Мозг запоминает только то что интересно
Мозг запоминает всё?
Студенты по-разному усваивают информацию, которую доносит до них преподаватель. Причина тому — разница в способностях. Чтобы понимать, почему после лекции студенты ничего не запомнили, необходимо иметь представление о работе головного мозга, о его особенностях и возможностях. На этих моментах и остановимся в статье.
Особенности головного мозга
Прежде всего, стоит понимать, что мозг является самым энергозатратным органом в организме. При сравнительно небольшой массе он потребляет 9% энергии всего организма в спокойном состоянии и 25%, когда человек активно начинает думать.
Мозг очень избирателен. Любой энергозатратный процесс невыгоден всему организму, поэтому мозг будет любыми способами экономить ресурсы и стараться не «включаться» без крайней необходимости.
Мозг стирает информацию, которой не пользуются. Например, так бывает у студентов, когда они в самый последний момент решают выучить много билетов за раз. На экзамене они еще все помнят, а вот после него все знания уходят практически безвозвратно, потому что их больше не задействуют в жизни. Но в некоторых случаях стереть что-то из памяти бывает неплохо. Это может быть неудачный опыт знакомства или выступления. Все это впоследствии заменяются успешным вариантом события.
Мозг нередко обманывает нас: меняет картинку прошлого, погружает в состояние дежавю. Он влияет на восприятие информации и окружающего мира. А память — одна из его функций — позволяет либо удерживать нужную информацию, либо избавиться от нее.
Структура памяти
Память — вынужденная компенсаторная реакция нервной системы. Считается, что существует 3 уровня памяти: сенсорная, кратковременная и долговременная.
Следы в сенсорной памяти сохраняются на очень короткое время. За доли секунды решается вопрос о том, нужно ли привлекать обработке полученных сигналов высшие отделы мозга. Если да, информация поступает в кратковременную память для дальнейшей обработки. Если нет, информация стирается, замещается новой, то есть сенсорная память заполняется другими, новыми, сигналами.
Если информация, переданная рецепторами, привлекла внимание мозга, она может в течение короткого промежутка времени сохраняться, и за это время мозг ее обрабатывает и интерпретирует. При этом решается вопрос о том, достаточно ли данная информация важна для того, чтобы передаваться на долговременное хранение. Кратковременная память характеризуется не только определенной длительностью удержания информации, но также емкостью, то есть способностью одновременно сохранять определенное число разнородных элементов информации.
Джордж Миллер в 1956 году показал, что память в среднем не может хранить одновременно более семи элементов. В зависимости от сложности этих элементов число может колебаться от 5 до 9. Если вам нужно в сжатые сроки сохранить в памяти информацию, включающую более семи элементов, мозг группирует все таким образом, чтобы число запоминаемых элементов не превышало предельно допустимого. Например, длинный номер банковской карты мы запоминаем так: 1234 5678 1011 1213.
Долговременная память напоминает архив: в ней определенные элементы, выбранные из кратковременной памяти, подразделяются на множество рубрик, а затем хранятся длительное время. Длительность долговременной памяти зависит от важности запоминаемой информации, а также способа ее систематизации и воспроизведения.
Роль ряда факторов, влияющих на способность запоминать информацию
Важно принимать во внимание факторы, которые оказывают влияние на память. Это привычность материала, контекст, мотивация и углубление в изучаемый предмет. Более подробно остановимся на каждом.
Привычность материала. Когда какое-то событие повторяется, оно гораздо легче запоминается и на более длительный срок, в отличие от случайного явления. Пример: таблица умножения. Наверно, вы сталкивались с тем, что пожилые люди вспоминали прошлые события жизни во всех деталях. Это может быть связано с тем, что об этих событиях они рассказывали или слышали много раз. Кроме того, многие из событий, о которых рассказывают наши дедушки и бабушки, содержат глубокий эмоциональный подтекст. Такие события многократно пересказываются близким, поэтому навсегда врезаются в память.
Контекст, в котором происходит событие, иногда оказывается более важным для запоминания, чем само это событие. Поэтому извлекать что-либо из памяти всегда легче в том контексте, котором произошло запоминание. Так, один и тот же материал, будь то математика или психология, легче усваивается при обучении у одного преподавателя, чем у другого. Необходимо также помнить, что порой под влиянием сильных эмоций некоторые события запоминаются на всю жизнь, даже если в дальнейшем они уже никогда не повторяются.
Мотивация. Очевидно, что лучше запоминается то, что человек по-настоящему хочет выучить. Студент, увлекающийся спортом, зачастую может назвать имена всех футболистов в некоторых командах, но порой не способен запомнить имена трех знаменитых психологов. Мотивация играет в запоминании и другую роль. Мы дольше помним незавершенное нами дело, чем работу, выполненную до конца.
Углубление в изучаемый предмет. Материал запоминается тем лучше, чем больше он связан с другими фактами в различных контекстах. Однако такого рода углубление не может сравниться с тем, когда студент самостоятельно работает над предметом, устанавливает связи между различными его аспектами или пытается проиллюстрировать закономерности и принципы с помощью фактов из повседневной жизни.
Как происходит забывание
Забывание может быть связано с различными факторами. Их мы и рассмотрим дальше.
Возраст. Пожилые люди могут прекрасно помнить событие, имеющее эмоциональную окраску, но при этом забывать, что им предстоит сделать. Им бывает сложно освоить новые технологии и навыки, в то время как молодым людям гораздо проще разобраться с новым продуктом.
Неиспользование информации. Когда мы используем информацию, полученную в школе, она забывается с годами. Лучший способ сохранить что-то в памяти — не просто повторять определенную информацию, но и быть искренне увлеченным предметом.
Интерференция. Если перед тем как студент начинает готовиться к экзаменам, он получит дурные вести, то усвоение знаний будет страдать (пример проактивной интерференции).
Еще большую роль в забывании играет ретроактивная интерференция. Если непосредственно после усвоения какого-либо навыка мы приступаем к новой деятельности, этот навык может ухудшиться. В то же время было отмечено, что если старый и новый навыки очень сходны или, наоборот, очень различны, то ретроактивная интерференция выражена слабо. Она сильно будет сказываться на первом навыке лишь тогда, когда второй с ним относительно сходен.
Подавление. С помощью мотивированного забывания люди пытаются «уйти» от неприятных сторон той или иной ситуации. Так, мы можем «забыть» подписать чек, который посылаем в последний срок уплаты долга, «забыть» выучить экзаменационный предмет или явиться на важную, но чреватую неприятными последствиями встречу.
Какие продукты улучшают работу мозга
Как мы уже отметили, с возрастом память может ухудшаться. Это касается не только студента, но и преподавателя. Для поддержания и улучшения работы мозга включайте в свой рацион следующие продукты.
Грецкие орехи — источник Омега-3 жирных кислот, белка, витаминов А, B и Е, а также лецитина, вещества, которое улучшает работу мозга и активизирует память. В день достаточно съедать по 5–6 орехов.
Рыба тоже насыщена Омега-3 кислотами. Они оказывают влияние на все, что происходит в нашей голове: мыслительные процессы, управление телом, состояние памяти. Регулярное употребление жирных кислот предотвращает многие болезни. В идеале надо съедать хотя бы 100 грамм рыбы каждый день, но если это проблематично, постарайтесь включить любой сорт жирной морской рыбы в свой рацион 2–3 раза в неделю.
В авокадо много фолиевой кислоты и Омега-3 жирных кислот. Они стимулируют работу сосудов. Если не любите сам фрукт, добавляйте в еду масло — оно содержит все полезные свойства авокадо в концентрированном виде.
Черника способна улучшить память и обучаемость. Это подтвердил эксперимент с участием детей школьного возраста. В те дни, когда дети получали черничные напитки, они лучше выполняли тесты на запоминание слов и концентрацию внимания. В итоге такой результат связали с флавоноидами — эти элементы улучшают приток крови к мозгу и облегчают передачу информации между нервными клетками.
Тыквенные семечки. Цинк, жирные кислоты, магний, витамины А и Е в составе тыквенных семечек положительно влияют на активность нейронов, память и общую выносливость организма. Оптимальная порция семечек тыквы — 80–100 грамм в день. Лучше всего добавлять в салаты, выпечку или утренние мюсли.
Сбалансированное питание и упражнения способны тренировать мозг и улучшить память. Мы собрали несколько тренажеров, которые помогут повысить эффективность работы мозга.
Подведем итог
Наш мозг потребляет достаточно много энергии всего организма: 25% при активных умственных нагрузках. Такая функция мозга, как память, может быть сенсорной, кратковременной и долговременной. На память могут оказывать влияние различные факторы. Например, возраст, неиспользование информации, подавление. Для повышения эффективности работы мозга рекомендуется добавить в свой рацион орехи, рыбу, авокадо, чернику и тыквенные семечки. И, конечно, пользуйтесь специальными тренажерами для улучшения памяти.
Мозг запоминает только то что интересно
Учёные давно заметили, что память человека крайне специфична. С одной стороны – мы способны запоминать гигантские объёмы данных, помня их десятки лет после этого, с другой – забываем крайне важные и простые моменты. К примеру, вы можете пройти мимо коллеги по работе, и не узнать её глядя в лицо. Как такое может происходить? На эти и другие вопросы исследователи уже готовы дать исчерпывающий ответ.
реклама
Как оказалось, всё дело в том, что мозг крайне ленив. На самом деле для этого явления есть более сложное описание, но нам с вами будет достаточно и этого. Предположим: вы ежедневно приходите на работу, встречая в коридоре коллегу из соседнего офиса. Она всегда одета в светлую рубашку и тёмный пиджак. Ничего не поделаешь, дресс-код. Изучать её туфли у вас нет времени, хотя вы можете с ней перекинуться парой фраз в курилке или в лифте. В итоге вы безошибочно начали узнавать походку этого дамы, с лёгкостью выделяя её из пары десятков людей в коридоре. Но вот беда, встретив её в спортивной одежде, вы необязательно узнаете знакомый силуэт.
Большое исследование на стыке разных наук провели исследователи Школы психологии и Междисциплинарного центра искусственного разума Университета Бонда, Квинслендского института мозга при Квинслендском университете и Центра вычислительной психиатрии и исследований старения Университета Макса Планка. Этот абзац можно было не читать, но без него никак, ведь некоторые из вас захотят продолжить самообразовываться на эту тему.
Итак, наш мозг мыслит образами. Девушка из соседнего офиса необязательно должна быть красоткой. Таких, как она, там может быть несколько десятков, и всех вы знаете в лицо. Однако ваш ментальный образ прочно объединил её образ с работой. Что любопытно, если мозг поймёт, что объект существует вне привычной для него сферы, то, встретив сотрудницу в любой другой обстановке, вы, скорее всего, узнаете вашу знакомую, даже если она будет с зонтиком и в пальто.
В ходе экспериментов со студентами, выяснились любопытнее подробности. Так, мозг запоминает только то, что считает важным. Если объект больше не попадает в его поле зрения, он просто забывает о нём. Благодаря такому механизму люди способны гораздо эффективнее выполнять повседневные задачи. Что до студентов, то даже простая смена фона привела к серьёзным трудностям в запоминании. Если объекты меняли местами, то память давала масштабные сбои. Любопытно, но после нескольких попыток со стандартной заменой фона и расстановкой предметов мозг перестал капризничать.
Наш мозг создан не для того, чтобы запоминать
Леон Хо, основатель и CEO одного из самых популярных в мире сайтов о продуктивности, здоровье, образу жизни Lifehack, объясняет, почему мозг совсем не любит что-то запоминать и можно ли это исправить (сложно, но да).
Если вы считаете, что секрет эффективных умственных способностей заключается в том, чтобы загружать память как можно большим количеством информации, подумайте еще раз.
Посмотрите, вот что появится у вас в голове, когда я попрошу вспомнить вид ночного города:
Когда дело касается запоминания, наш мозг, как правило, не лучше карты памяти на 8 Гб.
Нас постоянно бомбардирует информацией. Если бы при запоминании всего, что возможно, мы бы полагались на свой «8-гигабайтный объем», то единственным способом все вместить стало бы хранение информации в низком разрешении. Так мозг и поступает. И когда мы просматриваем то, что когда-то узнали, в ужасе обнаруживается только «размытая» информация и смутное подобие того, что когда-то видели так ясно.
В прошлом главной задачей человеческого мозга было обеспечить выживание
Давайте на минуту оставим современный мир компьютеров и отправимся назад в то время, когда информационное поле было совсем другим. Представьте себя одним из своих доисторических предков.
Доисторическая окружающая среда была сложной и суровой, поэтому большую часть времени вы бы старались просто выжить: поддерживать жизнь (еда, укрытие, взаимоотношения) и справляться с опасностями (хищные животные, погодные условия).
Другими словами, «доисторический вы» приоритизировали бы не запоминание, а обработку информации: к примеру, размышления «это опасная местность», «это съедобно».
Чем цивилизованнее мы становились, тем больше нужно было запоминать
По мере развития цивилизации — с развитием устного и письменного языка — запоминание информации, которая не являлась критически необходимой для выживания, стало полезно. Это позволяло людям общаться с себе подобными и узнавать, как действовать, основываясь на опыте других, без необходимости самим подвергаться риску и совершать те же ошибки. Тем не менее объем информации, доступной индивидууму, все еще был весьма ограниченным по современным стандартам, и потому над ней можно было размышлять и подвергать сомнению.
Однако в современном мире мы имеем беспрецедентный доступ к информации: книги, телевидение, радио, игровые приставки, мобильные телефоны и, конечно же, интернет, что в результате привело к взрыву информационного потребления. Это и благословение, и проклятие: теперь мы можем обмениваться массой знаний гораздо быстрее, чем когда-либо раньше, но нужно понять, как справляться с избытком информации.
Если мы так и будем полагаться на мозг, то будем переполнены
Каждый день мы потребляем колоссальные 34 Гб информации. Добавьте к этому 50 тысяч мыслей, которые ежедневно генерирует наш мозг. Становится ясно, что сами мы не справляемся с задачей управления информацией из памяти и нужно найти способ отдать эту задачу на аутсорс.
Теперь попробуйте вот что. Посмотрите на следующую последовательность цифр в течение 5 секунд и запомните их в правильном порядке:
А теперь вычислите:
Теперь попытайтесь вспомнить длинную цепочку цифр. Сколько вы можете вспомнить? Я проводил этот опыт с несколькими моими коллегами и ни один из них не смог вспомнить всю последовательность, что неудивительно.
Если бы вам дали только одно из этих заданий, вы бы, без сомнения, справились лучше. Но так как вы одновременно пытались и запомнить, и обработать информацию, ваш мозг подвергся значительно большей нагрузке.
И вот с этим нашему мозгу приходится сталкиваться постоянно.
Наш мозг не предназначен для записи точной и объективной информации. Попытка воспринять слишком много приводит к перегрузке и переполнению. Более того, мы вмешиваемся в то, в чем наш мозг поистине хорош: обработку информации, процессы творчества и изобретательности.
Как освободить место в мозгах
То, что теперь информация у нас прямо на кончиках пальцев, не значит, что мы должны становиться ее рабами. Нам нужно больше походить на себя доисторических, и вместо подчинения информации нужно знать, как и когда получать доступ к информации, необходимой для своих потребностей.
Нужно освободить все место, занятое бесполезными данными, чтобы мозг мог делать то, что делает лучше всего: обрабатывать информацию. Вот два отличных способа этого достичь:
1. Развивайте свой «Карманный мозг»
Разработайте систему организации и хранения потенциально полезной информации и отдайте «на аутсорс» работу по запоминанию. Компьютер, конечно, является отличным инструментом для упорядоченного хранения и надежного доступа к данным.
Главная идея заключается в том, чтобы стать опытным обработчиком данных, а не пытаться загрузить свои мозги информацией.
2. Осмысленное обучение
Наряду с «карманным мозгом» вам также необходимо знать, как наиболее эффективно использовать память для осмысленного обучения.
Желаемым результатом будет сделать так, чтобы информация была для вас настолько значимой, что не требовалось бы никаких усилий для ее вызова в случае необходимости. Подумайте, например, о том, как легко вы разговариваете на своем родном языке — это знание, которое стало частью вас самих.
Почему мы запоминаем ненужную информацию и забываем необходимую
Каждый из нас сталкивался с ситуацией, когда в голове «заседает» песня, услышанная утром по радио или строчки из матерного стишка, который точно нельзя рассказывать коллегам. И часто такие вещи запоминаются очень хорошо – еще и навязчиво всплывают в памяти, как заевшая пластинка. Почему так случается? Почему запоминаем ненужную информацию, а действительно необходимую – забываем или ее приходится зазубривать?
Редакция estet-portal.com расскажет о том, почему наша память имеет такую странную избирательность и как с этим быть.
Почему запоминаем то, что нам не нужно, и забываем необходимое
Для начала, разберемся в том, почему же люди забывают информацию. Забывание – это естественный механизм памяти, без которого мы бы просто сошли с ума. Мозг не в состоянии хранить все подряд, поэтому часть информации «удаляется» – как с диска на компьютере, когда мы решаем убрать ненужное. Забывание помогает избавиться от лишнего и оставить только то, что важно. Этот же механизм часто срабатывает, когда нужно избавиться от негативных воспоминаний, которые могут вызвать негативные эмоции.
Больше полезной информации на нашей страничке в Instagram!
Мы также забываем ту информацию, которой просто не пользуемся. К примеру, если вы в школе учили французский язык, но после он вам нигде не пригодился, то вы его просто забудете – спустя несколько лет. То есть, чтобы держать в памяти информацию, ею нужно пользоваться – и как можно чаще.
Читайте также: Зубы и память – что общего
Почему же тогда билеты для важного экзамена выучить так трудно, а длинный юмористический стишок запомнить так просто? Все дело в том, что мы легче и прочнее запоминаем то, что нам интересно. Каким бы важным ни был экзамен, мы бы с радостью на него не ходили – была бы возможность получить оценку «автоматом». И часто информация в билетах нам просто неинтересна, предмет скучный. Поэтому мозгу сложнее устанавливать нейронные связи, которые и являются основой памяти. А вот стишок, который вызывает смех и положительные эмоции, запоминается быстро.
Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook!
Для хорошего запоминания важно несколько факторов – эмоциональная вовлеченность, интерес, внимание. Если что-то из этой цепочки выпадает, процесс запоминания становится очень трудным. Именно поэтому и появляется вопрос о том, почему запоминаем лучше что-то «неважное», а ценная информация часто забывается.
Как улучшить память и запоминать эффективнее
Память можно улучшить, если тренировать ее. Здесь, как в спорте, – регулярные нагрузки позволяют добиться более качественных результатов. Какие упражнения помогут запоминать лучше?
Ниже мы предлагаем несколько таких:
1. Первое – оценка информации. Просмотрите выпуск новостей по телевизору или на ПК. Обратите внимание на одну конкретную новость, обдумайте ее содержание. Затем оцените полученную информацию, сделайте из нее выводы.
Старайтесь развивать свои мысли как можно дальше, не отклоняясь от темы. Поначалу можно записывать выводы и мысли на бумагу. Это поможет научиться держать в памяти исходную информацию.
2. Второе – научитесь запоминать доклад. На первый взгляд, задание кажется сложным. Обычно доклады проходят мимо ушей, кажутся скучными. Но именно прослушивание доклада научит вас концентрироваться. Найдите такой в интернете и постарайтесь проследить цепочку мыслей докладчика. Как только начинаете терять нить рассуждения, вернитесь к тому месту, где сбились. По окончанию доклада напишите несколько тезисов с выступления.
3. Третье – запоминаем имена. Если люди в компании начали представляться, сосредоточьте свое внимание на этом. Каждое имя попытайтесь представить себе в виде образа или проведите ассоциацию. При этом, старайтесь запомнить не само имя, а связанного с ним человека.
4. Четвертое – запоминаем ключевые слова. Воспользуйтесь методом ассоциации, когда с определенным словом или словосочетанием связан образ – зрительный, обонятельный, слуховой. Например, словосочетание «букет цветов» можно запомнить, если хорошо представить себе этот букет – вплоть до запаха. Чем ярче будет образ, тем лучше он запомнится. Напишите себе список словосочетаний (это может быть обычный список продуктов), проведите ассоциацию с каждым из них – и отвлекитесь на что-то на 15 минут. После, пользуясь ассоциациями, восстановите в памяти перечень написанного.
Как видите, можно тренировать память, чтобы лучше запоминать информацию хотя бы в быту. Упражнения несложные и доступны каждому. А вот в том, почему запоминаем неважное хорошо, а важное – плохо, «виноваты» механизмы нашей памяти.
Читайте также: 12 действенных натуральных продуктов для улучшения памяти
Смотрите больше важной и полезной информации у нас на YouTube:
Можно ли запомнить все на свете? Рассказываем, как работает наша память
Шерлок Холмс запоминает все, представляя, что хранит кусочки информации во «дворце памяти» — метод, зародившийся в древней Греции. Теперь ученые обнаружили, что этот метод действительно работает для создания долговременных воспоминаний. Рассказываем, как вообще мозг запоминает информацию, какие есть мнемонические техники и что такое «метод локусов».
Читайте «Хайтек» в
Как работает память человека?
Память — это не просто то, что происходит в вашем мозге. Вы не можете просто создать воспоминание, вы должны его сформировать. Это не одно и то же.
В мозге человека есть много процессов, большинство из них до сих пор изучается. Например, те, которые определяют, как и почему хранятся воспоминания и как они вызываются. Ученые, в частности нейробиологи, в течение многих лет знают, что состояние человека — молодой он или старый, в стрессе он или нет — может мешать или способствовать процессу кодирования памяти в уме.
Сейчас начинает выясняться еще кое-что. Когда человек что-то забывает, это происходит не из-за того, что у него «плохо работает память». На деле происходит реорганизация мозга, чтобы он мог сосредоточиться на более важных вещах. Существуют даже ведущие теории о том, что мозг хранит в памяти все, что с вами когда-либо происходило. Он просто формирует нейронные пути к воспоминаниям, которые считает важными.
Это может показаться безумием, но есть веские доказательства этой теории, сообщает Interesting Engineering. Есть определенные клинические расстройства, которые заставляют людей вспоминать все, что с ними когда-либо происходило. Как мальчик на видео ниже:
Воспоминания, или, скорее, нейронные пути, которые используются для их вызова, усиливаются с каждым разом, когда мы воскрешаем определенные события в памяти. Активная практика восстановления воспоминаний, например, подготовка к экзамену, улучшит способность вашего мозга к запоминанию.
Итак, как же тогда мы можем лучше запоминать что-то, если уже понимаем основной принцип?
Лучшие способы запомнить
Несколько исследований ведущих психологов и нейробиологов показывают, что выполнение викторин, практика и успешное запоминание чего-либо намного лучше, чем обычные попытки запомнить что-либо. В этих исследованиях учащиеся специально использовали различные средства запоминания, чтобы выучили слова иностранного языка.
Некоторые группы просто учили переводы слов. Другие применял различные техники. Спустя 7 дней после начала эксперимента те ученики, которые не применяли никаких техник, выучили 25% слов или ниже. Другие студенты выучили 80% слов. На основании фактических данных исследователи пришли к выводу, что такие методы обучения, как карточки или постоянные опросы, помогают учащимся сохранить воспоминания. Эти же принципы можно применить для закрепления воспоминаний в голове.
Есть еще один способ, который появился еще в древней Греции, а благодаря персонажу сэра Артура Конана Дойля стал обсуждаемым и наше время.
Какие есть техники запоминания?
Рабочая память (РП), также известная как оперативная, — это совокупность процессов, позволяющих нам хранить и временно использовать информацию с целью осуществления таких комплексных когнитивных задач, как понимание речи, чтение, применение математических способностей, обучение или рассуждение. Рабочая память является одним из видов кратковременной памяти.
Согласно модели Бэддели и Хитча, рабочая память состоит из трех систем и включает компоненты как хранения, так и обработки информации.
Центральный управляющий элемент: работает как система наблюдения за вниманием, которая решает, на что нам обращать внимание, а на что нет, а также организовывает последовательность действий, которые необходимо произвести для осуществления вида деятельности.
Фонологическая петля: позволяет нам удерживать в памяти письменный и устный материал.
Зрительно-пространственный набросок: помогает нам управлять визуальной информацией и сохранять ее.
Эпизодический буфер: используется для объединения информации из фонологической петли и визуально-пространственного наброска, построения целостного эпизода и для связи с долговременной памятью.
Мы ежедневно используем рабочую (или оперативную) память при выполнении различного рода задач. Когда пытаемся вспомнить номер телефона до того, как записать его. Когда мы участвуем в разговоре, нам нужно удержать в памяти то, что только что сказали, чтобы обработать эту информацию и высказать свою точку зрения. Когда в школе или университете мы конспектируем лекции, нам необходимо запомнить, что сказал преподаватель, чтобы потом записать это своими словами. Когда пересчитываем в уме стоимость наших покупок в супермаркете, чтобы понять, хватит ли нам денег.
Метод локусов (другие названия — метод мест, дворец памяти, чертоги разума, пространственная мнемоника) — мнемонический (то есть помогающий развитию памяти) метод, изложенный еще в древнеримских трактатах, посвященных риторике. Основан на мысленно-пространственных ассоциациях, целью которых является создание, упорядочивание и дальнейшее использование всего содержимого человеческой памяти. Использование подобного метода упорядочивания и хранения информации можно наблюдать во многих трудах по психологии и нейрологии, при том, что он использовался также в первой половине XIX века в работах на тему риторики, логики и философии.
Практически все известные нам нюансы тренировок памяти времен античности были описаны между 86 и 82 гг. до н. э. в коротком анонимном учебнике «Риторика для Геренния».
Этот метод часто используют на соревнованиях мнемоников, когда конкурсанты должны запомнить по 500 разных цифр за 15 минут или последовательность 100 предметов, на запоминание которых дается всего по несколько секунд.
Просто посмотрите видео ниже, чтобы увидеть, насколько эффективна эта методика для запоминания тысяч цифр числа Пи.
Ученые решили наконец-то проверить в клинических условиях, какой метод запоминания лучше.
Исследование «чертогов памяти»
Шерлок Холмс запоминает все, представляя, что хранит кусочки информации в «чертогах памяти». Теперь исследователи обнаружили, что этот метод действительно работает для создания долговременных воспоминаний.
Согласно исследованию, опубликованному в Science Advances, тренируясь с этим методом, лучшие чемпионы мира по запоминанию могут запоминать непомерно большой объем информации, такой как списки слов, серии цифр и колоды карт. Но на чемпионате мира по памяти проверяется только кратковременная память, и лишь несколько исследований изучали мозг, поскольку люди используют этот метод для улучшения памяти.
«Мы были очарованы тем, как возможны такие выдающиеся показатели памяти, которые были продемонстрированы на чемпионате мира по запоминанию», — сказала ведущий автор Изабелла Вагнер, женщина-когнитивный нейробиолог Венского университета.
По ее словам, метод локусов использует хорошо известные места или маршруты в качестве «каркаса» или «структуры» для встраивания новой, несвязанной информации. Сочетание предшествующих знаний — знакомого пути — и новой информации помогает улучшить память.
Чтобы оценить метод локусов, Вагнер и ее команда привлекли 17 «чемпионов по запоминанию» — людей, которые вошли в число 50 лучших в мире соревнований по запоминанию, и 16 человек, у которых был подходящий возраст и интеллект. Исследователи провели сканирование мозга участников с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии ( фМРТ ), попросив их изучить случайные слова из списка. Затем ученые дали участникам по три слова из списка и попросили их вспомнить, были ли слова в том же порядке, что и ранее изученные.
Команда использовала этот тест, чтобы определить «слабые воспоминания», или те, которые можно было вспомнить через 20 минут, но не через 24 часа, и «устойчивые воспоминания», или те, которые можно было вспомнить через 24 часа. Четыре месяца спустя исследователи повторно проверили способность участников запоминать и вспоминать слова.
Что в итоге?
Как и ожидалось, участники показали лучшую и долговечную память после тренировки с методом локусов, чем после тренировки с другой техникой памяти или вообще без техники. Участники, которые тренировались по древнему методу, показали значительное увеличение долговременных воспоминаний, но незначительное изменение слабых воспоминаний (или краткосрочных воспоминаний, которые исчезли через 20 минут) по сравнению с контрольными группами.
Через 20 минут люди, которые были обучены методом локусов, запомнили около 62 слов из списка, тогда как те, кто обучался с помощью другого метода, запомнили 41, а те, кто вообще не тренировался, вспомнили 36. Через 24 часа люди, прошедшие обучение по методу локусов, запомнили около 56 слов против 30 и 21 в контрольных группах соответственно.
Четыре месяца спустя люди, обученные методу локусов, могли запомнить около 50 слов против 30 и 27 в контрольных группах соответственно. Более того, чемпионы мира по запоминанию и участники, которые тренировались по методу локусов, продемонстрировали схожую мозговую активность при запоминании списков слов и их порядка.
Команда также наткнулась на кое-что неожиданное: пока и чемпионы мира, и участники выполняли эти задачи, активность их мозга снижалась в областях, обычно связанных с обработкой памяти и долговременной памятью, сообщила Вагнер Live Science. «Это было несколько неожиданно для нас, поскольку лучшая производительность обычно связана с повышенным вовлечением различных областей мозга», — сказала она.
Другими словами, они обнаружили, что меньшая активация мозга приводит к лучшей памяти. Похоже, что метод локусов побуждает мозг работать более эффективно. Кроме того, пока участники отдыхали, у тех, кто был обучен методу локусов, увеличилась связь мозга между другими причинами, важными для сохранения долговременной памяти.
Число Пи – математическая константа, которая выражает отношение длины окружности к её диаметру. Равна приблизительно 3,141592653589793238462643…
Функциональная магнитно-резонансная томография, функциональная МРТ или фМРТ — разновидность магнитно-резонансной томографии, которая проводится с целью измерения гемодинамических реакций (изменений в токе крови), вызванных нейронной активностью головного или спинного мозга. Этот метод основывается на том, что мозговой кровоток и активность нейронов связаны между собой. Когда область мозга активна, приток крови к этой области также увеличивается. фМРТ позволяет определить активацию определенной области головного мозга во время нормального его функционирования под влиянием различных физических факторов (например, движение тела) и при различных патологических состояниях.
Мнемоника, мнемотехника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей): замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов модификации для упрощения запоминания.