Мой ласковый и нежный зверь что за вальс
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Трансляции
—Статистика
История вальса Евгения Доги из фильма «Мой ласковый и нежный зверь»
✨История вальса Евгения Доги из фильма «Мой ласковый и нежный зверь»
Кадр из к-ф «Мой ласковый и нежный зверь».
Хотя Евгений Дога родился в Приднестровье (случилось это 1 марта 1937 года), он очень не любит когда его представляют «молдавским композитором» («А почему вы не объявляете «еврейский композитор Фельцман»?! Ненавижу, когда меня погружают в национальные штанишки. Лопнут они, не влезу я в них!»).
Нечто подобное композитор говорил и о своей песне «Белый город», с которой началась карьера, тогда ещё никому неизвестной, певицы Софии Ротару.
Е. Дога:
«…сегодня она является гимном Кишинёва, хотя слова «Кишинёв» в ней нет и не могло быть по моему сопротивлению от нажима ЦК. Это белый город, который есть в памяти каждого из нас, где бы он ни находился и в каком городе ни родился. Это — город-мечта. Белый, как белая птица. Поэтому его воспринимают все, как песня об их городе, песня для них».
Впрочем, песни в творчестве Евгения Дмитриевича встречаются нечасто. Зато его инструментальную музыку можно слышать во многих советских кинофильмах («Анна Павлова», «Восьмое чудо света», «Мария, Мирабела», «Зелёная волна», «Портрет жены художника», «Одиноким предоставляется общежитие» и др.).
Усилиями звукописца советского рока Андрея Тропилло музыка Доги даже попала в песни таких групп, как АКВАРИУМ (флейты из «Белого города» в «Снах о чём-то большем») и АЛИСА (женский вокализ «Берёзовая аллея» из к-ф «Гонки по вертикали» в «Экспериментаторе»).
Но, разумеется, самым главным «хитом», «визитной карточкой» и «нетленкой» композитора стал знаменитый вальс из фильма «Мой ласковый и нежный зверь» (1978), который многие (не без оснований) считают одним из лучших вальсов XX века. А так как Евгений Дмириевич в своих интервью никогда не ленился отвечать на постоянные вопросы об этом вальсе, то мы можем восстановить его историю довольно подробно.
Начать придётся издалека — с того момента, как в конце 1950-х годов Евгений Дога познакомился с режиссёром Эмилем Лотяну, без которого этот вальс вряд ли бы появился на свет. Первой совместной работой двух творцов стал фильм «Лаутары» (1972), где композитор впервые работал с молдавским фольклором.
Однако настоящий всесоюзный успех снискал второй фильм Лотяну и Доги — «Табор уходит в небо» (1976). Многие до сих пор думают, что в этом фильме звучат обработки цыганского фольклора и очень удивляются, когда узнают, что вся музыка полностью оригинальная — просто очень талантливо стилизованная.
Е. Дога:
«…больше всего проблем было с цыганами, они посчитали, что их искусством должны заниматься только они сами, а не какие-то там молдаване… Мы с Лотяну им тогда ответили: цыгане делают цыганщину, а мы сделаем из этого классику, потому что по-другому не умеем».
Похожие сложности возникли, когда Эмиль Лотяну взялся за следующий фильм — «Мой ласковый и нежный зверь», снятый по мотивам повести А. Чехова «Драма на охоте» (1885). Комиссия не хотела, чтобы музыку писал Дога — мол, одно дело цыгане и молдаване, а другое дело — русская классика. Тем не менее, Догу утвердили, и работа над музыкой началась — причём задолго до съёмок.
Е. Дога:
«Мы сразу же оговаривали, что должно звучать в каждом эпизоде. Эмиль был одним из немногих, кто снимал под фонограмму. В основном режиссёры вставляют мелодии в готовый видеоряд…».
Евгений Дога и Эмиль Лотяну.
Первое обсуждение музыки к «Зверю» состоялось ещё в начале 1976 года. Поначалу думали использовать для сцены свадьбы Оленьки Скворцовой какой-нибудь аутентичный вальс XIX века. Но в фонотеке ничего подходящего не нашлось, и тогда композитор заявил, что сочинит вальс сам.
Е. Дога:
«…можно было писать что угодно или вообще ничего не писать, взять что-то из фонотеки, потому что мало ли, под что там танцуют? Но я сказал, что буду писать вальс. Потом я осознал, что Штраус создал эталон, и надо быть очень наглым, чтобы себе это позволить».
Впоследствии об этом своём обещании Дога, чуть было, не пожалел…
Дело в том, что с момента того разговора прошло много времени, и Евгений Дмитриевич стал работать над каким-то другим саундтреком. Поэтому, когда Лотяну вызвал его в подмосковную усадьбу Валуево, где снимался фильм, и потребовал обещанный вальс, оказалось, что ничего ещё не готово. А ведь до съёмок сцены свадьбы оставалось всего два дня!
Кадр из к-ф «Мой ласковый и нежный зверь».
Режиссёр буквально рассвирепел, поэтому Дога срочно начал копаться в своих черновых набросках (благо их у него хватало). Первые два наброска Лотяну не понравились. Перспективным показался лишь третий — с несколькими нотами, начертанными зелёными чернилами. Режиссёр заставил композитора прямо при нём развить эту тему и, уходя, сказал, чтобы завтра вальс был не только дописан, но и записан.
Е. Дога:
«Я пользовался минимальными средствами, потому что не было времени. Оркестровку сделал прозрачной, добавил хор – эти подголоски я не придумывал, они родились вместе с музыкой. Я поменял местами линии хора и скрипок, раздвинул каноны – и получилась очень интересная драматургия с убыстрением и замедлением темпа».
Так как Дога сочинял эту музыку на скорую руку, то она показалась ему слишком простой — всего лишь две повторяющиеся мелодии! Поэтому композитор очень беспокоился, как воспримут его вальс музыканты оркестра. Лишь когда после записи музыканты стали восторженно стучать смычками (аналог аплодисментов), Дога приободрился.
Похожую реакцию вальс вызвал и у присутствующих на съёмочной площадке. Всем казалось, что они слышат какую-то неизвестную классику.
Эмиль Лотяну и Галина Беляева (исполнительница роли Оленьки) на съёмках фильма «Мой ласковый и нежный зверь». Впоследствии 42-летний режиссёр женится на 18-летней актрисе.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Метки
Женский образ в живописи 18-20 веков часть 1
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
✨История вальса Евгения Доги из фильма «Мой ласковый и нежный зверь»
Кадр из к-ф «Мой ласковый и нежный зверь».
Хотя Евгений Дога родился в Приднестровье (случилось это 1 марта 1937 года), он очень не любит когда его представляют «молдавским композитором» («А почему вы не объявляете «еврейский композитор Фельцман»?! Ненавижу, когда меня погружают в национальные штанишки. Лопнут они, не влезу я в них!»).
Нечто подобное композитор говорил и о своей песне «Белый город», с которой началась карьера, тогда ещё никому неизвестной, певицы Софии Ротару.
Е. Дога:
«…сегодня она является гимном Кишинёва, хотя слова «Кишинёв» в ней нет и не могло быть по моему сопротивлению от нажима ЦК. Это белый город, который есть в памяти каждого из нас, где бы он ни находился и в каком городе ни родился. Это — город-мечта. Белый, как белая птица. Поэтому его воспринимают все, как песня об их городе, песня для них».
Впрочем, песни в творчестве Евгения Дмитриевича встречаются нечасто. Зато его инструментальную музыку можно слышать во многих советских кинофильмах («Анна Павлова», «Восьмое чудо света», «Мария, Мирабела», «Зелёная волна», «Портрет жены художника», «Одиноким предоставляется общежитие» и др.).
Усилиями звукописца советского рока Андрея Тропилло музыка Доги даже попала в песни таких групп, как АКВАРИУМ (флейты из «Белого города» в «Снах о чём-то большем») и АЛИСА (женский вокализ «Берёзовая аллея» из к-ф «Гонки по вертикали» в «Экспериментаторе»).
Но, разумеется, самым главным «хитом», «визитной карточкой» и «нетленкой» композитора стал знаменитый вальс из фильма «Мой ласковый и нежный зверь» (1978), который многие (не без оснований) считают одним из лучших вальсов XX века. А так как Евгений Дмириевич в своих интервью никогда не ленился отвечать на постоянные вопросы об этом вальсе, то мы можем восстановить его историю довольно подробно.
Начать придётся издалека — с того момента, как в конце 1950-х годов Евгений Дога познакомился с режиссёром Эмилем Лотяну, без которого этот вальс вряд ли бы появился на свет. Первой совместной работой двух творцов стал фильм «Лаутары» (1972), где композитор впервые работал с молдавским фольклором.
Однако настоящий всесоюзный успех снискал второй фильм Лотяну и Доги — «Табор уходит в небо» (1976). Многие до сих пор думают, что в этом фильме звучат обработки цыганского фольклора и очень удивляются, когда узнают, что вся музыка полностью оригинальная — просто очень талантливо стилизованная.
Е. Дога:
«…больше всего проблем было с цыганами, они посчитали, что их искусством должны заниматься только они сами, а не какие-то там молдаване… Мы с Лотяну им тогда ответили: цыгане делают цыганщину, а мы сделаем из этого классику, потому что по-другому не умеем».
Похожие сложности возникли, когда Эмиль Лотяну взялся за следующий фильм — «Мой ласковый и нежный зверь», снятый по мотивам повести А. Чехова «Драма на охоте» (1885). Комиссия не хотела, чтобы музыку писал Дога — мол, одно дело цыгане и молдаване, а другое дело — русская классика. Тем не менее, Догу утвердили, и работа над музыкой началась — причём задолго до съёмок.
Е. Дога:
«Мы сразу же оговаривали, что должно звучать в каждом эпизоде. Эмиль был одним из немногих, кто снимал под фонограмму. В основном режиссёры вставляют мелодии в готовый видеоряд…».
Евгений Дога и Эмиль Лотяну.
Первое обсуждение музыки к «Зверю» состоялось ещё в начале 1976 года. Поначалу думали использовать для сцены свадьбы Оленьки Скворцовой какой-нибудь аутентичный вальс XIX века. Но в фонотеке ничего подходящего не нашлось, и тогда композитор заявил, что сочинит вальс сам.
Е. Дога:
«…можно было писать что угодно или вообще ничего не писать, взять что-то из фонотеки, потому что мало ли, под что там танцуют? Но я сказал, что буду писать вальс. Потом я осознал, что Штраус создал эталон, и надо быть очень наглым, чтобы себе это позволить».
Впоследствии об этом своём обещании Дога, чуть было, не пожалел…
Дело в том, что с момента того разговора прошло много времени, и Евгений Дмитриевич стал работать над каким-то другим саундтреком. Поэтому, когда Лотяну вызвал его в подмосковную усадьбу Валуево, где снимался фильм, и потребовал обещанный вальс, оказалось, что ничего ещё не готово. А ведь до съёмок сцены свадьбы оставалось всего два дня!
Кадр из к-ф «Мой ласковый и нежный зверь».
Режиссёр буквально рассвирепел, поэтому Дога срочно начал копаться в своих черновых набросках (благо их у него хватало). Первые два наброска Лотяну не понравились. Перспективным показался лишь третий — с несколькими нотами, начертанными зелёными чернилами. Режиссёр заставил композитора прямо при нём развить эту тему и, уходя, сказал, чтобы завтра вальс был не только дописан, но и записан.
Е. Дога:
«Я пользовался минимальными средствами, потому что не было времени. Оркестровку сделал прозрачной, добавил хор – эти подголоски я не придумывал, они родились вместе с музыкой. Я поменял местами линии хора и скрипок, раздвинул каноны – и получилась очень интересная драматургия с убыстрением и замедлением темпа».
Так как Дога сочинял эту музыку на скорую руку, то она показалась ему слишком простой — всего лишь две повторяющиеся мелодии! Поэтому композитор очень беспокоился, как воспримут его вальс музыканты оркестра. Лишь когда после записи музыканты стали восторженно стучать смычками (аналог аплодисментов), Дога приободрился.
Похожую реакцию вальс вызвал и у присутствующих на съёмочной площадке. Всем казалось, что они слышат какую-то неизвестную классику.
Эмиль Лотяну и Галина Беляева (исполнительница роли Оленьки) на съёмках фильма «Мой ласковый и нежный зверь». Впоследствии 42-летний режиссёр женится на 18-летней актрисе.
Мой ласковый и нежный зверь что за вальс
Дога Вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь»
У некоторых композиторов есть такие произведения, которые не только называют бесценными шедеврами, достойными определения в сокровищницу мировой музыкальной культуры, но и визитными карточками их создателей. Таких творений достаточно много, и перечислить их все невозможно, но вот некоторые из них. Если мы слышим трепетную музыку « Лебедя », то сразу вспоминаем Камиля Сен-Санса. Зажигательный « Танец с саблями » сразу ассоциируется с Арамом Хачатуряном, а проникновенная музыка Вальса из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» с композитором Евгением Догой. Эта великолепная композиция завоевала такую огромную любовь аудитории, что её называют не только самым известным киновальсом, но и вальсом двадцатого столетия.
Историю создания Вальса из фильма «Мой ласковый и нежный зверь», интересные факты и содержание произведения читайте на нашей странице.
История
К 1978 году, который ознаменовался созданием увенчанного славой вальса из фильма «Мой ласковый и нежный зверь», Евгений Дога уже был известным композитором, отмеченным почётным званием Заслуженный деятель искусств Молдавской ССР. Он создавал талантливые произведения в самых разных жанрах, но помимо того являлся успешным автором музыки к многочисленным кинолентам.
Евгений стал увлекаться композицией будучи студентом Кишинёвской консерватории, где он обучался с 1955 года игре на виолончели . Уже на втором курсе одарённый музыкант впервые представил на суд широкой аудитории свои песни, и одной из первых исполнительниц его сочинений стала в то время начинающая певица Мария Биешу. Сразу после окончания учёбы Евгений вновь поступает в консерваторию, теперь на композиторское отделение. Но вскоре в жизни музыканта произошла непредвиденная беда – у него стала отниматься левая рука. Для молодого исполнителя, который работал в оркестре радио и телевидения Молдавии, это было большим несчастьем. Несмотря на такое испытание Евгений не упал духом и не стал отчаиваться, он устроился преподавателем в музыкальное училище и даже разработал учебник по теории музыки.
Помимо этого, в данный период Дога продолжает много сочинять, и его композиции в республике приобретают достаточную известность. Так, в 1967 году молдавский режиссёр Георге Водэ, который до того специализировался на документалистике, решил снять свой первый художественный фильм под названием «Нужен привратник». Для музыкального оформления киноленты постановщик обратился к Доге. Для Евгения это был дебют, впоследствии сыгравший значимую роль в жизни и начавший его интенсивную карьеру кинокомпозитора. Практически сразу Дога стал востребован то у одного, то у другого режиссёра. В год из-под его пера выходила музыка к четырём, пяти, а иногда и шести фильмам. Помимо Георге Водэ Евгения приглашали к творческому сотрудничеству такие режиссёры как Валериу Гажиу, Влад Иовицэ, Василе Паскару.
Исследуя интонационные особенности танцев того времени и для этого перерыв уйму материала, Евгений ничего интересного для себя не нашёл и, назвав всё найденное дребеденью, на время забыл о просьбе Лотяну. К тому же композитор, как всегда, был весьма загружен, ведь в работе у него было ещё несколько фильмов.
В начале лета 1978 года вся съёмочная группа фильма «Мой ласковый и нежный зверь» собралась в подмосковной усадьбе Валуево. Туда же был вызван оркестр и соответственно композитор, чью музыку коллектив должен был исполнять и записывать. Первый вопрос, который режиссёр задал Доге, когда к нему зашёл в гостиничный номер, был вопрос о вальсе и, поняв, что музыки танца нет, он не на шутку разозлился. В ответ Евгений стал наигрывать один мотив за другим с эскизных нотных листков и музицировал до тех пор, пока Лотяну не сказал: «Это то, что надо». Затем импровизационно развив облюбованную тему, композитор окончательно успокоил режиссёра. Наконец около полуночи оставшись один, Дога засел за работу над произведением.
К утру вальс был готов и уже вечером исполнен оркестром, музыканты которого после первого проигрывания стали выражать свой восторг, стуча смычками по пультам. Впоследствии участники съёмочной группы как заворожённые раз за разом прослушивали произведение, восхищаясь тем, что такая очаровательная музыка могла быть придумана и написана за одну ночь.
Прошло время, и фильм «Мой ласковый и нежный зверь» был выпущен на экраны, сразу став лидером проката, а вальс, не успев отзвучать в кинотеатрах тут же «пошёл в народ».
Интересные факты
Содержание
Вальс Евгения Доги к фильму «Мой ласковый и нежный зверь». Полную эмоциональной выразительности музыку этой композиции, которая лейтмотивом звучит на протяжении всей киноленты, можно охарактеризовать разными эпитетами. Она торжественная, но в то же время неуклонно возрастающая по накалу, и волнующая, так как полна предчувствий трагических событий.
Вторая фраза начинается с тех же звуков, что и первая. Её мелодическая линия немного видоизменяется, но тоже заканчивается скрипичными стенаниями. В следующем предложении музыкальный материал постепенно активизируется. С каждой новой фразой мелодия утрачивает изначальную аристократичность, поднимается выше, набирает силу, ускоряется в темпе и в динамичном напряжении подводит к следующей части, которая исполняется всем оркестром и отличается таким эмоциональным напором, что напоминает безудержное движение в вихревом потоке. Вторая часть, как и первая, включает в себя два предложения, составляющие восьмитактовый период. Затем характер музыки резко меняется, так как вновь повторяется главная тема, только теперь в исполнении солирующей флейты она звучит весьма печально. Однако вскоре опять происходит динамическое развитие, приводящее к эмоционально выразительным порывам. Далее тематический материал, распределяющийся согласно схеме и ещё более наполняемый энергетикой, приближает к кульминации, которую автор, согласно драматургии композиции, наметил в конце произведения.
Вальс Евгения Доги из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» и в нынешнее время пользуется такой же невероятной популярностью, как сорок лет назад, когда он впервые прозвучал с экранов кинотеатров. Эта очаровательная мелодия покоряет мировые концертные залы. Мы часто слышим её не только в теле и радиопередачах, но также на улицах и переходах метро в исполнении самодеятельных музыкантов. Однако самое трогательное, что она вместе со «Свадебным маршем» Мендельсона часто звучит во Дворцах бракосочетаний и сегодня воспринимается как гимн безграничной и негаснущей любви.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Дога Вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь»
История вальса из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь» (4 фото + 4 видео)
Эмиля Лотяну и Евгений Дога
Романтический вальс из мелодрамы композитор написал в подмосковной усадьбе Валуево, импровизируя на фортепиано, за одну летнюю ночь. Услышавшая и станцевавшая его первой исполнительница главной роли Галина Беляева, как и все на съёмочной площадке, подумала, что звучит ранее неизвестная классика из далёкого прошлого, — и была ошеломлена, узнав, что произведение оригинальное, только что сочинённое.
Галина Беляева и Эмиль Лотяну
Торжественный, неуклонно возрастающий по накалу и в то же время волнующий, полный тревожных предчувствий вальс сильно добавил картине эмоциональной выразительности, способствовал необыкновенной популярности мелодрамы Лотяну, которого многие критики упрекали за слишком вольное обращение с литературным материалом и нарочитые цыганские мотивы.
В результате альянса режиссёра и композитора фильм стал самым зрелищным и успешным в прокате среди экранизированных произведений Чехова. Вальс ждала своя самостоятельная жизнь: он стал культовой любовной мелодией, многие молодожёны выбирают его для своего первого свадебного танца, музыка часто звучит по радио и ТВ.
«Чувствовал эту славу и я: никогда не забуду огромный хвост очереди в музыкальном магазине на Садовом кольце, где продавали пластинки с музыкой к фильму «Мой ласковый и нежный зверь» — вспоминал впоследствии композитор.
Вальс из фильма востребован на массовых театрализованных постановках, музыкально иллюстрировал открытие олимпиад — 1980 года в Москве и 2014 года в Сочи.
Мелодия уверенно «пошла в народ», исполняется не только профессионалами, но и уличными музыкантами, звучит в подземных переходах, на станциях метро и на улицах, её часто используют хореографы и спортсмены для постановки балетных и танцевальных номеров как на паркете, так и на льду.
Произведение Доги из фильма «Мой ласковый и нежный зверь» называют самым известным в мире киновальсом.