православии — прощение не только людей, любящих нас, а прощение своих врагов. И это особенно актуально в тюрьме. Мы постоянно говорим: «Вы должны простить того человека, который, допустим, на вас написал донос». Особенно это касается тех, кто считает, что сидит ни за что.
Совсем недавно был интересный случай: на территории Бутырки есть психбольница, ее называют «Кошкин дом». Туда привозят заключенных с психическими заболеваниями из других СИЗО на лечение, а узники из хозяйственного отряда Бутырки за ними ухаживают. Один из сидельцев, который там работает, увидел в больнице человека, принимавшего непосредственное участие в его судебном процессе. Теперь он сам оказался под следствием. Какая у заключенного должна быть реакция? Он же может отомстить. Здесь наша цель — донести до человека, что он должен не только простить своего врага, но и помочь ему. Пока не ясно, чем закончится эта история, но человек пришел к нам за советом и рассказал о ситуации — это уже дает надежду на то, что он может над собой работать и отнестись к своему «врагу» по-христиански. Такие случаи не единичны: один из наших слушателей встретил в тюрьме своего адвоката, который в деле ему никак не помог, а деньги за работу взял большие. Бывают такие столкновения, где человек должен проявить свой христианский характер. В этом одна из задач наших занятий — научить человека не озлобляться и по возможности не отвечать на зло злом.
Диакон Николай Лавренов, катехизатор храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове, 34 года
Экономист по образованию, до 2012 года совмещал светскую работу и служение катехизатором. Сейчас помимо дьяконского служения проводит огласительные беседы перед крещением и работает заместителем председателя миссионерской комиссии города Москвы. Считает, что лучшие миссионеры и катехизаторы получаются из людей с техническим складом ума.
Крестили меня в детстве, но обратился к вере только в студенческие годы. В этот период жизни мне стали попадаться книги на религиозную тематику — какие-то эзотерические вещи. Меня они не «зацепили» и глубины в них я не почувствовал. Больше напускного пафоса, непонятной терминологии. Однажды, выходя из дома, я хотел взять что-то почитать в дороге и ничего достойного внимания не мог у себя найти. И тут в книжном шкафу я увидел Библию. Я подумал, что Библия — точно серьезная книга, и начал ее читать. Я в ней сразу утонул и не мог остановиться — читал и читал, хотя изначально относился к написанному скептически. Так появилось желание обратиться к Богу, молиться Ему. Так начался мой путь в Церкви.
Одна из ошибок катехизатора — желание просто развлечь людей, поговорить с ними «за жизнь», чтобы им было не скучно. Человек после такой беседы выходит довольный, но пустой и не готовый. Он по-прежнему не знает, кто такой Христос и в чем смысл Крещения. Нужно относиться к огласительным беседам как к величайшему событию в жизни каждого слушателя. Возможно, что у него не будет другой возможности узнать о Боге. Нельзя тратить время впустую, рассказывая людям что-то интересное, но не самое важное в данном случае.
Катехизатор — это человек верующий, который болеет душой за то, что люди вокруг него еще не знают Христа. Мы должны ощущать, что вне Церкви нет спасения. И люди, которые там пребывают, для нас очень дороги. Мы из милосердия, из любви к Богу и ближнему должны приложить все силы, чтобы рассказать им о Христе. Очень важно, чтобы это желание было подкреплено образованием, но не просто формальной корочкой — необходимо, чтобы миссионер сам был наставлен в вере и мог простым и понятным языком о ней говорить. При этом катехизаторские или миссионерские курсы нужно закончить хотя бы для того, чтобы проверить свои знания. Даже если ты уверен, что все знаешь, в этом должен быть уверен и настоятель храма, который отвечает за качество огласительных бесед.
Самое радостное в моем служении — когда человек от заблуждения приходит к истине. Конечно так бывает не всегда и не со всеми. Были и огорчения, и радости. Например, как-то целый год я общался с девушкой, готовил ее к крещению. У нее так и не появилось твердой решимости принять православие. А потом это общение вовсе прервалось, и я подумал: «Как грустно: целый год усилий — и без результата». Прошло много времени, я уже забыл об этой истории, и вдруг звонок от нее: «Я покрестилась». То есть все, о чем мы говорили, не прошло напрасно.
