Моок курсы что это
Что такое MOOC (Массовые открытые онлайн курсы)
Одной из последних инноваций в образовании стала возможность дистанционного обучения посредством электронных курсов в режиме онлайн.
Переход обучения в интернет-плоскость начался в 2000-х годах в связи с появлением открытых интернет-курсов, когда известные мировые университеты начали выкладывать в свободный доступ записанные лекции. Спрос на подобные образовательные услуги оказался крайне велик, и уже в 2008 году сформировалась принципиально новая методика образования под названием МООК (Массовые Открытые Онлайн Курсы; англ. MOOC – Massive Open Online Course).
Что такое MOOC?
Аббревиатура MOOC состоит из четырех отдельных терминов.
Что отличает MOOC от прочих курсов онлайн обучения, а также от традиционных способов получения образования?
MOOC – это не просто дистанционные курсы образования, это отдельная методика обучения, включающая в себя большой комплекс разнообразной деятельности. И как и у каждой методики, MOOC имеет свои достоинства и недостатки.
Достоинства онлайн обучения и MOOC
Вопреки распространенному заблуждению, онлайн обучение не означает отсутствия обратной связи со студентом. Напротив, MOOC предполагает наличие многочисленных каналов коммуникации с преподавателем-ведущим курса, а также с остальными слушателями.
Студенты имеют возможность организовать сообщество по текущему онлайн курсу, где они будут не только делиться знаниями друг с другом, но и выступать в роли проверяющих. Обычно каждый участник дистанционного образовательного курса должен проверить работы нескольких студентов. В свою очередь, его работа также будет проверена несколькими слушателями. Таким образом, формируется группа из слушателей, заинтересованных в тематике курса и своем профессиональном развитии в обозначенной области. Каждый участник получает уникальный шанс расширить свое представление о выбранном предмете и завести интересные и полезные знакомства, получив информацию «из первых рук».
Быстрая обратная связь и оценка.
После сдачи работ студенты получают оценку своих знаний практически мгновенно. При этом, каждый получатель онлайн образования имеет возможность пересдать экзамен или переписать тест.
Лучшие преподаватели мира.
Онлайн обучение проводится преподавателями самой высокой квалификации из самых известных мировых университетов. И каждый студент дистанционного курса имеет возможность пообщаться с ведущим лично.
Бесплатное онлайн обучение.
Сам термин «open», зашифрованный в названии MOOC, означает «бесплатный», или условно бесплатный. Как правило, за само прослушивание курса и участие в заданиях оплата не взимается. Однако, даже при её наличии, расходы на MOOC-курс несравнимы с расходами на очное обучение, и представляют собой символическую плату.
Рынок труда развивается быстрыми темпами. Уже давно появились и стали востребованы специальности, которым до сих пор не обучают в обычных университетах. Курсы, проводимые в режиме онлайн, способны реагировать на изменения рынка молниеносно, предоставляя обучающие программы на злобу дня.
Структурированная подача материала.
Современные средства связи позволяют оптимизировать подачу информации, сделав ее лаконичной и удобной к восприятию. Короткие видеоролики гораздо лучше принимаются слушателями, чем, к примеру, длинная лекция. Огромный поток повествования, объединенный заданной курсом темой, делится на короткие и хорошо усвояемые порции знаний.
Свободный график обучения.
Каждый курс ограничен временными рамками, в которых студент может составить удобный для себя график обучения. Лекцию можно посмотреть позже, или пересмотреть несколько раз, если тема непонятна. Домашнее задание также выполняется в любой удобный промежуток времени и в любом темпе.
Смешанная система онлайн обучения.
Процесс дистанционного обучения предполагает использование самых разных материалов. Дистанционные курсы образования MOOC не ограничены видеороликами, они дополняются ссылками на различные источники: текстовые документы, аудиофайлы, обсуждения на форумах и в соц. сетях. Такая система не только повышает восприятие материала, но и развивает способность у слушателей ориентироваться в потоке информации и самостоятельно добывать нужные знания.
Недостатки онлайн обучения и MOOC
Система MOOC нацелена на получение знаний исключительно по инициативе слушателя, и предполагает высокую степень самоконтроля и мотивации. Поэтому к недостаткам онлайн образования можно отнести:
Самостоятельное освоение учебного материала.
Задача дистанционного образовательного курса – снабдить слушателя всей необходимой информацией для ее самостоятельного освоения. Если в случае с очным образованием студент после лекции или даже в процессе ее чтения может обратиться напрямую к преподавателю, то в рамках MOOC данная функция ограничена. Один ведущий не в состоянии ответить на вопросы тысячи слушателей.
Отсутствие тотального контроля за выполнением заданий.
Хождение по MOOCам: опыт обучения на онлайн-курсах
Тема онлайн-курсов (MOOC, Massive Open Online Course) за последние пару лет набрала такую популярность, что наверное только ленивый не слышал об этой форме обучения, а очень многие уже успели и распробовать. Я сам пришёл к теме онлайн-обучения в прошлом году, когда осознал, что для текущих рабочих задач мне требуется срочно подтянуть некоторые технические знания, местами подзабытые и частично разрозненные, а что-то и вовсе изучить с нуля. С тех пор я успел освоить две крупнейших MOOC-платформы — Coursera и edX (в «большой тройке» есть ещё Udacity, а также множество мелких образовательных проектов различного формата). Там я успешно закончил несколько курсов (в частности, R programming от John Hopkins University, Machine Learning от Stanford University, Statistical Learning от Stanford Online) и останавливаться на этом не намерен. В своей статье я хочу поделиться своими мыслями и впечатлениями от процесса дистанционного обучения, рассказать о плюсах и минусах, да и просто вдохновить тех, кто слышал и хочет, но пока не знает, как подступиться к онлайн-обучению. Это не обзор конкретных курсов и платформ, а именно личные впечатления от занятий. Речь пойдёт в основном о Coursera и edX, как основных провайдерах дистанционного обучения.
Слушай пластинку, смотри картинку
Практически все онлайн-курсы представлены в формате видеолекций с набором слайдов, по которым и проходит процесс обучения. Видолекции чаще всего можно скачать для локального просмотра, как и слайды презентаций, и субтитры (при их наличии). Например, мобильное приложение Coursera даёт возможность скачивать видеолекции прямо на телефон или планшет. Русскими субтитрами, увы, укомлектовано довольно малое количество курсов (перевод курсов на другие языки и выпуск субтитров, как правило, осуществляется добровольцами-энтузиастами), так что тем, у кого с восприятием технического английского на слух не очень, могут помочь английские субтитры — их можно включить практически везде.
Учиться, учиться и учиться
Форумами курсов пренебрегать не нужно, даже если вы по натуре интроверт и одиночка! Многие авторы курсов сразу, в самом начале обучения настойчиво рекомендуют самостоятельно формировать на форуме учебные группы для обсуждения любых вопросов и задач в течение курса. По своему опыту могу сказать, что неоднократно вдумчивое чтение форума и участие в обсуждениях реально помогало мне в решении неоднозначных вопросов на зачётах.
Паника-паника!
Плюсы и минусы
Один из основных недостатков онлайн-курсов (а скорее, просто особенность, продиктованная форматом) — отсутствие живого общения с преподавателем. Безусловно, авторов многих курсов можно найти в соцсетях или написать им email, но учитывая количество слушателей на многих популярных курсах, рассчитывать на конструктивное общение с автором один на один на тему курса скорее всего не стоит. Поэтому лучше полагаться только на форумы и помощь коллег-студентов.
Прежде чем записаться на курс, желательно изучить раздел предварительных требований (prerequisites) в его описании. Разные курсы предполагают у студентов наличие навыков разного уровня: от нулевых требований («нужен только мозг, глаза и желание учиться») до достаточного продвинутых, например: «Базовые навыки программирования на С++/Java, понимание принципов работы баз данных, основы статистики, линейной алгебры, искусственного интеллекта». При этом «базовость» знаний по версии авторов курса может варьироваться достаточно широко. В любом случае, всегда оставляйте для себя какой-то «запас прочности» с тем, чтобы вовремя понять, каких именно «базовых» навыков вам вдруг не хватает на очередном практическом занятии.
Записаться на курс, проводящийся по расписанию, можно и даты его начала, и после (правда, у некоторых курсов возможность записи через какое-то время после их начала может закрываться). Если не успели к самому началу курса — ничего страшного, в класс вас, конечно, пустят, но будьте готовы к тому, что придётся нагонять материал в ускоренном темпе.
С острожностью нужно относиться к цифрам предполагаемой учебной нагрузки в описании курса. Заявленная нагрузка может варьироваться на разных курсах от 2 до 20 часов в неделю, но реально это можно проверить только на практике. Если это ваш первый онлайн-курс (а последний семестр в университете у вас закончился лет 10 назад и больше), то смело умножайте эти цифры на 2, а то и на 3, даже для самого простого предмета: будет сначала тяжело с непривычки, даже на простые вещи будет уходить больше времени, пока не привыкнете и не нащупаете свой собственный темп обучения.
Многие технические курсы посвящены изучению конкретного языка программирования, поэтому (особенно если вы новичок) помимо основ самого языка вам придётся разобраться и со средой разработки (если она вам в новинку или сильно отличается от привычной), и с сопутствующими инструментами вроде Git. Но в курсах начального уровня для этого как правило отведены отдельные занятия. А вот некоторые продвинутые курсы дают бОльшую свободу в выборе инструментов для решения практических задач — там важен в первую очередь результат.
Материалы курсов после их окончания чаще всего остаются в открытом доступе, так что при желании вы можете записаться на уже закончившийся курс «задним числом» и пройти его самостоятельно (но разумеется без сертификата об окочании курса, о котором подробнее чуть ниже).
Что доставать из широких штанин (и прикреплять к резюме)
Почти все курсы, кроме некоторых бесплатных курсов со свободным посещением (on demand), предлагают своим выпускникам сертификаты об окончании. Ведь так приятно бывает похвастаться перед коллегами красивым свидетельством с печатью и подписями авторов курса, или прикрепить оное к резюме. Осталось понять, есть ли у этого документа реальная практическая ценность.
Предъявите документики
Не буду говорить банальности на тему того, что надо учиться ради знаний, а не для галочки или ради бумажки — надеюсь, что для аудитории этого ресурса такие мысли озвучивать не нужно 🙂 Этический вопрос на тему читерства при прохождении курсов я тоже оставлю в стороне. Тем не менее, студенты онлайн-курсов весьма часто поднимают на форумах вполне справедливый вопрос — а имеет ли значение такой сертификат (неважно, платный или нет) для потенциального работодателя? И нужно ли делать его частью резюме?
Однозначного ответа на этот вопрос нет. У западных компаний отношение к онлайн-курсам в силу исторических причин на мой взгляд уже более чётко сформировавшееся, чем в России, а такая штука, как верифицированный сертификат, вероятно имеет какое-то значение для них, но пока не совсем понятна для нас. В России, я уверен, продвинутый HR или руководитель из прогрессивной компании безусловно обратит внимание на то, что вы прошли пару профильных курсов и были отмечены свидетельством об их окончании. Но разумеется брать на работу вас будут не за свидетельства и дипломы, а за реальные достижения и умение решать практические задачи. А вот о чём скорее всего действительно скажет факт успешного окончания онлайн-курса — так это о вашей самоорганизованности, умении обучаться и достигать самостоятельно поставленых целей. А уж если работодатель знает про конкретный курс не понаслышке, то тут вам действительно будет о чём поговорить. Но коль скоро вы внесли ваши достижения на онлайн-курсах в резюме, то очень важно быть готовым в случае чего ответить за базар на вопросы по их тематике.
Профиль компании и степень её продвинутости тоже кстати влияет на отношение кадровиков и руководителей к онлайн-обучению. Большие и консервативные компании могут и вовсе не обратить на это внимания, а вот например для стартапов или маленьких креативных компаний это может действительно оказаться «плюсом в карму».
Что же касается моего личного мнения о платных верифицированных сертификатах, то, на мой взгляд, единственный смысл в них — это те самые специализации, о которых я говорил выше. Все курсы специализации по отдельности вы, разумеется, можете пройти бесплатно, но вот для участия в курсовом проекте чаще всего вам необходимо предварительно получить именно верифицированные сертификаты по каждому из курсов. То есть, бесплатно пройти всю специализацию вместе с курсовым проектом и получить финальный диплом о её окончании увы, нельзя.
Одним словом, не пытайтесь покорить своего потенциального работодателя верифицированным сертификатом о прохождении курса на Coursera. Лучше учите матчасть просто учитесь — для себя.
Закрыли учебники, достали листочки
Какая же учёба без зачётов и контрольных! На онлайн-курсах пройденные темы закрепляются практическими заданиями (assignments), а понимание предмета проверяется с помощью тестов (quiz). За каждый правильный ответ начисляются баллы, которые суммируются в конце теста. Если у тестовых заданий есть дедлайн, то иногда можно его нарушить, но при этом из финального балла будет вычтен штраф (например, финальная оценка за тест уменьшается на 20%).
You can submit answers to the review questions and programming exercises as many times as you like, and only the highest score will be taken for each assignment. We strongly encourage you to keep repeating each exercise until you get a perfect score.
Чекбоксы вместо радиобаттонов при одном правильном варианте ответа — любимый прикол преподавателей
Без отрыва от производства
Дистанционное обучение безусловно хорошо тем, что расписание занятий в конечном счёте вы устанавливаете себе сами — главное, вовремя сдавать тесты и задания. Но разумеется, никогда не стоит откладывать занятия до вечера последнего дня. Относитесь к онлайн-курсам примерно как к посещению тренажёрного зала — наибольший эффект дадут несколько тренировок в неделю по полтора часа, а не одно занятие в неделю до изнеможения. Как ни банально это звучит, но очень помогает заранее составить себе примерный план занятий и неукоснительно его соблюдать (например, выделить в неделю три или четыре вечера, которые и отводить на занятия). Разумеется, занятия не должны быть в ущерб основной работе — вряд ли ваш работодатель будет рад тому факту, что вы тратите на занятия половину своего рабочего времени, пусть даже и по профильной тематике. А в идеале, конечно, если онлайн-обучение напрямую связано с направлением и тематикой вашей основной деятельности на работе, то лучше расскажите об этом своему начальнику — он вас наверняка поддержит.
Драмкружок, кружок по фото, а мне ещё и петь охота
Расписание уроков
В первое время обучения онлайн вам вдруг может показаться, что нагрузка не такая уж и большая, а когда вы изучите весь каталог курсов, то обязательно захотите попробовать «это», «вот это» и «вот ещё то», и желательно всё сразу. Предостерегаю: лучше так делать не стоит! Одновременно не нужно посещать больше двух онлайн-курсов, и то если они не слишком сложные. Иначе перегрузите голову и не будете успевать выполнять задания. Это же касается и отставания от графика курса: по своему опыту могу сказать, что наверстать даже пару пропущенных недель занятий потом бывает очень сложно.
Буду рад, если вы поделитесь в комментариях своими впечатлениями от вашего обучения на онлайн-курсах.
Почему МООК — тупиковая ветвь онлайн-образования?
Почему студенты регистрируются на онлайн-программы и не заканчивают их? Почему не возвращаются после одного пройденного курса? Есть ли альтернативы массовым открытым онлайн-курсам? Делимся опытом команды Zavtra.Online, подразделением SkillFactory по работе с вузами.
МООК, они же MOOC, Massive Open Online Courses — это интерактивные образовательные курсы, доступные широкой аудитории онлайн. Каждый студент получает комплект видеолекций, текстовых конспектов, домашних заданий и тестов. И работает с ними самостоятельно. Прослушав курс и изучив информацию, участники таких программ, как правило, сдают итоговый экзамен. Именно по этой схеме работает большинство онлайн-курсов — хотя исследования раз за разом показывают, что такое обучение неэффективно.
В этом тексте мы, команда Zavtra.Online, расскажем, опираясь на научные исследования, о том, почему МООК не работают. И о новой системе, которая придет им на смену — исходя из собственного опыта по организации онлайн-программ. Важной частью этой системы мы считаем запуск отдела сопровождения студентов. И расскажем, как сами его выстроили в онлайн-магистратуре «Наука о данных» Zavtra.Online и НИТУ МИСиС, и как обойти подводные камни, которые возникают в процессе.
Набирать популярность МООК начали еще в 2012 году. Проанализировать эффективность этого подхода решили Джастин Райх и Хосе Руиперез-Вальенте, исследователи MIT, изучив статистику крупнейших образовательных платформ Coursera и edX и других образовательных программ и проанализировав данные с 2012 по 2018 год.
И вот какие проблемы МООК они обозначили:
● Эти курсы не удерживают внимание студентов
Среди студентов, начавших проходить бесплатные курсы, в среднем доводят их до конца только 4%. Даже платные программы завершают не все: в 2017-2018 годах сделали это только 46 % учащихся.
● Пройдя один курс такого формата, студенты не приходят на новый
Возвращаются к формату, по оценкам на 2016-2017 годы, всего семь процентов опробовавших его.
● Они не делают образование более демократичным или доступным
Онлайн-программы должны были дать доступ к престижному образованию тем, кто по разным причинам, в том числе финансовым или географическим, не мог себе его позволить. Но среди студентов онлайн-программ престижных школ 70 процентов по-прежнему составляют жители «богатых» стран. Из развивающихся же — всего 1,43 процента студентов.
● И в целом не меняют и не развивают систему образования
Они поддерживают уже существующие системы и образовательные организации. Но не дают того нового взгляда и нового подхода, которого от них ждали.
Последние два пункта — тема для отдельной беседы о путях развития EdTech как индустрии. Пока сосредоточимся на первых двух. Почему же студенты программ МООК не заканчивают обучение, даже оплатив его? Почему не возвращаются после прохождения одного курса?
МООК удобны для самих образовательных институций и для преподавателей — достаточно один раз записать курс, информацию не нужно повторять, не требуется личное присутствие. Но на удобство для студентов этот формат не ориентирован. Теоретически МООК должны облегчить им жизнь: можно заниматься из любой точки мира, самому строить стратегию обучения. Но на практике студенты просто оказываются брошены со всем объемом информации один на один. Такие курсы требуют очень высокого уровня самоорганизации, развитых soft skills — без этого пройти программу просто невозможно. А организаторам, в свою очередь, сложно следить за реальным прогрессом студентов, оценить их вовлеченность и мотивацию, вовремя поддержать.
Чтобы учеба в онлайн-формате была эффективна, показывает наш опыт, не обойтись без отдела сопровождения для студентов.
Мы постоянно проводим опросы среди студентов онлайн-магистратуры по Data Science. И делаем выводы из их ответов. Один из ключевых вопросов — что делает образовательный опыт более комфортным для вас? Часто студенты говорят, что очень важна возможность быстро получать ответы на возникающие в ходе работы вопросы. Все их можно разделить на три основных группы. Первая — вопросы обо всем, что касается самого образовательного процесса: расписаний, сроков, учебных планов и так далее. Вторая — о сложностях с недостатком времени или дисциплины. И, наконец, третья — затруднения с решением задач.
Когда студенты не получают быстрой обратной связи и помощи, они теряют запал и мотивацию учиться. Отдел сопровождения мы создавали, чтобы обеспечить системную оперативную поддержку студентам. Главные роли в нем играют эксперты курсов и кураторы студенческих групп.
Эксперты курсов — это специалисты, которые разбираются в темах учебных дисциплин. Они помогают студентам, если у тех возникают трудности в академических вопросах. Эксперты не выдают готовых верных ответов, а подталкивают учеников к пониманию темы. Их задача — дать комментарии по представленному решению, указать на недочеты, подсказать, на что обратить внимание. Также эксперты следят и за исправлением технических ошибок с нашей стороны, связываясь с авторами заданий и верстальщиками.
Кураторы студенческих групп решают вопросы из первых двух блоков. Они знают всё о своей группе студентов, информируют их о новых задачах и других изменениях, поддерживают в учебном процессе, если видят падение мотивации. Чтобы понимать, насколько успешно куратор взаимодействует с группой, мы опять же проводим опросы — каждую неделю. Респонденты могут не только оценить работу куратора по шкале классического NPS, но и оставить комментарий-характеристику. Часто достаточно и одного слова, чтобы уловить настроение студента.
MOOC как современная технология организации смешанного обучения: понятие, классификация, структура
Популярность такой формы дистанционного образования как массовые открытые онлайн-курсы (МООС) приводит к развитию рынка онлайн-образования и появлению всевозможных вариантов их использования для решения разнообразных педагогических и бизнес-задач. Авторы сделали обзор понятия и классификаций МООС, построенных на особенностях их разработки и реализации. Приводится наиболее общая структура массового открытого онлайн-курса и описание требований для их проектирования, что может стать основой качества подобного рода образовательных услуг на рынке онлайн-образования.
Лесин Сергей Михайлович, канд. пед. наук, ведущий научный сотрудник лаборатории международных проектов Московского городского педагогического университета.
Махотин Дмитрий Александрович, канд. пед. наук, главный редактор журнала «Интерактивное образование».
Несмотря на то, что многие формы организации смешанного обучения являются частью неформального образования и не носят строгий институциональный характер, тем не менее такие формы как массовые открытые онлайн-курсы (далее МООК) получили большую популярность и стремительно развиваются, охватывая все большую аудиторию и реализуя современные педагогические концепции в своей основе.
Впервые, термин массовый открытый онлайн курс (МООК) или massive open online course (MOOC) появился у канадского преподавателя Дейва Кормьера (Dave Cormier) из Университета Острова Принца Эдварда (University of Prince Edward Island, Canada) в 2008 году. Он вел курс «Коннективизм и коннективисткое (связанное) знание» («Connectivism and Connective Knowledge»), также известный как CCK08, где использовал понятие массовый открытый онлайн курс (МООК). В данной ситуации понятие МООК было связано с тем, что на курсе официально и платно обучались 25 студентов, однако преподавателями была предоставлена возможность подключиться к курсу всем желающим на бесплатной основе. Таких обучающихся оказалось около 2200 человек [4].
На тот момент массовые открытые онлайн курсы были лишь чем-то экзотическим, так как существовал общий подход к формированию системы открытых образовательных ресурсов (open educational resources) в рамках образовательных организаций высшего образования. Наибольшую популярность и распространение массовые открытые онлайн курсы получили уже в 2012 году, когда в процесс их создания, наполнения, функционирования и развития включились крупные университеты со всего мира. Этот процесс стал систематическим и имел четкую модель финансирования и организации.
В этот период появляются и становятся довольно популярными такие платформы как Coursera (www.coursera.org), Udacity (www.udacity.com) и edX (http://www.edx.org). При этом также приобретали популярность и развивались массовые открытые онлайн курсы на базе Khan Academy (https://www.khanacademy.org/), Peer-to-Peer University (P2PU), Udemy (https://www.udemy.com/), Массачусетского технологического института (MIT) и ALISON.
Уже к 2015 году технология смешанного обучения в виде организации дистанционного обучения через массовые открытые онлайн курсы приобрела общемировую практику в области неформального образования и прочно вошла в список перспективных направлений развития образования по мнению многих экспертов, исследователей, педагогов и ученых.
Чтобы понять, что такое МООК, следует остановится на базовых принципах, которые лежат в их основе.
Эксперты Юнеско считают, что «… массовые открытые онлайн-курсы (massive open online courses)… открыли новые возможности в сфере дистанционного образования. Концепция МООК опирается на ключевые принципы новой теории обучения – коннективизма: разнообразие подходов, подход к обучению как к процессу формирования сети и принятия решений, обучение и познание как динамический процесс…
По своей форме MOOK – это электронные курсы (учебно-методические комплексы), включающие в себя видеолекции с субтитрами, текстовые конспекты лекций, домашние задания, тесты и итоговые экзамены. Авторами курсов являются преподаватели ведущих университетов. MOOK опираются на активное участие и взаимодействие студентов с преподавателями и между собой. Одной из важных характеристик MOOK является наличие у каждого студента персональной учебной среды. Количество студентов, зарегистрированных на различные MOOK, варьируется от нескольких сотен до десятков и сотен тысяч. После изучения курса MOOK возможно получение официального сертификата…» [1].
Точнее определение раскрывает постер, размещенный в интернете одним из экспертов педагогом-технологом в сфере организации МООК Мэтью Плурдом (Mathieu Plourde) из Делавэрского университета (США), который приводится ниже (см. рис. 1). Он очень точно иллюстрирует все ключевые моменты, связанные с особенностями организации МООК и принципов, на основе которых происходит их проектирование. Под постером автор разместил фразу, которую можно перевести так: «Каждая буква обсуждается (договорная)» («Every letter is negotiable»). Это подтверждает тот факт, что понятие еще не сформировалось полностью и постоянно развивается, а также свидетельствует о том, что существует большое количество видов и типов массовый открытых онлайн курсов в зависимости от выбранных педагогических концепций или образовательных технологий, формирующих их содержание.
Вначале надо расшифровать само сокращение МООК (MOOC).
Первая буква «М» описывает такой параметр как массовость, имея ввиду, в первую очередь, количество обучаемых на курсе. Причем автор постера показывает, что массовость начинается с цифры 100 человек, а максимальная планка – 100 000 и более. Здесь нет однозначности, так как понятно, что при дистанционном или онлайн обучении предполагается значительный охват аудитории обучаемых, поэтому и курс рассчитывается на массового пользователя, а точнее на то, что обучаемых будет много.
Вторя буква в аббревиатуре, это «О», что значит «открытый» («open»). Автор постера делает акцент на самом понимании этого термина и показывает ключевые стороны открытости: свободная (открытая) регистрация на курс, свободный (открытый) контент, который доступен всем зарегистрированным на курс без ограничений, бесплатность как один из параметров открытости, доступный как по средствам, так и по достижению образовательных результатов. Следует сказать, что слово «открытый» в аббревиатуре играет роль реализации принципов концепции свободного программного обеспечения или открытой лицензии на него, а также реализации соответствующей бизнес-модели. Такую бизнес-модель можно назвать «Freemium» (сочетание двух слов «Free», то есть «Свободный (бесплатный)» и «Premium», то есть «улучшенный (высшего качества)»), что означает реализацию принципа распространения условно-бесплатного программного обеспечения, когда пользователь получает совершенно бесплатную версию программного продукта, но для получения больших возможностей или услуг должен будет их оплатить дополнительно. Причем расчет здесь как раз на то, что, предлагаемая бесплатно, версия продукта пользуется большой популярностью или обладает устойчивым набором стандартных функций, а дополнения лишь ее усовершенствуют или повышают степень ее функциональности.
Третья буква, также «О», которую можно расшифровать как «онлайн» («online»). Это одна из важных особенностей реализации МООК, так как раскрывает техническую специфику его организации: трансляция курса ведется через сеть Интернет, что позволяет осуществлять сетевое взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса и распространять контент в любом удобном для пользователя месте и с учетом удобного для него времени. При этом также это позволяет технически отслеживать и администрировать МООК на локальном уровне, выстраивая удобную структуру самого курса и систему управления им.
Четвертая буква, отвечающая за содержательную сторону, это буква «C», что означает «курс» («course»). Это самое главное в аббревиатуре, так как раскрывает специфику педагогической методики или концепции, применяемой авторами того или иного курса. Автор постера привел лишь самые значимые параметры, на которые следует обратить внимание при формировании собственной содержательной структуры (сценария) курса или его логического построения в рамках изучаемой тематики.
Вот лишь некоторые параметры курса, которые следует учитывать:
Также в постере автор отразил еще 2 важные особенности, которые связаны с типологией разных массовых открытых онлайн курсов, а точнее со спецификой наиболее распространенных из них. Часто при выстраивании классификации видов МООК по типу организации образовательного процесса встречаются курсы с дополнительным обозначением в своей аббревиатуре. Так можно встретить букву «c», что значит «connective», то есть коннективный или коммуникационный. Такой курс реализует концепцию коннективизма при реализации своего содержания, фактически делая акцент на учете различных форм взаимодействия и взаимосвязей в рамках процесса обучения. Это один из самых распространенных типов МООК.
Также можно встретить букву «x» перед аббревиатурой МООК, что означает «eXtended» – в данном случае масштабируемость или расширяемость курса. Эта специфика обуславливает ключевую особенность любого онлайн курса – учет аудитории и расширение за счет нее. По сути, за счет большего привлечения обучаемых и четкого построения структуры курса, он приобретает другой масштаб и даже может стать универсальным, а значит, более экономически выгодным и живучим. По этой причине такой тип курсов также довольно распространен среди других.
Если собрать все приведенные параметры и обозначения можно прийти к общему пониманию, что такое современный массовый открытый онлайн курс.
MOOК — это курс, построенный на основе современных педагогических концепций и технологий, имеющий массовый, легко масштабируемый характер, бесплатный в своей основе (но ведущий к возможной дополнительной платной функции или функциональности) и реализуемый посредством онлайн или с помощью современных сетевых информационных технологий. При этом он сам по себе становится современной технологией смешанного обучения, реализуя новые формы и методы неформального образования.
Чтобы охарактеризовать сферу применения МООК, приведем несколько подходов к самым распространенным на сегодняшний день их классификаций и типологий. Данные подходы достаточно четко раскрывают специфику того или иного курса, применяемых сегодня на практике.
Педагогическая таксономия Дональда Кларка (Donald Clark, Великобритания)
охватывает особенности непосредственно самой структуры массовых открытых онлайн курсов и решаемых ими педагогических задач. Автор выделяет восемь основных видов онлайн-курсов: трансформирующие (transferMOOCs), авторские (madeMOOCs), синхронные (synchMOOCs), асинхронные (asynchMOOCs), адаптивные (adaptiveMOOCs), групповые (groupMOOCs), коннективистские (connectivistMOOCs), мини (miniMOOCs) [5].
Согласно такой типологии, по мнению Дональда Кларка все виды не исключают друг друга, а даже наоборот, например, трансформирующий МООК может быть и синхронным, и асинхронным. Такая классификация носит дискуссионный характер.
Для примера, по мнению Дональда Кларка, коннективисткий МООК принципиально содержательно связан с тем, чтобы собирать и делиться знаниями, которые производят и транслируют участники образовательного процесса, а не видеть курс ради самого курса, состоящего из достоверных и фиксированных знаний. Коннективиские курсы (cMOOC), как правило, создают свою собственную траекторию, а не следуют линейному пути.
Инструментальная таксономия моделей МООКов Амита Чаухана (Amit Chauhan, Florida State University, USA).
Она основывается на передовых тенденциях как в области современных технологий, в том числе педагогических, так и в области системы оценки образовательных результатов при помощи реализации МООК: cMOOCs, xMOOCs, BOOCs, DOCCs, LOOC, MOORs, SPOCs, SMOCs [7].
Ученый кратко описывает назначение каждого типа МООК, причем учитывается ряд важных параметров, определяющих их инструментальное оснащение. В частности, в своем исследовании он приводит такой тип МООК как Маленький открытый онлайн курс (LOOC, «little open online course»). Специфика его в том, что помимо 15-20 студентов, оплачивающих обучение в кампусе, такой курс на платной основе могут изучать небольшое ограниченное число незарегистрированных студентов.
Также Амит Чаухан (Amit Chauhan) проанализировал несколько современных инструментов и технологий, которые повышают уровень образовательных результатов и их оценивание, получаемых при обучении посредством МООК.
Вот самые основные из них:
Все эти, выявленные Амитом Чауханом (Amit Chauhan), инструменты и технологии позволяют судить о том, что массовые открытые онлайн курсы в основном применяются в высших учебных заведениях и в основном в гуманитарной сфере знаний.
На основе анализа можно сделать вывод о том, что применяемая система оценки, процесс ее автоматизации или проведения не является завершающей частью обучения в МООК, а лишь позволяет стать важным параметром степени удовлетворенности обучаемого от изучаемого курса, а также показателем качества самого курса.