На чем играл слепой музыкант
Урок «Музыка – сила, творящая чудеса» (по этюду В.Г.Короленко «Слепой музыкант»)
Разделы: Литература
Цели:
План урока:
1. Вступление
Учитель: Литература является отражением нашей жизни. Она вбирает в себя нравы общества, его законы, ценности. Люди издавна восхищались прекрасным. Какие виды искусства вы знаете?
Ученики: Живопись, скульптура, балет, театр, архитектура, литература, музыка.
Учитель: В литературе переплетаются и находят выражение разные виды искусства: автор нас может перенести на театральные подмостки и показать закулисную жизнь. Приведите пример таких произведений.
Ученики: Ю. Олеша «Три толстяка», А. Алексин «Актриса».
Учитель: Авторы также могут нарисовать словами, описать прекрасные картины, которые висят в домах персонажей его произведений. Вы знаете, что такие детали интерьера помогают нам понять и раскрыть замысел писателя. Давайте вспомним, в домах каких героев были картины.
Ученики: А.С. Пушкин «Станционный смотритель» – «Возвращение блудного сына», Н.В. Гоголь «Портрет» – портрет старика в азиатских одеждах, В. Железников «Чучело» – портрет родственницы Машеньки.
Учитель: Согласитесь, что несложно описать картину, скульптуру или театральное действо, но как же быть с музыкой?
Ученик: Музыку передать словами очень сложно, так как у каждого человека она пробуждает различные эмоции, перед глазами встают картины, известные только одному человеку.
2. Анализ стихотворения А.А. Блока «Я никогда не понимал»
Учитель: Вы правы, музыка пробуждает у каждого человека свои, особенные чувства. Мастера слова, наши поэты восхищались этим свойством музыки. Давайте прочитаем стихотворение А.А. Блока «Я никогда не понимал»:
Я никогда не понимал,
Искусства музыки священной,
А ныне слух мой различал
В ней чей-то голос сокровенный.
Я полюбил в ней ту мечту
И те души моей волненья,
Что всю былую красоту
Волной приносят из забвенья.
Под звуки прошлое встает
И близким кажется и ясным:
То для меня мечта поет,
То веет таинством прекрасным.
О чём говорится в стихотворении?
Ученик: Поэт раньше не понимал музыки, но постепенно из хаоса звуков для него начинает выделяться сокровенный голос. Это можно увидеть с помощью лексических средств — контекстуальных антонимов «никогда» и «ныне». Музыка пробуждает в его памяти прекрасные картины прошлого и надежду на светлое будущее. Звуки дарят спокойствие и умиротворение.
Учитель: Что значит «сокровенный голос»?
Ученик: Сокровенный — свято хранимый, тайный, затаённый. То есть тот голос, который понимает и слышит только поэт, потому что он является эхом его души.
Учитель: Что же так пленило в музыке поэта?
Ученик: Те чувства и образы, которые пробуждает музыка: мечту, эмоции, которые он испытывал – «волненье», «былую красоту», но их поэт воспринимает по-другому: прошлое кажется «близким и ясным».
Учитель: Но можно ли до конца понять музыку?
Ученик: Нет, не случайно сильные позиции текста — начало и конец — имеют одинаковую смысловую наполненность – «Я никогда не понимал» и «То веет таинством прекрасным». Музыка – это тайна, как и её создание, так и её понимание, у каждого оно своё.
3. Прослушивание фрагмента произведения для органа Иоганна Себастьяна Баха Toccata and a fugue ре a minor.
Учитель: Мы с вами правильно поняли мысли А.А. Блока. А теперь прослушаем известное вам музыкальное произведение. Вам нужно будет назвать композитора и какие чувства навеяла эта мелодия.
Учитель включает фрагмент записи Иоганн Себастьян Бах Toccata and a fugue ре a minor. (Приложение 1)
Ученики: Это Иоганн Себастьян Бах. В ней звучала тревога / торжественности / сказочность / грандиозность.
Учитель: Действительно, это Иоганн Себастьян Бах. За свою жизнь он написал более 1000 произведений. Он рано лишился родителей, на воспитание его взял старший брат, который обучил его игре на органе и клавире. Бах не упускает возможности заниматься музыкой: обучаясь в гимназии, знакомится с произведениями немецких и французских композиторов.
После окончания обучения Бах занимает пост органиста церкви. В этот период он создаёт большую часть своих органных произведений. Он вынужден был переезжать из одного города в другой из-за политической обстановки, но никогда не прекращал писать своих произведений. Даже к концу жизни, когда Бах окончательно ослеп, он продолжал сочинять музыку, надиктовывая её своему зятю. Это подлинная преданность человека делу своей жизни.
Как вы думаете, почему мы обратились к творчеству именно этого композитора?
Ученики: Мы изучаем произведение В.Г. Короленко «Слепой музыкант», а Бах, даже будучи слепым, продолжал сочинять музыку, поскольку она делает светлыми души людей.
4. Анализ этюда В.Г. Короленко «Слепой музыкант»
5. Анализ стихотворения А.А. Ахматовой «Музыка»
Предлагаю вам прочесть стихотворение А.А. Ахматовой «Музыка», посвящённое русскому композитору Д.Д. Шостаковичу:
В ней что-то чудотворное горит,
И на глазах ее края гранятся,
Она одна со мною говорит,
Когда другие подойти боятся.
Когда последний друг отвел глаза,
Она была со мной в моей могиле
И пела, словно первая гроза
Иль будто все цветы заговорили.
Как вы думаете, можно ли уловить что-то схожее с произведением В.Г. Короленко «Слепой музыкант»?
Ученик 1: Шостакович, как и Пётр, сочинял музыку. Это люди-творцы, которые через свои произведения хотят сказать о чём–то важном людям. А о чём, решает каждый человек для себя, поэтому и «на глазах», то есть «сейчас», «в эту минуту», «края гранятся» – музыка обретает множество граней, смыслов.
Ученик 2: Слово «чудотворное» относится к тому преображению души человека, которое совершает музыка. Она всегда рядом, она не предаст, будет до конца, даже в самые трудные дни («была со мной в могиле»).
Ученик 3: Интересны сравнения «пела, будто первая гроза» и «будто все цветы заговорили». Как Петрусь отождествлял мелодию свирели Иохима со звуками природы, так и у А.А. Ахматовой происходит отождествление музыки Шостаковича с самой чистой, первозданной музыкой природы. А значит эта музыка самая настоящая!
6. Подведение итогов
Учитель: А теперь после анализа обратимся к жанру произведения. Это этюд. Этюд — это музыкальная пьеса для одного инструмента или голоса, предназначенная для развития технического мастерства исполнителя. Как вы думаете, почему Короленко отнёс именно к этому, не свойственному для литературы, жанру своё творение?
Ученик: Данный жанр показывает соединение видов искусств: литература неразрывно связана с музыкой. Всё произведение явилось развитием технического мастерства Петра, с самого первого звука он шёл к пониманию музыки, созданию своей композиции, которая останется навсегда в сердцах его слушателей, и у него это получилось.
Учитель: Что нового вы сегодня узнали на уроке?
Ученики: Мы сегодня проследили, как музыка помогла прозреть слепому человеку, как изменила его, а он, не храня эти знания в себе, несёт их в мир, делая его лучше, чище, добрее. Таким образом, музыка способна творить чудеса!
Повесть “Слепой музыкант” — произведение Владимира Короленко, посвященное описанию жизни мальчика, который родился слепым, о его поисках красоты и смысла в жизни.
История создания
Владимир Короленко работал над этой повестью очень долго — около 13 лет. Первые зарисовки были сделаны в 1885 г., а в 1886 году он опубликовал ее частями в газете “Русские ведомости”. Но на этом работа не закончилась. Автор переработал ее в том же году для публикации в другой газете. Позже, в 1888 году, она публиковалась отдельной книгой, опять в переделанном виде.
В 1898 году Короленко вводит дополнительные эпизоды (например, уход Петра с нищими).
Повесть “Слепой музыкант” стала очень популярной среди современников, и после смерти автора. При жизни Короленка ее переиздавали 15 раз.
Рис. 1. Слепой музыкант. Художник В. Бехтеев
Главные герои повести “Слепой музыкант”
Краткое содержание
Вся повесть разбита по содержанию на главы, и по каждой из них краткое содержание изложено ниже.
Глава 1
В семье зажиточных помещиков Попельских рождается мальчик. Спустя несколько недель семья замечает, что он ничего не видит, и доктор подтверждает это — младенец родился слепым.
В доме жил и дядя Максим, который имел достаточно буйный нрав и считался разбойником. Он побывал во множестве сражений и вернулся домой без ноги, а одна его рука была сильно повреждена.
Важно! Дядя взялся помогать сестре с ее необычным ребенком. Он дает понять ей, что мальчика не стоит так опекать, и спустя некоторое время малыш отлично начинает ориентироваться в здании.
Весной его отвели к реке, от массы новых эмоций ребенок упал в обморок.
Рис. 2. Слепой музыкант. Иллюстрация В. Бехтеева
Глава 2
Пете исполнилось 5 лет. Он отлично ориентируется в доме и совсем непохож на слепого. Ему очень понравилось, как играет их конюх на свирели. Он пытается и сам так сделать. Мать ревнует, что внимание ребенка переключилось на конюха, и покупает фортепиано, но для ребенка ее игра оказалась слишком сложной и громкой. Со временем Анна Михайловна учится играть чувственнее и сын тоже начал с интересом слушать пианино.
Глава 3
Под руководством дяди слепой мальчик растет практически полноценным и самостоятельным — в шесть лет он сам убирает в комнате и даже ездит на лошади. Его жизнь омрачается только отсутствием друзей. Местные мальчики его боялись из-за слепоты.
Потом рядом поселилась семья Яскульских, в которой была девочка Эвелина — ровесница Петра. Она тоже часто бывала одна и однажды увидела, как Петр играл в одиночестве у реки. Эвелина хотела познакомиться, но он ее прогнал. После — они увиделись и разговорились.
Важно! Девочка не сразу поняла, что он слепой. Только когда Петя попытался ощупать ее лицо она испугалась и расплакалась. Она пришла к нему на следующий день. Так и началась их дружба.
Глава 4
Петр страдает — он чувствует себя неполноценным и отчаянно хочет увидеть предметы, свет, цвета.
Рис. 3. Слепой музыкант. Иллюстрация В. Бехтеева
Глава 5
К дяде Петра приходят гости — его товарищ Ставрученко и его сыновья с друзьями. Молодежь ведет активную беседу на разные темы, но ни разу они не обратились к Пете. Он встает и уходит.
За ним бежит Эвелина и находит его около мельницы. Он говорит ей, что чувствует себя лишним на этом свете. Эвелина растрогалась и сказала, что он должен стать ее мужем. Петя соглашается, но потом понимает, что он незрячий и не сможет быть нормальным мужем. Эвелина говорит, что ей это не важно, ведь у них есть любовь. Они возвращаются к гостям. Петя садится за клавиши и начинает играть. Все гости в восторге. Они говорят, что у него потрясающая неповторимая манера и советуют пройти профессиональное обучение.
Глава 6
Семья Попельских отправилась в гости к Ставрученкам. Они посетили монастырь, где познакомились с Егорием — слепым звонарем. Все заметили, насколько удивительно он похож на Петра. Слепые остались одни, и звонарь рассказал мальчику о том, что тоже был рожден незрячим, но послушник по имени Роман потерял зрение только в 7 лет. Он завидовал парню, потому что он успел увидеть свою маму и белый свет. Егорий был весьма озлобленным человеком.
После посещения монастыря Эвелина подозревает, что Петр считает всех слепых от рождения злыми. Пришла зима. Петя был невесел, его одолевали мысли о смысле его жизни. Он полагает, что он человек злой от природы и только мучает близких.
Однажды дядя рассказывает Петру о связи звуков и цветов. Мальчик очень внимательно это слушал и пытался воспроизвести это с помощью фортепиано. Он жалеет, что не может ничего видеть и говорит, что был бы готов поменяться жизнью с любым нищим. По его мнению, это сделало бы его менее несчастным, так как его мысли были бы заняты тем, как выжить.
В праздничный день Максим, Петр и Иохим пришли к чудотворной иконе. У входа в церковь пели слепые нищие. Петра напугало услышанное и он захотел уйти как можно скорее. Максим же ему ответил, что это те самые “счастливые слепые”, о которых он только что рассуждал. Максим заставил его дать им денег.
Семья решила, что как придет лето Максим и Петр поедут в Киев, чтобы мальчик брал уроки у знаменитого пианиста.
Как-то в июле ночью по улице шли двое слепых. Их позвали к бричке, и компания пополнилась еще одним слепцом. Это были старик Кандыба, молодой Кузьма и юноша Петр, который переоделся в крестьянина. Они пошли к Почаеву, а Максим отправился в Киев сам и никому не сказал, куда направился его племянник.
Мать злится на него, но потом прощает, дядя тоже возвращается домой. Поездку в Киев откладывают на год.
Глава 7
Эвелина вышла замуж за Петра. Тот не забывает своих друзей — он построил Федору дом, часто ходит в гости к нему и ведет беседы. Когда стало известно, что Эвелина ждет ребенка, он испугался, но младенец родился нормальным.
Рис. 4. Слепой музыкант. Иллюстрация В. Бехтеев
Эпилог
Спустя три года Петр выступает в Киеве на ярмарке — играет на пианино. Публика в восторге от необычной и чувственной игры. Максим прислушался к мелодии и узнал мотивы песни слепцов. Он думает о том, что сумел сделать что-то стоящее за свою жизнь, когда помог мальчику прозреть душой и вырасти сильным мужчиной.
В повести “Слепой музыкант” Владимир Короленко подробно показывает, как было расти и взрослеть мальчику, который от природы лишен зрения. Он описал переживания и страдания, а также осознание смысла жизни и понимания настоящих ценностей. Несмотря на свой физический недостаток, мальчик узнал, что такое личное счастье, обрел семью и стал музыкантом. Главный вопрос, на который ищет ответ автор в этом произведении, — “как быть счастливым?”.
Альтернативную версию повести “Слепой музыкант” в сокращении слушайте в видео ниже.
«Слепой музыкант»: краткое содержание и анализ
Повесть Владимира Короленко «Слепой музыкант» — самое значимое произведение писателя. При жизни автора книга переиздавалась пятнадцать раз, ее тепло принимали современники, и сегодня читатели с удовольствием с ней знакомятся. О чем повествует «Слепой музыкант»? Краткое содержание повести предлагаем ниже.
«Слепой музыкант»: краткое содержание
Это могла бы быть трагичная история о несчастном мальчике, который родился слепым. Однако Владимир Короленко преследовал другую цель. В произведении он представил жизнеутверждающие посылы. Разгадать их поможет пересказ повести «Слепой музыкант». Кратко изложенное ниже, пригодится для читательского дневника:
Краткое содержание «Слепого музыканта»: завязка
В семье украинского помещика Попельского родился мальчик. Поначалу никто не заметил, что он слепой. Догадывалась только мама, вскоре врач подтвердил ее подозрения.
Отец маленького Петруся — добродушный помещик, который интересовался в основном хозяйством. С семьей жил мамин брат — дядя Максим. Его знали как опасного забияку и бойца.
Уехав в Италию, Максим вступил в отряд Гарибальди, бился с австрийцами, а вернулся без ноги и с множеством ранений. Он решил заняться воспитанием племянника и посоветовал сестре меньше опекать сына. Вскоре Петрусь научился сам ползать по дому.
С приходом весны мама и дядя повели Петра к реке. Обилие звуков природы так впечатлило мальчика, что он потерял сознание. Взрослые стали постепенно знакомить его со звуками и ощущениями.
«Слепой музыкант»: увлечение музыкой и знакомство с Эвелиной
Однажды Петрусь услышал, как конюх Иохим играл на дудке, и попросил научить его музицировать. Мама Анна Михайловна приревновала сына и купила фортепиано.
Но Петруся не впечатлила ее сложная и грубая музыка. Позже, прислушиваясь к мелодиям Иохима, мама тоже стала передавать через музыку свои чувства. Тогда фортепиано заинтересовало Петруся, и он принялся осваивать инструмент.
Петрусь: YouTube / Классное Чтение
Дядя научил Петра самостоятельно убирать комнату и даже ездить верхом. Друзей у мальчика не было — соседские ребята сторонились его.
Вскоре по соседству поселилась семья Якульских с дочерью Эвелиной, ровесницей Петра. Она была рассудительной и спокойной. Однажды девочка подошла к Петру, и тот по привычке стал ощупывать ее лицо. Эвелина испугалась, но скоро все поняла. Между ними завязалась дружба.
Книга «Слепой музыкант» вкратце: душевные терзания Петра
Дядя Максим позвал в гости друга Ставрученко вместе с сыновьями-студентами. Дядя хотел внести разнообразие в размеренное бытие поместья и показать, какая жизнь течет за его пределами. Но молодые люди вели беседу, не обращаясь к Петру. Мальчик почувствовал себя лишним в этом мире.
Его утешает Эвелина: девочка хочет, чтобы они поженились, ей важна не его слепота, а их чувства. Петр возвращается к гостям и играет на пианино. Все восхищаются и предрекают ему большое будущее. Наконец он чувствует, что тоже способен сделать что-то в жизни.
Осенью Попельские отправляются в гости к Ставрученко. Вместе они посещают монастырь, где их провожает звонарь Егорий. Он с рождения слеп и внешне похож на Петра. Между молодыми людьми завязывается разговор. Егорий жалуется, что завидует другому звонарю Роману: тот потерял зрение в семь лет, успел увидеть мир и лицо матери. Егорий кажется Петру сердитым и озлобленным, постепенно он сам становится таким же.
Пришла зима. Петр мучается вопросом, зачем жить слепому. Встреча с Егорием погрузила его в тоску. Дядя Максим объясняет ему цвета, парень ловит каждое слово и пытается выразить услышанное в музыке. Петр делится с дядей, что завидует нищим слепцам: их заботит лишь выживание, и от этого они менее несчастны.
Иллюстрация к повести «Слепой музыкант»: YouTube / Лукояновская библиотека
Однажды Максим, Петр и Иохим пошли к чудотворной иконе. У выхода сидели слепцы и завывали унылую песню. Петру хотелось поскорее сбежать. Но Максим напомнил, что это и есть счастливцы, которым он завидовал, и заставил дать им милостыню.
Рассказ «Слепой музыкант»: судьбоносное путешествие Петра
Петр сообщает семье, что уедет с дядей в Киев и будет брать уроки у известного пианиста. Однако на половине пути он встречает двоих слепцов и отправляется с ними в путешествие до Почаева.
В дороге Петр познает мир, узнает о тяжелых судьбах других, наполняется состраданием и забывает о своем несчастье. Дядя Максим тем временем прикрывает племянника перед семьей.
Петр возвращается домой совсем другим, его душа исцелилась. Они с Эвелиной играют свадьбу. Вскоре он узнает, что станет отцом, переживает, что его ребенок тоже будет незрячим. Но опасения не оправдываются, тогда Петр по-настоящему чувствует себя счастливым. Казалось, будто он сам все видит.
Спустя три года Петр становится знаменитым музыкантом:?
«Слепой музыкант»: анализ произведения
Какие философские темы затронуты в повести Владимира Короленко «Слепой музыкант»? Анализ произведения позволит в них разобраться:
История создания
Работу над произведением «Слепой музыкант» Короленко начал в 1885-м. Уже через год его напечатали в газете «Русские ведомости».
Однако после первой публикации писатель неоднократно дорабатывал повесть: что-то исправлял, добавлял новые главы. В 1898 году он внес последнюю правку и ввел важные для сюжета эпизоды — о встрече со слепыми звонарями и путешествии главного героя. В общей сложности над книгой «Слепой музыкант» автор трудился тринадцать лет.
Портрет Владимира Короленко: Wikipedia / И. Е. Репин
О жизни слепых людей Короленко был хорошо осведомлен:
«Слепой музыкант»: жанр
«Слепой музыкант» — повесть, написанная в традициях реализма. Автор раскрывает характер главного героя со всеми его недостатками, описывает контекст, который их обусловил. К примеру, читатель замечает, что Петрусь растет эгоистичным. В этом нет ничего удивительного, ведь его одного растила любящая семья.
Кроме того, повесть носит психологический и философский характер:
Любопытно, что сам автор обозначил «Слепого музыканта» как этюд — об этом свидетельствует подзаголовок повести. Этюд — музыкальный жанр, эти произведения используют пианисты, чтобы отточить технику. Эта деталь не только относит нас к тематике повести, но и символизирует работу главного героя над собой.
Иллюстрация к повести «Слепой музыкант»: YouTube / Лукояновская библиотека
Идеи произведения
В повести «Слепой музыкант» герои помогают раскрыть основные идеи автора:
Каждый человек достоин счастья и должен за него бороться. Более того, счастье не эгоистично. Достичь его можно, проявив сострадание к окружающим и познав жизнь во всех ее проявлениях.
«Слепой музыкант» учит не опускать руки, какой бы безвыходной ни казалась ситуация. Человек сам строит свою судьбу, делая выбор — сетовать на несправедливость жизни или находить в ней прекрасное.
На главного героя повести повлияли два разных человека — нежная и заботливая мама и мужественный дядя Максим. Он не остался равнодушным к судьбе племянника, понял, что его нужно научить самостоятельно преодолевать жизненные трудности.
Незрячий герой находит отдушину в музыке. Она помогает выразить чувства, является катализатором его внутреннего мира. Более того, автор показывает, что настоящему таланту и стремлению не могут помешать никакие преграды.
Урок, который преподает повесть, полезен для каждого читателя. «Слепой музыкант» внесен в школьную программу, но и взрослым произведение будет интересно и полезно.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
Презентация «Музыка в повести В.Короленко «Слепой музыкант»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Музыка в повести В.Короленко «Слепой музыкант»
Влади́мир Галактио́нович Короле́нко — русский писатель украинско-польского происхождения, журналист, публицист, общественный деятель, заслуживший признание своей правозащитной деятельностью как в годы царского режима, так и в период Гражданской войны и Советской власти. За свои критические взгляды Короленко подвергался репрессиям со стороны царского правительства. Значительная часть литературных произведений писателя навеяна впечатлениями о детстве, проведенном на Украине, и ссылкой в Сибирь
Быть может, сердце матери почуяло, что вместе с новорожденным ребенком явилось на свет темное, неисходное горе, которое нависло над колыбелью, чтобы сопровождать новую жизнь до самой могилы. Может быть, впрочем, что это был и действительный бред. Как бы то ни было, ребенок родился слепым
Дудка вышла на славу. Высушив иву, Иохим выжег ей сердце раскаленною проволокой, прожег шесть круглых отверстий, прорезал наискось седьмое и плотно заткнул один конец деревянною затычкой, оставив в ней косую узенькую щелку. Затем она целую неделю висела на бечевке, причем ее грело солнцем и обдавало звонким ветром. После этого он старательно выстругал ее ножом, почистил стеклом и крепко обтер куском грубого сукна. Верхушка у нее была круглая, от середины шли ровные, точно отполированные грани, по которым он выжег с помощью изогнутых кусочков железа разные хитрые узоры. Попробовав ее несколькими быстрыми переливами гаммы
С тех пор каждый вечер мальчик являлся к Иохиму в конюшню. Ему не приходило и в голову просить Иохима сыграть что-нибудь днем. Вечерний чай и ужин служили для него лишь указанием, что желанная минута близка, и мать, которой как-то инстинктивно не нравились эти музыкальные сеансы, все же не могла запретить своему любимцу бежать к дударю и просиживать у него в конюшне часа два перед сном. Эти часы стали теперь для мальчика самым счастливым временем, и мать с жгучею ревностью видела, что вечерние впечатления владеют ребенком даже в течение следующего дня
Протянув издали руки, он коснулся полированной поверхности инструмента и тотчас же робко отодвинулся. Повторив раза два этот опыт, он подошел поближе и стал внимательно исследовать инструмент, наклоняясь до земли, чтобы ощупать ножки, обходя кругом по свободным сторонам. Наконец его рука попала на гладкие клавиши
Открыв крышку, он слегка тронул клавиши и пробежал по ним несколькими быстрыми легкими аккордами. Казалось, он о чем-то спрашивал не то у инструмента, не то у собственного настроения. Потом, вытянув на клавишах руки, он глубоко задумался, и тишина в маленькой гостиной стала еще глубже. Одну минуту можно было подумать, что он не находит в своей душе того, к чему прислушивается с таким жадным вниманием. Но потом, хотя все с тем же удивленным видом и все как будто не дождавшись чего-то, он дрогнул, тронул клавиши и, подхваченный новой волной нахлынувшего чувства, отдался весь плавным, звонким и певучим аккордам.
Когда последние ноты дрогнули смутным недовольством и жалобой, Анна Михайловна, взглянув в лицо сына, увидала на нем выражение, которое показалось ей знакомым: в ее памяти встал солнечный день давней весны, когда ее ребенок лежал на берегу реки, подавленный слишком яркими впечатлениями от возбуждающей весенней природы
Пока знак воплощался в мелодию, он должен был пройти через руки, закрепиться в памяти и затем совершить обратный путь к концам играющих пальцев. Притом сильно развитое музыкальное воображение слепого вмешивалось в сложную работу заучивания и налагало на чужую пьесу заметный личный отпечаток. Формы, в какие успело отлиться музыкальное чувство Петра, были именно те, в каких ему впервые явилась мелодия, в какие отливалась затем игра его матери. Это были формы народной музыки, которые звучали постоянно в его душе, которыми говорила этой душе родная природа
Позднею осенью по дороге, занесенной снегами, к великому удивлению всех в усадьбе, панич неожиданно вернулся с двумя слепцами в нищенской одежде. Кругом говорили, что он ходил в Почаев по обету чтобы вымолить у почаевской богоматери исцеление. Впрочем, глаза его оставались по-прежнему чистыми и по-прежнему незрячими. Но душа, несомненно, исцелилась. Как будто страшный кошмар навсегда исчез из усадьбы.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1439477
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
Для школьников к 1 сентября разработают короткие экскурсионные маршруты
Время чтения: 1 минута
Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
ДНР полностью перешла на стандарты и программы России в образовании
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.