Мое место в обществе чем я пригожусь классный час для 8 класса
Методическая разработка открытого классного часа: «Моё место в жизни».
Содержимое публикации
Кузнецкий филиал ГБОУ СПО
«Пензенский областной медицинский колледж»
Классный час на тему:
Формировать собственные взгляды и отношение к миру, к людям, к событиям; собственные требования к себе и окружающим, ценностные ориентиры личности, самопознание, активную жизненную позицию, гражданское самопознание.
Расширить понятийный аппарат учащихся, что позволит им более чётко определить ценности, на которых строится жизнь
Продолжить формирование чувства самодостаточности и стремление к самосовершенствованию; продолжить работу над формированием чувства ответственности через осознание « я делаю свою жизнь сам»
Продолжить работу над формированием коммуникативных и общепредметных навыков, а именно: умение слушать, вести диалог, аргументировать свой ответ, анализировать, обобщать, делать выводы, рефлексировать.
Методы и формы работы:
методика погружения в себя
создание проблемных ситуаций
Классный руководитель готовит мультимедийную презентацию.
Подбирается материал для слайдов, стихи, цитаты великих людей.
Готовится раздаточный материал.
Студенты объединяются в равные по количеству участников группы
Оборудование: мультимедийная презентация, карточки с понятиями и заданиями
Содержание классного часа
1. Вступительное слово классного руководителя.
Каждому из вас уже сейчас приходилось задумываться о своём становлении как личности. Личность – это выбор и преодоление на жизненном пути деяний, труда, мысли.
Сегодня мы все вместе попробуем определить, что нужно для того, чтобы человек, идущий дорогой жизни, был уверен, что он правильно определяет свою позицию в этом мире и движется в правильном направлении.
Не зря жизнь человека похожа на дорогу. Только эта дорога пролегает во времени. День за днём, час за часом мы проходим, проживаем свой путь, вырастаем и изменяемся, расцветаем и стареем. Где начало нашего жизненного пути? Конечно же, в детстве.
1. Студентам предлагается задание продолжить предложения:
— Самое первое воспоминание…
— Самым главным человеком в детстве был(а)…
— Путёвку в жизнь мне дали…
Отсюда начинается ваш путь. Благодаря людям, которые вас вырастили, зажглась свеча вашей души. Вы должны постараться, чтобы она не стала тающей свечой, а превратилась в чудесный факел.
2. Упражнение «Вопросы жизни».
Перед человеком, которому ещё только предстоит стать личностью, возникает много вопросов. Какие это вопросы?
Классный час «Я в мире людей», 8 класс
Разработка классного часа для 8 класса. Тема: Я в мире людей. Люди, которые рядом
Все увидеть, всем овладеть,
чтобы щедро отдавать людям.
I. Блок мотивации.
Анализ результативности прошлой встречи.
Ребята оценивают ее с помощью пунктуационных знаков. Для этого из бумаги делаются вопросительный, восклицательный знаки, многоточие и точка.
— Вопросительный знак расшифровывается: пока я не вижу значимости решаемых вопросов для себя.
Ребята поднимают те знаки, которые отражают их мнение по данному вопросу.
II. Блок анализа и самооценки.
Разыгрывание сценок.
Учащиеся работают в группах по четыре человека. Они получают конвертики, в которых указана ситуация, которую они должны разыграть.
Купе поезда. В нем едут три человека. На новой станции заходит новый человек. Как будут общаться люди в купе?
В магазине стоит очередь. Вы попросили последнего стоящего в очереди предупредить тех, кто подойдет позже, о том, что вы тоже стоите в очереди, а сами отошли в другой отдел. Когда вы пришли и заняли свое место в очереди, люди начали возмущаться.
Вы сшили одежду в ателье и убедились в том, что сшитая одежда безнадежно испорчена. Ваши действия в такой ситуации.
Вы сдаете экзамен. Перед вами сидит комиссия, которая к вам явно нерасположена.
Ваш лучший друг ведет себя неправильно. Вы это знаете. Ваши действия.
(Каждая группа высказывает свое мнение по разыгрываемой ситуации, и весь класс выдвигает версии правильного поведения по каждой ситуации.)
III. Игра «Трехглавый змей».
Учащимся предлагается подумать и назвать главные качества, характеризующие их дома, в школе и с друзьями. Выполняя задание, нужно назвать не более 5 прилагательных по каждому пункту.
IV. Составление характеристик.
Ребята пишут характеристики на самих себя без указания своих фамилии, имени и отчества. Учитель собирает их, перемешивает и зачитывает вслух. Класс угадывает, чья это характеристика.
V. Творческое задание.
(Ребята получают задание проанализировать притчу «Пятьдесят лет вежливости» и дать характеристику героям притчи.)
Одна пожилая супружеская пара после долгих лет совместной жизни праздновала золотую свадьбу. «Вот уже 50 лет, как я стараюсь угодить своему мужу. Я всегда отдавала ему верхнюю половину хлебца с хрустящей корочкой. А сегодня я хочу, чтобы этот деликатес достался мне». Она намазала себе маслом верхнюю половину хлеба, а другую отдала мужу. Против ее ожидания, он очень обрадовался, поцеловал ей руку и сказал: «Моя дорогая, ты доставила мне сегодня большую радость. Вот уже более 50 лет я не ел нижнюю половину хлебца, ту, которую я больше всего люблю. Я всегда думал, что она должна доставаться тебе, потому что ты ее любишь».
Ответьте на вопрос: Какое отношение имеет данная притча к теме «Самопознание»?
VI. Творческое домашнее задание «Моя робинзонада».
Учащимся предлагается составить проект выживания на необитаемом острове. Предметы, вещи и люди, которых мне будет недоставать.
VII. Подведение итогов занятия.
Классный час в 8 классе «Я в мире. мир во мне»
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.
Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Актуальность. В наше время перед любым классным руководителем, встаёт ряд проблем, касающихся процесса воспитания, причина этому лежит в постоянной смене ценностей общества. Многие нравственные ориентиры в современном обществе сейчас утрачены, общество больно бездуховностью, чёрствостью, равнодушием, хотелось бы акцентировать внимание обучающихся на таких нравственных ценностях, как любовь, дружба, семья, долг, ответственность.
Классный час должен быть направлен на формирование активной жизненной позиции обучающихся и выполнять следующие функции:
Технологическая карта занятия
Методическая разработка классного часа в 8 классе
«Я в мире…мир во мне»
классный руководитель: Осипкова Людмила Александровна
-способствовать переходу моральных норм во внутренние личностные убеждения, установки, ценности; раскрытие духовного потенциала обучающихся.
-развитие нравственного сознания: формирование понятий, оценок, взглядов, идеалов, идейной убежденности, мотивов высокоморального поведения;
-развитие важнейших нравственных качеств, чувств;
-выработка эталонов поведения;
— Самоопределение к деятельности, организационный этап
— Постановка целей и задач
— Применение знаний и умений в выполнении заданий, в процессе игровой деятельности
3. Заключительная часть:
Форма проведения классного часа
Час общения с элементами практикума
Методы: беседа, метод игровых ситуаций, метод воспитывающих ситуаций, проблемная ситуация, дискуссия, ПОПС-формула.
Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая
Моральные ценности, чувства, внутренний мир человека, душа, гордыня, равнодушие.
Блок Морально-этическая ориентация : нравственные нормы, этические чувства, социальные компетенции, ценностно-смысловые установки, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.
— готовность и способность к саморазвитию:
— понимание нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи;
— ориентация в системе моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе и дома, в разных видах деятельности и сферах общения;
-участие в коллективном обсуждении проблем данной тематики; обмен мнениями;
-понимание позиции одноклассников;
— Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе
-обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов;
— выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее;
-подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
-самостоятельно выделяют и формулируют цели, анализируют вопросы, формулируют ответы.
Адекватная позитивная Я-концепция
I . Вступительная часть
— Самоопределение к деятельности, организационный этап
Упражнение “Представление”. Каждый участник оформляет в произвольной форме карточку-визитку, где указывает своё имя. Имя должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Визитка крепится так, чтобы её могли прочитать.
Здравствуйте, во время сегодняшнего часа общения нам предстоит общаться не только друг с другом, но и показать, как мы умеем отстаивать свою точку зрения, рассуждать.
Мир в тебе и мир во мне!
Мир всегда в моей душе!
Ребята, в нашем приветствии вы несколько раз услышали слово. Какое? (мир). А что обозначает это слово?
Мир- спокойствие, тишина.
Мир- соглашение воюющих сторон о прекращении войны.
Мир- согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны.
Мир- это сельская община с её членами.
Мир- отдельная область жизни, явлений, предметов. Мир животных, растений. Мир звуков. Мир увлечений.
-Мы живём с вами в большом, удивительном и очень интересном мире. Нас окружает природа, предметы, много людей. Каждый день мы узнаём что-то новое, чему-то учимся. Есть в мире то, что нас радует и есть то, что огорчает. То, что окружает нас — мир внешний (вокруг).
Но есть ещё и другой мир, который существует внутри нас – его ещё называют внутренний мир человека, «душа». Внешний мир у нас общий. А внутренний? Он у каждого человека свой, неповторимый. Этот мир невидим нашим глазам.
— Постановка целей и задач
У каждого человека, маленького и большого, взрослого и ребенка есть удивительная возможность – возможность мечтать. Пока человек живет, он всегда о чем- то мечтает. Иногда его мечты становятся явью, превращаясь в жизненные цели. Но каждый хочет быть счастливым. А что по-вашему счастье? А как стать счастливым? Почему у нас разные ответы?
Цель нашего занятия…(ответы детей) Правильно! Мы сегодня будем говорить о человеке. О его характере и поступках, то есть о тех ценностях, которые составляют основу нашей жизни. То есть о внутреннем море человека, его ценностях и чувствах. Итак, продолжаем цикл бесед о нравственных принципах человека, о человеке как о личности.
Беседа. Идеал – это то, к чему нужно стремиться, но все люди по разному воспринимают окружающий мир.
Послушайте рассказ В.А. Сухомлинского и ответьте на вопросы:
На цветущий луг пришли два юноши — Сергей и Матвей.
— Какая красота!— прошептал Сергей. — Смотри, на зеленом ковре будто кто-то выткал розовые, красные, белые, голубые цветы.
— Действительно, буйная трава,— сказал Матвей.— Сюда корову пустить — к вечеру будет два ведра молока.
— А пчелы звенят, будто арфа,— шептал Сергей, захваченный волшебной музыкой.
— И ульи бы сюда вывезти. Меда, меда сколько наносили бы!— взволнованно говорил Матвей.
— И есть же такие люди, что не видят этой красоты,— шептал Сергей.
— Пойду корову пригоню. Да и ульи привезу. — сказал Матвей и пошел в село.
1. Как воспринимали мир Сергей и Матвей? Для кого из мальчиков жизнь представлялась ярче, насыщеннее?
2. Кого из героев рассказа вы бы выбрали в друзья? Почему?
Попробуйте сформулировать, что такое чувства. Что может чувствовать человек? Какие чувства проявляются у вас особенно ярко?
Чувства –особый вид эмоциональных переживаний, связанных с представлением или идеей.
Основная реальность внутреннего мира человека –это ощущения, эмоции, чувства.
Ощущения –это информация «на входе», которую мы воспринимаем извне. Эмоции –это переживания, которые можно считать информацией «на выходе», это реакция на ощущения. Чувства – это как бы некие существа, населяющие наш внутренний мир.
Где живут чувства? Думаю вы легко ответите на этот вопрос. Но сможете ли вы дать определение понятию «душа»? У человека есть физическое, видимое тело и есть душа –невидимая. Душа –это внутренний мир человека, его сознание. Что важнее в человеке –душа или тело? Что делает человека человеком?
Когда так говорят «душа болит»? (Сильно волноваться, переживать, тревожиться). Были такие ситуации у вас? Продолжите фразу: «У меня болит душа, когда…»
— Были ли у вас такие моменты, когда «душа радовалась»? (О хорошем настроении, гордости за что-либо). Продолжите фразу: «У меня радовалась душа, когда…»
Есть выражение «бездушный человек». Означает ли это, что у человека не души? Внимательно прослушайте текст-диалог, попытайтесь объяснить его смысл.
-Что ты делаешь? – спросили у него.
-Я? Так, ничего.- отвечает он.
-Посмотри на с ебя в зеркало. Что за вид! – сказали ему.
-А что за вид? Ничего. –отвечает он.
-Загляни себе в душу. Тебе давно пора узнать, что у тебя внутри.
Он заглянул, а там –ничего.
В чем поучительный смысл разговора? К чему призывает собеседника спрашивающий? Какая реплика текста, по-вашему, скрывает в себе основной смысл? (Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо овладеть соучастием, состраданием, сочувствием).
Что такое ценности?
Ценность –это особое качество, которое удовлетворяет материальную или духовную потребность человека. Ценность –это внутреннее состояние нашего сознания, основание нашего выбора, смысла жизни и деятельности. У каждого человека существует сформированная система ценностей, где какая –то является приоритетной и ей подчинены все другие.
Какие вы знаете нравственные ценности?
— Применение знаний и умений в выполнении заданий, в процессе игровой деятельности
Перед вами список ценностей (целей):
-Активная жизнь, полная деятельности, эмоций.
-Деньги (обеспеченность, отсутствие затруднений).
-Жизненная мудрость (зрелость, жизненный опыт).
-Здоровье (физическое и душевное)
-Красота (умение видеть прекрасное в природе и искусстве).
-Образование (возможность учиться, быть культурным, развитым).
-Уважение других людей.
— Уверенность в себе.
А теперь представьте, что в ваш дом постучалась страшная неотвратимая сила и потребовала отдать ей 2 ценности. Страшная сила ушла, но через некоторое время вернулась и потребовала еще 2 ценности (в итоге у каждого ребенка должно остаться 4 ценности). Таким образом мы выявили наиболее важные для вас ценности). Если мы проведем подобное задание через год, как вы думаете, поменяется ли список оставшихся ценностей? От чего это зависит?
Попробуем ответить на этот вопрос. Используя ПОПС-формулу – метод, используемый при обсуждении дискуссионных проблем, при выполнении упражнений, в которых нужно занять определенную позицию. Схема работы следующая:
П – позиция (в чем заключается точка зрения) – я считаю, что…
О – обоснование (доводы в поддержку позиции) – … потому, что…
П – пример (факты, иллюстрирующие довод) – …например…
С – следствие (вывод, призыв к принятию позиции) – …поэтому…
Класс разделён на три группы, им предлагается список ценностей, где каждая группа набирает их определённый набор. На фигурку человека надо записать выбранные ценности.
В течение времени значимость тех или иных ценностей может меняться. Но есть ценности, которые должны сопровождать человека всю его жизнь.
Задание группе №3. Назовите вечные универсальные ценности.
Перечень ценностей: Хитрость, совесть, настойчивость, независимость, креативность, благородство, осторожность, скупость, недоверчивость, лицемерие, милосердие, застенчивость, толерантность, зависть, доброта, патриотизм, жадность, наглость, великодушие, безответственность, честность, доверие, уверенность, прилежание, пунктуальность, трудолюбие, бережливость, ответственность.
Гордость и гордыня
Какого человека называют гордым? Попробуйте дать определение. (Гордость –чувство собственного достоинства, удовлетворение от чего либо). Испытывали ли вы когда –нибудь чувство гордости? Опишите это состояние.
1 вариант 2 вариант
Что такое гордыня? Чем она отличается от гордости? (Гордыня –непомерная гордость, самолюбие).
Проанализируйте пословицы и поговорки. В каких из них говорится о гордости, а какие высмеивают гордыню?
Пословицы(разложить на две стопки):
-Кто любит Родину и народ, тот настоящий патриот.
-Нет ничего краше, чем Родина наша.
-Самолюб всякому нелюб.
-Русский солдат не знает преград.
-На грош амуниции, а на рубль амбиции.
-Хорошая работа два века живет.
Притча «Мухи и пчёлы»
Однажды у мудреца спросили:
-Почему одни люди добрые и благочестивые, а другие злые и аморальные?
Мудрец ответил: «Жизненный опыт привёл меня к выводу о том, что существуют две категории людей. Одна категория людей подобна мухе. Муха имеет обыкновение садиться на грязное. Если даже в саду много благоухающих цветов, но где-то в углу есть навозная куча, то муха усядется на неё, начнёт в ней копаться, наслаждаясь зловонием, её невозможно бывает отогнать. Если вы спросите муху, где находятся цветы, то она не сможет вам ответить, потому, что она не знает что это такое. Так и некоторая часть людей, подобно мухе, ищут только Зло, не желая искать Добро и жить в нём.
Другая категория людей похожа на пчёл. Особенность пчелы – находить и садиться на красивое и сладкое. Если среди множества нечистот есть хоть один свежий цветок, то пчела, выпущенная в этом месте, будет искать этот цветок и нигде кроме этого цветка не сядет. Люди с добрыми помыслами думают о хорошем и видят только хорошее.
У каждого человека есть выбор, к какому типу относиться: к мухам или пчелам. Почему наш классный час заканчивается этой притчей?
III . Заключительная часть:
В нашем внутреннем саду расцвели цветы, это ваши положительные эмоции и чувства. Семена этих цветов нужно сажать специально. Если ничего не посадил в своём саду, какой урожай соберёшь? Богатый урожай из внутреннего сада – это основа счастья человека.
Какой выбрать путь? (Ответы детей). Найти свой путь в жизни, значит, понять себя, определить, каким должно быть окружающее тебя пространство, каких людей ты хочешь видеть рядом с собой, чем хочешь заниматься и чего достичь). Всё в ваших руках.
— Человек, как и внешний (окружающий нас) мир, меняется. Его внутренний мир постепенно становится другим. Важно развиваться духовно, воспитывать свою душу, приучать ее к постоянному труду.
3. Человек в жизни состоялся, если он имеет.
4. Человек в жизни не состоялся, если он не имеет.
Метод «Рефлексивная мишень»
Каждый сектор является местом, где ученики своим оценочным «выстрелом» оставляют отметки о своем отношении к проведенному делу в соответствии с предложенными критериями анализа. Например, мишень имеет четыре следующих сектора:
I. Интересно. (Насколько интересным для меня было организованное мероприятие?)
II. Дружно. (Удалось ли вместе и без конфликтов подготовить и провести запланированное дело?)
III. Активно. (Сумел ли проявить собственную активность в совместной деятельности?)
IV. Полезно. (Принесло ли проведенное дело пользу?) Отметка в тот или иной круг учеником ставится в зависимости от
После того, как каждый учащийся сделает четыре «выстрела» (поставит четыре отметки) в рефлексивную мишень, педагог организует коллективное обсуждение полученных результатов.
Классный час «Мы живем среди людей» 8 класс.
Классный час «Мы живем среди людей»
Цель: сплочение коллектива, формирование готовности к межкультурному диалогу, пониманию «Другого».
Ввести и закрепить определение термина “толерантность”, углубить понимание его значения.
Развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
Формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей.
Содействовать установлению благоприятного психологического климата внутри коллектива.
Вводная беседа воспитателя.
Каждый из нас живет в кругу друзей, приятелей, знакомых и незнакомых людей. Мы общаемся с разными людьми. Мы все отличаемся по возрасту и опыту, по вкусам и убеждениям. Если мы с другом мало чем отличаемся, то нам с ним проще общаться. Все нам видится одинаково. Но если друг не похож на меня, то разговор становится более сложным, но одновременно и более содержательным. Сегодня Мы будем говорить о том, как находить общий язык с «Другим» или «Другой» это человек не похожий на вас, как с ним общаться, какие трудности в понимании привычного вам окружения он испытывает и как их преодолевает? Ведь все мы такие разные. Ведь принимая непохожесть «Другого», мы станем лучше понимать себя.
И поговорим мы с вами о толерантности. Давайте посмотрим, что такое ТОЛЕРАНТНОСТЬ.
Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:
В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идей или мнения;
Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
В английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
терпимость к чужому мнению;
понимание и уважение к личности другого человека независимо от каких-либо отличий;
доброжелательность в отношении к окружающим;
умение считаться с интересами и вкусами других людей.
таким образом, толерантность – это в первую очередь уважение к различиям и правам других людей и себя. Но мы остановимся на последнем: УВАЖЕНИЕ К СЕБЕ.
При встрече с Другим многое нам кажется странным, даже неправильным. Европейская горчица не оправдывает своего названия. Напитки принято наливать до половины стакана. И даже есть обоснование этому. Венгры когда наливают полностью стакан «прочитывают» как знак нежелательному гостю («Чтоб ты захлебнулся!»). А в Средней Азии желанному гостю в первый раз наливают в пиалу чаю на самое донышко. Им не жалко. Это традиция. Этот знак «прочитывается» так: «Я готов тебе подливать по глоточку, чтоб чай не остывал». А по-русски принято наливать посуду полностью в знак щедрости. Три разных поступка, три разных исторических обоснования. Общение людей из разных культур часто похоже на диалог кошки с собакой. Собака машет хвостом в знак дружбы, а кошка — перед атакой. Представляете, как непросто им договориться. Но, мы же люди. Мы можем спросить и объяснить.
Разных убеждений: активисты политических партий, экологического движения, национальных инициатив…, фанаты спортивные и музыкальные, члены неформальных объединений – хиппи, панки, новые группы и так далее;
Разных интересов: филателисты, книголюбы, художники, музыканты, кладоискатели, альпинисты и так далее.
Есть и люди, которые объединены общей проблемой: беженцы, наркоманы, инвалиды…
Каждый человек интересен сам по себе, но одновременно он является и представителем группы. Изучая Другого, общаясь с ним, вы лучше поймете не только позицию человека, но и историю его группы. Обычно говорят о важности толерантного, миролюбивого отношения к представителям других национальностей, вероисповеданий, убеждений.
Если мы общаемся с Другими, то диалог зависит от обоих. Простой пример из области гастрономии. Многие выходцы из Азии не переваривают молочные продукты. В прямом смысле. Это свойство организма, а не причуда вкусов. Понятно, что мороженое в качестве угощения им не подходит. Или есть люди вегетарианцы – это люди которые не едят мясо. Как бы Вы вышли из положения и как разъяснили отличие, если у вас был подобный гость? Есть народы, в кухне которых преобладают острые приправы. Вам такое не осилить, а они это едят. Как бы Вы вышли из положения, если у вас был подобный опыт? То же самое наблюдается и во всех остальных сферах. По-разному «прочитывается» выбор цветов в одежде. По-разному люди сидят и стоят при разговоре со старшим или младшим. Различается распорядок дня, отношение к природе. В каждой культуре существует множество автоматически выполняемых ритуалов. Француз наклоняет стакан, наполняя его. Некоторые народы никогда не путают ножи для мясного, молочного, рыбы и растительных продуктов. Понятно, что общение с «Другими» будет протекать продуктивно, если вы взаимно учитываете межкультурные различия. В одних культурах на пол жилища не ставят посуду, в других вообще сидят на уровне пола. Значит, они по-разному мысленно делят пространство в доме. Босой хиппи, сидящий на полу в почтенном университете, шокировал профессоров (кстати, частенько садившихся во время лекции на стол) не потому что было прохладно, а пол был недостаточно чистый. Это было в июле, и паркет блестел. Просто он нарушил некие невидимые границы. При разговоре одни люди сближаются до 40 сантиметров, а другие отодвигаются метра на полтора. Это может быть, и не связано с шумом вокруг. Просто так принято. Различий много.
1. Тренинг 5 мин: Разделить детей на 3 группы, пригласив по одному представителю от каждой группы, выдать им грецкие орехи. Они внимательно их рассматривают, запоминают все их изгибы и черты. Потом орехи складываются в мешок и перемешиваются. Задача учащихся найти свой орех.
3. Рассказ воспитателя об уникальности человека.
Каждый человек по-своему уникален и неповторим, так же как и, казалось бы, похожие друг на друга орехи. Этим человек отличается от машины. Уникальность одно из важнейших достоинств человека. Именно уникальностью человек привлекателен. Люди нужны и интересны друг другу отчасти потому, что отличаются друг от друга. Общаться с точной своей копией неинтересно. Любая копия хуже оригинала. Если вы цените свою уникальность, то вы естественно уважаете уникальность других людей, оставаясь самим собой и обретая много друзей.
Уникален каждый человек, независимо от его национальной или расовой принадлежности. Если вы часто общаетесь с людьми азиатского происхождения, если ваш опыт общения с ними позитивен, вы никогда не скажете: Все азиаты на одно лицо. Каждый человек и внутренне, и внешне уникален и неповторим. Чтобы это понять, нужно больше общаться и дружить с разными людьми. К примеру близнецы.
Обладая своей неповторимой уникальностью, каждый человек по-своему выражает себя в делах, в творчестве, в общении. Анализируя плоды деятельности человека, можно понять, каков характер человека.
4. Мозговой штурм. Шаги к толерантности.
Наводящий пример: Джордано Бруно утверждал, что Земля круглая. За это утверждение, нарушавшее общепринятые и защищенные Церковью законы, он был сожжен. Палачи были при этом уверены, что они правы и что они знают истину. Как характеризуется их поведение с точки зрения толерантности?
