Мультимедиа концерт что это

Опера в библиотеке

Мультимедиа концерт что это. Смотреть фото Мультимедиа концерт что это. Смотреть картинку Мультимедиа концерт что это. Картинка про Мультимедиа концерт что это. Фото Мультимедиа концерт что это Мультимедиа концерт что это. Смотреть фото Мультимедиа концерт что это. Смотреть картинку Мультимедиа концерт что это. Картинка про Мультимедиа концерт что это. Фото Мультимедиа концерт что это

Мультимедиа концерт что это. Смотреть фото Мультимедиа концерт что это. Смотреть картинку Мультимедиа концерт что это. Картинка про Мультимедиа концерт что это. Фото Мультимедиа концерт что это

Мультимедиа концерт что это. Смотреть фото Мультимедиа концерт что это. Смотреть картинку Мультимедиа концерт что это. Картинка про Мультимедиа концерт что это. Фото Мультимедиа концерт что это

Во время открытия новых залов в регионе зрителей порадовали концертом симфонического оркестра «Таврический», который выступал в Новгородской областной филармонии в рамках X Всероссийского фестиваля Андрея Петрова. Как сообщил «РГ» художественный руководитель и главный дирижер оркестра «Таврический» Михаил Голиков, произведения Андрея Петрова коллектив исполняет часто, но в этот раз программа получилась особенной, в частности, на концерте звучала не только музыка из кинофильмов, но и симфонические произведения.

В Новгородской областной филармонии работало три камеры, которые снимали оркестр и вели трансляцию в виртуальные залы. В самой филармонии тоже были зрители. Они по законам нынешнего непростого времени занимали места в шахматном порядке.

Мультимедиа концерт что это. Смотреть фото Мультимедиа концерт что это. Смотреть картинку Мультимедиа концерт что это. Картинка про Мультимедиа концерт что это. Фото Мультимедиа концерт что это

Мультимедиа концерт что это. Смотреть фото Мультимедиа концерт что это. Смотреть картинку Мультимедиа концерт что это. Картинка про Мультимедиа концерт что это. Фото Мультимедиа концерт что это

Сейчас завершился монтаж оборудования виртуального концертного зала в Мурманской филармонии. Записи и живые концерты из Московской филармонии здесь транслировались еще с 2017 года, но благодаря новой аппаратуре мурманские коллеги смогут транслировать свои программы в виртуальные концертные залы. В комплекс для видеотрансляции и записи с возможностью передачи сигнала через интернет входят четыре высокопрофессиональные видеокамеры, платформы трансляций, панели управления, матричный коммутатор, микшерный пульт, конвертеры и аудио- и видеомониторы. Система позволяет вести многокамерную съемку.

А в Калаче виртуальный зал оборудовали во Дворце культуры «Юбилейный». Впервые зрители собрались здесь, чтобы послушать выступление Российского национального молодежного симфонического оркестра с Денисом Мацуевым.

Источник

Мультимедиа концерт что это

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Что такое мультимедиа?


История термина «мультимедиа»

Впервые термин «мультимедиа» появился в 60-х годах 20 века, он использовался для описания экстравагантных для того времени театрализованных шоу, использующих разные виды и формы представления информации: слайды, кино, видео, аудио фрагменты, световые эффекты и живую музыку.

Термин «мультимедиа» употреблялся Бобом Гольдштейном для рекламы открытия его шоу «LightWorks at L’Oursin» в июле 1966 года в Саутгемптоне (город и порт на юге Великобритании). Это было обычное световое представление, однако со временем смысловая нагрузка данного термина претерпела трансформацию. В 1990-х годах этот термин уже имел новый, близкий к современному восприятию, смысл.

Уже 10 августа 1966 года Ричард Альбарино, репортер еженедельного журнала «Variety» использовал термин «мультимедиа» в своей статье, описывающей шоу Боба Гольдштейна.

В конце 70 и начале 80-х годов под мультимедиа стали понимать представления, основанные на статических или динамических изображениях от нескольких проекторов, сопровождавшихся звуком или живой музыкой.

Однако, в 90-х годах термин «мультимедиа» обрел своё современное значение. В 1993 году первое издание «McGraw-Hill» (американская компания, занимающаяся издательской деятельностью, телевещанием, оказанием финансовых и бизнес-услуг) опубликовало статью «Multimedia: Making It Work», где сообщалось: “Мультимедиа – это различные комбинации текста, графики, анимации, звука и видео, которые передаются с помощью компьютера. Когда вы позволяете пользователю (зрителю вашего проекта) контролировать эти элементы, то мультимедиа приобретает интерактивность, становится интерактивным мультимедиа. Когда вы предусматриваете структуру соединения элементов – навигацию, интерактивным мультимедиа становится гипермедиа”.

Германское языковое общество «Gesellschaft für deutsche Sprache» бесспорно признало термин «мультимедиа» и присудило в 1995 году премию «Слово года».

Определение «мультимедиа»

Итак, средства «мультимедиа» воздействуют сразу на несколько органов человеческих чувств и представляют информацию в разных формах: визуальной, вербальной и аудиальной, что создает глубокое эмоциональное воздействие, создает конкретный образ.

Возможность влияния на эмоциональную сферу человеческой психики является важным фактором при обучении, так как способствует более эффективному усвоению знаний. Однако только в последнее десятилетие с развитием персональных компьютеров и повсеместной информатизацией образования мультимедиа технологии стали востребованы в российской школе.

Приведем несколько определений термина «мультимедиа»:

Термин мультимедиа также используется для обозначения носителей информации, позволяющих хранить значительные объемы данных и обеспечивать достаточно быстрый доступ к ним (первыми носителями такого типа были CD-ROM). В таком случае термин мультимедиа означает, что компьютер может использовать носители и предоставлять информацию пользователю через все возможные виды данных, такие как аудио, видео, анимация, изображение и другие в дополнение к традиционным способам предоставления информации, таким как текст. Свободная энциклопедия «Википедия»

Мультимедиа – это компьютерные системы, обеспечивающие интегративный доступ к разнообразной информации посредством стимуляции человеческих органов чувств при помощи цифровых технологий. Определение профессора университета Нью-Касл Великобритания Джорджа Тейлора.

Возможности и использование

Мультимедиа носит смысл «многосторонней информации». Мультимедиа также означает одновременное выражение и использование различных форм преподнесения информации.

Теоретики медиа, отводящие большое место вопросам применения последних достижений научно-технического прогресса в работе информационных агентств, подчеркивают, что возникновение и внедрение новых технологий, включая и интернет, вне всякого сомнения, являются началом нового этапа в развитии и демократизации СМИ.

Сейчас практически любой развлекательный жанр не может обойтись без средств мультимедиа. В настоящее время все игры на компьютере или игровой приставке относятся к мультимедийным играм. Стоит отметить, что в такой тип игр можно играть как в одиночку на локальном компьютере или приставке, так и с другими игроками через локальную или глобальную сети.

Наглядность средств мультимедиа позволяет использовать их при презентациях любых проектов. Различные форматы мультимедиа данных возможно использовать для упрощения восприятия информации потребителем. Например, предоставить информацию не только в текстовом виде, но и проиллюстрировать ее аудиоданными или видеоклипом. Таким же образом современное искусство может представить повседневные, обыденные вещи в новом виде.

Массового искусства повысилось требование к красочности различных театрализованных представлений. Практически любой современный концерт не проходит без инсталляций и лазерное шоу — это «живое» мультимедиа представление.

Различные формы предоставления информации делают возможным интерактивное взаимодействие потребителя с информацией. Онлайн мультимедиа все в большей степени позволяет потребителю производить различные манипуляции, не обладая специфическими знаниями. Например, для того, чтобы выложить видео на YouTube или Яндекс пользователю не требуется знаний по редактированию видео, кодированию и сжатию информации, знаний по устройству web-серверов. Пользователь просто выбирает локальный файл и тысячи других пользователей видеосервиса имеют возможность просмотреть новый видеоролик. Всё это приводит к появлению феномена “человека-телебашни”, когда человек не только может снять любое событие, но и мгновенно поделиться им со всем миром.

Мультимедиа находит своё применение в различных областях, включая, но этим не ограниченными, рекламу, искусство, образование, индустрию развлечений, технику, медицину, математику, бизнес, научные исследования и пространственно-временные приложения.

Приведем несколько примеров использования средств мультимедиа: В образовании мультимедиа используется для создания компьютерных учебных курсов и справочников, таких как энциклопедии и сборники. В технике разработчики программного обеспечения могут использовать мультимедиа в компьютерных симуляторах чего угодно: от развлечения до обучения, например: военного или производственного обучения. Средствами мультимедиа создаются различные симуляторы для пилотов, водителей и т.д. Также средства мультимедиа помогает врачам получить необходимый опыт с помощью виртуальных операций или симуляторов человеческого тела, поражённого болезнью, распространённой вирусами и бактериями, таким образом пытаясь разработать методики её предотвращения.

В промышленном секторе мультимедиа используют как способ презентации информации для акционеров, руководства и коллег. В математических и научных исследованиях мультимедиа в основном используется для моделирования и симуляции.Например: учёный может взглянуть на молекулярную модель какого-либо вещества и манипулировать ею с тем, чтобы получить другое вещество. Образцовые исследования можно найти в журналах, таких как Journal of Multimedia.

Источник

Мастер по свету: кто и как делает самые масштабные мультимедийные шоу в России

За эту часть праздника с 2005 года отвечает компания «Орион-Арт» Дмитрия Орликова, за плечами которого мультимедийные шоу Олимпиады в Сочи, саммита АТЭС во Владивостоке и G20 в Петергофе. В 2020 году «Орион-Арт», по данным СПАРК, заработала 454 млн рублей выручки и почти 60 млн рублей чистой прибыли. Среди ее проектов в 2020 году тоже были «Алые паруса», прошедшие из-за пандемии без зрителей — только в телетрансляции. Но это не помешало шоу получить четыре золота и одно серебро на престижном мировом конкурсе Global Eventex Awards.

На «Алых парусах — 2021» зрители были, но в ограниченном количестве — только выпускники школ Петербурга под присмотром преподавателей и многочисленных полицейских и сотрудников Росгвардии. Дмитрий Орликов приехал из Москвы в Санкт-Петербург за неделю до шоу и успел к финальной части работ, которые проводила на площадке его команда: монтировала пиротехнику, прожекторы, устанавливала связь и настраивала компьютерные системы. В представлении было задействовано пять основных площадок: Стрелка Васильевского острова, Петропавловская крепость, Дворцовая набережная, баржи с понтонами на Неве и Троицкий мост. Последний — самый сложный объект для создателей шоу. Во-первых, монтаж там ведется без перекрытия движения, поэтому необходимо обеспечить максимальный уровень безопасности. Во-вторых, навешиваемые на разводной мост конструкции должны учитывать множество факторов, например работу противовесов или силу ветра до штормового уровня.

Действующая схема расстановки всего оборудования, по словам Дмитрия Орликова, была нарисована на салфетке в одном из кафе еще в 2005 году. С годами она дополнялась более современной техникой, понтонами, росло количество зарядов, Троицкий мост из места хранения инструментов в подсобках стал полноценным участником шоу с пиротехническим водопадом.

Первое крупное мультимедийное шоу власти Санкт-Петербурга решили провести в 2003 году, но иностранные специалисты, которым достался заказ, не учли белых ночей и при его проведении зрители ничего выдающегося не увидели. В это же время команда Орликова успешно провела свое шоу на открытии отеля «Таллион» на углу Невского и Мойки известного в городе предпринимателя Александра Ебралидзе. «Получилось так, что одно мероприятие провалилось, а другое выстрелило. После этого нас привлекли к работе над «Алыми парусами», — рассказывает владелец «Орион-Арта».

«Свет играет колоссальную роль на концерте, особенно если он проходит на открытом пространстве с десятками тысяч людей, — рассказывает Бари Алибасов. — Мы возили с собой два-три трейлера с оборудованием, это были очень большие расходы на создание яркого и необычного зрелища со светом, декорациями и безумными костюмами. Сейчас, к сожалению, это ушло с нашей эстрады». По мнению продюсера, сейчас организаторы концертов на всем экономят из-за проблем с посещаемостью. «На концерты ходит мало зрителей, практически нет аншлагов, — считает Алибасов. — Да и наелись все световым оформлением, декорациями и хорошей аппаратурой. Чтобы привлечь публику, надо ее удивлять, а сегодня это сделать нечем».

Дмитрий Орликов говорит, что гастрольный рынок «практически мертв» с 2014 года: «Гастроли свелись к максимальному гонорару артистов и минимальным тратам на техническое обеспечение. Артист дает концерт для телевидения на крупной столичной площадке, а дальше уже ездит с его лайт-версией».

Компания «Орион-Арт» за все время провела 8000 проектов. С 2000 года после появления компьютерных систем управления всеми процессами шоу количество заказов стало нарастать как снежный ком. К тому времени в компании поменяли самодельное оборудование на импортное, сам Орликов поработал на крупных проектах за границей, в качестве привлеченного специалиста участвовал в подготовке шоу с известным медиадизайнером Гертом Хофом. «После этого я уже по-другому смотрел на технологии и дизайн, узнал, как делается шоу совместно с телевидением, как происходит синхронизация с музыкой, — говорит владелец «Орион-Арта». — Это огромный опыт, который, по сути, привел к таким мероприятиям, как «Алые паруса» или международные саммиты».

В 1999 году весь мир отмечал миллениум масштабными световыми и пиротехническими шоу. Захотели провести подобный праздник и московские власти. Для его организации и проведения чиновники пригласили Герта Хофа, Орликов, проработавший с немцем почти два года, был уверен, что станет его партнером, но Москва заключила контракт с другой российской фирмой. Орликову было обидно, но работы хватало и без столичного заказа. В 2000-е шоу для своих сотрудников начали массово проводить крупные корпорации, региональные власти. Был год, по словам Орликова, когда они сделали больше 1000 проектов. «Первые пять лет нового тысячелетия мы провели в постоянных гастролях», — вспоминает он. Затем шоу стало меньше, но они увеличились в масштабе и бюджете. В 2014 году «Орион-Арт» провел 500 мероприятий, в 2019-м — 150.

В 2020 году компания сделала два крупных проекта: «Алые паруса» и подсветку Останкинской башни, выручка компании за год выросла почти вдвое, ее основатель говорит, что это было связано с диверсификацией бизнеса. «Пандемия сильно испортила бизнес, в прошлом году рынок рухнул почти на 80%, — рассказывает Орликов. — В этом году он начал оживать, но новые ограничения снова все остановили. Рынок стоит, из-за этого не развиваются и технологии». «Орион-Арт» осваивает новые направления, например, в 2017 году компания установила в Останкинской башне интерактивный мультимедийный комплекс, представляющий зрителям исторические и метеорологические данные и описание возможностей и конструкции башни. Один из элементов комплекса собирает в реальном времени данные силы и направления ветра на восьми уровнях башни и преобразует их в музыкальные композиции. «Каждому уровню замеров мы присвоили свой музыкальный инструмент, машина обрабатывает данные и создает музыкальные треки. Дует северный ветер — инструмент играет партию, типичную для северных регионов, сильнее ветер — плотнее звучание», — объясняет Орликов. У него есть идея сделать научную уличную композицию для более массовой аудитории.

Но пока его главными инструментами остаются свет и пиротехника. После салютов «Алых парусов» демонтаж оборудования занимает целый месяц, затем 15 автомобильных фургонов отвозят его в Москву для работы на других площадках. Уже в июле составляются листы закупок расходных материалов за границей для праздника выпускников следующего года, начинается работа над его концепцией, сценариями, дизайном, трехмерной анимацией. Согласование с заказчиком проходит с марта по середину мая, после чего начинается монтаж оборудования для очередного праздника выпускников.

Почему с 2005 года «Алые паруса» делает исключительно «Орион-Арт» и его организаторы не меняют исполнителей? «Мы работаем по контракту с телекомпанией «Пятый канал», которая осуществляет трансляцию и организацию шоу «Алые паруса», и имеем хороший результат за все годы», — объясняет Дмитрий Орликов. Конкуренты ему не мешают. «Все крупнейшие фирмы в отрасли дружат между собой, у каждой свои проекты, — говорит Вячеслав Трапенок, генеральный директор и творческий руководитель фирмы «Пиротехнические дворы Петергофа». — «Алые паруса» — очень сложная работа, Дима и его команда делают ее идеально».

Источник

Приложение к Электронному научному журналу «Медиамузыка»

информационные, аналитические, критические, учебные, методические и методологические материалы по музыкальной медиакультуре

Мультимедиа концерт что это. Смотреть фото Мультимедиа концерт что это. Смотреть картинку Мультимедиа концерт что это. Картинка про Мультимедиа концерт что это. Фото Мультимедиа концерт что это

Музыка и мультимедиа: мероприятия в России | Music and multimedia: activities in Russia

Мультимедиа — это слово сегодня произносят очень часто. Что оно обозначает? Прежде всего, давайте посмотрим на сложившуюся ситуацию. Цифровизировалось пространство вокруг нас, цифровизировалось общество: без современных электронных технологий уже невозможно себе представить запись к врачу, создание семейного фотоальбома или поиск кулинарных рецептов. Естественно, образование (а в особенности, творческое), также немыслимо сегодня без использования электронно-цифровых средств. Процесс обучения становится интересным и непрерывным: педагог после занятий может связаться с учениками или студентами для уточнения домашнего задания или для какого-либо пояснения. Используются соцсети, Скайп, электронная почта, СМСки, — все средства, делающие человека мобильным и при этом безотрывным от информационного поля, даже точнее, от потока.

Так вот, вернёмся к слову «мультимедиа». Оно говорит нам о том, что используется несколько (как минимум два) вида электронной информации. Причём мультимедийным может быть процесс создания конечного продукта (например, нотный сборник в нотных программах), а сам этот продукт — не мультимедийным. Или наоборот, и процесс создания, и конечный продукт мультимедийны: яркий пример — видеоролик с текстом, графикой и музыкой. Многие преподаватели теряются в этом потоке — и не удивительно — слишком много тонкостей, подводных камней и непонятностей. А литературы по данному вопросу крайне мало. Или она очень разрозненна. Или затрагивает чаще только техническую сторону.

Мультимедиа концерт что это. Смотреть фото Мультимедиа концерт что это. Смотреть картинку Мультимедиа концерт что это. Картинка про Мультимедиа концерт что это. Фото Мультимедиа концерт что это

Мультимедиа в музыке сегодня представлено в нескольких крупных форматах. Первый из них — всевозможные концертные мероприятия. Крупные классические залы осовременивают таким образом свой репертуар и омолаживают публику. Можно видеть исполнение симфонической киномузыки Джона Вильямса (к знаменитой саге «Звёздные войны» Джорджа Лукаса) в БЗК. Клоны и сам Дарт Вейдер — представители тёмной стороны — следят за исполнением. На экране за оркестром в это время проходят кинокадры из фильма. Член редсовета Электронного научного журнала «Медиамузыка», профессор университетов Рима и Флоренции Серджио Микели рассказывает даже о случаях сражения музыкантов оркестра на лазерных мечах и о дирижёре в облачении тёмного канцлера. Можно относиться по-разному к этим экзерсисам, но никто не будет спорить, что мультимедийность в данном случае оживляет, разбавляет излишний академизм залов.

На свежем воздухе мультимедиа-события проходят с ещё большим размахом и привлекают сотни тысяч зрителей. Как пример, на слайде презентации [см. ниже] вы видите декабрь 2014 года, Дворцовая площадь Санкт-Петербурга — Бал истории — 250 лет Эрмитажу. Не смотря на мокрый снег и ветер, 600 тысяч человек всего за 2 часа посетили это мультимедийное шоу — проекционный показ живописных картин с музыкальными и речевыми включениями.

Не менее «размашистое» мероприятие проходило в Москве в 1997 году — лазерное шоу Жан-Мишеля Жарра, известного композитора-электронщика, посвящённое 850-летию Москвы. Сказать, что это привлекло много зрителей — это ничего не сказать — их было около трёх миллионов! Всё происходило на фоне Главного здания МГУ на Воробьёвых горах. То есть уже и свет, и звук, и элементы шоу, и видео, и графика воздействуют на чувства человека. Не удивлюсь, если скоро к этому присоединятся и другие чувства — вкус, осязание (как в 5D-кинотеатрах), и обоняние! Кстати, сегодня в фойе есть «мэммки», ароматные бомбочки для ванн, изготовленные специально для фестиваля-конкурса МЭММ-2015!

Мультимедиа концерт что это. Смотреть фото Мультимедиа концерт что это. Смотреть картинку Мультимедиа концерт что это. Картинка про Мультимедиа концерт что это. Фото Мультимедиа концерт что это

Очень востребованы сейчас стали концертные трансляции — мультимедийный симбиоз радио, телевидения, интернета и сцены. Например, из студии «Своего радио». Во время живых трансляций радиопередач можно не только слушать и пассивно смотреть, но и даже интерактивно управлять камерой в студии, чтобы получить полную панораму происходящего.

Цифровая эпоха очень сильно ускорила развитие мультимедиа. И эта внезапно открывшаяся неограниченная область исследований, привлекает к себе множество учёных, теоретиков и практиков. Отмечу только некоторые, наиболее крупные тематические научно-практические мероприятия. Это Общероссийская Ассамблея с международным участием «Современность и творчество в методике и практике преподавания теоретических дисциплин ДМШ и ДШИ», где в течение пяти дней профессионалы, педагоги и исследователи могут обменяться опытом, обсудить теорию и практику. И ежегодная Международная научно-практическая конференция «Современное музыкальное образование», которая проходит в РГПУ им. А. И. Герцена при поддержке Учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии».

Также обратите внимание на научные и учебно-методические публикации. Публикации по музыкально-мультимедийной теме с помощью Национального совета по современному музыкальному образованию и Учебно-консультационного центра «Медиамузыка» могут быть включены в РИНЦ. Кроме того, хочу отметить специализированные журналы: печатный «Музыка и Электроника» и Электронный научный журнал «Медиамузыка». При этом ЭНЖ «Медиамузыка» является первым в России и Европе полностью мультимедийным научным журналом — в каждой статье широко используются аудио, видеопримеры, инфографика.

В издательстве «Медиамузыка» сейчас готовится к печати брошюра доктора искусствоведения А. В. Чернышова «Мультимедийные формы музыкального образования». Это новейшие методические рекомендации для педагогов ДШИ, ДМШ, да и для музыкальных руководителей и учителей средних общеобразовательных школ. В одном издании автор очень просто и доступно объясняет мультимедийность в образовательном процессе не только с технической и технологической точек зрения (это важно, конечно), но, что ещё важнее, — с этической и культурной стороны. Это новейшие рекомендации, если хотите, как полноценно и правильно использовать мультимедиа в преподавании. 25 ноября автор представит пособие на презентации в ДШИ им. М. А. Балакирева. Приходите, пожалуйста, можно будет задать вопросы, поучаствовать в обсуждении и, что немаловажно, сразу приобрести книжку.

Можно назвать и Екатеринбургский Международный фестиваль-конкурс электроакустической музыки и мультимедиа >SYNC, и знакомый вам МиВА «Музыка и ВидеоАнимация» — Всероссийский музыкальный конкурс по созданию саундтреков к анимационным видеофильмам, он проходит на ежегодной выставке NAMM Musikmesse Russia в Москве.

Поэтому, пользуясь случаем, приглашаю вас и даже призываю обязательно участвовать в конкурсах и конференциях, смотреть на развитие и достижения коллег и конкурентов, так общими усилиями мы добьёмся качественного улучшения, осовременивания, если хотите, нашего художественного образования с помощью цифровых мультимедийных средств. ✓ФОТОРЕПОРТАЖ

Автор текста: Максим Бысько

Источник

Как устроены концерты в абсолютной темноте

Из-за пандемии концертная отрасль продолжает работать с существенными ограничениями: заполняемость зала на 50% и формат COVID-free, когда вход осуществляется только по предъявлению QR-кода. Но возможные финансовые риски не останавливают культурные институции в проведении экспериментальных мероприятий, будь то партисипативный театр, где требуется активное участие зрителя в спектакле, или, напротив, перформансы с ограничением одного или нескольких инструментов восприятия, например концерты в темноте.

Как возникла идея

В большинстве музыкальных событий примечание «в темноте» используется скорее в маркетинговых целях – так или иначе свет все же присутствует. Например, проект «Классика в темноте» использует космические проекции, а на концертах «Музыки в темноте» есть не только ненавязчивое освещение, но и мультимедиа-дизайн, танец, моушн-дизайн и современная графика. Опыт полного погружения в темноту и музыку сегодня можно получить в государственном музейно-культурном центре «Интеграция», который вместе с проектом Dialogue in the Dark Moscow с 2015 г. проводит концерты и спектакли в абсолютной темноте. Пока это единственный подобный проект в России.

Российские «Концерты в темноте» выросли из международного социального проекта «Диалог в темноте» (Dialogue in the Dark), включающего тренинги и выставки. Концепцию разработал немецкий журналист Андреас Хайнеке, который ставил целью преодоление барьеров между видящими и незрячими людьми, чтобы видящие не боялись и не сторонились слепых. Первая выставка прошла в 1988 г. в Гамбурге: посетители в абсолютной темноте учились преодолевать повседневные ситуации под руководством незрячих наставников. Позже была создана ассоциация Dialogue in the Dark for the Promotion of Social Creativity, а экспозиция повторялась в музеях по всему миру. В 2005 г. Хайнеке основал «Музей диалога» во Франкфурте-на-Майне.

В начале 2010-х франшизу на тренинговую программу проекта «Диалог в темноте» в России приобрел бывший топ-менеджер Siemens Тобиас Райзнер. В 2012 г. программа была запущена в Москве. В ней приняли участие «Мегафон», Сбербанк, «Газпром», Бинбанк, Coca-Cola, Philips, Nike, «Юникредит банк», «Северсталь» и другие компании. В 2015 г. команда проекта решила запустить в Москве «Концерты в темноте» и «Спектакли в темноте».

Сегодня концерты продолжают миссию Dialogue in the Dark: то, что происходит на сцене или во время спектакля, одинаково понятно как зрячему, так и человеку с нарушением зрения.

Ничего не видно

Положите левую руку на плечо впереди стоящего. Другой рукой опирайтесь о стену. Так группой по семь человек в сопровождении незрячих гидов зрители в темноте проходят в зал. Первые 30 секунд зритель пытается понять, что такое темнота. Воображение рисует линии и фигуры, которые кажутся видимыми. На самом деле, если даже поднести руку к лицу максимально близко, невозможно различить собственные пальцы. На концерте создается погружение в абсолютный мрак – такой темноты не существует в природе. Полное отсутствие света переносит фокус внимания на музыку и на собственное воображение.

Стоимость билетов в среднем от 1100 до 2000 руб., что сопоставимо с ценами на стандартные концерты. Несмотря на то что ковидные ограничения принесли проекту убытки (закрытие на несколько месяцев и сокращение зала снизило оборот на 60–70%), цены на билеты поднимать не стали. В репертуаре классика, джаз, дудук (от современного, с каверами на Despasito, до аутентичного звучания), этническая музыка и даже грузинский хор. Некоторые музыканты и исполнители на концертах также с нарушением зрения, что никак не влияет на качество перфоманса и не создает неудобств для самих артистов.

«Не важно, зрячий или незрячий исполнитель. Профессиональные музыканты отлично играют и с закрытыми глазами, так что выступать в абсолютной темноте для них несложно, – говорит заместитель директора по развитию и проектной деятельности ГМКЦ «Интеграция» им. Н. А. Островского Ксения Перцева. – Каждый концерт требует серьезной подготовки. Мы работаем совместно с Московским продюсерским центром, они подбирают артистов. Затем музыканты пробуют побыть в темноте, понять, насколько им это комфортно. Дальше наш звукорежиссер, он незрячий, адаптирует музыкальную программу специально для темноты: от встречи зрителей до того момента, как они уходят из зала. По ощущениям это полноценное путешествие в темноте».

Часть работников на проекте – администраторы, менеджеры, гиды – тоже незрячие. С 2015 г. благодаря таким концертам и спектаклям был трудоустроен 21 человек с инвалидностью, включая шесть человек с нарушением зрения.

Почему мы боимся темноты

По словам Перцевой, у участников тренингов и слушателей концертов реакция на темноту примерно одинаковая: через 10 минут все привыкают к новому восприятию. Но 1% посетителей не решается зайти в темноту, и это в основном мужчины. Считается, что боязнь темноты, или никтофобия, – один из самых распространенных современных страхов. Но, по мнению психолога по тревожным расстройствам Павла Жавнерова, нельзя рассматривать эту фобию как отдельное явление.

«Отдельных фобий не существует. Любая фобия входит в концепцию одного из трех базовых страхов человека: страх за свою жизнь (здоровье), страх за психику и страх за отношение к тебе окружающих – что о тебе подумают люди. Человек не может просто бояться темноты, это скорее связано с тем, что у него в целом есть повышенная тревожность. Как только человек избавляется от страха темноты, он может переключиться на менее актуальный страх. Это как карточная колода: убирает одну карту, следом еще одна – с новой фобией», – рассказал Жавнеров.

Барьер перед темнотой психолог обуславливает страхом человека перед возможным приступом паники. Если реакция выйдет из-под контроля, человек может начать кричать, толкать людей или просить, чтобы его выпустили. Но если человек работает над своей тревожностью, например практикует дыхательные практики либо работает с психологом в когнитивно-поведенческой психотерапии, такое мероприятие может пойти на пользу. Во-первых, можно получить удовольствие от концерта или спектакля, во-вторых, осознать, что удалось преодолеть себя, если подобный страх был. «Когда мы отключаем зрение, у нас автоматически на этот период обостряются другие органы чувств. Меньшее количество информации об окружающем мире мы компенсируем за счет фокусировки на других ощущениях: вкусовых, тактильных, звуковых. Так что в данном случае получается максимальная концентрация на музыке», – считает психолог.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *