Морфема что это такое в русском языке 5 класс
Морфемы в русском языке.
Морфема (греч. morph – форма) – это наименьшая значимая неделимая часть слова.
Морфемы в русском языке классифицируются по роли в слове, по степени участия в словообразовании и по роли в функционировании слова. Раздел лингвистики, изучающий части и состав слова, называется морфемика.
По роли в слове морфемы бывают:
Служебные или аффиксальные морфемы – это части слова, которые служат для оформления слова в качестве грамматической единицы (части речи). К служебным морфемам относятся:
Корневые морфемы – это корни слова, которые являются лексической основой каждого слова. В большинстве случаев являются обязательными частями слова.
По степени участия в словообразовании морфемы делятся на:
Продуктивные морфемы – это морфемы, которые могут быть использованы для образования новых слов:
При-плыть, сид-ят, зри-тель, скуп-ые.
Непродуктивные морфемы – это морфемы, которые не производят новые слова (существуют в единственном числе):
Па-водок, жи-знь, паст-ух, су-глинок.
По роли в словообразовании и функционировании слова морфемы бывают:
Формообразующие морфемы (окончание и формообразующий суффикс) используются для образования разных форм одного и того же слова, не меняя его значения:
Сильн-ый – сильн-ная – сильн-ое – сильн-ые
Чит-аю – чит-ать – чит-авший.
Словообразующие морфемы (приставка и словообразующий суффикс) – это части слова, участвующие в создании новых частей речи:
Свеж-ий – свеж-есть – о-свеж-ать – свеж-о.
Состав слова.
Состав слова – это набор морфем, входящих в него. В состав слова могут входить следующие морфемы:
Основа слова – это набор морфем слова без окончания.
Что такое морфема в русском языке?
Морфема — это минимальная значимая неделимая часть слова.
Узнаем, что такое морфема в русском языке, какие бывают морфемы в слове, что они обозначают и как их выделить.
Слово «морфема» является лингвистическим термином, истоки которого найдем в греческом языке.
Что такое морфема?
Греческое слово morphe буквально значит «форма». Это слово применительно к языку имеет также значение «образ», «вид». Каждое слово имеет такой грамматический вид, который создают составляющие его части, причем имеющие не только грамматическое, но и лексическое значение, например:
в составе слова «прилетели» укажем следующие значимые части:
Дадим точное определение, что такое морфема.
Виды морфем
В русском языке различают несколько видов морфем:
При морфемном разборе слов первый шаг — выделение окончания.
Окончание
Окончание является словоизменительной морфемой: оно имеется в составе только изменяемых слов. Окончания выражают различные грамматические значения, например:
Основа слова
Чтобы выделить в слове основу, следует отделить формообразующие морфемы (окончание, суффикс, постфикс).
Например:
Основа является постоянной частью слова во всех его формах в отличие от окончания. В зависимости от того, сколько корней имеется в морфемной структуре слова, основа бывает:
Например:
Непроизводную основу имеют нечленимые слова, состоящие только из корня и окончания или только из корня, например:
Производные основы образованы от других слов и состоят из корня, приставки, суффикса, постфикса:
Корень — главная морфема слова
В корне заключается лексическое значение однокоренных слов. Корень объединяет родственные слова в одну семью, например:
Аффиксальные морфемы
Различают два типа аффиксальных морфем (аффиксов): словообразующие и формообразующие.
Приставка
Словообразовательной морфемой является приставка, или по-латински префикс (praefixus — «прикрепленный впереди»). С помощью приставки можно образовать новые слова и выразить разные оттенки их значения, например:
В русском языке в составе слов выделяют исконно русские и иноязычные приставки.
Суффикс
Ряд суффиксов образуют формы слов, за что называются формообразующими, например:
В составе слов бывает один, два и даже три суффикса.
Суффиксы могут выражать субъективные оценки предметов, например:
Постфикс
Постфикс (лат. post — «после», fixus — «прикреплённый») — это служебная морфема, которая находится после всех других частей слова. Постфиксы как образуют новые слова, так и выражают грамматическое значение.
Например, постфиксы образуют новые слова:
Постфикс -ся образует возвратные формы глаголов:
При морфемном разборе таких слов формообразуюший постфикс -ся не входит в их основу. Но в составе ряда глаголов постфикс -ся выполняет словообразовательную роль, и тогда их основа является прерывистой, например:
Глагольный постфикс -те образует формы множественного числа повелительного наклонения глаголов:
Интерфиксы и соединительные гласные
Интерфиксы (лат. inter — «между», fixus — «прикреплённый») — структурные элементы слов, которые не выражают никаких значений, а выполняют только соединительную функцию между их частями. Интерфиксы и соединительные гласные находятся между корнями в составе сложных слов, например:
Видеоурок
Морфема
Всего получено оценок: 316.
Всего получено оценок: 316.
Каждое слово имеет определенную структуру. Данная статья поможет понять, что такое морфема в русском языке, рассмотрит определение морфемы, ее взаимосвязь с морфом, а также продемонстрирует типы морфем.
Термин
Морфема – это неделимая часть слова, имеющая значение. Данное определение показывает, что морфема обладает собственным значением, которое, как правило, реализуется контекстуально. В связи с этим следует отметить, что морфема обладает как формой, так и содержанием.
Морфему следует отграничивать от фонемы, которая не является значимой частью слова. Морфема – неделимая минимальная значимая часть слова.
Несмотря на имеющееся у морфемы значения, морфема не может существовать отдельно. Морфемы не обладают самостоятельностью, а реализуются только в словах.
Морфема и морф
Морф – это не отдельная языковая единица, а разновидность морфемы. Некоторые морфемы в зависимости от морфологических или фонетических процессов реализуются в разных словах или словоформах различно. Например, собирать – соберу (разные слова: и – е), друг – друзья (словоформы: г – з).
Типы морфем
Морфемика как раздел языкознания, изучающий морфемы, демонстрирует то, из чего состоят слова. Это корень, окончание, основа, приставка и суффикс. Реже встречаются постфиксы, соединительные гласные и интерфиксы.
Если говорить кратко, то все морфемы делятся на корневые и аффиксальные.
К первому типу относятся корни слов, которые являются обязательными для существования слова.
Именно корень закрепляет в себе основное значение слова.
Ко второму типу относятся все аффиксы: окончания, приставки (стоящие перед корнем) и суффиксы (стоящие после корня).
Что мы узнали?
Морфема – минимальная значимая единица языка, являющаяся неделимой. Морфема, обладающая формой и содержанием, имеет свое значение и реализуется только в слове. Морфема имеет свою разновидность: морф. Все морфемы формально можно разделить на корневые (выражающие основное значение слова) и аффиксальные (дополняющие и конкретизирующие значение корня).
Урок русского языка в 5-м классе по теме «Понятие о морфемике. Морфема – наименьшая значимая часть слова»
Морфема – значимая часть слова. Это утверждение глубже и нагляднее раскрывается на уроке при выполнении специально подобранных заданий. Например, игра “Отгадай слово!”
Говоря о формировании слова, нельзя не остановиться на работе с однокоренными словами. Корень – это основная морфема, без которой вообще не может существовать знаменательное слово, так как в корне сосредоточено ядро лексического значения слова. Оттого и значение корня называется вещественным.
В разработке урока предложены задания на усвоение и закрепление знаний разделов “Лексика”, “Синтаксис. Пунктуация”. В занимательной, доступной для учащихся форме объясняется новый материал. Урок сопровождается играми, заданиями с элементами занимательности. Увлекательная форма урока поможет легко усвоить новый материал.
Для проведения пятиминуток используются отрывки из знакомых учащимся художественных произведений, в том числе и стихотворений. Это оживляет урок, активизирует внимание учащихся, развивает их память. Звучание ритмической речи, поэтического слова повышает и общую языковую культуру школьников.
Обучающая: дать понятие о морфемике как разделе языкознания, подвести к пониманию морфемы как значимой части слова.
Воспитательная: прививать любовь к природе, животным.
I. Лексический диктант “Если хочешь быть здоров”.
— Вид спорта, досуга, состоящий в походах, путешествиях (туризм).
— Вид спортивной гимнастики (аэробика).
— Приспособление для обливания тела водяными струйками (душ).
— Система физических упражнений, способствующих общему развитию организма и укреплению здоровья (гимнастика).
— Поглаживание, растирание тела с лечебной и гигиенической целью (массаж).
— Исполнитель сложных и опасных трюков при съемке фильма (каскадер).
— Высшее достижение в спорте (рекорд).
— Ледяная площадка для катания на коньках (каток).
II. Синтаксическая минутка.
На доске предложения, где пропущены знаки препинания.
Из чего только сделаны девочки?
Из конфет, и пирожных,
И сластей всевозможных.
Вот из этого сделаны девочки.
Задание: расставить знаки препинания и объяснить их.
III. Словарно-орфографическая работа.
Морфема – “форма” (греч.).
Учитель. Все на свете состоит из чего-то: лес – из деревьев, облака – из множества водяных капелек. А в этой шуточной песенке рассказывается “из чего сделаны девочки”. Из чего же строятся слова? Они сделаны из своего “строительного материала”. “Строительные блоки” для слов называются морфемами. Их четыре: приставка, корень, суффикс и окончание. Изучаются они в разделе “Морфемика”.
Каждая морфема в слове имеет свое значение. Вот, например, морфема –ш-. Сама по себе она не имеет смысла.
Каждая морфема вносит в слово свою часть смысла. И получаются интересные и выразительные слова. Морфемы строят их дружно, общими усилиями создавая такое количество слов, что из них складывается весь язык.
Игра “Отгадай слово!”
На доске записано слово тигрята, но оно закрыто. Приоткрывается буква т.
— Какое слово записано?
Раскрывается слог ти, затем тигр.
— Когда появляется важная информация о слове? (Когда появляется корень).
Учитель. Когда говорят о важном, о главном, употребляют слово корень: корень зла, в корне неправильно, смотри в корень. У слов тоже есть самое важное, самое главное – корень. Корень – это главная часть слова, которая несет самый главный смысл. Корень берет на свои плечи самый важный смысл не одного слова, а многих, и эти многие слова с одним корнем оказываются родственными (однокоренными).
1.Игра “Третий лишний”.
— Подумайте, все ли слова родственные? Почему?
Лес, лестница, лесничий.
Честный, чесночный, чеснок.
2.Найдите корень в слове стряпуха (не тряпка).
3.Запишите по 2 слова с данными корнями. Что вы можете сказать о правописании этих слов?
4.Работа над текстом.
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.
— Найдите в стихотворении слова с приставками и выпишите их в тетрадь. Выделите приставки, какой смысл они несут?
— Узнали автора? Какие выразительные средства используются в тексте?
Учитель. Понравилось ли вам стихотворение Сергея Есенина? Его стихи как живые картины. Вы читаете – и эти картины оживают в вашем воображении: поля, с которых убран хлеб; осенние рощи, уже утратившие листву; горы, которые вдалеке кажутся синими; туман над рекой. Есенин, родившийся в селе Константиново, полюбил природу с ранних лет. Вот что он пишет: “Ночью луна при тихой погоде стоит стоймя в воде. Когда лошади пили, мне казалось, что они вот-вот выпьют луну, и я радовался, когда она вместе с кругами отплывала от их ртов”. Особенно нежно и глубоко поэт любил животных. Он никогда их не обижал.
5.Развитие умений определять значение суффиксов.
— Угадайте, о каких людях пойдет речь, больших или маленьких?
В книге Н.Носова “Незнайка в Солнечном городе” встречаются такие герои: Козявкин, Букашкин, Штанишкин, Сапожкин, Гулькин, Мулькин, Таракашкин, а также профессорша Мордочка. (Малыши)
— А какие фамилии были бы у них, если бы они были великанами?
— Каким живым существам дают названия с суффиксами –ат- и –ят-? (котята, зверята).
— Назовите слова с суффиксами- “дразнилками” на –юга (жадюга, хитрюга).
6.Выделите в данных словах словообразовательные морфемы.
— Просклоняйте слово трава. Чем отличаются слова друг от друга? (Окончанием. Это формы одного и того же слова.)
V. Работа по учебнику.
1. Выполнение упражнений 368, 369.
VI. Домашнее задание.
Составить и написать по образцу рассказ, используя слова с суффиксами названий лиц по роду занятий и по действию.
Суффикс – большой трудяга. Взялся за работу суффикс –чанин, и вот вам: англичанин, датчанин, ростовчанин. Стоит только к корню слова присоединить –ар или –яр, как перед нами предстанут овчар, гусляр. Взялся за работу суффикс –ун, и вот вам названия лиц по действиям: бегун, болтун…
При подготовке к ЕГЭ и ГИА учащиеся повторяют курс морфемики, получают дополнительную информацию и углубляют свои знания.
Этот раздел лингвистики напрямую связан со словообразованием, поскольку то, какими способами можно формировать слова, зависит от входящих в его состав минимальных компонентов.
Определение термина
Морфема представляет собой минимальную значимую часть любой лексической единицы, далее неделимую на более мелкие значимые компоненты. Слова состоят из морфем, значение каждой из них помогает образовать общее значение лексемы. В русском языке при разборе по составу выделяют основу, в которую включают приставки, корень и суффикс, а также окончание.
Следует отметить, что в звучащей речи минимальной единицей является звук — как гласный, так и согласный.
Однако звуки не являются значимыми компонентами, поскольку сами по себе не несут никакой семантики.
Вот почему самой крохотной значимой единицей принято считать именно морфему. В отличие от слов, она не может существовать самостоятельно, а определенный смысл приобретает только в составе лексической единицы.
Отличительные признаки морфем таковы:
Существуют специальные морфемные словари, в которых зафиксировано, какие суффиксы и приставки являются универсальными, а какие употребим только в составе конкретных частей речи — существительных, прилагательных, глаголов и иных.
Специфические особенности
Примеры морфемы позволяют убедиться в их разнообразии. Одна группа используется для образования новых слов, прежде всего, это приставки и суффиксы. Вторая же категория помогает образовать только словоформы — формы лица, числа, падежа, рода одного слова, а не новых единиц.
В этих минимальных компонентах могут присутствовать чередования гласных и согласных. Такие изменения появились в ходе исторического развития языка, носят системный характер. Именно этим явлением обусловлены чередующиеся гласные в корнях вида «лаг-лож», «кас-кос».
Каждая морфемы привносит в лексему собственный элемент значения.
Например, глагол «прибежали»:
Существуют так называемые служебные морфемы, к которым относятся аффиксы, флексии и приставки, используемые для образования новых слов и словоформ.
Типология единиц
В морфемике русского языка существует 6 типов морфем: корень, префикс или приставка, суффикс, флексия или окончание, интерфикс (соединительная гласная) и постфикс. К аффиксальным морфемам относятся все, за исключением корня. Наконец, все элементы слова, кроме окончания, входят в состав основы.
Очень важно научиться верно вычленять морфемы, это поможет при разборе по составу.
Центральной единицей слова, в которой заключается основное его значение (или его элемент) является корень. Например, в слове «кровавый» корнем будет «кров», который указывает на связь с кровью.
В некоторых лексемах возможно более одного корня (садовод, железобетонный). Но слов, в которых эта морфема отсутствует, нет и быть не может. Отсюда вывод: корень — это не только главная, но и обязательная единица состава.
Префикс или приставка — морфема, которая в слове занимает позицию перед корнем. Чаще всего выполняет словообразовательную роль, помогая формировать новые единицы языка.
Есть несколько способов образования:
Однако в ряде случаев приставка исполняет формообразовательную функцию, например, для получения формы глагола совершенного вида от несовершенного: с+писать — списать, про+читать — прочитать.
В словах может быть как одна приставка (про+читать), так две (при+от+крывать) и даже три (не+без+до+казательно).
Характеристика суффиксов
Расположение этой единицы — между корнем и окончанием. Большая часть этих единиц исполняет словообразовательную роль: читать — читатель, коммунист — коммунизм — коммунистический, понятие — понятийный — понятный. Может участвовать в словообразовании при помощи нескольких способов — суффиксального, приставочно-суффиксального, суффиксально-сложном (три звезды — трехзвездник — трехзвездочная гостиница).
В науке есть и нулевой суффикс — не выраженный грамматически и буквенно, однако его отсутствие является значимым для отличия словоформы от иных форм. Примеры: нес, вез — это глаголы прошедшего времени, однако «классический» суффикс «л», указывающий на эту форму, у них не выражен, то есть является нулевым.
Выделяют также бессуффиксальный способ образования: существительные «высь», «синь» образованы путем усечения аффикса от прилагательных «высокий», «синий». Однако от этих же прилагательных образованы и иные слова, но с использованием материально выраженного суффикса: высота, синева.
Есть особый тип суффиксов, которые помогают образовать новые формы слова, например, это морфемы, участвующие в формировании степеней сравнения прилагательных: (ближ+е, интересн+ее — сравнительная, ближ+айш+ий, интересн+ейш+ий).
Также формообразующим является суффикс «л», помогающий получить форму глагола прошедшего времени: править — правил, читать — читал.
Например: Школьник читал предисловие к книге и понимал, что она очень интересная.
Другие формообразующие аффиксы представлены в форме таблицы:
Количество суффиксов в словах русского языка может быть различным: один (учение), два (учитель), три — редко (учительница).
Признаки флексий
Окончание — морфема, выходящая за пределы основы и присутствующая только в изменяемых частях речи (прилагательное, существительное, числительное, местоимение, глагол, причастие). Внутри слова может располагаться при наличии постфикса в возвратных глаголах (составляться — составляешься).
Иногда является нулевым, то есть не имеет буквенного выражения, чаще всего это наблюдается у существительных мужского рода, оканчивающихся на согласную (паж, конь, супруг) или женского на мягкий знак (мышь, рожь, запись).
Используется для выражения рода, лица, числа, падежа.
Например:
Еще одна функция, которую выполняет окончание — установка синтаксической связи слов в предложении — управления или согласования: (какой?) волшебный лес (что делает?) дарит (кому?) всем (что?) радость. Иногда применяется для образования новых слов, например, присоединив к слову «физик» (ученый) флексию «а», можно получить лексему «физика» (наука).
Эта часть слова есть у всех частей речи, которые относятся к склоняемым или спрягаемым.
Другие морфемы
Соединительная гласная также относится к числу минимальных значимых единиц языка. В научной литературе можно встретить также наименования «интерфикс», «соединительный аффикс». Ее основное предназначение — соединение двух основ при образовании сложного слова. Чаще всего встречается гласная «о» (паровоз, лесостепь, лесомеханический), однако в ряде случаев используется «е» (нефтедоллар, птицеферма, пешеход). В родительном падеже количественных числительных наблюдаются гласные «и», «а», «у»: пятилетка, полугодие, сорокалетний.
Постфикс — морфема, располагающаяся после окончания.
В русской грамматике их всего 5:
В рамках школьного курса такие единицы рассматриваются как особые суффиксы, однако на филологических факультетах и в науке они выделяются в отдельную группу.
Порядок проведения разбора
Знание морфем необходимо школьникам для того, чтобы правильно проводить разбор слова по составу и делать анализ его структуры.
Конечно, современные онлайн-сервисы позволяют быстро разобраться в том, из каких компонентов состоит любое слово, но ведь в классе ими воспользоваться не представляется возможным.
Вот почему последовательность действий при выполнении разбора следует знать:
По данному плану следует проводить морфемный анализ слов. Образец:
Слово «рифма». Основа — рифм-, окончание «а». Основа является непроизводной, флексия — имеет выражение, передает жен. р., ед. ч., Им. п. Для определения корня следует придумать однокоренные слова: рифмовать — рифмовка — рифмоплет — рифмовка. Эта информация позволяет понять, что корнем является «рифм». Приставок и суффиксов слово не имеет.
Таковы основные знания о морфемах, которые помогут ученикам успешно выполнять задания в школе и дома.
Важно помнить, что в языке постоянно появляются новые слова, однако формирование новых структурных единиц происходит довольно редко. Причина проста — в заимствованных лексемах используются традиционно русские аффиксы.