Мольберт для рисования это что такое
Что такое мольберт: для чего он нужен и какие виды бывают
О чем вы думаете, когда представляете себе профессионального художника или человека, увлекающегося рисованием? Скорее всего вы видите его картины, краски, кисти, большие и малые, палитру. Кажется, чего-то не хватает? Ведь человеку нужно где-то разместить свой рисунок. Конечно, его можно положить на стол, но это не совсем удобно. Потому что тогда художник не сможет достаточно четко видеть изображение и будет вынужден над ним все время наклоняться.
Вот почему сегодня многие отдают предпочтение именно мольберту. И профессионалы, и любители, и даже новички с удовольствием находят применение этому техническому объекту. Ведь он призван максимально облегчить процесс рисования. Поэтому не стоит задумываться, нужен ли ребенку мольберт. Сразу говорите себе «да» и спешите его скорей приобрести. Конечно, если ваше чадо проявляет интерес к рисованию.
Какие же они бывают и чем отличаются? Из чего делают мольберты? Какую из подставок лучше выбрать для профессионала, а какую для начинающего? Об этом подготовленный материал.
Что такое художественный мольберт для рисования
Напольные мольберты
Настольные модели
Такой вариант будет удобен тем, кто решает, какой мольберт лучше купить для домашней, студийной или учебной работы в положении сидя. Настольные модели можно использовать для создания миниатюрных творений. Они легко размещаются на столе. Ведь размеры таких мольбертов для рисования весьма компактны.
Настенные модели
Это довольно экзотический вариант. Встречается весьма редко. Среди тех, что изготовили сами мастера художественного искусства, известен комплекс, смонтированный на одной из стен мастерской. На нем можно было закрепить холсты.
Бытовые мольберты
Какой мольберт лучше выбрать для начинающего художника? Правильно, бытовой. Подобная модель имеет низкую стоимость. А еще по габаритам такой вариант как нельзя лучше подойдет для помещений с малой площадью. Бытовые мольберты для рисования имеют простую конструкцию и стандартные (умеренные) размеры.
Студийный вариант
Изначально предполагается, что такая модель будет использована в студиях, где работают художники. Именно поэтому размеры студийных мольбертов для рисования весьма впечатлительны. Но их также можно размещать и в других просторных помещениях.
Полевые и уличные модели
Такие подставки должны быть пропитаны маслом либо покрыты лакокрасочными материалами. Эти меры необходимы для того, чтобы защитить от влажных погодных условий.
Модели в офис и коммерческие помещения
Как выбрать мольберт «Хлопушка»
«Хлопушка» представляет собой специальный технический объект, очень устойчивый и компактный. В нем объединились две составляющие: корпус и плоскость для бумаги. Из чего же состоит «тело» такого мольберта? Это две рамки, которые имеют соединение в виде петель. В раскрытом варианте профиль подставки имеет сходство с буквой «А». Для сборки, нужно соединить, а точнее «схлопнуть», вместе две половинки. Отсюда и название.
Тренога
Такой вариант похож на штатив для фотоаппарата. Отличается тренога наличием выдвижной штанги. Материалами изготовления для этого вида подставок служат дерево или металл. Треногу можно использовать как в закрытых помещениях, так и на свежем воздухе. Отличным вариантом будет взять ее с собой в путешествие.
Хороший станковый профессиональный мольберт для рисования
Такая конструкция выполнена в виде буквы «Н». Имеет небольшие колесики, благодаря которым у художника есть возможность перемещения объекта. Главной особенностью этого варианта является регулировка высоты и угла его наклона.
Очень устойчивая и функциональная модель. Как и «хлопушка», напоминает букву «А». Считается одним из лучших вариантов для новичков, поскольку ее можно отрегулировать под каждого конкретного человека.
Используемый тип основы
Подставки для рисования могут быть изготовлены:
Какой мольберт лучше выбрать для ребенка
Можно выделить несколько видов мольбертов для детей:
Каждый из этих видов имеет свои плюсы и минусы.
Особенности
Вариант «хлопушка» является отличным решением для малышей. Стоит он немного, да и по габаритам очень компактен.
Одномачтовый вариант не пользуется особой популярностью. Он неустойчив и очень проблематично складывается.
Станковый мольберт подойдет профессионалам. Поэтому и стоит он довольно ощутимо.
Роль в развитии детей
Процесс рисования оказывает положительное влияние на ребенка:
Как правильно выбрать мольберт для рисования
Выбирая ту или иную модель, нужно учитывать:
Мольберты для рисования: как выбрать свой и не ошибиться
Содержание
Когда вас охватывает вдохновение, то, конечно, можно рисовать на чем угодно, хоть на коленке, хоть на столе. Но практика показывает, что муза чаще приходит к тем художникам, которые правильно организуют свое рабочее место.
Мольберт – это приспособление для закрепления планшета, полотна, картона или другой основы для творчества. Он создает эргономичное пространство, помогает быстрее овладеть тонкостями техник рисования, сохраняет здоровье художника и отлично подходит для демонстрации готовых картин. От того, насколько правильно вы выберете мольберт, напрямую зависит, будет ли вам комфортно рисовать и надежно закреплять работу.
При выборе мольберта важно учитывать:
Если вы собираетесь работать на бумаге, то обязательно потребуется планшет (специальная доска), чтобы крепить листы. Единственный мольберт, у которого есть встроенный планшет – это хлопушка. К другим моделям нужно покупать его отдельно.
Для маленьких полотен (формат А4, А3) подойдут хлопушки, настольные и переносные модели, этюдники. Для средних работ размером до 1 м оптимальны А-образные мольберты (их также называют лирами). Для крупных работ с габаритами от 1-2 м советуем выбрать лиру или станковые мольберты. Если вы не можете определиться, то лучше всего взять лиру, это универсальный вариант.
Начинающему художнику не стоит тратиться на дорогой «навороченный» мольберт. Обычная лира или мольберт-хлопушка из необработанной сосны тоже отлично служат. Например, на лире вы с легкостью можете закрепить полотно размером до 1-1,5 м. Также новичкам подойдут треноги и переносные мольберты, хлопушки.
Для ребенка лучше всего приобрести мольберт-хлопушку, высота которого соответствует росту юного художника, чтобы он мог работать стоя и сидя. Эта модель есть практически во всех художественных школах. Она занимает мало места, удобна для хранения и рисования в разных техниках. Если ребенок предпочитает маленькие форматы, то для дома подойдут также акварельный столик или настольный мольберт.
Если вы любите рисовать в альбоме и не планируете переходить на более крупный формат, то обратите внимание на настольные модели и этюдники. Они подойдут также для работ размером 50х70 см.
Профессиональные художники с уже сложившимися вкусами и рабочими привычками предъявляют самые разные требования к мольбертам, и обычно в их мастерской можно увидеть несколько моделей: от походных этюдников до больших станков.
Для поклонников пленера и рисования на улице существуют специальные легкие переносные мольберты и планшеты, которые очень удобно носить с собой. Если вам нужно носить с собой краски, лучше обзавестись этюдником, имеющим ящик для инструментов и материалов.
В случае, когда мольберт нужен для работы дома или в студии, то подойдет любая модель, соответствующая площади помещения, которая удовлетворяет творческие потребности художника.
Виды мольбертов
Мольберт-хлопушка
Это самая простая и популярная модель, предназначенная для художественных школ и училищ. Свое название она получила из-за характерного звука, с которым складывается. Хлопушка имеет встроенный планшет из фанеры, необходимый для крепления листа. Благодаря простой конструкции в сложенном виде, мольберт занимает очень мало места, его можно хранить за дверью или под кроватью. Многие хлопушки имеют специальную полочку для инструментов, в этом случае вы сможете поставить на нее небольшой подрамник. Единый формат для всех моделей – А1.
Мольберт выпускается с ножками разной высоты, поэтому можно легко подобрать подходящий размер для ребенка, подростка или взрослого.
Лира, или А-образный мольберт
Свое название приспособление получило из-за сходства формы с одноименным древнегреческим инструментом. Оно имеет треножную конструкцию и два бегунка, позволяющие закрепить работы разных форматов. Для бумаги нужно покупать планшет, его также фиксируют бегунками. Наклон и высоту положения полотна можно регулировать.
Лиры считаются универсальными мольбертами, поэтому очень популярны и у новичков, и у опытных художников.
Мачтовый мольберт
Эта модель – нечто среднее между хлопушкой и лирой. Она позволяет менять высоту и угол наклона полотна, и в то же время довольно компактна. Из-за элегантного внешнего вида чаще всего мачтовые мольберты используют не для работы, а для показа картин на выставках.
Мачтовые мольберты не так популярны, как хлопушка или лира, но значительно превосходят их по изяществу формы.
Станковый мольберт
Это большие и очень сложные по своей конструкции мольберты, которые предназначены для написания тяжелых полотен крупного формата. Станковые модели имеют множество креплений и бегунков, позволяющих художнику настроить их под себя.
Станковые мольберты выбирают в основном профессиональные художники и реставраторы.
Акварельный столик
Эта модель мольберта представляет собой стол с наклонной поверхностью. За ним очень удобно работать, также есть место для хранения инструментов и красок. Можно даже сказать, что это мини-студия. Наклон столешницы регулируется.
Акварельные столы, хоть и стационарный вариант, но они подходят для небольших квартир.
Настольные мольберты
Это прекрасный вариант для работы в домашних условиях, поскольку мольберт не имеет ножек, поэтому практически не занимает места, его можно хранить даже в шкафу. Используется только для небольших форматов.
Настольные мольберты – реальный выбор для детей, поскольку его можно поставить на поверхность любой высоты с учетом роста ребенка.
Штатив-тренога
Штатив-тренога предназначен для работы, где угодно: дома, в студии, на пленере. Благодаря подвижной штанге легко складывается, положение полотна регулируется по высоте и углу наклона. Вес металлической треноги – примерно 2,5-3 кг.
Несмотря на легкую конструкцию, штативы-треноги отличаются очень хорошей устойчивостью.
Переносной мольберт
Переносной мольберт – подходящий вариант, если вы планируете заниматься живописью дома или на пленере только время от времени. Он легко раскладывается и разбирается. В разложенном виде, это мольберт обычного размера.
Настольные мольберты – реальный выбор для детей, поскольку его можно поставить на поверхность любой высоты с учетом роста ребенка.
Некоторые переносные мольберты оснащены складной скамеечкой, что очень удобно при выездах на натуру.
Этюдники, эскизные коробки и планшеты
Это прекрасный вариант для работы в домашних условиях, поскольку мольберт не имеет ножек, поэтому практически не занимает места, его можно хранить даже в шкафу. Используется только для небольших форматов.
Этюдник, в отличие от эскизного ящика, имеет съемные и складные ножки и в разложенном виде становится полноценным мольбертом, только еще с местом для хранения.
При желании этюдник можно использовать и дома. Если убрать ножки, то он станет отличным настольным мольбертом.
Важен ли материал мольберта?
Деревянные мольберты, особенно если они покрыты лаком, не только очень красиво выглядят, но еще и долго служат. Обратите внимание на то, чтобы на дереве не было зацепок, сучков, трещин и других дефектов.
Металлические мольберты выполняются из алюминия. Это очень практичный вариант для работы на пленере, ведь не нужно беспокоиться о коррозии. Минус таких мольбертов – под тяжелыми большими полотнами они прогибаются.
Если вы только начинаете свой творческий путь или ищете мольберт для ребенка, не спешите покупать дорогие сложные по конструкции модели. У новичков, как правило, не очень много мотивации. Позаботьтесь о том, чтобы за мольбертом легко работалось. Отдавайте предпочтение моделям, которые легко складываются, просты в регулировке наклона и высоты фиксации полотна.
Желаем вам творческих успехов и вдохновения!
Мольберт
Русскоязычная Википедия не дает хоть сколько-нибудь внятного объяснения, что такое мольберт. Самое толковое там только самая первая строчка:
Мольберт (от нем. Malbrett: доска для рисования) — подставка, обычно деревянная, на которой художник помещает во время работы картину, рисунок и т. д.
В принципе, это толкование верное. Но не полное. Наш производственный опыт дает нам возможность рассказать о данном термине несколько больше. Мы бы дали вот такое определение:
Мольберт – 1. Инструмент художника, на котором размещается работа: холст, планшет с бумагой, непосредственно бумага, любой расписываемый плоский объект. 2. Подставка для демонстрации чего-либо плоского, для вертикального размещения экспонируемых материалов: картин, постеров, телевизоров, меню, объявлений.
Классифицировать мольберты можно различными способами:
Разделение мольбертов по назначению
Художественные мольберты для рисования
Основной класс. Такие мольберты в первую очередь предназначены для помощи в процессе рисования. Эстетическая составляющая подобных инструментов вторична, на первое место выходит функциональность. Художественные мольберты должны в первую очередь обеспечивать комфорт работы художника, поэтому различные конструкции в данном классе могут подразумевать следующие функции: регулировка наклона холста в том числе и под отрицательным углом наклона, дополнительные поверхности для размещения красок, кистей, палитры, возможность изменять высоту положения работы, противовесы или лебедки для очень тяжелых картин, возможность устанавливать дополнительное освещение прямо над картиной и пр.
Данные мольберты возможно использовать и не по прямому назначению. Например, для экспозиции картин. Однако стоит учесть, что качеством отделки мольбертов для рисования производители могут жертвовать в угоду более высокой функциональности при сохранении минимальной цены.
Выставочные мольберты
Мольберты из этого класса предназначены для организации выставок или схожих задач: например, для оформления витрины магазина или для установки плана рассадки гостей на свадьбе.
Эстетическая составляющая первостепенна. В качестве выставочных мольбертов нередко используются недорогие художественные модели. Материал изготовления и удачные пропорции наиболее общепринятых конструкций обеспечивают достаточную степень эстетичности. Однако во многих случаях простых изделий не достаточно для соответствия уровню мероприятия или уровню выставляемых на мольбертах картин.
Для повышения степени презентабельности используются следующие подходы:
У некоторых моделей выставочных мольбертов может быть предусмотрена установка более чем одного полотна. Для установки объектов на улице от подставки зачатую требуется устойчивость к жестким условиям эксплуатации – серийные модели, обладающие большой массой, зачастую имеют очень высокую цену, поэтому для таких задач нередко мольберты изготавливаются под заказ.
Презентационные мольберты
Магнитно-маркерные доски на ножках, и планшеты, на которых закрепляется бумага для проведения презентаций – все это тоже мольберты. Особого разнообразия моделей в данном классе нет. Конструкционно похожи на художественные мольберты-хлопушки. Являются товаром канцелярских, а не художественных магазинов.
На стыке выставочных и презентационных мольбертов стоят мольберты с поверхностями для мела. Используются для часто меняющейся информации, как правило, около коммерческих помещений: кафе, бары, магазины. Для рисования почти не используются (разве что детские модели).
Разделение мольбертов по способу установки
Напольные мольберты
Самый распространенный тип подставок. Устанавливается на полу в помещении или на земле на улице.
Настольные мольберты
Небольшие подставки для установки объектов малых и средних размеров. Чаще всего используются для рисования. Реже для экспонирования картин форматов до А3 или сходных по размеру объектов: тарелки, книги.
Настенные мольберты
Весьма экзотический класс. Скорее теоретический. Среди изготовленных непосредственно художниками мольбертов встречался комплекс для закрепления холстов, смонтированный на стене мастерской. В коммерческом секторе в продаже встречались американские мольберты для выставок: элегантное, но узкое решение, которое требует существенного вмешательства в конструкцию здания, где устанавливаются мольберты.
Разделение мольбертов по месту использования
Бытовые мольберты, мольберты для использования в небольших помещениях, дома
Несложные, сравнительно недорогие изделия. Универсальные модели, без большого числа настроек. Предназначены для использования дома или для обучения начинающих художников. Такие мольберты не требовательны к отделке, поскольку нет потребности в борьбе с условиями жесткой среды. Конструкция также не сложна – для непрофессиональных художников предпочтительнее простота в эксплуатации и умеренные размеры.
Студийные мольберты
Нередко крупные, массивные мольберты. Предполагается, что данный класс мольбертов предназначен для опытных художников, у которых имеется отдельное помещение для работы – студия. Однако это вовсе не означает, что студийные мольберты можно использовать только там. Это скорее рекомендация. Зачастую студийные мольберты требуют значительного запаса пространства: высокие потолки для возможности выдвинуть центральную штангу, пространство вокруг для возможности поворачивать мольберт для установки правильного света, а также для обеспечения места под массивное основание художественного станка.
Данный класс мольбертов отличает более сложная по сравнению с бытовыми конструкция. Большое число настроек позволяет сделать работу творца комфортной и эффективной. Большая масса и большие габариты позволяют надежнее и стабильнее фиксировать картину.
Нередко студийные мольберты используются в качестве выставочных. Для их изготовления во многих случаях применяют прочную, благородную древесину. Конструкция в случае не слишком “перегруженных” функционалом экземпляров остается гармоничной и в то же время надежной. Однако стоит учитывать, что это именно художественный инструмент, предназначенный для рисования. Организаторы выставок, использующие такие мольберты, скорее всего, переплачивают за избыточную надежность или не нужный функционал.
Полевые мольберты для рисования, уличные мольберты для экспозиции
К любому мольберту из данного класса предъявляется требование атмосферостойкости. Если инструмент, эксплуатируемый в помещении, не нуждается в отделке, то для уличных мольбертов защита от влаги обязательна: либо пропитка маслом, либо покрытие лакокрасочными материалами.
Но вот к размерам и массе художественных и презентационных инструментов требования уже диаметрально противоположные. Для художника, выходящего рисовать на природу, важна компактность и легкость мольберта. А вот мольберт, который стоит на улице города, с проходящими рядом толпами людей, должен быть массивным и вандалоустойчивым.
Мольберты для офисов, коммерческих помещений
То же самое, что и презентационные.
Разделение мольбертов по типу корпуса
Одна из самых значительных дифференциаций. Большинство производителей и продавцов во всем мире использую нижеследующую классификацию для распределения мольбертов по группам.
Мольберты-лиры или мольберты с А-корпусами
Конструкция, отдаленно напоминающая структуру музыкального инструмента лира: симметричные боковины корпуса, по центру идет блок струн. У мольберта струн нет – между двумя боковыми стойками-ножками идет центральная штанга, на которой располагаются полки-держатели для картин. Боковые ножки наклонены к центру – от этого мольберт выглядит изящнее и компактнее, хоть и несколько снижается площадь опоры для устанавливаемой картины.
Из-за наклона боковых ножек мольберт также напоминает букву “А” – у ряда моделей боковые стойки именно так и сходятся. Никаких особых технических преимуществ данный ход не дает, разве что эстетические.
Данный тип конструкции прост. Благодаря этому цена на такие мольберты относительно невысока. Высокая надежность и простота эксплуатации. Все это обеспечило мольбертам-лирам невероятную популярность и распространенность. С ними легко справляются начинающие творцы. Для художественных школ это также оптимальное решение: за умеренный бюджет мастерская обеспечивается универсальным инструментом, подходящим для почти любой изобразительной техники. Во многих ситуациях мольберты-лиры прекрасно справляются и с выставочными задачами, поскольку позволяют экспонировать картины существенных размеров.
Как правило, в данном классе не встречается профессиональных моделей. Но при этом существует масса аксессуаров и модификаций, которые делают работу на таком мольберте удобнее: дополнительные полки, “кошка”, стаканчики, наклонная центральная штанга, навесная подсветка, бортики с зубчиками.
Ограничений по материалам, размерам и отделке данная конструкция не накладывает. Поэтому существуют и дорогие элитные модели. Тем не менее, большая цена, более благородный материал не дают существенных преимуществ именно в области работы художника.
“Лиры”, в основном, являются напольными мольбертами. Однако подобная конфигурация применима и к настольным моделям.
Мольберты-хлопушки
Художественный инструмент, у которого объединены корпус мольберта и плоскость для закрепления бумаги. Как правило, “тело” художественного станка состоит из двух рамок, соединенных сверху петлями. В рабочем состоянии профиль похож на букву “А”, и для того, чтобы привести его в компактный вид, половинки мольберта необходимо свести вместе, “схлопнуть”. Естественно, при аккуратном обращении, на самом деле никакого хлопка не происходит, инструмент просто складывается.
Существенными недостатками конструкции является неудобная работа с холстами (точнее, такая работа вообще не предполагается), отсутствие или неудобство системы изменения высоты, ограничение по форматам работы.
Достоинства “хлопушек” заключается в их устойчивости, компактности, почти полному отсутствию сложных регулировок, более низкой стоимости по сравнению с комплектом из отдельно продающихся мольбертов и планшетов. Данные факторы делают рассматриваемый класс неплохим инструментом для детских художественных школ. Стоит признать, что вышеозначенное утверждение справедливо для периода в истории творчества, когда доступ к металлической фурнитуре и крепежу был существенно сложнее, чем сейчас. В сегодняшние дни более эффективным инструментом стоит признать мольберт-лиру. Однако “хлопушки” остаются традиционными, надежными помощниками на начальных стадиях обучения рисунку.
Чаще всего такие мольберты являются напольными, но предполагают работу сидя. Среди настольных мольбертов данная конструкция встречается редко.
Концепция “хлопушки” почти всегда применяется для офисных презентационных мольбертов. Только вместо деревянной поверхности для закрепления бумаги используются металлические и пластиковые панели. Также схема “две рамки с панелями для рисования, скрепленные сверху петлями” широко распространены в области рекламы и маркетинга: уличные “хлопушки” снабжаются поверхностями для рисования мелом и используются в качестве рекламных щитов и меню.
Мольберты-треноги
Название класса подразумевает несколько более узкую прослойку художественных инструментов, чем можно предположить изначально. Конструкция с тремя точками опоры является экономичной и устойчивой, поэтому такая схема часто используется в мольбертостроении. Все мольберты-лиры и некоторые модели мольбертов-хлопушек имеют три опорные ноги. Тем не менее, к классу треног они не относятся.
Под мольбертами-треногами чаще всего подразумевают компактные модели с телескопическими ножками, легкими небольшими креплениями для холста, без ящика для красок. Как правило, это художественный инструмент для работы на улице. Тем не менее, особых противопоказаний для использования в помещении нет.
Достоинства очевидны. Выходить на пленэр с мольбертом высотой 170-190 см, шириной 50-60 см и массой 4-5 кг – это усредненные параметры классических “лир” – неудобно. Особенно учитывая, что с собой еще нужно взять еще массу более важных для рисования принадлежностей: краски, кисти, холст, может быть, табурет. А художественная подставка, в сложенном виде занимающая пространство 50*8*8 см и имеющая массу 2-3 кг, обременит в походе на природу существенно меньше.
С недостатками чуть сложнее. Легкая конструкция, тонкость ножек и небольшая площадь опорных полок не обеспечивает комфортную для работы жесткость фиксации холста – под интенсивным нажимом кисти вибрации картины могут стать неприятными. Телескопические ножки представляют собой сложную конструкцию с массой подвижных элементов. Это негативно сказывается на двух параметрах: долговечность и цена изделия. Сложные системы быстрее ломаются. А если их надежность проработана надлежащим способом, то и цена таких хороших инженерных решений оказывается существенной.
На данный момент мольберты-треноги делают из бука, алюминия и стали. Эти материалы не только прочны, но еще и красивы. Самые проблемные места – крепления ножек. У недорогих экземпляров фиксаторы выполнены из пластика, ломаются и изнашиваются легко. Европейские производители на данных узлах предпочитают не экономить, что позитивно сказывается на надежности, и негативно на цене.
Использование в качестве выставочных подставок возможно, но не желательно. Высокая цена, спорная эстетика конструкции, которая не компенсируется прекрасным видом материалов изготовления – это главные факторы, из-за которых для экспозиционных целей такие мольберты подходят плохо. С другой стороны компактность и легкость треног благоприятно скажутся в случае необходимости регулярно проводить выставки.
Палочные мольберты
Крайне упрощенные треноги. Чаще всего состоят из трех деревянных ножек, соединенных в верхней части болтом, и одной поперечной полки.
Очень легкие и дешевые мольберты. Высота ножек не регулируется, можно менять высоту положения полки. Нередко ножки состоят из двух элементов, соединяемых болтом – такое решение делает подставку существенно компактнее при хранении, но внешний вид от этого несколько ухудшается.
Поскольку ножки мольберта довольно тонкие, некоторые производители используют бруски сложного профиля – это несколько улучшает прочностные характеристики подставки.
Палочные мольберты являются прекрасным решением для простых выставок. Они очень компактны в сложенном виде: при хранении и транспортировке места почти не занимают. Стоимость их невысока. Тонкий профиль ножек не отвлекает от экспонируемых материалов. Однако стоит учесть, что для больших нагрузок они не годятся.
Мольберты с H-корпусами
В сравнении с мольбертами-лирами, это более технически оправданная конструкция. Мольберты данного класса в качестве основы имеют прямоугольную раму, очень отдаленно напоминающую букву “Н” с двумя поперечными черточками. Большинство профессиональных художественных подставок относятся именно к такому типу.
Достоинства данной конструкции
Недостатки данной конструкции
Внешне все художественные станки такого типа похожи друг на друга. Однако такая рама позволяет значительно усложнять конструкцию, делая ее удобной для работы творца. Например, еще в XIX веке такие мольберты снабжали винтовой системой подъема полки – в случае, если на подставку установлено полотно массой 15-30 кг (заготовка для иконы вполне может иметь такой вес), то вручную изменять высоту очень неудобно, а с подъемным механизмом вполне. Сегодня встречаются образцы с противовесом – это также служит облегчению процесса подъема и спуска полки с картиной. Бывают мольберты с двумя центральными штангами для сверхшироких картин. Можно встретить конструкции, позволяющие рамы переводить из вертикального положения в горизонтальное, превращая мольберт в стол.
Предназначены такие подставки в основном для серьезной художественной деятельности. Однако и нередки случаи использования их в выставочных целях. В XXI помимо картин на такие мольберты начали устанавливать телевизоры: плоские плазменные панели имеют размеры и массу сопоставимы с картинами, а мольберты с Н-корпусами достаточно надежны и красивы, чтобы удерживать дорогостоящую технику.
«Ослики»/»лошадки»
Крайне редкая конструкция. Представляет собой скамью с прикрепленным держателем для картин. В процессе рисования художник “седлает” эту скамейку, располагая инструмент и холст перед собой. Скамья имеет складные ножки, нередко внутри корпуса есть зона для хранения инвентаря. Зона крепления холста также складывается. На одном из концов предусмотрены колеса, а с другой стороны ручка – благодаря этому в собранном состоянии мольберт можно катить, как туристический чемодан.
Предназначены такие мольберты для пленэров или написания картин с натуры. К главным недостаткам можно отнести довольно большую массу, невозможность работать стоя и не самую удобную позу для работы. В остальном весьма занятная и компактная конструкция, годящаяся исключительно для рисования.
Художественные станции, мольберты-столы
Массивные конструкции, сочетающие в себе и мольберт, и ящики для хранения принадлежностей. Несмотря на внушительные габариты и солидный вид, зачастую уступают в функциональности классическим мольбертам с отдельно стоящими тумбами и шкафчиками: вся конструкция выходит довольно громоздкой, сконфигурировать нужным образом положение тумб не удастся, мольберт зачастую имеет небольшие размеры и ограниченный диапазон регулировки высоты. Однако для регулярной работы с полотнами малых и средних размеров такие рабочие станции весьма неплохи.
Этюдники
Идеальное решение для работы вне помещения. Этюдник представляет собой симбиоз следующих элементов:
К недостаткам можно отнести следующие особенности:
Данный класс мольбертов очень плохо подходит в качестве домашнего мольберта: этюдники предназначены для возможности работать в жестких условиях, когда нет возможности взять с собой весь творческий арсенал и разложить его удобным образом.
Данный класс художественных подставок совсем не подходит для выставочных целей. Изготавливаются такие мольберты, как правило, либо из бука – это красивые, довольно дорогие модели, у которых и ящик, и ножки сделаны из древесины, либо из фанеры и металла – это строгие, функциональные изделия, которые выглядят попроще, но и стоят меньше.
Разделение мольбертов по материалам изготовления
В большинстве случаев от материала, из которого сделан мольберт, его прочность и надежность не зависят. Куда важнее продуманность и качество узлов неподвижных и подвижных соединений. От материала зависят эстетическая составляющая, комфорт в уходе ну и цена.
Сосна
Один из самых доступных материалов для производства мольбертов. Недорогие мольберты, от которых требуется функционал делаются из хвойной древесины. Такие инструмент хороши для рисования и для простых выставок, однако из-за трудности качественной отделки и низкой износостойкости получить мольберт “элитного” внешнего вида из сосны довольно трудно.
Береза
Технические характеристики березового бруса высоки, но эстетическая составляющая оставляет желать лучшего: древесина блеклая и не имеет интересного рисунка. Как правило, такие мольберты чуть “опрятнее” сосновых, несколько дольше сохраняют “товарный” вид, но в целом служат почти столько же и так же, как и более дешевые собратья их хвойных пород дерева.
Один из самых лучших материалов для производства мольбертов. Европейские гранды мольбертостроения используют именно эту породу.
Бук – очень плотная и прочная древесина. Мелкая, равномерная структура позволяет получать аккуратные гладкие поверхности. Для защиты поверхности мольберты натирают маслосодержащими составами: от загрязнений при интенсивной художественной работе это не убережет, но при хранении и эксплуатации в выставочном режиме внутри поверхность мольберта из-за такого покрытия остается красивой значительное время.
Зачастую при изготовлении мольбертов из бука используется качественная латунная фурнитура. Все вместе это дает отличный внешний вид, высокую износостойкость и весьма солидную цену.
Фанера
Материал с прекрасными техническими и низкими эстетическими характеристиками. Фанера прочна даже при небольшой толщине. Изготовить плоские детали, даже сложной формы, проще, чем из массива. Особенно хороша фанера в производстве ящичных конструкций: недорогие этюдники делаются именно из данного материала. Но стоит признать, что выглядит фанера менее интересно в сравнении с классической древесиной.
Классический материал для любых элитных деревянных изделий. На сегодняшний день используется крайне редко – в основном при производстве дорогих выставочных мольбертов. Во времена, когда мольберты не были массовым товаром, а изготавливались поштучно, дуб использовался и для изготовления тяжелых художественных станков.
Массив дуба существенно дороже массива бука. При этом обрабатывается несколько хуже. Однако красота и прочность данного классического материала неоспорима.
Рябина
Аналог бука на Североамериканском континенте. Мольберты из этой древесины прочны, красивы и дороги.
Бамбук
Аналог бука у азиатских производителей. Конечно же, имеется ввиду не просто привычные всем бамбуковые палки, а склеенное в щиты и бруски бамбуковое волокно. Изделия из данного материала очень стойки к влажной среде и механическим повреждениям. Материал довольно сложен в производстве. Вкупе с транспортными расходами из Азии цена на мольберты из бамбука оказывается сопоставимой со стоимостью хороших европейских моделей из бука.
Сталь
Прочный тяжелый металл используется в производстве качественных полевых треног и выставочных мольбертов. Подставки из этого материала надежный, устойчивы, позволяют получать формы, недоступные древесине: например, изящные мольберты из тонких прутьев с массой плавных изгибов можно получить только из стали.
Существуют и классические по форме металлические художественные подставки. Особых преимуществ перед деревянными у них нет.
Алюминий
Легкий, но относительно мягкий материал. Используется при производстве недорогих полевых треног. Основные достоинства мольбертов из алюминия: очень низкая масса (легко транспортировать), небольшая цена, атмосферостойкость, красота. Недостатки: очень низкая масса (при работе с массивными полотнами подставка должна быть инертной и устойчивой), низкая надежность (мягкость этого металла приводит к выходу из строя трущихся или находящихся под давлением узлов).
Для редкой работы на улице мольберты из алюминия – идеальный вариант.
Пластики
Данный материал не был известен во времена торжества величайших живописцев. Поэтому почти и не используется в весьма консервативной области мольбертостроения. Тем не менее, современные выставочные условия, где традиции художественного ремесла не так важны, требуют и современных технологий. Пластмассы позволяют создавать интересные с визуальной точки зрения подставки.
Также пластик активно используется при изготовлении офисных и детских мольбертов.
Разделение мольбертов по возрасту творца (для художественных мольбертов)
Детские мольберты
Данную группу художественных инструментов стоит разделить еще на две подгруппы:
Для детей из второй группы чаще всего подходят обычные мольберты для любого художника. Т.е. как такового детского мольберта не существует: у восьмилетнего художника, работающего с маслом, точно такие же потребности, как и у сорокавосьмилетнего. Разве что размер подставки может быть поменьше, хотя и это не обязательное условие. Как правило, серьезно подходить к рисунку люди начинают с 8-10 лет.
А вот структура и подход к творческому процессу у совсем маленьких творцов несколько отличается рисования-хобби. Как правило, это экспрессивная игра, не требующая кропотливой работы со светом, наклоном, смешиванием красок. В данном случае, детям требуется любая поверхность, на которой можно многократно рисовать мелками или фломастерами. Поэтому мольберты для таких задач чаще всего “хлопушки” с пластиковыми поверхностями черного и белого цветов. Один из лучших образчиков такой игрушки – мольберт производства Икеа. Подставки такого плана нужны детям до 7 лет.
Мольберты для всех остальных
Мольберты для всех – это не детские мольберты-игрушки. Как правило, ни один мольберт для полноценного осознанного творческого процесса не накладывает строгих ограничений на возраст, рост и пол художника. Более важный параметр – опыт.
Разделение мольбертов по используемым творцом материалам (для художественных мольбертов)
Четкой градации мольбертов по техникам рисования нет. Можно выделить какие-то требования, предъявляемые к художественным подставкам, возникающие в зависимости от свойств того, чем творят.
Акрил, масло, аэрография
Классические густые краски не текут на вертикальной поверхности. И многовековая практика живописцев всего мира показала, что именно в вертикальном положении картины писать удобнее всего. В основном для работы с маслом, а впоследствии и с художественным акрилом были придуманы мольберты. Поэтому подавляющее художественных подставок предназначены как раз для написания картин данными материалами. Любой мольберт, удерживающий холст в вертикальном или почти вертикальном положении, подходит для классической масляной живописи.
Аэрография – совсем не классическая техника, но требования к расположению поверхности похожие. Быстро сохнущую воздушно-красочную смесь удобно наносить на вертикальную поверхность. Любой мольберт, позволяющий удерживать раскрашиваемую поверхность в таком положении, годен для аэрографии.
Наиболее распространенные типы мольбертов для означенных в заголовке направлений: мольберты-лиры, мольберты с Н-корпусами, художественные станции, “ослики”, этюдники.
Акварель, тушь
Для жидких и текучих материалов нужны почти горизонтальные поверхности. Во многих случаях достаточно и простого стола, однако легкий наклон рисунка делает работу несколько удобнее. С подобной задачей лучше справляются художественные столы и специализированные планшеты, однако и мольберты в этом тоже могут помочь.
Некоторые модели профессиональных мольбертов позволяют изменять угол наклона работы в широком диапазоне, в том числе и для рисования в почти горизонтальном положении.
Карандаши, пастель, мелки
Сухие художественные материалы совсем не требовательны к наклону. Лишь бы творцу было удобно. Однако им требуется твердая ровная подложка. Точнее, подложка нужна бумаге, на которой и рисуют всеми означенными в заголовке материалами. Почти все мольберты, на которые можно установить холст, позволяют установить на себя и планшет. И уже на этот планшет крепится бумага.
Тем не менее, есть мольберты с уже предустановленной ровной плоскостью. Это почти все мольберты-хлопушки. Такое решение проще, чем комбинация из простого мольберта-подставки с планшетом, хоть и менее универсально.
Для рисования цветными детскими мелками нужны черные/зеленые поверхности. Это либо детские “хлопушки”, либо рекламные стенды, которые также относятся к классу мольбертов-хлопушек.
Маркеры
Некоторые художники используют маркеры именно в творческих целях. В этом случае подойдет совсем любой мольберт – тут будет важнее масштаб работ и комфорт творца.
Если же маркер используется в презентационных целях, то тут подойдет только офисный мольберт с предустановленной магнитно-маркерной доской или клипсой для закрепления бумаги.