Мясоед в православии что такое

Мясоед

Традиционно различают четыре мясоеда:

* весенний: между Великим и Петровым постами, то есть с Пасхи по воскресенье троицкой седмицы — недели после Дня Святой Троицы;

* летний: между Петровым и Успенским постами;

* осенний: между Успенским и Рождественским постами;

зимний: с Рождества Христова 25 декабря (7 января) до начала Масленицы (по мясопустную неделю — предпоследнее воскресенье перед Великим постом). Во время масленицы вплоть до самого Великого поста (по Прощёное воскресенье) можно есть скоромную пищу уже без мяса.При этом в течение всего года православный устав предписывает однодневные посты по средам и пятницам. В летний и осенний мясоеды по этим дням скоромная пища запрещена. В весенний и зимний же мясоеды в эти дни разрешена рыба.

Мясоед, вместе с тем, пора свадеб. Временем для венчания избираются обыкновенно, особенно в крестьянском быту, осенний и зимний мясоед. Первый обнимает период с 15 августа по 14 ноября (по старому стилю), но порой свадеб являются лишь октябрь и первая половина ноября, что объясняется частью экономическими причинами (к октябрю уже подведён итог урожая), частью религиозными воззрениями народа, считающего праздник Покрова Пресвятой Богородицы (1(14) октября) покровителем свадеб.

Из 592 512 свадеб, справленных в течение 1871—1880 гг., приходилось на октябрь 106 566, на ноябрь 87 382, на январь 146 810 и на февраль 74 960; на все прочие месяцы упадало 176 794 свадьбы, или только 29 % общего их числа.

Источник

Мясоед

Мясоед (мясоястие) — период, когда по православному церковному уставу разрешена мясная пища. Обычно это время после какого-либо поста.

Традиционно различают четыре мясоеда:

При этом в течение всего года православный устав предписывает однодневные посты по средам и пятницам. В летний и осенний мясоеды по этим дням скоромная пища запрещена. В весенний и зимний же мясоеды в эти дни разрешена рыба.

Мясоед, вместе с тем, пора свадеб. Временем для венчания избираются обыкновенно, особенно в крестьянском быту, осенний и зимний Мясоед. Первый обнимает период с 15 августа по 14 ноября (по старому стилю), но порой свадеб являются лишь октябрь и первая половина ноября, что объясняется частью экономическими причинами (к октябрю уже подведён итог урожая), частью религиозными воззрениями народа, считающего праздник Покрова Пресвятой Богородицы (1(14) октября) покровителем свадеб.

Зимний мясоед

Конечно же, такое разнообразие мог позволить себе только зажиточный хозяин. Простой народ употреблял мясо, в основном, в виде солонины. «Домострой» повествует о том, что ели простые люди: «В скоромные дни хлеб решетный, щи каждый день да каша с ветчиной жидкая, а иногда, сменяя ее, и крупная с салом, а на ужин щи да молоко или каша. По воскресеньям да праздникам к обеду какие-нибудь пироги или густые каши, или овощи, или селедочная каша, блины и кисель, и что Бог пошлет.»

Главным блюдом русского повседневного стола являлись, конечно, щи. О щах народ сложил множество поговорок: «Щи да каша — пища наша», «Не отстать от людей, не обедать без щей», «Кипите щи, чтобы гости шли». Может быть, уважение народа ко щам выразилось и в том, что именовали их на «вы», а не на «ты» — щи. Их ели во всех домах вплоть до царского. История сообщает, что когда царь Иван Грозный разгневался во время обеда на князя Гвоздева, то приказал вылить на князя миску горячих щей.

Первоначально щами называли любую похлебку, впоследствии это название закрепилось по преимуществу за первым блюдом из капусты, щавеля, крапивы, свекольника. Вот рецепт щей XVI века: «Капусту или ботву или крошево мелко нарезать и вымыть хорошо, и разварить, и посильней распарить; в скоромные дни положить мяса, ветчины или сальца ветчинного, сметанки подать. »
Несколько позже щей в русский обиход вошли борЩи, рассольники, селянки.

Весенний мясоед

В это время в пищу можно употреблять:

Рыба в среду и пятницу разрешается и когда на эти дни выпадают праздники Сретения Господня, Преображения Господня, Рождества Богородицы, Введения Богородицы во храм, Успения Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, апостола Иоанна Богослова. Если праздники Рождества Христова и Крещения Господня попадают на среду и пятницу, то пост в эти дни отменяется. В навечерие (канун, сочельник) Рождества Христова (обычно день строгого поста), случившееся в субботу или воскресенье, разрешается пища с растительным маслом.

Всего в году бывает четыре мясоеда: летний, осенний, зимний и весенний. В зимний и весенний мясоеды (от Рождества до Великого поста и от Пасхи до Троицы) Устав разрешает в среду и пятницу рыбу.

Весенний мясоед обычно это перед Пасхой и Троицкой седмицей и до Дня Святой Троицы: далее все как в зимнем.

Летний мясоед

Не менее чудесно и призвание к служению апостола Павла. Сын богатых родителей из города Тарса, Павел-Савл получил хорошее образование и был яростным гонителем христиан. Он участвовал в убиении святого архидиакона Стефана. Не довольствуясь репрессиями в Иерусалиме, Савл направился в Дамаск, чтобы схватить там всех последователей Христа. Но на пути внезапно он увидел яркий свет и услышал голос: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» Испуганный пал он на землю и в страхе спросил: «Кто Ты, Господи?» — «Я Иисус, Которого ты гонишь, — следовал ответ. — Трудно тебе идти против рожна». И с этого момента из гонителя Павел превратился в ревностного служителя и апостола Христова. Претерпев множество страданий, он самоотверженно проповедывал Евангелие по всему миру — от Аравии до Испании. Иногда за просвещение язычников его еще называют «великим апостолом языков». По приказу императора Нерона, Павел был обезглавлен в Риме.
В праздничной службе оба апостола прославляются как «основания Церкви», «реки премудрости», «вселенной учители».

В день святых Петра и Павла начинается летний мясоед, продолжающийся до 13 августа. Если этот праздник не приходится на среду или пятницу, то разговляются мясом, в противном случае — рыбой, а мясо начинают есть со следующего дня (13 июля), когда отмечается Собор двенадцати апостолов.

В старину на селе розговенье праздновали всем миром. На скошенном лугу ставили столы, приносили, кто что мог, и вся крестьянская община собиралась на братскую трапезу. Эти трапезы потому и назывались братчины-петровщины. Братчины устраивались не только в Петров день, но и в некоторые другие праздники. Так, братчина в день святителя Николая Чудотворца (22 мая) именовалась «микулыциной».

Обычай братских трапез имеет древнюю историю. Первые христиане ежедневно собирались вместе для вкушения пищи. Богатые и бедные приносили с собой пропитание, каждый что имел, и приносимое делилось между всеми во имя любви. Голодных не было, все «принимали пищу в веселии и простоте сердца». Ели обычно под вечер после окончания работы. Поэтому трапеза получила название вечеря любви (агапа). Завершалась она, подобно Тайной вечери Христа и апостолов, общим причащением.

Вечери любви были выражением единства христиан. Не только стол, но и все остальное было у них общим. Как пишет апостол Лука: «Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» (Деян. 2, 44-45). Человек существовал не сам по себе, а был членом Церкви — тела Христова.

Не нужно думать, что собственность, даровая еда и легкая жизнь объединяла христиан. Апостол Павел говорит о себе и своем окружении: «Мы. ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночи и дни» (2 Фес. 3, 8) и еще более требовательно добавлял: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3, 10). Не стремление все отобрать и переделить, а совместный неустанный труд во славу Божию является основой единства христиан от первых дней во все последующие века.

Собираясь за одним столом, крестьяне радовались плодам своих трудов. Здесь они с особой силой чувствовали сплоченность для общего труда на благо каждого. Братчина была залогом того, что община будет нераздельна перед лицом любых испытаний — будь то пожар или наводнение, не оставит никого в одиночестве со своими тяготами. Это было важно не только при стихийных бедствиях. Чтобы нормально жить, общине совершенно необходимы были общественные работы: рытье колодцев, строительство мостов, устройство плотин, чистка рек и прудов и т. п. Они, кстати, также нередко увенчивались общей трапезой. Могло случиться, что кто-либо по болезни или другой причине не справлялся вовремя со своими хозяйственными делами, например, с жатвой. Это грозило голодом. Тогда он просил соседей придти на помощь. Такая работа называлась «помочью». Устраивалась она и тогда, когда дело требовало слишком много рабочих рук сразу. В знак благодарности пригласивший хозяин выставлял угощение, и работа опять-таки кончалась общим столом. Так на деле осуществлялся завет апостола Павла: «Носите бремена друг друга и таким образом исполните Закон Христов».

Богатые люди имели обычай по праздникам «ставить кормы», «столы строить» для окольных крестьян — угощать сытым обедом, пивом похмельным да вином зеленым с расчетом на то, чтобы им всегда была оказана помощь в нужное время «по первому зову».

Для совместного разговенья в Петров день существовала еще одна причина. Летом колоть скотину в каждом доме было невыгодно — она еще не совсем отъелась, и в жару хранить мясо было затруднительно — оно быстро портилось. Чтобы разговеться, община колола барана на всех — его хватало, чтобы за раз поесть досыта свежего мяса жителям всей деревни. При этом проблемы хранения не возникало. Баранина являлась традиционным русским блюдом, главным угощением на петровских братчинах.

Баранина издавна присуствовала и на русском столе. «Домострой» говорит: «Летом же для еды покупать и мясо домовитому человеку: купить баранчика и дома освежевать, да овчинок и накопить человеку на зиму, а бараний потрох — добавка к столу, утешение тоже. У жены хозяйственной и у хорошего повара замыслов много: из грудинки сварить отвар, почки — начинить, лопатки — прожарить, ножки яичками начинить, печень изрубить с лучком и, пленкою обернув, на сковороде изжарить, легкие, также с молочком, с мукой да яичками разболтав, нальет, а кишечки зальет яичками, из бараньей головы мозжок с потрошком в отваре сготовит, а рубец начинит кашкою, а почки — сварит или, начинив, ужарит, и если так делать, от одного барана много радости будет».

Осенний мясоед

28 августа празднуется Успение Божией Матери. О конце земной жизни Богородицы ничего не сообщается в Новом Завете. Сохранилось лишь предание, согласно которому Богородица была извещена архангелом Гавриилом о времени Ее преставления.

К этому дню по Ее желанию в Иерусалим за исключением апостола Фомы собрались все апостолы, чтобы проститься с Ней. Чудесным образом перед ними предстал Сам Христос, чтобы принять пречистую душу Своей Матери. В третий день, открыв гроб, апостолы поняли, что и тело Богородицы вознесено на небо. Эти события послужили основой установления праздника Успения, который отмечается с IV века. Праздник Успения был одним из самых любимых на Руси. Он являлся престольным для ее главнейших соборов — Софии Киевской и Софии Новгородской. Сохраняя преемственность, главный собор Москвы был также освящен в честь Успения Божией Матери.

Осенний мясоед продолжается до 27 ноября — дня святого апостола Филиппа. В течение его можно есть мясо в любой день, кроме среды и пятницы. Исключение составляют два особых праздника, которые являются днями строгого поста.

Источник

Мясоед

Мясое́д (мясоястие) — период, когда по православному церковному уставу разрешена мясная пища. Обычно это время после какого-либо поста.

Традиционно различают четыре мясоеда:

При этом в течение всего года православный устав предписывает однодневные посты по средам и пятницам. В летний и осенний мясоеды по этим дням скоромная пища запрещена. В весенний и зимний же мясоеды в эти дни разрешена рыба.

Мясоед, вместе с тем, пора свадеб. Временем для венчания избираются обыкновенно, особенно в крестьянском быту, осенний и зимний Мясоед. Первый обнимает период с 15 августа по 14 ноября (по старому стилю), но порой свадеб являются лишь октябрь и первая половина ноября, что объясняется частью экономическими причинами (к октябрю уже подведён итог урожая), частью религиозными воззрениями народа, считающего праздник Покрова Пресвятой Богородицы (1(14) октября) покровителем свадеб.

Из 592 512 свадеб, справленных в течение 1871—1880 гг., приходилось на октябрь 106 566, на ноябрь 87 382, на январь 146 810 и на февраль 74 960; на все прочие месяцы упадало 176 794 свадьбы, или только 29 % общего их числа.

См. также

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Мясоед» в других словарях:

мясоед — мясоед … Орфографический словарь-справочник

МЯСОЕД — Шумов сын Елдегина, послух в Московском уезде. 1526. А. К. II, 335. Мясоед Григорьев сын Княжнин, новгородский помещик. 1556. Доп. I, 85. Мясоед Олександров сын Лихарев, дворянин в Москве. 1577. А. М. Г. I, 44. Месоед Вислой, дьяк. XVI в. (2… … Биографический словарь

МЯСОЕД — МЯСОЕД, мясоеда, муж. 1. В православном церковном уставе период времени, когда разрешается мясная пища, преим. период от праздника Рождества до мясопуста (во 2 знач.; церк.). «Что мясоед, что страстная неделя все одно жрет.» Гончаров. 2. Человек … Толковый словарь Ушакова

мясоед — сущ., кол во синонимов: 2 • межговенье (1) • трупоед (4) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

МЯСОЕД — а; м. 1. Период, когда по уставу православной церкви разрешается мясная пища. Рождественский м. Летний м. 2. Разг. Тот, кто употребляет в пищу мясо (в отличие от вегетарианца). Убеждённый м. * * * МЯСОЕД МЯСОЕД, в православном церковном календаре … Энциклопедический словарь

мясоед — 1. мясоед 2. мясоед … Русское словесное ударение

мясоед — а, м. Время, в которое православная церковь разрешает принимать мясную пищу. ► Ему [Лунину] хочется. поспешить с церемонией брака и даже, если возможно будет, сыграть свадьбу в теперешний мясоед. // Достоевский. Преступление и наказание… … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков

Мясоед — мясоястие период, когда, по православному церковному уставу, разрешена мясная пища. М. вместе с тем, пора свадеб. Временем для венчания избираются обыкновенно, особенно в крестьянском быту, осенний и зимний М. Первый обнимает период с 15 августа… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Мясоед — м. Временной период, в течение которого по уставу православной церкви разрешается употребление мясной пищи (обычно от Рождества до Масленицы). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Мясоед — м. Временной период, в течение которого по уставу православной церкви разрешается употребление мясной пищи (обычно от Рождества до Масленицы). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Источник

Церковный православный календарь постов и трапез на 2021 год

Мясоед в православии что такое. Смотреть фото Мясоед в православии что такое. Смотреть картинку Мясоед в православии что такое. Картинка про Мясоед в православии что такое. Фото Мясоед в православии что такое

Православный церковный календарь постов и трапез на 2021 год с указанием и кратким описанием многодневных и однодневных постов и сплошных седмиц.

Церковный православный календарь постов и трапез на 2021 год

Пост не в брюхе, а в духе
Народная пословица

Ничего в жизни не дается без труда. И чтобы отметить праздник, надо к нему подготовиться.
В Русской Православной Церкви существует четыре многодневных поста, пост в среду и пятницу в течение всего года (за исключением нескольких недель), три однодневных поста.

В первые четыре дня первой седмицы Великого поста (с понедельника по четверг) за вечерним богослужением читается Великий (Покаянный) канон, произведение гениального византийского гимнографа святителя Андрея Критского (VIII в.).

ВНИМАНИЕ! Ниже Вы найдете информацию о сухоядении, пище без масла и днях полного воздержания от пищи. Все это давняя монастырская традиция, которая даже в монастырях не всегда может быть соблюдена в наше время. Такая строгость поста не для мирян, а обычная практика – это воздержание от яиц, молочной и мясной пищи в пост и в строгий пост – воздержание еще и от рыбы. По всем возможным вопросам и о Вашей индивидуальной мере поста Вам нужно консультироваться с духовником.

Даты указаны по новому стилю.

Календарь постов и трапез на 2021 год

Периодыпонедельниквторниксредачетвергпятницасубботавоскресенье
Великий Пост
с 15 марта по 1 мая
сухоядениегорячая без масласухоядениегорячая без масласухоядениегорячая с масломгорячая с маслом
Весенний мясоедрыбарыба
Петров пост
с 28 июня по 11 июля
горячая без масларыбасухоядениерыбасухоядениерыбарыба
Летний мясоедсухоядениесухоядение
Успенский пост
с 14 по 27 августа
сухоядениегорячая без масласухоядениегорячая без масласухоядениегорячая с масломгорячая с маслом
Осенний мясоедсухоядениесухоядение
Рождественский пост с 28 ноября 2021 года по 6 января 2022 годадо 19 декабрягорячая без масларыбасухоядениерыбасухоядениерыбарыба
20 декабря — 1 январягорячая без маслагорячая с масломсухоядениегорячая с масломсухоядениерыбарыба
2-6 январясухоядениегорячая без масласухоядениегорячая без масласухоядениегорячая с масломгорячая с маслом
Зимний мясоедрыбарыба

Великий Пост в 2021 году

с 15 марта по 1 мая в 2021 году.

Сам Спаситель был поведен духом в пустыню, сорок дней искушался дьяволом и ничего не ел в эти дни. Спаситель постом начал дело нашего спасения. Великий пост – пост в честь Самого Спасителя, а последняя, Страстная седмица этого сорокавосьмидневного поста установлена в честь воспоминания о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа.
С особой строгостью соблюдается пост в первую и Страстную седмицы.
В Чистый Понедельник принято полное воздержание от пищи. В остальное время: понедельник, среда, пятница – сухоядение (вода, хлеб, фрукты, овощи, компоты); вторник, четверг – горячая пища без масла; суббота, воскресенье – пища с растительным маслом.
Рыба разрешается в Благовещение Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресенье. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра. В Страстную Пятницу нельзя вкушать пищу до выноса Плащаницы.

Петров пост в 2021 году

Петров пост еще называют Апостольским постом
с 28 июня по 11 июля в 2021 году.

С понедельника недели всех Святых начинается пост Святых апостолов, установленный перед праздником апостолов Петра и Павла. Этот пост называется летним. Продолжение поста различно, в зависимости от того, как рано или поздно бывает Пасха.

Успенский пост в 2021 году

С 14 по 27 августа в 2021 году.
Через месяц после Апостольского поста наступает многодневный Успенский пост. Он продолжается две недели – с 14 по 27 августа. Этим постом Церковь призывает нас к подражанию Божьей Матери, которая перед переселением Своим на небо непрестанно пребывала в посте и молитве.
Понедельник, среда, пятница – сухоядение. Вторник, четверг – горячая пища без масла. В субботу и воскресенье разрешается пища с растительным маслом.
В день Преображения Господня (19 августа) разрешается рыба. Рыбный день в Успенье, если он придется на среду или пятницу.

Рождественский пост в 2021 году

С 28 ноября 2021 года по 6 января 2022 года.

Рождественский (Филиппов) пост. В конце осени, за 40 дней до великого праздника Рождества Христова, Церковь призывает нас к зимнему посту. Он называется и Филиппов, потому что начинается после дня, посвященного памяти апостола Филиппа, и Рождественский, ибо бывает перед праздником Рождества Христова.
Этот пост установлен для того, чтобы нам принести Господу благодарственную жертву за собранные земные плоды и приготовиться к благодатному единению с родившимся Спасителем.
Устав о пище совпадает с уставом Петрова поста, до дня святителя Николая (19 декабря).
Если праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, то разрешается рыба. После дня памяти Святителя Николая и до предпраздненства Рождества разрешается рыба в субботу и воскресенье. В предпраздненство нельзя есть рыбу во все дни, в субботу и воскресенье – пища с маслом.
В сочельник нельзя вкушать пищу до появления первой звезды, после чего принято вкушать сочиво – вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом.

Сплошные седмицы в 2021 году

Седмица – неделя с понедельника по воскресенье. В эти дни отсутствие поста в среду и пятницу.
Сплошных седмиц пять:
Святки – с 7 по 17 января,
Мытаря и фарисея – за 2 недели до Великого поста
Сырная (масленица) – неделя перед Великим постом (без мяса)
Пасхальная (Светлая) – неделя после Пасхи
Троицкая – неделя после Троицы.

Пост в среду и пятницу

Еженедельными постными днями являются среда и пятница. В среду пост установлен в воспоминание предательства Иудой Христа, в пятницу – в память крестных страданий и смерти Спасителя. В эти дни недели Святая Церковь запрещает употребление мясной и молочной пищи, а в период недели Всех Святых до Рождества Христова следует воздержание также от рыбы и растительного масла. Лишь когда на среду и пятницу приходятся дни празднуемых святых, разрешается растительное масло, а в самые большие праздники, такие как Покров, – рыба.
Больным и занятым тяжелым трудом допускается некоторое послабление, чтобы христиане имели силы на молитвы и необходимый труд, но употребление рыбы в неположенные дни и тем более полное разрешение поста уставом отвергается.

Однодневные посты

Крещенский сочельник – 18 января, накануне Крещения Господня. В этот день христиане готовятся к очищению и освящению святой водой в праздник Крещения.
Усекновение главы Иоанна Предтечи – 11 сентября. Это день памяти и гибели великого пророка Иоанна.
Воздвижение Креста Господня – 27 сентября. Память о страданиях Спасителя на кресте ради спасения рода человеческого. Этот день проводят в молитвах, посте, сокрушении о грехах.
Однодневные посты – дни строгого поста (кроме среды и пятницы). Запрещается рыба, но разрешается пища с растительным маслом.

Православные праздники. О трапезе в праздники

По церковному Уставу, в праздники Рождества Христова и Богоявления, случившиеся в среду и пятницу, поста нет. В Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается пища с растительным маслом. В праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введения Ее во храм, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба.

Когда не совершается браковенчание

Накануне среды и пятницы всего года (вторник и четверг), воскресных дней (суббота), двунадесятых, храмовых и великих праздников; в продолжение постов: Великого, Петрова, Успенского, Рождественского; в продолжение Святок, в Неделю мясопустную, в течение сырной седмицы (Масленицы) и в Неделю сыропустную; в течение Пасхальной (Светлой) седмицы и в дни Воздвижения Креста Господня — 27 сентября.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *