На чем летал камозин
Камозин Павел Михайлович
Родился 16 июля 1917 года в городе Бежица ( ныне в черте Брянска ), в семье рабочего. Окончил 6 классов в 1931 году. Работал слесарем на заводе «Красный Профинтерн». С 1937 года в рядах Красной Армии. В 1938 году окончил Борисоглебскую Краснознамённую военную военную авиационную школу лётчиков им. В. П. Чкалова. 1 мая 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени; медалями. Фронтовая судьба этого лётчика была яркой и неповторимой, как судьба любого великого воина. По своей «закрученности» интрига его ратной жизни напоминает порой сюжет захватывающего приключенческого фильма. Товарищи любили и уважали Павла Михайловича и не было в полку человека, который бы не восхищался его боевым мастерством. Он как-то по-особому дерзко и напористо вёл воздушные бои и всегда одерживал победы. Его почерк быстро узнали и вражеские лётчики, содрогаясь от одной мысли о встрече с воздушным снайпером. Когда Камозин приземлился и вылез из кабины, к самолёту подошёл командир полка полковник Смирнов и крепко Павла.
10 января 1943 года во время разведывательного полёта Камозин обнаружил на аэродроме в Краснодаре до 50 самолётов противника. Он немедленно сообщил об этом командованию. Через некоторое время в воздух поднялись наши штурмовики. По данным, доставленным Камозиным в этот день, было уничтожено около 20 вражеских самолётов. Однажды 5 советских истребителей, возвращаясь с боевого задания, обнаружили группу из 13 «Юнкерсов», следовавших на бомбёжку наших войск. Младший лейтенант Камозин внезапно атаковал и рассеял самолёты противника, вынудив их сбросить бомбы на свои же войска. «Юнкерсы» стали разворачиваться и уходить, но не успели. Метким ударом Павел сбил один из них и подбил 2 других. Его ведомые сбили ещё 2 самолёта. В конце 1943 года, в тяжёлом бою над Керчью, он уничтожил 2 неприятельских истребителя. Второй самолёт был сбит уже на горящей машине. На малой высоте Камозин покинул самолёт, рванув вытяжное кольцо на парашюте, и через несколько секунд упал в холодную воду. Выплыл и был подобран моряками. 12 января 1944 года в 2-х вылетах ему удалось уничтожить 2 «Юнкерса», доведя тем самым число лично сбитых им машин до 30.
Ошеломляющими, дерзкими атаками капитан Камозин часто застигал своих противников врасплох. Он в совершенстве владел техникой пилотирования и из любых фигур высшего пилотажа умел выбрать в нужный момент наиболее выгодную. Порой казалось, что цель сама по себе попадает под его разящие трассы. Бывали в его жизни и неудачи. Приходилось «приводнять» подбитый истребитель в море ( был спасён медпостом с косы Тузлы ), «тянуть» за линию фронта в расположение своих войск охваченную пламенем машину, капотировать на разбитой снарядами ВПП и попросту падать вместе с машиной после отказа мотора. Всякое случалось. Противник был силён и коварен, победы давались нелегко. Но Павел умел делать правильные выводы из любого успеха или неудачи, анализировать сложившуюся ситуацию и выбирать правильные решения позволяющие успешно бить врага. Во втором боевом вылете Павел Камозин во главе группы истребителей снова прикрывал советские наземные войска. Немецкие бомбардировщики решили пройти линию фронта под облаками, чтобы избежать встречи с советскими истребителями. Но Павел Камозин и его боевые друзья были начеку. Они сумели разгадать замысел врага и встретили фашистов при выходе из облаков меткими сокрушительными атаками. Камозин первым атаковал флагмана вражеской группы и почти в упор расстрелял его кинжальными очередями. «Юнкерс» загорелся и, перевалившись на крыло, полетел вниз. Сражённая лётчиком Владыкиным, упала на землю ещё одна вражеская машина. Но бой не затихал, бой продолжался. В тот день, в упорных и жестоких воздушных схватках, Павел Камозин сбил 2 немецкие машины. На счету Героя стало 30 лично сбитых самолётов врага. Армейская газета «Крылья Советов» в эти дни призывала на своих страницах: Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 года Камозин Павел Михайлович награждён второй медалью «Золотая Звезда» ( № 23 ). В одной из последних воздушных схваток Павел Камозин оказался в исключительно трудном положении. Ему одному пришлось вступить в бой и драться с группой истребителей FW-190. Но и в таком положении Камозин не оборонялся, а нападал, атаковал. Советский лётчик выстоял в неравном бою и вышел из него победителем, сбив 2 «Фоккера». В 1944 году Камозина сняли с должности командира эскадрильи 66-го полка и перевели на должность заместителя командира эскадрильи в 101-й Гвардейский ИАП. Вспоминает бывший лётчик этого полка Борис Степанович Дементьев: Он был честным и всегда говорил правду в глаза. Это не нравилось начальнику штаба полка майору Гейко, с которым они постоянно ругались. После войны было такое указание, что лётчиков, нарушающих дисциплину, вне зависимости от их заслуг, можно увольнять из армии. Видимо, Гейко написал на Камозина докладную, и Красовский подписал приказ уволить того по пункту «е». Как сказал у нас один лётчик, пункт «е» означает «ешь сам». Это значит, что тебя увольняют без пенсии, на гражданке на работу не примут. Уже в 1948 году я лично слышал, как Красовский высказывал командиру полка Павликову, что его обманули и он уволил Камозина фактически по навету. Связь мы с ним поддерживали. Поначалу его никуда не брали. Ходила такая байка, что он, дважды Герой, сидел на ступеньках здания Наркомата обороны и просил милостыню, но, когда мы с ним встречались, он сказал, что такого не было, но по начальству он много ходил. Потом всё-таки он устроился в ГВФ». Немало воздушных боёв Павел Камозин провёл в составе 101-го Гвардейского истребительного авиационного полка в паре с младшим лейтенантом В. Масловым ( 115 боевых вылетов, 5 лично сбитых самолётов ). В своей ратной жизни Камозин провёл более 60 воздушных боёв, одерживал победы над «Мессерами» и «Фоккерами», «»Юнкерсами» и «Хейнкелями».
От травм, полученных в этой аварии, до конца оправиться он так и не смог. Врачи настаивали на ампутации левой ноги, но непреклонность, мужество и сила воли позволили Камозину избежать этой калечащей операции. День Победы он встретил в госпитале. После войны Павел Михайлович демобилизовался. Работал в Гражданском Воздушном Флоте. Вёл общественную работу. Умер в Брянске 24 ноября 1983 года. Похоронен на Советском кладбище. * * * Судьба Павла КамозинаПрохожие, оказавшиеся в счастливый момент у дома 12 на Комсомольской улице Брянска, нередко бывали удивлены чистым и сильным голосом, доносившегося из раскрытого окна. Очевидно, что они удивились бы ещё больше, если бы узнали, что услышанный ими приятный тенор принадлежит дважды Герою Советского Союза, выдающемуся лётчику-истребителю Павлу Михайловичу Камозину. Яркий, талантливый русский человек, он родился в революционный год, 16 июля 1917-го, в городе Бежица, вошедшем сегодня в черту Брянска. В семье были три брата и две сестры. Паша был средним из братьев. Окончив 6 классов, поступил в ФЗУ, а в 1934 году, работая слесарем на заводе «Красный Профинтерн», поступил в Брянский аэроклуб. Как один из самых одаренных учлетов был оставлен в аэроклубе летчиком-инструктором. В 1937-м был призван в Красную армию, получил направление в Борисоглебскую военную авиационную школу и через год её окончил. На фронт ему довелось вернуться в сентябре 1942 года. 7 октября года он одержал тройную победу, сбив в районе Туапсе 3 Ме-109! За первый месяц боев Камозин сбил 4 неприятельских самолета, среди них такую грозную машину, как До-217, вооруженную четырьмя пушками и шестью пулеметами. Несколько раз ему довелось вылетать на боевые задания вместе с подполковником Д.Л. Каларашем — в довоенное время известным летчиком-испытателем, виртуозным истребителем в годы войны, посмертно удостоенного звания Героя Советского Союза. В ноябре, вскоре после гибели Калараша (29.10.1942), Камозин на своем «лагге» сумел сбить в одном бою 2 Ме-109 и Ме-110, после чего был назначен заместителем комэска в 296-м авиаполку (ИАП). В мае 1943 года, когда старший лейтенант Камозин был назначен комэском в 66-й ИАП (329-я ИАД, 4-я воздушная армия), на его счету было более 100 боевых вылетов на ЛаГГ-3, 17 личных воздушных побед. В первом боевом вылете в новом полку на новой для себя «Аэрокобре» Камозин сбивает «раму», висевшую над передним краем, при этом и его самолет был серьезно поврежден яростным огнем зенитной артиллерии, и летчик приземлил его на нейтралку, прямо у окопов нашего боевого охранения… В конце 1943 года, в тяжелом бою над Керчью, он уничтожил 2 неприятельских истребителя. Второй самолет был сбит уже на горящей машине. На малой высоте Камозин покинул самолет, рванув вытяжное кольцо на парашюте, и через несколько секунд упал в холодную воду. Выплыл и был подобран моряками. 12 января 1944 г. в двух вылетах ему удалось уничтожить 2 «юнкерса», доведя тем самым число лично сбитых им машин до 30. Фронтовая судьба этого летчика была яркой и неповторимой, как судьба каждого великого воина. По своей «закрученности» интрига его ратной жизни напоминает порой сюжет захватывающего приключенческого фильма. Осенью 1943 года, во время боевого вылета в район поселка с романтическим названием Семь Колодезей, он заметил транспортный самолет, шедший в окружении шести «мессершмиттов». Маскируясь в лучах солнца, Камозин набрал высоту и, приказав ведомому (старшине А.В. Владыкину) открыть огонь, разогнал истребитель до предельной скорости. Сблизившись с целью, длинной очередью поразил «юнкерс», после чего, форсируя моторы, вместе с Владыкиным ушел на свою территорию. Через несколько дней выяснилось, что на борту сбитого Камозиным самолета находилась группа высокопоставленных немецких офицеров. Кроме того, стало известно, что щедрый на популистские заверения Геринг обещал уничтожить виновника их гибели и даже отдал персональный приказ некоему «Графу» (прозвища были широко распространены среди немецких летчиков, некоторые из них, в том числе и приведённое, повторялись). Однако Камозин оказался не по зубам немцу, который сам стал жертвой тактической хитрости и мастерства советского аса. В своей ратной жизни Камозин провел более ста воздушных боев, одерживал победы над «хейнкелями» и «дорнье», «рамами» и «лаптежниками», «мессерами» и «фоками». Ему доводилось спасать товарища, выбивая из-под хвоста его самолета вражескую машину, гореть самому, приземлять подбитый истребитель на переднем крае, зимой приводняться с парашютом, капотировать на разбитой снарядами взлетно-посадочной полосе и попросту падать вместе с машиной после отказа мотора… Немало воздушных боев Камозин провел в составе 101-го гвардейского ИАП в паре с младшим лейтенантом Виктором Масловым, впоследствии полковником. В конце февраля 1945 года, на взлёте, из-за обрыва шатуна двигателя, мотор камозинской «Аэрокобры» заглох, и машина в нескольких километрах от старта упала на землю, скапотировав и развалившись на части… Сведения об этой аварии сообщил автору ведомый аса – В.В. Маслов. Тогда как в формуляре полка записано, что самолёт гвардии капитана Камозина был подбит в бою, у него заклинило мотор, но спланировав, он совершил вынужденную посадку на брюхо и при этом получил тяжёлые травмы. Он нашел в себе силы выбраться из обломков кабины и знаками запретить посадку ведомому на неровной, сильно пересеченной местности… От травм, полученных в этой аварии, полностью оправиться он так и не смог. Врачи настаивали на ампутации левой ноги, но непреклонность и мужество позволили Камозину избежать этой калечащей операции. День Победы он встретил в госпитале. За войну гвардии майор П.М. Камозин провел около 200 боевых вылетов на И-16, ЛаГГ-3 и «Аэрокобре», в 70 воздушных боях сбил лично 35 и в группе 13 самолетов противника. В боях был дважды ранен. Независимый и твёрдый в отношениях с командованием, обладающий нестандартным и ярким мышлением, он нередко был готов отстаивать собственное мнение. Отношения аса с командиром полка – подполковником А.Н. Павликовым, лично сбившем 2 самолёта противника, были, мягко говоря, сложными. Это сказалось и на наградах лётчика: после своей второй Золотой Звезды, к которой он был представлен в конце января 1944 года, Павел Михайлович лично сбил ещё 6 самолётов противника. Ненаграждение дважды Героя за его последние победы было явной несправедливостью. После войны он продолжал командовать эскадрильей 101-го гвардейского полка, базировавшегося в Польше, затем в Австрии. В сентябре 1946 года гвардии капитан П.М. Камозин ушёл в запас. Жил в Брянске. Был женат, вырастил сына и дочь. Умер 24 ноября 1983 года. Похоронен в Брянске на Аллее Славы Советского кладбища. Воспоминаний, к сожалению, не написал… Дважды Герой Советского Союза П.М. Камозин (1.05.1943, №1148; 1.07.1944, №23/II) награжден: орденом Ленина (1.05.1943), 2-мя орденами Красного Знамени (23.03.1943, 21.11.1943), орденами Александра Невского (31.01.1944), Отечественной войны I степени (19.12.1942), медалями. Бронзовый бюст Героя установлен в Брянске. Одна из улиц Брянска, Сочи, села Отрадное Брянского района названы именем Героя. На здании аэропорта Брянска и Бежицкого авиаспортивного клуба в память Героя установлены мемориальные доски. Его имя носит Брянский авиаклуб и средняя школа №11. В этой школе открыт музей Героя. Почётный гражданин Брянска. Специально для «Столетия» Статья опубликована в рамках социально значимого проекта «Россия и Революция. 1917 – 2017» с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 08.12.2016 № 96/68-3 и на основании конкурса, проведённого Общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров». Генералы, графы и капитан КамозинИз советских лётчиков-истребителей, принявших участие в боях за Керченский полуостров с осени 1943 по весну 1944 гг., наиболее известен командир эскадрильи 66-го истребительного авиаполка 329-й истребительной авиадивизии дважды Герой Советского Союза Павел Михайлович Камозин. За годы войны он одержал 34 личные и, как минимум, 4 групповые победы, из которых большая часть пришлась на бои за Керчь. Говорят: под новый год, что ни пожелается… Документы 329-й истребительной авиадивизии и входившего в неё 66-го истребительного авиаполка сохранились в архиве Министерства обороны Российской Федерации и отличаются от фондов других частей и соединений завидной полнотой. Согласно им, 31 декабря 1943 года сразу после полудня старший лейтенант Камозин во главе шестёрки «Аэрокобр» вылетел с Тамани на задание по разведке войск противника на Керченском полуострове. Летчики должны были исследовать обширный район Заморск – Багерово – Тархан – Глубокая Балка – Грязевая Пучина – Катерлез – Булганак. Подходя к Казантипскому заливу, в 12:35 разведчики заметили следующий на аэродром Багерово на высоте 400 метров немецкий двухмоторный транспортный самолёт неустановленного типа под прикрытием четвёрки «Мессершмиттов» Bf 109 – пара летела позади, два других находились в стороне. Отделившаяся от советской группы пара старшего лейтенанта Павла Камозина и его ведомого младшего лейтенанта Алексея Владыкина атаковала транспортник в лоб. Затем советские летчики развернулись и произвели две атаки в хвост, выпустив с убийственной дистанции 25–20 метров 10 пушечных 37-миллиметровых снарядов, 146 крупнокалиберных 12,7-мм пуль и 500 пуль винтовочного 7,62-мм калибра. Согласно докладу лётчиков, в результате немецкая машина рухнула в пяти километрах восточнее посёлка Мескечи (ныне Песочное, северо-западнее станции Ташлы-Яр, она же Зелёный Яр). Лётчики успели увидеть вражеский самолёт горящим на земле, после чего вступили в бой с зазевавшимися было немецкими истребителями, произведя две атаки на виражах. Однако, находясь далеко от своей территории и имея другую задачу, советские лётчики предпочли не ввязываться в затяжной бой и ушли в облака, взяв курс на свой аэродром. Поскольку в одном из наградных листов на Камозина, составленных в январе 1944 года, упоминание об этой победе отсутствует, можно сделать вывод, что победу ему сначала не засчитали. Однако, после освобождения Керченского полуострова, якобы, по опросам местных жителей было установлено, что на упавшем транспортном самолёте летело 18 немецких генералов и офицеров с высокими званиями, которые везли награды и подарки на Новый год. Будто бы немцы оградили место падения «важной птицы», никого туда не пускали и целую неделю носили траурные повязки на рукавах. Таким образом, победа аса получила не только подтверждение, но и известность. Любопытно, что в итоге личная победа была записана на счёт старшего лейтенанта Камозина, хотя, по факту, он атаковал и сбил вражескую машину в паре с ведомым младшим лейтенантом Владыкиным. Что касается сохранившихся немецких данных о потерях, то в них подходящий транспортный или другой подобный самолёт в нужном районе и в нужную дату не значится. Возможно, атакованная немецкая машина лишь получила незначительные повреждения и благополучно совершила посадку, поэтому в список потерь не попала, либо потеря попала в сводки за 1944 год, которые сохранились далеко не в полном объёме. Как повествуют писатель Георгий Реймерс, издавший документально-художественную повесть «Внимание! В небе Камозин», после гибели большой группы генералов немцы объявили настоящую охоту на советского лётчика и прислали на Керченский полуостров для уничтожения Камозина аса по прозвищу «Граф». Как вспоминал один из асов группы II./JG 52 лейтенант Петер Дюттманн (Lt. Peter Düttmann, 152 победы), благодаря радиоперехвату немецкие лётчики в ходе боев за Крым действительно знали фамилии или позывные многих своих визави. Однако, даже владея подобной информацией, выделять кого-то из противников немцы не спешили, и уж тем более не стали бы присылать для уничтожения специального аса. «Экспертов» в составе группы гауптмана Герхарда Баркхорна (Hptm. Gerhard Barkhorn) хватало и без этого, да и сам он в январе 1944 года с 1000 боевыми вылетами и 240 победами был одним из самых результативных лётчиков Восточного фронта. Никакой охоты за отдельными советскими лётчиками не производилось – в боях против 4-й и 8-й ВА, а также ВВС ЧФ у истребителей II./JG 52 хватало других задач. Рассмотрим описанный Реймерсом и другими авторами поединок немецкого и советского асов – ведь, по всем законам литературного жанра, противники не могли не встретиться. В отечественных публикациях описание боя, в котором Камозину удалось сбить опытного врага, выглядит следующим образом: «Командир эскадрильи, заметив противника, поднял свою четверку на высоту 6500 метров. Да, «Граф» предусмотрел многое. Выбрал момент, когда Камозин уже возвращался с боевого задания – значит, устал и горючее на исходе. Вёл воздушный бой – значит, боеприпасов мало. Обстановка сложилась не в пользу Камозина, и он мог бы уклониться от боя. Но командир эскадрильи, решительно отдавая приказания ведомым, уже занимал исходное положение для первой атаки. Не теряя ни секунды, Камозин набрал высоту и, когда «Граф» заложил очередной вираж, бросил самолет в пике и нажал на гашетку. Очередь была меткой и сокрушительной. Фашистский самолет начал разваливаться на части в воздухе. Так было покончено с «Графом» – гордостью «бриллиантовой» эскадрильи Германа Геринга». Анализ всех боев Павла Камозина в Крыму после 31 декабря 1943 года по оперативным документам 66-го ИАП и 329-й ИАД даёт понять, что литературный эпизод вполне соотносится с реальным воздушным боем. Он состоялся 27 января 1944 года над восточной частью Керченского полуострова. Около 15:40 радиостанция наведения сообщила о нахождении в районе южнее Керчи немецких «охотников». Направившись в указанный район и набрав высоту 6000 метров, советские летчики заметили выше себя пару Bf 109 и решили пойти на хитрость. Пара Капустика ушла на солнце, а Камозин с ведомым сделали вид, будто неспешно уходят, не замечая опасности. Рассчитывая на легкую добычу, пилоты «Мессершмиттов» с 7000 метров начали пикировать за «Аэрокобрами». Находящая в стороне пара Капустика зашла в хвост ничего не подозревающим немецким истребителям, и её ведущий сбил один Bf 109, который горящим упал в районе посёлка Эльтиген. Второй «Мессершмитт» был настигнут парой Камозин – Глоба и тоже сбит. Вражеский самолёт упал западнее Эльтигена и был засчитан обоим летчикам как групповая победа. Обе заявки подтвердила радиостанция наведения заместителя командующего 4-й ВА генерал-майора С.В. Слюсарева. По сохранившимся немецким данным, в этот день минимум по одной потере понесли обе действующие над Керченским полуостровом группы эскадры JG 52. Сначала, в одном из утренних боев с лётчиками 57-го Гв.ИАП, был сбит Bf 109G-6 W.Nr.140185 «чёрная 7» из 5./JG 52, а его пилот унтер-офицер Людвиг Фогель (Uffz. Ludwig Vogel) получил ранение. На этот успех могут претендовать капитан В.М. Савченко, а также старшие лейтенанты С.М. Мартынов и А.Д. Козыревский – каждый из них заявил по победе, но Мартынов и Козыревский падения сбитых самолётов не наблюдали. Определить автора победы над одним из «Мессершмиттов» прибывшей под Керчь незадолго до этого группы I./JG 52 сложнее. По немецким данным, вылетевшая на «свободную охоту» пара лейтенанта Франца Шалля (Lt. Franz Schall, 137 побед) и унтер-офицера Антона Реша (Uffz. Anton Resch) из 3./JG 52 столкнулась с шестёркой «Аэрокобр». Бой закончился для немецких истребителей неудачно: пилотируемый унтер-офицером Решем Bf 109G-6 W.Nr.20581 «жёлтая 3» получил 26 пулевых и снарядных пробоин, а сам лётчик, одержавший к этому моменту 11 побед, был тяжело ранен и надолго выбыл из строя. К сожалению, время вылета немецкой пары неизвестно, поэтому сказать точно, кто из летчиков 329-й ИАД одержал победу над Решем, пока не представляется возможным. Помимо Камозина с Глобой и Капустика, на этот успех могли претендовать ещё несколько лётчиков 329-й ИАД: всего в этот день они заявили об уничтожении семи Bf 109 и одного Fw 190, а ещё четыре Bf 109 были учтены как подбитые. Вполне возможно, что унтер-офицер Реш был подбит в бою именно с группой Камозина, но и в этом случае предпочтительнее выглядит заявка Фёдора Капустика – он произвёл первую, внезапную для противника, атаку, которая, скорее всего, пришлась по ведомому «Мессершмитту». Необъявленная охота за Камозиным У немцев были «эксперты», в боях с которыми неоднократно доставалось самому будущему дважды Герою. Так, 16 ноября 1943 года «Аэрокобра» советского аса была подбита, по его словам, немецкой зениткой. Лётчику пришлось совершить вынужденную посадку, самолёт отправился в ремонт. Возможно, Камозин не заметил атаку «Мессершмитта» командира II./JG 52 гауптмана Баркхорна, который в это время заявил сбитыми два истребителя американского производства. Спустя две недели, 5 декабря, в бою с большой группой пикировщиков Ju 87 и прикрывающих их Bf 109 самолёт Камозина вновь был подбит – на сей раз, видимо, фенрихом Хансом Эллендтом (Fhr. Hans Ellendt, 64 победы) из 4./JG 52, после чего «Аэрокобру» добил командир 6./JG 52 лейтенант Хельмут Липферт (Ltn. Helmut Lipfert, 203 победы). Камозину снова удалось сесть вынужденно на косе Тузла, но теперь «Аэрокобра» восстановлению не подлежала. 23 января 1944 года в бою над Керчью в районе горы Митридат его истребитель был подбит лейтенантом Хайнцем Эвальдом (Ltn. Heinz Ewald, 84 победы) из штабного звена группы II./JG 52. Наконец, 11 марта самолёт аса в районе косы Тузла подвергся атаке начинающего «эксперта» из 5./JG 52 лейтенанта Вальтера Вольфрума (Ltn. Walter Wolfrum, 137 побед) и получил серьёзные повреждения. Камозин сумел дотянуть до своего аэродрома и совершить благополучную посадку, после чего очередная «Аэрокобра» была отправлена в ремонтные мастерские. Кроме того, ещё дважды, 25 ноября 1943 и 23 марта 1944 гг., истребитель советского аса был подбит в воздушных боях с «Мессершмиттами», но на победы никто из немецких лётчиков не претендовал. Как видно из приведённых примеров, и без целенаправленной охоты на Камозина ему нередко доставалось. Впрочем, советскому асу везло – во всех описанных случаях он сам не получил ни одной царапины. Была в этом и заслуга самой «Аэрокобры» – недаром советские лётчики за живучесть с любовью называли американскую машину «несгораемым сейфом». Умер Павел Камозин в 1983 году в Брянске. Несмотря на нелёгкие испытания, берегла судьба и немецкого аса Антона Реша. Вернувшись в I./JG 52 в конце мая 1944 года, Реш явно прибавил в мастерстве и к сентябрю имел уже 63 победы, но в том же месяце был сбит советской зениткой, выпрыгнул с парашютом и снова получил тяжелое ранение. Возвратившись в свою часть в 1945 году, он довёл счёт до 91 победы, хотя, по другим данным, их было всего 65. 7 апреля 1945 года лётчик был награждён Рыцарским крестом. После пребывания в советском плену Реш благополучно вернулся в Германию и умер в родном городке Штольберге в 1975 году.
|