Не знаю, должен ли катехизатор обладать особой харизмой, но дар проповеди у него точно должен быть. Есть такие люди, которые могут сказать, как апостол Павел: «Горе мне, если не проповедую». Если ты проехал с человеком где-то в дороге и не заговорил с ним о вере, ты чувствуешь угрызения совести, которая говорит тебе: «Другого случая не будет. Только сейчас можно этому таксисту сказать о Христе, хотя бы пару слов».
Кстати, про таксиста: недавно ехал с одним, и он рассказал мне историю из своего детства и заодно про поступок, о котором жалеет больше всего. Однажды папа дал ему рубль и попросил купить помидоры. Продавщица куда-то вышла, и он взял овощи, а деньги не оставил. Прошло много лет, это мелкое воровство до сих пор мучает человека, а исправить ситуацию нельзя. А цена этой проблемы — рубль. Я ему стал рассказывать о Христе, о Его искупительном подвиге. Сам водитель дал мне повод рассказать о том, что Спаситель фактически и уплатил за него эти деньги — Он принял наказание за грехи всех людей на Кресте. Эта история не закончилась грандиозным чудом с просьбой немедленно крестить его, нет. Она закончилась тем, что он меня внимательно выслушал. И одно это сделало наш разговор не бессмысленным. По крайней мере, так я это расцениваю.
Если ты чувствуешь призвание к миссионерству и не проповедуешь, то становишься похожим на пророка Иону, который испугался язычников чужой страны и уплыл в другом направлении. И чем это кончилось. Если мы будем уклоняться от проповеди, когда имеем призвание, то Господь спросит с нас как в притче о талантах: «Я тебе дал эти таланты. Почему ты их зарыл?».
Миссионерский отдел московской митрополии
Миссионерские курсы
Миссионерско-катехизаторские курсы Московской епархии учреждены распоряжением митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия и осуществляют свою деятельность согласно Положению о курсах.
В задачи курсов входят подготовка, переподготовка и повышение квалификации миссионеров-катехизаторов, преподавателей церковно-приходских школ, социальных и молодёжных работников для приходов и монастырей Московской епархии.
Курсы действуют на базе Коломенской духовной семинарии. Заведующим курсами является епископ Зарайский Константин, викарий Московской епархии, председатель Епархиального отдела религиозного образования и катехизации, ректор КДС. Секретарь курсов – Барабанова Татьяна Александровна.
Для удобства преподавателей и слушателей курсы работают по системе отделений.
На курсы принимаются миряне Московской епархии, имеющие полное среднее образование, предполагающие в дальнейшем исполнять послушания миссионеров-катехизаторов, преподавателей церковно-приходских школ, социальных и молодёжных работников. Если поступающий на курсы имеет богословское образование, то он может быть зачислен сразу на второй год обучения.
Образовательный процесс на курсах осуществляется по очно-заочной форме обучения, которая предполагает слушание установочных лекций, домашнюю самостоятельную подготовку по программам и аттестацию.
Подробная информация, программа обучения, образцы прошений о зачислении, расписание занятий публикуются на Официальной странице Коломенской православной духовной семинарии.
Обучение
Миссионерский кружок при миссионерском обществе во имя мч. Николая Варжанского
Особенностью обучения в Миссионерском кружке является то, что его преподаватели – практикующие миссионеры. Все дисциплины ведутся в строгом соответствии со Священным Писанием, Священным Преданием и миссионерской традицией Церкви.
Онлайн-катехизация. Курс в Школе православной психологии
В Школе православной психологии заработал катехизаторский онлайн-курс «Стать православным. Катехизация и начала духовной жизни».
Беседы об основах православия в центре Санкт-Петербурга
Цикл занятия для тех, кто хочет узнать об основах христианского вероучения не из газет и слухов. Не имеет значения как давно вы переступили церковный порог или только что задумались о том для чего нас создал Бог.
Общеобразовательные учреждения Русской Православной Церкви
Общеобразовательные учреждения Русской Православной Церкви.
Дополнительное образование в Православном гуманитарном институте “Со-действие”, Москва
Дополнительное профессиональное образование, повышение квалификации в Православном гуманитарном институте “Со-действие”
Обучение в Народном Православном Университете Санкт-Петербурга
Очное обучение в Народном Православном Университете Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Справочные телефоны
16 февраля 2012 года в Москве начал работу ежедневный справочный телефон для интересующихся вопросами православной веры и церковной жизни.
Дистанционное обучение на Богословско-Миссионерском факультете Алматинской Духовной семинарии
Отдел Дистанционного Образования Богословско-Миссионерского факультета – это учреждение просвещения Русской Православной Церкви для мирян, построенное на принципах ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ, которое призвано дать полноценные знания учащимся в объеме курса духовных семинарий.
Санкт-Петербургские Свято-Макарьевские богословско-педагогические курсы
Школа Военного Духовенства епархиального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями объявляет набор на богословские-педагогические курсы во имя преподобного Макария Алтайского (Глухарева).
Духовные учебные заведения Русской Православной Церкви
Духовные учебные заведения Русской Православной Церкви
Абитуриентам о поступлении в Школу катехизаторов
«Православное воспитание и образование испытано многовековым опытом русского народа, засвидетельствованным нашими святыми, лучшими людьми Русской земли»
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Школа катехизаторов при Свято-Вознесенском соборе начала свою работу в 2007 году, и за это время в стенах этого учебного заведения получили образование самые разные специалисты, создан качественный преподавательский состав и сформирована своя система обучения. Отрадно, что каждый год заведение притягивает к себе все больше и больше абитуриентов. Впереди, в сентябре, желающих обучаться в Школе катехизаторов ждет серьезное испытание — вступительное собеседование. О том, что дает христианину это обучение и как лучше подготовиться к поступлению, рассказал проректор учебного заведения иерей Георгий Опарин.
— Отец Георгий, расскажите, что дает православному христианину обучение в школе катехизаторов?
— Самое главное это то, что Школа катехизаторов не останавливает свое внимание на чем-то одном, а предлагает очень высокий уровень знаний по целой системе православных дисциплин: Священное Писание Нового и Ветхого Завета, догматическое и сравнительное богословие, богослужебный устав и литургика, история Церкви, сектоведение, церковно-славянский язык, православная педагогика и психология и многое другое. Такой подход примерно соответствует требованиям среднего духовного учебного заведения. Основная цель нашей школы — это подготовка профессионалов для работы в Церкви, но так бывает не всегда. У нас учатся и желающие получить духовные знания для личного совершенствования.
— Школа готовит православных церковных специалистов по разным направлениям. Как быть, если человек не может определиться с выбранной специальностью? Например, хочется быть певчим и в то же время преподавателем воскресной школы?
— Да, действительно, у нас бывают такие ситуации, когда учащиеся не могут сразу определиться с выбором специальности. Но обычно на старших курсах эта проблема решается, и они уже готовы сделать свой выбор. Если кому-то все же захочется получить две специальности, мы всегда готовы пойти навстречу такому человеку и предоставить такую возможность.
— Как лучше подготовиться к поступлению?
— При школе работает подготовительное отделение по основам Православия, на него мы принимаем учащихся без какой-либо особой подготовки. Оно работает в открытом режиме, и желающие могут начинать учебу в течение учебного года. Для поступления на первый курс требуются начальные знания, это, например, основные богословские и библейские понятия православного вероучения. Все экзаменационные требования можно получить в нашем методическом кабинете.
— Как проходит собеседование, и по каким причинам человека могут не взять в школу?
— На собеседовании перед поступлением на курс «Основы Православия» мы, прежде всего, знакомимся с будущими учащимися. Абитуриенты обычно рассказывают о своем образовании, работе, воцерковленности. Что касается каких-то особых причин в ограничении набора абитуриентов, то такого при поступлении не предполагается.
— В каком возрасте пойти учиться в школу катехизаторов? Часто приходится слышать от пожилых людей, что им уже поздно идти в такое серьезное заведение?
— Поскольку мы готовим будущих специалистов для служения Церкви Христовой (это уставщики, певчие, преподаватели и миссионеры), мы, конечно, прежде всего, заинтересованы в притоке молодых людей в Школу катехизаторов. Но, в то же время мы готовы дать необходимые духовные знания людям любого возраста. Для этого у нас есть разные формы и уровни обучения.
— Скажите, каков, на ваш взгляд, идеальный абитуриент Школы катехизаторов?
— Идеальный абитуриент — человек, искренне стремящийся к Богу и готовый учиться и трудиться во Славу Божию.
— Что пожелаете желающим поступить в Школу катехизаторов?
— Желаю, прежде всего, любви к Богу и ближним, ну а все остальное приложится!
— Спаси Господи за беседу, отец Георгий!