Мне кажется что избранная мною трудовая деятельность будет способствовать
Портал педагога
Автор: Кусова Мария Павловна
Должность: учитель технологии и орксэ
Учебное заведение: МБОУ «Тюшевская СОШ»
Населённый пункт: п.Тюш Октябрьский район Пермский край
Наименование материала: Разработка програмно-методического сопровождения курса «Труд и профессия»
Тема: Презентация «Труд и профессия»
Раздел: среднее образование
Кусова Мария Павловна,
учитель технологии и ОРКСЭ
МБОУ «Тюшевская СОШ»
Октябрьский район Пермский край
сопровождения к элективному курсу
«Мир труда и профессии»
1. Труд на Российском рынке.
Труд человеком ставится, человеком и славится.
2. Внедрение трудовой деятельности в практику.
Самооценка «Я – в труде»
3. Встреча с профессией.
Заполнение информационной карты «Выбор профессии».
(автор Н.С. Пряшников).
Тестирование Дж.Холланд «Выбор профессии».
Тесты Джим Баррет «Карьера: способности и выбор».
Надо. Трудно. Прекрасно.
Только сверхличная цель
позволяет человеку прожить свою
жизнь с достоинством
и получить постоянную радость.
Определите свой познавательный уровень
по изучаемому курсу опираясь на жизненный опыт,
поставьте цели на изучение курса
Чтобы стать хорошим работником, надо много знать и
уметь. Кто любит трудиться, тот всегда найдет нужное и
полезное место в жизни, станет успешной личностью.
Воспитай в себе личность
Много может человек! –
Повернуть теченье рек,
Запустить ракету в небо,
Выткать сказочный ковёр,
Покорить вершину гор,
«Ничто так, как труд, не облагораживает человека,
без труда не может человек соблюсти своё человеческое
Каждый из вас с малых лет слышит слово «труд»,
видит, как трудятся родители, близкие люди.
Но знаете ли вы, что за эти словом скрывается?
социально обусловленный процесс.
Двойственная природа труда.
природой, с предметами и средствами труда для производства
определённых общественно – экономических производственных
Содержание труда – это состав и объём
трудовых функций работника по созданию продукта труда.
умственного, ручного и механизированного труда, наличие элементов
квалификационный уровень работника.
Творчество – необходимый признак трудовой деятельности
любого настоящего профессионала.
Творческий труд – это деятельность, которая даёт возможность
решать нестандартные задачи, связанные с нахождением новых,
более эффективных путей достижения целей.
Совокупность специальных знаний, опыта и навыков,
необходимых для выполнения функций данного вида труда,
закрепляется в конкретных формах деятельности –
в определённой профессии.
Характер выражает особенности отношений между людьми,
Важнейшей чертой характера служит и отношение к труду,
которое проявляется в таких формах поведения работника,
совершенствовании производства и профессиональном росте.
Побудительной силой отношений человека к труду, его поведения в
труде являются мотивы.
удовлетворением потребности субъекта.
это то, на что направлен труд человека.
– необходимый компонент трудового процесса.
Под средствами труда понимают орудия, с помощью которых
человек воздействует на предмет труда.
В помещении- бытовые
на открытом воздухе
Сложные аварийные ситуации,
Требующие быстрых действий
Общение с правонарушителями,
психически больными и лицами,
с дефектами и отклонениями
Четко заданный ритм и темп
Длительное пребывание в одном
Специфические условия (температура,
шум, высота, влажность и др.)
глубоко анализировать любой вид профессионального труда, опираясь на
вышеизложенные признаки труда.
задумываешься ли ты над тем, на что
направлено твоё желание, когда пытаешься выбрать
рыночной экономики становится с каждым годом всё актуальнее.
Рабочая сила на рынке труда стала
товаром, который должен
обстоятельств выпускники школ, получающие аттестат зрелости,
склонности, личностные качества и намерения применительно к
случай, который приносит человеку удовлетворённость работой,
обеспечивает быстрый профессиональный рост и делает его труд
радостным и творческим.
Составьте представление о себе как о труженике.
Оцените свои качества по пятибалльной системе:
Не боюсь черновой работы
Закончите 12 предложений:
Люди работают ради…
В любом профессиональном труде самое важное…
Моё будущее кажется мне…
Я выбрала эту профессиональную деятельность потому, что…
Избранная трудовая деятельность требует от меня…
Мне кажется, что избранная мною трудовая деятельность, будет
Думая, что моя трудовая деятельность позволит мне…
10.Моя профессиональная деятельность даст мне…
11. И з б р а н н а я
п р о ф е с с и о н а л ь н а я
д е я т е л ь н о с т ь
процесс взаимодействия природы и человека
является важнейшим фактором его развития
служит средством самовыражения
личности, укрепляет позицию
человека в обществе
совершенствует самого человека
естественное условие жизни человека и всего общества и выступает
он как социально обусловленный процесс, благодаря труду создается
все материальные и духовные блага нашей нации
разумная и полезная деятельность, направленная на достижение
человека заранее, как идеальная цель
В статье 37 Конституции РФ записано:
«Труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими
способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию…»
знаний и опята и обеспечивающий условия существования индивида
чтобы чем-то стать, ты ни при каких обстоятельствах
1.Промышленная профессия, связанная с использованием ручного
средств труда, требующая высокой квалификации.
робототехнических комплексов на производстве.
5. Профессия, сферы «человек – художественный образ», связанная
с использованием особо точного ручного труда.
специалиста глубоких знаний и высокого уровня квалификации.
4. Профессия сферы «человек – художественный образ».
Понимать процесс жизни.
Уметь ориентироваться в мире профессий и труда.
Помочь себе стать свободной, творческой и
Уметь строить свою жизнь такой, какой хотело бы её
поэтому – моя задача:
средств и методов обучения.
Самооценка дает возможность сопоставить
результаты деятельности с целью:
Это я ещё не совсем знаю, надо узнать
Это я уже немного знаю, но надо ещё разобраться и
Проанализируйте свой познавательный
уровень и поставленные перед собой цели.
Выбор профессиональной деятельности
сложный и ответственный процесс. И чтобы этот шаг
был верным, необходимо достаточно четко
ориентироваться в мире труда и профессий.
Для правильного выбора профессии необходимо знать
или хотя бы представлять те требования, которые
предъявляют к человеку различные профессии, а также
знать свои индивидуально – психологические
особенности, чтобы соотнести их с этими требованиями.
Желаю всем творческих успехов в деятельности и
Рабочая тетрадь по предмету «Твоё профессиональное самоопределение» 10-11 класс
«Твоя профессиональная карьера»
Контроль знаний учащихся неразрывно связан с формой организации занятий и методами их проведения. Целесообразно дифференцировать знания, которые подлежат контролю и оценке, и те понятия, рассуждения, которые ни в коем случае нельзя оценивать, а нужно лишь анализировать, чтобы помочь подростам самостоятельно убедиться в неточности или ошибочности суждений.
Решить эту проблему поможет «Дневник профессиональной карьеры». Он является органической частью курса, систематизирующей и интегрирующей другие его составляющие – эмоционально-оценочную (самооценка своих возможностей выполнять тот или иной вид деятельности, отношение к различным видам труда) и регуляторную (приобретение практического опыта через профессиональные пробы для выявления и формирования профессионально важных качеств).
При оценке изучения данной программы с целью отслеживания индивидуальных результатов целесообразно использовать зачётную систему оценивания. По окончании изучения каждой темы курса учащимся предлагается ответить на вопросы для закрепления и повторения изученного материала и выполнить задания для самостоятельной работы. Курс заканчивается выполнением итоговой творческой работы (мини-проекта, реферата, электронной презентации, творческого исследования по одной из тем программы) и выставлением зачётных оценок.
Материал программы распределён во времени с учётом его достаточности для качественного изучения основных положений и получения запланированных результатов.
Изучая курс, обучающийся выполняет различные диагностические процедуры, связанные с изучаемой темой, самостоятельно оценивает достигнутый уровень способности выбора профессии и фиксирует полученные данные в Дневнике выбора профессии, что в свою очередь, позволяет ему наметить программу действий по развитию недостающих качеств в успешной профессиональной карьере.
Работа с «Дневником профессиональной карьеры» помогает определить характерные признаки профессиональной деятельности, соотнести их со своими индивидуальными особенностями с целью выявления профессиональной пригодности к различным типам профессий, что чрезвычайно важно в новых условиях рынка труда для облегчения собственной социальной защиты.
Дневник является собственностью учащегося. Работая с ним на уроке, он может обращаться к нему и в свободное время, чтобы убедиться в правильности оценки своих индивидуальных особенностей, а так же посоветоваться с родителями, внести дополнения, подвести итоги в продвижении к своей цели – выбору профессии.
Тема 1. «Путь к самопознанию.
Представление о себе и выборе профессии».
Тема 2. « Секреты выбора профессии.
Профессиональные намерения и планы».
Тема 3. « Интересы, склонности и возможности
Тема 4. « Ведущие отношения личности и профессии».
Тема 5. «Способности и их роль в выборе профессии».
Тема 6. « Человек среди людей. Интеллектуальные способности
и успешность профессионального труда».
Тема 7. « Человеческие ресурсы».
Тема 8. « Многообразие мира профессионального труда.
Функциональное разделение труда и возникновение
профессий и специальностей ».
Тема 9. «Классификация профессий. Профессиограмма».
Тема 10. «Человек на рынке труда. Основные принципы
формирования рынка труда».
Тема 11. «Пути получения профессии. Основные уровни
Тема 12. «Поиск работы и трудоустройство. Как предъявить
себя на рынке труда».
Тема 13. « Пути получения профессионального образования».
Тема 14. «Моя профессиональная карьера».
Итоговое занятие. Защита проектов «Моя профессиональная карьера».
Тема 1. «Путь к самопознанию.
Представление о себе и выборе профессии».
Процесс самопознания – узнавание, выделение собственного «Я» путём сравнения увиденных в другом человеке качеств со своими.
Личность – это особые качества человека, которые являются результатом его развития; это индивидуальность человека в её социальных связях и отношениях.
Профессия – необходимая для общества, ограниченная область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему взамен приложенного им труда возможность существования и развития.
Специальность – вид занятий в рамках одной профессии.
МЕТОДИКА САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ.
Задания для самостоятельной работы.
Представьте условно, что приведённая шкала отражает общее отношение человека к себе (где 1- отсутствие или минимальная выраженность, а 10 – максимальная выраженность уважения, доверия, интереса к себе).
Заштрихуйте ячейки под цифрами от 1 до 10 на шкале, как вы лично относитесь к себе как к ценности.
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
МЕТОДИКА САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ.
Задания для самостоятельной работы.
Представьте условно, что приведённая шкала отражает общее отношение человека к себе (где 1- отсутствие или минимальная выраженность, а 10 – максимальная выраженность уважения, доверия, интереса к себе).
Заштрихуйте ячейки под цифрами от 1 до 10 на шкале, как вы лично относитесь к себе как к ценности.
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
МЕТОДИКА САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ.
Задания для самостоятельной работы.
Представьте условно, что приведённая шкала отражает общее отношение человека к себе (где 1- отсутствие или минимальная выраженность, а 10 – максимальная выраженность уважения, доверия, интереса к себе).
Заштрихуйте ячейки под цифрами от 1 до 10 на шкале, как вы лично относитесь к себе как к ценности.
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Используя список слов, обозначающих отдельные качества личности, составьте ряд «ИДЕАЛ» из 20 качеств личности.
Из выбранных 20 качеств ряда «ИДЕАЛ» составьте ряд «Я». Вначале поставьте качества, наименее характерные для вас, а потом наиболее характерные.
аккуратность, беспечность, вдумчивость, вспыльчивость, гордость, грубость, доброта, жадность, жизнерадостность, завистливость, застенчивость, злопамятность, искренность, капризность, легковерие, мечтательность, нежность, непринуждённость, нерешительность, несдержанность, обидчивость, осторожность, педантичность, подозрительность, принципиальность, сдержанность, стыдливость, терпеливость, трудолюбие, трусость, увлекаемость, упорство, упрямство, уступчивость, чёрствость, честность, чуткость, эгоизм
Выполнение задания 1.
Выполнение задания 2.
Попытайтесь оценить себя на основе собственных наблюдений, используя следующий приём: на листе бумаги напишите как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Кто я?».
C оставьте свой автопортрет: «Мой образ «Я» и профессия».
Попытайтесь оценить себя на основе собственных наблюдений, используя следующий приём: на листе бумаги напишите как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Кто я?».
C оставьте свой автопортрет: «Мой образ «Я» и профессия».
Попытайтесь оценить себя на основе собственных наблюдений, используя следующий приём: на листе бумаги напишите как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Кто я?».
C оставьте свой автопортрет: «Мой образ «Я» и профессия».
Тема 2. « Секреты выбора профессии.
Профессиональные намерения и планы».
Правильно выбрать профессию – значит найти своё место в жизни.
склонности, желания и потребности.
способностей, психологических особенностей и состояния
профессиональной сферы, определение путей и средств
достижения цели, основывающихся на самооценке собственных
достоинств и недостатков, возможность трудоустройства.
Цели профессионального плана:
чем хочу заниматься;
Вопросы для закрепления и повторения материала:
Каким требованиям вы будете следовать при составлении профессионального плана?
Почему так важно учитывать собственные интересы и склонности в профессиональном выборе?
Почему необходимо учитывать состояние здоровья при выборе любой профессии?
Что значит «ошибка в выборе профессии» и к чему она может привести?
Задания для самостоятельной работы:
C оставьте свой личный профессиональный план.
Тема 3. « Интересы, склонности и возможности
Склонности — устойчивое стремление к определённой деятельности, когда интересны не только результаты труда, но и его содержание.
Способности – талант, умения, возможность производить какие-нибудь действия.
ИНТЕРЕСЫ – «ХОЧУ ЗНАТЬ»
СКЛОННОСТИ – «ХОЧУ ДЕЛАТЬ»
Профессиональная пригодность человека:
совпадение требований, предъявляемых профессией к человеку с личными качествами человека, его индивидуально-психологическими особенностями и возможностями;
гармония человека, его дела, профессии.
Вопросы для закрепления и повторения материала:
Всегда ли соотносятся личные потребности и интересы с мотивами профессионального выбора?
По каким качествам можно судить о профессиональной пригодности человека?
Приведите из разных областей знаний примеры исторических личностей, у которых было идеальное совпадение склонностей, способностей и интересов с требованиями трудовой деятельности.
Задания для самостоятельной работы:
Составьте перечень профессионально важных качеств, которые вы считаете необходимыми для выбранной профессии.
Проведите самоанализ личности.
Выполните задания №1 и №2 бланка «Экспресс – методики для выявления интересов».
Отметьте знаком «+», какие области знаний вам интересны, и знаком «– «те,
которые не интересны.
Вам будет предложено 17 высказываний. Каждое из высказываний вы мысленно «примеряете» на себя и оцениваете, насколько точно оно вас описывает.
Ставите + в графе «Абсолютно верно», если вы согласны с этим высказыванием.
Ставите + в графе «Неверно», если высказывание не соответствует вашим интересам.
Ставите + в графе «Скорее верно, чем нет», если вы сомневаетесь.
Ставите + в графе «Не знаю», если вы не знаете, о чём идёт речь.
Скорее верно, чем нет
Тема 4. « Ведущие отношения личности и профессии».
Профессия – необходимая для общества область приложения физических и духовных сил человека, дающих ему возможность полноценного существования и развития.
Эмоции — переживания, окрашенные в приятные или неприятные тона и связанные с удовлетворением потребностей человека.
Воля — вид психической энергии, которой человек может управлять, регулировать на выполнение определенных действий.
Характер — совокупность устойчивых личностных свойств человека, которые определяют отношение данного человека к работе, к людям и тому, что с ним происходит.
Темперамент — совокупность устойчивых психофизиологических свойств человека, от которых зависят динамические особенности его деятельности.
Вопросы для закрепления и повторения материала:
Что такое эмоции и чем они отличаются от чувств?
Какую роль играют эмоции в жизнедеятельности человека?
Какие индивидуальные свойства человека можно назвать чертами характера?
Каковы особенности проявления темперамента в профессиональной деятельности?
Почему при выборе профессии важно учитывать особенности темперамента?
Для чего необходимо уметь управлять собственным поведением?
Задания для самостоятельной работы:
Из перечисленных качеств личности выберите и подчеркните те, которые присущи именно вам.
Запишите, какие качества личности предъявляет выбранная вами профессия.
Определите, какие черты характера выражают:
а) отношение человека к другим людям:
б) отношение к труду:
в) отношение к своей личности: ____________________________________________________________________________________________________________________________________
г) отношение к вещам: __________________________________________________________________
чувство чести, собственное достоинство, превосходство, гуманность, эгоизм, добросовестность, бережливость, лень, замкнутость, правдивость, честность, скромность, инициативность, ответственность, аккуратность, высокомерие, общительность, доверчивость, доброжелательность
Выполните задания №1, №2, №3 бланка «Диагностика темпераментных характеристик по Айзенку».
ДИАГНОСТИКА ТЕМПЕРАМЕНТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПО АЙЗЕНКУ.
Отметьте в каждом секторе диаграммы дугой и заштрихуйте ту часть, которая отражала бы степень развития у вас указанных качеств
умение выделить главное в поступках
С помощью методики Айзенка вы сможете оценить свой темперамент. Отвечать на вопросы следует быстро, так как важна ваша первая реакция.
За каждое совпадение вашего ответа с ключом присваивается 1 балл.
Посчитайте сумму баллов.
По шкале экстраверсия-интроверсия:
По шкале эмоциональной стабильности:
По корректурной шкале (шкале лжи):
5-7 баллов – значительная интроверсия;
8-11 баллов – умеренная интроверсия;
12-18 баллов – умеренная экстраверсия;
19-24 балла – значительная экстраверсия.
Шкала эмоциональной стабильности:
5-10 баллов – высокая эмоциональная стабильность
11-14 баллов – средняя эмоциональная стабильность;
15-18 баллов – средняя эмоциональная нестабильность;
19-24 балла – очень высокая эмоциональная нестабильность.
при показателе 5-8 баллов по данной шкале результаты теста считаются недостоверными.
Обработка результатов методики:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА.
ИНСТРУКЦИЯ: Прочтите утверждения, присущие типам темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.
Отметьте «+», если вы согласны с утверждением.
Посчитайте сумму баллов по каждому темпераменту.
Переведите результат в % отношение, приняв 20 баллов за 100%.
Заштрихуйте каждый сектор диаграммы.
Темперамент – эмоциональная возбудимость человека и его
восприимчивость к впечатлениям внешнего мира.
3.Резки и прямолинейны в отношениях с людьми
7.Находчивы в споре
11.Обладаете быстрой, страстной, сбивчивой речью
12.Неуравновешенны, склонны к горячности
14.Нетерпимы к недостаткам
15.Обладаете выразительной мимикой
16.Способны быстро действовать и решать
17.Неустанно стремитесь к новому
18.Обладаете резкими, порывистыми движениями
19.Настойчивы в достижении цели
20.Склонны к резким сменам настроения
1.Веселы и жизнерадостны
2.Энергичны и деловиты
3.Часто не доводите дело до конца
4.Склонны переоценивать себя
5.Способны быстро схватывать новое
6.Неустойчивы в интересах, склонностях
7.Легко переживаете неудачи и неприятности
8.Легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам
9.С увлечением беретесь за любое новое дело
10.Быстро остываете, если дело перестает вас интересовать
11.Быстро включаетесь в новую работу 12.Тяготитесь однообразием, кропотливой работой
13.Общительны, отзывчивы, не чувствуете c кованости с новыми людьми
15.Громкая, быстрая речь с богатой мимикой, жестами
16.Сохраняете самообладание в неожиданной сложной обстановке
17.Обладаете всегда бодрым настроением
18.Быстро засыпаете и пробуждаетесь
19.Часто несобранны, проявляете поспешность в решениях
Флегматик – медлительный, со слабым внешним проявлением душевного состояния.
Меланхолик — легкоранимый, глубоко переживающий неудачи, но внешне вяло реагирующий на окружающих.
2.Последовательны, обстоятельны в делах
6.Спокойная, равномерная речь
8.Доводите дело до конца
9.Не растрачиваете попусту сил
10.Строго придерживаетесь распорядка
11.Легко сдерживаете порывы
12.Маловосприимчивы к одобрению и порицанию
13.Незлобивы, проявляете снисходительное отношение к колкостям в свой адрес
14.Постоянны в своих отношениях и интересах
15.Медленно включаетесь в работу и переключаетесь
16.Ровны в отношениях со всеми
17.Любите аккуратность и порядок
18.С трудом приспосабливаетесь к новой обстановке
1.Стеснительны и застенчивы
2.Теряетесь в новой обстановке
3.Затрудняетесь устанавливать контакты с незнакомыми людьми
4.Не верите в свои силы
5.Легко переносите одиночество
6.Чувствуете подавленность при неудачах
7.Склонны уходить в себя
9.Слабая, тихая речь
10.Невольно приспосабливаетесь к темпераменту собеседника
11.Впечатлительны до слезливости
12.Восприимчивы к одобрению и порицанию
13.Предъявляете высокие требования к себе и окружающим
14.Склонны к подозрительности
17.Скрытны и необщительны
20.Стремитесь вызвать сочувствие и помощь окружающих
Тема 5. «Способности и их роль в выборе профессии».
Способности – индивидуально- психологические особенности человека, которые помогают ему добиваться успеха в какой-либо деятельности, но не сводятся к знаниям, привычкам и навыкам.
Вопросы для закрепления и повторения материала:
Приведите примеры профессий, предъявляющих повышенные требования: к практическому мышлению, к образному мышлению, к абстрактному мышлению, к логическому мышлению.
Согласитесь ли вы с крылатыми изречениями: «Никто не знает, каковы его силы, пока их не использует»; «Гений есть не что иное, как дар огромного терпения»; «Гений – один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота»?
Задания для самостоятельной работы:
ДИАГНОСТИКА СТРУКТУРЫ СПОСОБНОСТЕЙ
Тест позволяет выявить степень развития сигнальных систем, в частности способности к созданию метафор, к образной фантазии и воображению как основе творческого мышления, а также способности к словесному описанию действительности, абстрагированию и ручным навыкам.
ИНСТРУКЦИЯ: Ответьте на вопросы двумя способами: «да», если ваш ответ утвердителен, и «нет», если вы отвечаете на вопрос отрицательно.
Обработка результатов методики:
Подсчитайте количество ответов «да» в горизонтальных строках протокола.
Максимальная выраженность — 8 баллов, низкие значения — 2-3 балла.
1. Сумма ответов «да» 1-го ряда: 1, 8, 15, 22, 29, 36, 43, 50 — «метафоризация», способность замечать метафору в речи, образах, стихах, художественных произведениях. Использование метафоры в речи, умение самому придумать метафорическое выражение — признак творческой одаренности.
2. Сумма ответов «да» 2-го ряда: 2, 9, 16, 23, 30, 37, 44, 51 — «образность представлений», способность к яркому, образному представлению, фантазии, образному мышлению, стремление выразить эти образы в рисунках, художественные способности.
____________________________________________________________________________________________________________________________________3. Сумма ответов «да» 3-го ряда: 3, 10, 17, 24, 31, 38, 45, 52 — « символизация» , способность к обозначению тех или иных явлений знаками, оперирование формулами, графиками. Соответствует наличию способностей к точным наукам.
____________________________________________________________________________________________________________________________________4. Сумма ответов «да» 4-го ряда: 4, 11, 18, 25, 32, 39, 46, 53 — «вербализация», легкость речи, способность рассказчика, умение без напряжения передавать словами сведения о тех или иных событиях.
__________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Сумма ответов «да» 5-го ряда: 5, 12, 19, 26, 33, 40, 47, 54 — «абстрагирование», способность успешно обобщать конкретное, выходить в область абстракции, умение опираться на образы в процессе мышления.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Сумма ответов «да» 6-го ряда: 6, 13, 20, 27, 34, 41, 48, 55 — «рефлексивность», способность долго удерживать в памяти одну и ту же информацию, каждый раз переосмысливая ее по-новому, высокая степень рефлексии, тщательное продумывание своих действий.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Сумма ответов «да» 7-го ряда: 7, 14, 21, 28, 35, 42, 49, 56 — «ручные навыки», способность мастерить, ремонтировать, осуществлять тонкие ручные манипуляции с предметами, технические навыки.
Проанализируйте результаты теста и сделайте выводы, какими способностями вы обладаете и успешно владеете, а какие необходимо развивать и совершенствовать:
Тема 6. « Человек среди людей. Интеллектуальные способности и
успешность профессионального труда».
Общение – процесс, в котором устанавливаются и развиваются личностные контакты.
Общение – обмен информацией при помощи слов, жестов, мимики, выразительных взглядов.
Эффективное взаимодействие людей в процессе общения невозможно без взаимопонимания и правильного взаимного восприятия: умение слушать; умение говорить; терпимость; толерантность; способность сопереживать; способность сочувствовать.
Вопросы для закрепления и повторения материала:
Исчерпаемы ли возможности человека?
Как объяснить выражение: «Твои способности в твоей власти»?
Почему человеку необходимо как можно точнее определить и как можно раньше начать развивать свои способности?
Что такое взаимопонимание и как оно возникает?
Как добиться доброжелательного, доверительного общения между людьми?
Какие профессии предъявляют повышенные требования к деловому общению?
В каких сферах деятельности человек должен уметь общаться?
Задания для самостоятельной работы:
Выполните задания №1 и №2 бланка Диагностика «Ориентировочная анкета»
ИНСТРУКЦИЯ: вам предлагаются три варианта продолжения начатого предложения. Сначала выберите из них такой вариант, который лучше всего выражает вашу точку зрения, который для вас наиболее ценен. Букву вашего ответа напишите в бланк ответов в колонку «Больше всего» против номера вопроса.
Потом подберите из оставшихся двух вариантов тот, ко торый меньше всего соответствует вашему личному мнению, и напишите соответствующую букву в колонку «Меньше всего» бланка ответов.
Остав шийся ответ не записывайте нигде. Выполняйте задание как можно более точно. Помните, что плохих или хороших ответов не бывает, ваше личное мнение важно для профессионального самоопределения.
При выполнении различных действий человек может быть ориентирован на себя самого, на взаимодействие с другими людьми, на решаемую задачу.
Представьте, что приведённая схема условно отражает направленность человека на эти ведущие типы отношений, где минимальная степень – центральная точка, из которой выходят лучи.
Диаграмма продемонстрирует вам наглядно, насколько у вас выражены эти типы отношений.
На взаимодействие (С)
на взаимодействие на задачу
Задание №2. Ответьте на вопросы теста и определите, насколько вы общительны, робки, контактны с окружающими людьми.
НАСКОЛЬКО ВЫ ОБЩИТЕЛЬНЫ
Если Вы набрали «да» от 16 до 25 очков, то Вы действительно общительный человек. Вы любите людей. Вы любите быть с людьми и. вероятно. Вы больше всего счастливы, когда Вы в компании.
Если Вы набрали от 8 до 16 очков, то Вам нравится быть с людьми, но к бурным вечеринкам Вы относитесь спокойно. Ваше терпение небезгранично, и Вы, вероятно, вполне счастливы, если проводите вечер с одним или двумя близкими друзьями, а не идете туда, где много людей. А если Вы вечером оказались предоставлены сами себе, то и с этим Вы прекрасно справитесь.
Если Вы набрали 7 очков или меньше, то Вы, похоже, любите одиночество. Скорее всего, Вы уютно устроитесь с хорошей книгой, усядетесь смотреть телевизор или займетесь какими-нибудь делами, а не пойдете веселиться с компанией друзей. Вы самостоятельны и получаете удовольствие от одиночества.
Тема 7. « Человеческие ресурсы».
Знание о себе и окружающем мире – основа человеческого совершенствования жизни.
Основным условием развития личностного потенциала является потребность в самовыражении и в самосовершенствовании, в стремлении обнаружить, поверить и утвердить самые разнообразные способности.
Человек обладает одним важнейшим преимуществом перед всем животным миром – силой сознания и ума.
Вопросы для закрепления и повторения материала:
Согласны ли вы с тем, что память считается одной из самых значимых психических особенностей человека, и почему?
Какие вы знаете специфические процессы памяти?
Назовите ряд профессий, специальностей, которые предъявляют повышенные требования к слуховой памяти человека; к зрительной памяти; к моторной памяти; к логической памяти; к образной или словесной памяти.
Задания для самостоятельной работы:
Проведите самоанализ личности. Выполните задания №1, №2, №3 бланка диагностики.
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТИПА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
Попробуйте определить, какому выражению лица соответствует одно из эмоциональных состояний:
Приведённая шкала отражает силу воли человека (от 0-минимум до 15-максимум).
Отметьте на шкале числом от 0 до 15, насколько у вас развита сила воли.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
ИНСТРУКЦИЯ: ниже представлен ряд суждений о профессиях. Выберите из них наиболее соответствующие вашим взглядам, но не больше 2 и обведите их номера кружками.
Для меня самая предпочтительная профессия, которая позволяет:
в наибольшей степени реализовать свои физические возможности, проявить силу, ловкость, волевые качества;
достичь высокого общественного положения, известности, славы, получить признание окружающих;
работать в хороших условиях – в таких, чтобы работа не была утомительной, не вызывала отрицательных эмоций;
получать высокий заработок, обеспечивающий хорошие материальные условия;
проявлять творческую инициативу, полностью раскрыть свои интеллектуальные способности;
сохранить достаточно энергии и времени для разнообразного досуга, увлечений, общения с друзьями и близкими.
Данный список ценностей соответствует классификации по критерию отношения ценности к сфере профессиональной деятельности:
ценности, которые могут быть реализованы непосредственно в профессиональной деятельности (1 и 5);
ценности, которые реализуются за счёт профессиональной деятельности (2 и 4);
ценности, которые могут быть реализованы вне профессиональной деятельности (3 и 6).
Непротиворечивый профессиональный : характеризует человека с чёткой профессиональной доминантой.
Противоречивый : характеризует человека, у которого доминируют и профессиональные, и противоречащие им внепрофессиональные ориентации.
Этому типу соответствуют сочетания вариантов выбора – 1 и 3; 2 и 3; 2 и 6; 3 и 4; 3 и 5; 4 и 6; 5 и 6.
Непротиворечивый внепрофессиональный: характеризует человека, ориентированного в основном на деятельность, не связанную с профессией. Этому типу соответствуют варианты выбора – 3; 6, либо их сочетания.
Диагностика «Методика выявления интеллектуальной лабильности»
На решение каждого задания отводится от 3 до 5 секунд.
ИНСТРУКЦИЯ: вам предлагается выполнить 45 несложных заданий, ответы на которые вы будете фиксировать в специальном бланке. Время работы над каждым заданием ограничено несколькими секундами. Будьте внимательны. Работайте быстро.
МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ЛАБИЛЬНОСТИ
Ошибкой считается и пропущенное задание.
0 — 4 ошибки — высокая лабильность, хорошая способность к обучению;
5 — 9 ошибок — средняя лабильность;
10 — 14 ошибок — низкая лабиль ность, трудности в переобучении;
более 15 ошибок — малоуспешен в любой деятельности
Проанализируйте этапы выполнения предложенных заданий. В чём были трудности? Какие чувства испытали (раздражение, утомляемость, напряжение, беспокойство, спокойствие, интерес, любопытство)?
Тема 8. « Многообразие мира профессионального труда.
Функциональное разделение труда и возникновение
профессий и специальностей ».
Профессия – это знания, умения, личные качества, необходимые для успешного занятия работой и получения вознаграждения за труд.
Специальность – содержание образовательной программы подготовки специалиста.
Должность – это трудовой пост, который занимает работник в данной организации.
Предприимчивость — умение предпринять что-либо в нужный момент, находчивость, избирательность, практичность.
Мобильность — способность развиваться, достигать каких-либо успехов.
Ответственность — волевое личностное качество, проявляющееся в осуществлении контроля за своими поступками и действиями.
Вопросы для закрепления и повторения материала:
Что значит слово профессия и каковы признаки профессиональной деятельности?
Перечислите основные качества личности, которыми должен обладать современный профессионал.
Почему при выборе профессиональной деятельности необходимо учитывать индивидуальные интересы и склонности?
Какие профессии пользуются спросом на рынке труда?
Задания для самостоятельной работы:
Выполните задания бланка «Методика «Незаконченное предложение… ».
Закончите каждое предложение письменно. Помните: нет плохих или хороших ответов, так же как правильных и неправильных.
Люди работают ради…
В любом профессиональном труде самое важное…__________________________________________________________
__________________________________________________________________Выбирая трудовую деятельность, люди чаще всего не учитывают… __________________________________________________________________
При выборе трудовой деятельности люди чаще всего не учитывают…______________________________________________________
Моё будущее кажется мне…_____________________________________________________________
Я выбрала эту профессиональную деятельность потому, что…_____________________________________________________________
Избранная трудовая деятельность требует от меня…____________________________________________________________
Мне кажется, что избранная мною трудовая деятельность будет способствовать…___________________________________________________
Думаю, что моя трудовая деятельность позволит мне…_____________________________________________________________
Моя профессиональная деятельность даст мне возможность…_____________________________________________________
Избранная мною профессиональная деятельность обеспечивает…____________________________________________________
Люди чаще всего выбирают профессиональную деятельность потому, что…_____________________________________________________________
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ
Эта методика позволяет проверить насколько вы способны отвечать за свою жизнь.
ИНСТРУКЦИЯ: вставьте «+», если вы согласны с утверждением, и «-«, если вы не согласны.
Инструкция по обработке ответов
Сложите положительные ответы на вопросы
2, 4, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 19, 20, 22
Сложите отрицательные ответы на вопросы
1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21
Сложите результаты №1 и №2
Сложите отрицательные ответы на вопросы
2, 4, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 19, 20, 22
Сложите положительные ответы на вопросы
1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21
Сложите результаты №4 и №5
Вычтите из результата №3 результат №6
От 11 до 22 баллов — вы обладаете высоким уровнем субъективного контроля, т. е. стремитесь полностью отвечать за свою жизнь и поведение. Это очень сложно, но вызывает уважение. Главное для вас — не вините себя за то, что действительно не в вашей власти было исправить.
От —1 до 10 баллов — за что-то беретесь отвечать, а что-то оставляете на волю случая и других людей. Это наиболее распространенная позиция, она удобна. Возникают лишь вопросы: правильно ли вы оцени ваете ситуацию? Хорошо ли вы различаете проблемы, которые можно решить и которые находятся вне вашей компетенции?
От —22 до —2 баллов — вам есть над чем задуматься. Возможно, вы не видите связи между своими действиями и значимыми событиями своей жизни, не считаете себя способными контролировать их развитие и пола гаете, что большинство их является результатом случая или действий дру гих людей. Кто же в таком случае является хозяином вашей жизни? И согласны ли те люди, на которых вы сваливаете ответственность за себя, нести такую тяжкую ношу?
Напишите мини-сочинение на тему: «Современный профессионал. Каким он должен быть?»
Тема 9. «Классификация профессий. Профессиограмма».
Предмет труда – это то, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности. Предметом труда могут быть другие люди, техника, информация, художественные произведения или природа.
Профессиограмма — характеристика профессий с требованиями, которые они предъявляют к личности работающего.
По характеру труда.
По отраслям народного хозяйства.
По признаку материального производства.
По уровню и характеру требуемой квалификации.
По признакам, идущим от человека.
План составления профессиограммы:
Общие сведения о профессии
-перспективность роста квалификации,
-спрос на профессию в вашем городе, районе.
2. Характеристика процесса труда.
-важнейшие технологические операции,
-режим труда и рабочий ритм,
-основные меры по охране труда,
-возможные производственные травмы,
4. Психологические требования профессии к человеку
-возможные трудности и напряженные ситуации,
-основные качества, которыми должен обладать работающий.
5. Сведения о профессиональной подготовке
-пути получения профессии и характеристика учебных заведений,
-основные изучаемые дисциплины,
-перспектива профессионального роста и продвижения
Вопросы для закрепления и повторения материала:
Что такое профессиограмма? Из чего складывается формула профессии?
Что значит анализ профессии? Как вы себе его представляете?
С какими новыми характеристиками труда профессионалов вы познакомились благодаря изучению психологических признаков труда?
Задания для самостоятельной работы:
СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИЙ
ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ – ТРЕБОВАНИЯМ
Ознакомьтесь со схемой изучения профессий по психологическим характеристикам-требованиям.
Рассмотрите и проанализируйте профессиограммы профессий ваших родителей или 2-3 интересующих вас профессий.
Составьте формулы выбранных вами профессий.
Для того, чтобы выявить свои профессиональные склонности, а также получить некоторое представление о своих профессиональных способностях, можно воспользоваться анкетой «Ориентация». Анкета состоит из двух частей: «Я хочу» и «Я могу».
ИНСТРУКЦИЯ: напротив каждого высказывания обведите цифру, соответствующую степени вашего желания заниматься тем или иным видом деятельности, затем проделайте то же самое по оценке ваших способностей, умений и навыков. В крайнем правом столбце запишите сумму баллов по каждому предмету и характеру труда. По величине суммарного балла можно определить наибольшую склонность к соответствующему типу профессий.
Анкета «Ориентация» «Я ХОЧУ»
0 – вовсе нет; 1 – пожалуй, так; 2 – верно; 3 – совершенно верно.
Защита прав и безопасности
Сборка и наладка оборудования
Приём и передача сигналов
Шитьё, вышивание, вязание
Выращивание овощей, фруктов
Воплощение чужой цели
Создание новых образцов
Анализ, изучение, исследование
Анкета «Ориентация» «Я МОГУ»
0 – вовсе нет; 1 – пожалуй, так; 2 – верно; 3 – совершенно верно.
Знакомиться с новыми людьми
Быть чутким, доброжелательным
Разбираться в людях
Хорошо говорить, строить речь
Искать и устранять неприятности
Использовать приборы, машины
Разбираться в технических устройствах
Ловко обращаться с инструментами
Хорошо ориентироваться в пространстве
Быть сосредоточенным и усидчивым
Хорошо считать в уме
Оперировать знаками и символами
Искать и исправлять ошибки
Создавать красивые вещи
Разбираться в литературе и искусстве
Петь, играть на муз. инструментах
Сочинять стихи, писать рассказы
Разбираться в животных или растениях
Разводить растения или животных
Бороться с болезнями, вредителями
Ориентироваться в природных явлениях
Быстро выполнять указания
Точно следовать инструкциям
Работать по заданному алгоритму
Выполнять однообразную работу
Соблюдать правила и нормативы
Создавать новые инструкции, указывать
Принимать нестандартные решения
Легко придумывать новые способы работы
Брать на себя ответственность
Самостоятельно организовывать работу
ВЫВОДЫ: поработав по двум частям анкеты, можно найти оптимальный вариант, когда «могу» и «хочу» совпадут или будут близки. Подведите итоги анкетирования.
3 – “человек–знаковая система”;
4 – “человек–художественный образ”;
Классы профессий: А – исполнительский, Б – творческий
«Я ХОЧУ» – (А+Б) : 30 х 100 % – степень активности
«Я МОГУ» – (А+Б) : 30 х 100 % – уверенность в своих силах
Мои профессиональные интересы.
Таким образом, по результатам методики мои профессиональные интересы лежат в области __________________________________________________________________
Мои интересы к группам профессий
Таким образом, по результатам методики мои профессиональные интересы лежат:
в первую очередь, в области__________________________________________
во вторую очередь, в области _______________________________________ __________________________________________________________________
Тема 10. «Человек на рынке труда. Основные принципы
формирования рынка труда».
Рынок труда — сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу.
Работодатель – человек, имеющий финансовые, юридические и иные возможности приобрести работника и делающий это.
Работник – лицо, работающее по трудовому договору (контракту), подчиняющееся трудовому распорядку предприятия (учреждения).
Трудовой контракт — договор, заключаемый между нанимателем и наемником в письменной форме.
Социальный пакет — дополнительные блага, получаемые сотрудником от работодателя в неденежной форме, независимо от результатов своей работы.
Биржа труда — учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями.
Безработица — социально- экономическая ситуация, при которой часть активного трудоспособного населения не может найти работу, которую эти люди способны выполнить.
За что человек получает заработную плату.
Затраты энергии (физической, психической, эмоциональной)
Мощность трудовых усилий (быстрота мышления и действий)
Условия труда (работа в ночь, на высоте, на холоде, риск)
Квалификация (опыт и умение выполнять определенную работу)
Потенциальные возможности работника (карьерный рост)
Вопросы для закрепления и повторения материала:
Для чего существуют рынки труда?
Кто и каким образом может оказаться «лишним» на своём рабочем месте?
Что должен делать человек, оказавшийся без работы?
Кого можно считать безработным?
Всякий ли безработный получает пособие по безработице?
Какие качества человека и почему могут помочь ему избежать безработицы, а какие повышают шансы лишиться работы?
Задания для самостоятельной работы:
Из приведённого набора качеств попробуйте выбрать те из них, которые самым неожиданным образом могут повлиять на трудовую судьбу человека.
Объясните свой выбор.
самоуверенность, угодничество, хитрость, фантазия, смелость, готовность к риску, уступчивость, предприимчивость, лживость, грубость, скромность, пьянство, ум, лень, сила воли, вежливость, жадность, образованность, зависть, совесть
Представьте себя 25-летним человеком и составьте на себя анкету для биржи труда, из которой должно быть ясно, что именно в ваших услугах нуждаются престижные фирмы.
Тема 11. «Пути получения профессии. Основные уровни
Профессиональное образование – овладение определёнными знаниями и навыками по конкретной профессии и специальности.
Стипендия (от. лат. stipendium – плата) – денежное пособие, регулярно выдаваемое обучающимся на дневных отделениях (факультетах) различных учебных заведений.
Профессиональные образовательные программы реализуются в учебных заведениях профессионального образования, которые подразделяют на:
учреждения начального профессионального образования;
учреждения среднего профессионального (среднего специального) образования (ссузы);
учреждения высшего профессионального образования (вузы);
учреждения дополнительного профессионального образования;
другие образовательные учреждения.
Гарантии прав граждан на получение профессионального образования. Нормативные документы.
Закон Российской Федерации «Об образовании»
Статья 5. Государственные гарантии прав граждан в области образования.
Статья 16. Общие требования к приёму граждан в ОУ.
Статья 21. Профессиональная подготовка.
Статья 22. Начальное профессиональное образование.
Статья 23. Среднее профессиональное образование.
Статья 24. Высшее профессиональное образование.
Статья 25. Послевузовское профессиональное образование.
Статья 26. дополнительное образование.
Статья 50. права и социальная защита обучающихся, воспитанников.
Конституция Российской Федерации.
Статья 43. Государственные гарантии прав граждан в области образования.
Федеральный Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»
Статья 11. Приём в высшее учебное заведение и подготовка специалистов с высшим и послевузовским профессиональным образованием.
Вопросы для закрепления и повторения материала:
Проанализируйте нормативные документы и составьте перечень гарантий прав граждан на получение профессионального образования.
Подумайте, какие действия вы предпримете, если не поступите с первого раза в учебное заведение после окончания школы.
Составьте план приобретения выбранной профессии с наименьшими для вас финансовыми затратами. Учтите возможные затраты на проезд к месту учёбы, проживание, питание.
Задания для самостоятельной работы:
Выйти в Интернет на сайт Государственной службы занятости населения Мурманской области и найти интересующую вас информацию об учебных заведениях Мурманской области; видах и формах обучения; составить список специальностей, востребованных на рынке труда.
Проанализировать полученную информацию и сформулировать выводы, ответив на вопросы:
Какие профессии и специальности можно получить в учреждениях профессионального обучения?
Какие специалисты особенно нужны на современном рынке труда?
Тема 12. «Поиск работы и трудоустройство. Как предъявить
себя на рынке труда».
Вакансия (от лат.- пустующий, свободный) – наличие незанятого рабочего места, должности в организации или на предприятии, на которую может быть принят новый работник.
Резюме (от франц. – краткое изложение) – составленный по определённым правилам набор сведений о претенденте на работу
Вариант трудоустройства – любое лицо или организация, которые могут предложить работу.
Собеседование с работодателем – разговор, взаимодействие между двумя людьми, работодателем и соискателем на вакансию, по поводу трудоустройства.
Источники получения информации:
ЛКС (личная контактная связь):
члены семьи и родственники;
Государственная служба занятости населения.
коммерческие агентства по найму и подбору кадров.
Личный дневник учёта вариантов трудоустройства.
1. Куда обратиться: адрес фирмы, организации; по какой вакансии; с какой целью.
2. К кому обратиться: фамилия, имя и отчество работодателя или того, кто может оказать содействие в трудоустройстве.
3. Дата и время встречи для обсуждения вакансии.
4. Форма подачи информации о себе: по телефону, в письменной форме, лично, через друзей и знакомых.
5. Возможный результат: отказ в работе, согласие о встрече, изменение даты или времени, дата и время дополнительной встречи, «будут иметь в виду», принят на работу.
Документы, необходимые для предъявления себя работодателю.
Резюме с информацией о жизненном, учебном и профессиональном пути.
Презентационные документы: диплом; свидетельство; аттестат.
Рекомендательные письма работодателей с предыдущей работы.
Вопросы для закрепления и повторения материала:
Назовите два качества, одно из которых помогает, а другое мешает вам устанавливать контакты с другими людьми. Подумайте, что нужно сделать, чтобы уменьшить ваши барьеры в общении.
Осудите, какие приёмы позволяют людям улучшить качество общения и взаимопонимания между собой.
Проанализируйте свои сильные и слабые стороны. Каких качеств вам
недостаёт, чтобы стать соискателем престижного рабочего места?
Задания для самостоятельной работы:
Попробуйте проанализировать объявления о вакансиях и ответьте на вопросы?
1. Работники каких профессий часто встречаются в объявлениях?
2. Какие требования предъявляют работодатели к кандидатам на вакантные места?
3. Насколько ваши личные качества соответствуют требованиям, содержащимся в объявлениях?
Очень важно уметь анализировать информацию о вакансиях. Давайте для примера изучим объявление о вакансии в газете и попробуем ответить на следующие вопросы:
Что именно ищет работодатель?
Каковы его конкретные требования к кандидату на вакансию?
Нормы и режим рабочего времени.
Что работодатель хочет получить дополнительно?
Какие скрытые требования не указаны в объявлении о вакансии?
Адрес расположения места работы?
Каким транспортом можно добраться?
Сколько времени уйдёт на дорогу?
Познакомьтесь с планом составления резюме. Потренируйтесь в составлении резюме.
Составьте собственное резюме для приёма на работу.
План составления резюме.
Заголовок (фамилия, имя, отчество).
дата и место рождения,
Цель (зачем вы обращаетесь в данную фирму, какую работу ищете).
Образование (в обратном хронологическом порядке) по схеме:
название учебного заведения, факультет, специальность, квалификация;
награды различных конкурсов, олимпиад, конференций, в том числе школьных;
номера соответствующих дипломов, свидетельств и сертификатов;
информация о курсах повышения квалификации и стажировках.
5. Опыт работы (в обратном хронологическом порядке) по схеме:
название фирмы, её сфера деятельности;
название Вашей должности, количество подчинённых (если были);
описание Ваших должностных функций, уровень ответственности и полномочий;
примеры конкретных достижений.
Дополнительное образование — курсы, семинары, тренинги, стажировки (в обратном хронологическом порядке).
Дополнительные навыки : ПК, степень владения иностранными языками, наличие а/м, водительских прав, машинопись, другое.
Ваши преимущества (укажите несколько своих личностных черт, которые отличают Вас от других и помогают Вам достигать нужных результатов в работе).
Перечислите увлечения своих активных увлечения , хобби (например: спорт, туризм, танцы, но только если они имеют отношение к работе или если их можно счесть серьёзным личным достижением.).
Тема 13. « Пути получения профессионального образования».
Сориентировавшись в выборе профессии, необходимо продумать возможные пути её получения. Наличие профессионального образования позволит человеку чувствовать себя более уверенным в себе, в своих силах. Чем выше уровень профессионального образования, тем больше возможностей занять достойное положение в обществе, достичь успехов в карьере.
Виды профессиона-льного образования
Основное базовое образование
Где можно получить
Начальное профессиональ-ное образование
Работник высокой квалификации по любой профессии исполнительс-кого класса
Среднее профессиональ-ное образование
Специалист средней квалификации по большинству профессий исполнительс-кого класса
Высшее профессиональ-ное образование
Основное общее образование
Институты Университеты Академии
2 года – неполное высшее
4 года – базовое высшее (бакалавр)
Специалист высокой квалификации по любой профессии творческого класса
Задания для самостоятельной работы:
Каждый выбирающий будущую профессию оказывается в сложной ситуации, когда приходится принимать во внимание не только сведения об особенностях профессий, но и факторы, влияющие на выбор человеком профессии. Нарисуйте правильный восьмиугольник. Обозначьте каждую вершину пиктограммой, цифрой или абривиатурой. Эта схема-модель ситуации выбора профессии может послужить вам в качестве опорного наглядного средства, когда вы неоднократно будете возвращаться к обдумыванию стоящих перед вами вопросов. Она поможет вам не забыть о восьми важных обстоятельствах. Важно, чтобы они были согласованы между собой и соответствовали склонностям и способностям, а так же обеспечивались информированностью.
Так как же определить для себя «Кем мне быть?» Внимательно изучите
«Семь шагов к взвешенному решению» и постарайтесь выполнить каждое задание.
На выполнение этого задания потребуется внимание, терпение, заинтересованность, хорошее настроение и время.
1. Составить список подходящих профессий
Составьте список профессий, которые Вам нравятся, интересны, по которым Вы хотели бы работать, которые Вам подходят.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Составить перечень требований выбираемой профессии
выбираемая профессия и будущий род занятий:
выбираемая профессия и жизненные ценности:
выбираемая профессия и жизненные цели:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
выбираемая профессия и мои сегодняшние горячие проблемы:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
желательный уровень профессиональной подготовки:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
выбираемая профессия и мои склонности и способности:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
желательные содержание, характер и условия работы:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Определить значимость каждого требования
Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.
4. Оценить свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий
Кроме тех требований, которые есть у Вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у Вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.
__________________________________________________________________
5. Подсчитать и проанализировать результаты
Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит Вам по всем пунктам.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Проверить результаты
Для того, чтобы убедиться в правильности Ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.
7. Определить основные практические шаги к успеху
Вы приняли решение, теперь важно определить: в каком учебном заведении Вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.
Тема 14. «Моя профессиональная карьера».
Профессиональная деятельность и карьера будут максимально успешными лишь в том случае, если человек пригоден к выбранной профессии.
проходящего в своей деятельности различные её стадии по росту и
различных сторон деятельности и общения, в которых самореализована
личность работника, обеспечивающая устойчивые положительные результаты
Профессиональная пригодность – это взаимное соответствие человека и его
Задания для самостоятельной работы:
1. Подробно разберите требования избранной профессии к человеку (гражданские и моральные качества, способности, навыки, знания, умения, опыт, здоровье).
2. Сравните эти требования со своими индивидуальными качествами и выявите соответствующие и несоответствующие.
3. Наметьте план самовоспитания и развития необходимых качеств.
Чтобы сказку сделать былью.
Составьте список возможных препятствий на пути к цели.
2. Составьте личный план достижения поставленной цели.
ВОЗЬМИТЕ НА ЗАМЕТКУ!
Нельзя давать себе установки типа: «Не хочу быть бедным». Нужно формулировать так: «Хочу быть финансово независимым». Не рассматриваются в данном случае и такие ситуации, чего бы следовало избежать, или кем не быть, или как не делать. Часто учащиеся старших классов указывают в своих сочинениях, что не будут жить с родителями, работать на заводе или находиться у кого-либо в подчинении. Так вот, к цели это имеет весьма отдаленное отношение. Я бы назвала это просто пожеланиями. Цель должна быть всегда конкретна: стать не просто студентом, а студентом конкретного ВУЗа и факультета, не просто руководителем, а организовать и возглавить конкретный бизнес или предприятие.
4. Чем вы готовы пожертвовать или заплатить ради достижения своей цели?
Будет ли ваша цель честной, достигнутой «за ваш счет»? Ведь наивно полагать, что в жизни что-либо бывает бесплатно. Попробуйте составить список возможных жертв: время, деньги, здоровье, добрые отношения с друзьями и знакомыми, любовь, нервы, доброе имя, отказ от удовольствий, дружба, соблюдение здорового образа жизни и прочее. Попытайтесь честно ответить себе на вопрос, на что вы готовы пойти, ради достижения своей цели, чем пожертвовать, и сможете ли вы потом смело и прямо смотреть людям в глаза.
5. А теперь составьте список возможных препятствий.
6. Цель должна быть наглядна.
Напишите план с точными сроками, этапами, отмечайте, то есть просто записывайте на бумаге результаты ваших шагов и действий. Определите и позвольте себе за особо успешное выполнение намеченных участков пути бонусы или призы, поощряйте себя и хвалите. Постарайтесь предусмотреть и форс-мажорные обстоятельства, собственно, как вы планируете вести себя в неординарных ситуациях, где и насколько позволите сделать себе поблажку или отступить (или чем поступиться). Хорошо было бы составить договор с самим собой, как рекомендуют некоторые специалисты, где будут указаны все сроки, соглашения о плате (вознаграждениях), и штрафы. Но и придерживаться его придется вам!