Мобильный резерв это что
Положение о мобилизационном резерве Вооруженных Сил Российской Федерации и что это
Запас Вооруженных сил Российской Федерации формируется из мобилизационного людского ресурса и резерва. Под первым понимаются все запасники, годные для призыва. С определенной периодичностью они проходят переподготовку на военных сборах, однако строгих предписаний для такой категории не предусмотрено.
Мобилизационный людской резерв – это пребывание в запасе на контрактной основе. Подразумевается, что при увольнении в запас военнослужащий может заключить договор и стать резервистом. Соответственно актуальным становится вопрос об условиях пребывания в таком статусе.
Что такое мобилизационный резерв
Мобилизационный людской резерв – это часть запаса, формируемая из граждан, заключивших соответствующий контракт. Пребывание на такой службе предусматривает:
В данном контексте основные отличия резервистов от обычных запасников – это наличие дополнительных обязательств и возможностей. Для их получения необходимо заключение контракта.
Положение о мобилизационном людском резерве
При изучении правовых аспектов по мобилизационному резерву руководствуются двумя основными документами:
Второй документ утвержден Постановлением Правительства РФ под номером 933 от 3 сентября 2015. Документ регламентирует основные вопросы, связанные с пребыванием граждан в мобилизационном резерве. К таковым относят:
Схожие вопросы регулируются и разделом 8.1 ФЗ-53:
Правовые акты считаются взаимодополняющими. Для общей информации обращаются преимущественно к положению. Однако для работы с мобилизационным резервом руководствуются всеми предписаниями, включая нормативы местных органов власти.
Предназначение мобилизационного резерва ВС РФ
Предназначение мобилизационного резерва основано на общей необходимости формирования запаса. Акцент делается на военнообязанных гражданах, которые призываются в случае военной угрозы для страны.
Однако без существенной подготовки такие призывники не могут формировать качественный состав Вооруженных сил России и требуют предварительной подготовки. Особенно это ощущается в командных должностях.
Мобилизационный людской резерв позволяет в короткие сроки пополнить части квалифицированными военнослужащими, за которыми уже закреплена определенная должность. Ключевой аспект – подготовка таких кадров и их соответствие требованиям.
С учетом данного аспекта мобилизационный резерв обеспечивает поддержание боеготовности воинских частей как в мирное, так и в военное время. В данном вопросе обязательства резервистов компенсируются регулярными выплатами, сравнимыми с заработной платой.
Заключение контракта
Чтобы попасть в мобилизационный резерв, гражданин должен заключить соответствующий контракт. Для рассмотрения его кандидатуры он должен подать заявление, в котором указывается:
Заявление подается в военкомат, военную часть или иной муниципальный отдел, ведущий воинский учет по месту жительства. Дополнительно прилагаются следующие документы:
В ряде случаев могут потребоваться дополнительные документы. Их полный перечень регулируется федеральными органами местной власти. После принятия документов заявитель получает статус кандидата. Его принятие в мобилизационный резерв рассматривает специальная комиссия.
Комиссия по формированию мобилизационного резерва
Заявление гражданина рассматривается в течение месяца, после чего принимается решение о направлении его на медицинское освидетельствование. Формируемая комиссия по своему назначению сравнима с призывной: она тоже рассматривает кандидатуру и выносит решение о присвоении статуса резервиста.
В состав комиссии включаются должностные лица муниципального отдела воинского учета. В обязательном порядке в нее входит муниципальный врач-терапевт. По необходимости в состав включают представителей воинских частей, для которых ведется отбор кандидатов.
На основе полученных сведений и результатов медосмотра комиссия принимает решение о включении кандидата в резерв. По необходимости соискатель может получить копию решения в течение трех дней с момента его оглашения. Если оно положительное, кандидату выдается соответствующее предписание. С ним он обращается в воинскую часть для заключения контракта.
Нахождение в мобилизационном резерве ВС РФ
Пребывание в мобилизационном резерве сопряжено с определенными обязательствами. При получении повестки гражданин обязан являться в военкомат для выполнения предписанных поручений. Связаны они с должностью, за которой закреплен резервист.
На период сборов резервист также несет материальную ответственность за вверенное имущество, как и обычный военнослужащий. В случае уклонения от исполнения обязанностей предусматривается административная, дисциплинарная или уголовная ответственность.
Отдельно выделяют денежное обеспечение резервистов. В данном контексте выделяют три типа оплаты:
Точная сумма определяется званием резервиста и занимаемой должностью, а также местными нормативами. Выплаты производятся на протяжении всего пребывания в резерве. Срок определяется условиями контракта.
Первое соглашение заключается на три года. Дальнейшие контракты подписываются на три или пять лет. Допускается меньший срок, если резервист достигает предельного возраста пребывания в запасе второго разряда в соответствии со своим званием.
Порядок исключения из резерва
В соответствии с предписаниями статьи 57.8 ФЗ-53 гражданин исключается из резерва по одному из следующих оснований:
Резервист может расторгнуть соглашение по личным обстоятельствам. К таковым относят семейные проблемы, включая необходимость ухода за нетрудоспособным родственником, а также нарушения условий контракта со стороны воинской части.
Положение о мобилизационном резерве предписывает определенный порядок расторжения контракта. Процедура основывается на постановлениях федеральных органов местной власти. Об исключении резервиста в воинской части издается соответствующий указ. В день его издания контракт считается расторгнутым или завершенным.
Каков порядок пребывания граждан в мобилизационном людском резерве?
Поступление в мобилизационный людской резерв
Под мобилизационным людским резервом понимаются граждане, пребывающие в запасе Вооруженных сил, Службы внешней разведки или Федеральной службы безопасности РФ и заключившие в установленном порядке контракт о пребывании в мобилизационном людском резерве (п. 2 ст. 51.2, п. 1 ст. 57.1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ).
Для заключения контракта гражданин подает заявление и необходимые документы (в частности, военный билет, служебную характеристику с последнего места работы, заверенную копию трудовой книжки) (п. п. 9, 10, 11 Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 03.09.2015 № 933 (далее- Положение № 933)):
• в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований);
• в орган, осуществляющий воинский учет в органах федеральной службы безопасности (соответствующее структурное подразделение Службы внешней разведки), где он состоит на воинском учете;
Гражданин, заявление которого принято к рассмотрению, является кандидатом, поступающим в резерв (п. 13 Положения № 933).
Принятое заявление рассматривается в течение месяца военным комиссаром, который принимает решение о проведении медицинского освидетельствования кандидата и рассмотрении его кандидатуры комиссией по отбору граждан, поступающих в резерв. При необходимости кандидат проходит процедуру оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну (п. п. 14, 16 Положения № 933).
Кандидат, признанный комиссией соответствующим требованиям, установленным для поступающих в резерв, получает от военного комиссара соответствующее предписание и направляется в воинскую часть для заключения контракта (п. 19 Положения № 933).
Если гражданин обратился с заявлением о поступлении в резерв непосредственно в воинскую часть, то после рассмотрения его кандидатуры он направляется для проведения отбора и оформления документов в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований), где он состоит на воинском учете. На такого гражданина оформляется запрос на имя военного комиссара, который подписывается соответствующим должностным лицом.
Отбор граждан из числа пребывающих в запасе Службы внешней разведки и Федеральной службы безопасности РФ осуществляется указанными федеральными органами исполнительной власти (п. 21 Положения № 933).
В контракте закрепляется добровольность поступления гражданина в резерв, а также срок и условия его пребывания в резерве (п. п. 2, 3 ст. 57.2 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ).
Пребывание в мобилизационном людском резерве
Аттестация и квалификационный экзамен проводятся в целях всесторонней и объективной оценки резервиста, определения его предназначения, соответствия занимаемой воинской должности и перспектив дальнейшего пребывания в резерве (ст. 57.5 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ; п. п. 24, 33, 34 Положения № 933).
Аттестация резервиста проводится за три месяца до истечения срока пребывания в резерве. Квалификационный экзамен сдается по мере необходимости, но не реже одного раза в три года (п. п. 26, 34 Положения № 933).
Резервист обязан явиться в воинскую часть в срок, указанный в мобилизационном предписании, повестке и (или) распоряжении военного комиссариата, для исполнения обязанностей по соответствующей воинской должности (п. 1 ст. 57.7 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ; п. 40 Положения № 933).
Общая продолжительность военных сборов, к которым привлекается резервист, не может превышать 24 месяца (п. 2 ст. 57.7 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ; п. п. 41, 42 Положения № 933).
В период прохождения военных сборов резервист несет материальную ответственность за ущерб, причиненный по его вине имуществу воинской части (п. 4 ст. 57.7 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ; ст. ст. 1, 2, п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.07.1999 № 161-ФЗ).
На время прохождения военных сборов резервисты освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места работы (учебы) и выплатой среднего заработка (стипендии). Кроме того, в период прохождения военных сборов резервистам выплачиваются, в частности, оклад по воинской должности и по воинскому званию, коэффициенты к окладу, командировочные расходы. Вне периода прохождения военных сборов резервисты получают денежные выплаты, состоящие, в частности, из месячного оклада, коэффициентов к нему и ежемесячной процентной надбавки за непрерывное пребывание в резерве (п. п. 2, 3 ст. 6 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ; п. п. 1, 2 ст. 13.1 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ).
Обратите внимание! В случае неисполнения обязанностей резервиста гражданин может быть привлечен к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности (п. 3 ст. 57.7 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ).
Порядок исключения из мобилизационного людского резерва
Гражданин подлежит исключению из резерва (п. 3 ст. 57.3, п. 1 ст. 57.8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ):
2) по истечении срока контракта о пребывании в резерве;
4) в связи с лишением его воинского звания;
5) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении резервисту наказания в виде лишения свободы или лишения свободы условно;
6) в связи с прекращением гражданства РФ или приобретением гражданства (подданства) иностранного государства;
7) в связи с возникновением оснований для отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации или освобождения от военных сборов.
Гражданин может быть досрочно исключен из резерва (п. 2 ст. 57.8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ):
1) в связи с организационно-штатными мероприятиями;
2) в связи с невыполнением им условий контракта о пребывании в резерве;
3) в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска;
4) в связи с поступлением на службу в Следственный комитет РФ, органы и учреждения прокуратуры РФ и назначением на должность судьи.
Также гражданин имеет право на досрочное исключение из резерва в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении него условий контракта о пребывании в резерве, а также по семейным обстоятельствам, заключающимся в необходимости (п. 3 ст. 57.8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ):
• ухода за несовершеннолетним ребенком, которого резервист воспитывает без матери;
• постоянного ухода за отцом, матерью, женой, родным братом (сестрой), дедушкой, бабушкой или усыновителем, которые в соответствии с заключением медико-социальной экспертизы по состоянию здоровья нуждаются в постоянном постороннем уходе, при отсутствии других лиц, обязанных по закону их содержать;
• осуществления обязанностей опекуна (попечителя) несовершеннолетнего родного брата или сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону их содержать.
Кроме того, гражданин может быть исключен из резерва досрочно по собственному желанию при наличии у него уважительных причин по заключению аттестационной комиссии. Порядок представления резервиста к исключению из резерва и оформления соответствующих документов определяется руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти (п. 4 ст. 57.8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ; п. 37 Положения № 933).
Пребывание в резерве оканчивается в день исключения резервиста из списков личного состава резерва воинской части, о чем издается соответствующий приказ (п. 38 Положения № 933).
По материалам («Электронный журнал «Азбука права», 2020)
Военный комиссариат разъясняет: Что такое мобилизационный людской резерв
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поставлена задача обеспечить проведение мероприятий, связанных с поступлением в резерв граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе.
Что такое мобилизационный людской резерв, кто такие резервисты, размеры выплат, какие требования предъявляются к кандидатам и как заключить контракт? Попробуем разобраться!
Что такое мобилизационный людской резерв?
Мобилизационный людской резерв — это часть граждан, пребывающих в запасе, которые содержится в наиболее мобготовом состоянии. То есть это гражданские люди, добровольно заключившие договор с МО РФ. По его условиям они в мирное время участвуют в занятиях и сборах, а при мобилизации самостоятельно прибывают в свою воинскую часть.
Особенность условий контракта является возможность совмещать основную гражданскую работу с военными занятиями и сборами. В периоды таких мероприятий государство компенсирует предприятию, где работает резервист, размер его среднего заработка.
Главная задача создания мобрезерва – это возможность оперативного доукомплектования ВС РФ мотивированными и подготовленными специалистами. Сейчас приоритет отдается комплектованию резервистами целых подразделений, что позволяет при объявлении мобилизации получить слаженные и боеготовые в/части уже к исходу первых суток.
Подготовка резервистов
Мобрезервисты проходят подготовку на сборах и отдельных ежемесячных занятиях в в/частях, в которые они предназначаются.
В ходе подготовки совершенствуются военные навыки при практическом исполнении обязанностей на штатном вооружении и в составе целых подразделений. Офицеры, кроме того, приобретают навыки в руководстве подчиненными в ходе выполнения учебно-боевых задач.
Как часто резервисты привлекаются на занятия?
Сборы проводятся 1 раз в год, а занятия ежемесячно. Продолжительность сборов с резервистами составляет 10-30 дней, а тренировочных занятий – до 3 суток.
Численность резервистов
Численность резервистов в 2019 году составляла менее 1 тыс. человек. Численность резервистов и перечень в/частей, которые комплектуются резервистами, ежегодно уточняется на основании соответствующих решений высшего руководства ВС РФ.
Какими документами закреплены обязанности резервиста?
Обязанности, права, ответственность резервистов, а также условия пребывания их в резерве регламентированы контрактом.
Размеры выплат резервистам
Резервистам положены следующие выплаты:
· ежемесячный оклад (12 % от ОВЗ и ОВД для действующих военных);
· соответствующие районные коэффициенты;
· % надбавка за непрерывное нахождение в мобрезерве;
· разовая выплата при заключении нового контракта.
В среднем, в зависимости от региона (субъекта РФ), ежемесячная выплата составит:
· для офицерского состава – от 4 000 до 9 000 рублей;
· для солдатской и сержантской категории – от 2 000 до 6 000 рублей.
Дополнительно к этому в период нахождения на занятиях и сборах резервистам выплачивается довольствие по их воинской должности.
Расчеты денежных выплат показаны для регионов где практически апробированы резервисты
При вызове на сборы и занятия, кроме всего прочего предусмотрена компенсация:
· расходов предприятия, где работает Моб Резервист, на оплату заработка. Для неработающих – минимальный размер оплаты труда;
· оплаты проезда и командировочных от дома к военкомату и обратно;
· найм жилья (во время проведения сборов и если это необходимо).
Социальные льготы резервистов
Для мобрезервистов предусматривается бесплатная возможность пройти переподготовку (доподготовку) или повысить квалификацию в военных вузах по гражданским специальностям (профессиям).
В каких регионах возможно заключить контракт на пребывание в резерве
В настоящее время в мобрезерв возможно поступить в городах, где размещаются штаба военных округов:
Но стоит учитывать, что в этих городах резервисты предназначаются в штаб военного округа в воинском звании не менее майора, с опытом службы в органах военного управления и проживающие непосредственно в городе или ближайшем пригороде.
Кроме этого резервистами комплектуются воинские части, дислоцирующие в следующих субъектах РФ:
«Пушечное мясо»: что означает создание мобилизационного людского резерва в России
Этой осенью во многих российских СМИ появились сообщения о наборе в так называемый «мобилизационный людской резерв» — заключении контракта бывших военнослужащих с Министерством обороны о регулярном оплачиваемом прохождении военной подготовки и сборов. В дополнение к малопривлекательному официальному названию «людской резерв» используется громкая аббревиатура БАРС — «боевой армейский резерв страны». Объявленные размеры резерва и выплат за пребывание в нем предполагают значительные бюджетные расходы. Почему российские власти готовы тратить гигантские суммы не на здравоохранение, а на игры взрослых людей в войну?
Министерство обороны называет формирование резерва федеральным проектом «БАРС-2021», начало которому было положено указом президента России от 17 июля 2015 года «О создании мобилизационного людского резерва Вооруженных Сил РФ». Сайт нового проекта в качестве субъекта, объявляющего о наборе в резерв, представляет «команду вежливых людей», используя образ, созданный во время аннексии Крыма. Однако основные акценты на этом сайте и в объявлениях районных администраций, военкоматов и контролируемых властями СМИ о формировании резерва делаются на деньгах.
Включение в резерв предполагает участие в ежемесячных тренировках продолжительностью до трех суток и ежегодных сборах до 30 дней. Нахождение в резерве будет оплачиваться определенной выплатой каждый месяц, а также выплатой раз в год за прохождение сборов. Размер выплат зависит от звания и региона. В Волгоградской области, например, обещают, что ежегодный доход резервистов будет варьироваться от 59 455 рублей для рядового до 156 540 рублей — для полковника (командира полка). Кроме того, значительных расходов потребуют обеспечение обмундированием, проезд, проживание и питание резервистов, а также обещаемая компенсация работодателям.
Судя по сообщениям Минобороны и утверждаемому в настоящее время федеральному бюджету на 2022–2024 годы, власти намерены набрать в активный резерв более сотни тысяч граждан. Ещё в августе этого года представители Южного военного округа сообщили о задании набрать до конца месяца в мобилизационный людской резерв только в ЮВО 38 тысяч человек. Такая же мобилизационная кампания идет в других военных округах. Военный комиссариат Татарстана в августе объявил о планах набрать в резерв 1,2 тысячи человек.
Уровень военной подготовки, которую в настоящее время проходят резервисты, судя по роликам на сайте Минобороны и сюжетам федеральных телеканалов о сборах, — это уровень середины и второй половины XX века: стрельба из пистолетов, автоматов Калашникова, ручных пулеметов, гранатометов, снайперских винтовок Мосина, преодоление полосы препятствий, передвижение на армейских пикапах.
В то же время федеральная власть планирует потратить на формирование мобилизационного людского резерва значительные бюджетные средства. Законопроект «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», который сейчас находится на рассмотрении в Госдуме, предусматривает увеличение расходов на мобилизационную и вневойсковую подготовку (в рамках расходов на национальную оборону) с 7,4 миллиардов рублей в 2021 году до 16,3 миллиардов в 2022-м, 16,7 миллиардов — в 2023-м и 17,2 миллиардов рублей — в 2024 году.
В целом расходы на национальную оборону уже в 2021 году составят 14,4% общего объема расходов федерального бюджета, а к 2024 году планируется их увеличение до 15,2%. За счет каких статей произойдет это увеличение — вполне очевидно. Доля расходов на здравоохранение снизится с 5,8% общего объема расходов федерального бюджета в 2021 году до 4,9% в 2024-м. Сократится доля расходов и на социальную политику. Грубо говоря, десятки миллиардов, которые будут потрачены на людской мобилизационный резерв, — это средства, которые федеральная власть забирает у здравоохранения и социальной политики.
Несколько дней назад мне пришлось провести более четырех часов в приемном покое временного инфекционного госпиталя Городской клинической больницы №7 Казани — я сопровождал близкого мне человека, которого госпитализировали со значительным вирусным поражением лёгких. 7-я больница — одна из лучших в Татарстане, одном из «опорных регионов» России, как заявляют республиканские власти. Нынешний министр здравоохранения республики Марат Садыков пришел на этот пост с должности главврача именно этой больницы.
И даже в такой продвинутой и современной по российским меркам клинике спустя полтора года после начала пандемии больных коронавирусом обследуют посредством единственного аппарата рентгеновской компьютерной томографии. В кабинет РКТ, используемый для определения вирусного поражения лёгких, пациентов привозят на каталках и колясках из стационара, часто с кислородными баллонами. В этот же кабинет стоит очередь из тех, кого привезли скорые и направили участковые врачи. Задыхающиеся, температурящие люди, часто старшего возраста, вынуждены проводить в очереди на КТ часы.
Отсутствие ещё одного аппарата РКТ для больных коронавирусом, посредством которого можно было бы обследовать стационарных больных, не привозя их в приемный покой, — не вина персонала больницы. Её сотрудники сейчас делают всё возможное для помощи огромному числу заболевших. Очевидно, что число доступных аппаратов РКТ и наличие персонала, работающего с ними, — это вопрос ресурсов — именно тех, которые предполагаются федеральным бюджетом. Если так обстоит дело с ресурсами в одной из лучших татарстанских больниц, то какова ситуация в других российских субъектах?
Однако, несмотря на пандемию COVID-19, низкие зарплаты медперсонала, текучку и нехватку врачей, их перегруженность и выгорание, нехватку высокотехнологичного медицинского оборудования и тех, кто умеет на нём работать, российские власти сокращают расходы на здравоохранение и увеличивают расходы на полицию, спецслужбы, армию и её резерв.
Увеличение расходов на национальную оборону, включая мобилизационный людской резерв, а также на «национальную безопасность и правоохранительную деятельность» с одновременным сокращением расходов на здравоохранение в очередной раз подтверждают — жизнь и здоровье граждан не являются приоритетом для федеральной власти, несмотря на все заявления Владимира Путина о ценности человеческой жизни.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике «Мнения», не отражает позицию редакции.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram.