Монолог для чего нужно чувство юмора
Чувство юмора. Как научиться шутить?
Для чего человеку требуется уметь быть смешным? Ответить на этот вопрос можно по-разному. Но, так или иначе, любой из ответов приведет нас к тому, что юмор важен в любой области нашей жизни, а также высоко ценится окружающими. Если человек обладает чувством юмора и остроумием, жить ему намного легче, чем тому, у кого этого нет.
Люди с плохо развитым чувством юмора зачастую отличаются рациональностью и прямолинейностью, из-за чего у них нередко возникают трудности с социальной адаптацией и коммуникацией. Для таких людей и незначительные передряги заканчиваются стрессом. Но если чувство юмора есть, то психологические защитные механизмы выполняют свои функции намного эффективнее. Согласитесь: ведь как хорошо было бы, если мы всегда могли с легкостью воспринимать происходящее и находить в любой ситуации нечто забавное? Именно это и является одной из причин, по которым многие желают развить чувство юмора.
Но польза состоит не только в том, что люди, умеющие смеяться в широком смысле этого слова, намного спокойнее воспринимают даже самые сложные жизненные ситуации, но и в том, что они быстрее и проще налаживают контакт с другими людьми. И это можно назвать второй, но не менее важной причиной. Как вы сами считаете, кому проще общаться: застенчивому, неуверенному в себе и робкому малому или тому, кто умеет забавно сострить в компании, посмеяться над собой, развеселить, привлечь внимание противоположного пола классной шуткой? На наш взгляд ответ очевиден.
Преимущества развитого чувства юмора можно перечислять еще очень долго, но мы думаем, что двух рассмотренных вполне достаточно, чтобы сделать определенные выводы, хотя о пользе юмора мы еще побеседуем. А пока давайте подумаем: а можно ли вообще чувство юмора и остроумие развивать? Есть ли у человека, который никогда не умел шутить или вовсе отличался угрюмостью и отсутствием жизнерадостности, шанс измениться и впустить в сознание позитив? У нас есть плохая новость для вас – в одночасье сделать этого не получится. Но у нас есть и хорошая новость – при желании сделать это можно, причем сворачивать горы не придется!
Безусловно, в том, что чувство юмора передается в генах, нет никакого сомнения. Однако это совсем не повод ставить на себе крест, если предок не был Михаилом Задорновым или Чарли Чаплином. После рождения человека развитие чувства юмора уже зависит от особенностей среды, где он растет, тонкостей воспитания и других условий. Но мы не ставим перед собой задачу забраться в самые дебри влияний, оказываемых действительность на человеческое сознание.
Наш онлайн-курс по развитию чувства юмора состоит из шести уроков с массой теоретической и практической информации, интересными примерами и упражнениями, доступными для применения на практике уже с первых минут изучения. Плюс к этому мы подобрали немало примеров шуток, что позволит вам наглядно увидеть, как вообще нужно шутить, что следует учитывать и на что обращать внимание на своем пути овладения мастерством комика. Так что не теряйте времени даром, и продолжайте читать дальше.
Содержание:
Что такое чувство юмора
Чувством юмора называют психологическую особенность человека, которая состоит в выявлении всевозможных противоречий в окружающем мире и их последующей оценке с комической точки зрения. Оно начинает проявлять себя и развиваться уже в раннем детстве под воздействием окружающей среды, комических проявлений других людей, забавных ситуаций и других предпосылок. Если же таких предпосылок нет, у человека формируется прямолинейный характер, что может повлечь за собой немало социальных и психологических трудностей.
Таким образом, можно сделать вывод, что чувство юмора позволяет человеку:
Интересно то, что чувству юмора посвящены целые исследования. Во многих из них ученые пытались измерить чувство юмора разных людей, а также связать его с прочими характеристиками личности.
Оценки производились (и продолжают производиться) с позиции психологии, социологии, лингвистики, антропологии и других научных дисциплин. А среди сотен теорий юмора есть те, где говорится о том, что задача чувства юмора состоит в разряжении напряженности и стресса, а также побуждении к поиску новых интерпретаций жизненных ситуаций. Исходя из этих теорий, все шутки сопровождаются повышающимся вниманием по мере их изложения и следующей за этим разрядкой, когда шутка оканчивается. Причиной возникновения новых интерпретаций служит то, что шутки влекут за собой неожиданные ассоциации не связанных друг с другом и даже конфликтующих обстоятельств.
Есть также теории, в которых юмор служит средством разрядки агрессии и отрицательных эмоций. Хотя в определенных кругах, например, среди военнослужащих, медиков, чиновников, уголовников и т.д. имеется свой собственный, особый юмор, из чего следует вывод, что чувство юмора в той или иной мере субъективно.
В общем и целом же, чувство юмора следует понимать как способность видеть смешное в ситуациях, людях, окружении, рассказах и т.д. Защитная же функция юмора выделяется практически всеми исследователями.
Но давайте подытожим: один из авторитетных исследователей юмора Богдан Дземидок в своей работе «О комическом», фокусируясь на социальной роли юмора, определяет несколько основных его функций:
✔ | Познавательная функция. Юмор трактуется как средство познания мира и усвоения представлений о нем. Юмористика, которой предписывается наибольшая познавательная ценность, показывает реальность в истинном свете, не деформируя ее явления и не пытаясь ее видоизменить. Познавательная составляющая юмора делает знания человека о мире и других людях глубже, научает определять различия между содержанием явлений и их формой, а также предостерегает от поспешных выводов. |
✔ | Развлекательная функция. Здесь все просто – юмор обладает способностью поднимать настроение и вызывать смех и положительные эмоции. |
✔ | Терапевтическая функция. Состоит в способности юмора быть утешением человека в его личных разочарованиях и неудачах. Самоирония представляет собой форму защиты и от влияния извне, и от самого себя, т.е. от своего же пессимизма, уныния, страхов, сомнений и т.п. |
Но не будет лишним сказать и еще об одной функции юмора, о которой в свое время говорил известный немецкий поэт и драматург Готхольд Эфраим Лессинг:
✔ | Воспитательная функция. Здоровый юмор служит мерой развития нравственности, а потому посредством него можно наставлять, учить и воспитывать детей. |
Все это лишь базовая информация о чувстве юмора, и если вдаваться в эту тему более подробно, можно собрать превеликое количество данных, рассматривающих его со всех сторон и ракурсов. Если вам интересная эта тема – к вашим услугам интернет и библиотеки с десятками энциклопедий. Мы же продолжим разговор о практической стороне применения чувства юмора.
Чувство юмора на практике
После всего, сказанного выше, вы наверняка не станете спорить с тем, что чувство юмора относится к главнейшим качествам, которыми должен обладать человек. Но все же есть смысл сказать еще несколько слов о его практическом применении.
В первую очередь хотелось бы указать на то, что оно позволяет очень быстро расположить к себе собеседника, и не важно: понравившаяся это девушка или парень, потенциальный партнер по бизнесу, коллега по работе или простой сантехник, недовольно зашедший в дом, чтобы поменять унитаз.
Человек, способный умело и красочно пошутить, всегда будет отличаться остроумием и обращать на себя внимание, заводить компанию, привносить в общество положительный настрой. Помимо прочего, чувство юмора можно отнести и к качествам лидера и того, к кому часто, если уж не всегда, будут прислушиваться и считаться с его мнением.
Но обладать чувством юмора – это значит не только уметь шутить и острить, но и понимать юмор других людей, быть восприимчивым к шуткам в свой адрес, обладать способностью вести себя комично, парировать колкие замечания и сохранять лицо в любой каверзной ситуации. Также желательно владеть навыком выражения юмора на письме и даже в рисунках – это ощутимые бонусы в копилку тому, у кого хорошо подвешен язык.
В итоге, чтобы смело считать себя остроумным человеком с хорошим чувством юмора, нужно обладать рядом определенных качеств, а именно: быстрой реакцией, развитым мышлением (кстати, загляните сюда), ироничным отношением и позитивным восприятием окружающего, уверенностью в себе. Для кого-то чувство юмора является даром, но для людей, работающих над собой, это просто очередной навык, которым они в состоянии овладеть. Но вот делать это нужно не абы как, не спонтанно, не хаотично, а регулярно, осознанно и систематизированно. Если и вы твердо решили для себя, что хотите научиться шутить и повысить качество своего чувства юмора, то вы на верном пути – мы расскажем обо всем, что нужно делать.
Как этому научиться
Бесспорно: умение развивать чувство юмора и пользоваться им на благо себе и окружающим не приходит из ниоткуда. Конечно, кто-то классно юморит и развлекает других и себя уже с малых лет, ведь наследственность есть наследственность. Такие люди, кстати, очень часто посвящают юмору свою жизнь и становятся профессиональными комиками, да и учиться быть смешными им не обязательно (хотя даже они оттачивают свое мастерство и повышают скилл, как сейчас говорят). Остальным же требуется трудиться, чтобы «выловить рыбку из пруда», стараться, заниматься и развиваться. Но и воспринимать этот процесс, как непроходимую преграду, не нужно – научиться можно всему, причем своими силами – было бы желание.
Как и в любой другой теме, в развитии чувства юмора существуют две стороны:
Теоретическая сторона – включает в себя информацию теоретического характера, требующуюся для создания базы для практики.
Сложность, правда, нередко состоит в том, что многие люди, освоив теорию, бросают начатое на полпути, и так и не переходят к практике. И причина здесь кроется не только в индивидуальных особенностях каждого человека. Дело в том, что любой обучающий курс, любой тренинг, любой теоретический материал должен создаваться с основой на последующую практику. В противном случае знания просто запылятся на полках памяти, покроются паутиной, задвинутся в дальние углы и не принесут никакой пользы.
Руководствуясь этой идеей, мы и разработали представленный курс по развитию чувства юмора. Мы преследуем две цели: первая – это снабдить вас качественным материалом для прочтения и изучения, а вторая – научить использовать его в жизни. Поэтому и каждый из уроков курса отличается двусторонней направленностью: в них есть и теория, без которой практика просто невозможна, и практика – советы, рекомендации, упражнения и приемы – инструменты для перехода от слов к делу.
Хотите проверить свои знания?
Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
Уроки юмора
В нашем арсенале уже немало курсов и тренингов, за своими плечами мы имеем хороший опыт в разработке и составлении обучающих методик. Для команды 4Brain уже стало традицией проводить тематические исследования, систематизировать материал, выбирать из огромного количества источников самое важное и интересное, адаптировать полученные данные для легкого восприятия и быстрого применения и придавать всему этому прекрасную форму. Точно так же мы поступили и сейчас.
В последующих шести уроках мы рассмотрим наиболее значимые на наш взгляд темы, касающиеся развития чувства юмора, самые эффективные приемы, советы от профессиональных юмористов и простые в применении упражнения:
Урок 1. Теории юмора и природа комического
Если есть задача подойти к развитию чувства юмора грамотно и полноценно, в обязательном порядке нужно узнать о том, какова природа комического, какие есть теории юмора, как он трактуется исследователями и учеными. Такие знания формируют правильное понимание смешного и его адекватное восприятие, а также служат замечательной пищей для ума.
В первом уроке мы расскажем вам об идеях психологов и философов, таких как Род Мартин, Томас Гоббс, Теодюль Рибо, Чарльз Грунер, Француа Рабле и других. Вы узнаете о психоаналитической теории юмора, теории возбуждения и утешения, теории превосходства и унижения, теории несоответствия и прочих теориях. В заключение мы подведем краткий итог всему материалу урока.
Урок 2. Позитивное мышление как основа чувства юмора
Человека, который привык мыслить в негативном ключе, сложно назвать тем, кто обладает хорошим чувством юмора. Из-за особенностей своего восприятия он склонен видеть в происходящих с ним событиях и окружающем мире преимущественно то, что вызывает в нем страх, гнев, обиду, ненависть, чувство несправедливости и т.д. Все это говорит о том, что первым шагом на пути к развитию чувства юмора будет формирование позитивного мышления.
Из второго урока вы узнаете, в чем состоит суть позитивного мышления, и познакомитесь с различными техниками его формирования: замещением, ликвидацией, силой мысли, самоиронией. Также мы предложим комплекс практических рекомендаций и правил позитивного мышления на каждый день.
Урок 3. Виды и приемы комического
Уметь закинуть парочку шуток может любой человек. Однако истинный юморист – это тот человек, который способен «жонглировать» своим чувством юмора, преподнося его в разных формах; тот, кто умеет видеть и определять разные ситуации и подстраиваться под них; тот, кто понимает, как пошутить так, чтобы был достигнут максимальный результат. И научиться всему этому можно, только зная о видах и приемах комического.
Пройдя третий урок, вы узнаете, чем отличаются друг от друга шутка, анекдот, ирония, оксюморон, сатира и пародия, и увидите наглядные примеры каждого из этих видов. Во второй части речь пойдет о базовых приемах, а в заключении вам будет предложено несколько упражнений и рекомендаций на отработку навыков на основе полученной информации.
Урок 4. Развитие остроумия
Четвертый урок разделен на три части. В первой мы представим более десятка рекомендаций по развитию остроумия. Во второй – познакомим с пятью отличными приемами, каждый из которых сопровождается примерами. И в третьей – вооружим вас восьмью классными упражнениями, благодаря которым вы сможете стать настоящим остряком.
Урок 5. О чем нельзя шутить и от чего зависит успех шутки
Успех шутки далеко не всегда обусловлен техникой исполнения, оригинальностью, неожиданностью или своевременностью. Немаловажный фактор – это тема, на которую шутит человек, ведь если пошутить о том, о чем шутить не принято, шутка окажется неудачной, а сам шутник с большой долей вероятности окажется в очень невыгодном и незавидном положении.
В пятом уроке мы раскроем основные темы, которых избегают профессиональные комики и юмористы, и объясним, почему они являются таковыми. Помимо этого, вы узнаете, на что следует обращать внимание при составлении шуток и в самом процессе шутки. А в качестве дополнения будут приведены отличные рекомендации, предназначенные для начинающих шутников.
Урок 6. Формы комического
Кроме того, что есть разные виды и приемы комического, существует также и множество форм, в которых вообще преподносятся шутки публике. Проще говоря, выступая на сцене с юмористическим номером, не удастся выплыть на одном анекдоте, в то время как небольшая история вполне прокатит в дружеской компании. Аналогично этому и интересную сценку вряд ли уместно показывать на остановке другу, зато она отлично сгодится для выступления на публике.
Шестой урок посвящен формам комического. В нем мы, конечно, не будем рассматривать всего их многообразия, а коснемся только наиболее популярных в наше время форм. Говоря конкретнее, мы представим вам скетч, стендап, миниатюру, юмористические игры и one man show. А перейдя по дополнительным ссылкам, вы сможете посмотреть примеры выступлений артистов в этих формах.
Как проходить занятия
Как уже было сказано, наши уроки юмора полностью адаптированы для практических действий, а также подходят любому человеку, желающему развить чувство юмора. Однако наша задача – дать вам базу, а за то, что вы будете с ней делать, ответственность несете только вы. Мы говорим о том, что можно пройти хоть сотню курсов и набить свою голову кучей информации, но так и не сделать ничего стоящего в своей жизни. Поэтому старайтесь проецировать все из области знаний в область действий.
Чтобы проходить курс вам было удобнее, разбейте этот процесс на несколько стадий. Можете сделать так – изучайте по два урока в течение недели:
Конечно, это лишь пример, и вы имеете полное право придумать свою систему, более подходящую под вашу занятость. Единственное, на что мы хотим еще раз указать, – это то, что проходить уроки важно очень внимательно и с пониманием того, для чего вы это делаете.
А что касается практической составляющей курса (упражнений, приемов, советов, рекомендаций и т.д.), то они подразумевают не единичное, а многократное повторение – только так вы сможете усвоить материал полноценного, закрепить и отточить приобретенные навыки.
Постарайтесь выработать у себя полезную привычку напоминать себе, что вы развиваете чувство юмора и учитесь шутить, тогда и в реальной жизни с экспериментами на эту тему у вас не будет никаких проблем. С практикой применение знаний доведется до автоматизма, и надобность в тщательном самоконтроле отпадет сама собой.
Цитаты известных людей о юморе
Завершить же введение к курсу мы хотим высказываниями известных личностей о чувстве юмора. Для кого-то они станут дополнительным стимулом к саморазвитию, а кому-то просто придутся по душе и расширят кругозор:
Махатма Ганди
Воображение дано человеку, чтобы утешить его в том, чего у него нет, а чувство юмора – чтобы утешить тем, что у него есть.
Оскар Уайльд
Есть три проявления Бога на земле: природа, любовь и чувство юмора. Природа помогает жить, любовь помогает выжить, а чувство юмора – пережить.
Михаил Задорнов
Пьер Ришар
Если человека не считают красивым, он все равно может иметь успех, если у него несколько шуток в кармане. И множество карманов.
Энди Уорхол
Человек теряет всё, если он теряет чувство юмора.
Айн Рэнд
Скажи мне, над чем ты смеёшься, и я скажу тебе, кто ты.
Марсель Паньоль
У кого не хватает чувства юмора, того переполняет чувство обиды.
Сергей Веденье
Чувство юмора — великая вещь. Идти по жизни без чувства юмора так же нелепо, как ехать в повозке без рессор.
Генри Уорд Бичер
И теперь, зарядившись позитивом и получив правильный настрой, можно идти дальше. И сначала давайте поговорим о теории юмора.
Краткая теория смеха: для чего человеку нужен юмор?
Теории и практики
Смех — это рефлекс, у которого, кажется, нет никакой биологической цели, но он часто помогает избавляться от одиночества, смягчать агрессию, побеждать в спорах, быстро определять, кто «свой», и даже решать проблему неравенства. Ученый Стивен Пинкер, который занимается экспериментальной психологией и когнитивными науками, собрал разные идеи и исследования, посвященные юмору, и описал природу смеха. T&P публикуют главу из его книги «Как работает мозг», которая вышла на русском языке в издательстве «Кучково поле».
Что тут смешного?
«Как работает мозг»
Вот как описывает проблему юмора Артур Кестлер: «Какую ценность для выживания представляет непроизвольное одновременное сокращение 15 лицевых мышц в сочетании с определенными звуками, зачастую неудержимыми? Смех — это рефлекс, но рефлекс уникальный тем, что он не служит никакой явной биологической цели; его можно назвать рефлексом-роскошью. Его единственная практическая функция, насколько можно судить, состоит в том, чтобы принести временное облегчение от бремени утилитарности. С эволюционной точки зрения там, где появляется смех, в скучную Вселенную, управляемую законами термодинамики и выживания сильнейшего, закрадывается элемент легкомысленности.
Этот парадокс можно сформулировать иначе. Нам кажется вполне рациональным, что яркий свет, бьющий прямо в глаз, заставляет зрачок сжиматься, или что воткнувшаяся в ногу булавка заставляет немедленно отдернуть ногу — потому что и «стимул», и «реакция» находятся на одном и том же физиологическом уровне. Однако факт того, что сложная мысленная деятельность вроде прочитывания страницы из работы Тербера должна вызывать специфическую моторную реакцию на рефлекторном уровне, — односторонний феномен, который озадачивал философов еще с античных времен».
Теперь постараемся свести воедино основные нити из рассуждений Кестлера, из более поздних идей эволюционной психологии и из исследований, посвященных собственно юмору и смеху.
Все это приводит к двум выводам. Во-первых, смех выражается с помощью звуков не потому, что он представляет собой высвобождение накопившейся эмоциональной энергии, а потому, что так его могут слышать другие; это форма коммуникации. Во-вторых, смех является непроизвольным по той же причине, по которой непроизвольный характер носят другие проявления эмоций. Мозг делает честную, непритворную и довольно дорогостоящую рекламу психического состояния, передавая контроль от систем вычисления, отвечающих за произвольные действия, движущим элементам нижнего уровня, отвечающим за материальную часть человеческого тела. Как и в случае проявления злобы, сочувствия, стыда или страха, мозг идет на те же самые шаги, чтобы убедить аудиторию в том, что внутреннее состояние человека является искренним, а не поддельным.
Адриан Брауэр, «Юноша, делающий гримасу», 1632-35
По-видимому, у других видов приматов есть аналоги смеха. Социобиолог Иренеус Эйбль-Эйбесфельдт слышит ритмичные звуки смеха в «окрикивании», которое издают обезьяны, когда собираются в группу, чтобы запугать или атаковать общего врага. Шимпанзе издают другой звук, который приматологи описывают как смех. Это придыхательный звук, который произносится и на выдохе, и на вдохе, и он больше напоминает храп, чем «ха-ха-ха», из которого состоит человеческий смех. (Не исключено, что у шимпанзе существуют и другие разновидности смеха.) Шимпанзе «смеются», когда щекочут друг друга, прямо как дети. Щекотание заключается в том, чтобы дотронуться до уязвимых частей тела, притворяясь, что нападаешь. Многие приматы и дети во всех человеческих сообществах затевают потасовки, во время которых тренируются драться по-настоящему. Драка понарошку — это всегда дилемма для ее участников: потасовка должна быть достаточно реалистичной, чтобы предоставить полезную возможность потренировать навыки защиты и наступления, однако каждая из сторон должна показать другой, что это нападение понарошку, дабы драка не переросла во более серьезное и никто не пострадал. Смех шимпанзе и другие «игровые лица» у приматов сформировались как сигнал, что драка затеяна, как говорится, в шутку. Итак, у нас есть два варианта прототипа смеха: сигнал коллективной агрессии и сигнал притворной агрессии. Одно не исключает другого, и оба варианта в совокупности могут помочь пролить свет на суть смеха у людей.
Юмор нередко представляет собой разновидность агрессии. Когда над тобой смеются, это неприятно и воспринимается как нападение. В основе многих комедий лежат грубый фарс и оскорбительные шутки, а в менее изысканной обстановке — в том числе, в сообществах охотников-собирателей, где происходила наша эволюция, — юмор может быть откровенно садистским. Дети часто смеются до истерики, если другому ребенку больно или с ним случилась неприятность. То же самое мы находим и во многих публикациях, посвященных юмору среди охотников-собирателей. Когда антрополог Реймонд Хеймс жил с племенем екуана в дождевых лесах Амазонии, он однажды ударился головой о перекладину у входа в хижину и упал, скорчившись от боли и обливаясь кровью. Свидетели этого происшествия просто тряслись от смеха. Нельзя сказать, что мы сильно отличаемся от них. В былые времена в Англии публичная казнь была событием, на которое можно было прийти всей семьей и вдоволь посмеяться над осужденным, пока его будут вести к виселице и казнить. В книге «1984» Оруэлл представил в виде отрывка из дневника Уинстона Смита сатирическое изображение популярного развлечения, которое беспокоит своим сходством с типичным вечером в суперсовременном кинотеатре:
Тот ужас, который вызывает у нас Оруэлл своим душераздирающим описанием ужаса жертв, показывает, что стимулом для смеха не может быть одна только жестокость. Предмет насмешек должен быть представлен как предъявляющий незаслуженные претензии на достоинство и уважение, а смешной инцидент должен немного сбить с него спесь. Юмор — враг помпезности и внешнего приличия, особенно если они служат опорой для авторитета противника или вышестоящего. Наиболее привлекательный объект насмешек — это учителя, проповедники, короли, политики, военные чины и другие сильные мира сего. (Даже злорадство екуана кажется нам более понятным, если мы узнаем, что они — народ небольшого роста, а Хеймс — дюжий американец.) Едва ли не самая смешная ситуация, которую я видел в реальной жизни, произошла во время военного парада в Кали (Колумбия). Во главе парада гордо шествовал офицер, а перед ним не менее гордо шествовал уличный мальчишка лет семи или восьми, задрав кверху нос и величественно размахивая руками. Офицер пытался отогнать мальчишку, не сбившись при этом с шага, однако мальчик все время умудрялся проскочить на несколько шагов вперед и продолжал идти во главе процессии по улицам города.
Потеря собственного достоинства также лежит в основе неизменной привлекательности непристойного и «туалетного» юмора. Большинство шуток в мире напоминают скорее комедию «Зверинец», чем юмор «Алгонкинского круглого стола». […]
Альпинист падает с утеса и цепляется за веревку над обрывом высотой в тысячу футов. В ужасе и отчаянии он поднимает глаза к небесам и восклицает: «Есть там наверху кто-нибудь, кто может мне помочь?». С небес раздается голос: «Ты будешь спасен, если докажешь свою веру и отпустишь веревку». Альпинист смотрит вниз, потом вверх, а потом кричит: «А еще там есть кто-нибудь, кто может мне помочь?». С точки зрения системы координат религиозных сюжетов, где Бог творит чудеса в обмен на демонстрацию веры, а люди всегда оказываются благодарны ему за эту сделку, ответ альпиниста абсурден. Несоответствие разрешается за счет перехода в систему координат повседневной жизни, где люди со здоровым уважением относятся к законам физики и скептически — к тем, кто пытается бросать им вызов. В этой системе координат Бог (а также косвенным образом его сторонники из религиозных учреждений) может оказаться мошенником — впрочем, если это не так, то здравый смысл альпиниста приведет его к гибели. […]
Ян Стен, Автопортрет, 3-я четверть XVII века
Называемые Кестлером три компонента юмора — несоответствие, разрешение и нелепое положение — были подтверждены многочисленными экспериментальными исследованиями того, что делает шутку смешной. Грубый юмор с участием физических действий работает за счет конфликта между психологической системой координат, в которой человек является точкой отсчета для убеждений и желаний, и физической системой координат, в которой человек — это просто кусок материального вещества, подчиняющийся законам физики. «Туалетный» юмор работает за счет конфликта между психологической системой координат и физиологической системой координат, в которой человек производит вызывающие отвращение субстанции. Непристойный юмор также работает за счет конфликта между психологической и биологической системами координат; в этом случае человек — это млекопитающее со всеми инстинктами и органами, необходимыми для внутреннего оплодотворения. Вербальный юмор основывается на конфликте между двумя значениями слова, второе из которых — неожиданное, деликатное или оскорбительное.
Остальное содержание теории Кестлера испытывает влияние двух старомодных идей: гидравлической модели мышления, согласно которой имеющее свойство накапливаться психическое давление нуждается в аварийном клапане, и стремления к агрессии, которое порождает это давление. Чтобы дать полный ответ на вопрос «Для чего же вообще нужен юмор?», нам нужны три новые идеи.
Во-вторых, на господствующее положение можно претендовать, когда ты наедине с противником, но не с целой толпой. Человек, у которого в пистолете всего одна пуля, может удерживать десятки людей в заложниках, если у них не будет способа дать сигнал, по которому они все должны на него наброситься. Ни у одного правительства нет достаточной мощи, чтобы контролировать все население, поэтому, когда события разворачиваются быстро и люди теряют доверие к авторитету правящей верхушки, они могут ее свергнуть. Возможно, именно поэтому на службу юмору был поставлен смех — этот непроизвольный, дезорганизующий и весьма заразительный сигнал. Когда робкие смешки перерастают в безудержное веселье, подобно ядерной цепной реакции, люди начинают признавать, что все они замечали в столь восхваляемом лидере один и тот же недостаток. Если бы обидчик был один, он бы рисковал расправой со стороны объекта насмешек, однако если обидчиков целая толпа и все они, явно сговорившись, указывают на слабости объекта, это надежный способ. Рассказанная Гансом Христианом Андерсеном история про новую одежду короля — это хорошая притча о диверсионной мощи коллективного юмора. Конечно, в повседневной жизни нам не приходится свергать тиранов и срамить королей, но нам приходится ставить под сомнение претензии бесчисленных хвастунов, забияк, задир, пустозвонов, благодетелей, ханжей, мачо, всезнаек и примадонн.
В-третьих, мозг рефлекторно интерпретирует слова и жесты других людей, делая все возможное, чтобы они стали разумными и искренними. Если речь фрагментарна или неразборчива, мозг милосердно заполняет пробелы или переходит к другой системе координат, в которой сказанное будет иметь смысл. Без этого «принципа релевантности» был бы невозможен язык как таковой. Мысли, стоящие за простейшим предложением, так замысловаты, что если бы мы попытались их выразить в речи в полном объеме, наша речь стала бы напоминать витиевато-многословный стиль юридических документов. Допустим, я говорю: «Джейн услышала на улице мелодию фургона с мороженым. Она побежала к комоду, взяла копилку и начала трясти. Наконец, оттуда выпало немного денег». Хотя я использовал достаточно мало слов, вы поняли, что Джейн — ребенок (а не восьмидесятилетняя старуха), что она трясла копилку (а не комод), что из копилки выпали монеты (а не банкноты) и что ей нужны были деньги, чтобы купить мороженое (а не для того, чтобы их съесть, инвестировать или подкупить продавца мороженого, чтобы он выключил мелодию).
Шутник манипулирует этими ментальными механизмами таким образом, чтобы публика помимо своей воли начала задумываться о суждении, которое способно разрешить несоответствие. Людям нравится истина, выражаемая этим суждением, потому что она не была навязана им в форме пропаганды, которую они могли бы отвергнуть, а была выводом, к которому они пришли самостоятельно. В этом суждении должно содержаться хотя бы какое-то оправдание, иначе аудитория не сможет вывести его из остальных фактов и не сможет оценить шутку.
Джудит Лейстер, «Веселый пьяница», 1629
Юмор далеко не всегда бывает злонамеренным. Друзья частенько подтрунивают друг над другом — это вполне безобидное занятие; более того, вечер, проведенный в шутливой беседе с друзьями, — одно из величайших удовольствий в жизни. Конечно, значительная часть этого удовольствия основывается на том, что друзья насмехаются над людьми, не входящими в их круг: это укрепляет дружбу в полном соответствии с принципом «враг моего врага — мой друг». Тем не менее значительную часть таких шуток составляет самоуничижение и снисходительное поддразнивание, которое, по-видимому, кажется всем приятным.
Компанейский юмор не только нельзя назвать агрессивным — его нельзя назвать и особенно смешным. Роберт Провайн сделал нечто, что никто даже не подумал сделать за более чем двухтысячелетнюю историю разглагольствований на тему юмора: он решил понаблюдать прямо на улице за тем, что заставляет людей смеяться. Его ассистенты незаметно подходили в кампусе колледжа к группам беседующих людей и подмечали, что вызывало у них смех. Что же им удалось обнаружить? Типичными фразами, после которых люди начинали смеяться, оказались «Мы с вами еще увидимся, ребята» и «Что бы это значило?!». Как говорится, это сложно объяснить, это нужно видеть. Только от 10 до 20% всех ситуаций можно было описать как смешные и то по очень мягким критериям. Самые смешные фразы из 1200 примеров были следующие: «Тебе пить не обязательно, ты нам купи что-нибудь выпить»; «Ты ходишь на свидания с представителями своего биологического вида?» и «Ты тут работаешь или просто делаешь вид?». Провайн отмечает: «То, что на многолюдных вечеринках часто слышится смех, не означает, что гости рассказывают друг другу безумно смешные шутки. По большей части диалог, предшествующий смеху, напоминает диалоги из бесконечного телевизионного ситкома, написанного крайне бездарным сценаристом».
Чем же объясняется привлекательность почти не смешной болтовни, которая в большинстве случаев вызывает у нас смех? Если юмор — это противоядие от чувства собственного величия, средство для борьбы с доминированием, то его не обязательно использовать только в пагубных целях. Основная идея в том, что люди, взаимодействуя друг с другом, должны выбирать из меню разных концепций общественной психологии, каждая из которых отличается собственной логикой. Логика доминирования и статуса основана на неявных угрозах и подкупе, и она исчезает, если вышестоящее лицо больше не может их реализовать. Логика дружбы основана на готовности предоставлять друг другу помощь в неограниченном масштабе, что бы ни случилось. Люди стремятся к статусу и доминированию, однако они также стремятся к дружбе, потому что статус и доминирование преходящи, а друг останется рядом с тобой в горе и в радости. Два этих варианта несовместимы, и здесь возникает проблема сигнала. Если взять любых двух человек, один из них всегда будет более сильным, умным, богатым, красивым или влиятельным, чем другой. Всегда есть условия для установления отношений типа «доминирующий — подчиняющийся» или «знаменитость — фанат», однако ни одна из сторон не хочет, чтобы отношения развивались в этом направлении. Принижая ценность качеств, с помощью которых вы могли бы подчинить своего друга или друг мог бы подчинить вас, вы подаете сигнал, что основой для ваших взаимоотношений — по крайней мере, для вас — не является статус или доминирование. Лучше всего, если этот сигнал является непроизвольным, и его сложно подделать.
Если эта идея верна, она могла бы объяснить сходство между смехом у взрослых людей и реакцией на имитацию агрессии и щекотание у детей и шимпанзе. Смех как бы говорит: «Может показаться, что я пытаюсь нанести тебе вред, но я просто делаю то, что нужно нам обоим». Эта идея также объясняет, почему дружеские шутки — это точный измерительный прибор, использующийся, чтобы оценить, какие отношения у вас с тем или иным человеком. Вы не будете поддразнивать вышестоящего или незнакомца, однако если один из вас отпустит пробную шутку, которая вызовет положительную реакцию, вы будете знать, что лед растоплен и что отношение движется в сторону дружбы. Если же поддразнивание вызовет недовольную ухмылку или ледяное молчание, вы поймете, что этот недовольный человек не желает становиться вашим другом (а может быть, даже истолковал вашу шутку как агрессию или вызов). Постоянные смешки, характерные для общения хороших друзей, — как бы повторное заявление о том, что основой для отношений по-прежнему является дружба, несмотря на то, что у одной из сторон регулярно появляется повод взять контроль в свои руки.