Музыка в 5 классе что роднит музыку с литературой

План-конспект урока музыки

УМ модуль: Музыка и литература

Тема урока: Что роднит музыку с литературой

Тип урока: урок изучения нового материала

— учить сопереживанию и эмоциональной отзывчивости в процессе восприятия музыки и литературы.

— развивать умение устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и произведениями литературы и изобразительного искусства.

— знание взаимодействия музыки с другими видами искусства на основе осознания языка каждого из них;

— формировать у учащихся умений воспринимать и анализировать музыкальные произведения;

— овладеть понятиями вокализ, квартет.

Дидактические средства: презентация, учебник музыки 5 класс Г. П. Сергеевой и Е. Д. Критской.

Материально-техническое оснащение (МТО): проектор, ноутбук, акустическая система.

Мотивация учебной деятельности учащихся

Актуализация ранее изученных знаний

Объяснение нового материала

Объяснение нового материала

Подведение итогов урока

Выдача домашнего задания

1. Организационный момент (2 мин)

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Перекличка.

2. Мотивация учебной деятельности учащихся (1 мин)

Сегодня тема нашего урока – «Что роднит музыку с литературой». Нам с вами предстоит рассмотреть связь двух видов искусства – музыки и литературы. (слайд 1)

3. Актуализация ранее изученного материала (6 мин)

Но для начала необходимо вспомнить, что вы уже знаете о музыке. Для этого немного поиграем. Любите играть? Я подготовила для вас кроссворд, давайте его разгадаем.

Клавишный струнный музыкальный инструмент (фортепиано). (слайд 2)

Как называют музыканта, играющего на ксифоне, барабанах или тарелках (ударник). (слайд 3)

Фамилия какого композитора по-русски звучит как часть растения? (Лист) (слайд 4)

Чем водит по струнам скрипач? (смычок) (слайд 5)

Ансамбль четырех музыкантов, а также название одной известной басни И. А. Крылова (квартет). (слайд 6)

Инструмент вроде гармони, только с правой стороны у него клавиатура как у фортепиано (аккордеон). (слайд 7)

Молодцы, я вижу, что с музыкой вы знакомы. (слайд 8)

Но кто ответит мне на следующий вопрос?

4. Изучение нового материала (30 мин)

Что такое музыка? Ответов существует множество. Давайте прочитаем как бы ответили на этот вопрос великие люди прошлого.

Музыка – лучшее утешение для опечаленного человека. ( Лютер М.)

Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека. (В. Сухомлинский)

Прекраснее музыки только тишина. ( Поль Клодель) (слайд 9)

Как вы понимаете эти высказывания?

Запишите себе в тетрадку высказывание Сухомлинского.

Разные ответы на вопрос «что такое музыка?» лишь дополняют друг друга, доказывая, как прекрасна и многогранна музыка. Каждый человек слышит в звучащей мелодии что-то свое, но между тем, музыка воздействует на всех одинаково – она делает людей лучше, возвышеннее и благороднее. Но испытывать влияние музыки, еще не значит понимать ее.

Чтобы хорошо разбираться в музыке, нужно знать, что такое звук, как создается мелодия, быть знакомым с произведениями выдающихся композиторов, разбираться в музыкальных инструментах, а также иметь чувство ритма и музыкальных слух. Не огорчайтесь, если у вас «нет слуха». Слуховую память можно развить. Все это мы узнаем на уроках музыки.

Музыка существует на земле тысячи лет. Изобретение музыки нельзя приписать никому, так же, как нельзя приписать кому-либо изобретение человеческой речи. С древнейших времен музыка всегда сопровождала человека. Она непременно звучала на праздниках.

Во все времена музыка помогала человеку жить и трудиться, помогала становиться лучше. Сила подлинно прекрасной музыки поистине безгранична. А ее способность пробуждать «добрые чувства», стремление к совершенству и созиданию – просто удивительна!

У каждого вида искусства есть его собственные изобразительные средства – так называемый художественный язык. Произведения живописи создаются с использованием масляных красок, акварели, карандашей, фломастеров или цветных мелков и еще холста или бумаги. (слайд 10) Скульптор в своем творчестве использует камень, глину, металл, пластмассу. (слайд 11)

А композитор? Он пишет музыку, используя звуки, точнее, сочетания звуков. И соединяются звуки друг с другом не просто так, а по определенным музыкальным законам. Чтобы лучше понимать музыку, следует хорошо знать ее язык.

Какое музыкальное произведение вы слышите чаще всего? (Песня)

Правильно, это песня. Песня – это жанр, который отражает мысли и чувства человека с помощью музыки и литературы.

Ребята, а давайте представим себе, что один из видов искусства убрать из песни. Что же получится? Что станет с песней, если в ней не будет слов? (в песне останется одна мелодия).

Эту мелодию мы можем с вами исполнить? (Да, сможем. Голосом)

Ребята, такое исполнение мелодии голосом без слов называется «вокализ». (слайд 13)

Итак, ребята, что же стало бы с музыкой, если бы не было бы литературы? В музыке остался бы один вокализ. Не было бы песен, опер, ораторий, романсов, балета, всех тех музыкальных жанров, которые тесно переплетаются с литературой, ярко, красочно дополняя друг друга.

А теперь давайте с вами проследим – что произойдёт с песней, если из неё убрать мелодию? (Останется один только текст, т. е. – стихотворение.) (слайд 15)

Правильно. Без музыки и литература намного бы обеднела, потому что не было бы произведений, в которых, читая, мы встречаем слова, относящиеся только к музыке. Послушайте басню И.А. Крылова «Квартет» и запишите слова из текста басни, которые относятся к музыке.

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть Квартет.

Достали нот, баса, альта*, две скрипки

Пленять своим искусством свет.

Ударили в смычки, дерут, а толку нет.

Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.

Ты с басом, Мишенька, садись против альта,

Я, прима, сяду против вторы*;

Тогда пойдет уж музыка не та:

У нас запляшут лес и горы!»

Расселись, начали Квартет;

Он все-таки на лад нейдет.

Послушались Осла: уселись чинно в ряд,

А все-таки Квартет нейдет на лад.

Вот пуще прежнего пошли у них разборы

Случилось Соловью на шум их прилететь.

Тут с просьбой все к нему, чтоб их решать сомненье:

Чтобы Квартет в порядок наш привесть:

И ноты есть у нас, и инструменты есть;

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь». (слайд 16)

Итак, какие слова, относящиеся к музыке вы записали? (квартет, ноты, бас, прима, скрипка, музыка, музыкант, запляшут, втора, смычок).

А теперь представьте, что не было бы музыки, смог бы Крылов написать такую замечательную басню? (нет).

Мы с вами убедились, что связь музыки с литературой важна. Она дарит нам истинное наслаждение, когда мы или слушаем, или исполняем песни.

5. Подведение итогов урока (3)

Давайте ответим на несколько вопросов для повторения.

Из каких составных частей состоит песня? (слайд 17)

Вот и подошел урок к концу. Я предлагаю вам проголосовать. Если вам понравился урок, то поднимите большой палец вверх, если не понравился, то вниз. (слайд 18)

6. Выдача домашнего задания (1 мин)

На оценку составить кроссворд о музыке с использованием не менее 5 слов. Оформить в виде презентации, распечатать на принтере или нарисовать на альбомном листе. Ответы не вписывать, а написать на отдельном листе.

Источник

Урок музыки в 5 классе на тему «Что роднит музыку и литературу?»

Выбранный для просмотра документ МУЗЫКАЛЬНЫЙ БЛИЦ.docx

Учени(к, ца) ____________________________________________ Класс__________________

1. Мелодия – это ___________________________________________________

2. Кто нужен, чтобы получилась музыка как живое искусство? ______________

3.Кто такой композитор? ____________________________________________________

4.Кто нужен для того, чтобы услышать музыку? _____________________________

5.Как назвать одним словом: дирижёр, пианист, скрипач? ________

6.Какие три жанра в музыке ты знаешь? ___________________________________

7.Как называется музыкальный спектакль, в котором главным выразительным средством является песня? _________________________________

8.Как называется музыкальный спектакль, в котором главным выразительным средством является танец? _________________________________

9.Как называется оркестр, который состоит из 4 групп:
1)струнные смычковые 2)деревянные духовые 3)медные духовые
4)ударные. Этот оркестр называется_________________________________________

10.Каких русских композиторов ты знаешь?________________________________
_____________________________________________________________________________

Учени(к, ца) ____________________________________________ Класс__________________

1. Мелодия – это ___________________________________________________

2. Кто нужен, чтобы получилась музыка как живое искусство? ______________

3.Кто такой композитор? ____________________________________________________

4.Кто нужен для того, чтобы услышать музыку? _____________________________

5.Как назвать одним словом: дирижёр, пианист, скрипач? ________

6.Какие три жанра в музыке ты знаешь? ___________________________________

7.Как называется музыкальный спектакль, в котором главным выразительным средством является песня? _________________________________

8.Как называется музыкальный спектакль, в котором главным выразительным средством является танец? _________________________________

9.Как называется оркестр, который состоит из 4 групп:
1)струнные смычковые 2)деревянные духовые 3)медные духовые
4)ударные. Этот оркестр называется_________________________________________

10.Каких русских композиторов ты знаешь?________________________________
_____________________________________________________________________________

Учени(к, ца) ____________________________________________ Класс__________________

1. Мелодия – это ___________________________________________________

2. Кто нужен, чтобы получилась музыка как живое искусство? ______________

3.Кто такой композитор? ____________________________________________________

4.Кто нужен для того, чтобы услышать музыку? _____________________________

5.Как назвать одним словом: дирижёр, пианист, скрипач? ________

6.Какие три жанра в музыке ты знаешь? ___________________________________

7.Как называется музыкальный спектакль, в котором главным выразительным средством является песня? _________________________________

8.Как называется музыкальный спектакль, в котором главным выразительным средством является танец? _________________________________

9.Как называется оркестр, который состоит из 4 групп:
1)струнные смычковые 2)деревянные духовые 3)медные духовые
4)ударные. Этот оркестр называется_________________________________________

10.Каких русских композиторов ты знаешь?________________________________
_____________________________________________________________________________

Выбранный для просмотра документ Урок 1. Что роднит музыку с литературой.docx

Тема урока: «Что роднит музыку с литературой»

— учить сопереживанию и эмоциональной отзывчивости в процессе восприятия музыки и литературы.

— развивать умение устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и произведениями литературы и изобразительного искусства.

— знание взаимодействия музыки с другими видами искусства на основе осознания языка каждого из них;

— формировать у учащихся умений воспринимать и анализировать музыкальные произведения;

Дети дают разрозненные нечёткие ответы, приближенные к сути вопросов.

Дети делают вывод, что это всё явления жизни. СЛАЙД №3.

Идём дальше. Мы с вами уже знаем, что музыкальная речь и речь человека, обычная разговорная или поэтическая имеет общую основу, которая связана с произнесением текста. Догадались, о каком понятии идёт речь?

Дети вспоминают про интонацию. Если вопрос вызвал затруднения, можно подсказать им латинский корень слова « intono ». СЛАЙД №4-5.

А где ярко проявляется союз музыки и литературы? В каких известных вам музыкальных жанрах?

ВНИМАНИЕ НА ЭКРАН. Поют песню. СЛАЙД №6.

Учитель В основе многих вокальных произведений лежит поэзия. Вот мы вспомнили ещё одну взаимосвязь двух искусств. СЛАЙД №7.

Сейчас прозвучит фрагмент музыкального произведения. Послушайте его и скажите, какие чувства у вас возникли при прослушивании музыки, какие образы вы себе нарисовали, как бы вы назвали это музыкальное произведение? ( Звучит фрагмент музыкального произведения «Гном» из цикла «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского).

Дети делятся своими мнениями о прослушанной музыке, дают свои названия произведению, но в целом выделяют присутствие «страшных», «жалобных», «убегающих» интонаций.

Скажите, вам понятней было слушать музыку в первом варианте, когда вы не знали названия произведения или во второй раз, уже с названием?

Мы выяснили ещё одну взаимосвязь: это название, литературная программа музыкального произведения.

Вам, наверное, приходилось встречаться с литературными произведениями (рассказами, сказками, повестями и др.), где упоминается звучащая музыка, или же рассказывается о каких-то музыкантах, их жизни, творчестве, не так ли? Приведите примеры. СЛАЙД №9.

Дети вспоминают миф об Орфее, былину о Садко, сказку «Бременские музыканты» и другие рассказы.

На последующих уроках мы будем глубже и шире разбирать различные взаимосвязи музыки и литературы, но я думаю, вы уже сейчас более вдумчиво ответите на вопросы, заданные в начале урока: «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что она потеряла бы, если бы не было ни поэзии, ни прозы?»

Домашнее задание. Вспомните литературные произведения, в которых рассказывается о музыке и музыкантах. Спасибо. До свидания!

Источник

Урок по музыке «Что роднит музыку и литературу» (5 класс)

Урок музыки №1 5 класс

по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой

Раздел: «Музыка и литература»

Тема: Что роднит музыку с литературой.

Цель: Рассмотреть предмет музыки как вид искусства и выявление многосторонних связей между музыкой и литературой

Умение видеть жизненные явления как основу искусства;

Установить связи между музыкой и литературой;

Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

Умение видеть взаимообогощение музыки и текста в музыкальных произведениях;

Умение оценивать произведения разных видов искусства;

Использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыки в различных видах музыкальной деятельности (пении, слове, пластике (импровизация).

Овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;

Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества.

Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений;

Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих музыкальных задач;

Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

Техническое обеспечение урока: фортепиано, музыкальный центр.

Методы: деятельностный подход

Виды деятельности учащихся:

Музыкально –пластическое интонирование

Н.Тананко «Здравствуй, школа!»

М.И.Глинка романс «Жаворонок»

1.Организационный этап (вход под музыку «Здравствуй, школа»)

2. Актуализация знаний

«Все, что звучит в природе, и есть музыка» И.Гердер

— Как вы понимаете эти слова? (музыка рождается там, где живут звуки. Ее приносит и шум берез, и плеск ручейка, а порой она таится в тишине и безмолвии).

— А похожи ли звуки между собой? (нет, есть высокие и низкие, тихие и громкие, звонкие и глухие, так как каждый звук имеет свой источник: море гудит не так, как река. Благодаря этим звукам и рождаются интонации, которые в свою очередь рождают музыку).

— А что помогает музыке звучать? (музыкальные инструменты, голос)

— Музыка, выражая звуковое богатство мира, создает множество музыкальных инструментов: певучую скрипку, нежную свирель, пронзительную трубу, звонкую гармошку и величественный орган.

— Какой инструмент лучше передаст пение птицы? А вой ветра? Полет шмеля? Шум моря?

Вывод: музыка рождена самой жизнью

— А только ли музыка может передать красоту окружающего мира? (нет, картины, стихи, скульптуры, танцы…)

— Каким понятием мы можем объединить эти слова? (ИСКУССТВО)

— Что вы понимаете под этим словом? Подвести к понятию:

— Искусство-это художественная деятельность человека, через которую он выражает свои мысли, чувства, настроения.

Д.З. найти в разных источниках понятие ИСКУССТВА, кто не сможет- выучить данное.

— Видов искусства множество. Давайте запишем некоторые (составление схемы)

литература музыка изобразит иск кино театр прикладное

— Каждый вид искусства имеет свои средства выразительности. Какие?

Живопись- краски, карандаши, пастель

— Но какой самый мощный вид искусства (музыка). Почему? (воздействует на эмоции, чувства людей).

— Вспомните жизненные подтверждения этому (миф об Орфее, былина Садко, в годы ВОВ музыка поднимала на борьбу с врагами, в старину и в работе пели, и в радости, и в горе).

Выводим тему: Что роднит музыку и литературу.

-Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? (не было бы песен, романсов) подвести к пунктам.

Литература (поэзия) – основа вокальных произведений: песня, романс…

Литературную основу (программу) имеют многие инструментальные произведения: «Баба Яга» М.П.Мусоргский, Э.Григ «Пер Гюнт»

Литературные произведения ложатся в основу опер, балетов…

Во многих литературных произведениях говорится о музыке, и именно музыка является главным действующим лицом сказок, рассказов, повестей.

— Что роднит музыку и литературу между собой?

Нередко и литературные, и музыкальные произведения одинаково называются: сказка, поэма, баллада.

Читаем учебник стр. 6-8

— Давайте вспомним романс «Жаворонок» М.Глинки. Сначала выразительно читаем стихи, затем выводим рукой линию произносимого текста и сопоставляем ее с записью мелодии.

Вывод: общие контуры стиха и мелодии похожи, музыкальная речь близка выразительной речи человека, так как они имеют одну интонационную основу.

Пробуем спеть мелодию вокализом и затем со словами.

— Какое исполнение больше понравилось? Чем? (богаче, понятнее смысл, ярче передаются чувства)

ИСПОЛНЕНИЕ РОМАНСА «ЖАВОРОНОК»

— Сравним настроение романса с картиной Левитана «Вечер. Золотой плес» стр. 8-9 учебника

— Можно ли их сравнить? Чем они схожи?

В течение уроков первого полугодия мы продолжим выявлять связи между музыкой и литературой.

— Для чего нам это нужно? (чтобы лучше понимать музыкальные произведения, их выразительные средства, жанровую основу)

-Мы теперь можем ответить на вопрос: что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?

— Как мы находили ответ? (сравнивали музыкальные с литературными произведениями, разбирали романс на составляющие, исполняли романс, искали интонационную основу)

— Что больше всего понравилось в деятельности на уроке?

Источник

Конспект урока по музыке в 5 классе на тему: «Что роднит музыку с литературой»

Тема урока : «Что роднит музыку с литературой».

Цель : Выявление общности жизненных истоков и многосторонних связей музыки и литературы.

формировать у учащихся умений воспринимать и анализировать музыкальные произведения;

развивать умение устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и произведениями литературы и изобразительного искусства;

выявлять особенности художественного языка разных видов искусства;

развивать воображение через восприятие музыки и поэзии;

учить находить взаимосвязь искусства и жизни;

учить сопереживанию и эмоциональной отзывчивости в процессе восприятия музыки и литературы;

уметь сравнивать музыкальные произведения

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Планируемые результаты изучения:

Понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства. Воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения.

Необходимое оборудование и материалы:

Компьютер, проектор, экран, музыкальный инструмент ф-но.

М. Глинка, сл. Н. Кукольника «Жаворонок», «Во поле береза стояла» р.н.п. П. Чайковский. Симфония №4, Г. Струве, сл. Н. Соловьевой «Моя Россия».

I. Организационная часть.

Провести беседу, посвященную летнему отдыху, кратко повторить темы 4 класса

1. Актуализация знаний.

На уроках музыки мы часто обращаемся к музыкальным произведениям, которые связаны с литературой. Как вы думаете, нужна ли музыке литература? А без литературы, каких музыкальных произведений не было бы?

Ответы учащихся: Оперы, балета, мюзикла, оперетты и т.д.

Потому что в основе их сюжета, лежит литературное произведение (сказка, повесть, роман и т.д.) Без стихов нельзя написать песню или романс, кантату.

Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что потеряла бы музыка, если бы не было поэзии и прозы? Именно на эти вопросы мы и попробуем ответить сегодня на уроке.

2. Формулирование темы урока.

— Откройте, пожалуйста, учебник и прочтите тему I полугодия. (Слайд №4), а на следующей странице тему сегодняшнего урока.

— Тема I полугодия: «Музыка и литература», а тема урока : «Что роднит музыку с литературой».

— А теперь давайте составим план, работы на уроке.

(Дети называют виды деятельности, а учитель формулирует пункты плана).

— Прочитайте, что получилось. В конце урока мы посмотрим, успеем ли мы все выполнить?

Выяснить, что общего между музыкой и литературой.

Определить, что лежит в основе музыкальных и литературных произведений.

Сравнить средства выразительности в музыке и в литературном искусстве.

Сравнить произведения разных видов искусств: музыкального, изобразительного, литературного.

Ответить на вопрос – Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?

3. Работа над новым материалом. Постановка учебной проблемы.

Проблема: «Нужна ли музыке литература?»

— Чтобы ответить на вопрос: Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Надо понять, что лежит в основе музыкальных и литературных сочинений, что вдохновляет писателей, поэтов, композиторов на создание их. Давайте попробуем, вспомним знакомые музыкальные произведения, которые не разрывно связаны со словом, а так же литературные произведения со страниц которых звучит музыка или в которых рассказывается о музыке и музыкантах. (миф об Орфее, былина о Садко). Сюжеты, темы, образы искусств музыки и литературы имеют общий источник – это жизнь (Слайд №6.)

— Что же роднит музыку с литературой? Единым стержнем этих искусств является интонация. (Слайд №7) Разнообразные интонации мы слышим в разговорной речи, литературной и музыкальной речи. Благодаря выразительности музыкальных интонаций мы можем отличить народную музыку от композиторской, русскую от зарубежной, старинную от современной.

Давайте рассмотрим взаимосвязь музыки и литературы. (Слайд №8)

Литература становится основой вокальных произведений. В единстве слова и музыки рождается песня, романс.

Мелодии народных песен, церковные напевы, интонации колокольных звонов побуждают композиторов к созданию больших и сложных произведений, как симфония, концерт, сюита, опера.

Литературную программу имеют многие инструментальные произведения.

Именно музыка становится одним из главных действующих лиц сказки, рассказа, повести, романа.

Жизнь и творчество знаменитых композиторов, исполнителей вдохновляют писателей и поэтов на создание литературных произведений, со страниц которых «звучит» музыка.

— Эти два искусства – музыку и литературу объединяет общность жанров. (Слайд №9) Нередко в музыке произведения называются – сказка, поэма, баллада, а в литературе – песня, романс, запевка.

— Сейчас прозвучит музыкальная загадка, а вы вспомните, как называется произведение, к какому жанру относится произведение и, что еще вы можете о нем сказать? (Слайд №10)

Ответы учащихся: Это русская народная песня «Во поле береза стояла».

— Правильно, давайте исполним песню (исполнение)

— Скажите, а кто из композиторов использовал мелодию этой песни в своем творчестве?

— Правильно. Давайте послушаем фрагмент этого произведения, а вы постарайтесь вспомнить, как оно называется. (Слайд №11)

Слушание: Фрагмент финала «Симфонии №4».

Ответы учащихся: Это финал Симфонии №4. По характеру музыка яркая, бурная стремительная завораживающая. Главная тема финала отличается от песни темпом, характером, звучит в высоком регистре.

III. Осмысление и закрепление знаний.

Ответы учащихся: Светлую, легкую, парящую, мелодичную, напевную.

— М.И. Глинка написал музыку на стихи Кукольника. (Слайд №13) Послушайте романс «Жаворонок» М. Глинки.

— Обратите внимание, простые строки стихотворения, благодаря их музыкальному прочтению композиторами как бы обрели вторую жизнь. Их звучание в музыке обогатилось более глубоким смыслом, более яркими человеческими чувствами. Стихи многих поэтов стали известны благодаря их музыкальному прочтению. И до нас вполне могли бы не дойти стихи Кукольника, если бы не простая, задушевная и задумчивая музыка «Жаворонка» Глинки.

— Давайте еще раз послушаем фрагмент романса, и вы поделитесь своими впечатлениями о музыке романса. Слушание.

Ответы учащихся:Создается настроение задумчивости, задушевности, мечтательности.

— Как вы думаете, этот лирический романс создает настроение, которое перекликается с настроением картины Василия Поленова «Монастырь над рекой»? (Слайд №14)

— Обратите внимание на то, как созвучны настроение картины Поленова с музыкой Глинки. Назовите сходства выразительных средств живописи и музыки.

Ответы учащихся:Сходство линии рисунка в картине и музыки, цветовая гамма в картине и ладовая окраска в музыке…

— Какой напрашивается вывод?

— А теперь ответьте на главный вопрос сегодняшнего урока. (Слайд №15) Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?

Ответы учащихся: – Если бы не было литературы, то многих музыкальных произведений тоже не было бы.

— Сделайте вывод по уроку.

В ы в о д: такие искусства как литература и музыка тесно взаимосвязаны. В них очень много общего. Без литературы не могли бы появиться многие музыкальные произведения. Ведь в основе их сюжета лежит литературное произведение: сказка, рассказ, повесть, роман.

IV. Подведение итогов.

— Посмотрите на план. Все ли мы успели сделать? (Слайд №16)

— Что самое главное необходимо запомнить с урока?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *