Мистрали что это такое штраф
Россия уже получила за «Мистрали» более миллиарда евро
Россия получила от Парижа обратно деньги за полтора «Мистраля». Общая сумма выплат за вертолетоносцы превысила миллиард евро.
Но Париж приостановил передачу вертолетоносца в связи с ситуацией на Украине. Соглашение о судьбе «Мистралей» было достигнуто летом 2015 года. По условиям соглашения, Россия получает назад деньги и оборудование. После этого Париж получает возможность распоряжаться построенными кораблями.
Москва получила 65 миллионов евро за кормовую часть «Мистралей», построенную в Санкт-Петербурге. Всего Россия проплатила авансом 893 миллиона евро. То есть, был оплачен весь первый корабль и половина второго.
В Минобороны утверждают, что после переговоров от Парижа удалось добиться и выплаченных денег, и возмещения косвенных потерь и издержек: расходы на командировки и обучение моряков, создание части инфраструктуры на Дальнем Востоке под эти суда.
В Елисейском дворце неделю назад заявили, что сумма компенсации составит менее миллиарда евро.
Взяли с Парижа, что называется, по-божески. Ведь официальные выплаты за срыв поставок согласно контракту могли достигать нескольких миллиардов. Но Франция продолжает наказывать себя материально, ведь содержание двух Мистралей у заводских причалов ежемесячно обходится Франции в 3 миллиона евро. Поэтому вопрос их продажи, пусть даже и в полцены, это вопрос уже даже не экономики, а экономии. Пока же два злосчастных вертолетоносца для Парижа все равно что чемоданы без ручек – нести неудобно, а выбросить жалко.
Позиции Франции как надежного поставщика и партнера пошатнулись из-за политического решения не поставлять вертолетоносцы «Мистраль» России из-за ситуации на Украине. Ни для кого в мире не было секретом, что такое решение Елисейский дворец принял под давлением Вашингтона. Оружейный рынок очень остро реагирует на такие вещи. Тем более что это уже не первый случай подобного поведения Парижа.
В начале 1980-х Франция «недопоставила» Аргентине противокорабельные ракеты, из-за чего та проиграла войну за Фолкленды. А во время операции «Буря в пустыне» французы по требованию США передали Пентагону специальную техническую информацию по поставленным в Ирак французским системам ПВО, что в итоге свело их эффективность к нулю. Все это привело к сокращению доли Франции на оружейном рынке с 14% в 1985-1990 годах до 5% в 2009-2013 годах.
Штраф за непоставку «Мистраля» не будет «бешеным», считает юрист
МОСКВА, 25 ноя — РИА Новости. Франция сознательно идет на нарушение договора по поставке «Мистралей», в связи с чем рискует получить штрафные санкции, но штраф не будет «бешеным» — такое мнение высказал РИА Новости советник коллегии адвокатов «Юков и партнеры» Всеволод Миллер.
Предъявлять Франции претензии Россия пока не планирует — как заявил РИА Новости замминистра обороны РФ Юрий Борисов, РФ будет «терпеливо» ждать поставки кораблей.
Сознательное нарушение
«Хотя и говорится, что Россия чего-то там не выполнила, но суть дела, я думаю, заключается в том, что Франция сознательно идет на нарушение договора, это политическое решение», — заявил Миллер.
По его словам, «Россия может засудить Францию и получить большие штрафные санкции». Но в то же время, как полагает эксперт, штраф вряд ли будет «бешеным».
«Это не будет 200-300% от стоимости контракта, и даже 100%, скорее всего, не будет, вряд ли французы пошли бы на такое условие в договоре», — отметил Миллер.
В то же время российские военные эксперты ранее оценивали отказ Франции от поставки «Мистралей» в сумму от 3 до 10 миллиардов евро (при стоимости контракта в 1,2 миллиарда).
В июне сам Олланд говорил, что если контракт будет разорван, Франции необходимо будет вернуть «несколько миллиардов евро». Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин в июле также предупреждал, что отмена контракта будет стоить Парижу «миллиарды евро».
Убедили партнеры?
Миллер предположил, что Францию, видимо, убедили пойти на нарушение договора ее партнеры, которые, в том числе, пообещали компенсировать возможные убытки.
«Сами «Мистрали», возможно, кто-то выкупит, например Канада», — сказал юрист.
По его словам, суд, в котором должны решаться все споры по контракту, указан в договоре.
«Скорее всего, это какой-то из крупных международных арбитражных судов, возможно, даже в Париже», — считает эксперт.
Другое мнение
По вопросу о размере возможных штрафных санкций к Франции с Миллером не согласна партнер адвокатского бюро «Коблев и партнеры» Ольга Линева.
