Можно быть руководителем чего

Идеальный руководитель: кто он и как им стать

3 Время прочтения: 5 минут

Можно быть руководителем чего. Смотреть фото Можно быть руководителем чего. Смотреть картинку Можно быть руководителем чего. Картинка про Можно быть руководителем чего. Фото Можно быть руководителем чего

Можно быть руководителем чего. Смотреть фото Можно быть руководителем чего. Смотреть картинку Можно быть руководителем чего. Картинка про Можно быть руководителем чего. Фото Можно быть руководителем чего

Какими качествами должен обладать идеальный руководитель? Каждый из нас легко их назовет. Но не все так просто: у каждого списки этих качеств будут разными. Так как же стать идеальным руководителем?

Задача руководителя любого уровня — от генерального директора до начальника отдела — выстроить максимально эффективную работу вверенного ему коллектива. Только есть сложность: люди в этом самом коллективе могут быть самыми разными, а найти подход к каждому, особенно если речь идет о большом коллективе, просто физически невозможно. Что делать? Придерживаться определенного свода правил. В процессе работы я для себя выделил следующие пять и хочу с вами ими поделиться.

Вкладывайтесь в комфорт сотрудников

Чтобы стать хорошим руководителем, важно всегда помнить о том, что именно люди — главный актив компании. Да, звучит немного пафосно, но это именно так. Любой бизнес — это прежде всего сотрудники, ведь именно они создают, развивают и продвигают продукт, способствуют росту и развитию компании. Поэтому хороший руководитель должен в первую очередь задуматься о максимальном комфорте для сотрудника. Это касается буквально всего: от режима работы до необходимой техники. Сейчас многие выбирают удаленный или гибридный формат работы, хотя есть и те, кому комфортнее работать из офиса. И это прекрасно! Можно создать уютное офисное пространство, куда всегда можно прийти поработать, а тех, кто предпочитает удаленный режим, обеспечить всем необходимым (техника, софт, доступы и т. д.). У такого подхода масса плюсов: работодатель может существенно экономить на аренде офиса, ведь ему не нужно «держать» место под каждого сотрудника, а люди, в свою очередь, получают комфортное рабочее место там, где им удобнее всего работать. Win-win!

Хотите суперрезультата — не ограничивайте выплаты

Любой работодатель хочет от сотрудников максимальной отдачи, а зачастую и настоящих подвигов. И чаще всего новые сотрудники с горящими глазами максимально вкладываются в работу, достигают новых и новых высот, пока не упираются в потолок — потолок вознаграждения. И любой нормальный человек в этот момент задумается, зачем ему дальше совершать подвиги, если для него в материальном плане мало что поменяется. Вывод напрашивается сам собой: чтобы получить неограниченный рост вклада сотрудников, не стоит ограничивать возможные выплаты. Хочешь результата «без потолка» — плати премии «без потолка».

Подбирайте руководителей под коллектив

Если в коллективе сменяется руководитель, это всегда большой стресс для сотрудников. И всегда есть вероятность, что насколько бы профессиональным ни был новый начальник, у него могут банально не сложиться отношения с его подчиненными и руководителями других подразделений. У этой проблемы есть весьма элегантное решение: дать возможность сотрудникам принять участие в выборе руководителя. То есть потенциальный руководитель оценивается его будущими прямыми подчиненными, а также руководителями подразделений, с которыми ему предстоит работать. Такой подход позволяет максимально снизить стресс при смене руководства для сотрудников, а также подобрать идеального кандидата для эффективной работы в коллективе.

Будьте открытым

Часто руководители некоторым образом отгораживаются от сотрудников. Это понятно: много задач, нужно принимать стратегические решения, некогда заниматься микроменеджментом. И чем выше руководитель, тем больше пропасть между ним и рядовыми сотрудниками. На этом этапе может потеряться ценная связь между сотрудниками и руководителем, то самое ощущение причастности, общего дела. Особенно сильно эта тенденция заметна как раз в условиях «удаленки»: люди месяцами не видят друг друга, разве только изредка в «Зуме». И многим начинает казаться, что их усилия незаметны, их инициатива не нужна. Такого допускать нельзя ни в коем случае. В компании, насколько бы велика она ни была, у каждого сотрудника должна быть возможность быть услышанным. Вариантов, как это сделать, множество. Это могут быть регулярные собрания на разных уровнях: от отдела или департамента до целой компании. Это могут быть горячие линии, на которых у сотрудников есть возможность задать любой вопрос или поделиться проблемами. Я знаю много руководителей компаний (да я и сам такой), даже весьма крупных, которые всегда открыты для общения, вплоть до того, что любой сотрудник может позвонить им на мобильный или написать личное сообщение в соцсети в случае, если его вопрос или проблему не получается закрыть на другом уровне. И это абсолютно нормально в наш цифровой век. Отгораживаясь от коллектива, руководитель рискует потерять доверие сотрудников, а значит, может пострадать и эффективность работы бизнеса в целом.

