Мюзикл шахматы о чем
Семь причин
приобрести билет
на ШАХМАТЫ
прямо сейчас
Композиторы Бенни Андерссон и Бьорн Ульвеус (Зал мировой славы рок-н-ролла в США) и драматург Тим Райс (премии Oscar, Tony, Emmy, Grammy). Первых вы знаете по группе ABBA и мюзиклу MAMMA MIA!, второго – по рок-опере «Иисус Христос – суперзвезда», мультфильмам «Король Лев» и «Аладдин», мюзиклу «Эвита» и другим.
Вот уже 35 лет ШАХМАТЫ не сходят с театральных подмостков по всему миру: из всех континентов мюзикл не играли только в Антарктиде!
ШАХМАТЫ соединили в себе абсолютно разные жанры – от поп-рока и рэпа до оперы и симфонической музыки. И при этом остаются удивительно цельным и нерушимым произведением.
Грандиозная динамичная декорация весом более 50 тонн: действие разворачивается на двух уровнях, на третьем располагается оркестр. А также
И, главное, – 40 актеров и 35 музыкальных хитов, включая One Night in Bangkok и I Know Him So Well.
История охватывает три части света – Америку, Европу и Азию и рассказывает о соперничестве шахматистов на фоне противостояния двух сверхдержав – СССР и США. И вместе с тем она обо всех страстях, присущих любому человеку – любви и ненависти, преданности и предательстве, жажде признания и страхе одиночества.
Приходите с семьей, с любимыми, с друзьями: ШАХМАТЫ не только захватывают с первых минут, но и дарят впечатления, которые останутся с вами надолго. После мюзикла есть что обсудить и даже о чем поспорить!
Столица – это не только музеи, храмы и памятники. Увезите отсюда большие эмоции, посетив Театр МДМ. Сначала Красная площадь, потом – ШАХМАТЫ!
История
мюзикла
—>
Е2 – Е4: Начало
В июле 1972 года внимание всего мира было приковано к Рейкьявику, где за звание чемпиона мира по шахматам боролись советский гроссмейстер Борис Спасский и американец Бобби Фишер. Сюжет о противостоянии Востока и Запада британский драматург Тим Райс задумал еще десять лет назад — после Карибского кризиса, однако теперь эта история начала обретать конкретные черты. Скандальное поведение Фишера и давление на действующего чемпиона мира Спасского на фоне холодной войны превратили спортивный поединок в политический фарс, в котором Райс увидел благодатную почву для нового шедевра.
Атака на Короля:
Анатолий Карпов
Прошло еще десять лет, прежде чем Райс вернулся к своей задумке.
На этот раз толчком послужил матч в итальянском Мерано в 1981 году, на котором звание чемпиона мира у Анатолия Карпова оспаривал выступавший за Швейцарию советский эмигрант Виктор Корчной. Особенно либреттиста впечатлили огромная официальная делегация из СССР и и некий молчаливый человек, который всюду следовал за Карповым. У сюжета появились прототипы центральных персонажей будущего мюзикла — советского чемпиона Анатолия Сергиевского и сотрудника спецслужб Молокова.
Ход Конем:
ABBA и Алла
Написать музыку для своего нового мюзикла Райс предложил основателям и участникам легендарного квартета ABBA, а главное — первоклассным мелодистам Бьорну Ульвеусу и Бенни Андерссону.
В 1983 году все трое приехали в СССР, чтобы лично погрузиться в советские реалии. Позже Бенни признается, что в первую очередь они ждали встречи с Аллой Пугачевой, которой авторы ШАХМАТ хотели предложить исполнить в британской постановке мюзикла роль Светланы – жены советского шахматиста. Soviet Superstar была польщена, но ответила отказом. Спустя десятилетия на презентации российской версии ШАХМАТ в Театре МДМ Пугачева раскроет причину этого поступка: «Я сделала это ради семьи. Мне предстояли многомесячные репетиции в Лондоне – в то время это считалось побегом».
