Мрита мудра что это
Универсальная йога – что это?
«Универсальный стиль – это живая наука. Я не верю в то, что кто-то сказал последнее слово в технологии йоги, в предписания учителей, которые даны раз и навсегда. До тех пор пока живы мыслящие существа, пока у них есть интуиция, процесс развития не закончится. Понимая общий механизм, вы можете сделать со своей практикой все, что угодно».
Подходя к йоге как ученый, и вместе с тем всё переживая на практике и достигая глубинных уровней Сознания, он создал одну из самых систематически разобранных систем хатха йоги, единственную в мире классификацию асан по подвижности суставов и методику их последовательной проработки и разогрева во время тренировки.
Его система йоги основана на учении об оболочках человека — Кошах:
— Аннамайя Коша – тело пищи или физическое тело;
— Пранамайя Коша – жизненная оболочка или праническое тело;
— Маномайя Коша – ментальное тело;
— Виджнянамайя Коша – астральное или психическое, интуитивное тело;
— Анандамайя Коша – Тело Блаженства, казуальное или трансцендентальное тело.
Последовательная проработка, уравновешивание энергий и гармония между ними, вот цель Универсальной йоги.
Еще 2 важных элемента системы Лаппы это Мрита Мудра и Танец Шивы.
Мрита Мудра — это разновидность Шавасаны
Как известно Шавасана переводится как поза трупа: Шава — это труп, Асана — поза. Она выполняется для того, чтобы достичь медитативного состояния или состояния остановки мышления и контроля чувств. Что собственно и является целью йоги, а не достижение сверхгибкости и отменного здоровья, как думают многие начинающие йоги.
Также его изобретением являются Дуальности используемые в процессе тренировки — это такие элементы, которые помогают человеку сохранять осознанность, концентрацию на выполняемых движениях и сохранять сознание чистым.
Примером таких дуальностей может быть:
— Динамика (Виньяса) — Статика (Асана);
— Работа с правой частью тела — Работа с левой частью тела;
— Положение тела на коврике в одну или другую сторону.
Андрей Лаппа выделяет важность перехода из одной асаны в другую с сохранением четкого внимания и осознанности, благодаря этому достигается необходимое состояние Сознания и не происходит потеря наработанного йоговского Состояния.
Подводя итог можно сказать, что особенность Универсальной йоги в том, что она вобрала в себя элементы многих йоговских систем, таких как Тибетская йога, йога Айенгара, Аштанга-Виньяса. Обладая разработанными вариантами последовательности асан этот стиль, не подразумевает застывших и неизменных форм практики, а приветствует творческий подход в освоении йоги.
Самое главное это умение мыслить, преодолевать свое Эго и сохранять осознанность во время практики.
МУДРЫ (Часть III)
В первой и второй частях мы говорили о Хаста мудрах, определенных положениях рук и кистей. И рассмотрели также некоторые мудры, относящиеся к Дивья мудрам, божественным печатям хатха йоги: Джаландхара бандху – горловой замок, Уддияна бандху – замок втягивания живота, Мула бандху – замок в области муладхара чакры, Маха бандху – великий замок, Маха ведху – великое познание и Маха мудру – великую позу или печать.
Теперь продолжим наше знакомство и с другими мудрами:
7. Кхечари мудра. Здесь хочу сказать несколько слов о всех языковых замках. Начнем с Набхи мудры (печать Вселенной). Набхо является синонимом Акаши и означает космическое пространство, Вселенную, эфир. Это название указывает на действие этой мудры, использование которой расширяет сознание до тех пор, пока не охватывает все космическое пространство. Выполнение ее простое: загните язык вверх и назад к мягкому небу и прижмите его, постоянно поддерживая давление кончика языка наверх. Рекомендуется привыкнуть к этому положению языка и использовать его во время практик асан, пранаяны и концентрации. Эта мудра может выполняться почти в каждой асане, особенно она полезно в перевернутых асанах с использование кумбхаки, т.е. задержки дыхания, тем самым усиливается ее эффект. И если возможно, попробуйте ее удерживать постоянно, чтобы вы не делали и где бы вы не находились, советует Гхеранда Самхита. Это давление кончика языка на небо вызывает нервный импульс, который в свою очередь оказывает благоприятное воздействие на функционирование гипофиза, поэтому оказывает позитивное воздействие на весь обмен веществ. Также воздействует на железы у корня языка, что стимулирует производство слюны, которая становится чище и поддерживает здоровое пищеварение. На тонком уровне длительная практика приводит к возникновению ощущению энергии в области шеи и затылка, которые способствуют к образованию амриты, нектара, что способствует пробуждению сознания для активации праны, и это ведет к более совершенному отображению космоса.
10. Ваджроли мудра (печать громовежца). Из всех практик хатха йоги, более всего окружены тайнами мудры ваджроли, сахаджоли и амароли. В одном известном переводе Шива Самхита от 1914 г. даже пропускаются тексты о ваджроли, так как они нарушают правила приличия того времени и переводчик дает примечание, что речь в этой мудре идет о «непристойных приемах для тантриков с низким образом мыслей». Такие мнения приводят к еще большим загадкам…но существуют техники, которые должны изучаться не просто из книг, а требуется посвященный и знающий человек, Гуру, только он может объяснить все аспекты практики и научить. Поэтому я не хочу заострять много внимания на этих практиках, исходя только из книг, но все таки хочется немного поговорить о них, хотя бы высказав свою точку зрения. Человеческое тело это проявление духовной энергии и следовательно может быть инструментом для достижения определённых результатов в йоге, как блаженство (мокша) и освобождение (мукти), которые включают 3 уровня нашего существования: физический, умственный и духовный. Чтобы сделать тело инструментом для духовной реализации, необходимо очистить его от кармических загрязнений (что делает хатха йога) и привести в движение поток жизненных энергий и сознания. Для того, чтобы дойти до космического сознания (Кундалини Шакти), необходим большой потенциал, что может дать только сексуальная энергия (самая могущественная сила во Вселенной), и в особенности дающие жизнь сексуальные жидкости мужчины и женщины. Эти практики о том, как правильно сохранять и использовать эти жидкости во время ритуального полового сношения, а также все подготовительные этапы. Для мужчины и женщина это разные практики, но результат один. В наше время существует мнение, что женщины в критические дни не должны выполнять перевернутые асаны, а вот здесь я нашла описания выполнения различных упражнений для сохранения крови как раз во время менструации. Описывается в Хатха йоге Прадипике, что «только та женщина, что может удерживать свою женскую детородную силу, подобно мужскому семени и удерживать свою менструальную кровь, как при ваджроли, может называться йогиней. Если она может постоянно поднимать свою кровь вверх, она настоящая йогиня. Она знает прошлое и будущее и может парить в воздухе». Для мужчины описываются отдельные техники, они сложные, не думаю, что стоит их описывать сейчас, а также выполнять без участия посвященного человека – Гуру.
(Использованные материалы: «Гхеранда Самхита», «Шива Самхита», «Хатха йога Прадипика», «Кундалини-йога-парампара» Рейнхард Гамментхалер).
Азбука йоги: как правильно выполнять и в чем смысл Чин-мудры
Мудры представляют из себя нервно-психические замки пальцев рук, их также называют асанами для пальцев рук. Мудры можно выполнять и сами по себе, добиваясь тем самым определенных энергетических состояний, перенастройки сознания в конкретном нужном вам на данный момент направлении, но еще более эффективно совмещать выполнение мудр с позами йоги. Таким образом, мы добиваемся завершенности асан, делаем их практику более мощной. Особенно часто мудрами в йоге дополняются медитативные позы.
Что касается конкретно Чин-мудры, то в переводе с санскрита «чин» означает сознание, а «мудра» – жест. Вот почему чин-мудру также называют «жестом сознания». Чин-мудру относят к универсальной и простой практике. Она довольно часто используется в различных йогических техниках. Считается, что чин-мудра помогает практикующему находиться длительное время в нужном устойчивом положении. Также «жест сознания» улучшает физиологическое и психологическое самочувствие, помогает активизировать память и т.п.
Выполняется чин-мудра следующим образом:
1. Соедините подушечки указательных пальцев с подушечками больших пальцев. Сделаете это обеими руками одновременно, образовав из пальцев что-то похожее на колечки.
2. Мизинец, безымянный и средний палец держите прямыми, но не напрягайте и не касайтесь ими друг друга.
3. Указательные пальцы чуть дальше продвиньте вдоль внутренней стороны больших, чтобы ногтевые пластины указательных пальцев прилегли к внутренней стороне больших.
5. Прижмите указательные пальцы большими пальцами.
По большому счету все три положения указательных пальцев по отношению к большим (касание подушечек, прилегание ногтевой пластины, упор в основание больших пальцев) – в разных школах и учениях йоги называют чин-мудрой. При этом ладонь может быть обращена, как вверх, так и вниз.
Однако существует некоторая путаница в технике выполнения чин-мудры и гьяна-мудры (другое допустимое распространенное прочтение – джняна-мудра), которую еще называют мудрой знания. Эти два жеста действительно очень похожи, и разные школы йоги по-разному интерпретируют различия между ними.
Так, по одной трактовке чин-мудра выполняется с ладонями, направленными вверх, а при гьяна-мудре – направленными вниз. При этом существует даже психологический аспект такого различия. Раскрытые вверх ладони — это символ открытости человека, его готовности принять информацию извне, открыть свое сознание. Направленные же вниз ладони способствуют процессу самопознания, углублению в изучение себя, своего внутреннего мира, истинных желаний и стремлений, поиску внутреннего баланса, примирения с собой, т.е. интроспекции. Поэтому в зависимости от ваших целей на момент практики вы можете самостоятельно выбирать, куда направлять ладони. Хотите углубиться в себя – направляйте их вниз, хотите стать более восприимчивым к внешним процессам, открыться потоку информации – направляйте вверх.
Вместе с тем та же Хатха-йога Прадипике по-другому трактует различия между чин-мудрой и гьяна-мудрой. Здесь отличие сводится к положению указательных пальцев, а направление ладоней не имеет значения. Так, в чин-мудре указательные пальцы согнуты так, что подушечки касается оснований больших пальцев, а в гьяна-мудре соприкасаются только подушечки указательных и больших пальцев. В энергетическом плане такие различия техник действительно дают разные эффекты. Чин – более мощная, несет прилив сил, гьяна – нежнее, силы она не дает, но точно помогает сосредоточиться.
На практике чин-мудра идеально сочетается с силовыми асанами и помогает дольше удерживать их. Также чин-мудра усиливает действие таких прорывных пранаям, как Капалабхати и Бхастрика. Не случайно чин-мудру еще называют «педалью газа» для начала любой медитации. Что же касается гьяна-мудры, то она больше подходит для утончения энергии на этапе завершения медитации. Вот почему именно мудру знания часто держат в конце занятия по йоге в Шавасане. Также гьяна-мудра хорошо сочетается со спокойными медитативными пранаямами.
Учитывая вышесказанное, гьяна-мудра отлично подходит при повышенном давлении, гневливом и раздражительном настроении, в период месячных и, особенно, перед ними, бессоннице, нарушениях биологического ритма и т.д. А вот чин-мудра больше показана при упадке сил, депрессии, сонливости, эмоциональном и физическом истощении, рассеяности и т.п.
Практикуйте с удовольствием и пользой!
Текст книги «Большая книга мудр. Йога для пальцев, которая даст здоровье, деньги и удачу»
Автор книги: Сергей Матвеев
Жанр: Эзотерика, Религия
Текущая страница: 2 (всего у книги 8 страниц) [доступный отрывок для чтения: 3 страниц]
Это жест бесстрашия и дарования защиты. Правая рука слегка приподнята на уровне плеча и немного согнута, ладонь обращена наружу, пальцы выпрямлены.
Этот жест называется также мудрой благословения. С незапамятных времен это был жест утверждения силы. Этот жест Будда совершил сразу после достижения просветления. Абхайя-мудра указывает не только на успокоение чувств, но и на отсутствие опасений; она избавляет от опасений и других людей, что является фактором освобождения.
Практика этой мудры помогает развить силу бесстрашия, преодолеть страх и беспокойство, улучшить взаимоотношения с окружающими. Эта мудра символизирует защиту, мир и освобождение от страха.
Ее можно выполнять стоя, неподвижно, на ходу или сидя.
В буддийской традиции существует связанная с этой мудрой легенда.
Таким образом, абхайя-мудра указывает на отсутствие страха.
Когда мы совершаем абхайя-мудру, наша жизнь превращается в поток тонкой энергии и понимания. Все наше существо тогда может стать мудрой, жестом жизни, отражаясь во внешнем существовании.
Авакаша-мудра – мудрое распоряжение временем
Это жест досуга, он совершается сидя. Левая рука покоится на колене, ладонь обращена вверх.
Авакаша-мудра помогает лучше структурировать свое свободное время; к выполняющему эту мудру через некоторое время приходит осознание того, как наиболее эффективно распорядиться временем, свободным от работы, что стоит сделать сначала, что потом, как обрести полное расслабление и зарядиться силами для нового трудового дня. Во время медитации с этой мудрой становится ясно, какие потребности насущны, на что следует обратить внимание, а что есть лишь суетное времяпрепровождение, которого нужно избегать.
Этот жест успокаивает мысли и привносит ясность в повседневную жизнь, придает необходимую духовную силу, которая, легко трансформируясь в физическую, помогает устранить все препятствия.
Это особый жест, который производит мощное воздействие на тело и разум человека, на его карму, формируя благостные причинно-следственные связи.
Анджали-мудра – равновесие и гармония
Это молитвенный жест. Руки соединены и расположены вертикально на уровне груди, одна ладонь прижата к другой. Этот жест, образуемый обеими руками, напоминает о сосуществование двух нераздельных миров, которые в действительности являются одним миром. Эти два мира суть выражение двух аспектов одной космической жизни; они представляют взаимодействие духовного и материального, статического и динамического.
Анджали-мудра дарует благо всем существам. Она избавляет от дисгармонии на ментальном и эмоциональном планах бытия. Молитвенный жест приводит тело в состояние мягкой сосредоточенности, способствует внутренней гармонии, придает собранность, вводит в состояние покоя, тишины и умиротворения.
Анджали-мудра связана с потенциальным намерением духовного роста, устремлена к духовному пробуждению.
Если при выполнении ладони немного не соприкасаются друг с другом, а пальцы немного согнуты, между ладонями и пальцами рук создается небольшое пространство, напоминающее нераспустившийся цветок лотоса, который символизирует готовность сердца открыться навстречу духовному свету. Эта мудра обеспечивает мир и гармонию, создает внутреннее равновесие. Духовное совершенство неизбежно отражается на физическом уровне, поэтому эту мудру можно считать мудрой исцеления. Анджали-мудра совершается на уровне чакры сердца, показывая тем самым, что правая и левая стороны тела достигают в этой области баланса и совершенства. Она создает медитативный, созерцательный настрой, активизирует и приводит в гармонию работу правого и левого полушарий головного мозга.
Будда-мудра – просветление ума
Это жест Будды. У мужчин правая рука должна покоиться на левой, у женщин – наоборот: левая покоится на правой. Ладони обращены вверх, кончики больших пальцев обеих рук касаются друг друга.
Будда-мудра может практиковаться в зависимости от духовных потребностей человека, она помогает усилить внутренние установки, ориентирует на решение возникающих проблем. Она способствует быстрому сосредоточению на внутренних ощущениях, объединяя сознание, сердце и тело. Регулярная практика Будда-мудры наполняет жизнь смыслом, покоем и гармонией. Будучи связанной с физическим и духовным мирами, она ведет к просветленному состоянию ума и обеспечивает победу над страстями. Будда-мудра дарует мудрость просветления, проницательность и интуицию. Перед практикующим Будда-мудру открываются глубины подсознания, он получает возможность заглядывать в будущее и, принимая во внимание полученные знания, строить свою повседневную жизнь должным образом. Она также помогает одерживать победу в спорах и примирять враждующие стороны.
Буддашрамана-мудра – избавление от вредных привычек
Это жест отречения. Правая рука поднята до уровня плеча, запястье изогнуто назад, пальцы и ладонь обращены вверх. Пальцы направлены вдаль от тела.
Буддашрамана-мудра позволяет отказаться от всего суетного, затрудняющего духовный рост, вызывающего препятствия и преграды на пути. Выполнение этой мудры имеет и немаловажный целительный аспект: она способствует очищению тонких каналов человеческого организма, нормализует ток крови и протекание жидкостей. Регулярная практика Буддашрамана-мудры позволяет улучшить общее состояние организма: во время ее выполнения происходит сжигание жиров, насыщение тела необходимыми питательными веществами, нормализуется перераспределение энергетических потоков, что повышает сопротивляемость организма внешним инфекционным воздействиям.
На ментальном уровне выполнение данной мудры ведет к отмиранию вредных привычек и привязанностей, умиротворяет ум, нормализует мыслительную деятельность. Человек начинает понимать суетность погони за мирскими наслаждениями, отказывается от бездумного накопительства ненужных вещей, от общения с порочными, низкими людьми. После продолжительной практики этой мудры у человека появляется достаточное время для занятия духовными поисками и гармонизации своей жизни во благо всем живым существам.
Бхутадамара-мудра – для устранения препятствий
Это жест защиты. Он также называется мудрой, внушающей страх. Руки пересекаются в запястье, правая рука накладывается на левую, ладони направлены вовне. Обычно два средних пальца слегка согнуты.
Эта мудра обладает способностью развеивать все то, что должно быть развеяно. Она символизирует идею неразделимости мудрости и метода. Эта мудра повышает эффективность медитативных практик и направляет человека к просветлению.
Рассеивая тьму невежества, она используется для обретения силы и энергии.
Тот, кто практикует бхутадамара-мудру, вселяет ужас в своих врагов и устраняет со своего пути все препятствия. Она работает как мощный щит, предотвращающий воздействие разрушительных сил.
Эффективно нейтрализуя деструктивные программы, бхутадамара-мудра рассеивает негативную энергию, даже сознательно направленную на человека, поэтому она может применяться не только как профилактическое, но и как непосредственное защитное средство.
Бхутадамара-мудра избавляет ум от обманчивых, иллюзорных образов и целей, таким образом, в результате практики человек начинает обращаться только к реально существующим и действенным факторам.
Ваджра-мудра – заряжает энергией
Это жест знания, сконцентрированного в одной точке. Правая рука сжата в кулак, большой палец зажат, указательный палец обращен вверх, ладонь смотрит наружу. Левая рука сжата в кулак, ладонь обращена внутрь и охватывает указательный палец правой руки.
Мудра подчеркивает важность в духовном мире знания и также известна как мудра Высшей Мудрости. Пять пальцев правой руки представляют также пять первоэлементов, защищающие шестой элемент, человека. Другие интерпретации говорят, что поднятый указательный палец символизирует Знание, которое скрыто проявленным миром (правым кулаком).
Ваджра-мудра улучшает циркуляцию крови и хорошо подходит для людей, страдающих от низкого кровяного давления. Она также стимулирует протекание в организме энергетических токов. В результате ее практикования организм получает прилив сил, наполняется бодростью и энергией.
Ваджра-мудра также избавляет от тревог и снимает головокружение, вызванное пониженным артериальным давлением. Эту мудру полезно совершать тем, кто желает избавиться от пагубных пристрастий к табаку, кофе, алкоголю, наркотическим веществам. Она также способна улучшить общее психологическое состояние и избавлять от депрессии.
Исцеляя душу и тело, ваджра-мудра как нельзя лучше представляет собой невербальную форму общения и духовного выражения внутреннего существа человека.
Варада-мудра – для милосердия и духовного преображения
Это жест милосердия и сострадания. Правая рука свешивается ладонью вниз и немного выгибается наружу. Этот жест называется также мудрой, дарующей благо, или мудрой благости. Данной мудрой обозначается милосердие. Пять выпрямленных пальцев символизируют пять совершенств: щедрость, нравственность, терпение, усилие, сосредоточение.
Мудра символизирует предложение, предоставление милости, приветствование, милосердие, сострадание и искренность. Это знак желания посвятить себя человеческому спасению. Открытая рука, вытянутые пальцы символизируют распускание цветка истины.
Варада-мудра часто совершается вместе с абхайя-мудрой, в этом случае правая рука делает жест бесстрашия, а левая исполняет желания. В таком положении часто изображается стоящий Будда.
Варада-мудра развивает в человеке милосердие, щедрость, способность сопереживать ближнему.
Практикование этой мудры воспитывает благородство души, человек обретает счастье и устраняет со своего пути оковы невежества: он обретает Высшую милость и благодать, ничего не требуя взамен. Эта мудра также напоминает о необходимости развивать в жизни практику милосердия и всегда служить источником счастья для других людей.
Считается, что Бог готов исполнить любое желание практикующего эту мудру, или, по крайней мере, благословить его.
Варада-мудра избавляет от гордыни и является мощным инструментом для духовного преображения.
Витарка-мудра – поможет в обучении
Это жест споров, объясняющий учение. Правая рука полусогнута. Кончики большого и указательного пальцев касаются друг друга, образуя круг. Все остальные пальцы вытянуты вверх. Рука вытянута вперед со смотрящей наружу ладонью.
Эта мудра – универсальный жест, она часто присутствует в буддийской и христианской иконографии. Она символизирует одну из стадий учения.
Круг, образуемый большим и указательным пальцами, не имея ни начала, ни конца, является совершенством; он указывает на Закон, который является совершенным и вечным.
Витарка-мудра способствует лучшему восприятию учебного процесса, и одновременно она может использоваться учителями, совершенствуя их преподавательские качества. Она связана с искусством передачи знаний и прозрения, обретаемого после достижения просветления.
Известны многочисленные случаи, когда те, кто практиковал эту мудру накануне сдачи сложного экзамена, с успехом проходили все испытания, великолепно (и надолго) усваивая труднейший материал.
Однако эта мудра может использоваться не только для сдачи тестовых испытаний: ее полезно совершать во время постижения сложных доктринальных вопросов, задумываясь о смысле бытия, происхождении всего сущего, мистерии Космоса.
Витарка-мудра способна даровать внезапное озарение и ясное понимание обдумываемых вопросов.
Джняна-мудра – для лучшей работы мозга
Это жест знания. Кончики указательного и большого пальцев соединены, образуя круг; другие пальцы направлены вперед. Джняна-мудра совершается напротив груди, ладонь обращена к туловищу.
Джняна-мудра отличается от витарка-мудры, при которой ладонь обращена вдаль от тела.
Джняна-мудра практикуется йогами на протяжении тысяч лет и приносит мир, покой и духовный прогресс. Она также благотворно влияет на физическое состояние организма, избавляя человека от разнообразных болезненных ощущений, что делает ее одной из самых популярных мудр.
Джняна-мудра стимулирует корневую чакру, снимает напряжение и депрессию, способствует обретению знаний и принятию верных решений. Она обладает большой успокаивающей силой, навевает на практикующего атмосферу духовной открытости, облегчает медитацию.
В традиционной индийской медицине – Аюрведе – эта мудра используется для стимулирования головного мозга, расширения сознания и возможностей ума, оказывая благотворное влияние на нервную систему, гипофиз и эндокринную систему. Она также способствует поднятию сокрытой в человеке тонкой духовной силы – кундалини.
Джняна-мудра обладает удивительной силой: независимо от того, в каком состоянии человек приступает к ее совершению, он обретает расслабление, исполняется возвышенными мыслями и становится восприимчивым к знаниям.
Дхармачакра-мудра – повышает способность к обучению
Это жест поворота Колеса Учения, мудра проповедника учения. Эта мудра характеризуется разнообразием форм, даже в пределах Индии. Обе руки лежат на груди, левая ниже правой. Мудра совершается обеими руками перед грудью, кончики указательного и большого пальцев касаются друг друга, образуя мистический круг знания. Совершая эту мудру, человек преобразует иллюзию невежества в мудрость реальности. Указующая на Колесо Учения, эта мудра особенно наполнена богатой и древней символикой колеса в буддийской метафизике.
Слово «дхармачакра» означает на санскрите «колесо дхармы». Эта мудра символизирует один из важнейших моментов в жизни Будды, когда он читал свою первую проповедь после обретения просветления в парке оленей. Таким образом, эта мудра указывает на запуск великого Колеса учения Дхармы. Большой и указательный пальцы, как указывалось выше, образуют колесо дхармы, три свободных пальца правой руки представляют три способа распространения учения Будды: средний палец – слушающих учение, безымянный палец – самореализовавшихся, а мизинец – «Великую Колесницу». Дхармачакра-мудра представляет собой введение в йога-мудру. Ее можно выполнять тем, кто только начинает заниматься мудра-практикой.
В метафизической перспективе эта мудра символизирует союз практики и мудрости. Дхармачакра-мудра способствует восприятию космического порядка, а также нормализует работу сердца. Она известна и тем, что повышает способности к обучению.
Практика дхармачакра-мудры успокаивает ум и возвышает сознание, улучшает внимание и помогает поддерживать позитивный настрой. Для получения наибольшего эффекта ее рекомендуется выполнять сидя в позе лотоса во время медитации.
Дхьяна-мудра – приводит мысли в равновесие
Это жест медитации, медитирующего; он также называется самадхи-или йога-мудра. Выполняется чаще обеими руками, опирающимися на колени, ладони смотрят вверх. Это мудра достижения духовного совершенства или пробуждения.
Тыльная сторона правой ладони опирается на ладонь другой руки, кончики больших пальцев слегка касаются друг друга. Руки покоятся на коленях. Правая рука, находясь сверху, символизирует состояние просветления; другая рука, находясь внизу, символизирует проявленный мир. Этот жест выражает победу над проявленным миром с помощью просветления, а также просветленное состояние ума.
Иногда большие пальцы обеих рук соприкасаются, образуя мистический треугольник. Основное значение этого жеста – огонь, сжигающий все нечистоты.
Дхьяна-мудра – это мудра медитации, сосредоточения на Высшем Законе, благости, обретении духовного совершенства. Согласно традиции, эту мудру Будда совершал перед обретением просветления. Это один из любимых жестов йогинов во время медитации и духовных практик. Он указывает на совершенное равновесие мысли, чувств и спокойствие.
Карана-мудра – устраняет тревоги и депрессию
Это жест, отгоняющий недоброе. Рука вытянута горизонтально или вертикально, ладонь направлена вперед. Большой палец прижимает к середине ладони два пальца (подобно рогам яка, устремляющегося на врага), в то время как указательный палец и мизинец направлены прямо вверх.
Карана-мудра устраняет тревоги и депрессии, наполняет человека счастьем и дарует удовлетворение. Это достигается путем устранения препятствий – депрессивных мыслей, чувства недовольства или беспокойства.
Карана-мудра рекомендуется тем, кто страдает от каких-либо негативных состояний. Но в то же время эта мудра предназначена не только для людей, страдающих от депрессии. Ее также могут успешно практиковать те, кто раздираем внутренними конфликтами, негативными мыслями, страхами. Карана-мудра быстро успокаивает ум и приносит покой.
Изучая технику выполнения карана-мудры, можно очистить свой ум и создать положительный настрой в жизни.
Это мудра украшений. Она похожа на кулак, в котором пальцы согнуты вместе, но большой и указательный пальцы не встречаются, образуя открытую трубу. Такая мудра часто используется в изображениях с цветами или другими украшениями.
Катака-мудра используется для устранения препятствий и отрицательной энергии из своей жизни. Она также очень эффективна при лечении депрессии и негативного мышления. Катака-мудру практикуют для снятия негативной энергии, рассеивания негативных мыслей и устранения препятствий.
Наряду с активной благостной энергией, которая свойственна этой мудре, данное положение пальцев также характеризуется большим воспитательно-эстетическим импульсом: катака-мудра дарует практикующему чувство прекрасного, учит лучше понимать произведения искусства (музыку, живопись, скульптуру), нередко наделяя самого адепта выдающимися творческими способностями.
Кшепана-мудра – избавит от напряжения
Это жест разбрызгивания нектара, или амброзии. Руки сомкнуты ладонь к ладони с соприкасающимися указательными пальцами, повернутыми вниз и обращенными к священной вазе или сосуду, где содержится амрита. Эта мудра напоминает уттарабодхи-мудру (см. далее с. 64), но руки обращены здесь вниз.
Кшепана-мудра стимулирует выведение токсинов через кишечник, кожу (пот) и легкие, а также эффективно удаляет остатки затраченной энергии. Кроме того, она освобождает организм от всех видов напряжения. Способствуя детоксикации организма, она нейтрализует пагубную энергию и трансформирует ее в полезные токи организма. Это является основой нормального функционирования организма, и кшепана-мудру можно сочетать с другими целительными мудрами.
Уменьшение количества токсинов, которые курсируют по телу, поддержка детоксикации организма, снабжение его питательными веществами, в которых он нуждается для нормального функционирования, – вот основные преимущества практикования кшепана-мудры.
Манидхара-мудра – для обретения духовного и материального богатства
Это жест удержания драгоценностей. Руки согнуты и держат визуализируемую драгоценность (жемчужину), которую невозможно заметить загрязненным взором.
Манидхара-мудра способствует обретению духовного и материального богатства. Работая с тонкой энергией денег, она создает мистические вихревые потоки, которые привлекают факторы обогащения и даруют изобилие, счастье и радость в жизни.
Многие люди, практикуя манидхара-мудру, получали неожиданное финансовое улучшение своего положения – крупный выигрыш в лотерею, предложение высокооплачиваемой работы, неожиданное получение богатого наследства. Эту мудру рекомендуется выполнять перед заключением торговых сделок, размещением акций и ценных бумаг на рынке, а также перед любыми начинаниями, связанными с получением материального прибытка.
Стоит заметить, что манидхара-мудра привлекает также и духовное богатство, которое поистине неистощимо, а если человек начинает делиться им с окружающими, его доход будет постоянно расти.
Данное произведение размещено по согласованию с ООО «ЛитРес» (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.