Мокрый картер что это
Поршневые двигатели смазываются маслом, которое перекачивается в различные подшипники, а затем позволили стечь в основание двигателя под действием силы тяжести. В большинстве производств автомобили и мотоциклы, которые используют систему влажного картера, масло собирается в 3-10 литры (От 0,66 до 2,20чертенок; 0,79–2,64Галлон США) поддон емкости в основании двигателя, известный как отстойник или масляный поддон, где он перекачивается обратно к подшипникам масляный насос, внутреннее по отношению к двигателю.
Преимущество мокрого отстойника заключается в простой конструкции с использованием одного насоса и без внешнего резервуара. Поскольку масляный поддон является внутренним, нет необходимости в шлангах или трубках, соединяющих двигатель с внешним поддоном, который может протекать. Внутренний масляный насос обычно сложнее заменить, но это зависит от конструкции двигателя.
Конструкция с мокрым картером может быть проблематичной в гоночном автомобиле, так как большой g сила Вытягиваемый водителями, идущие за углы, заставляет масло в поддоне выплескиваться, отталкиваясь от маслосборника, ненадолго истощая масляную систему и повреждая двигатель. Однако на мотоцикле этой трудности не возникает, так как байк наклоняется в поворотах и масло не смещается вбок. Тем не менее гоночные мотоциклы обычно выигрывают от сухой картер смазка, так как неглубокий поддон позволяет устанавливать двигатель ниже в раме; а удаленный масляный бак позволяет улучшить охлаждение смазочного материала. На некоторых мотоциклах с сухим картером, таких как Yamaha TRX850 и Yamaha TDM, масляный бак является неотъемлемой частью двигателя и находится на коробке передач.
Рано стационарные двигатели нанял небольшой совок на краю коленчатый вал или же шатун чтобы помочь с смазка из цилиндр стены с помощью брызги действие. Современные небольшие двигатели, такие как те, которые используются в газонокосилках, используют «стропальщик» (в основном лопаточное колесо) для выполнения той же функции.
Двухтактные и четырехтактные двигатели
Маленький двухтактные двигатели, например, в мотоциклы и газонокосилки, имеют полная потеря смазка. Такие двигатели используют компрессия картера кормить топливно-воздушная смесь через картер. Это исключает использование систем как с мокрым картером, так и с сухим картером, поскольку избыток масла здесь может загрязнить смесь, что приведет к сгоранию избытка масла в двигателе и чрезмерному выбросы углеводородов. Эти двигатели потребляют смесь топлива / воздуха / масла, причем масло содержится в предварительно перемешанной смеси. нефть топливо, либо отдельно впрыскивается насосом в цилиндры двигателя и подшипники.
Четырехтактные двигатели большие (не бензиновые) двухтактные двигатели, используемые в локомотивах и корабли могут быть как влажные, так и сухие отстойники. В больших двухтактных двигателях не используется компрессия картера; вместо этого они используют отдельный нагнетатель или нагнетатель, либо механический нагнетатель, такой как Нагнетатель корней или турбокомпрессор.
Устройство и принцип работы системы смазки двигателя
Система смазки в двигателе необходима для уменьшения силы трения между его подвижными деталями. Дополнительно она выполняет функции охлаждения основных узлов, повышает срок их службы, защищает от коррозии, а также очищает от загрязнений (продуктов износа и нагара). Рабочей жидкостью (смазочным материалом) при этом выступает моторное масло, которое может подаваться под давлением, разбрызгиванием или самотеком. Это определяет вид, конструкцию и принцип работы системы.
Устройство системы смазки автомобильного двигателя
Главной задачей системы смазки является обеспечение масляной пленки на соприкасающихся подвижных деталях автомобильного двигателя. Это позволяет снизить потери мощности и износ силового агрегата. Помимо этого, масло, подаваемое системой, используется в гидрокомпенсаторах, гидронатяжителях и в механизмах регулирования фаз газораспределения. В общем устройстве автомобиля смазочная система интегрирована в конструкцию двигателя и состоит из следующих элементов:
В некоторых моделях двигателей датчики и радиатор могут отсутствовать. При этом охлаждение масла происходит непосредственно в поддоне картера.
Принцип работы и виды систем смазки
Отличительной чертой «сухих» систем является наличие отдельного бака, в котором хранится моторное масло. Моторное масло после поступления в двигатель стекает в поддон, но не накапливается в нем, а перекачивается назад в бак дополнительным насосом. Картер в таком случае всегда остается сухим.
Эта конструкция сложнее и дороже в изготовлении, однако, позволяет уменьшить высоту двигателя и обеспечивает надежную смазку при движении автомобиля по наклонным поверхностям. Это определило сферу применения систем с «сухим» картером – преимущественно в автомобилях высокой проходимости и спецтехнике.
Принципиально масло может подаваться к основным узлам двигателя тремя способами:
В современном автомобилестроении практически всегда применяют комбинированный способ, поскольку он позволяет более экономно расходовать смазочные материалы и при этом гарантирует своевременную смазку основных деталей.
Как работает комбинированная система смазки с мокрым картером
Процесс смазки двигателя представляет собой повторяющийся цикл. Он состоит из следующих этапов:
Давление масла в системе может находиться в пределах от 0,2 МПа до 1,6 МПа.
Уровень масла и его значение
Для разных типов двигателей требуется различный объем масла в системе. В конструкциях с «мокрым» картером минимальное и максимальное значение уровня рабочей жидкости определяется при помощи специального щупа, который расположен на блоке цилиндров. Он имеет две метки «min» и «max».
Проверку уровня масла в системе выполняют на заглушенном двигателе после того, как он проработал некоторое время. В этом случае оно достаточно прогревается и стекает в поддон. Щуп вытаскивают, протирают тряпкой (ветошью) и погружают обратно в поддон. Далее достают повторно и проверяют уровень. Если масло, попавшее при этом на щуп, выходит за пределы максимального или минимального значения необходима доливка или слив масла. Также этот способ позволяет определить состояние и степень загрязнения.
В зависимости от вида и мощности мотора объем масла в системе смазки может быть от 3,5 до 7,5 литров.
Отличия систем смазки бензинового и дизельного двигателя
Особых конструктивных различий в смазочных системах бензинового и дизельного моторов нет. Однако, поскольку работа дизельного двигателя связана с более высокими температурами, основным отличием является используемое моторное масло. Базовая основа дизельного масла аналогична используемой в бензиновых моторных маслах, но имеет другой пакет присадок, которые позволяют обеспечить ей следующие функции:
Масло, используемое в смазочной системе, может быть синтетическим, минеральным или полусинтетическим. В зависимости от того, какой тип используется, определяют сроки его замены.
Максимально долго служат синтетическое и полусинтетическое масло, которые при нормальных условиях эксплуатации не требуют обновления до 10-15 тысяч километров пробега.
Минеральные масла служат около 5 тысяч километров пробега.
Система смазки является неотъемлемой частью любого двигателя, обеспечивающей его работоспособность. Очень важно проводить своевременный техосмотр, контролировать уровень и состояние масла.
Картер
Картер — корпусная деталь, которая служит для опоры и защиты рабочих механизмов и хранения смазочного материала. Картер присутствует в конструкции двигателя, коробки передач и мостов. В автомобиле, сам термин “картер” предпочтительней касается именно картера двигателя, который также еще могут называть поддоном.
Для чего предназначен картер двигателя
Картер автомобильного двигателя выполняет несколько важных функций:
Конструкция картера
Картер — это крупная полая деталь, которая соединяется с блоком цилиндров двигателя. Представляет собой корпус-резервуар с увеличенным поддоном для хранения масла. Имеет гладкую наружную поверхность или оребрение. Ребра и внутренние перегородки необходимы для увеличения жесткости, когда картер воспринимает дополнительную нагрузку от опирающихся на него механизмов.
Для герметизации установка производится через резиновую или силиконовую прокладку. Соединение с блоком является разъемным и выполняется при помощи болтов.
Основным материалом изготовления является листовая сталь. Нередко используются алюминиевые сплавы и нержавеющие стали. Одним из современных материалов для изготовления картера является легкий высокопрочный пластик, стойкий к воздействию высоких температур. Его применение ограничено по причине высокой стоимости. На старых двигателях часто устанавливались чугунные картеры, но по причине большого веса и повышенной хрупкости сегодня они не применяются.
Типы картеров
Картеры могут быть “мокрыми” или “сухими”.
Мокрые — это картеры большинства автомобилей, потому что в них масло самопроизвольно сливается по внутренним стенкам в поддон.
Сухие картеры применяются на некоторых внедорожниках и спортивных автомобилях. В таком варианте масло собирается в емкость, которая устанавливается отдельно, рядом с двигателем или на наружной поверхности картера. Это сделано для того, чтобы картер обеспечивал качественную смазку даже при прохождении крутых скоростных поворотов и при езде по наклонным поверхностям.
Неисправности картера
С картером может быть только две проблемы.
Первая — физические повреждения, потому что масляный поддон картера находится вблизи дорожного покрытия. Он подвергается высокому риску повреждения при наезде на посторонние предметы или бордюры, езде по поврежденным участкам дороги, бездорожью. При повреждении поддона моторное масло вытечет, а система смазки подшипников коленчатого и распределительного валов перестанет работать.
Физическое повреждение картера
Поэтому внизу двигателя устанавливают дополнительную защиту. Защита крепится к лонжеронам кузова и предохраняет картер от крупных камней, поврежденного дорожного покрытия, лежащих полицейских. Защиту изготавливают из прочной листовой стали или композитных материалов. Большинство вариантов защиты имеют прорези или люки, через которые осуществляется доступ к сливной пробке и масляному фильтру.
Вторая неисправность — это внешние подтекания и снижение уровня масла в результате износа прокладки картера. Проблема решается заменой прокладки. Четкого регламента у этой работы нет – меняют тогда, когда неисправность проявилась.
Подпишись на наш канал в Я ндекс.Дзене
Еще больше полезных советов в удобном формате
Система смазки двигателя
«Не подмажешь — не поедешь». Первоначальный смысл этой пословицы состоял в том, — какое внимание следует уделять смазке при работе трущихся и вращающихся деталей. Возникла она задолго до наступления автомобильной эры. С развитием техники, особенно с появлением двигателей внутреннего сгорания (ДВС), совершенствовались принципы и средства смазывания. Как смазываются моторы современных авто — узнаете из предлагаемой статьи.
Круг обязанностей
Без охлаждения и смазки не может обойтись ни один автомобильный двигатель. Для этого в его конструкции имеются самостоятельные системы. Каждая из них предназначена для определенных целей. Система охлаждения осуществляет одну функцию — отвод тепла, выделяющегося при сгорании топлива, в атмосферу. Назначение системы смазки заключается в том, чтобы:
Таким образом, работа, которую выполняет система смазки двигателя внутреннего сгорания, гораздо шире ее основного предназначения.
Штатное расписание
У любого двигателя система смазки включает в себя:
Дополнительно в состав смазочного оборудования могут входить: температурный датчик, датчик уровня, смазывающие форсунки. Иногда двигатель имеет охладительный радиатор для масла. Емкость смазочной системы легкового авто зависит от типа силовой установки и ее габаритов. Обычно объем заливаемого масла составляет от 3,5 до 7,5 литров.
Методы смазывания
Первые моторы смазывали с помощью разбрызгивания. Подобная смазка применялась, пока моторы были сравнительно тихоходными и малонагруженными. Позднее стали использовать подвод смазочного материала в зону трения под давлением (гидродинамическое смазывание). При этом в зоне контакта образуется смазывающая пленка в виде масляного клина, благодаря чему сухое трение заменилось жидкостным.
Однако таким способом могут смазываться только цилиндрические поверхности: коренные и шатунные шейки, опоры распредвала, поршневые пальцы, подшипники турбины. Остальные детали (цепь привода ГРМ, клапаны, коромысла, толкатели) смазываются разбрызгиванием или поливом. Подобная схема называется комбинированной и применяется сегодня наиболее часто. Итак, основные схемы смазки элементов двигателя:
Внимание! Внезапное падение давления при напорной схеме смазывания может привести к заклиниванию деталей кривошипно-шатунного механизма.
Особняком стоит система смазки двухтактного двигателя. Она бывает двух видов:
Для смазывания двухтактных агрегатов используется специальное двухтактное масло (Two-stroke oil). Чтобы не спутать с обычным, ему придают необычный цвет (красный, синий, зеленый).
Конструктивные варианты
Устройство системы смазки разделяется на два подвида в зависимости от места, где находится смазывающая жидкость.
Мокрый картер
В этом случае емкостью для масла является поддон, закрывающий нижнюю часть блока цилиндров. Благодаря простоте конструкции и меньшей стоимости этот вариант является наиболее распространенным.
Недостаток заключается в том, что при высокой частоте вращения коленчатого вала затрачивается лишняя работа на вспенивание смазывающей жидкости. Кроме того, езда по пересеченной местности приводит к тому, что оголяется приемный патрубок маслонасоса, и смазка становится неэффективной из-за снижения давления в смазочных магистралях.
Сухой картер
Эта система лишена указанных выше недостатков. Как следует из названия, масло в картере двигателя отсутствует. Для его хранения используется отдельный бак, размещенный рядом с блоком цилиндров, причем на достаточно большой высоте. Устройство включает в себя два насоса. Один подает масло к смазываемым точкам, второй — откачивает отработавшую смазку снова в бак. Преимущества такого решения:
Тем не менее, из-за сложности устройства, большого веса и высокой стоимости, подобная конструкция имеет ограниченную область применения. Двигатель с сухим картером устанавливают на высокооборотные раллийные автомобили, внедорожники и специальную технику (тракторы, вездеходы, тягачи).
Иногда схема системы смазки двигателя включает в себя охладительный радиатор. Такое решение используется на гоночных автомобилях, а также на некоторых легковых авто премиум-класса.
Немного о комбинированной смазке
Принцип работы заключается в непрерывной циркуляции смазочной жидкости внутри силового агрегата. Как в организме человека сердце снабжает кровью все органы, так и масляный насос питает сначала крупные артерии, а потом и более тонкие каналы. Автомобильные насосы создают напор от 2 до 20 атм.
Наиболее распространенными являются шестеренчатые аппараты. Реже ставят пластинчатые регулируемые. Для поддержания давления служит редукционный клапан. Внутри него находится подпружиненный плунжер, который, после определенного сжатия пружины, сообщает напорную магистраль с картером. Масло после насоса проходит через фильтр, в котором может устанавливаться еще один перепускной клапан.
Далее масло направляется: к опорным и шатунным шейкам коленвала, к опорам и кулачкам распредвала, на полив деталей ГРМ (толкатели, коромысла, клапаны). Работа комбинированной системы сопровождается смыванием с зеркала цилиндров остатков несгоревшего горючего, частиц износа, которые стекают в картер и ухудшают качества рабочего масла.
Возможные неисправности
От стабильной работы системы смазки мотора зависит его долговечность. Типичные неисправности смазочных устройств заключаются в недостаточном или избыточном давлении смазывающего масла. Причинами являются: заправка некачественным или несоответствующим условиям эксплуатации маслом, утечки смазочной жидкости, интенсивная эксплуатация двигателя.
В отдельных случаях при нештатном функционировании смазочной системы двигатель может попросту заклинить. Диагностирование поломки показывает, что к такому развитию событий приводят:
Ремонт системы является дорогим удовольствием, поскольку требует не только замены фильтра, насоса или редукционного клапана, но и прочистку всех масляных каналов, а это невозможно без полной разборки мотора. Избежать этого помогут правильное обслуживание и периодическая диагностика смазочной системы.
Практика показывает, что если водитель не соблюдает рекомендации по профилактическому обслуживанию двигателя, эксплуатирует его при повышенных нагрузках, срок службы мотора будет небольшим. И, наоборот, правильно смазываемый двигатель пройдет до капитального ремонта не одну сотню тысяч километров.
Устройство и принцип работы системы смазки ДВС
Любой двигатель – это устройство, в котором один вид энергии превращается в другой. В случае ДВС тепловая энергия преобразуется в возвратно-поступательное движение цилиндров, которые, в свою очередь, заставляют вращаться коленчатый вал, приводящий в движение транспортное средство.
Поскольку все процессы в моторе происходят с большой частотой, возникают силы трения, разрушительный эффект которых можно предотвратить, используя сложную систему, но эффективную смазки.
Чтобы представлять себе, насколько важен правильный уход ха этой компонентой современного автомобиля, нужно обладать хотя бы начальными знаниями об устройстве системы смазки, её назначении и принципе функционирования. Этим сейчас мы и займёмся.
Назначение СС автомобильного двигателя
ДВС представляет собой сложнейший комплекс узлов и агрегатов, связанных в единое целое и обеспечивающих стабильную работу силового агрегата. Но поскольку в нём имеется немало трущихся с большой скоростью частей, для их бесперебойного функционирования требуется обеспечить надёжную доставку смазочного материала. Этим и занимается система смазки: не будь её, мотор не продержался бы и десяти минут. Работа силового агрегата «на сухую» чревата быстрым разогревом трущихся поверхностей до критичного уровня, после которого из-за теплового расширения происходит уменьшение зазоров с последующим разрушением деталей двигателя, подверженных усиленному трению.
Сложность реализации системы смазки двигателя заключается в том, чтобы не только обеспечить доставку смазочной жидкости в нужное место, хотя это тоже непростая инженерная задача, но и чтобы обеспечить циркуляцию машинного масла по замкнутому циклу с минимальными потерями.
Перечислим список задач, решаемых посредством использования СС:
Устройство системы смазки
Существует немалое количество разнообразных типов ДВС, отличающихся друг от друга на концептуальном уровне. Но и внутри каждой группы вы вряд ли найдёте абсолютно идентичные моторы. Неудивительно, что и система смазки может быть реализована по-разному, и потому описывать её устройство можно только на схематическом уровне, да и то, ссылаясь на некий гипотетический среднестатистический двигатель.
Впрочем, и этого вполне достаточно для понимания автомобильных азов.
Начнём с картера, который обычно упоминают вместе с поддоном. Так вот, поддон является частью картера, расположенной в самой нижней части мотора, и представляет собой открытую сверху ёмкость, в которую стекает масло, выполнившее свою основную задачу. Здесь оно охлаждается и отстаивается, чему способствуют специальные перегородки, гасящие любые колебательные процессы, возникающие в процессе движения автотранспортного средства. Ну, а дальше моторное масло направляется в масляный фильтр. Отметим, что объем (вместимость) системы смазки двигателя среднестатистического легкового авто лежит в пределах от 3 до 6 литров.
Это место, где техническая жидкость очищается от того мусора, который неизбежно появляется на трущихся поверхностях в результате интенсивной работы и попадания извне. О металлической стружке микроскопических размеров мы уже упоминали. Другими загрязнителями может быть нагар и копоть, образующиеся при сгорании топливно-воздушной смеси, пыль и даже частички грязи. Маслофильтр всё это задерживает, постепенно засоряясь, что приводит к ухудшению фильтрации. Регулярная замена моторного масла (согласно рекомендациям автопроизводителя) позволяет избежать таких негативных последствий засорения масляного фильтра, как ухудшение смазочных свойств жидкости, что приводит к накапливающейся потере мощности силового агрегата и более губительным для мотора явлениям.
Чтобы ММ циркулировало по системе, оно должно находиться под давлением. Это функция масляного насоса, который проталкивает жидкость по системе, подавая его к трущимся поверхностям, в направлении поддона, к маслофильтру и дальше по кругу. В современных ТС используются две разновидности маслонасосов – шестеренчатые и роторного действия. Для шестерёнчатых насосов характернее постоянный уровень создаваемого в системе давления, роторные агрегаты способны изменять этот показатель в зависимости от потребностей. Отметим, что в зависимости от конструктивных особенностей конкретного двигателя, создаваемое маслонасосом давление в масляной магистрали может находиться в диапазоне 2-16 атмосфер.
Маслорадиатор – следующий элемент системы смазки. Его основное предназначение – охлаждение рабочей жидкости, поскольку в поддоне картера оно снижает температуру недостаточно. Различают два типа радиаторов – воздушнопотоковые и с жидкостным охлаждением. Первые устанавливаются в таком месте, чтобы на радиатор набегал мощный поток встречного воздуха, вторые используют охлаждающую жидкость, циркулирующую по системе.
Обеспечение требуемого давления – задача непростая, поскольку двигатель, как правило, работает неравномерно, то с увеличением, то с резким падением оборотов. При ускорении автомобиля давление в системе смазки может нарастать выше критического уровня, что грозит необратимыми последствиями для силового агрегата. Перепускные и редукционные клапаны, устанавливаемые в районе маслофильтра или маслонасоса, ответственны за сброс давления в подобных случаях. А сигналом для их активации служат данные, непрерывно поступающие от датчика давления масла. Если, к примеру, маслофильтр безнадёжно засорился, перепускной клапан открывает дополнительный канал движения жидкости в обход фильтра, чтобы предотвратить остановку мотора.
Маслофильтр
Слежение за параметрами ММ в системе осуществляется датчиками, которые отслеживают и давление, и температуру технической жидкости. Контроллер датчиков отсылает измеряемые величины в бортовой компьютер, а ЭБУ принимает решения, реагируя на критические отклонения соответствующим образом. Если в результате нормализовать температуру или давление масла не удалось, на приборной панели активируется лампочка, предупреждающая водителя о возникновении опасных неполадок.
Каналы смазки обеспечивают бесперебойную доставку масла к трущимся механизмам под высоким давлением
Поступление ММ в систему из насоса осуществляется через главную магистраль, одна из функций которой – обеспечить смазку подшипников коленвала.
Отметим, что это простейшая схема системы смазки легкового автомобиля. Реальная СС может содержать немалое количество дополнительных компонентов, улучшающих её эксплуатационные характеристики.
Принцип функционирования СС
Большинство двигателей последних поколений снабжается комбинированной системой смазки, суть которой заключается в смазывании обильно трущихся деталей/узлов под определённым давлением, а нагруженных менее интенсивно – самотёком/разбрызгиванием.
Мы уже рассмотрели схему системы смазки двигателя, теперь перейдём к описанию, как всё это работает.
При включении зажигания запускается маслонасос, призванный создать давление и закачать жидкость в каналы, которые за время стоянки автомобиля оказались опустошенными. На э то уходит несколько секунд, и именно столько горит лампочка недостаточного давления в системе смазки.
Как только заработал насос, масло из поддона начинает подаваться на маслофильтр, затем – для смазки подшипников коленвала (шатунных/коренных шеек) и в распределительный вал, после чего наступает очередь верхних опор шатуна (к пальцам поршневой группы).
Следующий этап «большого шёлкового пути» – смазка цилиндров, куда жидкость попадает через форсунки или специальные отверстия, находящиеся в нижней опоре шатуна.
Все остальные узлы силового агрегата смазываются методом разбрызгивания. Работает это следующим образом: вытекая через зазоры в вышеописанных смазываемых поверхностях, масло разбрызгивается, попадая на движущиеся узлы ГРМ и кривошипно-шатунного механизма. Разбрызгивание из-за высокой скорости вращения деталей столь интенсивно, что формируется масляный туман, который обволакивает все остальные детали мотора. В дальнейшем под действием земного тяготения смазка конденсируется и стекает вниз, в поддон картера, замыкая таким образом цикл.
Вышеописанная схема является самой популярной и называется смазкой с мокрым картером. В то же время на мощных двигателях применяется система «сухой картер», в которой для промежуточного хранения ММ используется отдельный бак, а поддон картера остаётся сухим. Подобная схема позволяет избавиться от зависимости давления в системе от уровня жидкости в картере и пространственного положения маслозаборника, которая имеет место в обычных системах смазки.
Классификация систем смазки
Существует несколько критериев, согласно которым происходит подразделение ДВС на категории. В частности, по методу подачи смазывающей жидкости к деталям силового агрегата:
Подача масла к трущимся деталям под давлением необходима, если никаким другим способом невозможно обеспечить точно дозированную доставку смазки к детали в единицу времени. В большинстве современных двигателей масляный насос присутствует.
Тратить мощность мотора на поддержку высокого давления, необходимого для смазки всех деталей мотора, нуждающихся в этом, не всегда рационально. Поэтому там, где это возможно, используют метод разбрызгивания, когда масло самотёком попадает на вращающиеся детали и разбрызгивается по всему объему полости, создавая плотный масляный туман, обволакивающий всё вокруг себя.
Отметим, что метод разбрызгивания имеет немалое число недостатков:
В большинстве случаев на автомобилях применяется комбинированная схема циркуляции масла в системе, для которой характерны недостатки и преимущества обоих вышеперечисленных способов.
Вторым важным фактором для СС является своевременное охлаждение разогретого внутри силового агрегата масла – если этого не делать, смазывающие свойства будут уменьшаться с поднятием температуры, что грозит перегревом мотора. Существующие способы охлаждения смазки:
При первом способе формирующиеся в картере газы выводятся в атмосферу через специальное отверстие, во втором случае газ направляется назад в цилиндр, где благополучно сжигается.
Некоторые модели силовых агрегатов комплектуются масляными радиаторами, в которых охлаждение моторного масла происходит либо обдувом встречным потоком воздуха, либо охлаждающей жидкостью, циркулирующей по трубкам радиатора.
Масляный радиатор
Поскольку наибольшее распространение получил комбинированный метод подачи масла, имеет смысл более подробно рассказать о его разновидностях, уже упоминавшихся нами: мокром и сухом картере.
Мокрый картер
Этот способ считается общеупотребительным из-за простоты его реализации. Конструктивно системы смазки с мокрым картером состоит из следующих компонентов:
При работающем силовом агрегате маслонасос через сеточку маслоприёмного устройства нагнетает жидкость под давлением в ФГО, откуда она направляется в находящийся в блоке цилиндров центральный маслопровод. Отсюда под давлением через имеющиеся в перегородках БЦ каналы масло попадает в коленвал, смазывая сначала коренные подшипники, а затем и шатунные. Излишки смазки выдавливаются наружу через технологические зазоры и, попадая на вращающиеся детали коленвала, разбрызгиваются по всему объёму двигателя, смазывая самотёком поршневые пальцы, внутренние поверхности цилиндров, другие детали мотора. Параллельно ММ подаётся по маслопроводу в распредвал, смазывая его подшипники, шестерни и оси клапанных коромысел. Незначительная часть смазки (не более 20% от всего объема, циркулирующего в системе) попадает в фильтр тонкой очистки, откуда, очистившись, следует обратно в поддон
Параллельно деталям двигателя часть масла поступает в радиатор для принудительного охлаждения.
Связка из перепускного и редукционного клапанов обеспечивают нормальное функционирование системы при существенных колебаниях нагнетаемого маслонасосом давления.
Сухой картер
Этот тип СС считается более эффективным, однако техническая реализация метода сухого картера более сложна, а сам двигатель получается более дорогостоящим. В таких системах масло поступает не в поддон, а в специальный бак, расположенный автономно, и уже отсюда насос закачивает его в главную магистраль.
Главное преимущество такой системы – обеспечение стабильного снабжения маслом деталей силового агрегата на неровных участках дороги (спусках/подъёмах с большим градиентом, боковых кренах). В мокрых системах при таких условиях налицо кислородное голодание, особенно если неровный участок дороги – затяжной, при этом может наблюдаться утечка смазывающей жидкости через сальники коленвала. Системы с сухим картером таких недостатков лишены.
Ещё одно их преимущество – возможность уменьшить высоту двигателя и тем самым увеличить дорожный просвет или поднять выше центр масс. При такой компоновке системы смазки расход технической жидкости уменьшается, а изначальные эксплуатационные характеристики моторного масла менее подвержены изменениям, то есть ММ получает более продолжительный ресурс работы до регламентной замены.
Типовый состав СС с сухим картером:
Замена масляного фильтра
При включении зажигания начинает работать предпусковой маслонасос, нагнетающий ММ из отдельно расположенного автономного бака в главную магистраль (минуя все маслофильтры). Это позволяет на этапе холодного пуска уменьшить трение, что существенно увеличивает общий ресурс мотора.
Зимой, в сильные морозы масло становится более густым, поэтому перед пуском двигателя жидкость, находящаяся в баке, основном маслонасосе и главной магистрали, разогревается специальным предпусковым подогревающим устройством жидкостного типа (через змеевик с предварительно нагретой охлаждающей жидкостью).
После того, как заработал основной нагнетающий маслонасос, ММ из бака подаётся через два фильтра (сетчатый маслоприёмный и полнопоточный ФГО) в главную магистраль. Дальше всё происходит так же, как и у системы смазки мокрого типа.
После завершения цикла смазки жидкость стекает в маслоприёмники силового агрегата, откуда 80-90% её направляется в автономный бак посредством откачивающего сегмента основного маслонасоса. На пути следования масла расположен радиатор, где оно охлаждается. В зимнее время года на первых минутах работы мотора масло ещё не успевает прогреться до рабочих величин, и чтобы не допустить разрушения радиатора, срабатывает перепускной клапан.
Оставшееся количество масла (10-20%) попадает в фильтр ТО, представляющий собой масляную центрифугу, где очищается и стекает самотёком в картер.
В некоторых модификациях центрифуга отсутствует, а тонкая очистка масла осуществляется дополнительным неполнопоточным фильтром, устанавливаемом в едином корпусе с фильтром ГО ленточно-щелевого типа.
Особенности эксплуатации и техобслуживания СС
Как и любой другой узел или агрегат автомобиля, система смазки нуждается в своевременном и качественном обслуживании, а также в соблюдении рекомендаций, касающихся её эксплуатации. И первое, что необходимо обязательно заполнить всем водителям – это правильный пуск холодного мотора, особенно зимой, при отрицательных температурах.
Во время продолжительной стоянки масло под действием силы тяжести стекает по магистрали в поддон картера, и большая часть деталей двигателя остаются без смазки или с минимальным её количеством. Осуществляя запуск двигателя, вы провоцируете масляное голодание, которое, хотя и кратковременное, но успевает нанести незначительный вред. Таким образом, несоблюдение режима пуска только усугубляет ситуацию – в этом случае аккумулирующий эффект проявляется намного сильнее, снижая общий ресурс силового агрегата.
Ещё хуже обстоят дела, когда пуск мотора осуществляется при температурах ниже 20 градусов мороза. Дефицит смазки будет ощущаться до тех пор, пока масло не прогреется до рабочих показателей (порядка 90 градусов). Так что зимой следует использовать специальные методики, позволяющие снизить нагрузку на мотор.
Не менее важным является тщательное соблюдение регламента технического обслуживания системы смазки двигателя. Сроки замены масла вместе с маслофильтром обычно указываются в руководстве пользователя, для большинства иномарок это от 10000 до 20000 километров пробега. На новом автомобиле первая замена техжидкостей производится после наезда 1000-2000 км.
Для полноты картины опишем основные неисправности СС. Их не так много, но что более важно – симптомов при любых проблемах всего два: увеличение расхода и снижения уровня давления в системе.
Каждый из этих признаков может свидетельствовать о целом ряде поломок, которые опытному автомобилисту не составит труда диагностировать более точно.
Если вы заметили, что масло уходит быстрее обычного, это может указывать на следующие проблемы:
Понижение давление ММ может свидетельствовать о таких неприятностях:
Поскольку устранение большинства из этих неисправностей требует частичной разборки мотора, таким ремонтом лучше заниматься при наличии достаточного опыта и знаний.