Можно ли увеличить сумму договора по 223 фз более чем на 10
Согласно положению о закупках по Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» возможно изменение договора не более 10 процентов от первоначальной цены договора. Как правильно и законно уменьшить цену по договору выполненных работ (например, оказание услуг по отпуску (приему) тепловой энергии и горячего водоснабжения), заключенному на полугодие 2018 года (речь идет как о действующих договорах, так и о договорах, заключенных на период с 1 января 2018 года по 1 июня 2018 года)? Можно ли заключить дополнительное соглашение на уменьшение цены договора (предполагаемые изменения условий договора не превышают десятипроцентного ограничения, установленного положением о закупке)? Если да, то какую указать причину в дополнительном соглашении?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Условия о цене договора и количестве поставляемого товара могут быть изменены по соглашению сторон. То обстоятельство, что указанный в договоре срок действия истек, в приведенной ситуации не препятствует изменению договора.
Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Изменение и расторжение договора по Закону N 223-ФЗ;
— Энциклопедия решений. Возможная квалификация увеличения количества товаров, объема работ или услуг по договору по Закону N 223-ФЗ как новой закупки.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
————————————————————————
*(1) При определенных обстоятельствах (если такое изменение связано, например, с увеличением объема приобретаемого товара или с увеличением срока, на который изначально заключен контракт) изменение цены договора может свидетельствовать о совершении новой закупки. Подробнее об этом смотрите, например, в материалах:
— Вопрос: На организацию распространяется закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ, закупки осуществляются в соответствии с положением о закупках. В положении не предусмотрена возможность изменения объема поставляемого товара и общей суммы договора. Поставщик настаивает на закреплении в договоре нормы об отклонении от общего объема поставляемой продукции +/- 10% (толеранс). Наименование, ассортимент и количество товара не меняются. По итогам поставки могут измениться только его вес и цена. Можно ли изменить условие договора о цене? Если да, то отражается ли изменение цены в отчетности о закупках? Не будет ли поставка дополнительного объема товара признана «новой закупкой»? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2014 г.)
— Вопрос: Является ли условие об автоматической пролонгации срока действия договора на следующий период достаточным условием для продолжения потребления услуг связи без проведения дополнительных закупочных процедур в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ? Требуется ли проведение закупочных процедур в случае изменения тарифов в рамках действующего договора на оказание услуг связи (телефония, Интернет)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2014 г.) Однако сказанное не имеет отношения к случаям, когда по соглашению сторон уменьшаются количество поставляемого товара и цена договора.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Закупка ТРУ при изменении цены по ФЗ № 223. Корректировка договора. Возможные риски
В соответствии с ч. 1 ст. 2 ФЗ № 223 организаторы процедур руководствуются:
Закон о закупках № 223 не запрещает заказчикам при необходимости вносить изменения в условия договоров, заключенных ранее в ходе закупок, в том числе о количестве товаров (работ, услуг), сроке и цене договора.
Корректировка цены договора. Где прописать такую возможность?
Закон о закупках относит детальное регулирование деятельности заказчика к его собственной компетенции, что выражается в разработке и принятии организатором процедур Положения о закупках.
Порядок заключения, изменения и исполнения договоров по ФЗ № 223 (в том числе об изменении цены ТРУ) заказчикам необходимо отобразить в:
Корректировка стоимости продукции в договоре (чаще всего речь идет об увеличении) возможна при оформлении дополнительного соглашения в случае, если это предусмотрено и Положением о закупке, и самим договором (при условии, что цена является твердой).
К примеру:
В том случае, если такое право не предусмотрено, то вносить изменения в заключенные договоры нельзя.
Выводы
— возможность изменения цены необходимо зафиксировать в Положении и закупочных документах (в т.ч. проекте договора). В противном случае действия организатора торгов могут быть признаны незаконными;
— определить в проекте договора порядок оформления дополнительного соглашения об изменении цены с контрагентом.
— изучить условия закупки и проект договора (в случае отсутствия возможности корректировать цену ТРУ, оценить собственные производственные силы на поставку продукции (выполнение работ, оказание услуг) по твердой цене.
Предел корректировки
В Положении о закупках и условиях договора часть заказчиков:
К примеру:
К примеру:
Следовательно, в том случае, если организатор закупок прописал в своем Положении возможность определенного поведения, при отсутствии иных обстоятельств, говорящих о том, что действия заказчика являются злоупотреблением правом, направленным на обход установленных им же самим же правил, то такое поведение не может быть признано неправомерным.
Однако при внесении изменений в условия подписанного договора о стоимости ТРУ заказчик (если Положением не установлено каких-либо запретов на соответствующие ограничение) создает возможность для того, чтобы снять с себя установленную своим же Положением обязанность по проведению конкурентных закупочных процедур, то есть действует в обход правил, установленных ФЗ № 223 и Положением о закупках.
Подобные действия заказчика могут привести к:
При выявлении вышеуказанных обстоятельств, контролирующий орган, как правило, в своих решениях признает организатора закупок нарушившим ФЗ № 135 (см. ст. 16) и передает материалы дела уполномоченному должностному лицу антимонопольной службы для решения вопроса о возбуждении административного производства в соответствии с КоАП РФ.
Выводы
— предел корректировки цены договора должен быть таким, чтобы контролирующие органы не могли сделать вывод о необходимости проведения отдельной конкурентной процедуры. В данном случае заказчик может ориентироваться на нормы ФЗ № 44, который регламентирует порог стоимостных изменений;
— определить собственные производственные возможности и пределы корректировки цены продукции (работ, услуг) для выполнения обязательств по договору;
— заранее оповестить заказчика о грядущем изменении цены для подготовки соответствующего дополнительного соглашения.
Многократность изменения стоимости договора (цены за единицу товара)
Корректировка условий договора с победителем допускается по основаниям, определенным ГК РФ, что само по себе не может свидетельствовать о нарушении требований ч. 1 и 2 ст. 17 «Закона о защите конкуренции»: частота вносимых правок и предел увеличения стоимости договора от первоначальной определяется каждым конкретным заказчиком самостоятельно.
Выводы
— заказчик вправе указать в Положении и закупочных документах сколько раз он вправе менять условия заключенного договора (главное, в дальнейшем не нарушать установленные правила);
— при необходимости многократного увеличения цены договора заказчику лучше провести дополнительную конкурентную закупочную процедуру, тем самым позволяя другим участникам рынка предложить свои условия поставки продукции (выполнения работ, оказания услуг).
— своевременно оформить и подписать соответствующее дополнительное соглашение об изменении цены договора и направить его заказчику;
— в связи с изменением цены возможны задержки по оплате ТРУ со стороны заказчика.
Закупка ТРУ в пределах максимальной (неизменной) стоимости договора
В условиях нестабильной ценообразующей ситуации на рынке ТРУ, такая схема весьма актуальна, поскольку организатор закупки, зная финансовый максимум, предел которого ему не стоит превышать, может приобретать нужные товары по той цене, которая действует на момент поставки продукции, к примеру, бензина АИ-92. Однако следует иметь ввиду, что количество товара в таком случае будет зависеть от того, какая цена будет за единицу (к примеру, за 1 л) и предугадать точный объем заранее будет сложно. Привязка к общей неизменной стоимости продукции поможет заказчикам избежать заключения дополнительных соглашений по изменению цены товара, которая может корректироваться не единожды, особенно в период нестабильной экономической ситуации.
Таким образом, установление предельной (максимальной) стоимости договора напрямую зависит от:
Выводы
— при закупке ТРУ с нестабильной ценой указание фиксированной максимальной стоимости договора- возможность избежать заключения дополнительных соглашений;
— необходимо следить за непревышением максимальной цены договора в ходе его исполнения.
— в ходе исполнения договора быть готовым поставить необходимый товар согласно заявке заказчика (согласно перечню продукции);
— своевременно направлять заказчику актуальные сведения об изменении цен на ТРУ для корректного составления заявки.
Возможные риски при изменении стоимости товара после подведения итогов закупки
Пример из практики
В УФАС поступило обращение заказчика о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении победителя закупки в виде аукциона в электронной форме на право поставки труб профильных из углеродистой и низколегированной стали. При рассмотрении дела, комиссия антимонопольного органа установила, что победитель процедуры не подписал в установленный срок договор поставки. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков могут являться только такие обстоятельства, которые предполагают недобросовестное поведение хозяйствующего субъекта, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям ФЗ № 223. С учётом резкого увеличения цен на товар и, как следствие, невозможности исполнения победителем закупки договора без несения существенных убытков, антимонопольная служба приходит к выводу об отсутствии в действиях контрагента, выразившихся в уклонении от заключения договора на поставку, признаков недобросовестности. (Заключение УФАС по Ярославской области № 06-07/16р-21 по делу № 076/10/5-429/2021 от 21.05.2021).
См. также Решение УФАС по Республике Татарстан № 016/10/5-1186/2021 от 14.07.2021 (По итогам закупки победитель не подписал договор с заказчиком, поскольку общая стоимость товара с момента подачи участником заявки на участие в закупочной процедуре по поставке металлопроката до момента направления договора заказчиком увеличилась на 57,32%. Комиссия УФАС пришла к выводу, что у победителя отсутствовало реальное намерение уклониться от заключения договора).
В случае рассмотрения дела в антимонопольном органе поставщикам следует подготовить документы, обосновывающие их позицию и подтверждающие готовность выполнить обязательства по договору. Нередко контролирующий орган поддерживает контрагентов, если не найдет умышленных действий, направленных на уклонение от исполнения договора, поскольку включение сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков не приводит, и не может привести к реальному восстановлению прав заказчика. [11]
При этом контрагенты должны помнить, что лицо, принимая решение об участии в процедуре закупки и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных нормами права, в случае совершения, либо не совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям закона, в том числе, приведших к невозможности заключения договора с ним как лицом, признанным победителем закупки.
Выводы
— заранее определить необходимую к закупке продукцию и провести закупочную процедуру;
-формировать НМЦД с учетом актуальных цен ТРУ на момент проведения закупочной процедуры;
— вправе обратиться за защитой собственных прав в контролирующий орган (заявление о включении поставщика в РНП).
— оценить возможные риски участия в закупке: потери обеспечения заявок (договора), включение в РНП, применение штрафных санкций по договору [12] ;
— провести анализ цен на рынке соответствующих ТРУ при формировании своего предложения для участия в процедуре;
— готовность документально аргументировать свою позицию в антимонопольном органе (в случае обращения заказчика в ФАС).
[2] ФЗ № 44, содержит ограничения при внесении изменений в контракт – не более чем на 10 % (ст.95)
[3] zakupki.gov.ru (при указании допустимых границ изменения цены и определении коэффициента удорожания, заказчики, как правило, применяют опыт поставок аналогичной продукции в прошедшем календарном году с учетом уровнем инфляции стоимости соответствующего товара).
[4] zakupki.gov.ru, п.24.11.1 Положения о закупках МУП «Пензадормост».
[5] см. Решение Татарстанского УФАС России №016/01/11-1242/2019 от 21.05.2020 (действия заказчика являются антиконкурентными, приводят к ограничению числа участников, имеющих намерение оказать соответствующие услуги, более того отсутствует экономия денежных средств).
[6] п. 16 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона N 223-ФЗ, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018.
[7] Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 28 марта 2019 г. N 309-ЭС18-21472 по делу N А60-34557/2017.
[8] при этом количество продукции не изменяется.
[9] о том, что цена договора может быть твердой следует указать в Положении о закупках (и условиях закупки).
[10] к нему прилагается спецификация с перечнем и ценой каждой позиции.
[11] Решение УФАС по Пермскому краю № 059/10/5- 512/2021 от 20.05.2021.
[12] Заключение УФАС по Краснодарскому краю № 023/10/5-2744/2021 от 16.06.2021.
В каких случаях разрешается увеличение цены договора по 223-ФЗ и каков порядок действий при этом?
Цена контракта относится к существенным условиям договора. Без достижения предварительного согласия в части ценовых параметров стороны по 223-ФЗ не смогут подписать контракт. По умолчанию цена контракта должна остаться неизменной на весь период исполнения договора. Но в отдельных случаях заказчику разрешается вносить изменения в договорную цену через подписание дополнительного соглашения с поставщиком. Инициатива об изменении цены может исходить и от поставщика.
Возможность изменить цену договора
В отличие от законодательства о контрактной системе 44-ФЗ закон о закупках отдельными юрлицами 223-ФЗ более лояльно настроен к заказчикам по вопросу возможного изменения условий договоров, которые были подписаны по итогам закупок. Стороны наделены правом вносить изменения в подписанные контракты, и такая возможность гарантирована им ч. 5 ст. 4 223-ФЗ и ст. 450-453 ГК.
Согласно позиции Минэкономразвития, изложенной в письме №ОГ-Д28-12981, стороны договора по 223-ФЗ могут изменить только такие параметры, как объем поставки, сроки реализации и цену. Но данная позиция является спорной, и разъяснения других специалистов указывают на возможность изменения любых договорных условий по соглашению сторон, если на их изменения не наложены ограничения. В частности, кроме цены, объема и сроков допускается изменение заказчика и поставщика (при его реорганизации), а также внесение корректировок в реквизиты сторон.
Ограничения на внесение изменений в цену контракта может вытекать:
Заказчик может предусмотреть в собственном Положении о закупках запрет на изменение цены, тогда эта процедура станет недопустимой. Если такой пункт в Положении предусмотрен, то заказчик не может его нарушать. Например, в Положении «Почты России» не предусмотрено изменение цены контракта без увеличения объема поставки или улучшения качества поставляемого товара. Другие же заказчики не ущемляют себя в правах изменить договор по своему усмотрению через подписание дополнительного соглашения и прописывают подобное право в Положении.
Стоит отметить, что хотя процедура изменения цены контракта по 223-ФЗ является допустимой, специалистам не рекомендуется вносить поправки в цену контракта, не имея веских оснований для этого. Это может быть расценено как ограничение конкуренции, и заказчик будет привлечен к ответственности, ведь в результате увеличения цены может быть утрачен смысл проведения торговых закупочных процедур, и аннулирована достигнутая экономия. В некоторых случаях по результатам увеличения цены договор может быть признан новой закупкой (если одновременно с ценой увеличиваются сроки реализации договора и объем поставки).
Нельзя не учитывать позицию Верховного суда, по которой цена договора по 223-ФЗ может изменяться с определенными ограничениями. Так, не допускается изменение цены по договору, которое может существенно изменить условия контракта по сравнению с закупочной документацией. Такой запрет связан с тем, что изменение существенных условий будет противоречить принципам закупок: эффективности, обеспечения конкуренции, недопущения коррупционных деяний и злоупотреблений. Нередко заказчикам приходится отстаивать объективную необходимость повысить цену при рассмотрении споров в антимонопольной службе и суде.
В то же время увеличение цены договора не рассматривается, как нарушение норм законодательства. Например, в ФЗ-135 «О защите конкуренции» не регулируются отношения, связанные с изменением цены по 223-ФЗ.
Основания
Обоснованными мотивами для изменения цены договора могут стать:
Немало вопросов относительно возможности пересмотра цены контракта вызвал принятый в 2018 году 303-ФЗ, согласно которому, был увеличен НДС с 18 до 20%. Согласно пояснениям Минфина, которые представлены в информационном письме №24-01-07/86352 от 2018 года, стороны вправе пересмотреть цену контракта, подписанного до роста НДС.
Договором может быть пересмотрен пересчет цены в случае изменения валютного курса. Например, если курс валюты вырос более, чем на 5%, то пересчитывается рублевая цена контракта.
На какую сумму (в процентах) возможно увеличить
В 44-ФЗ по вопросу увеличения цены действует правило, что ее можно увеличить не более, чем на 10% пропорционально увеличению объема поставки. Аналогичных положений в 223-ФЗ нет. Следовательно, вопрос предельного увеличения цены в процентах здесь не урегулирован.
Хотя законодательство никак не ограничивает предельные показатели изменения цены договора по 223-ФЗ в процентах, но многократный пересмотр стоимости может вызвать дополнительное внимание со стороны контролирующих инстанций. Проверяющие специалисты могут найти в подобных действиях признаки коррупционного сговора, так как при изначальном установлении такой цены победить в закупке мог другой участник. Поэтому при изменении цены более, чем на 10%, необходимо тщательно обосновать свое решение.
Непропорциональное увеличение цены товара при дополнительных поставках товара также может указывать на сговор. Поэтому увеличивать цену нужно с конкретной поправкой на инфляцию, рост НДС и пр.
Порядок действий
Внесение изменений в договор потенциально возможно и в одностороннем порядке в случаях, которые прописаны в ст. 450 Гражданского кодекса или в тексте договора. Но в договорах по 223-ФЗ право сторон на внесение изменений в одностороннем порядке обычно ограничивается, поэтому сторонам необходимо достигнуть договоренности по данному вопросу и внести изменения в контракт чрез подписание дополнительного соглашения.
По общим правилам порядок внесения изменений в договор предполагает прохождение следующих шагов:
Если причиной изменения цены стало сокращение финансирования заказчика, то он направляет исполнителю уведомление об изменении стоимости с приложением копии решения вышестоящей инстанции об уменьшении средств на закупку.
Исполнитель может оспорить пересмотр цены, обратившись в антимонопольную службу или суд.
Содержание дополнительного соглашения
В дополнительное соглашение следует включить следующую информацию:
Если сторонам не удалось достигнуть договоренности по вопросу изменения договора, то единственным вариантом для изменения цены станет обращение в суд. Суд встанет на сторону инициатора изменения цены только в том случае, если оно является обоснованным и если без пересмотра стоимости невозможно исполнить договорные обязательства на прежних условиях. Изменение цены в судебном порядке предусмотрено в случаях по п. 2 ст. 450, ст. 451 ГК РФ.
При отказе изменять стоимость стороны могут выбрать вариант расторжения договора, или может потребоваться расторжение договора в одностороннем порядке.
Порядок и сроки отражения в ЕИС изменения цены
Сведения о подписании дополнительного соглашения к договору должно быть передано в ЕИС не позднее, чем через 10 дней с момента принятия решения о внесении изменений на основании ч. 5 ст. 4 223-ФЗ. Законодательство указывает на необходимость размещения сведений в ЕИС, если цена контракта изменилась по сравнению с итоговым протоколом. Информация в ЕИС не передается только при работе по контракту, сведения которого составляют государственную тайну.
Сведения вносятся путем корректировки информации в карточке контракта. В ЕИС также должно быть опубликовано отсканированное дополнительное соглашение. Оно подписывается посредством ЭЦП.
Изменения в реестр договоров также следует передать в реестр контрактов, подписанных по результатам закупки по Постановлению Правительства №1132 от 2014 года.
Таким образом, в 223-ФЗ предусмотрено право заказчика на внесение изменений в договор, в частности, цену контракта. Порядок внесения изменений опирается на положения Гражданского кодекса, Положение о закупках и условия самого договора. Изменение цены допускается по соглашению сторон и при наличии веских оснований. Пересмотр стоимости допускается, только если это не будет противоречить договору и Положению о закупках. Необоснованный пересмотр цены может быть обжалован, а заказчика за подобные действия могут привлечь к ответственности за нарушение принципов конкуренции и будут проверять на предмет коррупционного сговора с поставщиком.
Можно ли увеличить сумму договора по 223 фз более чем на 10
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Условия рассматриваемого контракта могут быть изменены по соглашению сторон без каких-либо ограничений.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter