Музыкальный салон это что

литературно-музыкальные салоны

Полезное

Смотреть что такое «литературно-музыкальные салоны» в других словарях:

музыкальная жизнь Москвы — Первые сведения о музыкальной жизни Москвы относятся к рубежу XV—XVI вв., когда, предположительно, был создан хор государевых певчих дьяков для участия в царских богослужениях и придворных церемониях. В придворный быт с конца XV в. проникают … Москва (энциклопедия)

Малая Дмитровка (улица) — Малая Дмитровка Москва Общая информация Округ ЦАО Прежние названия Улица Чехова Протяжённость 650 м Район Тверской Районный суд Тверской Ближайшая станция метро … Википедия

Малая Дмитровка — У этого термина существуют и другие значения, см. Дмитровка. Малая Дмитровка Москва … Википедия

Улица Малая Дмитровка — Малая Дмитровка Москва Общая информация Округ ЦАО Прежние названия Улица Чехова Протяжённость 650 м Район Тверской Районный суд Тверской Ближайшая станция метро … Википедия

Гусев, Андрей Германович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Гусев. В Википедии есть статьи о других людях с именем Гусев, Андрей. Андрей Гусев … Википедия

Иркутский музей декабристов — У этого термина существуют и другие значения, см. Музей декабристов. Иркутский областной историко мемориальный музей декабристов … Википедия

Дом №14 по Тверской улице (Москва) — Достопримечательность Дом Е. И. Козицкой (Дом Г. Г. Елисеева) Дом № 14 по Тверской улице в наши дни Город … Википедия

Дом № 14 по Тверской улице (Москва) — Достопримечательность Дом Е. И. Козицкой (Дом Г. Г. Елисеева) … Википедия

Елисеевский магазин (Москва) — Достопримечательность Дом Е. И. Козицкой (Дом Г. Г. Елисеева) Дом № 14 по Тверской улице в наши дни Город … Википедия

Поварская улица — Москва Поварская улица, вид в … Википедия

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Приглашаю в музыкальный салон

Немного о салонах.

Музыкальный салон это что. Смотреть фото Музыкальный салон это что. Смотреть картинку Музыкальный салон это что. Картинка про Музыкальный салон это что. Фото Музыкальный салон это что

Именно в салонах общество знакомилось с культурой других стран, со знаменитыми исполнителями и композиторами, отечественные композиторы часто именно в музыкальных салонах начинали свою деятельность, черпали вдохновение, представляли свои сочинения.

Поменялись столетия и нравы, на смену балам пришли шумные дискотеки, и салонность потерялась в пропасти веков. Возрождение и продолжение традиций русских музыкальных салонов и салонного музицирования, возвращение слушателям забытых страниц отечественной музыки – такую цель ставят перед собой обычно организаторы новых салонов.
По сравнению с концертным залом, здесь нет сцены, отделяющей исполнителей от слушателей, а представляется возможность проводить вечера-встречи, общения, где угощения – это также атрибут салона – подчёркивает эстетическое начало мероприятия. Цель похода – не только насладиться концертом, но и найти круг общения, завести новые знакомства.

В салоне психологически комфортная атмосфера, которая способствует раскрытию творческих возможностей.
Музыкальный салон это что. Смотреть фото Музыкальный салон это что. Смотреть картинку Музыкальный салон это что. Картинка про Музыкальный салон это что. Фото Музыкальный салон это что

Сегодня прозвучат старинные вальсы, песни и Чардаш Монти в фортепианной аранжировке пианиста Александра Златковского. Он же и исполнитель этих произведений.

Вальс «На сопках Маньчжурии».



Русская народная песня «Коробейники.»



Русская народная песня «Калинка.»


Чардаш Монти.




«Очи черные.»



Вальс «Дунайские волны.»




Музыкальный салон это что. Смотреть фото Музыкальный салон это что. Смотреть картинку Музыкальный салон это что. Картинка про Музыкальный салон это что. Фото Музыкальный салон это что

Процитировано 4 раз
Понравилось: 11 пользователям

Источник

Музыкальный салон

Сопровождать музыкой прогулку, трапезу, беседу, купанье! — испокон веков считалось изыском. Правда, позволить себе такого рода удовольствие могли лишь люди, мягко говоря, обеспеченные — согласитесь, содержать оркестр и сегодня доступно далеко не каждому. Но с изобретением звукозаписывающей аппаратуры жить в условиях «музыкального сопровождения» стало для многих делом вполне привычным. Музыка звучит повсюду — она превратилась в один из элементов среды обитания. И салоны красоты здесь вовсе не исключение: в парикмахерских попроще для создания «аккомпанемента» используют различные FM-станции, в элитных салонах к выбору музыкального фона относятся более осознанно, подчас даже обращаясь за советом к психологам.

Язык ангелов

Наверное, по степени воздействия на человека музыка уступает только любви — не зря ее величали «языком ангелов». В прямом и переносном смысле слова этот вид искусства — великая сила, которая может как исцелить, так и погубить. К примеру, в одной из восточных стран в средние века преступников казнили беспорядочным звучанием флейт, барабанов и труб. Однако музыкой можно и вернуть к жизни, о чем так же превосходно было известно древним, — ведь практика музыкальной терапии существует еще со времен Пифагора и Авиценны. Причем речь в данном случае идет не только о всевозможных депрессиях, меланхолии, усталости и прочих душевных недугах. Музыка самым непосредственным образом влияет и на физическое состояние человека. Гармоничные звуки не хуже опытного эскулапа способны лечить разнообразные воспаления, снимать астматические симптомы, ускорять заживление ран, нормализовать кровообращение и давление. Музыка повышает работоспособность, эффективность занятий спортом, да и вообще любыми физическими упражнениями, а также усиливает восприимчивость к разнообразным медицинским, физиотерапевтическим, косметологическим процедурам. Поэтому в ее помощи в равной степени нуждаются и мастера, работающие в косметических центрах, и их клиенты.

«Здравствуйте, доктор Моцарт!»

Казалось бы, выбор музыкального репертуара должен всецело зависеть либо от пристрастий персонала салона, либо от вкусов посетителей. Однако психологи утверждают, что полагаться лишь на субъективные желания в этом, на первый взгляд элементарном, вопросе не стоит.

«Существует такое понятие — функциональная музыка, — рассказывает Екатерина Аруцева, психолог Центра социально-психологической адаптации. — Это музыка, оказывающая влияние на психическое и физическое состояние человека, на поведение групп людей. Правильно подобранную функциональную музыку и нужно использовать в салонах красоты».

В свою очередь, функциональная музыка по своему воздействию подразделяется на несколько типов. Скажем, «катарсисная» музыка («Ода к радости» Людвига Ван Бетховена) заставляет нас пережить, как говорили древние, «приятный ужас». Такая музыка избавляет от тяжелых переживаний, снимает стресс. А вот отрешиться от повседневных забот и прочего «суетного» можно при помощи «экзистенциальных» произведений (орган, церковные хоры). «Ресурсная» музыка чаще всего представляет собой ритмичные, яркие, жизнерадостные композиции, которые улучшают самочувствие, заряжают оптимизмом, поднимают жизненный тонус. «Релаксирующая» музыка (о, великий Моцарт! о, Жан Мишель Жарр!) успокаивает, утешает позволяет расслабиться не только психологически, но и физически.

Понятно, что первые два типа музыкальных произведений хороши в качестве «инструмента» психотерапии. В то же время «катарсисные» и «экзистенциальные» композиции совершенно невозможно использовать для создания музыкального фона на рабочем месте мастера — в отличие от «релаксирующих» и «ресурсных», которые привнесут в рабочую обстановку салона дополнительный комфорт и усилят эффективность проводимых процедур.

Исследователями давно доказано, что произведения того же Моцарта обладают терапевтическими свойствами. Вместе с тем серьезная классическая музыка способна вызывать слишком глубокие душевные сопереживания, в салоне красоты вряд ли уместные. Так что концерты Баха, Вивальди или симфонии Бетховена лучше не стоит включать в «производственный» репертуар. По словам Екатерины Аруцевой, предпочтительней всего использовать музыку в исполнении небольших инструментальных оркестров, камерную музыку. Перепады в громкости звучания большого симфонического оркестра могут быть очень значительными, а это вызывает изменение сердцебиения, что негативно сказывается как на работе мастеров салона, так и на самочувствии клиентов. «Фортепианная музыка, — говорит Екатерина, — достигает необходимого эффекта, когда исполняются нетяжелые джазовые, блюзовые композиции небыстрого темпа, мажорной тональности. Скрипка слишком волнует, кроме того, некоторых людей звук скрипки раздражает. Исполнение классики в современной обработке создает эффект «общительности», открытости, но в то же время в таких пьесах присутствует чрезмерная энергия».

Многое из вышесказанного подтверждают и практики. Так, Ольга Артеменко, директор салона красоты «Делиз», рассказывает: «Мы серьезно относимся к выбору музыки, стараемся учитывать биологические ритмы. По утрам обычно включаем бодрую музыку, иногда даже новостные программы, радио. Во второй половине дня — более спокойные мелодии, например композиции Трея Йохонсона, иногда — известное ретро — Фрэнка Синатру. Выбор звукового сопровождения зависит и от характера процедур: SPA-процедуры мы проводим под звуки природы — пение птиц, шум моря».

В кабинете косметолога

«Рассуждая о музыке в кабинете косметолога прежде всего хочется вспомнить о необходимости максимального взаимопонимания между ним и клиентом, — говорит врач-музыкотерапевт Николай Свидро, — ибо оно лежит в основе верного подхода и качественного решения проблем клиента. Музыка, звучащая в кабинете не только создает особую атмосферу, унося все печали клиента, оставляя их за порогом кабинета, но и как бы отгораживает клиента и косметолога, объединяя их для совместной работы. Ученые выявили, что такое использование музыки повышает эффективность проводимых процедур. Этот феномен называют коммуникативным эффектом музыки».

Далеко не всегда посещение косметического центра сулит исключительно приятные ощущения. Чистка кожи, некоторые виды пилингов, мезотерапия, эпиляция нередко сопровождаются сравнительно болезненными ощущениями, без которых, к сожалению, современные технологии пока не в состоянии обойтись. Звучащая в кабинете косметолога музыка должна обладать анестезирующими свойствами, способствующими релаксации пациента. Подобными качествами, к примеру, обладают «Колыбельная» Брамса, «Ноктюрн соль-минор» Шопена, «Свет луны» Дебюсси, большинство симфонических произведений Вангелиса, «нью-эйдж», отдельные образцы этнической музыки, способные создать атмосферу покоя и душевного равновесия. Чтобы не отвлекать клиента, репертуар необходимо выдерживать в единой эмоциональной стилистике.

Именно с этой целью для сеансов массажа выпускаются специальные музыкальные альбомы. Включенные в них композиции создают оптимальный фон для восприятия процедуры, настраивая воображение посетителя на позитивные образы. При прослушивании композиций альбомов у клиента выравнивается ритм работы сердца, дыхание становится глубоким, мышцы расслабляются, что закономерно приводит к оптимальному результату. «Обычно косметические процедуры мы проводим либо в тишине, либо под спокойную легкую музыку, — рассказывает Марина Ефанова, врач-косметолог Салона красоты Сергея Зверева. — Нашим занятиям противопоказана энергичная музыка — она отвлекает и клиента, и мастера…»

В 1988 году немецкий ученый и композитор П. Хюбнер изобрел «медицинскую резонансную музыку». Такая музыка, объединяющая звучание старинных и современных музыкальных инструментов, создается с помощью компьютерных технологий. Она обладает способностью воздействовать мягко, ненавязчиво — и в то же время чрезвычайно эффективно. В терапевтических целях медицинскую резонансную музыку используют как дополнение к физиотерапии, так что ее применение вполне уместно и в косметологическом кабинете.

В парикмахерском кресле

Каждому — свое или музыка на рабочем месте

Но как быть, если косметологам и массажистам во время проводимых ими процедур рекомендована музыка, «функции» которой не совпадают с теми, что показаны их клиентам? Возникает своего рода конфликт: музыка, предназначенная для профессионала, призвана поддерживать внимание и бодрость, а музыка для клиента — напротив, успокаивать и расслаблять. «Техсредства» — лучший способ решить ситуацию. Правда, использование плеера во время косметологических процедур не всегда удобно именно по техническим причинам — во многих случаях (таких, как работа с лицом) необходим контакт с клиентом, что делает невозможным использование наушников. Но мезотерапия, депиляция, маски, обертывания вполне могут проводиться под «индивидуальный» музыкальный аккомпанемент. И уж массажу использование плеера абсолютно никак не помешает — клиент надевает наушники, мастер включает диск с релаксирующей музыкой и… комплексное удовольствие обеспечено тому и другому.

При составлении функциональных музыкальных программ, конечно, необходимо учитывать вкусы слушателей, но все же, как мы уже говорили, в данном случае они не главное. Наслаждаться любимыми оперными ариями или джазовыми композициями надо на концерте или дома. На рабочем же месте звучит то, что улучшает качество обслуживания, — а это происходит тогда, когда слушатель относится к композициям нейтрально, без пиетета. Допустим, танцевальная музыка, ассоциирующаяся с физической активностью, мешает релаксации клиента, что явно не пойдет делу на пользу. Хотя, что не позволяется быку, дозволено Юпитеру. Иногда известные мастера-стилисты используют чрезвычайно выразительную, активную, «острую» музыку. Сергею Звереву случалось работать под зажигательные композиции Ванессы Мэй и песни Рикки Мартина. Бывает, что некоторые экстравагантные мастера «в процессе» еще и пританцовывают. Но это уже, разумеется, не будни салона красоты, а эффектное шоу.

Поддержанию необходимого уровня внимания способствует также жанровое разнообразие репертуара — например, «ассорти» из классической и современной музыки. Лучше всего одновременно записать несколько «альбомов» и по мере необходимости чередовать их прослушивание. При этом не упускайте из виду, что монотонный ритм приводит к скорому «пресыщению» слушателей, поэтому музыка в салоне не должна быть слишком однообразной и громкой. Вполне достаточно 30—45 минут звучания, после которых неплохо сделать 10—15-минутную паузу. И обновляйте «программу» не реже, чем раз в неделю — за это время она точно не успеет никому наскучить. Кстати, в салоне красоты «Моне» музыкальные программы обновляются ежемесячно. «Использование музыки — обязательная составляющая нашей работы, — рассказывает Ольга Лисатова, директор по рекламе. — Обустраивая новый салон (всего их восемь), мы обязательно располагаем колонки во всех помещениях, так что музыка у нас звучит везде — в холле, залах, даже туалете. Существуют специальные компьютерные программы, позволяющие создать подходящие миксы, — в основном это подборка спокойных инструментальных мелодий. С удовольствием и клиенты, и сотрудники салона слушают «Кафе Дельмар», диджейс клаб, Шадэ, чилаут. Иногда, смотря по обстановке, мы включаем и более эмоционально насыщенные композиции».

Технические «подробности»

И безукоризненно точный выбор музыкальных произведений, и соблюдение всех возможных правил и предосторожностей при их прослушивании утратят всякий смысл, если воспроизводящая аппаратура позволяет слышать только неприятное дребезжанье, а не насыщенный, полный звук. Значит, для достижения идеала нужна хорошая аппаратура и ее грамотная установка. Качество инсталляции, как говорят профессионалы, — важная составляющая атмосферы салона. Если уж решено слушать музыку, то помещение, предназначенное для этой цели, нужно сделать звучащим: учесть размер, высоту, расположение мебели. Необходимо помнить о тех деталях, которые определяют характер звучания в помещении. Например, мягкая мебель поглощает звук, зеркала его отражают. В парикмахерском зале с множеством зеркал при неправильном расположении аппаратуры звук будет неясным, «гуляющим». Важнейшей составляющей качественного музыкального оформления салона является соответствие дизайна помещения и его освещения стилистике избранной музыки. Можно не сомневаться, что «попса» (которая, согласно жизнерадостному слогану, «народу нравится») в интерьере XVIII века не вызовет ничего, кроме раздражения и насмешек эстетов, а завораживающее очарование «психоделии» просто бесследно растает в просторном, ярко освещенном зале.

…Возможно, когда-нибудь в элитных салонах красоты зазвучит живая музыка, которую, безусловно, не заменит никакая аппаратура. И тогда мы поймем, насколько правы были античные мудрецы, утверждая: все в мире стремится стать музыкой.

Источник

2 Литературно-музыкальные салоны России

В России расцвет салонов приходится на первые десятилетия XIX века, они являются неотъемлемой чертой быта пушкинской эпохи.

Княгиня Евдокия (Авдотья) Ивановна Голицына, урожденная Измайлова (1780-1850 гг.).
Она родилась в весьма почтенной и богатой семье: мать ее была сестрой знаменитого князя Юсупова. Наверное, от татарских предков получила Авдотья Измайлова черные волнистые волосы, огненные черные глаза и смуглую упругую кожу, а также совершенно восточную ленивую негу движений. В семье отца она получила также блестящее для женщины того времени образование.

Именно ей посвятил свои стихи юный Пушкин, страстно в неё влюбленный

Не спрашивай, зачем унылой думой
Среди любви я часто омрачен,
Зачем на все подъемлю взор угрюмый,
Зачем не мил мне сладкой жизни сон.
Княгиня Зинаида Александровна Волконская (1792-1862)
Таланты, красота, искусство и политика увенчали героиню чуть ли не с колыбели.

В её салоне бывали корифеи русской словесности и культуры того времени: П. Вяземский, Д. Давыдов, Е. Баратынский, П. Чаадаев, В. Одоевский, М. Загоскин, М. Погодин, С. Шевырев, А. Хомяков, братья Киреевские… Но, конечно, звездами самой большой величины здесь были Пушкин и А. Мицкевич.

Пушкин явился сюда после ссылки, в пору своих самых шумных триумфов. З. Волконская встретила его исполнением романса на стихи «Погасло дневное светило…» Этот прием артистического кокетства тронул поэта. Он не влюбился, но дружеским расположением проникся вполне. А заодно посвятил З. Волконской и вот эти стихи:

Среди рассеянной Москвы,
При толках виста и бостона,
Ты любишь игры Аполлона.
Царица муз и красоты,
Рукою нежной держишь ты
Волшебный скипетр вдохновений,
И над задумчивым челом,
Двойным увенчанным венком,
И вьется и пылает гений…
Дом семьи Карамзиных.
Был среди петербургских салонов совершенно особенный. Его можно было бы назвать «семейным приютом муз». Не в том смысле, что его хозяйка (точнее, хозяйки) были художественно одарены, а в том смысле, что нигде литераторы и художники (но особенно все-таки литераторы) не чувствовали себя так по-домашнему уютно и непринужденно. Гостей здесь ждали ежевечерне. В красной гостиной с простыми соломенными креслами царили самовар и… русский язык! Это была единственная гостиная в Питере, где в то время предпочитали родную речь и НИКОГДА не играли в карты. Поэты в скромных сюртуках и заехавшие мимоездом одетые по бальному первые красавицы, дипломаты и провинциальные родственники, – все находили для себя интерес и душевное отдохновение в салоне, который вели жена (а потом вдова) историка Карамзина Екатерина Андреевна и ее дочери Софья и Екатерина.
Вот картина салона Карамзиных из черновых набросков к «Евгению Онегину»:

В гостиной истинно дворянской
Чуждались щегольства речей
И щекотливости мещанской
Журнальных чопорных судей.
Хозяйкой светской и свободной
Был принят слог простонародный…
И новичка-провинциала
Хозяйка спесью не смущала:
Равно для всех она была
Непринужденна и мила…

В 40-е годы салон Карамзиных занял первое место среди русских литературных салонов. Молодой тогда И.И. Панаев не без иронии пишет: «Чтобы получить литературную известность в великосветском кругу, необходимо было попасть в салон г-жи Карамзиной – вдовы историографа. Там выдавались дипломы на литературные таланты. Это был уже настоящий великосветский литературный салон с строгим выбором.

Салон Алексея Николаевича Оленина.
Салон Президента Академии художеств и директора Публичной библиотеки Алексея Николаевича Оленина не мог не быть одним из главных очагов (точнее – камельков) культуры Северной Пальмиры в начале 19-го столетия. Рыженький и горбатенький, но необычайно легкий в общении, остроумный и любезный Оленин удивительно сочетал в себе сердечность, ум, глубокую образованность с потрясающей способностью к «искательству», то есть, был ловчайшим и тончайшим чинодралом и бюрократом. И если выбирать ему приходилось между музами и карьерой, он всегда бестрепетно предпочитал второе.

Оленин оставался в общем-то литературным старовером, примыкал к «Обществу любителей российской словесности», отчего в его доме бывали И.А. Крылов (он сделался здесь своим, совершенно домашним человеком) и Г.Р. Державин. Но «новые времена – новые песни», и в салоне появляются В.А. Жуковский, П.А. Вяземский, К.Н. Батюшков. Со временем здесь зазвучит голос М.И. Глинки, а лучшие художники украсят оленинский дом и его дачу в Приютино весьма изящно…

В дневнике дочери Анны, сочинившей музыку к думе К. Ф. Рылеева «Смерть Ермака», отмечается благородная миссия отца в духовном сближении творческих людей разных поколений: «Батюшке я сама во многом обязана, от его истинного глубокого знания и мне кое-что перепало. В его разговорах, выборе для меня книг и в кругу незабвенных наших великих современников: Карамзина, Блудова, Крылова, Гнедича, Пушкина, Брюллова, Батюшкова, Глинки, Мицкевича, Уткина, Щед-рина и проч., почерпала я все, что было в то время лучшего». Салон также посещали В. А. Жуковский, П. А. Вяземский, Д. И. Языков, П. А. Катенин, М. Ю. Виельгорский, Ф. П. Толстой, В. Л. Боровиковский, А. Г. Венецианов, О. А. Кипренский, С. И. Гальберг, А. М. и Н. М. Муравьевы. В салоне А. Н. Оленина познакомились М. П. Бестужев-Рюмин и А. С. Пушкин. Здесь актеры столичных театров слушали новые пьесы, распределяли роли.

Мадам Рекамье.
Жюли Рекамье, тогда ещё Бернар, родилась в семье нотариуса в Лионе. В 1786 году после продвижения её отца по карьерной лестнице семья переехала в Париж.

В 1793 году, когда девушке ещё не исполнилось 16, она вышла замуж за банкира Жака Рекамье, который был старше ее на 26 лет. Отношения между супругами были скорее дружескими, нежели любовными. В качестве свадебного подарка банкир купил Рекамье особняк бывшего королевского министра финансов Неккера в Париже, где она впервые стала принимать гостей, и эти визиты вскоре превратились в знаменитый салон.

Обаяние Жюли, её ум и политические взгляды привлекали к ней в салон людей различных возрастов и положений. В списках имен гостей дома Рекамье завсегдатаями были знаменитый писатель Рене де Шатобриан, горячо любивший мадам Рекамье, писатель и критик Огюстен Сент-Бев, лучшая подруга Жюли писательница мадам де Сталь, Камилл Жордан и многие другие.

Удивительная красота Жюли привлекала к ней многих поклонников, среди которых были маршал Жан-Батист Бернадот, герцог Матьё де Монморанси-Лаваль, принц Август Прусский, Бенжамен Констан, брат Наполеона Люсьен Бонапарт и даже сын её подруги мадам де Сталь. Однако Рекамье предпочитала, держа дистанцию, сохранять дружбу, а не временных поклонников.

Мадам Рекамье не скрывала своего недовольства новой государственной политикой. Её салон привлекал противников перемен и постепенно превратился в оппозиционный к Наполеону политический центр. Императорская полиция несколько раз закрывала её салон. После высылки Жермены де Сталь она продолжала поддерживать с ней связи, а позже был подписан приказ и о её удалении из столицы. Она переехала во французскую провинцию, путешествовала по Италии и вернулась в Париж после реставрации. В 1819 году она переехала в монастырь Аббе-о-Буа, где продолжала устраивать приёмы; её близкий друг Рене де Шатобриан оставался с ней до самой смерти.

Жюли писала мемуары, но перед смертью приказала их уничтожить. Она оставила большое количество писем, часть из которых впоследствии была напечатана.

Её имя стало символом, олицетворявшим хороший вкус и образованность. Она была «звездой» европейского масштаба, о которой говорили в России и Англии, в Италии и Германии. Все, что ассоциировалось со знаменитым салоном, стали называть обобщающим термином «рекамье».
В.А. Тропинин. Николай Михайлович Карамзин. 1818 г.В.А. Тропинин. Николай Михайлович Карамзин. 1818 г.
«Карамзин читал нам свою историю»
Одной из замечательных форм культурной жизни русского общества рубежа XVIII-XIX вв. были салоны. Появившись в конце XVIII в. (как салон Г.Р. Державина) и ориентируясь на парижские салоны предреволюционной поры, русские салоны особенно расцвели в 1820-1830-х гг.1 Литературные, музыкальные, политические, а чаще гармонично объединявшие и обсуждение новинок отечественных и иностранных литераторов, и музицирование в гостиных, и спор о последних политических новостях с иностранными посланниками, сохранявшие дружескую, непринужденную, игровую атмосферу, салоны становились значимым фактом отечественной культуры, порождая новые ценности, формируя историческое, политическое, эстетическое сознание своих участников2. Как писал С.С. Уваров, «частные, так сказать, домашние общества, состоящие из людей, соединенных между собой свободным призванием и личными талантами. имели и имеют не только у нас, но и повсюду, ощутительное, хотя некоторым образом невидимое влияние на современников»3.

Фото: wikimedia.org
Мастер-класс Николая Карамзина
Особое место в культурной жизни столицы занимал салон Карамзиных. Возникший еще при жизни историографа, салон окончательно складывается при его вдове Катерине Андреевне с конца 1820-х гг. и особенно в 1830-1840-е гг., привлекая к себе весь цвет петербургского общества. В первой половине 1820-х гг. он представлял собой кружок, объединенный интересами литературы и истории и группировавшийся вокруг Н.М. Карамзина, который «был каким-то животворным, лучезарным средоточием»4 для своих молодых друзей.

Фото: wikimedia.org
Мастер-класс Николая Карамзина
Особое место в культурной жизни столицы занимал салон Карамзиных. Возникший еще при жизни историографа, салон окончательно складывается при его вдове Катерине Андреевне с конца 1820-х гг. и особенно в 1830-1840-е гг., привлекая к себе весь цвет петербургского общества. В первой половине 1820-х гг. он представлял собой кружок, объединенный интересами литературы и истории и группировавшийся вокруг Н.М. Карамзина, который «был каким-то животворным, лучезарным средоточием»4 для своих молодых друзей.

Просвещенное общество за чтением «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина.
Просвещенное общество за чтением «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина.

Неизвестный художник. Екатерина Андреевна Карамзина, супруга историографа. Конец 1830-х гг.
Неизвестный художник. Екатерина Андреевна Карамзина, супруга историографа. Конец 1830-х гг.

Там Пушкин «чуждался щегольства речей»
В отзыве И.И. Панаева звучат отклики споров 1830-1831 гг. вокруг «Литературной газеты», сотрудничавших в которой А.С. Пушкина, П.А. Вяземского, А.А. Дельвига их противники обвиняли в «литературном аристократизме», причем под этой общей формулой понимались совершенно разные вещи: Н.А. Полевой, издатель «Московского телеграфа», видел в «аристократизме» отказ от романтического бунтарства и свободолюбия, Н.И. Надеждин, наоборот, подразумевал под «аристократизмом» барское недовольство действительностью и пренебрежение к народной жизни, а Ф.В. Булгарин представлял сотрудников «Литературной газеты» чуть ли не как аристократических заговорщиков против существующих порядков16.

С полемикой вокруг «литературной аристократии» связаны черновые строфы восьмой главы «Евгения Онегина», обозначенные в беловой рукописи романа как XXVI и XXVII, в которых А.С. Пушкин изображал петербургскую гостиную Татьяны как «истинно дворянскую»:

В гостиной истинно дворянской
Чуждались щегольства речей
И щекотливости мещанской
Журнальных чопорных судей
[В гостиной светской и свободной
Был принят слог простонародный
И не пугал ничьих ушей
Живою странностью своей. ]18
Прототипом этого чернового наброска выступал, скорее всего, именно салон Карамзиных, в котором, по единодушным отзывам современников, был принят домашний, патриархальный тон, чуждавшийся «щегольства речей», и русский, «простонародный» язык для бесед, о чем свидетельствуют записки А.И. Кошелева («эти вечера были единственные в Петербурге, где не играли в карты и где говорили по-русски. «)19 и стихотворные строки Е.П. Ростопчиной:

Там говорят и думают по-русски,
Там чувством родины проникнуты сердца;
Там чинность модная своею цепью узкой
Не душит, не теснит. 20
Пушкинское выражение «в гостиной истинно дворянской» звучало как похвала21, как отражение тех лучших качеств, которые были присущи старинному русскому дворянству: чувство чести и собственного достоинства, благородной дворянской гордости, почетной родословной, украшенной именами предков, прославившихся на службе Отечеству.

Фото: Родина
25-летняя художница решила перевести в цвет русскую историю Карамзина
Что способствовало притягательности салона Карамзиных среди интеллектуальной элиты петербургского общества 1830-1840х гг.? «Откуда исходило то обаяние, благодаря которому гость, переступив порог салона Карамзиных, чувствовал себя свободнее и оживленнее, мысли становились смелей, разговор живей и остроумней»27? Ответ, скорее всего, кроется в прозвучавшем слове «свобода». Об этом писал П.А. Плетнев Я.К. Гроту: «В обществе Карамзиных есть то, чего нигде почти нету: свобода, а следовательно, и жизнь»28. Свобода от тесных рамок великосветских правил и условностей, которую давал своим посетителям карамзинский салон, особенно остро чувствовалась в 30-40е гг. XIX в., недаром А.С. Хомяков назвал его «оазис зеленый» «среди губительных песков» и «гранитной пустыни»29 Петербурга. В этом салоне можно было наблюдать такую картину: «После чаю молодежь играла в горелки, а там пустились в танцы»30. По словам А.И. Кошелева, вечера у Карамзиных «освежали и питали наши души и умы, что в тогдашней петербургской душной атмосфере было для нас особенно полезно»31.

Именно Софья Николаевна, старшая дочь Н.М. Карамзина от его первого брака с Е.И. Протасовой, задавала тон в салоне Карамзиных. По свидетельству А.В. Мещерского, «Софья Николаевна была, поистине, движущей пружиной, направляющей и оживляющей разговор, как в общей, так и в частной беседе. Она имела удивительный талант всех приветствовать, рассадить и группировать гостей согласно их вкусам и симпатиям, находя вечно новые темы для разговора и выказывая ко всему живейшее и непринужденное участие. Она в этом случае напоминала знаменитую г-жу Рекамье»41. Схожим образом определяла роль Софьи Николаевны и А.Ф. Тютчева: «Бедная и дорогая Софи, я как сейчас вижу, как она, подобно усердной пчелке, порхает от одной группы гостей к другой, соединяя одних, разъединяя других, подхватывая остроумное слово, анекдот, отмечая изящный туалет. вступая в разговор с какой-нибудь одинокой дамой, поощряя застенчивую и скромную дебютантку, одним словом, доводя умение обходиться в обществе до степени искусства и почти добродетели»42.

Фото: commons.wikimedia.org
Игорь Коц: «РГ» и «Родина» объявляют на своих страницах Год Карамзина
Как заметил Ю.М. Лотман, «описанная в воспоминаниях Тютчевой картина настолько напоминает сцену из «Войны и мира» Толстого, что трудно отказаться от мысли о том, что Толстому были доступны тогда еще не опубликованные мемуары Тютчевой. Эмоциональная оценка в романе Толстого прямо противоположна, но это тем более подчеркивает сходство самой картины»43. Это свидетельствовало о перерождении позднего салона Карамзиных в «машину безликого светского общения».

«Декадентская мадонна» Зинаида ГиппиусГиппиус
Она встречала гостей, лежа на ковре возле камина, с выбеленным лицом и румянами на щеках, со словами: «Ну и что декадентского Вы сделали сегодня?» От кого-нибудь другого это могло звучать пошло, пафосно, глупо, но только не от нее. И вот почему. Да, Гиппиус любила эпатировать публику, чудачить, дразнить, но все это внешнее, напускное терялось в сравнении с глубиной ее личности, ее исключительным умом, талантом. Для меня Гиппиус это вообще женщина-парадокс, я давно восхищаюсь ее творчеством, и была рада на лекции вновь встретиться с ней, и хоть образно посетить ее салон. Зинаида Гиппиус была необразованной женщиной, в смысле она нигде не училась и не получила никакого систематического образования, при этом ее начитанности и глубине познаний мог бы позавидовать любой профессор. Она была необыкновенно, дьявольски красива, завораживала своей красотой мужчин, при этом сама считала себя бесполой, и чувственные отношения с мужчинами не интересовали ее. Она была язвительна, очень часто могла обидеть собеседника, при этом она же очень тонко чувствовала людей.
Салон, где «белая дьяволица» Гиппиус2(так Гиппиус прозвали за ее любовь к белым одеждам) встречала своих гостей, располагался в доме Мурузи, это место стало знаковым для Серебряного века. Бывать у Гиппиус и Мережковского в литературном салоне было очень престижно, и если ты был там принят, то путь в круги художественно-литературной богемы тебе был открыт. Многие боялись Гиппиус как литературного критика (она издавала «Литературный дневник» под псевдонимом Антон Крайний), ее мнение очень ценилось. Темы, которые поднимались на встречах у Мережковских, были очень серьезные, философские, религиозные; то, что происходило в стране в начале 20 века очень остро переживалось в гостиной с окнами на Преображенский собор. Тема религии заняла особую нишу в деятельности Гиппиус и ее мужа Дмитрия Мережковского, с 1903 они организовывали религиозно-философские собрания, идеи, которые выдвигались на собраниях были очень радикальными, например, после событий 1905, они выступили от лица собрания перед духовенством с предложением перестать упоминать царя в молитвах во всех церквях.
Октябрьскую революцию чета Мережковских не приняла и эмигрировала в Париж, там они продолжили традицию литературного салона среди русских эмигрантов, кружок даже имел свое на-звание «Зеленая лампа».

Паллада Олимповна БОГДАНОВА-БЕЛЬСКАЯБогданова
Русская поэтесса, хозяйка литературного салона, «светская львица» Серебряного века. Окончила драматическую студию Н. Н. Евреинова в 1911 г., была завсегдатаем петербургского кабаре «Бродячая собака» и всеобщей знакомой петербургских литераторов этого круга. Это ей посвящены строки Северянина:

«Мужчина каждый делался остер,
Почуяв изощренную Палладу».

Родилась Паллада Олимпиевна 1 (13) января 1887 г. в семье военного инженера генерала О. Старынкевича. Во время учебы на высших курсах будущая царица богемы сблизилась с эсерами, стала любовницей одного из них, Е. Сазонова, но сбежала из дома и обвенчалась с другим, вскоре казненным С. Богдановым. От Сазонова у Паллады родились близнецы Эраст и Орест. В 1911 г. Богданова, взявшая себе в качестве сценического псевдонима вторую фамилию — Бельская, закончила театральную студию Н. Евреинова.
Квартира Богдановой-Бельской на Фонтанке была своеобразным салоном, где собирался весь богемный и около цвет Петербурга. Свои поэтические опыты Паллада опубликовала в изящно оформленном сборнике «Амулеты» (1915), вызвавшем весьма резкую критику в отношении как стихотворных размеров, так и тем ее стихов. В журнале «Аргус» Богданова-Бельская вела рубрику «горячих советов о красоте дамам и джентльменам».
Все это было… Было до революции…
А после, еще не оправившись от попытки отравиться из-за несчастной любви, больная и нищая Паллада пробирается в Крым. В 1918 г. она вновь пытается вернуть утраченное, стать прежней, «роковой» Палладой, в стенах ялтинского «Кафе поэтов». Но ненадолго… В 1920-1930-х годах жила в бывшем Царском Селе, затем перебралась в Ленинград. В этом городе, с которым ее столько связывало, она и умерла 19 июля 1968 г.
Оказавшись в эмиграции, Георгий Иванов, грустя об ушедших временах, не забыл и ту, о которой часто, хотя и с иронией, вспоминал в своих мемуарах, написав:

Январский день. На берегу Невы
Несется ветер, разрушеньем вея.
Где Олечка Судейкина, увы,
Ахматова, Паллада, Саломея?
Все, кто блистал в тринадцатом году —
Лишь призраки на петербургском льду.

Всегда нарядней всех, всех розовей и выше,
Зачем всплываешь ты со дна погибших лет?
И память хищная передо мной колышет
Прозрачный профиль твой за стеклами карет.
Как спорили тогда – ты ангел или птица,
Соломинкой тебя назвал поэт,
Равно на всех сквозь черные ресницы
Дарьяльских глаз струился нежный свет.
О тень! прости меня,
Но ясная погода, Флобер, бессонница и поздняя сирень
Тебя, красавицу тринадцатого года,
И твой безоблачный и равнодушный день
Напомнили, а мне такого рода
Воспоминанья не к лицу. О тень!
(А. Ахматова «Тень»)

Впоследствии княжна, литературная дама, любимица и душа общества, оказалась в эмиграции, вдали от родины. Прожив несколько лет в Париже, Саломея эмигрировала в Америку. Была дружна с Аристотелем Онассисом.
После США обосновалась в Англии, где выпустила кулинарную книгу. Весь Лондон готовил сациви по ее рецепту. Уже в преклонном возрасте, но все такая же бодрая, обаятельная, не утратившая удивительной жизнерадостности, с тонким чувством юмора, несмотря на череду утрат и «вульгарное время», Саломея оставалась легендой.
В 1978 г. к своему 90-летию она получила поздравления из России, Грузии, Америки, Аргентины, Австралии, Франции, Швейцарии.

Лиля Юрьевна БрикБрик — российский литератор, любимая женщина и муза Владимира Маяковского, старшая сестра французской писательницы Эльзы Триоле.

«Эта одна из самых замечательных женщин, которых я знаю»
Валентин Катаев

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *