Мозаика и пазл в чем разница
Что такое пазл?
В детстве многие любили собирать картинки из множества разных кусочков. Это могли быть небольшие изображения персонажей книг и мультфильмов, или же огромные пейзажи. Все прекрасно знали, что это, но процесс заимствования слов неумолимо продолжался. В результате некоторые интересуются, что такое пазл.
Ответ на вопрос очень прост – это мозаика, всё та же простая мозаика, столь любимая многими детьми. Просто на английском она называется puzzle, и, с течением времени, это слово стало применяться и в русскоговорящих странах.
Что такое пазл?
Итак, пазл – что это такое? Так называют головоломку, цель которой – собрать, с помощью имеющегося образца, готовую картинку из множества небольших кусочков. Они должны подходить друг другу не только по внешнему виду, но и по строению – ничто не должно мешать сцеплению элементов.
Нередко слово пазлы используется в качестве непосредственного синонима понятию головоломка. Оно, в свою очередь, имеет ряд разнообразных значений, в том числе и жанр компьютерных игр. В этом случае пазл будет обозначать проект, цель которого заключается в разрешении какой-то логической задачи.
Как правило, от игрока требуется обладание логикой, хотя нередко приходится выстраивать стратегию или просто полагаться на интуицию. В большинстве случаев, под пазлами-головоломками понимают простые игрушки, вроде тетриса или Сапера, но существуют и более масштабные проекты.
Myst и The Witness
Эти игры являются яркими примерами пазлов внутри полноценной игры (вторая больше, чем первая). Игровой процесс заключается в перемещении по открытому миру с возможностью находить книги или видеозаписи, немного приоткрывающие завесу тайны общей истории. Геймплей основан на решении головоломок – пазлов, частенько выступающих в виде лабиринтов, хотя встречаются и другие варианты.
Myst считается графическим квестом, поэтому понятие пазла не может относиться к нему в полной мере. В этой игре также имеется взаимодействие с предметами, в то время как The Witness практически полностью сосредоточена на головоломках. Так или иначе, оба проекта требуют от игрока решения множества пазлов, хотя не обязательно находить их все для того, чтобы увидеть финал.
Виды пазлов
Как правило, людей интересует, что такое пазл в классическом понимании. Интересно, что такая простая вещь как мозаика имеет несколько видов и модификаций. К счастью, цель всегда одна – используя множество элементов, нужно получить полноценное изображение.
В первую очередь, мозаики подразделяют по количество составляющих. Чем их больше, тем труднее процесс сборки. С детства многие сталкивались с вариантами, состоящими приблизительно из 12-20 кусочков, однако классическим количеством считается 54.
Интересно, что мозаика, имеющая меньше 260 элементов, относится к детской, в то время как далеко не каждый взрослый сумеет справиться с подобной головоломкой.
Количество кусочков может определять конечный размер пазла. Если он не превышает 50 см, то считается небольшим. В мире встречаются особо крупные варианты, размер которых достигает нескольких метров. К классическим габаритам относятся картинки из 500 элементов, достигающих 47×33 сантиметров.
Разумеется, количество кусочков не всегда определяет размер картины. Она может быть совсем небольшой, но состоять из огромного множества элементов, или, наоборот, иметь внушительные габариты как в целом, так и у составляющих. Как правило, самые большие пазлы (количество элементов превышает 6 тысяч) – это изображения из Библии, копии знаменитых картин или древние карты.
Наконец, сегодня многие сталкиваются с современными видами мозаик:
Трехмерные мозаики нередко применяются в сфере архитектуры, а также для демонстрации достопримечательностей и техники.
Мозаика и пазл в чем разница
Пазл (или мозаика) – это игра-головоломка, в которой необходимо собрать одну картинку из множества фрагментов различной формы. Слово «пазл» переводится с английского как «загадка» или «головоломка». Вариаций у пазлов множество. К ним относятся классические пазлы из картона и фетра, объемные пазлы из дерева, мягкие и 3D-пазлы, а также рамки-вкладыши и разрезные картинки. Точных сведений, где и когда именно появились первые пазлы, нет.
Существует множество версий, самая распространённая из них – в 1760 году издатель, гравёр и картограф Джон Спилсбери придумал увлекательную головоломку. Предварительно наклеенную на деревянную основу чёрно-белую карту он распилил на несколько кусков по линиям государственных границ. В качестве развлечения было предложено собрать карту заново. Изначально пазлы использовали как обучающее пособие. До конца 19 века такая головоломка была только на деревянной основе. Позже её заменили на более дешёвый материал – картон. Только в начале 20 века в США был открыто первое фабричное производство пазлов. Игра настолько понравилась людям, что началось массовое производство этих головоломок, которое в свою очередь значительно снижало на них цену.
С начала 1909 года и по сегодняшний день принцип производства изменился не сильно. Изображение, напечатанное на картонной основе, разрезается с помощью перфоратора на множество маленьких деталей. Популярность пазлов не обошла и Россию. Уже в середине 19 века эта игра была распространена на территории нашей страны, только называлась она смешным словом на немецкий манер «пузеля». Пузеля состояли из множества фрагметов, обычно их число не превышало ста штук. В советский период пазлы практически исчезли из магазинов, популярность к ним вернулась только к концу 20 века. Существуют пазлы разной сложности и для разных возрастных категорий. Основной критерий сложности – это число фрагментов, входящих в состав целой картинки. Чем оно выше, тем сложнее игра.
По сложности пазлы делятся на:
На пазлах для малышей размещаются преимущественно простые картинки, мультипликационные персонажи, животные, растения и т.п. Для деток по-старше используются уже более сложные изображения (фотографии, сцены из популярных фильмов, пейзажи, фантастические картины). На больших пазлах также используются панорамные фотографии, пейзажи, старинные географические карты и даже репродукции картин известных художников. Помимо классических двухмерных (плоских) пазлов, существуют трёхмерные объёмные (3D-пазлы), «мягкие», предназначенные для детей, и компьютерные пазлы.
Выступы каждого элемента пазла могут быть различных видов. Самые распространённые имеют прямоугольную форму (с выступами и выемками), но встречаются элементы треугольной, круглой, овальной и других форм. В Трёхмерное пространство в пазлах объект требуется составить из множества фрагментов рисунка в трёхмерном пространстве, в итоге получается своего рода конструктор, только более сложный. Обычно 3D-пазлы представляют собой различные архитектурные здания, фрукты, машинки, корабли и прочее. Такие поделки можно делать не только из пластиковых деталей. Интересны объёмные головоломки, в которых из картонных фрагментов нужно сделать фигурную конструкцию в виде шара или вазы.
Целью игры в пазл является получение единой картины из отдельных ее элементов. Пазл – это интересный и оригинальный подарок как для ребёнка, так и для взрослого. Игра с пазлами развивает аккуратность, образное и логическое мышление, способность принимать сложные решения, внимание и фантазию, терпение и усидчивость, а также укрепляет память и стимулирует творческий потенциал. Пазлы также учат воспринимать связи между целой картинкой и ее фрагментами, помогают развить мелкую моторику, координацию движений и сенсорику. Управляясь с маленькими фрагментами, движения рук у детей становятся более осмысленными и четкими. В будущем это позволяет избежать проблем с речью и почерком.
Преимущественно пазлы изготавливают из картона, также в магазинах можно встретить объёмные, фигурные мозаики из пластика, в последнее время большой популярностью пользуются большие модульные коврики-пазлы из ПВХ. Кроме того, большую популярность набирают наборы пазлов с велюровым напылением или светящиеся, которые при наступлении темноты начинают поблёскивать В российских магазинах представлены наборы пазлов следующих производителей: Steppuzzle, Astrel, Castroland, Ravensburger.
Роль пазлов и детской мозаики в развитии ребёнка
Роль пазлов и детской мозаики в развитии ребёнка
Что такое мозаика?
Мозаика — это особый вид творчества, это способ создания картинок, узоров, изображений с помощью мелких кусочков (деталей) разных цветов. Кусочки могут быть изготовлены из разных материалов (пластмассы, керамики, камешков, ракушек моллюсков и прочего) и представляют собой фишечки разных геометрических форм, почти плоские или на «ножке», или объемные фигурки.
В чем польза мозаики?
Ребенок, который умеет правильно складывать фишки и составляет самостоятельно простейшие узоры, кажется, не делает ничего необычного.
Но не все так просто! Во время перекладывания мелких частей мозаики ребенок совершает настолько разные действия — от рассматривания картинки в инструкции до сопоставления деталей по форме и цвету и выкладывания их на поверхности, что игру с мозаикой, в конечном итоге, никак нельзя назвать простым «убиванием времени».
