Мозговой штурм что это простыми словами
ликбез от дилетанта estimata
Новичку об основах в области экстремальных и чрезвычайных ситуаций, выживания, туризма. Также будет полезно рыбакам, охотникам и другим любителям природы и активного отдыха.
среда, 20 февраля 2019 г.
Что такое мозговой штурм
Мозговой штурм (мозговая атака, метод мозгового штурма, брэйнсторминг от англ. brainstorming) — это метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых невероятных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Исторически первым методом поиска идей, получившим распространение, явился знаменитый мозговой штурм, созданный Алексом Осборном (США) в 40-е годы 20-го века.
Проблема, которую хотел решить Алекс Осборн, заключается в следующем: творческая задача предполагает множество вариантов решений. В поиске удачного решения человек действует далеко не так произвольно, как может показаться: как правило, поиск начинается с наиболее привычного, общепринятого направления. Древний инстинкт велит: действуй по аналогии, действуй, как все. И это хорошо, ибо в обычных, «нетворческих» ситуациях избавляет от необходимости лишний раз думать. Например, когда Вам нужно купить данный журнал, Вы, не испытывая творческих мук, вынимаете деньги из кармана и покупаете журнал.
Сложность творческой ситуации в том, что ее решение часто лежит далеко за пределами обычных представлений (перечитайте пример по водку в начале данной статьи). В то же время у каждого человека в голове существуют некие «фильтры» (социальные, профессиональные и т.п.), которые не дают развиваться неожиданным, оригинальным идеям. Человек отбрасывает решения, которые кажутся ему слишком смелыми – опасаясь критики, насмешек со стороны коллег и начальства и т.п. Если же эти фильтры убрать, то можно если и не повысить качество идей, то по крайней мере увеличить их количество.
Итак, основная идея Осборна проста: отделить процесс генерации идей от их критики.
Мозговой штурм бывает групповым и индивидуальным. Иногда индивидуальный мозговой штурм приносит более весомые результаты, потому что в группах часто нарушаются правила мозгового штурма, а уединенное размышление над проблемой помогает развить идею в нечто стоящее.
Этапы и правила мозгового штурма
Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:
В противоположность второму этапу, оценка и критика приветствуются. А то, насколько данный этап пройдёт успешно, зависит от согласованности работы участников и общего направления их мнений относительно решаемой задачи и предлагаемых решений
Типичные ошибки мозгового штурма
Для проведения мозговой атаки обычно создают две группы:
— участники, предлагающие новые варианты решения задачи
— члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения
Различают индивидуальные и коллективные мозговые атаки.
В мозговом штурме участвует коллектив из нескольких специалистов, и ведущий. Перед самим сеансом мозгового штурма, ведущий производит четкую постановку решаемой задачи. В ходе мозгового штурма участники высказывают свои идеи решения поставленной задачи, причем как логичные, так и абсурдные.
В процессе мозгового штурма, как правило, вначале решения не отличаются высокой оригинальностью, но по прошествии некоторого времени типовые, шаблонные решения исчерпываются и у участников начинают возникать необычные идеи. Все идеи записываются ведущим.
Затем, когда все идеи высказаны, производится их анализ, развитие и отбор. В итоге находится максимально эффективное и часто нетривиальное решение задачи.
Отличия хорошего мозгового штурма
Метод мозгового штурма: примеры, правила, технологии
Мозговой штурм применим во всех сферах жизни. Это способ выйти из сложной ситуации на работе, в семье или в отношениях. Не пугайтесь названия. Это всего лишь бурная дискуссия, в которой каждый участник активно предлагает варианты решения возникшей проблемы. Почему он так популярен? Как добиться максимальной эффективности в его применении?
Кто автор метода мозгового штурма
Мозговой штурм придумал Алекс Осборн. У него была интересная и насыщенная жизнь. Он работал на стройке, посыльным, клерком, чтобы заработать на обучение. С 21 года он был полицейским репортером, продавцом, учителем. Следующая должность – помощник управляющего на заводе.
И вот, наконец, Осборн стал совладельцем крупной компании. В 1937 году он придумал метод мозгового штурма. До того, как рассказать о нем общественности, компания «Баттон, Бартон и Осборн» успешно применяла его 2 десятка лет.
Алекс Осборн назвал творение «brainstorming». Переводят слово по-разному. Это «неожиданная блестящая идея», «бредовая мысль», «отличный план» и т.д.
Преимущества и недостатки метода мозгового штурма
Как любая другая методика, мозговой штурм имеет плюсы и минусы. К плюсам относятся:
Интересно, что мозговой штурм, как метод обучения, применим не только для взрослых. Часто его используют в школе и даже в детском саду. Он стимулирует творческую активность, активизирует учебный процесс, помогает детям формировать собственное мнение, взаимодействовать друг с другом.
Из недостатков выделяют:
Также во время мозгового штурма нужно соблюдать ряд правил. Их игнорирование сводит к нулю попытки найти решение проблемы или задачи.
Популярные виды мозгового штурма
Существует несколько видов мозгового штурма. Они отличаются техникой проведения, ролью участников, результатами.
Брейнрайтинг
В течение 15 минут члены команды записывают идеи, но вслух их не говорят. Листочек передается по кругу. Участники, прочитав предыдущее предложение, дописывают что-то свое. Главная цель – выдвинуть как можно больше предложений. При этом нельзя критиковать до тех пор, пока мероприятие не закончится.
Мозговая атака на доске
Доска размещается на видном месте. Как только в голову менеджера или другого сотрудника приходит идея, он записывает ее на лист бумаги и закрепляет на доске.
По-японски
Этот вид мозгового штурма создан японцами Кавакита и Кобаяси. По-другому называется «рисовым градом». Суть в том, что для решения задачи участниками используется одинаковый подход.
Рабочий процесс состоит из нескольких этапов:
Коллективная работа в этом случае сближает членов группы, учит работать вместе с коллегами, понимать их позицию.
Многоступенчатый
Если говорить кратко, здесь работают 2 группы:
Желательно, чтобы в первой группе были эрудированные люди с одинаковым темпераментом. Они должны до конца понимать суть проблемы. Достаточно 10 человек.
В оценочную группу набирайте тех, кто проанализирует придуманные «генераторами» предложения. В нее должен входить представитель от руководства. Этот человек будет принимать решения о реализации положительно оцененных идей.
В каждую группу назначается руководитель. Его главные качества – деликатность и эрудиция. От них зависит, как быстро участники найдут нужную идею.
Многоступенчатый штурм выглядит так:
Последний этап самый интересный. Это дискуссия, в ходе которой разбиваются все предложенные ранее идеи. Критиковать нужно только их, а не участников. Имена последних называть не стоит. Важно, чтобы процесс проходил без заказчиков разработки. Только так работа даст нужные результаты.
Этапы классического мозгового штурма
Генерация идей методом мозгового штурма проходит в 3 этапа:
Успех всех этапов зависит от того, насколько согласованно умеют работать участники. Также важно их мнение относительно проблемы и путей ее решения.
Кому доверить проведение мозгового штурма
От того, кто проводит мозговой штурм, зависит эффективность работы группы. Поэтому ставьте на эту роль лиц, умеющих мыслить креативно, аналитически, логически, а также правильно реагирующих на критику и замечания. Также важно, чтобы они пользовались авторитетом и уважением коллег.
На лидера группы возлагается ряд обязанностей:
Также лидер оценивает результаты мозгового штурма. Он принимает решение о реализации их на практике.
Можно ли проводить мозговой штурм онлайн
Существует мнение, что личная встреча – лучший вариант для проведения мозгового штурма. Но на практике доказано, что общение через Skype, на форумах или в чатах не менее результативно. А порой дает и больший эффект. Почему так происходит? Есть несколько причин:
При проведении мероприятия онлайн также важно соблюдать основные правила. Главное из них – высказанные идеи нельзя критиковать.
Правила для проведения эффективного мозгового штурма
Как сказано выше, эффективность мозгового штурма во многом зависит от соблюдения правил его проведения. Их всего 10:
11 советов как генерировать больше идей
Больше идей – больше шансов найти нестандартное решение задачи. Повысить их количество помогут интересные рекомендации:
Эти советы помогут вам сгенерировать десятки интересных идей, из которых после получится выделить оптимальное решение.
8 типичных ошибок
Пользоваться приемом мозгового штурма несложно. Но многие все же допускают ошибки, которые снижают его эффективность:
Учитывайте при проведении мероприятия все перечисленные пункты. Иначе мозговой штурм не принесет нужных результатов.
Примеры мозгового штурма
Представьте себе судно, на котором нужно перевезти железорудный концентрат. Транспортировка вызывает массу проблем, поскольку груз ведет себя как жидкость. При качке или крене судна он перетекает с одной стороны на другую. Участникам мозгового штурма нужно устранить этот недостаток.
Ведущий напоминает команде о том, что нельзя критиковать высказанные идеи. 6 специалистов выдвигают варианты решения проблемы:
Участники перечисляют десятки идей. В согласии с правилами, останавливать их нельзя. Но ведущий предлагает перейти к следующему этапу – критике. Здесь в разговор вступает аналитик. Путем обсуждений команда понимает, что идея со щитами и перегородками не подходит. Предложение использовать подушки с воздухом тоже. Их придется накачивать с помощью бортового компрессора. Все вместе оборудование будет слишком тяжелым.
Наиболее подходящей оказывается «магнитная» идея. Участники предлагают развесить магниты по периметру трюма в виде гирлянды. При необходимости их можно включать и выключать.
Заключение
Сущность метода мозгового штурма заключается в поиске эффективных решений путем генерации сразу десятков идей. Участники высказывают не только обдуманные предложения, но и все, что приходит в голову. Благодаря этому ситуация открывается с другой стороны. Вы найдете решения, о которых раньше даже не думали.
Что такое мозговой штурм. Объясняем простыми словами
Мозговой штурм (или брейншторм) — это метод коллективного решения задач, при котором каждый участник генерирует максимальное число идей, от идей первого порядка до нестандартных и порой абсурдных.
Проще говоря, иногда бывает, что решить проблему в одиночку не получается. Нужный ответ будто назло не приходит в голову, а идеи, которые всплывают в сознании, кажутся заведомо неудачными. В такие моменты самое время использовать метод брейншторма. Он подразумевает участие нескольких человек: руководителей, разработчиков продукта, маркетологов и т. д. Каждый из участников высказывает максимальное количество идей. Они могут быть совсем нереалистичными или, наоборот, слишком банальными.
Пример употребления на «Секрете»
«Хорошая практика — проведение серии мозговых штурмов с участием всех заинтересованных членов команды. Полезно будет привлечь к этому процессу не только аналитиков и представителей менеджмента, но и других сотрудников (например, разработчиков, специалистов по поддержке клиентов, дизайнеров и т. д.), поскольку у каждого из них будет свой взгляд на метрики».
(Продуктовый аналитик 65apps Анна Куликова — о правильном внедрении аналитики.)
Мозговой штурм состоит их трёх этапов:
Нюансы
Иногда коллектив при брейншторме совершает ошибки, из-за которых метод становится недейственным. Например:
Плохо организованный мозговой штурм становится больше похож на корпоративный отдых, чем на рабочий инструмент.
История
Метод мозгового штурма появился в конце 1930-х годов в США. Основоположником метода считается совладелец рекламного агентства BBDO Алекс Осборн. Он придумал этот метод для повышения уровня креативности сотрудников. Широкому кругу метод брейншторма стал известен в 1953 году, когда Осборн выпустил книгу «Управляемое воображение», где были раскрыты все принципы и процедуры творческого мышления.
Идея на миллион: как провести эффективный мозговой штурм
Об экспертах:
Мозговой штурм, или брейншторм (от англ. brainstorm), ― это метод коллективного решения задач, применимый в разных сферах жизни.
Чаще всего мозговой штурм используют:
Как появилась методика и зачем она нужна
Александра Михайлова:
Методы мозгового штурма, которые сегодня используют, были изначально придуманы креативными агентствами, к которым приходили компании, чтобы, например, придумать слоган или новую упаковку товара, а также исследовательскими центрами. В результате последние начали заниматься прикладными проектами и пытаться понять, как креативность может удовлетворить реальные запросы бизнеса.
У креативности много разных аспектов. Например, ее можно рассматривать как индивидуальный и групповой процесс. Групповая креативность ― это отдельная сфера: в рамках нее, с одной стороны, может появиться гораздо больше идей, но, с другой, возникают и риски. Например, слушатели нашего курса иногда делятся своим неудачным опытом мозгового штурма. Кто-то рассказывает, что в результате вся команда перессорилась, кто-то ― что после прихода руководителя все замолкали, и процесс останавливался.
Чтобы все эти сложности устранить, надо понять, что мозговой штурм при правильном применении может принести реальную пользу бизнесу, даже в сложных ситуациях. Например, когда у компании закончился бюджет, но осталась необходимость реализовать проект.
Креативное мышление в целом и методы мозгового штурма в частности становятся полезными как раз тогда, когда стандартные, привычные методы перестают работать.
Когда на смену линейному алгоритму (один вопрос ― один ответ) приходит более сложный: есть одна задача, и чтобы найти верное решение, нужно перепробовать сотни вариантов.
Никита Непряхин:
Брейншторм — один из самых эффективных методов генерации креативных идей. К нему прибегают для устранения проблем, мешающих развитию проекта. При этом креативность — это действенный инструмент не только для людей искусства, современных художников, клипмейкеров и маркетологов, как многие считают. Креативность нужна каждому из нас для ежедневного решения бесконечного числа задач. Креативные и результативные решения дают невероятное преимущество.
Как организовать эффективный брейншторм
Александра Михайлова:
На мой взгляд, главный критерий эффективности мозгового штурма ― это хороший модератор или ведущий. Он отвечает за то, чтобы в группе была творческая и бесконфликтная атмосфера. Выбирая человека на эту роль, надо понимать, какие обязанности лежат на нем, и быть уверенным, что он сможет их выполнять.
Модератор следит, чтобы:
Это касается и участников мозгового штурма, и самого ведущего. Часто на роль модератора предлагают руководителей, но из-за специфики работы им обычно сложно записывать идеи, предварительно не оценивая их.
У модератора должны быть в запасе методики, помогающие преодолевать барьеры в групповых процессах ― например, когда кто-то один говорит, а остальные молчат. Для этого есть простая методика: попросить каждого участника сначала записать одну идею на стикере, а потом озвучить ее. Этот шаг поможет преодолеть страх, и человеку будет проще назвать свою идею вслух. В крайнем случае можно попросить приклеить стикер с идеей на общую доску, не озвучивая написанное.
Это особенно актуально в случае, если в мозговом штурме участвуют специалисты разного уровня.
Ведущий может предложить варианты того, как давать обратную связь: например, выделять в каждой идее только положительные стороны или предложить проголосовать за одну идею, которая понравилась больше всех.
Никита Непряхин:
Если процесс мозгового штурма организован неправильно, то и креативных результатов ждать не стоит. Поэтому во многих компаниях есть свой свод правил брейншторма.У меня и моей команды есть свой, которым мы пользуемся в повседневной практике.
Всегда ли эффективен брейншторм
Об эффективности техники мозгового штурма можно говорить долго, но существует и оборотная сторона медали. По мнению психологов, брейншторм может быть неэффективным по нескольким причинам:
Профессор психологии университета Миннесоты Марвин Даннет в 1963 году провел ряд экспериментов, которые показали, что чем выше численность группы, тем ниже эффективность брейншторма. Группы из девяти человек производят меньше идей, чем группы из шести человек, которые, в свою очередь, показывают более низкие результаты по сравнению с группами из четырех участников.
Вера Иванова:
Брейнштормы перестают быть эффективными, когда работа фактически из них и состоит. Такие команды встречаются нередко: только штормят, забывая, зачем это делается. Периодически их нужно «заземлять», чтобы ребята переключались в режим работы с теми идеями, что удалось накидать.
Бывает, брейнштормом учредитель компании пытается замаскировать непопулярное решение, которое ему некомфортно принимать авторитарно в одиночку, и хочет «размазать» ответственность на команду. Понятно, что тут ни о какой новой идее и пользе говорить нельзя.
Мозговой штурм: Что это? Зачем нужен? Как использовать в семье?
Мы расскажем о том, что представляет собой мозговой штурм. Как его проделывать. И каких правил рекомендуется придерживаться во время него.
О мозговом штурме
Шаги, которые нужно пройти в процессе мозгового штурма
Когда будете решать проблему внутри семьи с помощью мозгового штурма, в обязательном порядке придерживайтесь ряда рекомендаций. И шагов. Они помогут качественно сформировать идею. Которая в дальнейшем может применяться.
Формирование проблемы
На первом этапе вам нужно сформировать проблему, которая у вас имеется. Поставить ее перед участниками. Чтобы все члены семьи понимали, какая проблема находится на повестке дня. И каких конкретно решений вы от них ожидаете.
После того, как проблема поставлена, необходимо переходить к следующему этапу. Вам нужно определиться, в каком составе вы будете вырабатывать решение. Допустим, только лишь с супругом. Или и с супругом, и со своими детьми (одним или всеми), с другими родственниками.
После того, как состав участников мозгового штурма будет сформирован, переходите к следующему этапу. Раздавайте роли. В обязательном порядке назначьте ведущего мозгового штурма. А также его помощников.
Например, вести мозговой штурм можете вы. А ваш муж или ребенок может записывать идеи на доску/в блокнот.
Формирование идей
Этот этап является одним из самых важных. По той причине, что именно он влияет на то, сможете вы сформировать качественную идею по решению вопроса или нет. На этом этапе необходимо придерживаться ряда правил:
Отбор идей, их систематизация, а также полноценное оценивание предложения
Этот этап является завершающей стадией брейн шторма. Он очень важен. По той причине, что от него напрямую зависит, получится ли сформировать из нескольких идей одну глобальную. Максимально качественную и эффективную. Или же попытки решить вопрос провалятся.
На последнем этапе очень важно учитывать каждую идею участников. Во время этой стадии брейн шторма предложения участников можно критиковать. А также дополнять.
Все члены семьи должны быть заинтересованы в решении того или иного вопроса. Это необходимо для того, чтобы они пришли к общему знаменателю. И смогли с легкостью понять, какую идею внедрить для максимально эффективного решения вопроса.
В мозговом штурме должны участвовать две разные группы
Их необходимо создать перед началом генерации идей. Распределение обязанностей в группах проходит следующим образом:
Особенности проведения мозгового штурма
По очереди. Очень важно давать возможность придумывать идеи всем участникам. И детям, и бабушкам, и дедушкам. Без какой-либо дискриминации по возрасту.
Что нужно делать с идеями, которые были придуманы участниками?
Все услышанные идеи необходимо в обязательном порядке записывать. Либо на доску, либо в блокнот. Даже если ведущему кажется, что идея бесполезная, ее нужно записать. Вполне возможно, что через некоторое время вы придумаете, как использовать предложенное.
После того, как все идеи будут записаны, из них нужно будет выбрать несколько основных. Они пройдут в следующий этап. И уже из этих идей предстоит выбирать одну главную.
Главные правила мозгового штурма
Во время мозгового штурма очень важно придерживаться ряда правил. Они позволят добиться максимального результата. И получить более эффективное взаимодействие с участниками мероприятия.
К мозговому штурму необходимо подготовиться
Без предварительной подготовки устраивать мозговой штурм не рекомендуется. Он не принесет своих плодов. Постарайтесь объявить семье о мозговом штурме заранее. За несколько дней до того, как он будет организован. И скажите членам семьи, чтобы они изучили вопрос, подготовились (например, поискали информацию в интернете).
Вполне возможно, что за этот период у участников сформируется в голове прорывная идея. И они смогут предложить, как поступить.
В штурме должно участвовать много людей
Проводить его вдвоем или вчетвером не рекомендуется. Чем меньше людей, тем меньше идей. Приглашайте к мозговому штурму не только детей, но и дедушек/бабушек/сестер/братьев. Вы соберете вокруг себя много людей. Соответственно, они смогут сгенерировать большее количество идей. И вы сможете быстрее найти правильное решение.
Подробно объясните членам семьи, какую проблему необходимо решить
Перед тем, как начать мозговой штурм, повторно переговорите с членами своей семьи. Еще раз расскажите об имеющемся вопросе в повестке дня. Дайте дополнительные комментарии. Чтобы все участники мероприятия гарантированно поняли, что вы хотите от них добиться.
Каждый участник мозгового штурма должен записывать идеи вместе с ведущим
Это очень важно делать. По той причине, что так меньше риск что-либо упустить. Если записывать предложения будет только ведущий, это может плохо закончиться. Есть риск, что он пропустит важное предложение.
Не оскорбляйте участников мозгового штурма и не относитесь к ним презрительно
Даже если вам кажется, что ребенок или бабушка/дедушка предложили бессмысленную идею, не критикуйте их. Не относитесь к ним презрительно. И уж тем более не просите замолчать. Это ничем хорошим не закончится. Кроме того, что человек откажется от участия в мозговом штурме. Замкнется в себе. И не сможет больше генерировать идеи.
Даже если предложение вам категорически не нравится, то все равно запишите его. Использовать идею вас ведь все равно не заставляют. А человеку будет приятно то, что его идею записали.
Вполне возможно, что в дальнейшем он предложит более эффективное решение проблемы.