Мужчины которые говорят что женщины меркантильные
Психолог рассказал, почему мужчины упрекают женщин в меркантильности, а женщины мужчин в жадности
Фото © «Московская газета»/Жанна Гавшина
По мнению эксперта, понимание гендерных ролей в обществе несколько отстает от достижений социальной эволюции
«Ты тратишь все, что я зарабатываю!» — упрекают многие мужчины своих жен. Дамы не остаются в долгу. «Ты не можешь обеспечить семью!» — заявляют они своим мужьям. При этом, если не говорить о крайних ситуациях, базовые биологические потребности людей в современном обществе в основном обеспечены: за редкими исключениями, никто не голодает, все одеты, у всех есть крыша над головой. Почему же тогда звучат взаимные упреки – с одной стороны в мотовстве, с другой – в жадности и даже недееспособности?
О глубинной подоплеке этого социального явления корреспондент «Московской газеты» побеседовал с клиническим психологом, основателем школы психологического боя «Валаал» Валерием Ивановским.
— Валерий Валерьевич, если взять среднестатистического человека – как мужчину, так и женщину – их витальные потребности сейчас в основном удовлетворены. Маргинальные ситуации сейчас не обсуждаем: они, полагаю, укладываются в рамки статистической погрешности. В чем тогда может быть причина потребительского отношения к партнеру?
— «Потребительское отношение» у вас явно прозвучало с негативными коннотациями, меж тем, потребление – это универсальная форма взаимодействия любого живого организма с внешней средой. Ассимиляция и диссимиляция питательных веществ, которые организм берет из окружающей среды – два взаимосвязанных процесса, позволяющих ему жить. На осмысленном уровне эти процессы обозначаются термином «потребление».
Иными словами, потребление – это базовое свойство организмов, и неважно, на какой ступени развития они находятся. Это не хорошо и не плохо, это то, что изначально свойственно любому индивидууму, и пытаться навешивать на потребление как таковое какие-то морально-нравственные ярлыки, на мой взгляд, контрпродуктивно. Это первое.
Второе: что касается гендерных психологических баталий – я думаю, эта институциональная дихотомия заложена в особенностях нашего бытия. Обратите внимание: разделение на два пола – базовое свойство почти всей живой материи. Эволюция выработала этот уникальный механизм, который позволяет организмам взаимодействовать со средой и передавать жизненно необходимые видовые параметры в течение сотен миллионов лет, поэтому какие-то излишне эмоциональные дискуссии по данному поводу, опять же, считаю бессмысленными. При этом корни постоянных споров о гендерных ролях, на мой взгляд, уходят в особенности нашего социального бытия, к которому человек перешел на определенном этапе своего эволюционного развития.
— К тем временам, когда мужчины добывали мамонтов, а женщины поддерживали огонь в очаге?
— Совершенно верно. С началом коллективной трудовой деятельности произошло естественное распределение гендерных ролей: мужчины выполняли более тяжелый и опасный труд: охотились, воевали, а женщины занимались тем, что в современной терминологии называется тыловым обеспечением. То есть, эволюционно закрепилось, что мужчина – это добытчик и защитник, а женщина – мать, хранительница очага, она обеспечивала мужчине отдых в короткие периоды между войной и охотой.
Такое распределение гендерных ролей сохранялось очень долго; оно закрепило соответствующее положение мужчин и женщин в обществе и на разных этапах социальной эволюции. Однако стремительный научно-технический прогресс внес в эту, казалось бы, статичную ситуацию свои коррективы: он освободил человека от тяжелого первобытного труда, связанного с добычей пищи. Мужчине больше не нужно охотиться и воевать, чтобы обеспечить жену и детей полноценным питанием. Облегчился в значительной степени и труд, традиционно считавшийся женским. В итоге сохранявшееся тысячелетиями распределение гендерных ролей на современном этапе развития общества, по сути, перестало себя оправдывать.
Возник некий смысловой люфт: биологически деление на два пола в человеческом обществе сохранилось, а вот социальные роли полов в значительной степени размылись. То есть, большинством существующих ныне профессий могут в равной степени овладеть как мужчины, так и женщины, то же самое касается и видов домашнего труда. По сути, социальная грань между полами стерлась, остались только биологические различия и функция деторождения. Но и проблему рождения детей без участия полового партнера наука, думаю, в скором времени успешно решит.
— То есть, вот эти истории про добытчиков и защитников, а также хранительниц очага – рудимент нашего сознания? Затихающий голос из далекого прошлого?
— Наше мышление «заточено» таким образом, что все явления окружающей жизни мы пытаемся категорировать, оформить в какие-то понятия. Но старые понятия, как мы убедились, больше не работают, поэтому современное общество, на мой взгляд, сейчас находится в мучительном поиске новых, которые опишут современные гендерные роли в социуме. Отсюда, как мне кажется, и серьезная напряженность в обществе по данным вопросам.
С одной стороны, многие современные мужчины, когда им напоминают о роли добытчика, возмущаются: почему они обязаны содержать женщин, если женщины могут точно так же работать и получать собственный доход? С другой стороны, представители обоих полов продолжают испытывать влияние тиражируемой из поколения в поколение социальной матрицы, о которой мы с вами говорили уже не раз.
— Вы имеете в виду, что все проблемы родом из детства?
— Именно. Ребенок бессознательно запечатляет модели поведения, принятые в семье, в которой он родился и воспитывался, а потом столь же бессознательно воспроизводит их. Но что внушается многим девочкам? Что девочка должна быть красивой, ухоженной, найти себе достойного мужа, который будет ее обеспечивать. Нередко это подкрепляется поведением мамы, которая постоянно «пилит» мужа за то, что он мало зарабатывает. Удивительно ли, что, став взрослой, эта девочка начинает вести себя точно так же по отношению к своему мужу?
Это своего рода вирусная социальная программа, которая из поколения в поколение закладывается в наших детей. Сейчас она дает сбои, приводящие к серьезным конфликтам.
— А разве мальчикам во многих семьях не внушают, что мужчина – глава семьи, добытчик и защитник?
— Внушают. О том и речь, что людей бессознательно загоняют в некое стандартизированное социальное клише. Однако каждый человек в течение жизни обретает свой индивидуальный опыт; он рано или поздно осознает, что практика совместного бытия входит в противоречие с теми идеальными понятиями, которые были заложены в них в детстве. То есть, мужчина в какой-то момент понимает, что представители обоих полов фактически имеют равные права и возможности для обеспечения семьи материальными ресурсами. И когда он слышит «ты мне должен», то начинает сопротивляться, чувствуя некую несправедливость происходящего.
С другой стороны, и женщина, воспитанная в идеальной парадигме «найди себе мужа, и решишь свои материальные проблемы», рано или поздно сталкивается с тем, что это в большинстве случаев – не более чем пустые декларации. В реальной современной жизни мало кто готов обеспечивать вторую половину «просто так»; партнер, как правило, настаивает на каком-то посильном вкладе в общую копилку семейных ресурсов. Из-за кардинально изменившихся социальных условий происходит расхождение между желаемым и действительностью; и если человек не осознает и не примет эту реальность, если он не выстроит свое поведение в соответствии с ней, это может привести только к усугублению внутреннего конфликта, что, в свою очередь, чревато невротическими и психотическими расстройствами.
Помимо личностных аспектов, я бы еще поговорил об исторической стороне явления. Последнее тысячелетие российское общество по мере своего развития шло по пути все большего и большего патернализма – когда государственные институты и монаршая воля фактически подавляли все разнообразие социальной жизни. В результате это вылилось в то, что государство довлеет над всеми формами социального бытия, требуя от подданных лояльность в обмен на пропитание и другие материальные блага. Властные институты пытались взять под контроль любую инициативу – хоть политическую, хоть предпринимательскую, и при этом под его же контролем находилось распределение материальных ресурсов.
Это привело к тому, что многие россияне получили искривленное мировоззрение: когда, с одной стороны, человек понимает, что его благосостояние мало зависит от его непосредственных трудозатрат, а, во-вторых, он ждет материальных благ именно от «большого брата». Вы замечаете, сколько людей сейчас постулируют тезис «мне все должны»? Причем «все» в данном случае – именно все: государство, родители, супруг, дети, далее по списку. Это, как мне кажется, прямое следствие многолетнего взращивания патернализма; человек переносит патерналистское иждивенческое отношение и на семью: есть глава, который должен заботиться обо всех и обеспечивать всех.
— Многие россияне стараются выстраивать с партнерами именно паритетные отношения, приветствуя равные права и справедливое распределение семейных обязанностей. Меж тем, все мы росли в одном государстве. Как объяснить такое поведенческое разнообразие при, казалось бы, едином подходе?
— Плюрализм – это тот материал, при помощи которого эволюция творит. И неважно, чего этот плюрализм в каждом конкретном случае касается: мнений, морфологических особенностей внутри одного вида, межвидовых различий. С другой стороны, движение вперед всегда основано на разности потенциалов, поэтому, чем больше будет разных (и, возможно, полярных) точек зрения – тем лучше. Социальная эволюция выберет из них наиболее рациональный и результативный способ совместного существования.
Я всегда считаю ошибкой, когда явления рассматриваются в статике. Сейчас, если брать макроуровень, мы все переживаем последствия Большого Взрыва, в результате которого образовалась наша Вселенная. Небесные тела не стоят на месте, они с огромной скоростью разлетаются от эпицентра взрыва, и мы с вами, собственно говоря, существуем на одном из его микроскопических осколков.
По аналогии с этим, и вопрос гендерных ролей тоже нужно рассматривать в динамике. Сейчас, на сломе старых понятий, формируются новые, и этот процесс происходит прямо на наших глазах. Сложно сказать, какой путь в итоге выберет эволюция, можно лишь быть уверенным, что он будет оптимальным.
— Напоследок – практический вопрос: как все-таки регулировать материальные взаимоотношения внутри семьи?
— Обратите внимание: согласно социальным нормам, человеческий детеныш «созревает» 18 лет – дольше всех в животном мире. Хотя в биологическом смысле он становится взрослым гораздо раньше. Столь длительный срок подразумевает, что, пройдя через различные стадии научения и воспитания, на выходе общество получает сформированную личность, отвечающую определенным требованиям. Социальная зрелость предполагает самостоятельность, умение нести ответственность за свои действия, в том числе и способность самого себя обеспечивать. Тем более что общество дает человеку, по крайней мере, минимальный набор инструментов для того, чтобы он не умер с голода и смог себя реализовать.
Поэтому ситуация, когда совершеннолетний человек заявляет о том, что кто-то должен его обеспечивать, вероятно, свидетельствует о социальной незрелости. Это может указывать на определенные дезадаптационные процессы, связанные с недостаточным развитием высших психических функций. Возможно, это связано с какими-то детскими комплексами, которые в результате обернулись неверием в себя, в то, что человек в принципе может обеспечить себя всем необходимым.
Как регулировать эти вопросы? Первым делом стоит разобраться, нужно ли вообще что-либо регулировать. Если принятая в конкретной семье модель (какой бы она ни была) устраивает всех, если муж и жена при этом счастливы, если в их отношениях царит полная гармония – то зачем вмешиваться?
Ну а если материальная сторона жизни вызывает конфликты, самый действенный способ урегулировать их – честно поговорить друг с другом, обсудить какие-либо компромиссные варианты. Главное условие – обсуждать серьезные и болезненные вопросы нужно доброжелательно, тактично, с любовью. Обвинения, оскорбления и попытки манипуляций только усугубят раздор, но, если вы покажете, что искренне заботитесь о личном, профессиональном и карьерном росте партнера, о его здоровье – вас с высокой степенью вероятности ждет успех.
Про женскую меркантильность
Мужчины считают женщин меркантильными по одной простой причине – они не думают, что женский труд что-то стоит, в их понимании он полностью бесплатный. Та, которая требует оплаты за бесплатный труд, — без всяких на то оснований ищет выгоды для себя. А значит – меркантильная.
Личное общение с мужчинами, скрины переписок с ними на сайтах знакомств у знакомых и незнакомых женщин, посты в соцсетях, откровения на «Задолбали» и «Килл ми плиз», бесконечные рекомендации и обличения женщин на оплоте мужского движения «Яндекс Дзене» — все это крайне редко обходится без обвинений женщин в меркантильности.
Действительно ли женщины такие меркантиьлные?
Гуру делятся с читателями сокровенными знаниями:
«Все женщины меркантильные: мифы и реальность»»
«5 признаков меркантильной женщины»
«15 примеров зашкаливающей женской меркантильности»
«Почему женщины меркантильны»
«12 признаков меркантильной девушки и что это вообще значит?»
«Как проверить девушку на меркантильность?»
«Типы женской меркантильности» и даже
«Она любит вас или ваши миллионы – как распознать меркантильную невесту»
Я вот тоже поделюсь, чем я хуже. Предлагаю разобраться, действительно ли женщины такие меркантильные.
Меркантильность (от французского и итальянского «mercantile» – торговый, корыстный) – это личностное качество человека, связанное с мелочной расчетливостью, излишним и безосновательным стремлением получить выгоду любой ценой, излишней скупостью, практицизмом и своекорыстием.
Еще раз: излишнее и безосновательное стремление получить выгоду любой ценой.
Какие мужчины приводят примеры? Заплатить за нее в кафе или ресторане. Купить ей подарок. Отвезти ее в отпуск. Содержать ее, пока она не работает или в декрете.
Допустим, женщина не работает, и при этом на ней весь цикл домашних дел, начиная от планирования бюджета и заканчивая выносом мусора. Если она считает, что мужчина при этом должен ее обеспечивать, — она может заработать обвинение в меркантильности. Он считает, что ее стремление быть обеспеченной – излишнее и лишено оснований.
А теперь следите за руками.
Мужчины считают женщин меркантильными по одной простой причине – они не думают, что женский труд что-то стоит, в их понимании он полностью бесплатный. Та, которая требует оплаты за бесплатный труд, — без всяких на то оснований ищет выгоды для себя. А значит – меркантильная.
Это большая беда патриархального общества. На месте женского труда у большей части мужчин слепое пятно. Они выросли в системе координат, где благодаря маме чистые вещи сами собой появлялись в шкафу, а готовая еда в холодильнике. Коммуналка была оплачена, пол был чистый, пыль вытерта, посуда помыта. Все это делалось как бы само собой, и главное — за это не нужно было платить. Более того, мама это делала еще и с удовольствием (по крайней мере, не жаловалась).
И вот мальчики выросли и вместе с ними выросло новое поколение женщин, которые вполне резонно говорят: «Хорошо, я тебя выслушаю, тебе приготовлю и постираю, а ты мне что?». Он возмущен, он в ярости. Ведь она не должна требовать ничего взамен, а должна все делать из-за счастья служить мужчине, потому что мужчина в женской жизни – это большая ценность.
Свой вклад в отношения, какой бы он ни был, мужчины оценивают существенно дороже, чем женский. Он спросил «как дела?», а она должна пойти с ним на свидание с последующим сексом. Она обеспечивает весь цикл репродуктивного труда, а он выносит мусор (предварительно поставленный ею около двери), иногда прибивает полку или двигает мебель, раз в полгода отгоняет машину на смену колес (вы серьезно верите в то, что мужчины сами меняют колеса?) и искренне считает свой вклад равнозначным, или даже превосходящим, потому что он _зарабатывает деньги_. То, что зарплата жены может быть ненамного меньше или сопоставима – это уже частности. То, что неработающая жена выполняет дома работу сразу нескольких специалистов – клинера, повара, няни, менеджера, психолога – мысль для них насколько крамольная, что ее даже думать трудно. «А как же любовь?» – восклицают они. При этом любовь никоим образом не мешает мужчинам врать о размере своей зарплаты и иметь секретный счет, считая себя при этом не меркантильным, а продуманным и дальновидным.
Мужчина считает большим своим вкладом тот факт, что он в принципе обратил внимание на женщину, а уж если он ее выбрал, то таким образом он как бы вносит депозит на долгие годы. Женщина должна быть счастлива, ничего не просить, а по итогам может еще и достаться должной.
Ну и кроме того, чем плохо женское желание получить выгоду? Давайте будем честными – патриархальные мужчины сами получаются от брака с женщиной большую выгоду. Их тыл прикрыт, они могут не думать о делах мелких и насущных, могут смело лезть по карьерной лестнице, быт обеспечен, дети досмотрены. Всегда есть кто-то, кто выслушает и поддержит. Кто-то, кто при необходимости бесплатно впряжется в твой бизнес – хоть сайты делать, хоть листовки расклеивать. И прочая, и прочая, и прочая. При этом они считают недопустимым, чтобы женщина интересовалась своей выгодой от отношений и брака.
Если женщина, как вам кажется, «тянет» из вас деньги, ответ прост. Вы слепы и не видите ее работы и вклада в ваши отношения и совместную жизнь. Если до совместной жизни еще не дошло, то вы просто в упор не видите в ней человека, только лишь функции. Поэтому не удивляйтесь, что женщина к вам относится как к функции тоже. Если от вас можно получить хотя бы деньги, то окей, пусть будут деньги.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Меркантильные мужчины, которые обвиняют женщин в меркантильности.
Да что тут говорить, даже когда жена заводит другого, они даже это привязывают к деньгам! «Она загуляла, подала на развод, а теперь ей половину имущества, детей и алименты!». А где про предательство, про обман? Да пофиг им на чувства, лишь бы скудные ресурсы целы были!
Требование «отдать детей отцу», думаете это от тоски по детям? Три раза «ха»)) Плевать они на детей хотели, главное чтобы алименты не платить.
А как выворачивают они манипуляции с недвижимостью после развода! Такое ощущение, что эти люди живут по каким-то отдельным, написанным исключительно против них законам.
Ну конечно самые основные претензии у них к женщинам. Что бабы нынче пошли не те, не удобные очень. Нормальная женщина ведь должна создавать комфорт и удобство, а она, стерва такая, смеет ещё что-то взамен требовать! Безобразие какое)) Сидела бы и молчала, да радовалась куску хлеба, что кормилец принес, а ежели принесла сама кусок мяса, отдай кормильцу, ему нужнее. Вдруг война, а у мужика силенок не будет?
Идеальная женщина, мечта любого МДшника:
— ничего не требует, от природы имеет ангельскую внешность;
— работает и обеспечивает себя, мужа и желательно его родственников;
— после работы обслуживает господина;
— не ест, не мёрзнет, не спит, не болеет;
— рожает только при наличии финансовой подушки безопасности (но рожает обязательно, надо же диванному патриарху свои бесценные гены распространить);
— при разводе не только не забирает половину совместно нажитого, но и отдаёт свою жилплощадь мужу;
— обеспечивает детей после развода исключительно самостоятельно, но при этом по первому требованию даёт папаше поиграть в папашу;
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Меркантильные дамы (мужской и женский взгляд)
Я всегда терпеть не могла женщин, которые вытягивают из мужчин деньги, квартиры, машины или бизнес, и это не потому, что я родилась прыщавой страшилой с коленками вовнутрь, и мне мужчины не предлагали ничего слаще пареной репы, нет. Потому что мне откровенно противно, и содержанка, которая тянет из мужчины деньги или находится рядом с ним исключительно из-за его материального положения, вызывает у меня только гримасу брезгливости.
С одной стороны, кто я такая, чтобы судить кого-то, а с другой стороны, содержанке я бы руку точно не подала. Поэтому я всегда считала себя нормальной женщиной, которая находится рядом с мужчиной, только потому, что нужен сам мужчина, а не его подарки. Пока недавно не стала свидетельницей крайне интересного разговора в магазине и вот тогда я даже начала в себе сомневаться. А не меркантильная ли я?
Поздно вечером 7 марта я зашла в обычный магазин из серии «у дома», чтобы купить самый обычный хлеб. На кассе передо мной стоял мужчина (пуховик расстегнут, свитер заправлен в джинсы, глаза горят), в руках у него были три подставки для ложек (это такие силиконовые или пластмассовые подставки для ложек, чтобы, когда в процессе приготовления блюдо помешиваешь, потом грязную ложку на стол не класть). Каждая подставка для ложек стоила 30 рублей, три подставки, соответственно, 90 рублей. Мужчина, гордо размахивая подставками, расплачиваясь на кассе гордо (и очень громко) заявил, что одна ложка в подарок жене, а две другие любовницам, потому что «женщины стали меркантильными и без подарков обижаются».
Я остолбенела и поняла, что тема меркантильности женщин в моем понимании, еще раскрыта не полностью.
Меркантильные дамы глазами женщин
Все не меркантильные дамы, гордятся своей «не меркантильностью», потому что сами зарабатывают себе на «хлеб и зрелища», но при этом с радостью принимают от любимого мужа или мужчины подарки. А вот сама стоимость этих самых подарков может очень даже варьироваться: кому-то мужчины дарят квартиры, автомобили, бриллианты и меха, а кому-то подставку для ложки. В таком случае более уместно говорить скорее не о меркантильности дамы, а о степени любви и внимания этого мужчины, которое в какой-то степени зависит и от уровня его доходов. Хотя подарить любимой женщине букет цветов и коробку шоколадных конфет, да и просто украшение может любой мужчина в возрасте старше 18 лет, который в состоянии работать.
Некоторые женщины, по моему мнению совершенно поехавшие на теме феминизма, не допускают никакого «преимущества» мужчин, даже в виде подарков или оплаты ужина в кафе. Все расходы делятся поровну и подарки от мужчины в принципе не допустимы, наверное, это и есть абсолютно не меркантильные женщины. Сама себе купила пиццу, сама съела, сама в кино сходила, сама шпалы уложила и сама их потом убрала.
Получается, меркантильная дама глазами обычной женщины, это инстаграмная содержанка, которой дарят яхты, самолеты и квартиры богатые слуги народа и прочие мутные личности.
Меркантильные дамы глазами мужчин
Естественно, точку зрения мужчин я описываю исключительно со своей колокольни и исключительно опираясь на свой собственный житейский (не путать с личным) опыт. Итак, по моему мнению вопиющей меркантильностью женщин больше всего возмущаются совершенно ничего не представляющие из себя мужчины. Это вечные романтики, которых содержат пенсионеры-родители; «гении» всех мастей, которые не хотят «работать на дядю»; лодыри и тунеядцы, а так же просто асоциальные элементы и прочие маргиналы. Именно они утверждают, что дамы нынче пошли совсем не те, и им только и надо, что урывать от мужчины побольше. Хотя, что можно «урвать» у подобных типов, чаще всего объясняют в травмопункте и в кожно-венерологическом диспансере. Поэтому, если вы связались с подобным мужчиной, будьте готовы к подставке для ложки в качестве подарка на 8 марта.
Среднестатистические мужчины с нормальным и адекватным психическим развитием, прекрасно понимают, что любой женщине приятны подарки, поэтому и действуют по своему внутреннему компасу. Если женщину любят и она нужна, то подарки выбираются более тщательно и продуманно. Я не говорю, о дорогих подарках! Дело-то не в деньгах, а во внимании! Если дама уже опостылела пуще горькой редки или просто примелькалась, можно ограничиться коробкой заплесневевших конфет и дохлым тюльпанчиком, ну, а если вообще плевать, что она там себе подумает, можно просто скинуть букет шикарных цветов через социальные сети.
Мужчины, они гораздо умнее и продуманнее нас с вами, дамы, они не тратят понапрасну ни слова, ни деньги. Поэтому, если ваш молодой человек на вас не женится, значит, он этого просто не хочет, если ваш мужчина не поздравил вас с праздником, значит, это уже давно не ваш мужчина. Ну, а если притащил домой подставку для ложки, как себя повести в дальнейшем, каждая из нас уже решает самостоятельно.