Можно ли говорить что у тебя допуск секретности
Формы допуска секретности, запрещающие выезд за границу
Ограничения выезда за границу оговаривается в трудовом договоре, с которым знакомится сотрудник спецслужб, потом ставит свою подпись. Срок ограничения на выезд за рубеж действует в течение определённого времени после увольнения из органов.
Что означает допуск к государственной тайне
Государственная тайна – это комплексное понятие, которое включает в себя ряд сведений, разглашение или использование которых без надлежащего разрешения может нанести ущерб интересам государства.
Данный допуск является проявлением доверия, за которое нужно платить.
Доступ к гостайне получает гражданин РФ, который занимается следующими видами деятельности:
Какие ограничения связаны с допуском секретности
Если перед номером приказа не было нулей, то это было предназначено для общего пользования.
Например: приказ номер 123. Такие приказы публиковались в печати и эфире. Например, приказ о призыве и демобилизации.
Есть документы, которые предназначаются только для служебного пользования (обозначение ДСП). Этот гриф ставится на не секретные документы органов государственной власти. Ограничение распространения их продиктовано служебными причинами.
Такие приказы никаких секретных сведений не несут, но используются только в рабочее время. В основном такие приказы даются для несения внутренней службы. Например, приказ заступить в наряд, или приказ на отправку на какие-нибудь работы.
Если в номере документа пишется ноль (0123), то ставится гриф “Секретно”.
Если перед приказом значится два нуля (00123), то ставится гриф «Совершенно Секретно». Если перед приказом значится три нуля (000123) или ОВ, то ставится гриф: «Документы особой важности».
За нарушение режима секретности при работе с документами с нулями или Особой Важности наступает уголовная ответственность.
Ограничения выезда за границу
Существует 3 формы допуска секретности:
1 форма допуска
1 уровень допуска секретности позволяет работать с секретными сведениями особой важности. Имеются в виду данные, разглашение которых может причинить ущерб обороноспособности страны, разведке/контрразведке и науке.
Информация особой важности носит конкретный характер. В случае её обнародования под угрозу ставится безопасность всей державы.
1 форма допуска оформляется:
2 форма допуска
2 форма допуска секретности предполагает работу со сведениями, которые находятся под грифом «Совершенно секретно».
Она оформляется сотрудникам:
А также 2 степень оформляется руководству компаний, работающих с государственными заказами, которые предполагают знакомство с секретными данными.
3 форма допуска
3 форма считается самой низкой степенью допуска и позволяет работать с документами под грифом “Секретно”. Её оформление в 90% случаев является формальностью.
Большей части сотрудников она требуется для знакомства с документами, которые имеют гриф «Для служебного пользования», и их применения.
Каким образом налагается ограничение и запрет выезда
Человек, имеющий 1 форму допуска, не имеет права на выезд за границу в течение 5 лет. Если сотрудник работает с очень важными сведениями, то продолжительность запрета может быть увеличена ещё на 5 лет. Общий срок при этом составляет 10 лет.
Решение по данному вопросу принимается межведомственной комиссией по защите государственной тайны.
Наличие 1 степени допуска не означает, что сотрудник «автоматом» лишается возможности путешествовать.
Решение об ограничении может быть принято с учётом следующих факторов:
Сотрудник, имеющий 2 форму допуска секретности, не имеет право выезжать за пределы России в течение 5–10 лет.
Срок ограничения на заграничные поездки действует не с момента оформления допуска, а тогда, когда сотрудник начинает работать с секретными данными.
Ограничения при 1 и 2 уровне допуска выглядят так:
У сотрудников, имеющих 3 форму допуска, практически нет ограничений, связанных с выездом за рубеж. Одновременно они обязаны предупреждать о стремлении выехать за границу своего нанимателя, либо режимный отдел.
Дополнительно такой сотрудник обязан:
Ограничения, касающиеся распространения секретной информации
Ограничения касаются только сотрудников, имеющих 1 и 2 форму допуска. Им запрещается разглашать секретные сведения, а также использовать их по своему усмотрению.
Запрещено также перевозить и применять по собственному усмотрению образцы изобретений, на которые распространяется режим государственной тайны.
Приборы, которые предназначаются для секретных разработок, вообще не разрешено применять вне служебного помещения.
Сотрудник не может оперировать секретными данными в ходе диспута или использовать их в своих докладах и научных работах.
Ограничения, связанные с личной жизнью
Сотрудники службы безопасности направляют запросы в следующие организации:
Определённые ограничения актуальны только во время проверки. В остальное время частная жизнь сотрудника является неприкосновенной.
Заключение
Когда человек расторгает контракт с нанимателем или уходит на пенсию, допуск к государственной тайне прекращается.
Но также гражданину отказывают в допуске к государственной тайне в том случае, если он становится недееспособным, или имеет другие серьёзные отклонения в здоровье. Ещё одна причина отказа в допуске – нахождение под следствием или под стражей.
Нет похожих статей.
Ваш комментарий отправлен и будет опубликован на сайте после модерации
С 1986 по 1993 года работал инженером отдела микроэлектроники и имел 1 форму допуска. С 1993 года 20 лет служил в МВД и имел 2 форму допуска. Никаких проблем с выездом за границу со 2-й формой не имел.
Документы ДСП ( Для служебного пользования) не имеют 0 перед номером, соответственно и нет документов имеющих 000 перед номером, Совершенно секретные документы имеют гриф 00. А так же существуют документы Особой важности, имеющие гриф ОВ.
Как вы сделали загранпаспорт?
1. Формы допуска говорят о том, к каким категориям сведений может быть представлен допуск:
– III форма – секретные
– II форма – совершенно секретные
– I форма – особой важности
О том, что тот или иной документ содержит секретные сведения и уровень секретности говорит не номер, начинающийся на 0 или 00, а гриф на первой странице. Хотя, да, в армейской и некоторых других структурах, секретные документы, действительно начинаются с 0, а совершенно секретные – с 00, но это, скорее, особенности документооборота, а не главное правило. Потому что засекретить можно любой документ, даже если он изначально таким не задумывался.
А ДСП (Для служебного пользования) – вообще никаких допусков не предполагает и никакой ответственности (кроме, возможно, дисциплинарной) за ее разглашение не следует.
Для ознакомления, тебе нужно обратиться в секретную часть (отдел, который обеспечивает соблюдение режима секретности), и написать заявление об ознакомлении, обосновать запрос (пояснить над чем ты сейчас работаешь и каким образом эти сведения тебе могут помочь), заполнить формуляр, ознакомиться с документом и расписаться об ознакомлении. Причем это совсем не значит, что ты можешь зайти в секретный архив и начать читать все, что там есть, тебе принесут только тот документ, который ты запросишь.
Немного проще обстоит обстоит дело в случае, если ты работаешь в среде, где все допущены и непосредственно работают с секретными материалами. Там, обычно, церберский режим включается на входе, а внутри обращение с документами гораздо проще.
3. Теперь о поездках.
Прямых запретов на выезд нет. Могут возникнуть проблемы с получением загранпаспорта. Потому что метка о допуске есть, значит внимание повышенное. Смотрят, с какими документами ты работал и работал ли вообще, могут отказать в выдаче загранника. Но если он у тебя уже есть то можешь выезжать. Тут система построена таким образом, что, чаще всего, твой загранпаспорт лежит в сейфе у шефа и он уже сам решает отпустить тебя или нет.
А вообще, я лично знаю гражданина другой страны, который вообще не имеет ни гражданства России, ни даже вида на жительство, которому оформлен допуск к сведениям, составляющим государственную тайну. Естественно, он летает по всему миру, и никто ему выезжать из России не запрещает.
Можно ли говорить что у тебя допуск секретности
О допуске адвокатов, представителей/защитников и заинтересованных лиц по делам, содержащим сведения о гостайне см. позиции КС РФ.
Статья 21. Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне
Допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке.
Допуск лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне предусматривает:
принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;
согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со статьей 24 настоящего Закона;
письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;
определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных настоящим Законом;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;
принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.
В отношении лиц, замещающих должности, предусмотренные Перечнем должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне, проводятся мероприятия, предусмотренные в части третьей настоящей статьи.
(часть четвертая введена Федеральным законом от 18.07.2009 N 180-ФЗ)
Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо. Проверочные мероприятия осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Целью проведения проверочных мероприятий является выявление оснований, предусмотренных статьей 22 настоящего Закона.
Для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливаются следующие социальные гарантии:
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ;
преимущественное право при прочих равных условиях на оставление на работе при проведении органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями организационных и (или) штатных мероприятий.
Для сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно к социальным гарантиям, установленным для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в указанных структурных подразделениях.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Взаимные обязательства администрации и оформляемого лица отражаются в трудовом договоре (контракте). Заключение трудового договора (контракта) до окончания проверки компетентными органами не допускается.
Устанавливаются три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным. Наличие у должностных лиц и граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа их к сведениям более низкой степени секретности.
Сроки, обстоятельства и порядок переоформления допуска граждан к государственной тайне устанавливаются нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Порядок допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне в условиях объявленного чрезвычайного положения может быть изменен Президентом Российской Федерации.
Можно ли говорить что у тебя допуск секретности
2. Государственные органы, наделенные полномочиями по распоряжению сведениями, отнесенными к государственной тайне, а также Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» и Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» могут принимать с учетом специфики решаемых ими задач ведомственные инструкции, регламентирующие порядок допуска граждан к государственной тайне в этих государственных органах и указанных государственных корпорациях по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.11.2012 N 1123, от 18.03.2016 N 214)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. В настоящей Инструкции используются следующие основные понятия:
4. В соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются следующие формы допуска граждан к государственной тайне:
Доступ граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, разрешается только при наличии у них допуска к государственной тайне по соответствующей форме. Наличие у граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для их доступа к сведениям более низкой степени секретности.
5. Оформление гражданам допуска к государственной тайне осуществляется по месту работы (службы).
Оформление допуска к государственной тайне гражданам, пребывающим в запасе и поступающим на военную службу по контракту либо подлежащим призыву на военную службу (в том числе по мобилизации), на военные сборы, а также гражданам, не пребывающим в запасе и подлежащим призыву для прохождения военной службы, которым требуется допуск к государственной тайне для исполнения служебных обязанностей, осуществляется военными комиссариатами по месту воинского учета указанных граждан.
6. Если по характеру выполняемых должностных (специальных, функциональных) обязанностей предусматривается доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, граждане могут быть назначены на эти должности только после оформления допуска к государственной тайне по соответствующей форме.
7. Допуск граждан к государственной тайне предусматривает:
а) принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;
б) письменное согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со статьей 24 Закона Российской Федерации «О государственной тайне»;
в) письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;
г) определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
д) ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;
е) принятие руководителем организации решения (в письменном виде) о допуске оформляемого гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну.
8. Проверочные мероприятия, связанные с оформлением допуска граждан к государственной тайне, осуществляются органами безопасности по месту расположения организаций, их территориально обособленных подразделений.
Проверочные мероприятия, связанные с оформлением допуска к государственной тайне сотрудников и граждан, принимаемых на службу (работу) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки, осуществляются указанным федеральным органом исполнительной власти во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности.
9. Допуск граждан к государственной тайне по третьей форме оформляется без проведения органами безопасности проверочных мероприятий. В случае если имеются сомнения в достоверности предоставленных гражданами анкетных данных, руководитель организации может в установленном порядке направить материалы в орган безопасности для проведения проверочных мероприятий.
Руководителям организаций, работникам их структурных подразделений по защите государственной тайны, а также лицам, на которых возлагается исполнение функций структурных подразделений по защите государственной тайны, допуск к государственной тайне оформляется с проведением органами безопасности проверочных мероприятий.
Органы безопасности по согласованию с заинтересованными организациями определяют организации, в которых допуск к государственной тайне по третьей форме оформляется с проведением органами безопасности проверочных мероприятий.
10. Обязательства граждан перед государством по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, с которыми заключается трудовой договор (контракт), отражаются в трудовом договоре (контракте), а обязательства граждан, с которыми не заключается трудовой договор (контракт), оформляются в виде расписки (примерное содержание обязательств представлено в форме 2).
11. Сенаторы Российской Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, судьи на период исполнения ими своих полномочий, а также адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну, допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, без проведения проверочных мероприятий, предусмотренных статьей 21 Закона Российской Федерации «О государственной тайне».
(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.10.2021 N 1793)
(см. текст в предыдущей редакции)
Указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением ими своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения, о чем у них берется соответствующая расписка.
12. Основаниями для отказа гражданину в допуске к государственной тайне могут являться:
а) признание гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным на основании решения суда, вступившего в законную силу, наличие у него статуса обвиняемого (подсудимого) по уголовному делу о совершенном по неосторожности преступлении против государственной власти или об умышленном преступлении, наличие у него непогашенной или неснятой судимости за данные преступления, прекращение в отношении его уголовного дела (уголовного преследования) по нереабилитирующим основаниям, если со дня прекращения такого уголовного дела (уголовного преследования) не истек срок, равный сроку давности привлечения к уголовной ответственности за совершение этих преступлений;
(пп. «а» в ред. Постановления Правительства РФ от 19.04.2019 N 468)
(см. текст в предыдущей редакции)
б) наличие у гражданина медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития;
в) постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными гражданами документов для выезда на постоянное место жительства в другие государства;
г) выявление в результате проведения проверочных мероприятий действий гражданина, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;
д) уклонение гражданина от проверочных мероприятий и (или) сообщение заведомо ложных анкетных данных.
13. Решение о допуске к государственной тайне принимается:
14. Оформление допуска к государственной тайне указанным в подпунктах «б» и «в» пункта 13 настоящей Инструкции должностным лицам осуществляется организацией, должностное лицо которой принимает решение о допуске к государственной тайне. В организацию, руководителю которой оформлен допуск к государственной тайне, направляется письмо, заверенное печатью организации (при наличии печати), оформлявшей допуск к государственной тайне, в котором указываются дата окончания проверочных мероприятий, форма и номер допуска к государственной тайне, наименование органа безопасности, проводившего проверочные мероприятия, и дата принятия решения о допуске к государственной тайне.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 29.12.2016 N 1549)
(см. текст в предыдущей редакции)
15. Допуск гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению должностного лица, принявшего решение о его допуске к государственной тайне, в случае:
а) расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;
б) однократного нарушения им обязательств, связанных с защитой государственной тайны;
в) возникновения обстоятельств, являющихся в соответствии с пунктом 12 настоящей Инструкции основанием для отказа гражданину в допуске к государственной тайне.
16. Решение о прекращении допуска к государственной тайне может быть обжаловано гражданином в вышестоящую организацию или в суд.
17. Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает гражданина от ранее взятых им обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.
18. Руководители организаций несут персональную ответственность за подбор граждан, допускаемых к государственной тайне.
Приложение N 1. Инструкция о порядке допуска к государственной тайне военнослужащих, федеральных государственных гражданских служащих, работников органов федеральной службы безопасности, а также граждан Российской Федерации, поступающих на федеральную государственную службу (работу) в органы федеральной службы безопасности
Инструкция
о порядке допуска к государственной тайне военнослужащих, федеральных государственных гражданских служащих, работников органов федеральной службы безопасности, а также граждан Российской Федерации, поступающих на федеральную государственную службу (работу) в органы федеральной службы безопасности
С изменениями и дополнениями от:
17 июня 2019 г., 7 августа 2020 г.
1. Настоящая Инструкция, разработанная в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне»*(1), Федеральным законом от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности»*(2), Положением о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 г. N 960*(3), Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237*(4), Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, определяет порядок допуска к государственной тайне*(5) военнослужащих, федеральных государственных гражданских служащих и работников*(6) органов федеральной службы безопасности, а также граждан Российской Федерации, зачисляемых на военную службу, федеральную государственную гражданскую службу*(7) и принимаемых на работу в органы федеральной службы безопасности*(8).
3. В соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются следующие формы допуска:
4. В органах безопасности допуск по всем формам оформляется с обязательным проведением проверочных мероприятий.
5. Назначение сотрудников органов безопасности на должности, предусматривающие доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, более высокой степени секретности, производится только после оформления им допуска по соответствующей форме в порядке, установленном настоящей Инструкцией.
Наличие допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа к сведениям более низкой степени секретности*(11).
6. Допуск кандидатов и сотрудников органов безопасности предусматривает*(12):
а) принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;
б) письменное согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со статьей 24 Закона Российской Федерации «О государственной тайне»;
в) письменное согласие на проведение в отношении их проверочных мероприятий;
г) определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
д) ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;
е) принятие руководителем, начальником органа безопасности решения (в письменном виде) о допуске.
7. Обязательства сотрудника органов безопасности перед государством по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне отражаются в контракте о прохождении военной службы, служебном контракте, трудовом договоре.
Информация об изменениях:
8. Сотруднику органов безопасности или кандидату может быть отказано в допуске по основаниям, предусмотренным статьей 22 Закона Российской Федерации «О государственной тайне».
Решения об отказе в допуске в отношении подчиненных сотрудников, а также кандидатов с учетом результатов проверочных мероприятий принимают руководители, начальники органов безопасности, наделенные правом издания приказов по личному составу.
9. Допуск сотрудника органов безопасности к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя, начальника органа безопасности, наделенного правом издания приказов по личному составу, в случаях, предусмотренных статьей 23 Закона Российской Федерации «О государственной тайне».
10. Руководители, начальники органов безопасности несут персональную ответственность за подбор подчиненных сотрудников, допускаемых к государственной тайне.
11. Прекращение допуска не освобождает сотрудников органов безопасности и лиц, уволенных из органов безопасности, от ранее взятых обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну*(15).
12. Вопросы, не урегулированные настоящей Инструкцией, разрешаются в порядке, установленном Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне.
II. Порядок оформления допуска к государственной тайне
13. Перечень должностей, при назначении на которые сотрудникам органов безопасности оформляется допуск, определяется номенклатурой должностей военнослужащих и гражданского персонала органа безопасности, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне*(16) (форма 3).
14. Номенклатура должностей разрабатывается уполномоченным сотрудником подразделения кадров совместно с другими подразделениями органа безопасности. При этом при определении формы допуска, которая утверждается номенклатурой должностей для конкретной должности, следует исходить из степени секретности сведений, с которыми будут работать сотрудники в соответствии с должностными (специальными) обязанностями, включая их ознакомление со сведениями, составляющими государственную тайну, на объектах оперативного обеспечения и на объектах прикомандирования.
Номенклатура должностей хранится в подразделении кадров органа безопасности.
16. Изменения в номенклатуру должностей вносятся по мере необходимости в порядке, установленном для подготовки номенклатуры должностей.
Номенклатура должностей переутверждается в порядке, установленном для ее подготовки, не реже 1 раза в 5 лет*(17).
17. Форма допуска сотрудников органов безопасности должна быть не ниже формы допуска, предусмотренной номенклатурой должностей.
Изменение формы допуска сотрудников оформляется приказом руководителя, начальника органа безопасности, имеющего право принимать решение об их допуске, о чем проставляется соответствующая отметка в позиции 8 карточки (форма 1). В случае необходимости руководитель, начальник органа безопасности, ранее снизивший подчиненному сотруднику форму допуска, может восстановить ее без проведения проверочных мероприятий.
18. Подготовка материалов для оформления допуска кандидатов, а также для переоформления допуска сотрудников органов безопасности осуществляется специально назначенными приказом руководителя, начальника органа безопасности сотрудниками подразделения кадров, имеющими допуск не ниже второй формы.
Информация об изменениях:
19. Кандидаты, которым оформляется допуск, представляют собственноручно заполненную анкету (форма 4)*(18), документы, удостоверяющие личность и подтверждающие сведения, указанные в анкете (паспорт, военный билет, трудовую книжку и (или) сведения о трудовой деятельности, свидетельство о рождении, свидетельство о заключении (расторжении) брака, документы об образовании и т.п.), а также справку об отсутствии медицинских противопоказаний для работы со сведениями, составляющими государственную тайну, форму и порядок получения которой устанавливает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области здравоохранения и социального развития.
Указанная анкета подписывается сотрудником подразделения кадров и заверяется печатью подразделения кадров установленного образца*(19).
20. Сотрудники подразделения кадров органа безопасности*(20):
а) знакомят кандидата с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;
б) сверяют сведения, указанные кандидатом в анкете, со сведениями, содержащимися в представленных документах;
в) уточняют при необходимости отдельные сведения, указанные в анкете;
г) доводят до кандидата обязательства перед государством о соблюдении требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
21. Уполномоченные сотрудники подразделения кадров:
а) запрашивают карточки (форма 1) в режимно-секретных подразделениях тех организаций, в которых кандидаты служили (работали) в течение последних 5 лет;
б) анализируют собранные материалы и материалы, представляемые режимно-секретными подразделениями с прежних мест службы (работы) кандидатов, оформляемых на государственную службу (работу) в органы безопасности, на предмет выявления наличия возможных оснований для отказа им в оформлении допуска к государственной тайне;
в) проводят проверочные мероприятия, связанные с оформлением допуска кандидатов, а также обеспечивают сбор данных, необходимых для принятия решения о допуске;
г) оформляют и хранят карточки (форма 1), а также учитывают их в журнале (форма 9);
д) осуществляют контроль за исполнением установленных требований по допуску сотрудников органа безопасности;
е) осуществляют в журнале (форма 14) учет предписаний на выполнение задания (форма 5) и справок о соответствующей форме допуска (формы 6-8);
ж) проводят инструктаж кандидатов, допускаемых к государственной тайне.
22. Проверочные мероприятия проводятся подразделением кадров в установленном порядке и в объеме, необходимом для оформления кандидату той формы допуска, которая предусмотрена номенклатурой должностей соответствующего органа безопасности для предполагаемой к замещению этим кандидатом должности.
23. Сотрудники подразделения кадров по завершении проверочных мероприятий изучают и всесторонне оценивают полученную информацию, в том числе представленную самим кандидатом, на предмет установления ее достоверности, полноты и актуальности, а также в целях выявления наличия возможных оснований для отказа в оформлении допуска.
На основании полученных результатов подразделение кадров готовит заключение о допуске либо об отказе в допуске, в котором указываются:
установочные данные оформляемого на допуск кандидата (сотрудника, которому производится переоформление допуска);
должность, предполагаемая к замещению данным кандидатом, и форма допуска;
содержание имеющихся сведений, препятствующих оформлению (переоформлению) допуска;
обоснованное мнение в отношении допуска оформляемого лица с учетом мнения заинтересованных подразделений органов безопасности;
окончательное решение о возможности или нежелательности допуска.
24. При отсутствии оснований для отказа кандидату в допуске подразделение кадров:
после зачисления на государственную службу (работу) заносит в графу 32 послужного списка личного дела сотрудника сведения о форме, номере, дате оформления (переоформления либо прекращения допуска), приобщает в отдельную папку первого тома личного дела сотрудника материалы проверочных мероприятий и заключение о допуске.
25. Карточки (форма 1) с отметкой о проведении проверочных мероприятий и номером допуска регистрируются и хранятся в подразделении кадров, учитываются в журнале учета карточек на допуск к государственной тайне (форма 9), пересылаются и уничтожаются в порядке, установленном Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне.
26. При переоформлении по установленным настоящей Инструкцией основаниям имеющегося у сотрудника органов безопасности допуска проводятся проверочные мероприятия, по окончании которых в соответствии с пунктом 23 настоящей Инструкции оформляется заключение.
27. В отношении уволенных из органов безопасности (переведенных в другие государственные органы) граждан, на которых в течение шести месяцев не затребованы карточки (форма 1), действие допусков прекращается, о чем делается запись в позиции 8 карточки (форма 1) с указанием сведений о причине и дате прекращения допуска. Данная отметка заверяется подписью начальника руководителя, начальника органа безопасности и скрепляется гербовой печатью органа безопасности.
32. Материалы изучения кандидата, которому отказано в допуске, хранятся в подразделении кадров и уничтожаются в установленном порядке по истечении одного года с даты принятия решения об отказе в допуске. Срок хранения таких материалов может быть продлен по решению руководителя, начальника органа безопасности.
35. Для определения наличия у сотрудника медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по решению руководителя, начальника органа безопасности он направляется в установленном порядке на медицинское освидетельствование.
III. Особенности оформления допуска к государственной тайне при работе по совместительству
37. Дубликат карточки (форма 1) изготавливается подразделением кадров органа безопасности на бланке карточки (форма 1). В правом верхнем углу проставляется отметка «Дубликат». Все записи, содержащиеся в исходной карточке (форма 1), переносятся в дубликат, который учитывается как очередной лист карточки. Все внесенные сведения заверяются подписью начальника подразделения кадров и гербовой печатью органа безопасности.
Дубликаты карточек (форма 1) учитываются в порядке, установленном для учета карточек (форма 9).
В графе «Примечание» журнала учета карточек на допуск граждан к государственной тайне (форма 9) и в позиции 6 карточки (форма 1) делается отметка «Дубликат. Лист N___ направлен» и указывается наименование и адрес организации, в которую направлен дубликат карточки (форма 1).
39. В случае если гражданин, имеющий допуск, оформляется на работу по совместительству в органы безопасности, подразделение кадров органа безопасности запрашивает дубликат карточки (форма 1) по его основному месту работы.
IV. Переоформление допуска к государственной тайне
40. Переоформление допуска производится в следующих случаях:
а) зачисление (прием) на государственную службу (работу), назначение на должность в структурные подразделения по защите государственной тайны, кроме случаев перевода из одного структурного подразделения по защите государственной тайны в другое в одном органе безопасности;
б) вступление сотрудника органа безопасности в брак (кроме случаев регистрации брака между сотрудниками органов безопасности);
в) возвращение из длительной, свыше 6 месяцев, заграничной командировки;
г) возникновение обстоятельств, являющихся основаниями для отказа в допуске;
д) зачисление (прием) на государственную службу (работу) кандидата, который ранее относился к одной из указанных категорий граждан:
члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации,
депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации,
адвокаты, участвовавшие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну;
е) зачисление (прием) на государственную службу (работу) кандидата, у которого в карточке (форма 1) в позиции 7 проставлена особая отметка органа безопасности;
ж) прием на государственную службу (работу) кандидата, пребывающего в запасе, если с даты принятия военным комиссаром решения о его допуске прошло более 6 месяцев;
з) прием кандидата на государственную службу (работу), у которого в карточке (форма 1) в позиции 10 имеется отметка о нарушениях режима секретности и (или) наличии оснований для отказа в допуске.
41. В необходимых случаях подразделение кадров осуществляет переоформление сотрудникам допуска в соответствии с порядком, установленным настоящей Инструкцией для оформления допуска соответствующей степени секретности.
42. При изменении в установленном порядке фамилии, имени, отчества сотрудника допуск не переоформляется, подразделение кадров делает соответствующие отметки в позициях 6 и 8 карточки (форма 1).
V. Порядок доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, сотрудников при их командировании
43. Сотрудникам при их командировании в иные органы безопасности право доступа к находящимся в ведении этих органов сведениям соответствующей степени секретности предоставляется по предъявлении служебного удостоверения (документа, удостоверяющего личность), предписаний на выполнение заданий (форма 5) и справок о допуске по соответствующей форме (формы 6-8).
44. Справка о допуске по соответствующей форме (формы 6-8) подписывается начальником подразделения кадров органа безопасности и заверяется печатью органа безопасности. Указанная справка регистрируется в журнале учета выдачи справок о допуске (форма 13) и выдается командируемому сотруднику на время разовой командировки или на период выполнения задания, но не более чем на год, под расписку. По окончании срока действия справка возвращается по месту ее выдачи, подшивается в отдельное дело и хранится не менее 5 лет. Журнал учета выдачи справок о допуске (форма 13) после его закрытия в установленном порядке хранится в подразделении кадров не менее 5 лет.
45. Предписание на выполнение задания (форма 5), в котором указывается основание для командирования, подписывается руководителем, начальником органа безопасности или его заместителем, заверяется печатью органа безопасности и регистрируется в журнале учета выдачи предписаний на выполнение заданий (форма 14).
46. Предписание на выполнение задания (форма 5) и справка о допуске по соответствующей форме (формы 6-8) регистрируются в журнале учета командированных (форма 15). После регистрации справка о допуске по соответствующей форме (формы 6-8) остается в подразделении кадров принимающего органа безопасности, а предписание на выполнение задания (форма 5) с отметкой о форме допуска командированного сотрудника передается принимающему его должностному лицу принимающего органа безопасности.
Указанное должностное лицо заполняет на оборотной стороне предписания на выполнение задания (форма 5) справку, после чего данное предписание передается в подразделение кадров принимающего органа безопасности, где хранится в отдельном деле не менее 5 лет. Справка о допуске по соответствующей форме (формы 6-8) возвращается командированному сотруднику для сдачи в выдавшее ее подразделение кадров. На обороте справки о допуске по соответствующей форме (формы 6-8) делается запись с указанием реквизитов документов, материалов, изделий, включая степень их секретности и дату ознакомления, с которыми ознакомился командированный сотрудник. Внесенная запись заверяется подписью начальника подразделения кадров принимающего органа безопасности и печатью этого органа безопасности.
Указанные в справке о допуске по соответствующей форме (формы 6-8) данные об ознакомлении сотрудника со сведениями, составляющими государственную тайну, переносятся в карточку учета осведомленности в сведениях, составляющих государственную тайну.
47. Сотрудники, которые осуществляют кураторские и инспекторские функции, по вопросам, отнесенным к их компетенции, имеют право доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, находящимся в ведении курируемых (инспектируемых) ими органов безопасности (подразделений органов безопасности) на основании служебного удостоверения и справки о допуске по соответствующей форме (формы 6-8).
48. Сотрудники получают доступ к хранящимся в секретариатах и оперативных библиотеках органов безопасности документам и материалам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну, при наличии соответствующей формы допуска и в порядке, определяемом ведомственной инструкцией по секретному делопроизводству.
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
*(2) Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 15, ст. 1269; 2018, N 11, ст. 1591.
Информация об изменениях:
*(3) Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 33, ст. 3254; 2018, N 28, ст. 4198.
Информация об изменениях:
*(4) Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534; 2019, N 8, ст. 761.
*(7) Далее военная служба и федеральная государственная гражданская служба вместе именуются государственная служба.
*(8) Далее граждане, зачисляемые на государственную службу и принимаемые на работу в органы федеральной службы безопасности, именуются кандидаты, если не оговорено иное.
*(10) Пункт 4 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне.
*(11) Пункт 4 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне.
*(12) Пункт 7 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне.
*(13) Формы учетной документации, предусмотренные приложением к Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, далее именуются «(форма____)» с указанием номера соответствующей формы.
Информация об изменениях:
*(15) Пункт 17 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне.
*(17) Пункт 25 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне.
*(18) При поступлении на государственную службу (работу) в органы безопасности данная анкета заполняется с учетом требований законодательства Российской Федерации и ведомственных правовых актов, предъявляемых к отбору кандидатов на государственную службу (работу) в органы безопасности.
*(19) Пункты 28, 30 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне.
*(20) Пункт 29 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне.