Модельный закон что это
МОДЕЛЬНЫЙ (ТИПОВОЙ) ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ АКТ
Не имеет нормативного и единого общепризнанного научного определения. Чаще всего под М. з. а. понимается закон, разрабатываемый международными организациями в качестве образца (модели) для национального правового регулирования конкретной области общественных отношений или вопроса. В отечественной литературе для его обозначения существуют термины «модельный» («примерный» или «типовой») закон, «рекомендательный» («типовой» или «модельный») законодательный акт. Модельные законодательные акты обладают рядом типологических признаков. Так, по своему происхождению, правовой природе и уровню они подразделяются на 4 категории: международные, внутригосударственные, универсальные и региональные. В зависимости от задач, предмета (объекта), объема и характера правового регулирования М. з. а. может иметь следующие виды: модельный (типовой) закон, модельный кодекс, общие принципы, рекомендации, модельные (примерные) правила или положения. Модельное нормотворчество наиболее развито на международном уровне. Этой работой активно занимаются органы и специализированные учреждения Организации Объединенных Наций, региональные и субрегиональные международные организации и объединения интеграционного типа (Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), Европейский союз), неправительственные международные организации (Всемирная таможенная организация, Международное бюро по охране промышленной собственности, Организация экономического сотрудничества и развития, Международный институт унификации частного права), а также международные межпарламентские организации. В РФ появление М. з. а. связано с учреждением в 1992 МПА СНГ, когда возникла необходимость сохранить общие правовые связи государств – участников Содружества. МПА СНГ выступила центром модельного нормотворчества в рамках СНГ. В документах МПА СНГ применяется термин «типовой (модельный) законодательный акт», под которым понимается модельный закон, а также термин «рекомендательный законодательный акт», под которым понимается примерный законодательный акт, служащий ориентацией для согласованной законодательной деятельности государств – участников СНГ. В ЕврАзЭС принят термин «типовой проект». За время существования МПА СНГ принято свыше 400 М. з. а. различных видов, в т. ч. ряд кодексов. Нормотворческая деятельность регламентирована учредительными документами и внутренними нормами организации. Регламентом МПА СНГ предусмотрено, что проект М. з. а. вносится парламентской делегацией государства-участника. После принятия МПА СНГ М. з. а. направляется в палаты ФС РФ с рекомендацией рассмотреть его. Аналогичный порядок действует в МПА ЕврАзЭС. СФ рассматривает на своих заседаниях предложения комитетов по законодательным актам, принятым Парламентом Союзного государства Парламентским Собранием Союза Беларуси и России, МПА ЕврАзЭС, модельным законодательным актам, принятым МПА СНГ. По результатам рассмотрения этих предложений СФ может поручить соответствующему комитету СФ подготовить законопроект в порядке реализации СФ права законодательной инициативы. ФС РФ были учтены различные положения модельного законодательства МПА СНГ при разработке части второй Налогового кодекса РФ, Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении», федеральных законов о дополнениях в федеральные законы «Об оружии», «О государственной защите судей, должностных лиц, правоохранительных и контролирующих органов» и др.
МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН
Полезное
Смотреть что такое «МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН» в других словарях:
Модельный закон — (англ. model law) рекомендательный законодательный акт, принимаемый законодательным институтом федеративного государства, гос ного объединения или международной организацией в целях согласования нормативной ориентации субъектов законодательной… … Энциклопедия права
МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН — законодательный акт типового характера, содержащий нормативные рекомендации, а также варианты возможных правовых решений (иногда и пояснения к возможным вариантам, примеры). Создание З.м. практикуется в США (для штатов) и в СНГ (для государств… … Юридический словарь
модельный закон — законодательный акт типового характера, содержащий нормативные рекомендации, а также варианты возможных правовых решений (иногда и пояснения к возможным вариантам, примеры). Создание З.м. практикуется в США (для штатов) и в СНГ (для государств… … Большой юридический словарь
МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН — законодательный акт рекомендательного, типового характера, содержащий нормативные рекомендации, а т.ж. варианты возможных правовых решений (иногда и пояснения к возможным вариантам, примеры) тех или иных вопросов определенной сферы общественных… … Энциклопедический словарь экономики и права
Модельный закон СНГ — Модельный закон Содружества Независимых Государств законодательный акт рекомендательного характера, принятый Межпарламентской Ассамблеей с целью сближения правового регулирования конкретных видов (групп) общественных отношений в государствах… … Официальная терминология
Модельный закон об устойчивом управлении прибрежными зонами — – подготовлен по инициативе Совета Европы. Решением Комитета министров в рамках реализации Общеевропейской стратегии биоразнообразия и ландшафтов «Прибрежные и морские экосистемы» в 1995 г. была сформирована группа специалистов по защите… … Правовой глоссарий по комплексному управлению прибрежными зонами
ЗАКОН МОДЕЛЬНЫЙ — см. Модельный закон … Юридический словарь
ЗАКОН МОДЕЛЬНЫЙ — МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН … Юридическая энциклопедия
Закон Модельный — закон, решение государственных органов, имеющие рекомендательный характер, или предлагающие варианты возможных правовых решений. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
ЗАКОН (в праве) — ЗАКОН, в праве нормативный правовой акт (см. НОРМАТИВНЫЙ АКТ); установленное государством общеобязательное правило. В узком, юридическом смысле, под термином «закон» понимают юридический акт, принятый высшим представительным органом… … Энциклопедический словарь
Отправить по почте
Модельные нормативно-правовые акты
Сборник модельных актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в целях реализации положений Бюджетного кодекса Российской Федерации в сфере межбюджетных отношений на региональном и му.
Дата публикации: 31.07.2020
Модельный муниципальный правовой акт «Об утверждении Порядка предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности внутригородских районов из бюджета бюджета городского округа с внутригородским делением бюджету внутригородског.
Дата публикации: 15.12.2017
Модельный муниципальный правовой акт «Об утверждении Порядка предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района»
Дата публикации: 15.12.2017
Модельный муниципальный правовой акт «Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления иных межбюджетных трансфертов из бюджета городского округа с внутригородским делением бюджету внутригородского района»
Дата публикации: 15.12.2017
Модельный муниципальный правовой акт «Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления иных межбюджетных трансфертов из бюджета внутригородского района бюджету городского округа с внутригородским делением»
Дата публикации: 15.12.2017
Модельный муниципальный правовой акт «Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления иных межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджету городского, сельского поселения»
Дата публикации: 15.12.2017
Модельный муниципальный правовой акт «Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления иных межбюджетных трансфертов из бюджета городского, сельского поселения бюджету муниципального района»
Дата публикации: 15.12.2017
Дата публикации: 15.12.2017
Модельный нормативный правовой акт администрации (городского округа, городского, сельского поселения, внутригородского района) о формировании среднесрочного финансового плана муниципального образования
Дата публикации: 30.09.2016
Модельный нормативный правовой акт администрации (наименование муниципального района, городского округа с внутригородским делением) о форме и порядке формирования среднесрочного финансового плана муниципального образования
Дата публикации: 30.09.2016
Модельный муниципальный правовой акт о бюджете муниципального района (городского округа с внутригородским делением)
Дата публикации: 30.09.2016
Модельный муниципальный правовой акт о бюджете городского, сельского поселения, городского округа, внутригородского района
Дата публикации: 30.09.2016
Модельный правовой акт «Положение о бюджетном процессе»
Дата публикации: 30.09.2016
Модельный правовой акт «Об утверждении Порядка представления, рассмотрения и утверждения годового отчета об исполнении бюджета»
Дата публикации: 30.09.2016
Модельный нормативный правовой акт муниципального района о порядке предоставления бюджетных кредитов поселениям при возникновении временных кассовых разрывов в ходе исполнения их бюджетов
МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН
Исторически модельные (или примерные) законы возникли в США, где Национальная конференция уполномоченных легислатур штатов более столетия готовит такие акты, служащие рекомендуемым образцом для законодательных органов штатов. Таковы, напр., Модельный торговый кодекс (1952 г.), Примерный уголовный кодекс (1962 г.), Модельный закон о предпринимательских корпорациях. В штатах постепенно воспринимаются эти кодексы, целиком или частично, с изменениями и дополнениями.
М.з., одобренные законодательным органом, приобретают характер официальной законодательной рекомендации. Адресатом М.з. является национальный законодательный орган, который вправе его использовать в любой форме. Возможно одобрение акта целиком как своего национально-государственного закона, частичное одобрение с внесением дополнений, изменений, использование как ориентира, как базы для будущей законодательной работы. М.з. может быть оставлен и без внимания.
С учетом реальной обстановки, объема и характера задач, признанных важными и подлежащими общему или согласованному регулированию, различаются и виды М.з. Это могут быть: а) полнотекстовые законодательные акты; б) законы, устанавливающие общие или согласованные принципы регулирования; в) законы, регулирующие часть той сферы, где в последующем будут приняты конкретные национально-государственные законы; г) законы, содержащие как примерные нормы, которые можно включать в готовом виде в текст конкретного закона, так и вариативные положения, дающие возможность выбора тех или иных правовых решений; д) законы адресные, содержащие указание на соответствующие органы и иные субъекты права либо «безымянные», оставляющие законодательному органу возможность их использования с учетом особенностей региона или страны.
В РФ с помощью внутрифедеральных М.з. консолидируются законодательные действия субъектов РФ и повышается эффективность региональных законов. М.з. для субъектов РФ представляют собой образцы законодательных текстов, которые разрабатываются для них в инициативном порядке. Признаками таких М.з. являются: а) рекомендательный характер; б) нормативно-консолидирующая роль в законотворчестве; в) возможность законодательных органов самостоятельно определять степень восприятия М.з. в своей законотворческой деятельности; г) их разработка в рамках ст. 72 Конституции РФ* для более строгого увязывания региональных законов с соответствующими федеральными законами; д) способность М.з. служить правовым стандартом законотворчества для субъектов РФ.
М.з. обычно разрабатываются юридическими научными учреждениями и группами специалистов. Затем они направляются соответствующим законодательным органам для рассмотрения и возможного принятия.
До 1999 г. Межпарламентская Ассамблея приняла более 60 модельных законодательных актов; она периодически готовит информационные материалы об использовании М.з. в парламентах государств Содружества.
МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН
Исторически модельные (или примерные) законы возникли в США, где Национальная конференция уполномоченных легислатур штатов более столетия готовит такие акты, служащие рекомендуемым образцом для законодательных органов штатов. Таковы, напр., Модельный торговый кодекс (1952 г.), Примерный уголовный кодекс (1962 г.), Модельный закон о предпринимательских корпорациях. В штатах постепенно воспринимаются эти кодексы, целиком или частично, с изменениями и дополнениями.
М.з., одобренные законодательным органом, приобретают характер официальной законодательной рекомендации. Адресатом М.з. является национальный законодательный орган, который вправе его использовать в любой форме. Возможно одобрение акта целиком как своего национально-государственного закона, частичное одобрение с внесением дополнений, изменений, использование как ориентира, как базы для будущей законодательной работы. М.з. может быть оставлен и без внимания.
С учетом реальной обстановки, объема и характера задач, признанных важными и подлежащими общему или согласованному регулированию, различаются и виды М.з. Это могут быть: а) полнотекстовые законодательные акты; б) законы, устанавливающие общие или согласованные принципы регулирования; в) законы, регулирующие часть той сферы, где в последующем будут приняты конкретные национально-государственные законы; г) законы, содержащие как примерные нормы, которые можно включать в готовом виде в текст конкретного закона, так и вариативные положения, дающие возможность выбора тех или иных правовых решений; д) законы адресные, содержащие указание на соответствующие органы и иные субъекты права либо «безымянные», оставляющие законодательному органу возможность их использования с учетом особенностей региона или страны.
В РФ с помощью внутрифедеральных М.з. консолидируются законодательные действия субъектов РФ и повышается эффективность региональных законов. М.з. для субъектов РФ представляют собой образцы законодательных текстов, которые разрабатываются для них в инициативном порядке. Признаками таких М.з. являются: а) рекомендательный характер; б) нормативно-консолидирующая роль в законотворчестве; в) возможность законодательных органов самостоятельно определять степень восприятия М.з. в своей законотворческой деятельности; г) их разработка в рамках ст. 72 Конституции РФ* для более строгого увязывания региональных законов с соответствующими федеральными законами; д) способность М.з. служить правовым стандартом законотворчества для субъектов РФ.
М.з. обычно разрабатываются юридическими научными учреждениями и группами специалистов. Затем они направляются соответствующим законодательным органам для рассмотрения и возможного принятия.
До 1999 г. Межпарламентская Ассамблея приняла более 60 модельных законодательных актов; она периодически готовит информационные материалы об использовании М.з. в парламентах государств Содружества.