Мокуме что это такое
Мокуме Гане в почти домашних условиях
Пост будет не за военную реконструкцию, надеюсь это никого не разочарует.
Мокумэ Ганэ (от яп. металлическая древесина сосны, варианты названия: итаме-гане и касуми-ичи – облачный металл) — композитный материал, составленный из разнородных и разноокрашенных металлов, образующих декоративный узор, часто похожий на фактуру древесины.
Суть метода Мокумэ Ганэ (Mokume Gane) заключается в том что несколько листов различных ювелирных металлов (может быть несколько десятков) включая жёлтое и белое золото, палладий, платину, серебро, медь, латунь, нейзильбер имеющих разную толщину складываются слоями в определённой очерёдности, нагреваются при определённой высокой, но не приводящей к их плавлению температуре, так, что металлы спекаются между собой, образуя неразрывное соединение.
Так выглядит мокуме, вышедшее из рук профессионалов.
Возможности у меня есть, желание тоже и руки, как мне казалось, растут из плеч. Было решено обкатать технологию и, если удастся, поставить на поток.
После создания нужного давления на пакет, заряженный кондуктор отправляется в муфельную печь, шесть часов прогреваться при 900 градусах по Цельсию. За этот участок эксперимента спасибо замечательному ювелиру, Илье Шамову.
Результат длительного запекания под давлением. Пластинки меди и латуни сплавились воедино.
После была расковка. Фотографировать процесс и одновременно оперировать мехмолотом возможности не имел и никогда иметь не буду, так что вот уже готовый результат.
Раскованный пакет после шлифовки и полировки. В принципе, это можно считать конечным результатом, но я покажу, куда ушел этот пакет мокуме.
С него вышло несколько небольших, но очень необычных больстеров на ножи, а так же три вот таких вот подвески.
Мокуме Гане: металлическая древесина для неповторимых украшений
Мокуме Гане — японская техника работы с металлами, существующая минимум 300-400 лет. Ее название состоит из нескольких японских слов: «мо» — древесная, «кумэ» — текстура, «ганэ» — металл. На русский перевести можно как «металл, похожий на дерево». Собственно, суть техники заключается в создании металлического изделия, поверхность которого имитирует рисунок древесной коры.
Кольца в технике mokume gane, автор — Павел Хеленнар, Россия
Техника: сложить, но не смешивать
Этот способ обработки металла был разработан в 17 веке японским мастером Денбеем Шаоми (Denbei Shoami, 1651-1728). Он создавал для самураев эксклюзивные катаны, украшая их рукояти и лезвия древесным узором. Родословная мокуме гане «от оружия» неудивительна: искусство изготовления мечей в средневековой Японии было настолько сложным, что диктовало развитие всех остальных видов обработки металлов.
Техника с тех пор не менялась кардинальным образом. Листы металлов разного цвета по-прежнему накладываются друг на друга многократно, а затем спекаются под воздействием давления и высоких температур, образуя новую кристаллическую структуру. Звучит просто, но на деле у мастера есть тысяча и одна возможность оступиться. Если температура плавления будет слишком высокой, слои металлов сольются в одно месиво. Если слишком низкой – не скрепятся между собой. Более того, металлы способны менять свой цвет во время нагревания, что тоже осложняет работу.
Соединенные под воздействием температуры слои подвергаются разного рода механическим воздействиям, и в зависимости от вида воздействия получается разный рисунок. Например, заготовки скручиваются для получения витого «древесного» рисунка; или в заготовке-брикете проделывают отверстие и прессуют ее (прессом, кувалдой или вальцами), пока не расплющится, и рисунок в итоге «выворачивается» наружу, распределяясь по равномерной по толщине пластине. Узор, как отпечатки пальцев, делает предмет уникальным.
Материалы для Мокуме Гане
Традиционно для мокуме гане используются мягкие металлы: золото, медь, серебро. Однако этот список не перестает расширяться: желтое, розовое и белое золото, бронза, платина, титан претендуют на место в произведении искусства. Подробнее ознакомиться со свойствами перечисленных металлов можно в нашем каталоге ювелирных металлов.
Главные материалы для этой японской техники можно подразделить на 4 группы: медь и ее сплавы, серебро и сплавы, золото и сплавы, и металлы платиновой группы. Ковкая и яркая медь традиционно лежит в основе изделий в технике mokume gane. С давних пор еще японскими мастерами применялся сплав золота с медью, получивший название «шакудо», а сплав из меди и серебра получил название «шабуичи».
С 2005 года существует и титановый вариант мокуме гане — инновационный запатентованный сплав Titanium Damascus (Timaskus) — почитать подробнее на русском можно здесь, на английском — здесь. При всех плюсах титановой технологии (отсутствие коррозии, легкость, нет намагничивания), изготовить изделие из этого материала в обычной ювелирной мастерской вряд ли получится: процесс потребует кузнечного производства, специальных станков, прессов и понимания технологии с применением инертных газов.
Кто и что делает сегодня в японской технике
Шло время, необходимость в большом количестве катан отпала. Мокуме гане стали использовать при создании обыденных, бытовых вещей: ваз, посуды и прочего. Спустя три века техника расширила географию своего присутствия и покорила западные рынки. Европейцы по достоинству оценили потенциал «древесного металла» и стали включать его в ювелирные изделия. Кольца, колье и браслеты, выполненные в этой технике, стоят весьма дорого, впрочем как и катаны в свое время, а настоящий хит (который нам, признаться, хотелось бы разнообразить) — это «слоистые» обручальные кольца с уникальной текстурой, для каждой пары молодоженов со своим неповторяющимся рисунком.
В настоящий момент мокуме гане можно заносить в ювелирную «красную книгу». Немногие храбрецы решаются на профессиональном уровне осваивать столь сложную технику. Да и продавать готовые изделия достаточно тяжело: пропасть между доходами населения и элиты непрерывно растет; позволить себе такую роскошь способны единицы, как за рубежом, так и в России. Отдельная проблема — до сих пор не вполне ясно, как маркировать смешанные драгоценные металлы пробирным клеймом с установленной пробой. Тем более ценятся редкие мастера, которые развиваются в сфере «настоящего», без компромиссов и упрощений, мокуме гане.
Мировые эксперты в технике мокуме гане
Своими работами в этой технике известны зарубежные ювелиры James Binnion, George Sawyer Studio, Jaume Labro и другие. Некоторые из них неотрывно следуют японским традициям, другие, как Mike Sakmar, создают свои вариации привычных рисунков. Вот несколько ссылок на иностранных известных экспертов.
James Binnion (James Binnion Metal Arts), США
Биография Джима (в текстах о себе он именует себя именно Jim, а не James) включает 9-летний опыт службы на американском подводном флоте в качестве специалиста по электронике, а также опыт инженера-исследователя в области электроники. Уже более 35 лет Джим исследует технику мокуме гане и обучает других, специализируясь как ювелир в создании обручальных колец с бриллиантами и не только. Одно из направлений его работы в области материалов — дамасская сталь.
Anne Wolf, США
Anne — еще один признанный эксперт в мокуме гане, и кроме создания украшений, она очень активно проводит обучение этой технике.
Steven Jacob
Мастерская Стивена и Якоба (отец и сын) специализируется на дамасской стали и обручальных кольцах в технике мокуме гане.
Ryuhei Sako, Япония
Декоративные арт-объекты этого японского мастера призваны напомнить, что у этой техники нет пределов в воплощении.
Арт-объекты в технике мокуме гане японского мастера Ryuhei Sako, фото с сайта www.sakoryuhei.com
Карлос Годой (Carlos Godoy), Бразилия
Карлос родился в 1964 и живет в г. Сан-Паулу, Бразилия (см.пост в группе Украшательство). В Южной Америке он является главным специалистом по технике mokume gane.
Ювелиры, специализирующиеся в мокуме гане, в России и на постсоветском пространстве
На постсоветском пространстве мокуме гане продвигают мастерская Павла Хеленнара, артель мастерских ТАУ (@mikhail_zlatar), бренд Kochut и другие.
Дмитрий Кузнецов, Новосибирск
Дмитрий Кузнецов создает авторские штучные вещи — произведения искусства в самых разных техниках, мокуме гане выделено в отдельное направление.
Павел Хеленнар, Москва
Павел давно и целенаправленно работает в технике Mokume Gane, создавая необычные обручальные кольца (в том числе с драгоценными камнями) и другие виды украшений.
Семён Шаповаленко, Нижний Новгород
Семён начинал свой творческий путь с воссоздания копий старинных японских мечей, а с 2014 года самостоятельно изучает технику мокуме гане, стараясь найти свой отдельный стиль как в дизайне, так и в материалах.
Бренд Kochut (Украина)
Братья Кочут сочетают разные оттенки золота в технике мокуме гане с самоцветами, получая очень эффектные цветовые комбинации.
Андрей Сегинович (Andrew Seginovich), Koan Jewelry, Украина
Андрей создает работы в стиле арт и авангард не только в классических для мокуме гане материалах, но и в титане. Например, на изготовление обручальных колец ниже пошло 3 вида титана и золото (внутри).
Не путать c псевдо Мокуме
Понятие «мокуме гане» в свое время активно «пошло в народ». Поисковики при запросе с названием техники в первых рядах выдают нечто «в стиле мокуме» — чаще всего застывающую полимерную глину либо metal clay. Мастера накладывают материалы слой за слоем и спекают, на выходе получается необычное и на порядки более доступное изделие, чем классический предмет в технике mokume gane. «Ярмарка мастеров» предложит вам достаточно симпатичные вещи, но решать в итоге, конечно же, вам.
Существует также достаточно много техник вроде бы настоящего, но очень упрощенного подхода к созданию украшений и других объектов в этой знаменитой японской технике. В каких-то случаях «экономят» на количестве слоев, в других — добавляют припои и другие способы облегчить задачу. Понимание, настоящие ли «мокуме» перед вами, придут с опытом и насмотренностью — советуем подписаться на аккаунты упомянутых нами мастеров и использовать любую возможность, чтобы потрогать работы своими руками.
Где узнать больше и где научиться
Если на Западе существуют надежные школы, где ювелиров обучат тонкостям технологии мокуме гане, и сами мастера (см.выше) нередко дают мастер-классы, то в России получить необходимые навыки, к сожалению, непросто. Ювелирам стоит рассчитывать на иностранные группы, учебники, редкие и случайные курсы на базе учебных площадок, и главным образом — на собственный энтузиазм.
Главный источник знаний на сегодня — дополняемая ведущими мировыми экспертами книга Стива Миджетта (Steve Midgett) Mokume Gane, A Comprehensive Study (бесплатная онлайн версия)
Можно также поискать в сети онлайн версию перевода книги на русский Стив Миджетт, Мокуме Гане
Международная фейсбук-группа по мокуме гане для профессионалов — здесь ювелиры обмениваются тонкостями технологии.
Редакция портала «Ювелирум» благодарит художника, скульптора, дизайнера украшений, работающего с титаном и изучающего разные техники по металлу Валерия Середина @valeri_seredin за консультации в ходе подготовки этой статьи.
Раздел каталога Ювелирные техники и стили | Все публикации в рубрике Стили и техники
Мокуме гане. Ювелирная техника феодальной Японии
«gane» — металл | «kume» — текстура | «mo» — дерево
Техника мокуме гане была изобретена мастером мечей Денбеем Шоами (1651−1728 гг.), который почти всю свою жизнь работал в префектуре Акита, Северная Япония. Он был мастером высочайшего уровня и при изготовлении клинков обнаружил, что цветные металлы также возможно соединять между собой, получая текстуры, похожие на узорчатую дамасскую сталь. Сложность придуманной им техники состоит в том, что разные металлы, порой практически не совместимые, соединяются между собой в очень красивые и причудливые узоры, которые никогда не повторяются.
Мокуме гане — технический прием. Он требует огромного внимания к бесчисленным мелочам и щепетильности по отношению к материалам, чего не требуют многие другие способы обработки металлов. У меня нет сомнений, что российские мастера с готовностью примут вызов, который бросает мокуме. Из предисловия к русскому изданию «Мокуме Гане. Полный обзор», Стив Миджет (март 2003 г).
Создание рисунка — сложный процесс, который заключается в извлечении внутренних слоев на поверхность изделия с помощью различных методов. Благодаря многослойности металлического композита перед ювелиром раскрываются широкие возможности создания различных рисунков. Металлы спекаются давлением при высокой температуре, образуя диффузионное замещение атомов разных металлов в точке их соединения. Весь процесс очень затратный и трудоемкий, требующий высокого ювелирного мастерства.
История открытия этой техники на западе получила свое развитие в конце XIX века в 70−80 гг. когда Хироко Сато Пижановски и Юджин Майкл Пижановски посетили выставку работ народных ремесел в Токио. Работы, выполненные в технике мокуме гане, стали для них открытием, и они приложили все усилия для того, чтобы установить дружеские отношения с мастером Гьюкомей Шиндо, а также Масахисой Ягихара и Норио Тамагава. От них они узнали о происхождении техники.
Другой японский мастер по имени Хиротоши Ито преподавал технику мокуме гане в университете до самой смерти в 1998 г. Уроки Ито, его философия наложили глубокий отпечаток на жизнь и работу его студентов. А технику мокуме до сих пор продолжают преподавать в Токийском Университете Изобразительных Искусств и Музыки.
На модели: ювелирный гарнитур TEYA: белое золото 585 пробы с бриллиантами, а также белое, желтое и зеленое золото 585 пробы в технике мокуме гане. Обработка поверхности: техника дзамэ (с яп. — шкура ската). Артель Мастерских «ТАУ»
Мокуме гане — это единство техники и искусства, она требует от мастера не только глубочайших знаний методов производства, но и творческого вдохновения. К сожалению, сейчас традиционная японская техника мокуме гане в России практически не применяется. Ювелиры Артели Мастерских «ТАУ» из Санкт-Петербурга смогли воссоздать ее, собрав информацию по крупицам и внеся в процесс некоторые изменения, оставив неизменной саму суть изделий в этой технике. Стало возможным в синтезе различных металлов создавать изделия с неповторимой харизмой, которые проявляют в своем облике старинную технологию мастеров феодальной Японии.
Подписывайтесь на Jewellery Mag в Google Новости и Telegram-каналe, чтобы первыми узнавать о новых публикациях. Самые интересные статьи за месяц ждут вас в нашей регулярной рассылке.
Базовые шаги в технике Мокуме Гане
Создавайте красивые базовые элементы с техникой Мокуме Гане каждый раз, используя приемы и базовые шаги описанные в этой статье. Узнайте, как ваша окраска, расслоение, отпечатывание и нарезка, работают вместе, чтобы сделать или сломать ваш конечный результат, и как варьировать эти четыре фактора, чтобы получить различные эффекты.
Основы техники Мокуме Гане
Мокуме Гане — это очень известная и любимая техника лепки из полимерной глины, по многим причинам:
Для создания своих шедевров в технике Мокуме Гане нам потребуются следующие материалы:
Простые шаги в технике Мокуме Гане
Базовые шаги в данной технике очень просты и вполне реализуемы даже силами начинающего мастера.
Выбор глины и цвета
Для начала вам нужно будет приготовить свою глину. Вам понадобится один квадрат каждого из выбранных вами цветов, размятый и прокатанный на самой большой толщине паста-машины. Вы можете использовать любые цвета по вашему выбору и более трех, если хотите. Тем не менее, мы рекомендуем использовать один цвет либо черный, либо белый. Вы также можете использовать оба варианта. Они помогают заземлить узор мокуме гане.
Рекомендуем посмотреть очень интересное видео по технике Мокуме Гане
Подготовка полимерной глины к обработке
Необходимо нарезать одинаковые по форме квадраты с помощью катерра. На этапе подготовки один квадратный слой — один цвет.
Пропустите свой слои через пасту-машину на максимальной ширине. Мы хотим увеличить площадь.
Обрезайте любые участки вашей полимерной глины, которые выглядят неопрятно. Обычно это более короткие концы слоя, которые нуждаются в обрезке.
Сборка воедино
Складываем все квадраты-листы один на другой. Разрежьте лист пополам и сложите в стопку. На протяжении всего процесса мокуме гане позаботьтесь о том, чтобы укладывать так, чтобы один и тот же цвет всегда был обращен вверх. Никогда не делайте так, чтобы белое ложилось на белое, например. Это испортит всю картину.
Прогоните сложенные слои через пасту-машину узкой шириной. Таким образом, вы удлиняете простыню. Обрежьте края еще раз.
Разрежьте пополам и снова сложите. Повторяйте этот процесс до тех пор, пока вы не будете довольны количеством слоев в вашем сборки.
Сколько раз вы складываете свой лист, будет диктовать, насколько сложным будет ваш шаблон в конце концов. Если у вас есть несколько слоев, шаблон будет широко открыт и более простым. Если у вас есть много слоев, шаблон будет выглядеть более занятым.
Финальная стадия Мокуме Гане
Разрежьте свой последний лист на четыре и снова сложите его. На этот раз вы не будете запускать его через машину для пасты. Теперь нужно решить с какой стороны прикладывать заготовку на текстуру.
Поэкспериментируйте. Результат всегда будет разный.
Таким образом, вы должны учитывать, какие цвета находятся под друг другом, поскольку они будут влиять на цвет общей картины.
Самое важное
Ладно, теперь самое время для веселья. Вам нужно вдавить текстуру в глиняную стопку. Это действие перемешает все слои и позволит создать шаблон. Вы можете использовать фрезы, фактурные штампы, формовочные инструменты. Подойдет все, что угодно.
После того, как вы продавили свою текстуру, необходимо разгладить стопку обратно, чтобы закрыть любые отверстия, которые вы могли бы сделать. После чего по слоям полимерной глины нужно пройтись акриловым роликом.
Всё. Можно срезать тонкие слои и делать заготовки с очень интересным и оригинальным рисунком и собрать в задуманное произведение искусства.
Мокуме Гане «Волшебные узоры»
Мокуме гане (mokume gane) – это название старинного способа обработки металла, изобретенного в Японии несколько веков назад.
Пласты разнородных и разноокрашенных металлов накладывали друг на друга и подвергали термической обработке, нагревая их при определенной высокой температуре. Металл при этом разрезался и скручивался, слои спекались между собой, благодаря чему получался однородный сплав. Образованный в процессе узор, визуально напоминал текстуру древесины.
Метод получения узора при сплетении разнородных пластов между собой стал адаптирован и для полимерной глины. Основной идеей является соединение пластики разных цветов и толщины для получения в результате работы удивительной красоты узоров.
Технология изготовления такова: пластика желаемых оттенков (как контрастных, так и однородных) делится на равные отрезки, которые нужно раскатать в пласты одинаковой, или различной толщины. Затем пластины складываются друг на друга в произвольном порядке, образуя собой своеобразную пирамиду. Для создания текстуры ее поверхность прокалывается и прорезается разнообразными способами. В ход идут самые различные инструменты, от профессиональных катеров и лезвий до подручных средств (для этого подходят любые предметы, имеющие рельефную поверхность).
После того, как желаемый результат достигнут, пласты аккуратно сжимаются между собой, вновь соединяясь в прорезанных местах, и приобретая свою первоначальную форму. Но это происходит лишь снаружи. Внутри же образуется неповторимый по своей красоте орнамент (см.рис.ХХ).
Затем пластика срезается тонким лезвием послойно, разноцветные пластины раскладываются на основу, после чего изделиям придается их окончательная форма.