Делитесь успехами с коллективом

У каждого руководителя в голове всегда есть план развития на ближайшее время, а также промежуточные результаты работы его подразделения и зачастую компании в целом. И этой информацией важно регулярно делиться со всеми сотрудниками. Формат в данном случае не так важен. Это могут быть встречи, сообщения в корпоративном мессенджере, письма, сообщения в группах, рассылка презентаций и т. д. Важно, чтобы все сотрудники компании находились в едином информационном поле, понимали, что происходит в компании, к чему она стремится, какие у нее успехи, какие проблемы. Благодаря такому подходу, люди чувствуют сопричастность и больше доверяют руководителю. А значит, они будут максимально лояльны как к руководителю, так и к компании в целом.

Как видите, стать практически идеальным руководителем не так уж и сложно. Хотя придется, конечно, не только поменять некоторые процессы в компании, но и изменить свои привычки. Но эти вложения с лихвой окупятся ростом мотивации сотрудников, а значит, и ростом бизнеса.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

\n \n\t\t\t \n\t\t\t \n\t\t \n\t»,»content»:»\t\t

Источник

Как стать хорошим руководителем: ТОП-8 способов управлять коллективом

Стать хорошим руководителем, желает знать каждый управленец. Руководящая должность требует от человека определённых навыков, опыта и личностных качеств. Стать хорошим руководителем способен не каждый работник, поскольку необходимо от природы обладать лидерскими качествами, уметь принимать на себя ответственность и иметь деловую хватку. Стать лидером и вести за собой людей под силу не каждому, однако, это возможно.

Можно быть руководителем чего. Смотреть фото Можно быть руководителем чего. Смотреть картинку Можно быть руководителем чего. Картинка про Можно быть руководителем чего. Фото Можно быть руководителем чего

Содержание

Хороший руководитель. Кто он?

Давайте начнём с определения понятия. Кто такой руководитель?

Руководитель – это действенный и преуспевающий человек. От его умения создавать благоприятные условия для труда и налаживать производственный процесс, зависит эффективность целой компании.

Кто в жизни не сталкивался с руководителями различных уровней, пожалуй, таких людей нет.

Часто мы невольно даём оценку деятельности руководства, где один из руководителей «хороший», а второй «плохой». Данные оценки крайне субъективны и не всегда отражают истинное положение вещей. Идеальных людей не бывает, соответственно, не бывает полностью «хорошего» руководства.

Стать хорошим руководителем можно лишь в том случае, если вы являетесь профессионалом своего дела. Необходимо на собственном примере демонстрировать профессиональные качества, создать благоприятные условия для подчинённых, с нуля построить активную развивающуюся команду.

Качества, которые подскажут:

Когда все качества собираются воедино в конкретном человеке, можно сразу сказать о том, что перед вами прирождённый лидер, способный вести за собой, вдохновлять и направлять.

Кроме того, ценными качествами руководителей является пунктуальность, стрессоустойчивость, общительность и смелость.

Важно понимать, что действительно хорошим руководителем не становятся от природы, эта должность приобретаема, и человек способен в любое время осознать, что он готов примерить на себя должность руководителя.

Примечательно, что стать эффективным руководителем может стать любой человек, независимо от пола и возраста. Нередко бывает так, что главой компании может стать молодая амбициозная девушка без должного опыта работы и мужчина почтенного возраста с багажом знаний и опыта за плечами.

Человек, который желает стать хорошим руководителем, должен уметь формировать цели и строить планы для их достижения. Крайне важно ежедневно ставить перед собой цели и выполнять намеченное. Так можно закалить характер, силу воли, развивать в себе исполнительность и трудолюбие.

Какими задатками обладает мотиватор и лидер?

Задавая вопрос относительно того, как стать хорошим руководителем, необходимо честно признаться себе, обладаете ли вы всеми необходимыми качествами. Если какие-то из них отсутствуют, никогда не поздно развить их в себе, учиться чему-то новому, совершенствовать собственные знания и навыки.

Хороший руководитель – универсальный солдат, прекрасно разбирающийся в тонкостях рабочего процесса, желающий вести персонал за собой, наставлять, обучать и стимулировать. Стать хорошим руководителем может каждый человек, но это тяжёлый труд, работа над собой.

Как стать лучшим руководителем

Потенциал человека, находящегося на руководящей должности, напрямую зависит от стремления к трансформации и развитию. Лидер обязан быть вдохновителем, он должен поощрять коллектив на новшества, давать им возможность проявлять себя и отвечать за собственные поступки. Только в этом случае можно добиться успеха и создать сплочённый коллектив профессионалов. Далее мы рассмотрим базовые советы, которые смогут помочь руководителю работать эффективно и завоёвывать доверие и авторитет среди подчинённых.

Можно быть руководителем чего. Смотреть фото Можно быть руководителем чего. Смотреть картинку Можно быть руководителем чего. Картинка про Можно быть руководителем чего. Фото Можно быть руководителем чего

Владение тонкостями рабочего процесса

Чтобы стать хорошим руководителем необходимо постоянно развиваться, быть в курсе последних инноваций, связанных со сферой деятельности, в которой вы задействованы.

Для этого необходимо посещать бизнес-тренинги, принимать участие в онлайн-конференциях, смотреть обучающие видео, интересоваться новинками программного обеспечения и т.д.

Отличный аналитик умеет максимально эффективно спланировать собственный день и акцентировать внимание работников на распределение рабочего времени, повышая эффективность труда. Такой подход позволяет сфокусироваться на рабочем процессе и эффективно организовать не только свой труд, но и работников предприятия.

Создание благоприятных условий работы

Рациональное управление трудовым процессом зависит от применения современной техники. Автоматизация ручного труда способна увеличить производительность компании, вывести её на новый уровень развития. Можно активно внедрять электронно-вычислительную технику, а так же современную оргтехнику. Кроме того, существуют дополнительные инструменты для улучшения трудового процесса:

На работоспособность коллектива влияют многие факторы: расположение помещения, освещение, температура, влажность и пр.

Эффективная организация

Люди, желающие стать хорошим руководителем, должны уметь находить подход к рабочему персоналу, вне зависимости от того, пять человек находится в подчинении или пару сотен. Важно уметь предельно точно донести до работника суть действий. Не лишним будет создать устав компании с прописанными нормами и принципами.

Доказано, что цели и задачи, изложенные на бумаге, действуют более эффективно, чем словесные указания. Можно заранее составить план работы для каждого из сотрудников, предложить групповую работу. Не стоит внедрять инновации в проект, когда он находится на стадии реализации и на половину готов.

Подчинённые воспримут это как каприз и будут дезориентированы в дальнейших действиях. От грамотного руководителя потребуется контроль над выполнением задач и мелкие корректировки по ходу работы.

Создание благоприятного климата в коллективе

Многие делают акцент исключительно на собственном авторитете, желании продемонстрировать своё «я».

Не стоит под напором продавливать собственные интересы, важно уметь слышать подчинённых, так как они способны не хуже руководителя генерировать интересные идеи.

Прислушивайтесь к взгляду со стороны, узнавайте чаще точку зрения подчинённых. Тогда они будут чувствовать себя свободно, смогут получать удовольствие от рабочего процесса и будут уважать своего Босса. Можно ввести практику анонимного письма или возможности излагать предложения в электронном формате. Таким образом, можно стимулировать рабочую деятельность подчинённых, вселить в них желание трудиться на благо общего дела.

Соблюдение дистанции

Панибратство никогда не приветствовалось в бизнесе, руководитель должен держать дистанцию. Завоевать любовь и уважение коллектива за счёт тёплого общения и дружеских связей – самый простой, но не эффективный метод.

Важно уметь добиваться расположения более честными путями:

Строгость

Стать хорошим руководителем способен тот, кто может мотивировать рабочий коллектив на эффективную работу.

Как это сделать грамотно?

Берём ответственность на себя

Умения отвечать не только за свои действия, но и за работу целого коллектива – базовый критерий, которым должен обладать хороший руководитель. Истинный управленец постоянно анализирует собственные действия, пытаясь отыскать причины неудач. Стоит понимать, что конкретный подчинённый мог не справиться с поставленной задачей лишь потому, что не понял её до конца.

Тогда ответственность ложится на руководителя, который не смог донести до подчинённого суть действий.

Полезные советы

Вывод

Стать хорошим руководителем способен каждый человек, однако, необходимо постоянно работать над собой и брать ответственность за работу коллектива. Руководитель выполняет множество функций: от координирующей до мотивирующей и поощряющей. Хороший управленец способен улучшить показатели работы компании, добиться сплочённости коллектива и правильно организовывать все рабочие процессы.

«Как вы считаете, какими качествами обладает хороший руководитель в 21 веке? Согласны ли вы с утверждением, что хорошими руководителями не рождаются, ими становятся?».

Источник

Идеальный руководитель: кто он и как им стать

Можно быть руководителем чего. Смотреть фото Можно быть руководителем чего. Смотреть картинку Можно быть руководителем чего. Картинка про Можно быть руководителем чего. Фото Можно быть руководителем чего

Какими качествами должен обладать идеальный руководитель? Каждый из нас легко их назовет. Но не все так просто: у каждого списки этих качеств будут разными. Так как же стать идеальным руководителем?

Задача руководителя любого уровня — от генерального директора до начальника отдела — выстроить максимально эффективную работу вверенного ему коллектива. Только есть сложность: люди в этом самом коллективе могут быть самыми разными, а найти подход к каждому, особенно если речь идет о большом коллективе, просто физически невозможно. Что делать? Придерживаться определенного свода правил. В процессе работы я для себя выделил следующие пять и хочу с вами ими поделиться.

Вкладывайтесь в комфорт сотрудников

Чтобы стать хорошим руководителем, важно всегда помнить о том, что именно люди — главный актив компании. Да, звучит немного пафосно, но это именно так. Любой бизнес — это прежде всего сотрудники, ведь именно они создают, развивают и продвигают продукт, способствуют росту и развитию компании. Поэтому хороший руководитель должен в первую очередь задуматься о максимальном комфорте для сотрудника.

Это касается буквально всего: от режима работы до необходимой техники.

Сейчас многие выбирают удаленный или гибридный формат работы, хотя есть и те, кому комфортнее работать из офиса. И это прекрасно!

Можно создать уютное офисное пространство, куда всегда можно прийти поработать, а тех, кто предпочитает удаленный режим, обеспечить всем необходимым (техника, софт, доступы и т. д.). У такого подхода масса плюсов: работодатель может существенно экономить на аренде офиса, ведь ему не нужно «держать» место под каждого сотрудника, а люди, в свою очередь, получают комфортное рабочее место там, где им удобнее всего работать. Win-win!

Хотите суперрезультата — не ограничивайте выплаты

Любой работодатель хочет от сотрудников максимальной отдачи, а зачастую и настоящих подвигов. И чаще всего новые сотрудники с горящими глазами максимально вкладываются в работу, достигают новых и новых высот, пока не упираются в потолок — потолок вознаграждения. И любой нормальный человек в этот момент задумается, зачем ему дальше совершать подвиги, если для него в материальном плане мало что поменяется.

Вывод напрашивается сам собой: чтобы получить неограниченный рост вклада сотрудников, не стоит ограничивать возможные выплаты. Хочешь результата «без потолка» — плати премии «без потолка».

Подбирайте руководителей под коллектив

Если в коллективе сменяется руководитель, это всегда большой стресс для сотрудников. И всегда есть вероятность, что насколько бы профессиональным ни был новый начальник, у него могут банально не сложиться отношения с его подчиненными и руководителями других подразделений.

У этой проблемы есть весьма элегантное решение: дать возможность сотрудникам принять участие в выборе руководителя. То есть потенциальный руководитель оценивается его будущими прямыми подчиненными, а также руководителями подразделений, с которыми ему предстоит работать.

Такой подход позволяет максимально снизить стресс при смене руководства для сотрудников, а также подобрать идеального кандидата для эффективной работы в коллективе.

Будьте открытым

Часто руководители некоторым образом отгораживаются от сотрудников. Это понятно: много задач, нужно принимать стратегические решения, некогда заниматься микроменеджментом. И чем выше руководитель, тем больше пропасть между ним и рядовыми сотрудниками. На этом этапе может потеряться ценная связь между сотрудниками и руководителем, то самое ощущение причастности, общего дела.

Особенно сильно эта тенденция заметна как раз в условиях «удаленки»: люди месяцами не видят друг друга, разве только изредка в «Зуме».

И многим начинает казаться, что их усилия незаметны, их инициатива не нужна. Такого допускать нельзя ни в коем случае. В компании, насколько бы велика она ни была, у каждого сотрудника должна быть возможность быть услышанным. Вариантов, как это сделать, множество.

Это могут быть регулярные собрания на разных уровнях: от отдела или департамента до целой компании. Это могут быть горячие линии, на которых у сотрудников есть возможность задать любой вопрос или поделиться проблемами.

Я знаю много руководителей компаний (да я и сам такой), даже весьма крупных, которые всегда открыты для общения, вплоть до того, что любой сотрудник может позвонить им на мобильный или написать личное сообщение в соцсети в случае, если его вопрос или проблему не получается закрыть на другом уровне. И это абсолютно нормально в наш цифровой век. Отгораживаясь от коллектива, руководитель рискует потерять доверие сотрудников, а значит, может пострадать и эффективность работы бизнеса в целом.

Делитесь успехами с коллективом

У каждого руководителя в голове всегда есть план развития на ближайшее время, а также промежуточные результаты работы его подразделения и зачастую компании в целом. И этой информацией важно регулярно делиться со всеми сотрудниками. Формат в данном случае не так важен.

Это могут быть встречи, сообщения в корпоративном мессенджере, письма, сообщения в группах, рассылка презентаций и т. д. Важно, чтобы все сотрудники компании находились в едином информационном поле, понимали, что происходит в компании, к чему она стремится, какие у нее успехи, какие проблемы.

Благодаря такому подходу люди чувствуют сопричастность и больше доверяют руководителю. А значит, они будут максимально лояльны как к руководителю, так и к компании в целом.

Как видите, стать практически идеальным руководителем не так уж и сложно. Хотя придется, конечно, не только поменять некоторые процессы в компании, но и изменить свои привычки. Но эти вложения с лихвой окупятся ростом мотивации сотрудников, а значит, и ростом бизнеса.

СРОЧНО!

Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина

Источник

4 совета начинающему руководителю

Можно быть руководителем чего. Смотреть фото Можно быть руководителем чего. Смотреть картинку Можно быть руководителем чего. Картинка про Можно быть руководителем чего. Фото Можно быть руководителем чего

Безболезненно проходим путь до состоявшегося управленца в интервью с экспертом в области лидерства, сервиса и управления персоналом, преподавателем MBA в Русской Школе Управления Елизаветой Ефремовой.

В жизни руководителей есть этап своеобразной инициации: сначала вы были рядовым исполнителем, отвечали только за себя, и ваша успешность определялась тем, насколько вы эффективно решаете поставленные задачи. Потом вас начинают оценивать через эффективность других людей, приходится заниматься новой деятельностью — организовывать их работу. Таких навыков не дают ни школа, ни институт — только жизнь.

Но у всех был подобный опыт, для многих людей из системы «человек-техника», «человек-знак» (например, для технических, ИТ-специалистов, финансистов) организовывать чью-то работу и контролировать сотрудников — серьезное испытание. Работать на себя и отвечать только за себя — проще. И выполнять поручения проще, чем ставить задачи другим людям.

О книге «От эксперта к руководителю»

Книга предназначена для начинающего руководителя, который еще не в полной мере владеет навыками управления персоналом. Я давно преподаю на курсе Mini MBA, сначала в программе лидерства, сейчас — на управлении персоналом. И хорошо вижу, что одним из трудных, очень личных вопросов является вхождение в должность — когда коллеги привыкли видеть в вас обычного члена команды, но при этом (как подчиненные) ждут каких-то сложных решений. А вышестоящее руководство в новой роли вас еще не знает и устраивает множество испытаний. И поговорить об этом не с кем: в семью жалобы не потащишь, на работе хочется всяческих поощрений и проявлений силы.

На занятиях ученики меня благодарили, но я поняла, что на слух многие плохо воспринимают информацию, им нужно перечитывать пройденное. Я собрала материалы в брошюру. Задача «От эксперта к руководителю» — помочь человеку, который ввязался в управленческую деятельность внутри организации. Думаю, книга получилась полезной, я регулярно получаю хорошие отзывы. Например, руководители дают ее вновь назначенным сотрудникам.

По сути, книга о том, как человек проходит этапы карьерного роста и становится руководителем. Я выделяю 11 параметров, часть из них профессиональные, часть — личностные и один мотивационный.

Один из ключевых моментов трансформации специалиста в руководителя заключается в том, что ему приходится не только менять инструменты, представления о своей успешности, но и по-другому формулировать смысл своей жизни. Если говорить о мотивации, то это вопрос «Что я хочу, зачем мне вообще это нужно, в чем смысл?».

И когда мы говорим про сложности, с которыми сталкивается новоиспеченный руководитель, первая проблема — это переход от рутинной деятельности. Ведь жизнь руководителя проходит в неопределенной среде, ему приходится постоянно менять системы для адаптации к меняющимся условиям. И жизнь по правилам летит ко всем чертям. Хаос, в котором оказывается руководитель и который нельзя структурировать, — это сложно.

Поэтому по «золотому сечению», правилу Парето, всего 20 человек из 100 выдерживают эту перестройку перехода, когда приходится генерировать в себе энергию воина. У меня есть одно из любимых определений свойств руководителя: это принятие непопулярных, вызывающих массу сопротивлений и требующих напряжения решений ради интереса будущего группы.

Купить книгу Елизаветы Ефремовой «От эксперта к руководителю» издательства Русской Школы Управления можно здесь:

Литрес Электронная Аудио
MyBook Электронная Аудио
Bookmate Электронная Аудио
Читай-город Бумажная

О трансформации компании, власти и рисках

Если человек привык к системному подходу, а компания находится в статусе «тусовка, семья», где отсутствует дедлайн и расписание, попытка трансформации будет рискованна.

На каждый винт — своя гайка. На разных этапах развития организации перед человеком стоят новые вызовы: вы растете вместе с компанией или приходите в нее на каком-то этапе. Иногда требуется принимать те самые непопулярные решения, идти на конфликты с близкими, которые были когда-то единомышленниками. И в какой-то момент приходится брать власть в свои руки. Но потом возникает следующий важный вопрос: как эту власть отдать. То есть создать команду, которая будет твоей дружиной.

Поэтому я считаю, что нужно учиться, ходить на курсы, читать книги. Можно подключиться к коллективному знанию и не допустить ошибок, которые уже сделаны и описаны предшественниками.

О корпоративной культуре

Когда в компанию приходит новый руководитель, он не особо разбирается, кого оставить, кого уволить. Но бывает и по-другому: есть понятие корпоративной культуры, которой пропитывается человек, долго работающий в организации. И не факт, что он будет «мести по-новому», впитав ценности и нормы, пройдя все этапы отбора.

Руководство — это управление живым: нужно фиксировать лучшее и удалять ненужное. Когда в корпоративный организм попадает что-то новое, он сопротивляется, идет воспалительный процесс. Потом это новое или встраивается, или отторгается. И даже если новая метла будет мести по-новому, это войдет в корпоративную культуру или не пройдет этап фильтрации.

О распространенных ошибках начинающих руководителей

В книге есть глава, которая посвящена жизненному циклу руководителя. Этот цикл не уникальный, он повторяется от человека к человеку:

Первое событие — мотивационный подъем. Хорошо, когда у руководителя есть азарт, вызов, ощущение новизны и интереса. Первая точка — это желание быть у руля, может быть, иметь волю к власти. Не у всех она есть и не всем нужна, но руководитель без нее не может обойтись.

Вторая важная точка (где можно вылететь) — это так называемый кризис адаптации. Он происходит, когда человек приходит на новое место с ожиданиями, амбициями, иллюзиями и сразу сталкивается с новой неспецифической деятельностью и новыми людьми (даже если это прежний коллектив, то люди уже находятся в новых ролях). На этом этапе важно встретить реальность лицом к лицу и понять, чего не хватает, какие недостатки мешают новоиспеченному руководителю. Потому что пока вы не осознаете сферу своей некомпетентности и свои трудности, измениться очень сложно.

Потом начинается пассионарный первый год работы управленца. Он готов к изменениям, видит все свои недостатки и недоработки системы, сильные и слабые места сотрудников. Он готов к переменам, поэтому этот год энергетически заряжен. На этом этапе трудно вылететь с работы: организация дает ему кредит доверия. Оценить деятельность руководителя можно, сравнив годовые показатели. Невозможно сравнить, например, в отделе продаж февраль с сентябрем — разные сезоны и цифры.

Поэтому следующая важная точка — кризис оценки, когда к концу первого года становится понятно, имели ли эффект все принятые решения. Здесь можно реально вылететь, если они не дали результатов.

По каким критериям оценивают эффективность руководителя

Традиционно таких маркера три:

Результативность по показателям, взятым на себя в начале работы.

Личностная и культурная составляющая: насколько человек соответствовал корпоративной культуре, ценностям, демонстрировал нужное организационное поведение. Например, если через год он находится в конфликте со всей внутренней экосистемой, это тоже показатель.

Снова мотивационная составляющая: хочет ли он быть на этом месте.

О профессиональном выгорании управленца

Потом начинается второй год, и для руководителя это довольно стабильное время. Команда собрана, процессы отлажены. Но к концу второго — началу третьего года (в зависимости от интенсивности жизни в организации) возникает кризис выбора. Когда у управленца появляется субъективное ощущение, что он решил все задачи на этом месте, ему хочется чего-то большего, стало неинтересно.

Первый вариант действий — перемещаться на следующий уровень спирали. В умных организациях специалиста просто не отпускают, подбрасывая ему новые задачи и вызовы. Второй вариант — более страшный, когда люди решают, что уже все хорошо, теряют желание трансформироваться, конкурировать, тратят энергию на посторонние проблемы.

Начинается выгорание: процесс настроили, можно теперь заняться, например, строительством дома. И все, что происходит на работе, идет по принципу «да ладно, все тут уже в порядке». А на рынке появляются новые конкуренты, устаревает продукт. И в какой-то момент последствия становятся необратимыми.

Поэтому для конца второго или третьего года руководителю важно выходить из сложившейся зоны комфорта, как ни пошло это звучит. Под комфортом понимается состояние расслабленности, нужно быть постоянно включенным.

Об идеальном руководителе и его проблемах

Возьмем классическое определение идеальной системы по ТРИЗ: предмета нет, а функция выполняется. Поэтому у идеального руководителя все работает без него. К такому надо стремиться: те, кто делает организацию слишком зависящей от себя, очень рискует. Блокируется карьера, все ресурсы направляются на управление. На эту тему написано много.

Боли руководителя организации можно перечислять до бесконечности.

Но самое важное на трансформационном этапе — косяки в самоорганизации, когда человек не в ладу со своим временем, расписанием, стрессами. Это приводит к выгоранию, усталости, потере ресурса.

Второе — неумение выстраивать связи, коммуницировать с людьми (руководителями, коллегами).

И третий больной момент — сложность управления коллективом. С одним человеком худо-бедно можно договориться. Но в коллективе начинают происходить процессы, которые люди не понимают, допускают классические ошибки, которые потом трудно исправить.

Я вижу еще миллион проблем, но эти самые существенные.

Должен ли руководитель быть лидером

В структуре командных ролей в группе руководитель и лидер — понятия разного порядка. Руководитель — это названный лидер, с короной, погонами и всем, что нужно. Это назначаемая в группе роль.

А лидер — не назначаемый, а сформированный в группе человек с кредитом доверия. Люди в группе принимают его позицию, мнение, отношение. Поэтому руководитель вполне может и не быть лидером: он обустраивает систему управления своей группой через лидеров, которые сформировались внутри коллектива.

Но все точки власти могут сходиться и в одном человеке: тогда он будет руководителем (формальным и операционным) и эмоциональным лидером. На некоторых этапах развития команды это хороший вариант, но он не всегда срабатывает.

Что управленцу делать в начале карьеры и как избежать ошибок

Одно из ключевых действий в самом начале — это инициация в группе в новой роли. Неважно, пришел человек из другой компании или был поднят в организации с предыдущего уровня. Нужно собрать всю команду вместе (не писать письма или сообщения в мессенджерах) и представиться. Желательно, чтобы нового руководителя представил кто-то из более высокой социальной группы.

Традиционно инициации идут в формате «+1». Это придает кандидату больший вес в группе. Таким образом вас маркируют как представителя организации. И все дальнейшие конфликты будут не с ним, а с организацией. Для молодого руководителя, особенно неопытного, это некое прикрытие. Если такого представительства нет, нужно представиться самому со ссылкой на приказ — легитимное право быть в этой роли.

Есть пять основных инструментов власти, опорных точек, которые нужно озвучить группе. Они создадут каркас взаимоотношений.

Внятно проговорите цели, которые вы ставите перед группой или транслируете от организации: «Компания поставила перед нашим отделом следующую цель» или «Я вас собрал, чтобы мы достигли такой-то цели». Первое обращение — это всегда образ желаемого результата, как бы итог деятельности. Мы же собираем не родственников или друзей, а трудовой коллектив.

Вторая часть обращения касается совместной деятельности. Задайте систему координат, проговорите ценности, которые для вас важны во взаимодействии внутри команды. Обращение содержит слова «как мы работаем».

Проговорить систему применяемых поощрений и наказаний: «что такое хорошо и что такое плохо».

Очень важный момент — принцип, по которому будут распределяться ресурсы: как делятся клиенты, территория, отпуска.

Принцип, по которому вы собираете команду: какие люди в нее войдут, а кто отсеется.

Если вы склонны к коллективному творчеству, транслируйте эти идеи. Если вы сторонник жестких мер и рамок — так и говорите. Но эти основные моменты проговорить нужно обязательно. Когда появятся все опорные точки, коллектив на какое-то время стабилизируется. Это поможет руководителю войти в группу в новой роли, снимет часть напряжения и сопротивления.

Как руководителю снять сопротивление, если выдвинутые им ценности не совпадают с ценностями группы

Важно понимать структуру командных ролей в коллективе. Сопротивление новому — это нормально и традиционно: нужно понять, кто является его лидером и точечно обрабатывать таких людей. Где-то обосновывать, где-то влиять. Иногда, к сожалению, приходится их «обрезать», изолировать от группы. Это настоящая шахматная партия — очень интересно, сложно, несет свои риски.

Об эмоциональном лидерстве

Люди управляются словами, поэтому очень важно правильно подбирать слова, понятия, смыслы. Единый смысловой конструкт создает единое интеллектуальное поле в группе. Но, с другой стороны, люди также управляются эмоциями. Есть мнение, что все начинают испытывать чувства самого сильного человека в группе. И когда руководитель может транслировать коллективу свое отношение к происходящему, например, в сложный для компании период при спаде продаж активизировать, зарядить группу на уровне эмоций, это здорово.

Эмоциональному интеллекту нужно учиться. В больших организациях есть курсы для начинающих руководителей. Но часто они остаются со своей трансформацией один на один. Надеюсь, моя книга, и специальные курсы в Русской Школе Управления помогут ее пережить, потому что следующая трансформация еще более сложная. Если до нее вы управляли людьми, следующая задача — переход на директорский уровень, когда приходится думать не только за себя и свою группу, но и за всю организацию. Просчитывать любое изменение (про финансам, стратегии, маркетингу, персоналу).

То есть первая трансформация — от эксперта к руководителю, а вторая — от руководителя к директору. От управления организацией вы переходите на уровень управления социумом со сложными задачами. Например, вы отвечаете за жизнь города (если это градообразующее предприятие или компания с большим числом сотрудников). Вопрос в том, где вы остановитесь: у всех есть компетенции для такого роста. Но я с уважением отношусь к людям, выбирающим путь мастера — там тоже можно до бесконечности совершенствоваться. И путь руководителя — интересный, сложный.

4 совета начинающему руководителю

Беседовала Марьям Ткачева.

Можно быть руководителем чего. Смотреть фото Можно быть руководителем чего. Смотреть картинку Можно быть руководителем чего. Картинка про Можно быть руководителем чего. Фото Можно быть руководителем чегоСветлана Щербак Автор медиапортала Русской Школы Управления

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *