Мта что это в сельском хозяйстве
Понятие о машинно-тракторном агрегате, их назначение, классификация. Требования, предъявляемые к МТА.
К основным показателям относят тип трактора, класс тяги, расчетные скорости движения вперед и назад при номинальной частоте вращения коленчатого вала и отсутствии буксования, расчетные тяговые усилия на различных передачах, колею (расстояние между серединами гусениц или колес), давление на почву, дорожный просвет, конструктивную массу трактора, тип двигателя, номинальную эксплуатационную мощность двигателя, номинальную частоту вращения коленчатого вала двигателя, удельный расход топлива при номинальной эксплуатационной мощности двигателя, размеры шин и давление воздуха в них.
При выполнении различных технологических операций только часть эффективной мощности дизеля (Ne) расходуется на полезную работу.
По виду выполняемого технологического процесса агрегаты разделяют на пахотные, посевные, уборочные и т. д.
По принципу соединения рабочих машин с трактором МТА их подразделяют на прицепные, навесные и полунавесные. Прицепные агрегаты комплектуют из трактора, сцепки и прицепных машин с ходовыми колесами. У навесных агрегатов рабочие машины не имеют ходовых колес и отсутствует сцепка. У полунавесных агрегатов вес рабочих машин воспринимается одновременно трактором или сцепкой, а также ходовыми колесами самих машин.
По количеству выполняемых одновременно операций различают простые, комплексные и сложные машинно-тракторные агрегаты.
К простым относятся пахотные, бороновальные и др., выполняющие только одну операцию (вспашку, боронование).
Комплексные составляют из нескольких различных машин для выполнения за один проход агрегата нескольких последовательных операций (например, культивация и боронование; предпосевное рыхление, посев прикатывание).
Сложным (комбайновым) является агрегат, представляющий собой одну машину для выполнения ряда последовательных операций (например картофелеуборочный комбайн для подкапывания клубней, отделения земли и ботвы, сортирования и погрузки клубней в транспортные средства).
По типу привода рабочих машин различают тяговые и тягово-приводные МТА. У тяговых агрегатов вся полезная мощность двигателя реализуется через крюк или другой тяговый орган типа навесного механизма. Полезная мощность двигателя у тягово-приводного агрегата реализуется одновременно через тяговый орган и вал отбора мощности.
По числу выполненных за один рабочий ход технологических операций МТА подразделяют на простые и комбинированные (комплексные).
Простые агрегаты состоят из одно-типных рабочих машин (пахотные, бороновальные и др.).
В состав комбинированных агрегатов входят два и более рядов разнотипных машин (культиватор и бороны; культиваторы, сеялки и бороны и др.).
Применение комбинированных агрега-тов обеспечивает уменьшение числа проходов трактора по полю и меньшее уплотнение почвы. Сокращаются также затраты труда и сроки выполнения полевых работ, однако при этом возможно увеличение простоев, связанных с устранением отказов при недостаточной надежности машин.
Требования, предъявляемые к МТА. Чтобы обеспечить производительность труда и экономическую эффективность сельскохозяйственных машин и тракторов, необходимо выполнять в лучшие агротехнические сроки, тщательно отрегулировать работу машин, правильно комплектовать Машинотракторные агрегаты.
Состав МТА определяют следующим образом: для заданных условий и размеров поля, рельефа местности, аэрофона с учетом агротехнических требований к выполнению операции выбирают трактор, сцепку.
Тяговое сопротивление машин должно соответствовать тяговому усилию трактора, развивающего в данных полевых условиях.
Машинотракторному агрегату необходимо иметь такую рабочую скорость, при котором будет обеспечиваться полное использование мощности двигателя и высокое качество работы. Высокая производительность должна быть обеспечена при минимальных затратах.
Машины входящие в агрегат, должны быть исправны и удобны в обслуживании.
1. Каждый трактор должен быть технически исправен, полностью укомплектован в соответствии с руководством.
2. При техосмотре, прежде всего, проверяют рулевое управление, ходовую часть и тормоза.
3. Все части рулевого управления должны быть надежно закреплены, а крепежные детали зафиксированы.
4. Тормоза в работе должны быть надежные в соответствии с правилами ПДД.
5. Все передачи должны легко включаться и выключаться.
6. Перед началом работы с прицепами и навесными орудиями необходимо проверить состояние прицепного устройства и навесной системы, все детали должны быть исправны, соединения не должны самопроизвольно рассоединяться.
7. Перед работой трактор смазывают, заправляют топливом и водой, зимой утепляют.
8. Машинно-тракторный агрегат должен обеспечить:
ь Соблюдение требований агротехники по качеству работы;
ь Рациональное использование энергетических и кинематических показателей трактора и с/х машин, высокую производительность и экономичность работы агрегата;
ь Удобства и безопасность обслуживающего персонала при управлении технологическом и техническом обслуживании;
ь Достаточную маневренность и проходимость агрегата при заданных условиях.
На практике чаще всего агрегат составляют применительно к трактору, предназначенному для выполнения заданной работы. Затем устанавливают режим работы агрегата, определяют основную и резервную передачи трактора.
1. Высокое качество работы в полном соответствии с агротехническими требованиями.
2. Высокая производительность при номинальных затратах ресурсов (топливно-энергетических, финансовых, материальных) на единицу урожая.
3. Наименьшее отрицательное воздействие на окружающую среду.
4. Перечислить свойства надёжности машин и дать их характеристику.
Надежность — свойство объекта сохранять во времени и установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортирования.
Состояние, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствует требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской документации называется работоспособным. Если хотя бы один из этих параметров не соответствует требованиям документации, наступает событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния машины, которое называется отказом.
Оборудование может потерять работоспособность в двух случаях: когда его узлы перестают функционировать или когда оно в процессе работы не обеспечивает требуемые параметры в заданных пределах (технологическую и геометрическую точность, равномерность перемещений и т. д.). В связи с этим различаются отказы элементов и параметрические отказы.
Отказы элементов. Отказы элементов являются явными и обнаруживаются обычным наблюдением. Это поломки, пластические деформации и разрушение контактирующих поверхностей, которые сопровождаются остановкой машины. Они легко обнаруживаются в общем потоке отказов. Различают внезапные и постепенные отказы элементов.
Внезапные отказы возникают как следствие перегрузок, связанных с неизбежными случайными колебаниями внешних условий и флуктуациями взаимодействия элементов. Если в случайном стационарном процессе наблюдается колебание нагрузки R(t) около среднего уровня R, возможен момент to, когда она достигнет значения, превосходящего допустимый предельный уровень Ru, и тогда произойдет отказ. Этот процесс носит название схемы мгновенных повреждений.
Постепенные отказы элементов машины происходят в результате накапливания износных или усталостных повреждений. В результате потери начальной прочности происходит поломка или пластическое деформирование детали.
Наиболее типичная для реальных машин схема возникновения отказа в результате действия нескольких причин, например нагрузки R(T) стационарного случайного процесса при уменьшающемся вследствие износа предельно допустимом уровне на- гружения Rn(t).
Параметрические отказы приводят к такому состоянию машины, при котором не обеспечивается сохранение в допустимых пределах выходных характеристик. Параметрические отказы обычно носят постепенный характер и подразделяются на отказы по технологическим и функциональным параметрам.
К отказам по технологическим параметрам относятся отказы по критериям точности обработки, шероховатости поверхности, качеству отделки и т. д. Отказ наступает в тот момент, когда численное значение критерия превышает его регламентированную нормативными документами величину. Появлению технологического отказа предшествует ухудшение параметров технического состояния станка и при выходе какого-либо одного или нескольких из них за предельные значения, регламентируемые ГОСТом и ТУ, наступает отказ по функциональному параметру.
Надежность — сложное свойство, которое в зависимости от назначения машины и условий ее применения представляет собой сочетание свойств: безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости.
Безотказность — свойство машины непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени или некоторой наработки (продолжительности или объема работы машины).
Долговечность — свойство машины сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонтов.
Долговечность и безотказность дополняют друг друга. В зависимости от характера производства и вида машины при оценке их надежности основными критериями являются безотказность или долговечность. Например, для дереворежущего станка общего назначения отсутствие отказов в течение смены скорее желательное, чем необходимое условие, поскольку после непродолжительного ремонта он вновь вступает в работу. Для автоматической линии безотказность становится такой же значимой, как и долговечность.
Ремонтопригодность — свойство, характеризующее приспособленность машины к предупреждению и обнаружению отказов и восстановлению работоспособного состояния путем проведения технического обслуживания и ремонтов.
Сохраняемость— способность объекта сохранять значения показателей безотказности, долговечности и ремонтопригодности в течение и после хранения и (или) транспортирования.
Классификация машинно-тракторных агрегатов
Машинно-тракторный агрегат (МТА), как наиболее элементарная составляющая, является совокупностью (рациональным сочетанием) рабочих машин-орудий с источником энергии (трактором, самоходным шасси), предназначенная для одновременного выполнения одной или нескольких технологических операций.
Агрегаты, предназначенные для выполнения механизированных работ по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур, классифицируют по нескольким основным эксплуатационным признакам: по способу выполнения работ, по характеру использования энергии, по способу соединения рабочих машин с энергетическим средством, по составу рабочих машин и числу выполняемых этим агрегатом операций, по расположению рабочих машин в агрегате относительно энергетического средства и по виду выполняемых работ.
По способу выполнения работ агрегаты подразделяют на мобильные (выполняющие технологические операции при своем передвижении) и стационарные (выполняющие технологические операции на одном месте). К мобильным агрегатам относятся наиболее распространенные машинно-тракторные агрегаты. В принципе, от них не отличаются самоходные агрегаты (когда двигатель, передаточный механизм и рабочие и машины имеют конструктивно одну общую раму). Четко выраженный классификационный принцип мобильных агрегатов – рабочие органы машин подаются к обрабатываемому материалу или движутся в нем.
К стационарным относятся агрегаты, которые при выполнении технологических операций остаются на одном месте (например, зерноочистительные агрегаты ЗАВ-40, для приготовления травяной муки АВМ-0.4), стационарно-передвижные (когда технологическая операция выполняется на одном месте, а в перерывах ее агрегат передвигается на другую позицию, например, дождевальный агрегат типа «Днепр», прессование сена из копен пресс-подборщиком). Основной классификационный признак стационарных агрегатов – обрабатываемый материал подается к рабочей машине, это определяет большой объем транспортных работ. Однако в условиях стационара появляется возможность использовать более дешевые источники энергии (прежде всего, электрическую), существенно улучшить условия труда и многие эксплуатационные характеристики агрегатов.
По характеру использования энергии агрегаты различают: тяговые, тягово-приводные и приводные. Тяговыми агрегатами считаются те агрегаты, в которых мощность источника энергии используется только на перемещение рабочих машин, тягово-приводными – в которых мощность источника энергии используется одновременно на перемещение рабочих машин и на привод рабочих органов от ВОМ и приводными – в которых мощность используется только на привод в действие рабочих органов машин. Приводные агрегаты чаще всего используются на стационаре.
По способу соединения рабочих машин с энергетическим средством агрегаты делят на прицепные, навесные, полунавесные и монтируемые. Прицепными считаются такие агрегаты, рабочие машины которых имеют собственные ходовые части и в транспортном положении полностью воспринимают силы тяжести этих машин. Прицепные рабочие машины соединены с трактором, как правило, одним шарниром, хорошо копируют микрорельеф поля, из них легко составить широкозахватный многомашинный агрегат. Однако они имеют относительно большую металлоемкость, худшую маневренность.
Навесными считаются такие агрегаты, силы тяжести рабочих машин которых в транспортном положении полностью передаются на трактор. Навесные машины не имеют в транспортном положении самостоятельной ходовой части. Агрегаты с ними более маневренны, меньше их металлоемкость. Однако соединение навесных машин с трактором сложнее, дополнительные связи с трактором ухудшают условия воздействия трактора и копирования машиной поверхности поля, сложнее составить многомашинный агрегат. У полунавесных агрегатов в транспортном положении часть силы тяжести рабочей машины передается на трактор, а другая часть воспринимается своей ходовой частью.
Существует ряд агрегатов, когда сила тяжести рабочей машины при выполнении технологической операции и в транспортном положении полностью передается на ходовую часть трактора (монтируемые агрегаты).
По числу выполняемых технологических операций различают однородные, комплексные, комбайновые и универсальные агрегаты. Однородный агрегат способен выполнять только одну определенную технологическую операцию. Комплексный агрегат имеет в своем составе несколько разнородных машин и одновременно выполняет несколько технологических операций (например, предпосевную культивацию почвы с внесением минеральных удобрений, посев и прикатывание посева). Комбайновый агрегат позволяет получить аналогичные совмещение технологических операций и его разнородные рабочие машины смонтированы на одном остове (раме). Совмещение технологических операций сокращает число проходов трактора по полю, снижает уплотняющее воздействие на почву движителя. Следует также учитывать большую трудоемкость изготовления и меньшую технологическую надежность комбайновых агрегатов в эксплуатации в сравнении с однородными агрегатами.
Под универсальными рабочими машинами понимается возможность поочередного выполнения одной машиной, снабженной сменными комплектами рабочих органов, несколько, не совпадающих по времени технологических операций. Использование универсальных агрегатов существенно снижает металлоемкость и эксплутационные издержки.
По расположению рабочих машин относительно трактора агрегаты подразделяются на симметричные (относительно продольной оси трактора) и ассимметричные с передним, задним, боковым и смешанным расположением рабочих машин относительно трактора и водителя. Симметричные агрегаты предпочтительнее. Однако приходится использовать и ассимметричные агрегаты, когда рабочий захват меньше ширины колеи трактора (например, плуг) или при боковом и заднем расположении уборочных машин.
Часто агрегаты подразделяют по виду выполняемых сельскохозяйственных работ: пахотные, посевные, бороновальные и др.
Классификация МТА
Определение понятия машинно-тракторных агрегатов и особенности их строения. Классификация агрегатов, их эксплуатационные показатели. Описание основных правил комплектования машинно-тракторных агрегатов. Направления повышения их производительности.
Рубрика | Транспорт |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 10.01.2015 |
Размер файла | 16,5 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
на тему: «Классификация МТА»
4 курса 21 тс группа
Куценко Александра Олеговна
1. Комплектование машинно-тракторных агрегатов
2. Классификация агрегатов
3. Эксплуатационные показатели
4. Правила комплектования агрегатов
5. Направления повышения производительности агрегатов
1. Комплектование машинно-тракторных агрегатов
2. Классификация агрегатов
Большое количество разнообразных МТА в сельском хозяйстве классифицируют по следующим эксплуатационным признакам:
3. Эксплуатационные показатели агрегатов
Эксплуатационные характеристики машин содержат значения показателей, полученных при испытании машин в конкретных производственных условиях. Эти характеристики используют при выборе рабочей машины и трактора при комплектовании агрегата для заданной технологической операции. В качестве эксплуатационных рассматривают те характеристики конкретной машины, которые оказывают наибольшее влияние на ее производительность, затраты труда и средств с учетом качества работы и воздействия на окружающую среду.
Показатели, формирующие эксплуатационные характеристики мобильных агрегатов, можно разделить на группы: технологические, экологические, энергетические, экономические, эргономические и показатели надежности.
Технологические показатели характеризуют качество выполнения агрегатом технологической операции в соответствии с научно обоснованными агротехническими требованиями. К этим показателям можно отнести глубину обработки, степень крошения пласта, гребнистость, норму высева семян, дозу внесения удобрений, ширину защитной зоны, потери урожая и т. д.
Экологические показатели характеризуют воздействие агрегатов на окружающую среду (почву, воздух, растительный и животный мир, воду). Например, удельное давление на почву.
Энергетические показатели характеризуют удельный расход энергии в расчете на единицу объема выполненной работы, зависящей от сил сопротивления, создаваемых обрабатываемой средой на рабочих органах машин. К этим показателям относятся удельное сопротивление машин, мощность, передаваемая через вом.
Экономические показатели выражаются производительностью и эксплуатационными затратами в процессе работы машин в составе агрегатов. Это прежде всего производительность агрегата, затраты труда и денежных средств. Эргономические показатели характеризуют свойства машин и агрегатов, обусловливающие санитарно-физиологические условия труда (тип кабины, удобство сиденья, обогрев, вентиляция), удобство обслуживания, безопасность труда, эстетические показатели и т. п.
Показатели надежности характеризуют в упрощенном изложении способность машины (агрегата) надежно работать в заданных условиях в течение требуемого промежутка времени. Надежность машины закладывается еще на стадии проектирования и изготовления. На показатели надежности существенно влияют режимы эксплуатации и квалификации механизаторов.
4. Правила комплектования агрегатов
Высокопроизводительное использование техники во многом зависит от правильного комплектования машинно-тракторных агрегатов, выбора лучших из них и подготовки их к работе.
При комплектовании решают следующие вопросы: выбор рабочих органов, машин, сцепок и тракторов, которые в конкретных условиях обеспечат высокое качество работы; определение состава и режима работы агрегата, обеспечивающих наибольшую производительность и экономичность за счет наилучшего использования мощности двигателя; соединение машин, сцепки и трактора в агрегате так, чтобы получить высокие качественные и экономические показатели.
Исходные данные для комплектования агрегатов: вид и характеристика обрабатываемой почвы или растений, размеры и рельеф полей, агротехнические требования к выполняемой работе, агро-технологические свойства машин и тракторов, удельное сопротивление рабочих машин, тяговые свойства трактора.
Комплектование агрегата начинают с выбора рабочих органов, машин и тракторов.
Сельскохозяйственные машины (орудия) следует выбирать с учетом прежде всего качества работы, соответствующего агротех ническим требованиям для заданных условий работы. Машины должны быть удобны в обслуживании. Число их подбирают с таким расчетом, чтобы рационально использовать тяговое усилие и мощность трактора. При этом необходимо стремиться к тому, чтобы агрегат обладал достаточной проходимостью и был маневренным, отвечал современным эргономическим и экологическим требованиям, безопасен в работе.
При составлении МТА на базе мощных тракторов можно одновременно использовать несколько машин, которые соединяют с тракторами с помощью универсальных или специальных сцепок.
Тракторы следует выбирать, исходя из наличия их в хозяйстве и с учетом зональной системы машины. При этом необходимо учитывать тип почвы, удельные и тяговые сопротивления агрегатов, размеры рабочих участков, набор сельскохозяйственных культур. Выбранный трактор должен удовлетворять агротехническим требованиям, т. е. вписываться в междурядья с достаточной защитной зоной.
Для посева и обработки пропашных культур, скашивания зерновых, уборки соломы, заготовки сена и на транспортных работах экономически выгодно использовать тракторы типа МТЗ, ЛТЗ. На легких почвах и небольших участках с короткими гонами тракторы МТЗ и ЮМЗ-6АЛ/АМ можно использовать также для культивации и даже для пахотных работ.
При возделывании сахарной свеклы (посев, междурядная обработка и т. д.) необходимо использовать тракторы Т-70С и Т-90С. Их колея вписывается в междурядья посевов, и по сравнению с колесными тракторами они меньше уплотняют почву, что для рассматриваемой культуры очень важно.
При определении состава агрегата можно использовать расчетный или опытный метод. На практике чаще всего отдают предпочтение опытному методу, используя рекомендации, изложенные в типовых зональных операционных технологиях. Если состав агрегата известен, то остается только определить рабочую скорость и соответствующую ей передачу.
На практике рабочую скорость агрегата выбирают, исходя из показания тахоспидометра, установленного на современных тракторах. Зная диапазон агротехнически допустимых скоростей для данной сельскохозяйственной машины, по спидометру определяют передачу трактора (скорость движения), на которой МТА должен входить в этот диапазон. По частоте вращения коленчатого вала определяют степень загрузки двигателя. Работать нужно при частоте вращения коленчатого вала немного большей, чем номинальная (указана на тахоспидометре). Если рабочая скорость меньше, то переходят на более низкую передачу.
5. Направления повышения производительности агрегатов
На производительность агрегатов влияет большое количество различных факторов, определяемых конструктивными параметрами и режимами их работы, техническими и технологическими показателями, природными и социальными условиями.
Основные направления увеличения производительности следующие:
оснащение МТП энергонасыщенными тракторами и поддержание их в нормальном техническом состоянии за счет качественного и своевременного проведения технического обслуживания;
снижение удельного сопротивления машин за счет применения современных конструкций рабочих органов (с меньшим трением и деформацией почвы), комбинированных машин и агрегатов, технически исправных машин;
рациональное комплектование агрегатов и их качественная настройка на заданный технологический норматив;
качественная и своевременная подготовка поля (выбор направления движения, способа движения и вида поворота, разбивка поля на загоны рациональной ширины и т. д.);
высокий уровень технического и технологического обслуживания (проведение ТО специализированными звеньями по результатам диагностирования, своевременная доставка агрегатов, механизаторов и материалов к месту работы и обратно);
применение прогрессивных организационных форм работы агрегатов в группе;
повышение квалификации механизаторов и т. д.
Наибольшего эффекта повышения производительности агрегатов можно получить только при комплексном учете всех основных действующих факторов.
Производительность транспортных агрегатов следует повышать прежде всего за счет:
полного использования номинальной грузоподъемности (наращивание бортов, расширение платформы, применение специализированного кузова, подпрессовка материала, использование автопоездов и т. п.);
повышения скорости движения (улучшение дорожных условий и динамических свойств, повышение квалификации водителей и т. д.);
снижения времени при загрузке и разгрузке (механизация погрузочно-разгрузочных работ, применение компенсаторов, накопителей, перегружателей, организация работы большой группы машин и т. д.);
сокращения холостых пробегов за счет более правильной организации перевозок;
проведения своевременного и качественного технического обслуживания.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Характеристика лесхоза, местонахождение предприятия. Климатические условия, проектируемые работы и комплектование машинно-тракторных агрегатов. Технологические операции по видам производства. Комплектование агрегатов по технологическим операциям.
курсовая работа [47,9 K], добавлен 30.09.2010
Технология и комплекс машин для механизации лесохозяйственных работ. Технико-эксплуатационные расчеты по организации эффективного использования тракторных агрегатов. Планирование технического обслуживания машин. Расчет тяговых показателей трактора.
курсовая работа [33,9 K], добавлен 27.11.2011
Анализ возможностей двигателя трактора. Определение тягового баланса и баланса мощности трактора. Комплектование машинно-тракторных агрегатов и расчет их технико-экономических показателей. Составление годового плана проведения технических обслуживаний.
контрольная работа [822,2 K], добавлен 13.04.2010
Методика расчета комплектования пахотного агрегата. Определение марки плуга по максимальной ширине захвата. Определение угла подъема, преодолеваемого тракторным агрегатом, на различных передачах. Методика расчета комплектования непахотного агрегата.
курсовая работа [99,1 K], добавлен 11.10.2008
Производственно-финансовая характеристика сельскохозяйственного предприятия. Определение функционирования и использования машинно-тракторного парка. Анализ динамики и выполнения плана объёмов машинно-тракторных работ; резервы повышения их эффективности.
курсовая работа [68,1 K], добавлен 09.10.2014