Ммд у детей что это такое
Минимальная мозговая дисфункция
Минимальная мозговая дисфункция (ММД) — это синдром, который возникает при нарушении регуляции ЦНС и характеризуется различными неврологическими симптомами и расстройствами. Последние могут выражаться в виде физиологических, психологических, когнитивных и поведенческих отклонений. Если верить статистике, 25% детей дошкольного и младшего школьного возраста страдают синдромом минимальной мозговой дисфункции. «Легкие нарушения» родители могут не посчитать опасными, но без должного лечения и коррекции они ведут к более серьезным последствиям.
Несмотря на то, что некоторые специалисты до сих пор используют термин «Минимальная мозговая дисфункция», этот диагноз является устаревшим. Те расстройства, которые раньше описывались термином ММД, в настоящее время называют целым рядом других наименований, согласно МКБ-10 (Международной классификации болезней 10 пересмотра) — перинатальная энцефалопатия (ПЭП), СДВ, СДВГ, нарушения обучения и памяти и другие. Это произошло из-за того, что ММД было слишком общим понятием. Медицина не смогла получить точные данные о причинах заболевания, его развитии и предложить универсальные методы лечения, одинаково эффективные для всех проявлений ММД. Новые более узкие и точные диагнозы позволяют применять наиболее действенные способы коррекции нарушений. По сути, слишком общее понятие ММД охватывало большое количество разнообразных нарушений, каждое из которых нуждается в специальном подходе к лечению.
Почему же это понятие до сих пор встречается? Все дело в том, что многие действующие врачи обучались уже давно и старый диагноз ставят или потому, что не повышали квалификацию, или просто по привычке. Также это делается, когда ребенок имеет «смазанную симптоматику», и точный диагноз без дополнительных обследований поставить невозможно, но наличие определенных признаков, характерных для ММД, имеется.
Причины минимальной мозговой дисфункции
Данная патология чаще всего является результатом родовой травмы. Она может быть получена или во время беременности, или во время самих родов. Позвоночник ребенка в целом, а в особенности его шейный отдел, испытывает огромные нагрузки при движении по родовым путям. Когда малыш протискивается между костями таза, он поворачивается практически на 360 градусов. Это нередко вызывает смещение шейных позвонков, а в будущем и проблемы с кровоснабжением.
Часто причиной становятся и неверные действия акушерки, которые приводят к сдавливанию и деформации черепа, а иногда и его повреждениям. Крупный плод, кесарево сечение, стремительные роды и т.д. тоже относят к возможным причинам.
Также нарушение может начать развиваться еще в период беременности. Это может быть вызвано такими причинами, как:
Существуют случаи, когда ММД возникает после рождения малыша. Причинами этого могут стать неблагоприятные условия для жизни и неудовлетворение базовых потребностей ребенка, осложнения после заболеваний, повреждения головного мозга.
Патология проявляется на уровне центральной нервной системы, вследствие чего нарушаются речь, внимание и поведение. Стоит отметить, что хотя некоторые процессы развития у малыша с ММД проходят медленнее, чем у здоровых детей, его интеллект, как правило, находится в пределах нормы.
Симптомы минимальной мозговой дисфункции
Симптоматика у этого болезненного состояния крайне обширна. Обычно можно заметить нарушения уже с самого рождения ребенка. Если вы обнаружили у малыша один или несколько признаков, описанных ниже — незамедлительно обратитесь к врачу-неврологу:
В раннем детском, дошкольном и младшем школьном возрасте ММД у ребенка может выражаться в следующих проблемах:
У детей с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность) наблюдаются проблемы с вниманием, повышенная активность и импульсивность. Они не слушают учителей в школе, постоянно допускают ошибки из-за невнимательности. Такие дети стараются избегать длительного интеллектуального напряжения, не могут усидеть на месте.
Взрослые же с СДВГ, которое не было вовремя скорректировано, часто социально не адаптированы: у них низкий профессиональный уровень, психические заболевания, могут страдать алкоголизмом и наркоманией.
Лечение минимальной мозговой дисфункции и последствий
Для успешного лечения ММД прежде всего нужно установить точный диагноз (или несколько) согласно МКБ-10. Это могут сделать только врачи: невролог, в некоторых случаях – детский психиатр (особенно если речь идет про СДВГ). Помимо диагностики врачи проводят медикаментозное лечение. Если диагноз поставлен правильно и вовремя, при некоторых нарушениях этих мер оказывается достаточно.
После 2-3 лет ребенку часто требуется дополнительное обследование и коррекция у следующих специалистов:
Диагнозы у этих специалистов могут отличаться от тех, что поставили врачи, но они важны для понимания структуры нарушений и последующей коррекции.
Также может понадобиться аппаратная диагностика (ЭЭГ, «вызванные потенциалы» и др.).
Также ребенку с минимальной мозговой дисфункцией очень важна правильная обстановка дома и гармоничные отношения с родителями:
Коррекция нарушений специалистами идет в зависимости от тех дефицитов, которые имеются у ребенка. Для эффективного исправления симптомов рекомендуются занятия с нейропсихологом, логопедом-дефектологом, очень важно участие в коррекции детского психолога. Дети с ММД могут испытывать трудности с адаптацией в обществе и иметь низкую самооценку. Психолог поможет ребенку понять и принять себя, научиться максимально спокойно реагировать на стрессовые ситуации, избавиться от страхов, развить внимание и мышление. Также детский психолог будет работать с родителями, помогая им создать благоприятную обстановку для ребенка дома.
Высокую эффективность при коррекции нарушений, связанных с ММД, показывает аппаратное стимулирование головного мозга. В нашем центре для этих целей применяется Томатис-терапия, а также гарнитура Forbrain и устройство Soundsory.
При правильной коррекции со стороны необходимых специалистов (невролог, нейропсихолог, детский психолог, логопед) и внимательного отношения родителей к особенностям развития ребенка прогноз ММД благоприятный, к переходному возрасту все симптомы исчезают.
Минимальная мозговая дисфункция
Среди легких форм детских нервно-психических расстройств особое место занимает минимальная мозговая дисфункция (ММД). Проявляется эта патология в виде нарушений речи, поведения, а также двигательных функций.
Несмотря на то, что психиатры обозначают ММД, как легкое расстройство, оно требует обязательного профессионального сопровождения. Только так можно гарантировать успешную адаптацию ребенка к школе и усвоение им знаний, что позволит затем продолжить образование в высшем учебном заведении.
Проявления патологии
Первые признаки такой патологии, как минимальная мозговая дисфункция у детей, можно заметить в самом раннем возрасте. Видоизмененная форма черепа и ушных раковин, отклонение от нормы в строении нёба и роста зубов – все это является визуальными проявлениями ММД у детей.
Клиническая картина патологии достаточно обширна. Она может иметь самые разные проявления:
Минимальная мозговая дисфункция сопровождается высокой степенью истощаемости нервных клеток, расположенных в верхних слоях коры головного мозга. Следствием этого является быстрая утомляемость, также возникают определенные сложности с памятью и формированием запаса общих понятий. Все это ведет к психическим и речевым задержкам в развитии.
Дети с ММД испытывают трудности и в социальной сфере. Они легче находят общий язык с детьми, которые младше их по возрасту, тогда как излишняя возбудимость и склонность к созданию конфликтных ситуаций не позволяет наладить контакты с ровесниками в стенах дошкольных образовательных учреждений. У таких детей могут быть проблемы с засыпанием, они часто ворочаются во сне, большинство из них страдают недержанием мочи.
Постепенно, когда малыш становится старше, клинические проявления расстройства бесследно проходят. Согласно статистике, в младшем дошкольном возрасте ММД наблюдается примерно у каждого пятого из детей, а уже в начальных классах патологию можно встретить у одного из 20 учеников. Но это возможно лишь в том случае, если воспитанию и образованию ребенка с ММД уделяется особое внимание. Лишь в очень редких случаях некоторые из проявлений расстройства сохраняются у взрослых.
Причины возникновения
Основной причиной развития ММД принято считать органическое повреждение коры головного мозга или аномалию развития. Негативно сказаться на формировании центральной нервной системы плода могут различные инфекции, соматические заболевания матери, находящиеся в стадии обострения, неправильное питание беременной женщины, различные патологии беременности, прием некоторых лекарственных средств, употребление алкоголя, наркотических препаратов и курение.
Привести к развитию этого расстройства могут и различные травмы, нанесенные ребенку в момент его появления на свет. Кроме того, спровоцировать патологию могут такие факторы, как слабовыраженная родовая деятельность и последующая стимуляция специальными средствами, стремительные роды, оперативное родоразрешение, гипоксия плода, неполное раскрытие родовых путей у женщины, слишком крупный плод, а также использование медперсоналом специального родовспомогательного инструмента (акушерские щипцы, вакуум-экстрактор и т.д.).
К развитию ММД в неонатальном периоде могут привести нейроинфекции и травмы, приведшие к повреждению центральной нервной системы. Если расстройство формируется в возрасте от 3 до 6 лет, то его причиной, скорее всего, является педагогическая и социальная запущенность. Подобное состояние ребенка является воспитанием в неблагополучной семье.
Особенности диагностики
Для того чтобы диагностировать ММД у детей, врач должен провести всестороннее обследование при помощи существующих на сегодняшний день методов исследования.
При осмотре младенцев специалисты, прежде всего, обращают внимание на рефлексы, а также симметричность их выраженности. В возрасте от 3 до 6 лет врач уже может отследить динамику клинических проявлений, а также их тяжесть. При работе со школьниками используются методы психодиагностики, поскольку объективное обследование в этом возрасте не дает полной картины патологии.
Диагностируется минимальная мозговая дисфункция у детей при помощи систем Гордона, теста Векслера, «Лурия-90» и т.д. Эти методы дают возможность врачу (педиатру или невропатологу) оценить степень развития ребенка и его психическое состояние, а также выявить особенности поведения.
Из инструментальных методов наиболее информативными при диагностике ММД являются компьютерная и магнитно-резонансная томография, эхоэнцефалография, нейросонография и другие. Обычные клинические анализы отклонений от нормы не выявляют. Томография позволяет определить уменьшение коры головного мозга в области темени и левой части лба, повреждения передней области (медиальной и глазной), а также значительное уменьшение в размерах мозжечка. Использование рентгена позволяет исключить переломы черепа.
При диагностике минимальной мозговой дисфункции у детей практикуется дифференциальный подход. Зависит это, прежде всего, от возраста ребенка, а также от момента, в который проявились первичные симптомы. В ходе диагностических мероприятий потребуется исключить черепно-мозговую травму, нейроинфекции, детский церебральный паралич, эпилепсию и заболевания с ней схожие, шизофрению, острое отравление тяжелыми металлами (свинцом) и другие патологии, имеющие схожие проявления.
Подбор схемы лечения
Коррекция минимальной мозговой дисфункции у детей требует комплексного подхода. Обычно для каждого ребенка составляется индивидуальная программа, которая учитывает особенности клинической картины и этиологию.
Терапия ММД ведется по нескольким направлениям:
Специалисты в большинстве случаев дают положительные прогнозы для детей с ММД. Примерно 50% пациентов «перерастают» свое заболевание, при этом в подростковом и взрослом периоде жизни симптомы патологии исчезают полностью. Тем не менее, у ряда больных некоторые из проявлений заболевания остаются на всю жизнь.
Для людей с ММД характерна невнимательность и нетерпеливость, они испытывают затруднения в общении с окружающими людьми, нередко у них возникают проблемы в личной жизни и при попытках создать полноценную семью, сложно им обучаться профессиональным навыкам.
Советы родителям
Как уже отмечалось выше, успех лечения в большей мере зависит от того, в какой психологической обстановке растет и воспитывается ребенок. Ему необходимо особое внимание родителей и педагогов. С малышом должны работать специалисты различных специальностей: психолог, лингвист и логопед, остеопат, невропатолог и т.д.
Конечно, здоровых детей тоже нужно постоянно воспитывать и учить, но малыши с ММД нуждаются в этом особенно. Соблюдение нижеперечисленных рекомендаций позволит достичь полного выздоровления в кратчайшие сроки:
Чтобы предупредить развитие минимальной мозговой дисфункции необходимо особое внимание уделить питанию будущей матери. Кроме того, она должна полностью отказаться от вредных привычек. Регулярное посещение женской консультации позволит врачам вылечить сопутствующие заболевания, исключить возможность развития патологий беременности, а также выбрать наиболее подходящий способ родоразрешения.
Диагностировать минимальную мозговую дисфункцию специалист может в том случае, если у малыша наблюдается несколько из симптомов заболевания в течение длительного времени. Но если поведение вашего ребенка кажется вам странным, вы замечаете, что у него возникают конфликты с ровесниками, ему трудно запоминать новую информацию, то обязательно проконсультируйтесь с врачом: психологом, психотерапевтом, невропатологом или неврологом. Даже если у него не будет обнаружено психологическое расстройство, советы специалиста помогут нормализовать его поведение и решить другие проблемы.
Ммд у детей что это такое
1. Быструю умственную утомляемость и сниженную работоспособность (при этом общее физическое утомление может полностью отсутствовать);
2. Резко сниженные возможности самоуправления и произвольной регуляции в любых видах деятельности; 3 Выраженные нарушения в деятельности ребенка (в томчисле, и умственной) при эмоциональной активации (не только отрицательной, но и положительной); 4 Значительные сложности в формировании произвольного внимания: неустойчивость, отвлекаемость, трудности концентрации, отсутствие распределения, проблемы с переключением в зависимости от преобладания лабильности или ригидности; 5. Снижение объема оперативных памяти, внимания, мышления (ребенок может удержать в уме и оперировать довольно ограниченным объемом информации); 6. Трудности перехода информации из кратковременной памяти в долговременную (проблема упрочения временных связей); 7. Неполную сформированность зрительно-моторной координации (дети допускают разнообразные ошибки и неточности при оперативном переводе визуальной информации в двигательно-графический аналог, т. е. при списывании и срисовывании, не замечают несоответствий даже при последующем сравнении); 8. Изменение временной протяженности рабочих и релаксационных циклов в деятельности мозга. Как работает мозг у детей с ММД?
Возникновение симптомов ММД или их нарастание, происходит в определенные возрастные периоды, обычно связанные с началом посещения детского сада или школы, когда к ребенку предъявляют требования в виде повышенной самостоятельности, сосредоточенности, целеустремленности. Они часто страдают нарушениями сна и повышенной нервно-рефлекторной возбудимостью. В дальнейшем дети становятся крайне непослушными и гиперподвижными, их поведение с трудом контролируется родителями. Вместе с тем есть дети, имеющие в дальнейшем синдром дефицита внимания без гиперактивности, могут умеренно отставать в двигательном и речевом развитии, они инертны, пассивны, не очень эмоциональны. Также основными критическими периодами становятся дошкольный и младший
школьный возраст (6-8 лет), которые совпадают с подготовкой к школе и началом обучения. Второй пик появлений ММД у детей приходится на пубертатный период (12-14 лет), что обусловлено не только преходящим дефицитом корковых функций, но и гормональным «всплеском», характерным для этого возраста. В 90% случаев ММД у детей, примерно к 12-ти годам проходит сама, даже без медикаментозной поддержки, однако без неё у малыша с вероятностью 99% останутся приобретённые нарушения поведения как привычка и однозначное представление о себе как о трудном и плохом ребёнке. Часто на фоне назначений невропатолога родители видят явный прогресс у крохи и решают, что можно отменить применение лекарственных трав. И всего через месяц ситуация может вернуться в изначальное состояние.
Но можем ли мы сами определить, есть у наших детей ММД или нет? Или у него просто от природы замедленный темперамент. И это здорово, что такой тест есть: простой и уникальный тест Тулуз- Пьерона, который был разработан Бурдоном ещё в 1895году. Он первично направлен на изучение концентрации внимания и психомоторного темпа, а вторично, оценивает волевую регуляцию, точность и надёжность переработки информации, личностные характеристики и динамику работоспособности.
Минимальная мозговая дисфункция – причины, симптомы
Минимальная мозговая дисфункция (ММД) – это синдром, проявляющийся у детей, диагностика и коррекция которого возможна с рождения, является первичным дефектом, проявляющимся в том числе гиперреактивностью [1].
Патология включает в себя комплекс симптомов дисбаланса со стороны психоэмоциональной сферы. Негативные явления возникают из-за недостаточной развитости центральной нервной системы. Ранняя диагностика и лечение возвращают ребенку способность к социализации, но важно начать терапию своевременно.
Причины возникновения
При диагностике минимальной мозговой дисфункции применяется список кодов по МКБ 10, включающих ряд синдромов у грудных детей и дошкольников, требующих комплексного лечения.
Диагноз ММД ставится не только при появлении характерных симптомов, признаков и синдромов в неврологии у детей, но и с учетом причин возникновения: от этого зависит, какие препараты будут использоваться при лечении.
Заболевание бывает врожденным или приобретается в раннем периоде жизни. К сожалению, часто не выявляется во младенчестве, так как родители не обращают внимания на настораживающие симптомы, не знают их.
Проблема созревает и обнаруживается, как правило, в школьном возрасте, когда ребенок начинает выделяться на фоне сверстников [2]. Бороться с ней тогда уже сложнее.
Причины дородовые (антенатальные)
Различные виды отклонений при малой мозговой дисфункции у детей провоцирует ряд причин:
Причины послеродовые (постнатальные)
Проблема может возникнуть непосредственно в процессе родов или в самом начале жизни малыша:
Постепенное развитие синдрома наблюдается и у здоровых изначально детей из неблагополучных семей. На них приходится большинство поздно выявленных случаев.
Диагноз минимальная мозговая дисфункция (ММД) невролог у детей может установить в младенчестве, в 4-5, а то и в 7-8, 9 лет, это зависит от степени проявления симптомов, а лечение назначается с учетом причин возникновения синдрома [3].
Симптомы
Ранние симптомы низкой мозговой активности (ММД) могут проявиться у новорожденного ребенка или уже у подростка.
Симптоматика проблемы крайне обширна, поэтому стоит обращать внимание на ряд особенностей в развитии малыша. При выявлении следующих признаков незамедлительно обратиться в клинику к неврологу:
Манифестация заболевания зависит от степени поражения ЦНС, особенностей воспитания и развития малыша, степени обследованности.
Как правило, проблема принимает яркий характер в дошкольный и младший школьный период. Вызывается это попаданием ребенка в детский коллектив, где ему нужно коммуницировать со сверстниками. Однако в силу неврологического расстройства, ему это удается плохо.
Как лечить минимальную мозговую дисфункцию, будет зависеть, от того, какая расшифровка диагноза МЦД стоит у ребенка в карте. В свою очередь, это определяется конкретным синдромом, сформированным из-за этой первопричины [4].
Диагностика
При обращении в клинику, невролог объясняет родителям, что минимальная мозговая дисфункция (ММД) – это не умственная отсталость, при расшифровке термина объясняется, что это особенность психологии развития, которая лечится.
Диагностика доступна как в раннем возрасте, по специфическим признакам, так и позже в 3-7 лет. К этому времени у ребенка уже можно отследить динамику клинических проявлений, их тяжесть.
Для уточнения состояния пациента используются врачебный осмотр, методы нейропсихологического тестирования и инструментального обследования:
Пути коррекции подбираются исходя из того, с какими видами и проявлениями минимальной мозговой дисфункции столкнулся ребенок.
Методы лечения
После прохождения необходимой диагностики и обнаружения ММД у детей, врач подробно отвечает на вопросы: как лечится и лечится ли в данном случае вообще неврологическое заболевание этого типа, какие препараты используются.
Коррекционные меры подбираются исходя из результатов диагностики, с учетом того, как именно проявляются дефициты [5].
Результативной считается комплексная терапия, включающая в себя:
Важна помощь родителей. Чуткое и корректное отношение близких людей, целенаправленная работа мамы и папы помогают справиться с препятствием в виде неврологических проблем.
В психологии, синдром минимальной мозговой дисфункции у детей дошкольного возраста, это – разнообразные проявления задержки в развитии, которые могут выражаться как в речевой, так и в двигательной, эмоциональной сфере [2], лечение должно включать в себя и профилактические меры:
К подростковому возрасту, благодаря терапии ММД, негативные явления проходят бесследно. И не влияют на дальнейшую жизнь.
Минимальные мозговые дисфункции
Впервые о том, что поведение ребенка может быть связано с изменениями в его мозгу, заговорили только в 1937 году. Такую мысль высказал американский невролог Самуэль Ортон (Samuel Orton), занимаясь проблемой обучаемости детей. Сам термин «минимальные мозговые дисфункции, ММД» или «легкие МД», появился в 1955 году.
Выводы подтвердили Strauss, Werner в 1947 и Strauss, Lethinen в 1955 годах. Эти доктора занимались наблюдением за созреванием поведенческих реакций у детей с нормальным родовым анамнезом и недоношенностью. Доктора установили, что между особенностями развития психики ребенка и повреждением у него мозга, есть прямая зависимость.
Что такое минимальные мозговые дисфункции
Синонимы: гиперкинетический хронический мозговой синдром, минимальное повреждение мозга, легкая детская энцефалопатия, легкая дисфункция мозга.
Исследования по этой тематике проводили как отечественные, так и зарубежные неврологи. Статистика говорит, что от 5 до 20% детей дошколят и школьников имеют тот или иной вариант ММД.
Патология распространена. Врачи относят ее к энцефалопатиям перинатального периода. Этим термином обобщаются все проблемы и поражения головного мозга, которые возникают во время перинатального периода.
По клиническим критериям, перинатальный период делится еще на три подпериода:
Для ММД характерно замедленное созревание структур мозга. Также нарушаются регулятивные функции нервной системы. Это отражается на эмоциональной сфере ребенка, способности к адаптации, вегетативной регуляции, поведении.
Другими словами, под термином ММД объединяют не грубые отклонения в поведении и познании, с сохранением интеллекта на приемлемом уровне.
Такие аномалии являются следствием легкой недостаточности функциональности головного мозга. И возникают, как правило, вследствие тех или иных его поражений.
Причины мозговых дисфункций
Главный механизм, из-за которого страдает нервная ткань плода, новорожденного – гипоксия, дефицит кислорода.
Опасность гипоксии мозга возрастает в поздних сроках беременности и в фазе родов. Это подтверждается данными, полученными по результатам ЭЭГ, компьютерной томографии (Drillen, 1972; Bergstrom, 1978; Коновалов, Корниенко, 1985; Лукачар и др., 1994).
По критерию причины и развития, поражения нервной системы в перинатальном периоде разделяют на три типа:
Замечено, что у детей с недоношенностью, от гипоксии страдают подкорковые структуры. Кто рождается в срок, больше рискует повреждением коры. Вследствие возникших аномалий и возникают минимальные мозговые дисфункции (ММД). В детском возрасте их расценивают как энцефалопатию. Проявления у взрослых объясняют слабостью нервной системы.
Ниже мы подробнее задержимся на факторах, способных вызвать повреждение ЦНС у плода и новорожденного.
Какой период беременности более опасен?
Как известно, в течение первых 12 недель происходит закладка, формирование фундамента для организма будущего человека. В том числе – формируются ростки мозга. А защита плода, плацентарный барьер, созревает к концу первого триместра.
Поэтому на первых неделях вынашивания опасны инфекции:
Возбудители из организма матери беспрепятственно достигают плода и нарушают первичные ростковые процессы. Не становится исключением и формирующиеся мозговые структуры.
На этапе закладки, инфекции приводят к генерализованным поражениям плода. В силу высокой чувствительности к повреждениям, нарушается правильное формирование нервной системы.
С 13 недели, когда плацентарный барьер начинает работать, влияние неблагоприятных воздействий к грубым порокам не приводит. Однако сохраняется риск внутриутробной гипотрофии, преждевременных родов и появления на свет ребенка, еще не созревшего для этого.
Факторы, оказывающие негативное влияние на развитие и созревание нервной системы, известны. Они могут сказаться как в момент зачатия (при поражении репродуктивных органов родителей), так и в последующем.
Типичные: ионизирующая радиация, алкоголь, острые и хронические отравления.
Факторы риска ММД на этапе вынашивания
Перечислим главные причины, из-за которых в перинатальном периоде страдает нервная ткань:
Статистически, большее значение имеет невынашивание беременности. Когда из-за проблем со здоровьем мамы, младенец рождается раньше срока, незрелым и недоношенным, с низкой массой тела.
Такой ребенок, как правило, еще не готов к перегрузкам во время родов, из-за чего в родовых путях травмируется. Также у незрелых деток выше риск срыва адаптации в послеродовом периоде.
Я текстовый блок. Нажмите кнопку редактирования, чтобы изменить этот текст. Разнообразный и богатый опыт постоянный количественный рост и сфера нашей активности требуют от нас анализа позиций.
Статистика показывает, что аномалии мозговой ткани, обусловливающее ММД, чаще всего провоцируются употреблением родителями спиртного накануне зачатия. Или, когда «употребляет» беременная мама. Этанол губителей для незрелых нейронов плода, нарушает закладку и созревание мозга.
Не меньший вред представляют крепкие стимуляторы – кофе, энергетики. Они сужают сосуды, в том числе и пуповины. Тем могут вызвать острую или хроническую гипоксию плода.
Факторы риска ММД в периоде родов
На этом этапе, рождающийся младенец рискует оказаться в условиях гипоксии или инфекции. Типичные причины для мозговых дисфункций в родах:
К категории риска в плане повреждений мозга относятся дети с недоношенностью и аномальной массой тела (слишком большой или чрезмерно малой).
Как правило, повреждающие факторы в периоде родов редко затрагивают непосредственно структуры ЦНС. Но последствия такого воздействия, опосредованно, нарушают биологическое и физиологическое созревание мозга младенца.
Факторы риска ММД в раннем постнатальном периоде
Сразу после рождения, заполучить поражение мозга, ребенок рискует по таким причинам:
Сочетаясь, или по отдельности, генетические аномалии с органическими поражениями нервной ткани, становятся основой для описанных ниже особенностей характера и поведения детей.
Как проявляются минимальные мозговые дисфункции?
Повреждения мозга на перинатальном этапе, как правило, проявляются тремя вариантами клинических симптомов. Зависят они от локализации и масштабности очага:
Проще говоря, под МДМ подразумевается любая мозговая патология, что является основой для формирования патологии психики или двигательных расстройств. С разной тяжестью: от поведенческих расстройств, до ДЦП.
Здесь уместно вспомнить стадийность созревания и развития интеллектуальных способностей у детей до 7 лет. Ее предложил Пиаже ( Piaget, 1994, 1997 ), выделив 4 периода. И в каждом из них, у детей с мозговыми дисфункциями отмечаются свои отклонения.
Общие проявления по подпериодам
Первые 1,5 лет жизни – сенсомоторная фаза. Если ребенок перенес перинатально гипоксию мозга, то у него бывает нарушена координация движений, ослаблена или усилена двигательная активность.
Вторая фаза – от года до полного формирования речевых навыков. В этом периоде, дети с МДМ начинают отставать от сверстников по речи.
Первые слова появляются часто вовремя (около года), затем наступает застой, развитие останавливается. Период «немоты» характерен тем, что дети понимают обращение к ним жестами дают обратную связь. Просто молчат.
С 2,5 до 4-6 лет, ребенок познает мир уже без необходимости в тактильной информации, за счет не только тактильной информации. В этом участвует так называемый предоперационный интеллект. У малыша с дисфункцией мозга, он нарушен: хромает видеомоторная координация, разлажена координация между усвоением зрительной и слуховой информации.
Отмечаются разной степени проблемы с произношением звуков, логопеды трактуют это как дислалии.
Фаза конкретных операций (с 6-7 лет и далее), когда происходит синтез опыта и накопленных знаний с генетическими способностями, у детей с ММД сопровождается проблемами в учебе.
Также возникают поведенческие отклонения, трудности с социальной коммуникацией в коллективе.
Проблема диагностики и терапии минимальных мозговых дисфункций остается дискутабельной. Дальше мы подробнее рассмотрим то, что обзорно обозначено в предыдущей части статьи.
Этиология и патогенез минимальных мозговых дисфункций
Невропатологи воспринимают ММД как патологические проявления повреждений мозга раннего периода. И которые проявляются в нарушении созревания, дисгармоничном развитии высшей нервной деятельности.
Вследствие таких расстройств сталкиваемся с незрелостью функциональных ресурсов мозга. Тех, что обеспечивают высшие нервные функции: речевое развитие, способность к запоминанию, восприятию и анализу информации извне.
Уровень интеллектуального развития у детей с ММД пребывает в пределах нормы. Сложности возникают в процессах обучаемости, усвоения знаний, и социальной адаптации.
Повреждение мозга, как правило, имеет очаговый характер. В зависимости от локализации участка, возникают нарушения той или иной нервной функции. Одному ребенку будет сложно писать (дисграфия), другому – работать с цифрами (дискалькулия). Также СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности, стоит рассматривать как вариант проявления ММД.
Общая симптоматика
Кроме нарушений в работе высших нервных функций, дети с поражением ЦНС демонстрируют другие симптомы:
На проявления влияет и темперамент. Например, холерики под конец дня в группе детсада становятся перевозбужденными, а флегматики – затормаживаются.
Исследование анамнеза проблемных деток показывает, что многие из них демонстрируют явления гипервозбудимости. Такой синдром у большинства возникает с первых месяцев после рождения. Отсроченное начало, с возраста 6-8 месяцев, отмечается примерно у 20% деток с ММД.
Младенческий возраст
Даже при соблюдении требований ухода за ребенком, обеспечении ему правильного питания и режима, он беспокоен. Кричит без видимых причин, бессистемно шевелит ручками и ножками.
Вероятны вегетативные реакции: потливость, покраснение кожи и ее мраморность, учащение сердцебиений и дыхания.
Приступы крика сопровождаются мышечными реакциями: повышается тонус, дрожание подбородка и подергивания конечностями. Встречается такое движение, когда ребенок распахивает руки, как бы для объятий – спонтанный рефлекс Моро.
Страдает сон. Ребенок долго не засыпает, просыпается ночью без причины, встает рано. Во сне вздрагивает, стонет.
Нарушается пищеварение, дети плохо берут грудь, во время сосания беспокойны. Хватают воздух, часто срыгивают. Из-за дисрегуляции мышц желудка, пища из него не переходит в кишечник, ребенка рвет.
Опять-таки, вегетативная дисрегуляция ЖКТ вызывает усиление и ослабление перистальтики кишечника. Отсюда – частый и жидкий стул, сменяющийся запорами.
Период раннего детства
От года до трех лет, у деток с повреждением ЦНС отмечаются:
Дефицит и отставание в психомоторном созревании (в сравнении со сверстниками), хорошо визуализируется к 2-3 годам. В этом возрасте чаще всего впервые ставится диагноз минимальных мозговых дисфункций.
Если обращать внимание на ребенка, то с первых лет можно заметить двигательную расторможенность – гиперкинетические явления. Дети неуклюжи, у них проблемы с мелкой моторикой рук, точными движениями пальцев.
Отсюда – сложности с навыками самообслуживания: застегивание пуговиц, завязывание шнурков
Поэтому они с трудом овладевают навыками самообслуживания, долго не могут научится застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки.
Стремление родителей пораньше обучить ребенка, при ММД перегружает его мозг. Вместо роста интеллекта, дети становятся упрямыми, непослушными. Возможны неврозы, тики. Не исключен обратный результат: замедление психоречевого развития.
К возрасту 3 лет на первый план выходят:
На такие явления нередко наслаивается недержание мочи (энурез) и кала (энкопрез).
Скачок, усиление проявлений ММД, как правило, совпадает с изменениями внешнего окружения. В 3 года – детский садик, в 6-7 – школа.
Такое явление объясняется слабыми ресурсами поврежденного мозга к адаптации. Так как в эти периоды ребенок испытывает резкий скачок физических и психических нагрузок.
Школьный возраст
Наибольшие трудности для детей с ММД в школе связаны с дезадаптацией в коллективе и нарушениями поведения.
Психологические трудности в таких случаях влекут за собой психосоматические нарушения, дебют ВСД.
Дошколята с ММД гипервозбудимы и неуклюжи. При этом рассеяны, отвлекаются, непоседливы и быстро утомляются. Двигательная активность может как усиливаться, так и наоборот – затормаживаться.
Заметны поведенческие и социальные отклонения: инфантилизм, импульсивность
Школьники испытывают проблемы с обучением, усвоением нового. Обостряются поведенческие расстройства: психоэмоциональная неустойчивость, заниженная самооценка, неуверенность. И в то же время – вспыльчивость, задиристость, агрессивность. Закладываются социальные фобии, оппозиционность.
Со вступлением в подростковый возраст, поведенческие отклонения на фоне ММД обостряются. Дети ведут себя агрессивнее, заостряются углы при взаимоотношениях в школе и дома, в семье. Успеваемость страдает, высок риск раннего приобщения к алкоголю, психоактивных веществ.
Такая опасность требует направлять усилия врачей, родителей и учителей на выявление и устранение проявлений ММД.
Критические периоды
То есть заметно, что скачок симптомов ММД приходится на определенные периоды психоречевого развития. Первый приходится на 1-2 года, в это время активно развиваются зоны коры, отвечающие за речевые навыки.
Вторым периодом становятся 3 года. В этом возрасте у детей происходит накопление словарного запаса, формируются навыки формирования фраз, совершенствуются внимание и память. При ММД, в этой фазе становится заметным отставание в речи и артикуляции.
Третьим критическим периодом считается 6-7 лет. Ребенок начинает осваивать письмо и чтение, что повышает требования к функциональным способностям мозга.
Заметными, симптомы мозговых дисфункций становятся на уровне начальной школы.
Характерен комплекс поведенческих нарушений:
Поведение таких детей расторможено: не усидчивы, вскакивают с места. не ходят, а бегают, отвлекаются сами и мешают соседям по парте. Хватаются за несколько дел сразу, начатое редко доводят до конца.
Обещания дают и сразу же нарушают (забывают). Проявляют неадекватную шутливость, неосторожность, беспечность. Интеллектуальная деятельность ослаблена. Снижен инстинкт самосохранения – часто падают, получают травмы и ушибы.
На первый взгляд, дети с ММД демонстрируют холерический темперамент. Однако суть их непоследовательности и поведения кроется в слабости функциональной регуляции мозга.
Дефицит самоконтроля и критичности возникает вследствие неразвитости лобных отделов коры. Так как эти участки отвечают за контроль, морально-волевые свойства личности.
Психофизиологические особенности детей с ММД
Ребенок с минимальными МД не имеет типичной, специфической симптоматики. На мысль о проблеме может навести появления «малых неврологических признаков» в раннем детстве, которые сочетаются с эмоционально-волевыми отклонениями. Из-за чего возникает дефицит интеллектуальных способностей.
Интеллектуальные особенности
Для детей с нетяжелыми формами МД, задержка психического развития достаточно характерна. Но если умственная отсталость сопровождается необратимыми интеллектуальными нарушениями, от при ММД, отставание обусловлено поведением, значит – обратимо.
У дошкольников, задержка психического развития проявляется нарушением трех функций:
Типичными проявлениями при ЗПР у детей считаются нарушения пространственных представлений. Ребенок слабо ориентируется в собственном теле, у него ослаблена тонкая моторика. Страдает функция внимания: оно становится фрагментарным, ограничивается его объем.
У многих детей с ЗПР отмечается особенность памяти: непроизвольное запоминание по продуктивности лучше, чем попытки выучить какой-либо материал.
Эмоциональная сфера
Дети характеризуются лабильными, неустойчивыми эмоциями. Им сложно адаптироваться к коллективу в группе, в классе. Перепады настроения сочетаются с астенией, утомляемостью. Встречаются такие детки, у кого эмоциональные отклонения сочетаются с недостатком познавательской деятельности.
Общение с такими детьми затруднено. Для обычного человека, их сверстника, ребенок с ведет себя непредсказуемо. Действует бездумно, импульсивно. В отношении окружающих детей могут проявлять агрессивность. Родители нередко упоминают при разговоре, что у их чад нет друзей.
Признаки ММД
Аномалии отмечаются в различных сферах высшей нервной деятельности. Это подтверждается неоднозначностью результатов психологического тестирования детей с ММД. В разных подтестах отмечаются разные результаты: повышенные, пониженные или даже местами – нормальные.
Неврологические нарушения, если и есть, то имеют слабую выраженность. Слегка асимметричны рефлексы, слабоват слух, снижена острота зрения, немного разлажена координация и т.д.
Сколько признаков будет у одного пациента – зависит от масштаба поражения мозга. Грубые аномалии – редкость.
Встречаются разнообразные формы афазии. Речевое развитие замедляется. Из-за нарушения слухового восприятия, могут возникать легкие расстройства произношения.
Моторика
Двигательная активность, если нарушена, то может иметь различный характер. Тремор, ригидность мышц, неконтролируемые размашистые движения, тики. Естественно – страдает мелкая моторика, координация.
Обучаемость
Как писали выше – возможны проблемы со счетом, письмом, правилами правописания. При моторных расстройствах – сложности с обведением контура. Трудно организоваться, завершить начатую работу.
Мышление
Абстрактное мышление страдает больше всего. Также есть сложности с синтезом понятий. Слабая произвольная память затрудняет формирование умозаключений, выводов. Характерен плавающий тип мышления.
Конституция психики
Налицо невротическое поведение:
Эмоции и воля
Неконтролируемая импульсивность, повышенная возбудимость и раздражительность. Способность к самоконтролю и критике снижена.
Расстройства циркадных ритмов (сонливость утром, активность в вечерние часы). Испытывают меньшую потребность спать, в сравнении со сверстниками. Спят беспокойно, ворочаются. Сон либо поверхностный, либо крайне глубокий.
Коммуникабельность
Способность контактировать со сверстниками слабая, возможна навязчивая ласковость. В играх импульсивны, проиграв – раздражаются. Предпочитают узкий круг 1-2 детей. Тянутся к тем, кто младше них.
Соматическое созревание
Физикальные параметры, как правило, тоже с отклонениями. Хотя иногда в соматическом развитии опережают одногодок.
Социальное поведение
Уровень интеллекта допускает более высокий уровень общественного поведения ребенка, чем тот, что реализуется. Авторитетов не признают. Поведение может не соответствовать текущей ситуации.
Характер личности
Доверчивы, склонны подражать старшим и сверстникам. Периодическая раздражительность и агрессия меняются на внимание к тем, кто рядом, и наоборот. Изменения в окружении принимают с трудом, стремятся сохранить привычную обстановку во всем. Любят похвальбу, самооценка, как правило, занижена.
Концентрация внимания
Типична рассеянность. Концентрация внимания ослаблена. Характерна вязкость речи, инертность моторики.
Частота проявления признаков
У одного ребенка редко бывает меньше одного из описанных выше признаков. Дальше посмотрим, с какой частотой встречаются те или иные симптомы ММД.
Нарушения внимания
Наиболее распространенный признак, 90-95%. Последствия ММД не дают детям сосредоточиться и надолго задержать концентрацию на предмете деятельности. Слабая способность игнорировать внешние раздражители, на которые легко отвлекаются.
Гиперактивность
Тоже частое явление, находят у 75-85% деток. Одним из частых проявлений выступает разговорчивость. В то же время, до 20% детей с МДМ имеют признаки гипоактивности.
Комплекс неврологических явлений
У 75-80% отмечаются 5-6 легких неврологических отклонений:
Эмоциональная лабильность
Встречается у 70-75 %. Дети любой возрастной группы при ММД склонны к неврозам, беспокойству, плаксивости. Настроение постоянно меняется. Неудачи воспринимаются с большими переживаниями, выливаются либо в раздражительность, либо в фобию.
Проблемы восприятия и образования
Встречаются у 65-70% маленьких пациентов. Наиболее выразительными являются нарушения со стороны зрительного анализатора. Деткам сложно обвести контур фигуры. Они не могут срисовать предмет, путаются в размерах деталей рисунка. Не отличают часть от целого. При чтении текста неправильно произносят буквы, отдельные согласные на слух воспринимают с трудом.
Лабильность психики
Примерно 60-65% детей имеют выраженную импульсивность поступков и слов. Контроль за поведением при контакте с другими людьми снижен. Поведение и реакции не всегда отвечают текущей ситуации. При указании на ошибку, вину за проступок не признают, винят окружающих в предвзятом отношении.
Астенизация
Явление парадоксальное: на фоне гиперактивности, имеет место у 60-65% детей быстрая физическая утомляемость, а у 25-30% еще и психическая. Также характерны головные боли (30%), поведенческая инфантильность (60%).
Вербальные отклонения
Проблемы с речью, выговариванием звуков у 50% детей с мозговыми дисфукциями. Кроме этого, у 40% – дислексия и дисграфия. Аналогично, у 50% детей с явлениями дислексии, имеются данные о перенесенных перинатально поражениях мозга.
Исследование учеников показало, что при ММД встречаются:
Изучение вербальных отклонений показало, что ученики начальной школы с ММД испытывают сложности с анализом фонетических образований. Причина в том, что нарушается распознавание звуков и речи слуховым анализатором.
Из-за проблем с мелкой моторикой, страдает почерк: буквы неровные, наклонены в разные стороны.
Отклонения со стороны психики
В школе, отклонения обостряются, часто становятся поводом для булинга. Так как такие дети еще и эмоционально уязвимы, у них возникают благоприятные условия для развития раннего невроза.
Психоневрологические проявления ММД.
Считается, что тики и гиперкинезы служат следствием недостаточной координации работы разных структур мозга, его минимальной дисфункции.
Восприятие и отражение
Заметные отклонения отмечаются в психофизиологических тестах. В частности, при рисовании фигуры человека, в 6-10 лет, ребенок с ММД допускает неточности.
Перечислим типичные ниже, не обязательно у одного пациента их будет несколько.
Аномалии мозга определяют аномалии поведения и психики
Обобщая данные имеющихся исследваний по ММД у детей, отметим, что сопутствующие нарушения выявлялись в 90% случаев.
На основании этого факта можно уверенно предположить, что большинство случаев неврологических расстройств у детей возникают как раз вследствие перинатальных поражений ЦНС.
Минимальные воздействия на мозг эмбриона, плода, (раздел «Причины» этой статьи), становятся базой для развития пограничных психических расстройств у детей в более позднем возрасте.
Врачам удалось проанализировать данные анамнеза детей с пограничными психическими расстройствами, включая логоневроз, невроз навязчивых состояний, тики и энурез.
Так, нам стали доступны результаты комплексного исследования 520 больных детей с пограничными психическими расстройствами в возрасте от 4 до 9 лет.
Формы пограничных психических расстройств распределились следующим образом:
Для детей с пограничными психическими расстройствами типа ММД, характерно нарушение взаимодействия между структурами головного мозга. Особенно – между лобными и теменно-затылочными областями.
Медико-психологическая и педагогическая коррекция
Чтоб скорректировать, исправить отклонения, нужно сначала оценить психоневрологические параметры ребенка. Дать объективную оценку работоспособности, сопоставить медицинские выводы с социальной стороной жизни.
Коррекция или терапия ММД должна носить комплексный характер. Достичь результата можно, сочетая методики модификации поведения, психотерапии и нейропсихологической коррекции.
К лечебному процесс доктору придется привлекать родителей ребенка и других близких, членов семьи. Потребуется помощь педагога из школы или детсада. И, конечно, усилия нужны со стороны самого маленького пациента.
Врачу нужно найти слова и донести до окружающих, что малыш не виноват в том, что творит. Его поступки не имеют злого умысла, а обусловлены расстройствами деятельности мозга.
Работа с родителями
Обязательно нужно менять отношение семьи к пациенту с ММД. Это поможет снизить нервозность, ослабит нагрузку на слабую психику ребенка.
Родители должны усвоить, что улучшить состояние их чада помогут не столько таблетки, сколько благожелательная и комфортная психологическая обстановка вокруг него.
В процессе воспитания, родителям нельзя допускать двух полярных моделей:
Требование невозможного (пунктуальность, исполнительность) и угроза наказания, усугубят имеющиеся невротические явления.
На психологическое состояние ребенка с ММД, перепады настроения родителей и внутрисемейный микроклимат, влияют сильнее, чем на здоровых детей.
Обсуждая с родителями алгоритм лечения, важно заранее настроить их на то, что результат потребует времени и усилий от них самих.
Работа с педагогами
Первые серьезные трудности, дети с ММД встречают в школе. Это и детский коллектив, и требования школьной программы, распорядок, дисциплина.
Контакт доктора, родителей, с педагогом, поможет сбавить напряженность, которую испытывает маленький пациент. И учителю будет проще принять, что это – не «трудный» и не бестолковый ребенок. А его поведение, отвлекаемость, дефицит самоорганизации – симптомы расстройства.
От учителя ждут, чтоб он старался не заострять внимание на выходках ученика с признаками ММД. Но при этом – поощрял за хорошее поведение, выполнение поставленных задач.
Для ограждения от отвлекающих факторов, гиперактивных детей рекомендуют усаживать на парту посередине класса, у доски.
Желательно, чтоб у ученика был доступ к помощи при возникновении трудностей в учебном процессе. Уроки следует проводить по строгому распорядку, не меняя детали занятий. Для повышения самоорганизации, стоит обучить гиперактивного ученика работе с календарем. И контролировать его, мягко подталкивая к составлению и выполнению планов.
Что касается школьных заданий, лучше заранее для каждого отвести определенное время. Столько, сколько нужно для решения. Если предстоит работа с объемным заданием, оно разбивается на мелкие подзадания, которые и подаются для выполнения ребенком.
План учебного дня должен включать периоды времени для отдыха от умственного напряжения. Это зарядка, упражнения, любая двигательная активность, но в ограниченном времени.
За последние десятилетия было изобретено и внедрено огромное количество препаратов, предназначенных для детей и взрослых с нарушениями в психической сфере.
Так, экспериментальным способом были сформулированы главные принципы, согласно которым должны применяться медикаменты для исправления врожденных психических проблем:
Снотворные средства
Патология сна – типичный симптом, возникающий у детей с ММД в раннем периоде. Также служит проявлением депрессии.