«Могу предположить, что исходя из суммы контракта, размер возмещаемых убытков будет велик, кроме того, у российской стороны есть право на возмещение упущенной выгоды в случае нарушения договора», — сказала Линева.
По ее словам, практика рассмотрения международных споров показывает, что размер штрафа и упущенной выгоды может быть в разы больше стоимости самого контракта.
Балтийский спор
Руководитель практики международных судебных споров и арбитража адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Евгений Ращевский ранее на просьбу РИА Новости оценить возможные убытки России из-за срыва поставки «Мистралей» напомнил о судебном разбирательстве шведской компании Stena RoRo с «Балтийским заводом».
Российская сторона тогда не исполнила контракт на строительство двух грузовых судов стоимостью около 59 миллионов евро каждое, и шведы потребовали в Стокгольмском арбитраже взыскать с «Балтзавода» 20 миллионов евро убытков. Иск был удовлетворен, а Президиум Высшего арбитражного суда РФ в 2011 году признал это решение иностранного суда.
Что представляют собой вертолетоносцы типа «Мистраль»
«Мистраль» (Mistral) —десантный вертолетоносец (Франция). Французы классифицируют корабли класса «Мистраль» как десантно-командные корабли (bâtiment de projection et de commandement).
Две главные задачи вертолетоносца — производить высадку сил и средств десанта и осуществлять управление группой, соединением и объединением кораблей или разнородных сил. Читайте подробнее в справке РИА Новости >>
Франция назвала точную сумму компенсации за «Мистрали»
Франция выплатила России за разрыв контракта на поставку вертолетоносцев типа «Мистраль» €949 755 849. Об этом говорится в законопроекте о ратификации соглашения между Парижем и Москвой, размещенном на сайте Национального собрания Франции.
В документе сообщается, что соглашение об урегулировании спора было подписано в Москве 5 августа 2015 года представителем Франции по разрешению проблемы «Мистралей» Луи Готье и вице-премьером России Дмитрием Рогозиным. Согласно данному соглашению Франция не имеет права передавать корабли третьей стороне до того момента, пока Москва не получит все компенсации. Также еще один пункт соглашения гласит о том, что третья сторона, которая могла понести убытки от разрыва контракта на поставку «Мистралей» не может претендовать на компенсации. Комиссия по международным делам парламента Франции рассмотрит документ 16 сентября.
2 сентября стало известно, что Россия добилась права на согласования конкретного заказчика «Мистралей», т.е. Москва имеет право наложить вето на продажу Францией «Мистралей» третьей стороне.
25 августа агентство «Интерфакс» сообщало, что французская сторона перечислила России более €1 млрд за разрыв контракта, однако позднее Франция опровергла эту информацию. Официальный представитель Франции Стефан Ле Фоль заявил, что сумма компенсации составит ниже €1 млрд.
Переговоры о судьбе контракта продолжались несколько месяцев. В начале августа Кремль и Елисейский дворец объявили о прекращении контракта. В Кремле уточнили, что Франция уже перечислила средства, заплаченные Россией по контракту.
ФСВТС: Франция вернула России все деньги за «Мистрали»
ЖУКОВСКИЙ, 27 авг — РИА Новости. Франция вернула России все деньги за непоставку «Мистралей», сумма составляет порядка 900 миллионов евро, сообщил РИА Новости в четверг высокопоставленный представитель Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС).
«Франция вернула России все деньги за «Мистрали». Это сумма порядка 900 миллионов евро. Россия напрямую за «Мистрали» заплатила на момент разрыва контракта 800 миллионов евро», — сказал собеседник агентства.
Он пояснил, что в сумму 900 миллионов евро входит в том числе возврат средств за проведение опытно-конструкторских работ по разработке палубного вертолета К-52К, обучение специалистов по управлению «Мистралями», а также строительство причальной стенки для базирования этих кораблей во Владивостоке.
В начале августа Москва и Париж приняли решение о прекращении действия контракта на строительство и поставку двух кораблей-доков типа «Мистраль». Франция перечислила средства по контракту и после возврата российского оборудования, установленного на «Мистралях», сможет распоряжаться вертолетоносцами.
«Мистрали»: кто выиграл и кто проиграл от расторжения контракта
Владимир Ардаев, обозреватель МИА «Россия сегодня»
«В Москве считают вопрос «Мистралей» полностью урегулированным», — говорится в коммюнике, опубликованном на официальном сайте Кремля.
О том, что Франция отказывается от передачи «Мистралей» России, стало известно в мае. Переговоры о возврате Парижем выплаченных Россией денег шли до последнего дня и потребовали вмешательства на высшем уровне. Из официального сообщения следует, что Париж вернет Москве всю сумму, выплаченную ею по контракту, а также поставленное российское оборудование и материалы.
«Франция уже перечислила упомянутые средства и после возврата оборудования обретет право собственности и сможет распоряжаться обоими кораблями», — сообщает Кремль.
Кому выгодно?
Такое решение — расторгнуть контракт и вернуть России выплаченные ею 1,2 миллиарда евро — выгодно всем, считает старший научный сотрудник Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН Владимир Евсеев.
«Франция подтвердила, что она отвечает по своим обязательствам. Для нее лучше было вернуть деньги, чем нести репутационные риски. Для России, наконец, появилась определенность. Она получит свои средства назад, а в военном отношении ничего не потеряет, поскольку эти корабли не особо были ей нужны. Заключение контракта на строительство «Мистралей» было для России чисто политическим решением», — говорит аналитик.
Руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок не согласен: он полагает, что французская сторона в любом случае уже несет те самые репутационные потери.
«Индия уже отказалась от покупки французских истребителей Rafale. Надо полагать, именно по причине того, что Франция продемонстрировала свою ненадежность как партнера по поставкам вооружений», — утверждает он.
Эксперт Российского совета по международным делам Алексей Фененко считает, что в истории с «Мистралями» выигравшей стороны вообще нет — потери понесли и Париж, и Москва. Скажем, Россия несет определенные финансовые издержки в связи с инфляцией, имевшей место за период между транзакциями.
«Чисто политическая сделка»
Однако в том, что сделка была «преимущественно политической», сходятся практически все военные эксперты.
«Сам по себе контракт на сооружение «Мистралей» стал политическим ответом на участие России в строительстве космодрома Куру во Французской Гвиане, но он никак не был продиктован военными потребностями России», — говорит Анатолий Цыганок.
«Решение о покупке «Мистралей» было чисто политическим, они нам вообще не нужны», — заявил РИА «Новости» и бывший командующий Черноморским флотом адмирал Владимир Комоедов.
Чем «Мистрали» не подходят России
Анатолий Цыганок перечисляет причины, по которым французские «Мистрали» не могли найти полноценное применение в составе российского ВМФ: они не могут действовать в северных широтах, для их заправки требуются топливные компоненты, которые не производятся в России, корабли слабо защищены от атак с воды, воздуха и суши и в боевых походах требуют значительного эскортного сопровождения. Каждые полгода эти вертолетоносцы нуждаются в ремонтных работах, для чего потребуются специальные доки, они изначально не приспособлены для того, чтобы нести российскую военную технику, не имеют необходимого сопряжения с разными видами российского вооружения, и с них затруднена высадка десанта, — поясняет эксперт.
Причем это далеко не полный перечень проблем, с которыми российским военным морякам пришлось бы столкнуться в ходе эксплуатации этих кораблей.
«Довольно трудно представить себе, какие боевые задачи могли бы выполнять эти десантные корабли в современных условиях, — говорит Владимир Евсеев. — Один из вертолетоносцев планировалось передать Тихоокеанскому флоту — для чего, для каких операций? Куда на Дальнем Востоке Россия могла бы высаживать свой десант? В реальности они могли применяться только для переброски войск на свои же, российские, острова. Но для этого вовсе не нужны боевые корабли, вполне подойдут и обычные транспортные суда».
Мало того, наличие десантного вертолетоносца в составе, скажем, Черноморского флота, могло бы сослужить не лучшую службу — стать дополнительным фактором, провоцирующим эскалацию напряженности в Ближневосточном регионе, считает политолог.
Что, если не «Мистрали»?
Большие десантные вертолетоносцы класса «Мистраль», если и понадобятся российскому Военно-морскому флоту, то в довольно далеком будущем, а пока у него хватает других проблем, считает Владимир Евсеев.
«Думать о наличии таких кораблей пока рано. Когда у России будет мощная надводная группировка кораблей, когда флот будет укомплектован кораблями класса «эсминец», «крейсер» — тогда можно будет и о больших десантных кораблях продумать. А пока у нас реально не хватает кораблей основных классов, не говоря уже про вспомогательные суда, корабли разведки… В таком положении иметь какие-то претензии на масштабные десантные операции — это завышенные ожидания», — говорит он.
«Прежде чем думать о десантных кораблях, надо подумать о воссоздании самого морского десанта. Прежние дивизии морской пехоты в составе Балтийского, Тихоокеанского флотов давно превратились в сокращенные бригады — то есть уменьшились на две трети», — напоминает Анатолий Цыганок.
Ранее сообщалось, что в России в настоящее время строятся большие десантные корабли (БДК) типа «Иван Грен» (проект 11711), являющиеся самыми большими в своем классе, им на смену вскоре придут большие десантные корабли проекта «Лавина-Прибой», разработанные Крыловским научным центром и Невским ПКБ. Новые БДК смогут нести на борту значительно больше вертолетов и по своим характеристикам будут близки к «Мистралям».