Мрт при зпр у детей что показывает
МРТ мозга ребенку что показывает
Магнитно-резонансная томография за последние десятилетия стала одним из мощнейших инструментов в диагностике заболеваний и патологий центральной нервной системы. Этот метод обследования получил широкое распространение, как среди взрослых, так и среди детей, благодаря максимальной точности и высокой визуализации. МРТ мозга ребенка обладает двумя основными преимуществами: безопасность (отсутствием лучевой нагрузки) и высокая информативность за счет детальной оценки даже небольших структур головного мозга.
Одним из главных преимуществ МР-диагностики является ее полная безопасность, отсутствие лучевой нагрузки, неинвазивность и безболезненность метода. Эти характеристики особенно важны, когда речь идет о диагностике заболеваний у маленьких детей. Возрастные ограничения для проведения магнитно-резонансной томографии отсутствуют, однако важно понимать специфику самой процедуры, чтобы в полной мере оценить готовность вашего ребенка для такого вида обследования.
Когда нужно делать МРТ головного мозга ребенку
К большому сожалению, дети подвержены заболеваниям и развитию различных патологий не меньше взрослых. Детям, также как и взрослым, для постановки правильного диагноза могут быть назначены исследования разных органов. Диагностика без труда распознает воспалительные, инфекционные процессы, новообразования или другие изменения, не свойственные здоровому состоянию тканей организма человека. Нередко, от того, насколько быстро будет выявлено нарушение функционирования того или иного органа, зависит дальнейшая судьба ребенка и степень развития его заболевания. Одним из самых распространённых обследований томографом в юном возрасте является МРТ головного мозга. Нередко самым маленьким пациентам такое исследование требуется для выявления нарушений центральной нервной системы, возникающих в результате перинатальной патологии. Также для детей МРТ головного мозга широко применяется при неврологических расстройствах, признаках эпилепсии, травмах головы, от которых не застрахован ни один ребенок, и любых других признаках поражения головного мозга и его структур.
Среди наиболее распространенных показаний для МР-диагностики детям являются:
На МРТ головного мозга определяется аномалия — отсутствие мозолистого тела (красная область).
Достаточно часто при определенных показаниях детям назначают одновременно МРТ головного мозга и шейного отдела позвоночника – такая процедура является наиболее комплексным методом исследования.
Как делают МРТ головного мозга детям Показания для проведения МРТ мозга ребенку определяется одним из детских специалистов, под наблюдением которого находится ребенок – детским травматологом, неврологом или нейрохирургом. В результате диагностики отражается состояние вещества мозга, мозжечка, ствола, гипофиза, сосудов головного мозга и других его составляющих. Нередко диагностику назначают вместе с КТ (компьютерная диагностика), ультразвуковым или электрофизиологическим исследованием – каждое из них имеет свои особенности.
Главной сложностью проведения МР-исследования, является необходимость нахождения пациента в неподвижном состоянии. Кроме того, ребенка может напугать нахождение в течение продолжительного времени в узком туннеле и сильный шум томографа. Поэтому зачастую проведение МРТ головного мозга детям до 5 лет осуществляется с введением седативных средств или анестезии. В последнем случае весь сеанс проходит под внимательным наблюдением детского врача-анестезиолога, который тщательно отслеживает все реакции организма на введенное вещество.
Для пациентов более старшего возраста возможно проведение обследования без введения парамагнитных контрастных препаратов. Перед обследованием с пациентами общается квалифицированный врач, который и определяется психологическую и моральную готовность ребенка к процедуре. Если ребенок не испытывает чувство страха, полностью доверяет врачам, подготовлен родителями и осознает, что находясь в замкнутом помещении может поддаться панике, но уверен в своих силах, в этом случае специалисты, как правило, допускают детей к обследованию.
Продолжительность процедуры составляет 20-30 минут. Если для лучшей визуализации требуется введение контрастного вещества, то в этом случае продолжительность увеличивается до 50-60 минут.
Узнать подробную информацию об особенностях проведения МРТ головного мозга ребенку в Санкт-Петербурге, а также о диагностике других отделов, вы можете в клинике «СИМЕД» по телефону +7 (812) 603-96-09 или заполнив форму онлайн-записи. Мы проконсультируем вас по всем имеющимся вопросам, касающимся МР-томографии вашего малыша, и выберем наиболее комфортное время посещения для вас и вашего ребенка.
Как подготовить ребенка к обследованию
Процесс МР-томографии в детском возрасте схож с обследованием взрослых людей. Схема проведения сеанса и подготовка практически не отличаются. Однако есть ряд рекомендаций для родителей самых маленьких детей, выполнение которых поможет более комфортно для вас и вашего ребенка провести процедуру.
Пребывание ребенка в томографе, даже в первые дни его жизни, не вызывает никаких сложностей и полностью безопасно. Грудничкам и совсем маленьким пациентам в обязательном порядке будет введена анестезия, так как в противном случае обеспечить полную неподвижность ребенка будет невозможно. Анестезия позволяет быстро провести обследование с максимальной точностью и без психологического воздействия на ребенка.
ДМРТ для детей возрастом от года является одним из важнейших этапов в выявлении ранних стадий заболеваний вашего ребенка, поэтому очень важно осознавать его необходимость и не сопротивляться направлению врача, если этого требуют показания.
Противопоказания
Процедура, как и в случае с взрослыми пациентами, противопоказана детям, у которых в организме присутствуют различного рода металлические предметы, в том числе кардиостимуляторы, протезы, встроенные слуховые аппараты, а также при наличии внутричерепных аневризм, состоящих из ферромагнитных материалов, например медицинская сталь. Не допускаются дети с гиперкинезами, клаустрофобией и те, у кого есть необходимость в постоянном контроле жизненно-важных показателей.
Введение контрастного вещества запрещено пациентам с почечной недостаточностью. Не в каждом медицинском учреждении нашего города, специализирующемся на МР-томографии, можно пройти диагностику головного мозга детям. В Санкт-Петербурге функционирует большое количество специализированных учреждений, но далеко не в каждом из них услуги по магнитно-резонансной томографии предоставляются несовершеннолетним пациентам. Для проведения обследования требуется наличие специалистов, имеющих опыт работы в педиатрии. Наиболее комфортно и без лишних психологических травм для ребенка сделать МРТ головного мозга вы сможете в нашем Центре МРТ «СИМЕД».
Мы гарантируем индивидуальный подход к нашим самым маленьким пациентам, полную безопасность ребенка и самые современные технологии проведения диагностики для максимально быстрого обследования. Для удобства малышу будут выданы специальные наушники, которые уменьшат количество шума при нахождении внутри томографа. Наиболее эффективным способом заинтересовать мальчика является, например, игра в космонавта перед МРТ исследованием.
Если вам необходимо сделать МРТ головного мозга ребёнку в Санкт-Петербурге, оптимальным решением будет проведение диагностики в нашей клинике. Современное высокоточное оборудование, профессиональная команда специалистов, в том числе и детских специализаций, и приятные цены оставят наилучшие впечатления о процедуре. В течение часа любым удобным для вас способом – в распечатанном виде, на электронном носителе или по электронной почте – вы сможете получить результаты магнитной томографии головного мозга ребенка. В Санкт-Петербурге вы сможете найти немалое количество клиник, специализирующихся на детской МР-диагностике. Однако важно понимать, что низкая цена может отразиться на качестве обследования. В желании найти истинную причину, которая беспокоит вашего ребенка, важно выбирать центры и медицинские клиники, которые полностью соответствуют критериям, важным для точной диагностики и безопасности проведения МРТ.
МРТ головного мозга у детей с задержкой психомоторного развития
Диагноз «задержка психомоторного развития» несет достаточно ощутимые трудности при воспитании и обучении ребенка. Это патологическое состояние проявляется отставанием детей в освоении окружающего мира, характеризуется затруднениями при выработке навыков координации, речи и социально-бытовой адаптации.
Основные признаки ЗПМР
Диагностируется задержка развития в раннем возрасте в связи с отклонениями от общепринятых сроков развития детей. Подтвердить диагноз позволяют современные методы исследования, назначаемые невропатологом. В ходе диагностирования задача специалиста определить степень отклонений, как психического, так и моторного развития. Каждая составляющая рассматривается самостоятельно.
Признаки отставания в психическом развитии:
Признаки отклонения моторного развития:
Причины задержки психомоторного развития
Причинами ЗПМР чаще всего выступают:
Чтобы выявить причину ЗПМР и назначить адекватное лечение, специалисту необходимо провести ряд исследований.
Диагностика отклонений
После первичного осмотра ребенка врач-невролог Института имени Бехтерева назначает проведение магнитно-резонансного исследования. Эта процедура необходима, чтобы выяснить состояние структур головного мозга и степень их функциональности. Сканирование позволяет исключить наличие опухолевых поражений и органических дефектов.
Нейровизуализация помогает выявить наличие таких патологий, как гипомиелинизация, лейкодистрофия или склероз на фоне черепно-мозговой травмы.
МРТ диагностика дает наиболее точную и подробную информацию о структурах мозга и состоянии сосудов головы. Данный метод имеет неоспоримое преимущество перед рентгенографией или компьютерной томографией, так как не несет вреда здоровью ребенка, проводится безболезненно и дает достоверные результаты при определении патологий головного мозга.
Существует несколько режимов проведения магнитно-резонансной томографии:
Особенности проведения магнитно-резонансной томографии у детей
Так как маленькие дети не могут долго находиться в неподвижном состоянии, а это является обязательным условием исследования, процедура может быть проведена в состоянии глубокого медикаментозного сна пациента.
Чтобы МР диагностика прошла хорошо, а полученные результаты были точными, родителям необходимо провести подготовительную работу. С детками старше полутора лет обязательно следует предварительно поговорить. Объясните малышу, что это абсолютно безболезненное и безвредное обследование. Поиграйте с ребенком в игру. Сообщите ему, что он стал космическим туристом и отправляется на ракете в космос. Если малыш не находится под действием снотворного, обязательно обыграйте ситуацию. Процедура МРТ предусматривает фиксацию головы и туловища специальными ремнями. Важно, чтобы ребенок не испугался и не запаниковал.
При магнитно-резонансной томографии остается возможной двухсторонняя связь ребенка с родителями и врачом. Разговаривайте с ребенком, чтобы он чувствовал вашу поддержку. При необходимости задержки дыхания, разъясните малышу, что нужно сделать.
Процедура МР сканирования головного мозга ребенку
МРТ головного мозга малышам в Институте имени Бехтерева проводят на современном оборудовании. Перед процедурой ребенок освобождается от одежды с металлическими молниями и пуговицами.
Ребенка укладывают на специальный подвижный стол, который в ходе процедуры перемещается внутри цилиндра. Чтобы ребенок, если он не находится в состоянии медикаментозного сна, не испугался шума, который издает оборудование, ему одевают наушники. Продолжительность исследования занимает от 10 до 40 минут.
Если ребенок слишком мал, чтобы лежать неподвижно, его вводят в состояние сна. В этом случае на процедуре присутствует квалифицированный анестезиолог.
После проведения МРТ диагностики родители получают снимки «срезов» головного мозга и их расшифровку, выполненную профессиональным радиологом-неврологом. Результаты сканирования подшиваются в личную карточку ребенка, служат основанием для постановки диагноза и назначения терапии.
Если вы столкнулись с необходимостью МРТ исследования головного мозга ребенка при подозрении на задержку психомоторного развития, обратитесь в Санкт-Петербургский психоневрологический Институт имени Бехтерева. Квалифицированные специалисты и современное оборудование являются гарантией точности получения необходимых данных. При подтверждении диагноза вы можете записаться на консультацию невролога.
МРТ исследование, выполняемое по стандартному протоколу в большинстве учреждений мира, выявляет грубые поражения мозга (гипоксически-ишемические поражения головного мозга, грубые пороки головного мозга).
Использование специализированных высокоточных программ, позволяющих проводить «помиллиметровую» оценку структур мозга, ответственных за память, эмоциональную сферу, позволяет выявить мельчайшие изменения этих структур гораздо раньше, гораздо точнее, что дает уникальные возможности «заглянуть внутрь», раньше поставить диагноз и назначить терапию.
Приглашаем Вас принять участие в следующих циклах тематического усовершенствования.
Уважаемые коллеги!
В 2020 году увеличилось количество бюджетных мест в ординатуру по специальностям.
MPT обследование детей с нарушениями развития ЦНС (детским аутизмом)
Шилов Г.Н., Кротов А.В., Докукина Т.В. ГУ «РНПЦ психического здоровья»
В литературе (Pandey A. et all, 2004) достаточно широко дискутируется вопрос о применении того или иного метода нейровизуализации (в первую очередь КТ и МРТ, как наиболее распространённых и доступных методов) для выявления заболеваний с нарушением развития центральной нервной системы (ЗРЦНС), к которым, в частности, относятся и расстройства аутистического спектра (РАС), как правило, курируемые психиатрической практикой.
Полагают, что у ребенка с ЗРЦНС имеются нарушения функций головного мозга, в основе которых, вероятно, лежат нарушения развития в виде патологического морфогенеза или гистогенеза. Считается, что с помощью МРТ можно определить малые и большие пороки развития головного мозга, которые указывают на участие выявленных структурных изменений в патогенезе ЗНРНС (Decobert F. et all, 2005). Однако выставить этиологический и/или синдромальный диагноз, основанный только лишь на данных МРТ, удаётся лишь у незначительной группы пациентов (0-3,9%). ЗРЦНС определяется множеством различных этиологических факторов, что значительно усложняет диагностику. В тоже время значение результатов исследований нейровизуализации, таких как магнитно-резонансная томография (МРТ), при анализе пациентов с ЗРЦНС остается неопределенным, учитывая, что у детей с ЗРЦНС патологические изменения, которые обычно выявляются, недостаточно специфичны.
Между тем спектр рекомендаций для МРТ варьирует от проведения исследования у всех пациентов с ЗРЦНС (Shaefer G.B., 1998) до исследования с помощью МРТ лишь пациентов с показаниями для клинического обследования (van Karnebeek C.D. et all, 2005). При этом считается, что наиболее важными показаниями для нейровизуализации служат патологические изменения размера головы, наличие признаков различного рода аномалий ЦНС, определённые неврологические и психические симптомы и синдромы, которые выявляются при сборе анамнестических данных и/или физикальном осмотре, указывающие на высокую вероятность структурной патологии головного мозга.
Что же касается непосредственно РАС, то в настоящее время принято полагать, что в большинстве случаев возникновение этой патологии является следствием комбинации генетической предрасположенности и триггерных экзогенных факторов, обусловленных рядом причин, таких как вирусы, токсины, имунно-аллергический стресс и т.д. (Van Gent et all, 1997; Comi A.M. et al., 1999; Warren, R. P., et al.,1996; M. Kontstantareas et al.,1987; Гассен А. Н., 1999; Сингх В. К. и др., 1997).
МРТ головного мозга ребенку
Целью исследования явилось обозначить роль и значимость МРТ (как наиболее безвредного и информативного метода для исследования ЦНС у детей) в диагностике ЗРЦНС, а также выявить наиболее важные триггерные экзогенные факторы в возникновении РАС.
Материалы и методы
Исследования проводились на томографе «Образ 2 М» (РФ, 1998 г.) с напряжённостью магнитного поля 0,14 Тл в последовательности Т1W, Т2W аксиальной и сагиттальной плоскостях (по показаниям – с применением внутривенного наркоза или седации).
Результаты и обсуждение
Результаты МРТ сканирования головного мозга оценивались по выявляемым структурным нарушениям с учетом их взаимосвязи с характерными клиническими симптомами и признаками (см. диаграмму 2 – представлены наиболее количественно значимые группы из всего спектра РАС).
Магнитно резонансная томография при аутизме
В группе пациентов с диагнозом атипичный аутизм, в которую вошли 25 детей, что составляло 41% от общего количества пациентов с РАС, обнаружены МРТ-признаки структурных отклонений, которые расценивались как: 1. последствия перенесенной нейроинфекции (в том числе и асимметрия боковых желудочков) – в 9 (36%) случаях 2. воспалительные изменения в придаточных пазухах носа и в структурах височных костей – в 5 (20%) случаях 3. изменения, соответствующие совокупности признаков последствий перенесенной нейроинфекции и признаков воспаления в придаточных пазухах носа и в структурах височных костей, определялись в 4 (16%) случаях 4. изменения, соответствующие совокупности признаков последствий перенесенной нейроинфекции с кистами средней линии в 2 (8%) случаях. При этом нормальная МРТ–картина определена в 5 (20%) случаях.
Синдром Ретта был установлен у 1 ребенка (МРТ соответствовала норме).
В группе обследованных с диагнозом синдром Аспергера, в которую вошли 5 пациентов (что составляет 8% от общего количества пациентов с РАС) обнаружены следующие МРТ-признаки структурных отклонений: 1. последствия перенесенной нейроинфекции (в том числе и асимметрия боковых желудочков) – в 2 (40%) случаях 2. изменения, соответствующие совокупности признаков последствий перенесенной нейроинфекции и признаков воспаления в придаточных пазухах носа и в структурах височных костей, определялись в 1 (20%) случае 3. кисты средней линии в 1 (20%) случае. При этом нормальная МРТ–картина определена в 1 (20%) случае.
Таким образом у 45 пациентов (что составило 73.7% от общего количества) с установленным диагнозом детский аутизм и атипичный аутизм, выявлены МРТ-признаки последствий перенесенной нейроинфекции и МРТ-признаки воспалительных изменений в придаточных пазухах носа и/или ячейках сосцевидных отростков височной кости (см. диаграмму 2.).
МРТ мозга ребенку
Этот факт подтверждается также и тем, что у 40 пациентов из 61 обследованных были обнаружены признаки гипертрофии аденоидных миндалин, что составило 65% от общего числа пациентов (см. Рис. 3)
Обращает также на себя внимание факт практически равного соотношение выявленных на МРТ изменений в группе пациентов с детским и атипичным аутизмом (см. диаграмму 2), что еще раз указывает на возможную триггерную роль инфекционно-аллергического фактора в этиологии развития и течения этих форм аутизма.
В свою очередь наличие таких изменений, как кисты средней линии и дисгенезии мозолистого тела (в 37% случаев), относящихся к аномалиями развития центральной нервной системы (см. Рис.4,5,6), в большей мере свидетельствуют о генетически детерминированной причине аутизма.
Выводы:
Из вышеизложенного следует:
1. по-видимому, на фоне генетической предрасположенности (с учётом наличия ключевых фаз и этапов формирования межнейрональных связей в ЦНС) именно инфекционно-аллергический фактор является основополагающим пусковым звеном в механизме возникновения РАС.
2. МРТ исследование ЦНС следует применять как можно раньше у всех детей с ЗРЦНС и, в частности, РАС не только как наиболее информативное, но и как наиболее безвредное с целью раннего выявления инфекционно-аллергического очага, способного пагубно повлиять на нормальное развитие ЦНС и, следовательно, возникновение РАС
3. Практически равное соотношение структурных изменений со стороны головного мозга и лицевого черепа при детском и атипичном аутизме может свидетельствовать о единой этиологии и экзогенном пусковом механизме данных видов РАС.
4. до настоящего времени остаётся нерешённой задача, если не устранения, то хотя бы снижения токсического воздействия наркоза или седации на ЦНС у детей с РАС при проведении МРТ исследования (что крайне необходимо для устранения двигательных артефактов, препятствующих получению качественного изображения).
Литература:
1. Comi A.M. et al., “Familial clustering of autoimmune disorders and evaluation of medical risk factors in autism,” Jour. Child. Neurol. 1999 Jun; 14(6):338-94.
2. Decobert F., Grabar S., Mercoug V. et al. Unexplained mental retardation: is brain MRY useful? Pediatric radiol 2005; 35: 587-596. Web of Science.
3. Gillberg, C., and Coleman, Mary. “The Biology of the Autistic Syndromes”, 3rd Edition, 2000 Mac Keith Press, Chapter, Clinical diagnosis
4. Kontstantareas M. and Homatidis S., «Ear Infections in Autistic and Normal Children, Journal of Autism and Developmental Diseases, Vol. 17, p. 585, 1987.
5. Pander A., Phadke S.R., Gupta N., Phadke R.V. Neuroimaging in mental retardation. Indian J Pediatr 2004; 71:203-209
6. Schalock R.L., Luckasson R.A., Shorgen K.A. et al. The renaming of mental retardation: understanding the change to the term intellectual disability, Intellect Dev Disabil 2007; 45: 116-124
7. Shaefer G.B., Bodensteiner J.B., Radiological findings in development delay. Semin Pediatric Neurol 1998; 5; 33-38
8. van Karnebeek C.D., Jansweijer M.C., Leenders A.J., Offringa M., Henntkam R.S. Diagnostic investigation in individuals with mental retardation: a systemic literature review of their usefulness. Europe J Hume Genet 2005; 13: 6-25. Web of Science.
9. Van Gent et al. Autism and immune system. J children psychology and psychiatry march 1997, p. 337-49.
10. Warren, R. P., et al. (1996). “Immunogenetic studies in autism and related disorders”. Molecular and Chemical Neuropathology, 28, pp. 77-81.
11. Башина В.М. Аутизм в детстве. — М., Медицина, 1999.
12. Гассен А. Н. и др. «Нейроиммунотоксикология: гуморальный аспект нейротоксичности и аутоиммуных механизмов», издание «Перспективы здоровья в окружающей среде», том 107, 5 октября 1999 г.
13. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма: начальные проявления. – М.: Просвещение, 1991. – 96с.
14. Морозов С.А. Детский аутизм и основы его коррекции. — М., 2002.
15. Сингх В. К. и др. «Антитела к протеинам нейронных нитей при аутизме», издание «Pediatr Neurol.», 1997 г., июль № 17( l ), стр. 88-90.
16. Щипицына Л.М. Детский аутизм. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических, психологических и медицинских учебных заведений./ Изд. 2-е, дополненное. – СПб, Изд-во «Дидактика Плюс», – 2001, 368с.
Дата публикации: 01.01.1970
Оцените, пожалуйста, статью
Что такое задержка речевого развития? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Гавриловой Татьяны Алексеевны, детского невролога со стажем в 20 лет.
Определение болезни. Причины заболевания
Задержка речевого развития может сопровождать следующие нарушения:
ЗРР могут вызывать причины, возникшие во время беременности. Основные из них:
Факторы, приводящие к ЗРР после рождения:
Диагноз «задержка речевого развития» не ставят до двух лет, так как речь может спонтанно появиться без помощи специалистов. С двух до трёх лет ребёнку могут диагностировать «замедление темпов речевого развития». В таком случае ему желательно начать заниматься с логопедом.
Если в три года постановлен диагноз «задержка речевого развития», необходима комплексная медико-педагогическая реабилитация. Без лечения к пяти годам ребёнок начинает заметно отставать в психоречевом развитии. Это возникает из-за того, что он не общается с другими детьми и взрослыми, не задаёт вопросов, расширяющих кругозор. В дальнейшем это приводит стойкому речевому и интеллектуальному дефектам, и ребёнок сможет обучаться только в специальной коррекционной школе.
Таким образом, важно своевременно выявить задержку и начать развивать речь. Оптимальный возраст для педагогического и медицинского воздействия — 3-5 лет.
Симптомы задержки речевого развития
Отставание в развитии проявляется различными симптомами [2] [8] [9] [11] :
Патогенез задержки речевого развития
Патогенез зависит от причины, которая привела к задержке речевого развития [2] [3] [4] :
Внешние факторы, сдерживающие речевое развитие [1] [8] :
Классификация и стадии развития задержки речевого развития
Педагоги и неврологи используют разные классификации. Неврологи выделяют:
1. Нарушения, вызванные органическим повреждением головного мозга:
3. Дефекты строения артикуляционного аппарата — заячья губа, расщелина верхнего нёба.
4. Задержка развития речи у недоношенных детей, ослабленных длительной болезнью или недостатком общения.
Занятия с логопедом-дефектологом развивают речь от первого уровня ОНР ко второму и третьему. При этом дикция может длительно оставаться нарушенной.
Осложнения задержки речевого развития
Диагностика задержки речевого развития
Невролог уточняет у родителей, как протекали беременность и роды, в каком возрасте ребёнок начал говорить, строит ли он предложения, понимает ли простые и сложные фразы. При подозрении на умственную отсталость или аутизм невролог направляет ребёнка к психиатру. При снижении слуха — к сурдологу. Специалист определяет уровень нарушения и при необходимости подбирает слуховой аппарат.
Невролог может назначить следующие обследования:
Все эти исследования необходимы, чтобы выявить причину нарушения. Для постановки диагноза «задержка речевого развития» достаточно установить отставание от возрастных норм развития речи [1] [2] [7] :
Если ребёнок отстаёт от возрастной нормы более чем на полгода, то следует обратиться к врачу. Задержку речевого развития важно своевременно отличить от аутизма. При аутизме проблемы с речью осложнены специфическими симптомами: дети погружены в свой внутренний мир, не обращают внимание на сверстников, не смотрят в глаза. Они часто совершают стереотипные действия, механически повторяют слова, боятся перемен и всего нового. Такие дети любят выстраивать игрушки рядами, многократно смотреть один и тот же мультфильм, могут обладать феноменальной зрительной памятью. Они не откликаются на имя, не выполняют просьбы. Очень избирательны в пище: употребляют несколько продуктов, от других отказываются. Могут быть агрессивны, истеричны, гиперактивны.
При подозрении на аутизм лечение начинают немедленно, не дожидаясь 3-5 лет. В раннем детстве мозг пластичен и при своевременной реабилитации аутизм может сгладиться, а ребёнок в развитии догнать сверстников.
Лечение задержки речевого развития
Микротоковая рефлексотерапия — метод лечения детей с задержками развития речи, разрешённый и рекомендованный Минздравом РФ. Заключается в выборочной активизации речевых зоны головного мозга:
Прогноз. Профилактика
При выраженной задержке психоречевого развития, органическом поражении головного мозга, серьёзных расстройствах речевых центров и без своевременного лечения нарушение сохраняется. Это приводит к тому, что ребёнок в дальнейшем испытывает существенные трудности в обучении и при социализации.
Для развития речи важно разговаривать с ребёнком с самого рождения, читать ему книжки вслух, объяснять, что происходит вокруг и показывать мультфильмы на родном языке.