Складывание мозаики принципиально отличается от рисования. Если с карандашом в руке ребенок мыслит почти молниеносно, и образ на холсте (рисунок домика, солнышка, человечка, цветка в альбоме) создается спонтанно, то при работе с мозаикой создание изображение требует удержания внимания на более длительный срок. Сам рисунок может претерпевать некоторые изменения и в итоге быть несколько иным, чем в инструкции. В целом, конечно, это и есть рисование, но рисование точечное (то есть фишками по точкам).
У малыша при игре с мозаикой стимулируется развитие:
— постановки цели и стремления выполнить ее;
— мелкой моторики пальцев;
— логического мышления;
— образного мышления и воображения;
— художественного вкуса.
Одним словом, составляя картинку из деталей мозаики, малыш фантазирует. А это служит мощным средством в психосоматическом развитии.
Роль пазлов в развитии детей.
◊ Развивают мелкую моторику. Малыш берет детали пазлов пальчиками, перекладывает их, перебирает, собирает в целостную картину. Это и есть воздействие на уровне мелкой моторики. Ее развитие играет огромную роль для развития многих навыков ребенка.
◊ Развитие логического мышления. Прежде, чем положить деталь в то или иное место, ваше чадо размышляет. И чем больше головному мозгу ребенка давать возможности так размышлять, тем лучше.
◊ Развитие пространственного и абстрактного мышления. Это одна из главных характеристик пазлов. Они способствуют тому, что малыш учится представлять предмет, картину в пространстве, не видя ее перед глазами. Таким образом у ребенка развивается фантазия, когда он способен придумывать что-то или представлять то, чего в данный момент нет перед ним.
◊ Учат пониманию того, что все в этом мире состоит из частей, деталей. И если их собрать вместе, правильно подобрать одну к другой, то получится реальный предмет.
◊ Развивают понятие больше-меньше. То есть существуют пазлы, где частей мало или много.
Развитие мозга ребенка зависит от действий и манипуляций в окружающем мире вокруг него. Игры пазлы для малышей предусматривают многие ключевые возможности. Дети учатся работать непосредственно с окружающей их средой и изменяют его форму и внешний вид, когда они работают с пазлами. Следует отметить, что многие из пазлов являются сложными и требуют повторных попыток для того, чтобы собрать их. Пазлы можно собирать вместе в группе, это сближает участников, это заставляет их думать, решать проблемы, принимать решения коллективно!
Мозаика и пазл
Стоят рядышком на полках детских магазинов. Мозаика – дама почтенная, с тысячелетней «неигровой» историей. Пазл еще совсем мальчишка. И трехсот лет не наберется. Они такие разные и все-таки они вместе.
Итак, пазл учит работать по образцу, а мозаика – тому же, плюс развивает творческие способности. Но из этого вовсе не следует, что пазл хуже мозаики. Оба они хорошая зарядка для ума. Пазл тренирует память и внимание. А еще это прекрасное успокаивающее средство. Помогает утихомирить маленьких буянов.
За годы существования в детской среде наши герои обросли таким количеством разновидностей, что разобраться в этом довольно сложно. Но мы попробуем.
Откуда ножки растут?
Мозаика со штырьками-ножками, которые крепятся в отверстиях игрового поля, кто не играл в неё в детстве?! Может быть, поэтому мамы упорно ищут её в детских магазинах. Сами когда-то играли, и деток хочется приобщить. У мозаики моего детства было несколько недостатков.
Детей до трех лет в мозаиках привлекают, прежде всего, детали. Их цвет, форма, соединение. Таково мнение психологов. Некоторые родители считают, что их деткам мозаика не нравится. Нет! Просто, процесс создания картины из кусочков малышам пока непонятен и недоступен. Зато они вполне могут собирать пазлы из крупных деталей.
Ребенок растет, и уже пробует складывать узор или рисунок. Что же можно ему предложить, помимо «мозаик с ножками»? Попробуйте магнитную мозаику. Её детальки легко крепятся не только к магнитному игровому полю, но и к холодильнику. Отдельные недостатки, с которыми вы можете столкнуться: выпадение магнитиков и слабое притяжение фишек к магнитной поверхности. Очень красивую магнитную мозаику выпускает компания «Кверчетти». Собранная картинка выглядит точь-в-точь как мозаика из смальты.
Еще одна интересная мозаика, которой не было в моем детстве. Она позволяет увековечивать произведения вашего ребенка. И ваши собственные творения. Да, да, вы сами не заметите, как увлечетесь. Кусочки мозаики по виду напоминают бусинки. Эти бусинки надеваются на ножки поля. Готовую картинку проглаживают через кальку и удаляют с поля. Поле готово для нового творения, а картинку можно вставить в рамку. А можно, наоборот, из мозаики сделать рамку и вставить в неё фотографию. А можно сделать из мозаики коробочку или шкатулку. В общем, дерзайте, фантазируйте, творите вместе с ребенком!
Что нам стоит пазл построить!
Говоря о пазлах, как об изображениях из кусочков вообще, невозможно обойти вниманием составные картинки, детали которых не имеют сцепления. Сюда можно отнести рамки – вкладыши, разрезные картинки и кубики. Рамка-вкладыш – доска, с углублениями – нишами и несколько дощечек с картинками. У каждой дощечки есть свое место, совпадающее очертаниями с нишей. Нужно только его отыскать. Ниши могут быть пустыми и с картинкой. Например, В игре под названием «Кто где живет?» дощечки – домики вкладываются в ниши, на которых изображены хозяева жилищ. Хотя, на мой взгляд, логичнее было бы в ниши – домики вкладывать их обитателей. Впрочем, нечто похожее я отыскала. Правда, все рамки были прямоугольные. А ведь так интересно подбирать дощечку под форму ниши.
Теперь немного о разрезных картинках. Их можно сделать самим. Приклеив на картон большую, яркую картинку. И затем разрезать её пополам и еще раз пополам. А можно купить. Магазинные, наверное, долговечнее будут. Особенно, если приобрести картинки из дерева. Играть в них можно уже с года. Картинки бывают разного уровня сложности. Малышовые обычно состоят из двух-четырех одинаковых частей. Более сложные картинки состоят из множества деталей разной формы.
Похожи на разрезные картинки, но все же отличаются от них, кубики с картинками на всех гранях. Отличие связано с формой куба. Чтобы получить изображение, кубик не только нужно поставить в определенное место, но и повернуть определенной стороной. Из малышовых кубиков собирают изображение одного предмета. Более старшим можно предложить «сюжетные» кубики. С картинкой из любимой сказки, например. Кубики бывают мягкие, деревянные, пластмассовые.
Эх! Как сложно остановиться, рассматривая детские игрушки! Так и хочется их купить! А ведь я хотела внести ясность в отношении мозаики и пазла. Ну, то есть, выяснить в каких они отношениях. Да нужно ли это?! Главное их отличие мы знаем. А все остальное не столь важно. Закажу-ка я лучше понравившиеся игры. Будем с ребенком собирать. Все-таки, недаром говорят, что все мы родом из детства.
Чем полезно собирание пазлов для взрослых и правда ли оно помогает при болезни Альцгеймера: слово учёным
Любая мама с уверенностью скажет, что пазлы полезны для развития мозга и мелкой моторики малыша. Но влияют ли как-то головоломки на самих взрослых? Можно ли «прокачать» мозг с помощью подобных тренажеров, или же пазлы – не более чем приятное времяпрепровождение?
Чтобы ответить на все эти вопросы, мы обратимся к реальным научным исследованиям.
Что и как развивают пазлы
Любые головоломки стимулируют мозговую активность. Скорость мыслительного процесса напрямую зависит от того, сколько нейронных связей задействовано на данный момент. При регулярной нагрузке на головной мозг увеличивается и эмоциональная стабильность.
По мнению психологов, мозаика, пазлы и другие простейшие головоломки в детском возрасте развивают внимание, логику, образное мышление и мелкую моторику. Ребенок учится связывать части и целое, запоминает орнаменты, цвета и оттенки. Но и для взрослых в собирании пазлов также есть свои неоспоримые плюсы.
Улучшение памяти
При сборке пазла необходимо постоянно воспроизводить в памяти конечный результат – готовую картинку. И представлять, какой элемент может встать на то или иное место. Это укрепляет действующие связи между клетками мозга и увеличивает генерацию новых. В результате растет скорость мышления и развивается кратковременная память.
В 80-х годах прошлого века собирать картинки из пазлов настоятельно рекомендовали людям с болезнью Альцгеймера. Врачи предполагали, что это могло помочь приостановить увядание мозговой деятельности.
Развитие изобретательности
Регулярное собирание пазлов учит прогнозировать и тестировать возможные варианты действий, путем системного подхода, проб и ошибок вырабатывать собственную стратегию. Так развивается альтернативное мышление и формируется общий навык решения задач. Кроме того, пазлы значительно улучшают пространственное и визуальное мышление.
Поддержка всего мыслительного процесса
В то время как левое полушарие головного мозга отвечает за аналитику и логическое мышление, правому подчиняются все творческие и художественные способности. Если говорить о пазлах, то левое полушарие видит конечный результат целиком, а правое ищет путь, по которому пройдет каждый маленький элемент, чтобы стать большой картиной. Поэтому условно считается, что собирать мозаику проще людям с развитым правым полушарием, потому что они больше склонны складывать целое из разрозненных деталей. Однако регулярные тренировки развивают оба полушария. При сборке картинки все функции мозга работают в унисон, что значительно увеличивает его производительность.
Выработка дофамина
При решении любой головоломки вырабатывается гормон дофамин. Иногда его ошибочно называют гормоном удовольствия и счастья, но это не совсем так. Дофамин отвечает за мотивационные и оценочные процессы в человеческом мозге и является инициатором системы поощрения. Проще говоря, дофамин дает эффект удовлетворения от выполнения той или иной задачи, а ощущение удовольствия – лишь возможное следствие его выработки.
Поскольку собирание пазлов не только положительно влияет на память и концентрацию внимания, но и дает чувство удовлетворения и радость победы, можно провести условную параллель: чем больше человек разгадывает головоломок, тем выше у него уровень дофамина и тем ему проще впоследствии подобные головоломки решать. Вот почему так хочется непременно собрать до конца даже самый большой и трудный пазл со множеством деталей. А потом взяться за следующий!
Снятие стресса
Пазлы не только активируют деятельность мозга, но и помогают расслабиться. Это работает, как и любая другая медитация, путем отвлечения: пока человек сосредотачивается на сборе пазла, он не думает о своих проблемах. Решение головоломок после тяжелого дня может снять тревогу и помочь обрести позитивный настрой.
Споры о практической пользе пазлов
Логичный вопрос: если сбор множества деталей в одну картинку столь положительно влияет на мозг, то возможно ли тем самым повысить свой IQ или предотвратить старческую деменцию?
В конце 90-х годов XX века ученый Патрик Фисслер из Ульмского университета в Германии протестировал сотню взрослых людей. Испытуемым нужно было собирать мозаику ежедневно не менее часа на протяжении 5 недель. Каждый из них прошел тесты по оценке способностей до и после эксперимента.
В результате исследования Фисслер выяснил, что подобные головоломки стимулируют многие зрительно-пространственные функции: оперативную память, гибкость и скорость мышления, способность восприятия. Ученый сделал вывод, что ежедневное складывание пазлов значительно улучшает отдельные функции мозга, при этом чем сложнее пазл, тем лучше.
Современные исследования говорят о том, что существует так называемый «эффект дальнего переноса», когда вы отрабатываете один навык, а развивается при этом совсем другой. Так, ученым удалось выяснить, что регулярные тренировки в дальнейшем позволяют значительно увеличить скорость решения головоломок. Иными словами, если вы часто собираете пазлы, то с каждым разом будете делать это все быстрее и быстрее. Но как этот навык влияет на уровень IQ?
Антагонистом теорий о пользе пазлов выступает психотерапевт Дэн Саймонс из Иллинойского университета. В его статье, опубликованной в журнале Psychological Science in the Public Interest, говорится о том, что ни одна научная работа в поддержку положительного влияния головоломок на мозг не соответствуют общепринятым стандартам полноценного исследования. Большинство сделанных выводов преждевременны ввиду недостаточной численности контрольной группы испытуемых, их некорректной выборке и избирательному подходу к результатам. По мнению Саймонса, каждый исследователь в большей степени принимает желаемое за действительное.
Между тем, согласно опросу, проведенному в 2014 году в США, многие американцы уверены, что решение головоломок, кроссвордов, участие в викторинах и другие тренировки для мозга позволяют улучшить его работу. Население стареет и все больше беспокоится об ухудшении когнитивных функций, поэтому растет не только популярность классических головоломок, таких как пазлы, но и появляются виртуальные приложения для тренировки мозга. Некоторые разработчики всерьез заявляют, что такие программы могут предотвратить старческое ухудшение памяти, деменцию и болезнь Альцгеймера.
Чем гарантированно хороши пазлы
Кто из ученых прав, говорить еще рано. Наверняка исследования будут проводиться и дальше. Да нам это и не так уж важно. В любом случае собирать пазлы и решать головоломки наверняка намного полезнее, чем, к примеру, бездумно листать однотипную ленту в соцсетях. Кроме того, невозможно не согласиться с тем, что пазлы – это отличный вид досуга.
Неоспоримые плюсы пазлов:
А вы любите собирать пазлы? Что потом с ними делаете?