Задание для учащихся:
Как человек должен вести себя, чтобы практиковать толерантность?
Воспитатель записывает все варианты ответов на доске.
Шаги к толерантности
Желание быть толерантным.
Стремление человека стать лучше. Постоянное саморазвитие (личностный рост). Умение ставить себя на место других.
Замечать мелочи и тонкости; замечать особенности ситуации;
Расширять свой круг общения. Менять места. Путешествовать (посещать другие места, ходить в гости).
Знакомиться с другими культурами, традициями: язык, рисунки, литература, архитектура; костюмы (одежда), кухня, музыка, танцы, песни.
Развить в себе умение молчать/слушать.
Менять точки зрения.
5. Решение практических ситуаций.
Послушайте внимательно песню А. Б. Пугачевой «Эй, вы, там наверху».
— Кто мне скажет, какую проблему поднимает в своей песне певица?
(Взаимоотношения с соседями).
— А чего же не хватало этим соседям в их отношениях?
(Взаимоуважения, взаимопонимания, терпимости).
— Как бы вы поступили в этой ситуации?
— Что вы делаете, когда встречаете своего соседа на улице? Правильно, здороваетесь. А что такое «Здравствуйте»? Это повелительная форма глагола «здравствовать», мы желаем здоровья встречному человеку. А умеете ли вы здороваться со своими соседями?
— О ком забыли подумать ребята?
— Чтобы вы могли им посоветовать?
— Перед вами набор слов. Пожалуйста, распределите эти слова на положительные качества, которые помогли бы построить доброе соседство, и отрицательные черты, на которые следует обратить внимание и постараться искоренить их.
Доброжелательность, равнодушие, отзывчивость, сочувствие, бездушие, злость, забота, зависть, внимание, высокомерие, ласка, жадность, сострадание, жестокость, человеколюбие, безжалостность, благотворительность.
сочувствие, забота, внимание, ласка, сострадание, человеколюбие, благотворительность.
Равнодушие, бездушие, злость, зависть, высокомерие, жадность, жестокость, безжалостность.
В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся не толерантными и остаемся в одиночестве. Как нам стать толерантными? Прежде всего, надо остаться самим собой, видеть свои ошибки. Давайте поиграем. Я называю ситуацию, а вы поднимите красный кружок, если вам подходит первое выражение, черный кружок, если вам подходит второе выражение.
Младший брат сломал твою игрушку.
Ты поссорился со своей сестрой.
Ты попытаешься объясниться с ней.
Ты обижаешься и мстишь.
С тобой поступают жестоко.
Ты отвечаешь тем же.
Ты говоришь «нет» и стремишься заручиться помощью.
Ты недоволен собой.
Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает.
Ты все сваливаешь на других.
Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.
Ты устраиваешь истерику.
Ты идешь с ними гулять.
В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные. Почему мы иногда смеемся над ними? Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает. Давайте попробуем проверить себя, проявляем ли мы толерантность.
— Это неважно.
— Ты подсмеиваешься над ним.
2. Пожилая женщина медленно идет.
— Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
— Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь
3. На твоих глазах на кого-то нападают.
— Ты пытаешься защитить его.
— Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
4. Цвет кожи у Джо отличается от твоего.
— Ты стремишься лучше узнать его.
— Ты говоришь: «Все люди твоего цвета кожи – это нули».
5. К тебе подходит ребенок-инвалид.
— Ты естественным образом разговариваешь с ним.
— Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.
– Выбери правильный ответ, сосчитай кружки.
(Дети считают)
– Если одни красные кружки, ты проявляешь большую толерантность. Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.
Если от 3 до 6 красных кружков, ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя получится.
У тебя менее 3 красных кружков: ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то можешь стать более счастливым!
— Закончить наш разговор мне хочется такими словами:
На планете Земля неспокойно.
Да и было ль спокойно на ней?
Прекращались раздоры и войны.
Только снова седлали коней.
Вот и космос уже на примете,
Став над пропастью, в бездну глядим.
Как Земли неразумные дети,
Рубим сук, на котором сидим.
Не спасёт ни утроба отсека,
Ни глубинное в недрах жильё,
Человек, полюби человека,
Только в этом спасение твоё!
Свеча – символ домашнего очага — передается по кругу. Все говорят о том, чему научились, что поняли на беседе.