Морозно и будто радуясь чему то лучисто
Урок в 9 классе по теме «Особенности сложносочинённого предложения. Знаки препинания в сложносочинённом предложении»
Использование технологии РКМЧП при изучении сложносочинённого предложения в 9 классе
Размышляя над сценарием урока, важно выбрать приёмы, которые способствуют формированию навыков продуктивной мыслительной деятельности, самостоятельности учеников. Изменить установку на репродуктивное восприятие позволяет применение технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Она направлена на то, чтобы заинтересовать ученика, пробудить в нём исследовательскую, творческую активность, предоставить условия для осмысления нового материала и в итоге помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания.
Предлагаю разработку урока русского языка в 9 классе по теме «Особенности сложносочинённого предложения. Знаки препинания в сложносочинённом предложении» с использованием приёмов технологии РКМЧП («Развитие критического мышления через чтение и письмо»).
Урок сопровождается электронной презентацией, на слайдах которой помещается материал для наблюдения, обсуждения и самопроверки. В учебном тексте, данном ученикам для осмысления, содержится почти весь теоретический материал по теме «Сложносочинённое предложение», который необходимо знать девятиклассникам, кроме классификации сложносочинённых предложений по типу сочинительных союзов.
Таким образом, на первом уроке учащиеся закрепляют и углубляют знания о структуре сложносочинённого предложения, постановке знаков препинания в нём. На последующих занятиях отрабатываются практические навыки по теме, в том числе включается анализ сложных предложений с разными типами сочинительных союзов. Повторяются темы: «Односоставное предложение», «Омонимичные части речи» (отличие омонимичных сочетаний тоже – то же, также – так же, зато – за то), проводятся речевые упражнения (комплексный анализ текста, изложение небольшого по объёму текста, сочинение-миниатюра).
Домашнее задание дано по учебнику С. Г. Бархударова, С. Е. Крючкова, Л. Ю. Максимова, Л. А. Чешко.
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Особенности сложносочинённого предложения. Знаки препинания в сложносочинённом предложении»
Цели урока: 1) сравнение сложносочинённого предложения с другими видами сложных предложений и с простыми предложениями с однородными членами; 2) анализ логической структуры определения сложносочинённых предложений; 3) развитие умения работать с учебным текстом: устанавливать причинно-следственные связи, формировать новые представления на основе полученных данных; 4) воспитание коммуникативности, самостоятельности.
Материал для урока: учебный текст на отдельном листе и распечатка упражнений каждому ученику, электронная презентация для самопроверки.
Приём «Верные и неверные утверждения»
Прочитайте вслух только верные утверждения. Докажите, что эти высказывания правильные. Приведите примеры. Почему остальные утверждения неверные? Докажите примерами. Вернёмся к этим высказываниям позже.
А) Сложносочинённые предложения состоят из двух или нескольких простых предложений.
Б) Одна часть сложносочинённого предложения зависит от другой.
В) Для связи частей сложносочинённого предложения используются сочинительные союзы.
Г) Союзы А, НО, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЕСЛИ, ИЛИ, ЧТО – сочинительные.
Д) В сложносочинённом предложении перед союзом И всегда ставится запятая.
Совместное определение темы и целей урока
— Сформулируйте тему нашего урока: о чём мы будем говорить?
— Какие цели мы можем перед собой поставить?
Изучение нового материала
А. Самостоятельно читая учебный текст, делайте в нём пометки:
Понятие сложносочинённого предложения
Сложносочинёнными называют такие сложные предложения, в которых простые предложения (предикативные части) связаны между собой сочинительными союзами и интонацией: Сердито бился дождь в окно, и ветер дул, печально воя. (А. Пушкин.)
Как видно из примера, данное сложносочинённое предложение, во-первых, состоит из двух простых предложений (предикативных частей):
Сердито бился дождь в окно; 2) ветер дул, печально воя.
Во-вторых, простые предложения (предикативные части), входящие в состав сложного предложения, не зависят друг от друга: от одной части к другой нельзя поставить вопрос к другой. Части сложносочинённого предложения связаны между собой сочинительной связью.
В-третьих, хотя простые предложения (предикативные части), входящие в состав сложносочинённого предложения, и имеют относительную независимость, вместе они составляют единое смысловое целое, одно сложное предложение. В приведённом примере изображена картина бури: одновременно и дождь хлещет, и ветер завывает…
2. Связь простых предложений (предикативных частей) в составе сложного предложения передаётся с помощью: а) сочинительных союзов (в нашем примере это соединительный союз И); б) интонации: голос повышается в конце первой части предложения и понижается в конце всего сложного предложения:
Сердито бился дождь в окно, и ветер дул, печально воя.
Предложение в целом, а не одна его часть имеет интонацию завершённости.
3. Используются и дополнительные средства связи. Например, наличие общего второстепенного члена для частей предложения:
Вечером похолодало и пошёл снег.
Части сложносочинённого предложения разделяются запятой. Иногда в сложносочинённом предложении перед союзом И ставится тире.
Тире ставится, если передаётся быстрая смена событий или их внезапность:
Она глядит – и сердце в ней забилось чаще и сильней. (А. Пушкин.)
5. Запятая перед союзом И не ставится:
А) если его части объединены
общим придаточным предложением.
Звёзды уже начали бледнеть и небо серело, когда коляска подъехала к крыльцу домика на Васильевском. (И. Тургенев.);
Б) если все его части являются вопросительными, побудительными, восклицательными предложениями.
Это кто такие и что им надобно?
Сложносочинённое предложение следует отличать от простого предложения с однородными членами, связанными сочинительными союзами.
Я стал читать и скоро пристрастился к книгам.
Я стал читать, и во мне пробудилась страсть к книгам.
Б. Работа с учебным текстом.
— Какая информация из текста вам была известна?
— Вернёмся к первой части и кратко запишем признаки сложносочинённого предложения
Два и более простых предложения.
Части ссп не зависят друг от друга.
Единое смысловое целое.
— Что нового узнали из текста?
— Как вы поняли, что значит «общий второстепенный член», «общее придаточное предложение»?
— Придумаем сложносочинённое предложение с общим второстепенным членом «в школе».
— Объясните, в чём важность пункта 5?
В. Отработка навыков распознавания сложносочинённого предложения и постановки знаков препинания.
После каждого задания проводится самопроверка по слайду, затем обсуждение вопросов.
Выпишите номера сложносочинённых предложений. Докажите.
Роскошное утро, везде блестит роса на траве.
Пришло время, когда грибам стало тесно.
Лиловый подлесок пожелтел, и под ними уже ковёр жёлтой листвы.
Тихо, и синева повисла между ещё зелёными дорожками.
5) Откуда-то прилетела сорока и отчаянно застрекотала.
6) Став лицом к солнцу, Вася пошёл в противоположную сторону и почти сразу же набрёл на крохотный родничок. (П. Проскурин.)
7) Полюбуйся: весна наступает…(И. Никитин.)
8) Север дышит ветром ночи полынь колышет. (И. Бунин.)
9) Смелый там найдёт, где робкий потеряет.
10) То солнце тусклое блеснёт, то туча чёрная висит.
11) Уже смеркалось, и в комнате стало темно.
12) Всё проходит, да не всё забывается.
Самопроверка по слайду, самооценка.
— Какие предложения вызвали затруднение?
— Укажите номера сложносочинённых предложение с общим второстепенным членом или общим придаточным. Знаки препинания не поставлены.
1) В сумерки в небе начали появляться первые звёзды и зажглись огни па пароходах.
2) В такую погоду птица не вылетает из гнезда и зверь не покидает своей берлоги.
3) Душно стало в доме и я вышел на воздух освежиться.
4) На площади шёл митинг и звучали горячие речи ораторов.
5) На площади шёл митинг и я поспешил туда.
Самопроверка по слайду, самооценка.
Устное объяснение одного (двух) предложений.
Дополните сложносочинённое предложение общим второстепенным членом. Что изменится? Запишите полученные предложения.
Воздух стал чище, и свежее дышат люди.
Город кончался, и начиналось поле.
Дверь отворилась, и вошёл довольно высокий человек.
Конь остановился, и всадник резко побледнел.
К крыльцу подъехала бричка, и из неё вышла незнакомая дама.
Устный отчёт о выполнении, сопоставление со слайдом-образцом. Самооценка.
Игра «Превращения»: превратите простые предложения в сложносочинённые. Запишите.
1)Степь покрылась цветами и травами. Это буйное цветение длилось недолго.
2)Недавно прошёл дождь. Дорога уже сухая.
3) Плуг врезается в землю, медленно переворачивая тяжёлые пласты.
4) Сверкнул луч солнца и всё вокруг преобразил.
Расставьте (в карточке) знаки препинания в сложносочинённом предложении, осложнённом другими пунктограммами.
Море будто шепчет что-то посылая волну за волной и этот монотонный шёпот успокаивает.
Выйдите рано утром в сад и может быть вы увидите удивительные вещи.
Морозно и словно радуясь чему-то лучисто улыбается солнышко.
Проплывали мимо небольших деревушек спускавшихся к реке и каждая из них была по-своему замечательна.
— Какие предложения вызвали затруднения? Вернёмся к их разбору на следующих уроках.
— Вернёмся к 1 заданию и назовём верные утверждения.
Выберите любой уровень задания.
2 – упражнения 61, 63 часть 2 (на конструирование);
3 – Сочинение-миниатюра с использованием сложносочинённых предложений. Темы: «Вот и осень на порог пожаловала», «Ветер», «Радуга», «Гроза».
Морозно и будто радуясь чему то лучисто
Определите сложносочинённое предложение.
А) Изобразить чувство, которое я испытывал в то время, очень трудно.
В) Но самой реки не было видно: она пряталась за рощей.
С) Зелёный свет погас, и не стало видно теней.
D) Не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза.
Е) Я прошёл мимо куста, где пел соловей.
Правильный ответ: С
Определите сложносочинённое предложение, в котором события происходят одновременно.
А) Жизнь пернатых начала замирать, зато стала просыпаться жизнь крупных четвероногих.
В) То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит.
С) Или же я не понимаю, или же ты не хочешь меня понять.
D) Нина переводит глаза то на Любку, то на Олю.
Е) Люди сильно проголодались, лошади тоже нуждались в отдыхе.
<Правильный ответ>=Е
Определите сложносочинённое предложение с соединительным союзом:
А) Освещённое окно в третьем этаже стукнуло и отворилось, и мы увидели тёмную голову Аси.
В) Охотник укладывал и носил камни, не отдыхая.
С) Лес молчит, но это молчание не прежнее, а живое, ждущее.
D) Они поглядывали то на нас, то на дым из очагов, подымавшийся в небо.
Е) Не то это было раннее утро, не то уже наступал вечер.
Правильный ответ: А
Определите сложносочинённое предложение с противительным союзом:
А) Гром прошёл по небу, а тучи, как птицы, с криком неслись против ветра.
В) Не то было раннее утро, не то уже наступал вечер.
С) В акациях прошумел ветер, и пушечным ударом прокатился над морем гром.
D) Ветер задует, и загудят сосны, как колокола.
Е) То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит.
Правильный ответ: А
Определите сложносочинённое предложение с разделительным союзом:
А) Начинает пахнуть сирень, и цветёт жёлтая акация.
В) В ёлках нависла синяя тишина, а плакучие берёзы опустили вниз свои зелёные косы.
С) Только изредка прошумят старые вербы, или прогудит высоко над домом самолёт.
D) Хватил первый мороз, но с неба откуда-то капает.
Е) Маячат далёкие горы, да однообразно желтеют пологие холмы.
Правильный ответ: С
Определите сложное предложение.
А) В городе не было нигде ни единого огня, ни одной живой души.
В) Весь день пеликан бродил вокруг нас, шипел и кричал, но в руки не давался.
С) Она говорила скучновато, или устало, очень медленно и внятно.
D) Иди в огонь за честь отчизны, за убежденья, за любовь.
Е) К вечеру небо очистилось от туч, и ночь обещала быть холодной.
Правильный ответ: Е
Определите сложносочинённое предложение только с соединительным союзом.
А) Соловьи давно перестали петь, а сонливый свист встрепенувшейся птички только усугублял тишину.
В) Музыка гремит, и танцующие пары кружатся всё быстрее и быстрее.
С) То ветер подует и тронет верхушки берёз, то лягушки зашелестят в прошлогодней траве.
D) Ночь ещё только обняла небо, а Бульба уже лёг спать.
Е) Море швырялось жёлтой пеной, а к полудню оно поднялось мутными ровными валами.
Правильный ответ: В
Определите сложносочинённое предложение.
А) Я прошёл мимо куста, где пел соловей.
В) Изобразить чувство, которое я испытывал в то время, очень трудно.
С) Роща не издавала ни звука, и в этом молчании чувствовалось что-то гордое, сильное, таинственное.
D) Не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза.
Е) Но самой реки не было видно: она пряталась за рощей
Правильный ответ: С
Определите сложносочинённое предложение с соединительным союзом:
А) Морозы всё время стояли трескучие, и зима затянулась.
В) Не то это было раннее утро, не то уже наступал вечер.
С) Они поглядывали то на нас, то на дым из очагов, подымавшийся в небо.
D) Лес молчит, но это молчание не прежнее, а живое, ждущее.
Е) Охотник укладывал и носил камни, не отдыхая.
Правильный ответ: А
Определите сложносочинённое предложение с противительным союзом:
А) Ночью шёл тихий дождь, но утром погода разгулялась.
В) То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит.
С) В акациях прошумел ветер, и пушечным ударом прокатился над морем гром.
D) Не то было раннее утро, не то уже наступал вечер.
Е) Ветер задует, и загудят сосны, как колокола.
Правильный ответ: А
Определите сложносочинённое предложение с разделительным союзом:
А) Маячат далёкие горы, да однообразно желтеют пологие холмы.
В) В ёлках нависла синяя тишина, а плакучие берёзы опустили вниз свои зелёные косы.
С) То нагоняло чёрные тучи, то с неба лился прохладный весенний свет.
D) Начинает пахнуть сирень, и цветёт жёлтая акация.
Е) Хватил первый мороз, но с неба откуда-то капает.
Правильный ответ: С
Определите сложносочинённое предложение с противительным союзом.
А) Из туч то летит холодный дождь, то вдруг повалит водянистый снег.
В) Люди сильно проголодались, лошади тоже нуждались в отдыхе.
С) Ночь ложилась на горы, и туман начинал бродить в ущельях.
D) Бывали трудные ситуации в его жизни, но он всегда выходил из них с честью.
Е) Ни лист в роще не зашуршит, ни птица не запоёт.
Правильный ответ: D
Определите сложносочинённое предложение с соединительным союзом.
А) Ещё не взошло солнце, но заря огненно полыхала, освещая верхушки деревьев.
В) То мальчика влекло море, то он мечтал стать лётчиком
С) По обе стороны зажглись фонари, и в окнах домов показались огни.
D) Или ты сам признаешься, или кто-то укажет на твою ошибку.
Е) Ветра не было, но в саду всё падали листья.
Правильный ответ: С
Определите сложносочинённое предложение с разделительными союзами :
А) Либо ты посадишь на участке цветы, либо я займу его под овощи.
В) Падали только отдельные капли воды, и плеск их разносился очень далеко.
С) Странный старичок говорил очень протяжно, звуки его голоса также изумили меня.
D) Солнце ещё не всходило, но небо заметно посветлело.
Правильный ответ: А
Определите сложносочинённое предложение.
А) С чужим я либо робел, либо важничал.
В) Татьяна верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны.
С) Он слеп, упрям, нетерпелив, и легкомыслен, и кичлив.
D) Я пошёл лесной тропинкой, и всё вокруг показалось мне таинственным.
Е) Я видел его голову, спутанные волосы и опущенные плечи.
Правильный ответ: D
Определите сложносочинённое предложение с противительным и соединительным союзами.
А) Ещё зеленели липы, но высокие тополя совсем облетели, и бронзовые листья устлали дорожки.
В) Небо изливалось на них своим сильным светом, и оба они на гребне насыпи возвышались как изваяния.
С) То ли она рассказывает ему что-то дорогое, то ли он передаёт ей свои стариковские думы.
D) Слышались голоски лесных синичек, а лес ещё не шумел.
Е) Давным-давно исчезла тропа, и лес был незнакомый, дикий.
Правильный ответ: А
Определите сложносочинённое предложение, в котором союзы указывают на последовательность событий.
А) Буран стих, зато установился сильный мороз.
В) Пугачёв подал знак, и меня тотчас развязали и оставили.
С) Пусть перебирается в деревню во флигель, или я переберусь отсюда.
D) Доносится тревожный крик неуснувшей птицы, или раздаётся неопределённый звук.
Е) В душном воздухе то раздавались удары кирок о камень, то заунывно пели колёса.
Правильный ответ: В
Определите сложносочинённое предложение, состоящее из трёх предложений с разными союзами. (Знаки не расставлены)
А) Изредка вспыхивали длинные молнии но над нами уже виднелось кое-где синее небо и звёзды мерцали сквозь жидкие облака.
В) К нам приходили звуки то с той то с другой стороны.
С) Не то ему не передали приглашения не то он был занят.
D) Последние тени сливались да мгла глядела слепая, необъятная.
Е) В душном воздухе то раздавались удары кирок о камень то заунывно пели колёса.
Правильный ответ: А
Определите сложное предложение.
А) Скирды старой и новой соломы, большие и высокие, как дома, образовали целый город.
В) Внизу лежал белый снег, пушистый и холодный.
С) Трава, сгибаемая ударами ветра и дождя, ложилась на землю.
D) Говорят, пицундская голубая сосна подревнее мамонта.
Е) Казалось, вечная тишина должна стоять над этой вечной рекой, а воздух был полон грохота, скрежета.
Правильный ответ: Е
Определите сложносочинённое предложение с разделительным союзом.
А) День безветренный, но морозец крепкий, январский.
В) Был уже весенний месяц март, однако по ночам деревья трещали от холода, как в декабре.
С) Над потемневшими садами чуть заметно зажглись звёзды, и звуки понемногу затихли в станице.
D) Не то дождь пошёл, не то воробьи пробежали по крыше.
Е) Голова болела, сознание же было ясное, отчётливое.
Правильный ответ: D
Определите сложносочинённое предложение с противительным союзом.
А) Ни лист в роще не зашуршит, ни птица не запоёт.
В) Ночь ложилась на горы, и туман начинал бродить в ущельях.
С) Из туч то летит холодный дождь, то вдруг повалит водянистый снег.
D) Мой старый пёс стоит, насторожась, а снег уже блистает перламутром.
Е) Люди сильно проголодались, лошади тоже нуждались в отдыхе.
Правильный ответ: D
Определите предложение с разделительным союзом :
А) Доносится тревожный крик неуснувшей птицы, или раздаётся неопределённый звук.
В) Молод годами, да стар умом.
С) Солнце ещё не всходило, но небо заметно посветлело.
D) Палящий зной не спадал, и от притихшего океана веяло нежной прохладой.
Е) За окном медленно падал снежок, и ясный свет лежал на стенах комнаты.
Правильный ответ: А
Определите сложносочинённое предложение со всеми видами сочинительных союзов.
А) Свежеет ветер, а море злей и злей бурлит, и пена плещет на гранит, то приплывет пена, то отхлынет прочь.
В) Окна почти всегда замёрзлы и тусклы, и почти целую зиму мы никуда не ходили и не ездили.
С) Ни облака на туманном беловатом небе, ни малейшего ветра на снежных равнинах.
D) Люди сильно проголодались, лошади тоже нуждались в отдыхе.
Е) В полях тает, а в лесу ещё снег лежит нетронутый и деревья стоят в снежном плену.
Правильный ответ: А
Определите сложносочинённое предложение с соединительным и противительным союзами.
А) Редкие голубоватые звёзды мелькали между тучами над нами, и небо понемногу расчищалось, а тополя на обрывах чернели резче.
В) Давным-давно исчезла тропа, и лес был незнакомый, дикий.
С) То ли она не желала его видеть, то ли он решил больше не показываться ей на глаза.
D) Уже слышалось пение птиц, а лес ещё не ожил.
Е) Небо было светло-голубым, и солнце ярко освещало поляну.
Правильный ответ: А
Определите сложносочинённое предложение с общим второстепенным членом. (Знаки не расставлены)
А) Было сыро и пахло хвоей.
В) Ветер внезапно утих и пошёл мелкий дождь.
С) Поспеет земляника и начнётся ягодный сезон.
D) Лодка остановилась и рыбак бросил вёсла.
Е) Утром на восходе роса заливает травы и пахнет сладко хлебом из каждой избы.
Правильный ответ: Е
Определите сложносочинённое предложение, части которого назывные предложения.
А) В городском саду играл оркестр и пел хор песенников.
В) Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату.
С) В комнате стоял старый диван и висела старинная картина.
D) Вот солнечный блеск и Сена.
Е) Всходило солнце, и верхушки сосен вспыхивали багряными кострами.
Правильный ответ: D
Определите сложносочинённое предложение с соединительным союзом.
А) Люди сильно проголодались, лошади тоже нуждались в отдыхе.
В) Ещё не взошло солнце, но заря огненно полыхала, освещая верхушки деревьев.
С) Тихо, а синева повисла между ещё зелёными деревьями.
D) Из угрюмого враждебного неба льёт дождь, или мокрый падает снег.
Е) То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит.
Правильный ответ: А
Определите количество пропущенных запятых.
В одну из апрельских ночей вздохнул лёд на реке а утром начался быстрый как всегда ледоход и река разлилась на семь километров.
A) 2
B) 1
C) 3
D) 4
E) 5
Правильный ответ: С
Определите количество пропущенных запятых.
Местность кругом была ровная прятаться в ней было негде за исключением пожалуй кустарника росшего на опушке.
A) 1
B) 2
C) 3
D) 5
E) 4
Правильный ответ: D
Определите количество пропущенных запятых.
В сизых облаках вереницы белых журавлей летят на юг до лучших дней и чайки озера кричат им вслед и вьются над водой и звёзды ночью не блестят одетые сырою мглой.
A) 2
B) 4
C) 3
D) 5
E) 1
Правильный ответ: С
Цель урока: отработка умения различать простые предложения с однородными членами и сложносочиненные; определять значения сложносочиненных предложений с союзом и (одновременность — последовательность происходящих событий, явлений, действий).
I. Лексико-орфографическая работа.
Запись в тетрадях с объяснением постановки тире в предложении Прогресс — поступательное движение вперед, улучшение в процессе развития.
В ученический словарь записываются слова прогресс, прогрессивный (стремящийся к прогрессу). Устно с этими словами составляются предложения.
К прилагательному прогрессивный учащиеся подбирают синоним (передовой) и антонимы (отсталый, регрессивный, допотопный, консервативный, рутинный и пр.).
II. Проверка домашнего задания (упр. 52).
Учащиеся называют номера предложений, строение которых соответствует схемам:
III. Анализ предложений (по выбору учителя).
Предложения записываются под диктовку. В них выделяются грамматические основы; определяется, что связывает союз и — однородные члены или части сложного предложения; значение сложносочиненных предложений с союзом и (одновременность — последовательность действий); вид простых предложений, входящих в состав сложного; составляются схемы предложений.
1) Море вечно и неумолчно шумит и плещется. 2) Тихо плещется море, отражая на своей поверхности звезды, и постепенно успокаивает меня. 3) Море будто шепчет что-то, посылая к берегу волну за волной, и этот монотонный шепот успокаивает. 4) Буран крутит, швыряет снегом, и высвистывает, и заливается жутким воем. 5) Зимняя ночь тянулась долго-долго, и черные окна пустой дачи угрюмо глядели на обледеневший неподвижный сад. (JI. Андреев.) 6) Солнце палило немилосердно уже в десятом часу утра, и в комнатах с закрытыми окнами дышалось очень трудно. (Н. Случевский.) 7) Дождь беспрестанно лил в течение нескольких дней, и, к нашему огорчению, добраться до сторожки в ближайшее время мы не сумеем. 8) Сырость легкая, и, ежась, вздрагивает сад. (К. Ваншенкин.) 9) Выйдите рано утром в сад, и, может быть, вы увидите удивительные вещи. 10) Морозно, и, будто радуясь чему-то, лучисто улыбается солнышко. 11) Проплывали мимо небольших деревушек, спускавшихся к самой реке, и каждая из них была по-своему привлекательна.
Учащимся предлагается переделать (устно) 4-е предложение, убрав союзы и.
— В каком случае действие бурана передается стремительнее? Почему? Как называется такое средство выразительности? (Бессоюзие.)
IV. Объяснительный диктант.
У подъезда стояли широкие розвальни, и от лошадей шел густой туман. Володя уже стоял в сенях и развязывал башлык2. Его пальто, фуражка и волосы на висках были покрыты инеем, и, казалось, весь он с головы до ног издавал какой-то вкусный морозный запах. Мать и тетка бросились обнимать и целовать его. Двери заскрипели, и, подняв крик, в комнату вбежали сестры. Все смешалось в один сплошной радостный крик, продолжавшийся в течение нескольких минут.
Домашнее задание: § 8; упр. 62, 63.
1 Дополнительный материал по данной теме учитель найдет в пособиях: Богданова Г. А. Рабочая тетрадь по русскому языку. 9 кл. Ч. 1.— М., 2004; Богданова Г. А. Знаки препинания в предложениях с союзом и.— М., 2003.
2 Башлык — суконный теплый головной убор в виде широкого капюшона с длинными концами.
Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.
Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.
Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.
Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.
© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.