Мобилизующая часть урока 1 класс что делать
Мобилизующий этап в начальной школе с применением активных методов обучения
Статья Ерзиковой Елены Николаевны учителя начальных классов МБОУСОШ №47 г. Новосибирск 2021г.
Мобилизующий этап в начальной школе с применением активных методов обучения
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовётся.
Посеять в душах благодать.
Увы, не каждый раз даётся.
Но мы обязаны мечтать
О дивном времени, о веке,
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность человека.
И мы обязаны творить.
Призрев все тягости мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в жизни молодые.
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться…
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться.
— Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас в этой аудитории. Позвольте начать вот с такой притчи. «Всё в твоих руках» (видеоролик)
— В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное – успешным.
-Успех нашей работы обеспечивает применение активных методов и приемов.
Именно они позволяют раскрыться духовным силам ребенка, а процесс обучения делают легким и доступным.
За последние годы существенно изменились приоритеты образования. На первый план современность выдвигает цели развития личности ученика, формирования и развития у младших школьников учебной деятельности. Поэтому современный учитель сам должен свободно и гибко оперировать информацией, уметь легко показать учащимся уровень их собственных знаний и научить способам их совершенствования.
Всем известно, что привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит можно использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс. Современный учитель должен идти в ногу со временем, внедряя новые технологии. Возникает вопрос: почему же мы продолжаем использовать те методы обучения, которые вызывают скуку, почему ничего не делаем для изменения этой ситуации? А ведь можно внедрить в привычную практику новые формы и методы реализации образовательных программ, тем более, что серьезная потребность в этом давно уже существует. Как это сделать? Все просто, как в притче: «Всё в твоих руках»
Ответьте, пожалуйста, на вопросы, только быстро.
— Какое сегодня число? А день недели?
-Ее наклеивают на конверт.
Молодцы. Вот вы и приободрились и готовы сотрудничать.
Активные методы обучения – это методы, побуждающие учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
АМ начала образовательного мероприятия
— Начать урок можно необычно, предложив ученикам «Поздоровайся глазами», «Поздоровайся локтями» «Мой цветок», «Галерея портретов» «Измерим друг друга» или «Летающие имена» эффективно и динамично приёмы помогут вам начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой хорошую атмосферу в классе)
Цель : положительный настрой на работу, установление контакта между учениками.
— Уважаемые коллеги, для положительного настроя на работу и для установления доброжелательной атмосферы, я предлагаю начать наше мероприятие с упражнения «Поздороваемся ладошками!».
-Пожелаем друг другу здоровья. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами:
Здравствуй (всей ладонью)
Дети, выполняя задание, должны коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества одноклассников. Такие забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствуют установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.
Очень важным для учителя является включение в урок активных методов выяснения целей, ожиданий, опасений.
Такие методы, как позволяют учителю лучше понять класс и каждого ученика, а полученные материалы в дальнейшем использовать для осуществления личностно-ориентированного подхода к обучающимся. Обучающимся данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе. Методы заключаются в следующем. Учащимся раздаются заранее вырезанные из бумаги снежинки, яблоки, лимоны, разноцветные листы и предлагается попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от сегодняшнего урока, обучения в целом и чего опасаются, записав и прикрепив на определенную поляну, дерево и т.д. После выполнения систематизируются сформулированные цели, пожелания, опасения и подводятся итоги.
Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому не могут совладать со своими эмоциями, поэтому на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем; методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества; применять данные методики не обязательно все на каждом и на одном уроке.
Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса, но и как в любой методике есть особенности. А применять ее или нет, это уже дело учителя и его творчества.
Наберись смелости и сделай попытку!
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаю Вам, чтоб дети в Вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья Вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Мобилизующая настройка на урок
С чего начинается урок? С вводной части! А в ней из урока в урок одно и то же: построение, рапорт, объявление цели и задач занятия, разминка. Не скучно ли проводить месяцами, а то и годами занятия по шаблону? Порою даже складывается впечатление, что задача урока физической культуры в первую очередь заключается в том, чтобы научить детей перестраиваться из шеренги в колонну и обратно, превратить их в послушных, исправных роботов.
Просмотр содержимого документа
«Мобилизующая настройка на урок»
Мобилизующая настройка на урок
С чего начинается урок? С вводной части! А в ней из урока в урок одно и то же: построение, рапорт, объявление цели и задач занятия, разминка. Не скучно ли проводить месяцами, а то и годами занятия по шаблону? Порою даже складывается впечатление, что задача урока физической культуры в первую очередь заключается в том, чтобы научить детей перестраиваться из шеренги в колонну и обратно, превратить их в послушных, исправных роботов.
А теперь давайте попробуем разнообразить проведение вводной части, то есть будем уделять особое внимание мобилизующей настройке на урок.
Дети построились в одну шеренгу, лица скучные, настроение так себе, внимание на низком уровне. Как настроить класс на занятие? Почему бы не отойти от стереотипов, от стандартов?
Предлагаю несколько вариантов мобилизующей настройки учащихся из моей практики.
Пересчет на «первый-второй» («Класс, на первый-второй рассчитайсь!») можно заменить нестандартными командами: «Класс, на раз-два рассчитайсь!» или «На А-Б рассчитайсь!» Пересчет по порядку здесь лучше проводить не порядковыми номерами, а согласно буквам русского алфавита: «Класс, по алфавиту рассчитайсь!»
Вдоль боковой линии волейбольной площадки через каждые 50 см нанесена разметка с цифровым обозначением от 1 до 32. Дети в начале урока строятся вдоль этой линии согласно разметке. Надобность в пересчете отпадает: мне достаточно взглянуть на то место, где стоит последний ученик. Посмотрит школьник на свой порядковый номер, что нарисован перед ним на полу, и ему ясно, кто он — первый номер или второй.
С противоположной стороны волейбольной площадки, вдоль другой боковой ее линии также сделана разметка от 1 до 32. Я объявляю классу, что сейчас ученики будут выполнять перестроение на противоположной стороне согласно своему порядковому номеру. И далее веду счет от 1 до 32 по порядку или не по порядку, со скоростью 2 слова в секунду. Услышав свой номер, ученик бежит на противоположную сторону и встает на место, где обозначен его номер. (Достаточно выполнить это упражнение 2-3 раза.)
Ученики стоят в одной шеренге. С противоположной стороны спортивного зала даю команду; «Класс, разойдись! В одну шеренгу становись!» (Тем временем поднимаю правую или левую руку в сторону. Дети, подбежав ко мне, строятся в том направлении, в какую сторону направлена поднятая рука; направляющий встает рядом, за ним — все остальные.) Затем бегу в другую сторону, на другое место и оттуда подаю команду: «Класс, разойдись! За мной в колонну по одному становись!» и т.д.
Приведем психофизические упражнения на формирование готовности учащихся к уроку.
Учащиеся стоят в одной шеренге. Урок только начался. Учитель дает команду: «Раз! Два! Три! Ребята, всё внимание — на мои слова! Делаем глубокий вдо-о-х, руки поднимаем вверх. Вы-ы-дох, руки опускаем! Всё внимание —- на мои слова! Вы являетесь пружиной, которая будет автоматически плавно сжиматься и напрягаться при моем счете от одного до пяти. Сжавшись, пружина будет обладать такой мощностью и зарядом положительной энергии, которая позволит выполнять все дальнейшие действия без труда, с прекрасным настроением и огромным желанием добиться успеха при выполнении упражнений. А по команде: «Марш!» сжатая пружина приводится в действие, и ее заряда хватит более чем на 45 мин.
Речь должна быть монотонной и ритмичной, вначале голос должен быть успокаивающим, с постепенным переходом в энергичный, мобилизующий.
В данном упражнении особое внимание уделяем дыханию. Учитель дает команду: «Всё внимание — на мои слова! Закрыли глаза! Делаем глубокий вдо- о-х! Дыхание спокойное и ровное! Воздух содержит в себе колоссальный запас энергии. Вдо-о-х, вы-ы-дох! Сейчас с помощью небольших порций воздуха мы заполним свое тело этой энергией, которая поможет выполнять все физические упражнения на уроке с радостью и огромным желанием. Я буду считать до 5, на каждый счет делая вдох небольшими порциями, вы также будете заполнять свое тело энергией». (Далее веду счет от 1 до 5, акцентируя внимание на «теплой энергии», которая растекается по всему телу.)
В процессе выполнения общеразвивающих упражнений не следует уделять внимание только счету: «Делай — раз, два, три, четыре!» В это время целесообразно под такт счета вести разговор с детьми, одобряя их и подсказывая им правильные действия, причем каждая фраза должна состоять не более чем из четырех слов.
В вводной части урока также нужно чаще использовать сюжетные упражнения, согласуя тон и окраску своего голоса с тем эмоциональным состоянием, которое хотим сформировать у детей.
Как делать уроки с первоклассником
Проблемы обучения в первом классе и как с ними справиться
Вот парадокс! Кроха так готовился к школе и с нетерпением ждал первого сентября, а спустя месяц он не хочет ходить на занятия и соглашается делать уроки только под бдительным присмотром родителей. Что же произошло? Почему малыш не хочет учиться? По мнению учительницы начальных классов Серпуховой Валентины Давыдовны, в нежелании детей учиться виноваты в первую очередь сами родители. Именно они, действуя из самых лучших побуждений, отбивают у ребенка тягу к знаниям.
Наиболее распространенные проблемы первого класса:
И общие советы, как их преодолеть
Многие родители, пытаясь приучить малыша к самостоятельности, не помогают ему делать уроки, а только проверяют уже выполненное задание. Но не каждый ребенок в состоянии самостоятельно сделать даже простое задание. Потребуется несколько месяцев, чтобы ребенок понял, что домашнее задание это его обязанность, которую надо выполнять. Поэтому первое время вы должны мягко напоминать малышу, что пора садиться за книжки и помогать ему, хотя бы своим присутствием.
Всегда начинайте с самого трудного, пока внимание на высоте. А то, что ребенку знакомо с детского сада (например, рисование) он сумеет сделать и после того, как кривая сосредоточенности пойдет на спад.
Если у ребенка что-то не получается, помогите ему на промежуточных стадиях. Только не стоит делать за него домашнее задание целиком. Плавно подведите малыша к верному решению, но окончательный ответ он должен дать сам. В заключении обязательно похвалите малыша «Вот видишь какой ты молодец. Я тебе только немного помогла, и ты сам решил этот сложный пример». Тогда у ребенка появиться позитивная установка «Я сам все могу».
Почаще хвалите малыша, за любую победу и не акцентируйте внимание на неудачах. Если крохе легко дается счет и не получается правописание, то рассказывайте ему, как он здорово считает, а если он будет стараться, то обязательно научиться так же хорошо писать. В ваших силах внушить малышу волю к победе. Не обзывайте малыша смешным прозвищами, если он что-то плохо делает (например, «курица криволапая»), чтобы избежать вашей насмешки ребенок вообще перестанет писать или смириться со своим прозвищем и не захочет научиться красиво писать.
Если ребенок регулярно просиживает над домашними заданиями на 30-40 минут больше, чем рекомендуется, предложите ему помощь (подчеркните цветным карандашом буквы/цифры, вылепите из пластилина или нарисуйте на песке, объясните другими словами). Если ситуация не улучшается, имеет смысл поговорить со специалистами (школьным психологом, педиатром). У некоторых детей процесс формирования тонкой моторики, которая необходима для учебы, заканчивается лишь к 8 годам. Такого малыша рекомендуется не тащить вперед, а наоборот еще на год оставить в подготовительном классе. Лучше потерять один школьный год, чем утратить желание учиться.
Не забывайте, что многое зависит и от генов. Если вы не отличались в школе хорошей успеваемостью и с трудом получили аттестат, то не требуйте от своего малыша невозможного. Пусть лучше у вас вырастет твердый троечник, а не замученный зубрила-отличник. Грош цена знаниям, которые насильно вбиты ребенку.
Как мы усваиваем информацию
К какому типу относится ваш ребенок?
Но у каждого человека какой-то из этих каналов, в той или иной степени преобладает. Выделяют три основных типа детей по способу усвоения информации. Рассказывает школьный психолог Лунина Римма:
Кинестический тип. Люди этого типа обучаются преимущественно через непосредственное участие и активные действия. Ребенку необходимо постоянно двигаться, а при разговоре он не может обойтись без жестикулирования. Он будет хорошо усваивать информацию, если процесс обучения совмещается с какой-либо деятельностью. Пусть подчеркивает, меняет краски, раскладывает карандаши или счетные палочки, главное, чтобы его занятие не отвлекало окружающих. Кинэстетикам требуется спокойное окружение и возможность движения. Попросите учительницу, чтобы она разрешала ребенку делать короткие передышки во время урока (пусть малыш сотрет с доски, сходит намочить тряпку или поможет раздать всем тетрадки). Так же не стоит тренировать у кинэстетика усидчивость во время выполнения домашнего задания. Если такого ребенка насильно заставлять сидеть сложа руки и слушать учительницу (или маму), он вообще ничего не запомнит и потеряет интерес к учебе. Он сидит спокойно ровно столько, сколько может. С возрастом ребенок повзрослеет, и научиться следовать установленным нормам поведения.
Приемы мобилизации внимания на уроке
Прожив сорок минут урока, пропустив их через себя, невольно задумываешься, почему учебная активность некоторых учащихся носит кратковременный характер. Они не слышат вопроса, быстро устают, а поэтому часто отвлекаются на посторонние дела и в целом у них преобладают игровые интересы. Психологи отвечают на этот вопрос по-разному и чаще всего видят причину в незрелости мозговых структур, в социальной незрелости ученика, низкой мотивации учебной деятельности. Гораздо хуже, если названные трудности имеют генетическую природу или связаны с нарушениями центральной нервной системы.[3]
Каждый учитель постоянно ищет такие формы и методы организации учебной деятельности, которые позволят при минимальных затраченных усилиях добиться положительной динамики в результатах обучения всего класса. С чего можно начать? Хотя бы с того, что все ученики должны настроиться на работу, забыть на время про журнал с картинками или пирожок в портфеле. Говорят, что театр начинается с вешалки, и урок в свою очередь должен иметь многообещающее начало, дать установку на определённый вид учебной деятельности. Поэтому начало урока может быть нестандартным. Например, учитель просит всех выйти к доске, чтобы установить с детьми визуальный контакт. Или озвучить какой-нибудь парадокс: “Вы умеете ходить по воде? А хотите научиться?” Дальше пойдёт речь о трёх состояниях воды.
Педагогическая деятельность даёт возможность учителю проявить талант актёра. Учитель может перевоплощаться в любого литературного героя. Детям очень нравятся пародии на известных людей. Например, урок обобщения знаний по чтению можно провести в виде игры “Кто хочет стать отличником”. Из всех реквизитов понадобятся только очки, чтобы изобразить Максима Галкина и музыкальная заставка к популярной телепередаче. А в остальном – актёрский талант!
Концентрации внимания способствуют уроки в нестандартной форме: урок-игра, урок-путешествие, урок-суд, урок-концерт и т.д. Дети интуитивно тянутся к добру, поэтому оправданно в уроке появляется сюжет: дойти до избушки Бабы-Яги и спасти Иванушку, помочь птенчику добраться до гнезда, а Муравьишке в муравейник.
К приёмам, мобилизующим внимание, можно отнести задания соревновательного характера: кто быстрее…, кто больше…, кто интереснее…. А также проблемные вопросы и задания. Как правило, они вызывают удивление, недоумение и, следовательно, желание вникнуть в задание, разобраться.
Проблемная задача: сколько прямых углов может быть у многоугольника?
Широкие возможности повышения эффективности педагогической деятельности имеет интеграция разных учебных предметов. Интегрированные уроки нравятся детям, вызывают интерес к познанию, дают большой эмоциональный заряд, помогают видеть мир целым, гармоничным. Интеграция нескольких предметов является средством интенсификации урока, расширяет его информативную ёмкость, повышает творческий потенциал учащихся. [1] Поэтому на уроках математики будут уместны задачи на экологическую тему или сказки о геометрических фигурах. На уроках окружающего мира, посвящённых обитателям моря, можно вспомнить русские народные сказки с участием рыб. Поскольку математика в начальной школе изначально является интегрированным курсом (сочетает знания арифметики, алгебры, геометрии, черчения, основ технологии), то на таких уроках школьники имеют возможность применить свои знания на практике, изготавливая по чертежу какое-либо изделие.
Нельзя не упомянуть то, что всегда привлекало внимание детей. Это яркие, красочные наглядные пособия (демонстрационные и индивидуальные). Школьники быстро откликаются на применение разных технических средств. А если речь заходит о компьютере, который сегодня есть почти у каждого дома, то интерес к уроку вызывается опосредованно. Вместе с этим применение ИКТ в начальной школе даёт возможность сделать обучение интересным, запоминающимся. Так мультимедийные презентации не только привлекают внимание, но и помогают вести урок чётко, доказательно.
Перечислять приёмы мобилизации внимания можно долго в зависимости от опыта учителя и материальных возможностей учебного заведения. Но применять их следует с учётом психолого-педагогических особенностей класса, помня об их педагогической эффективности и целесообразности.
Как удержать внимание на уроке в 1 классе? Советы и рекомендации учителю
Одна из основных задач учителя на уроке — привлечение внимания детей к себе, к тому, что он говорит, и к тому материалу, который ученики должны усвоить. Особенно трудно это удается при работе с первоклассниками. И дело здесь совсем не в том, что они не хотят учиться или имеют скверный характер. Рассмотрим подробнее причины почему так трудно привлечь внимание первоклассников и как решить эту проблему.
Почему первоклассники отвлекаются?
Кто такой первоклассник? По сути, это еще дошкольник, который вчера бегал, резвился, играл с игрушками — в общем, делал только то, что ему хотелось.
С поступлением в школу в его жизни резко меняются многие внешние обстоятельства. Меняется его социальная роль и, естественно, к нему предъявляются совсем другие, более строгие, требования. На уроке первоклассник должен внимательно слушать, правильно выполнять задания, воспринимать большой объем информации.
Проблема в том, что внутренний психологические процессы у ребенка изменяются намного медленнее. Поэтому дети шестилетнего возраста не обладают достаточным уровнем произвольного внимания. Для них проблематично долго сосредотачиваться на одном задании. Они часто отвлекаются и абсолютно не вникают в смысл объяснений учителя.
Нередко можно заметить, как во время работы над упражнением некоторые дети просто смотрят в окно. Или посреди урока вдруг раздается возглас: «Смотрите, птичка на подоконник села!». Все это свидетельствует о том, что ребенок уже переключил свое внимание на другой объект.
Методические рекомендации
Что же нужно делать учителю при работе с первым классом для удерживания внимания детей на изучаемом материале? Важно знать, что шестилеткам сложно сосредотачиваться на однообразной, интеллектуально насыщенной или малопривлекательной для них деятельности. Отсюда следуют такие рекомендации.
Чередование видов деятельности
Учитель должен планировать свой урок так, чтобы в ходе занятия виды деятельности постоянно чередовались друг с другом. Нельзя на уроке чтения только читать или на уроке обучения грамоте только писать на протяжении всего занятия.
Например, при изучении новой буквы с детьми нужно проводить такие упражнения:
Таким образом, после слушания дети перейдут к практической деятельности, потом к чтению и снова к фонетическим упражнениям. Аналогично нужно строить работу и на других уроках. Кроме того, нужно помнить, что выполнение каждого отдельного упражнения должно занимать 2 – 5 мин.
Также можно чередовать и формы работы. Как правило, в 1 классе дети еще не отождествляют себя с коллективом класса. Поэтому фронтальная работа должна сменяться групповой или парной.
Доступность
Как только ребенок перестает понимать, о чем идет речь на уроке, он переключит свое внимание на другой объект. Поэтому необходимо изучать материал на основе имеющихся представлений у детей. По возможности любое объяснение должно быть проиллюстрировано конкретными примерами.
Также следует учитывать, что у шестилеток преобладает наглядное мышление. Значит, на уроке должны быть использованы яркие картинки, видеофрагменты, раздаточный материал, игрушки.
Игровая и практическая деятельность
У первоклассников ведущим видом деятельности все еще остается игра. Поэтому, чтобы ребенку было несложно сосредоточиться на выполнении задания, необходимо создать игровую обстановку. Существует большое количество дидактических игр, которыми нужно заменить все упражнения репродуктивного типа. Например, не просто решаем примеры, а ищем ошибки в тетрадках учеников Лесной школы.
Рекомендуется использовать игру «Фишки». Перед началом урока учитель с детьми решают, какое слово или действие будет считаться сигнальной фишкой (например, покашливание или фраза «А теперь …»). Далее первоклассники должны в ходе занятия замечать, когда прозвучит этот сигнал и фиксировать его (например, ставить палочку на листочке или рисовать кружочек и т.д.). В конце урока следует проверить, кто справился с этим заданием и определить самого внимательного ученика.
Также основное место в объяснении учебного материала должна занимать практическая деятельность детей. Ребенок не будет отвлекаться, если ему интересно то, что он делает. Слушать рассказ учителя о том, что бывают звонкие и глухие звуки не так занимательно, как взять в руки кубик с буквой и, встряхнув его, определить — будет он звенеть или нет.
Поведение учителя
Не стоит забывать о ведущей роли учителя на уроке. Тем более это важно в 1 классе. Нужно:
Отлично помогает привлечь внимание детей смешная шутка или какая-то комическая ситуация. Можно использовать эффект неожиданности, удивить первоклассников нестандартным поведением или внезапным появлением какого-то предмета.
Также учителю рекомендуется периодически просить детей повторить последние два-три слова, которые он произнес.
Еще один прием — «забывчивость». В ходе рассказа учитель может сделать вид, что он забыл, о чем хотел дальше сказать, и попросит детей подсказать. Естественно, это нужно спланировать так, чтобы детям было очевидно, какой фрагмент речи пропущен.
Для повышения внимательности детей на уроке их нужно максимально привлекать к участию в учебном процессе. Учителю не стоит много разговаривать на уроке. Лучше вести диалог, давать ученикам возможность высказать свое мнение, добиваясь таким образом от них ответной реакции.
Умение удерживать внимание первоклассников на уроке — очень важный навык для учителя. От этого зависит дисциплина в классе во время занятия и успеваемость его учеников.
Об авторе: Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов, стаж работы 23 года.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.