Шах и мат: успешнее
«Призрака Оперы»
Чувственные поп-баллады в ШАХМАТАХ сменяются экспрессивными рок-хитами, а оперные хоры соседствуют с рэпом и диско. Песня One Night in Bangkok из записи 1984 года стала первым рэп-синглом в истории, который возглавил хит-парады. Дуэт I Know Him So Well в начале 1985-го года в течении пяти недель удерживался на вершинах чартов Великобритании и Ирландии – год спустя центральный дуэт “Призрака Оперы” достигнет в них лишь 7-й и 11-й строчек.
Эксельсиор:
от пешки до ферзя
Первая постановка мюзикла открылась 14 мая 1986 года в лондонском Театре принца Эдварда. Трое солистов с оригинальной записи мюзикла Мюррей Хэд, Элейн Пейдж и Томми Черберг виртуозно повторили свои роли на сцене, а небывалое зрелищное решение с 64-мя мониторами оставалось новаторским для театра долгое время.
Но главным героем спектакля была музыка – при всей своей разножанровости являющая удивительно цельное и мощное полотно. После трехлетнего триумфа на Вест-Энде новый виток интереса к материалу вызвала масштабная концертная версия с симфоническим оркестром в Карнеги-холле в 1989 году. «Шахматы» представили театры в Чикаго (1990), Сиднее (1991), Эдинбурге (1994), Гетеборге (1994) и Мельбурне (1997). В XXI веке новые постановки мюзикла увидели зрители Норвегии, Дании, Канады, Японии, Австрии, Швеции, США, Великобритании, Финляндии и других стран.
Рецензия на мюзикл «Шахматы»: Что наша жизнь? Игра!
Премьера мюзикла «Шахматы» состоялась в Театре МДМ 17 октября 2020 года. Корреспонденты InterMedia побывали на одном из предпоказов спектакля.
Мюзикл «Шахматы» был написан британским либретистом Тимом Райсом и участниками ABBA Бенни Андерсоном и Бьорном Ульвеусом в начале 1980-х годов. Райс был так впечатлен страстями, разгоравшимися на шахматных полях в 1970-е, особенно в матчах с участием советских гроссмейстеров, что решил сделать игру героиней своего нового произведения. Он, конечно, был не первым, кто обращался к шахматам как игре и аллегории. До него в этом ряду были и Льюис Кэрролл, и Стефан Цвейг, и Владимир Набоков, и многие другие. О роли шахмат в мировой истории можно услышать в финальной арии мюзикла. Райс решил сделать шахматы отражением противостояния политических систем Востока (СССР) и Запада, поэтому путь мюзикла в первую оказался долгим и непростым. Поскольку среди героев просматриваются реальные советские шахматисты, а прототипами некоторых из них были перебежчики вроде Виктора Корчного, не только сам мюзикл, но и безобидные песни из него оказались под запретом в СССР. Даже перестройка не способствовала улучшению отношения властей к этой истории. И если, скажем, «Иисус Христос – суперзвезда» был поставлен в Москве уже в 1990 году (и на днях торжественно отметит 30-летие), то премьеры «Шахмат» пришлось ждать долгих 35 лет. Но продюсер компании «Московский Бродвей» Дмитрий Богачев известен тем, что всегда доводит до конца свои замыслы. И на воплощение этого (при участии режиссера Евгений Писарева) ушло более года.
Сама идея мюзикла «Шахматы» серьезным образом выбивается из обычного для жанра формата. Большинство классических мюзиклов – это сказки или романтические истории, довольно далекие от реальности. В «Шахматах» же переосмысляются настоящие события не самого далекого прошлого – 1970-80-х годов. Конечно, шахматные баталии тех лет стали лишь почвой для вдохновения Тима Райса, но вполне понятно, что от этой постановки не стоит ждать летающих роялей (хотя и есть приземляющийся самолет), яркой смены костюмов (в целом, они белые и серые) и безудержного канкана. Любовная линия играет тут скорее второстепенную роль, а на первый план выходят спорт и политика. Спеть и станцевать про политику и шахматы? Ну что ж, нет ничего невозможного.
В начале 1980-х годов двое шахматистов – амбициозный и скандальный американец Фредди Трампер (в котором поклонники игры могут узнать черты и поступки экс-чемпиона мира Бобби Фишера) и советский гений Анатолий Сергиевский встречаются в итальянском городке Мерано, чтобы сразиться за шахматную корону. Это не просто спортивный поединок, но и столкновение двух политических систем в разгар «холодной войны». Американец устраивает скандал, его подруга Флоренс Васси (британка родом из Венгрии, что важно) пытается уладить конфликт. В результате Сергиевский становится чемпионом, вдобавок к этому получает в награду и девушку своего соперника, а также становится невозвращенцем. Во втором действии, которое спустя год происходит в Бангкоке, теперь уже Сергиевскому надо защитить звание чемпиона в схватке с новым советским претендентом Леонидом Вигандом и дать в первую очередь себе ответ на вопрос «Что важнее: спорт или жизнь?»…
Если в первом действии шахматы кажутся лишь фоном для показа отношений героев и политических систем (на что намекают даже создатели постановки, когда во время поединка показывают на больших экранах параллельные кадры технических, культурных и спортивных достижений США и СССР), то во втором накал спортивных страстей способен захватить любого, даже совершенно равнодушного к ним человека. Тот клубок, в который сплетаются личные и общественные интересы всех персонажей, заставляет с замиранием сердца следить за фигурами на доске. Интересно, что авторы мюзикла воссоздали на сцене абсолютно реальные шахматные поединки, так что ляпов не должны найти даже эксперты.
Музыка из «Шахмат» вроде бы давно стала культовой среди меломанов, гармонии Бенни и Бьорна вполне узнаваемы, но довольно странно, что одни из главных хитмейкеров XX века не написали ни одного поп-хита, кроме разве что «One Night In Bangkok», который прославился в СССР благодаря каверу Сергея Минаева «Внутри Бангкока множество порока». Создатели русской версии мюзикла, похоже, не забыли об этом: один из танцоров и певцов номера, ярко открывающего второе действие спектакля, невероятно похож причёской на звезду 1980-х. При этом в целом ты понимаешь, что со сцены звучит очень качественная и красивая музыка, но нет желания ничего помурлыкать, покидая зал. Возможно, это стоит списать на тот факт, что Ульвеус и Андерсон писали музыку к «Шахматам» в момент распада ABBA. Их сотрудничество с Райсом началось в 1981-м, когда квартет готовил свой последний мировой тур, а закончилась работа над альбомом в 1984-м, когда эпоха главной шведской поп-группы завершилась. Желание как можно дальше отойти от попсовых хитов и написать настоящую большую музыку могло сыграть с композиторами именно такую шутку. Хотя нельзя не отметить невероятное жанровое разнообразие арий: тут есть и почти оперные номера, и рок-н-ролл, и фактически госпел, и упомянутый выше диско-номер, который мог бы украсить и репертуар ABBA (на что намекается и в тексте).
Тексты многих арий очень приближены к разговорной речи, что с одной стороны делает диалоги очень правдоподобными, почти лишенными мюзикловой условности, а с другой – несколько усложняет их восприятие. А финальная ария Сергиевского в первом действии выглядит не просто переводом, а ярким высказыванием автора русских текстов Алексея Иващенко на актуальные темы современной России, а не Советского Союза времен застоя.
Что касается танцев, то, конечно, это не самая сильная сторона постановки, в которой действуют в основном спортсмены и чиновники. Но кордебалет создает красивый фон для общения главных героев, а номер «Советская машина» показывает, что и советские кагэбешники и функционеры вполне способны сбросить серый пиджак и дать волю своим эмоциям.
Екатерина Алексеева, Алексей Мажаев, InterMedia
В Москве представили мюзикл «Шахматы»
Гости перенеслись в 1982 год, в Лондон, и стали свидетелями большой пресс-конференции с участием экс-чемпиона мира по шахматам Фредерика Трампера (США) и действующего чемпиона мира по шахматам Анатолия Сергиевского (СССР-Великобритания). Журналисты расспрашивали гроссмейстеров об их спортивной карьере, личной жизни, выводя на эмоции даже таких великих стратегов. Шахматисты, отвечая на вопросы, исполняли вместе с другими героями мюзикла неизвестные российской публике хиты композиторов АВВА Бенни Андерссона и Бьорна Ульвеуса — впервые на русском языке.
В стиле 1980-х
Импровизированная пресс-конференция стала исторической реконструкцией реальных событий, разворачивающихся между Анатолием Карповым и Виктором Корчным после матча за звание чемпиона мира по шахматам 1981 года в Мерано. Именно эта история вдохновила драматурга Тима Райса на создание мюзикла «Шахматы», а великие гроссмейстеры стали прототипами главных героев.
Погружение в мир мюзикла усилил и внешний антураж: фуршет из советских и американских закусок и напитков 1980-х годов прошлого века, выставка эскизов костюмов того времени, хроника событий о противостоянии двух супердержав — СССР и США, советский и американский флаги, которые были подняты на площадке. В рамках мероприятия режиссер мюзикла Евгений Писарев впервые объявил состав артистов российской постановки мюзикла.
О том, как ведется подготовка к долгожданной премьере журналистам рассказала творческая команда мюзикла: продюсер Дмитрий Богачев, режиссер Евгений Писарев, автор русского текста Алексей Иващенко, хореограф Ирина Кашуба и другие. О своих персонажах и сложностях в работе над ролью поделились артисты: Александр Суханов — Анатолий Сергиевский, Александр Казьмин — Фредди Трампер, Анастасия Стоцкая — Флоренс, Анна Гученкова — Светлана.
Лучшее, что было написано ABBA
— «Шахматы» — это, как ни странно, самый российский бродвейский мюзикл, созданный три с лишним десятилетия назад двумя великими шведами Бенни и Бьорном и великим англичанином Тимом Райсом, которые рассказали захватывающую, полную драматизма историю от лица советского гроссмейстера Анатолия Сергиевского, — сказал Дмитрий Богачев, художественный руководитель Театра МДМ. — Главное игровое поле в мюзикле — это отнюдь не шахматная доска, а сама жизнь героев, где есть место для самопожертвования и измены, любви к родине и вынужденной эмиграции, всемирного признания и полного одиночества, безрассудной любовной страсти и холодного расчета. Зрителям предстоит разгадать интригу, кто верховный арбитр этой партии, где на кону — судьбы людей. А музыка, которая звучит в спектакле, без преувеличения — великая! Это лучшее, что было написано ABBA за всю историю их существования. И это гораздо мощнее, чем их знаменитые поп-композиции.
— «Шахматы», в целом, мало представлены в популярной культуре, — отметил Марк Глуховский, исполнительный директор Федерации шахмат России. В литературе они так или иначе присутствуют благодаря Набокову и Цвейгу, в кино за них обычно отвечают «злодеи», которые разрабатывают разные хитроумные планы и делают это не без помощи этой игры, то поп-культура и шахматы — это вещи, совершенно не связанные между собой. Мюзикл «Шахматы» — это, пожалуй, единственный мировой пример очень достойного и качественного представления нашего вида спорта в искусстве. Здесь шахматы являются не некой забавной деталью, а, по сути, выступают главной движущей силой сюжета. Сам мюзикл прошел испытание временем: он более 30 лет шел на сценах Нью-Йорка и Лондона, и очень приятно, что сейчас он появляется в России и будет впервые показан на русском языке. Продюсерская компания «Бродвей Москва» — большие профессионалы, которые уже не раз успешно выводили западные мюзиклы на нашу сцену.
Этери Кублашвили
Выделите ошибку в тексте
и нажмите ctrl + enter
«Шахматы»: стоит ли идти на разрекламированный мюзикл в Москве и о чём там поют
В центре событий – не любовь, а геополитика. Игра в широком смысле – как схватка личностей и систем под музыку группы ABBA
На этот раз в центре событий – не любовь, а геополитика. Игра в широком смысле – как схватка личностей и систем под музыку группы ABBA.
Карпов, Спасский и Фишер
Британский мюзикл Chess, созданный ещё в 1986 году, вышел в России только сейчас и совпал с очередным противостоянием с Западом. В своё время создателей вдохновила большая игра Советского Союза и США, отражавшаяся на матчах за звание чемпиона мира по шахматам. «Правильные» советские чемпионы; перебежчики на Запад; и как изюминка шахматного мира – американский гений, шоумен и скандалист.
Эти три образа (в которых угадываются Анатолий Карпов, Борис Спасский и Бобби Фишер) и легли в основу мюзикла «Шахматы».
Есть здесь и яркие женские образы, они тоже отчасти связаны с политикой – в частности, с событиями 1956 года в Будапеште, куда вошли советские танки.
Музыкально шоу выстроено довольно мощно. Оркестр, занимающий третий (верхний) ярус на сцене, не даёт забыть о том, что спектакль проходит с живым звуком (хотя, разумеется, все подобные шоу идут без музыкальной фонограммы). Драматургией занимался худрук Театра имени Пушкина Евгений Писарев. Это не первый его мюзикл, но, по признанию самого режиссёра, он был удивлён приглашением именно потому, что привык к тому, что зовут на сугубо развлекательные «лёгкие» проекты.
Нельзя сказать, что «Шахматы» – тяжёлый мюзикл. Просто сам жанр слишком прост, и почему-то кажется, что тот же Писарев с не меньшей радостью создал бы традиционный драматический спектакль. «Шахматы» сюжетно сложнее и радикально отличаются от прямолинейных «Ромео и Джульетты», не говоря уж о «Кошках», где сюжета как такового попросту нет, а есть парад образов.
Российская публика требует больше драмы, и на нашей сцене постановочным идеалом была, пожалуй, «Анна Каренина».
Не забываем и ещё один хит от ABBA – мюзикл Mamma Mia, ставший в России одним из самых успешных (любопытно, что в мире он появился лет через 15 после «Шахмат», а в нашей стране наоборот – лет за 15 до).
Тематически «Шахматы» – во многом о политике. Спеть о политике в рамках музыкального театра не так-то просто. Можно это сделать идеологическими маршами, но группа ABBA, которая написала музыку в 1980-х, к этому не прибегала даже в номерах, исполняемых от имени советской делегации. Автору русскоязычных версий песен Алексею Иващенко пришлось изрядно потрудиться. Выразить в песне любовь, страсть, отчаяние всё-таки проще, чем спектр эмоций, связанных с многоуровневыми интригами и при этом не самой банальной музыкальной основой.
Тем не менее, с учётом сложности задач, можно сказать, что российская команда «Шахмат», как и британская в 1980-х, со всем справилась. Идти на это шоу лучше тем, кто хоть немного интересуется новостной повесткой. А вот публике, привыкшей к мелодраме и исключительно сериальным страстям, возможно, придётся разочароваться. Не мыльная это опера.
Как всё начиналось
История появления «Шахмат» в Москве интригует не меньше, чем история противостояния двух систем за шахматной доской. Создатели мюзикла во главе с автором идеи и либретто сэром Тимом Райсом пытались прощупать почву для постановки ещё в Советском Союзе.
На роль брошенной жены советского перебежчика примерялась даже Алла Пугачёва. Но шансов на появление «Шахмат» внутри железного занавеса, конечно, не было.
Да и сейчас, в эдаких полусоветских идеологических условиях, русская версия Chess вызывает ощущение того, что мы смотрим что-то на грани «запрещёнки»: от «осадочка» от событий в Будапеште до того, как советские идеологи борются с чемпионами-перебежчиками на Запад, используя порой давление и шантаж. Например, экс-министр культуры Мединский, запретивший в своё время британскую комедию «Смерть Сталина», вряд ли будет доволен появлению такого сюжета в Москве, да ещё и в столь разрекламированном жанре.
кстати
Почему мюзиклы столь мощно рекламируются? Нет ли здесь подвоха и как это сказывается на цене на билеты? За ответом Sobesednik.ru обратился к экспертам.
Владимир Тартаковский, директор театра «Московская оперетта»:
– Дело в том, что мюзиклы играются в ежедневном режиме. Мы, например, играем две недели подряд. В этом случае рекламная кампания окупается результатом. Репертуарный театр так не может делать, потому что спектакль там идёт два-три раза в месяц. Чтобы реклама дала какой-то эффект, нужно так рекламировать каждый спектакль, но это не окупится.
– Какой процент от бюджета мюзикла составляет реклама?
Евгений Сафронов, главный редактор информационного агентства InterMedia: