На чем основана предпроектная стадия овос
Стадии и этапы проведения ОВОС
Цель проведения ОВОС — определение характера и масштабов, степени опасности всех потенциальных видов воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду| и здоровье населения, оценка экологических, экономических и социальных последствий этого воздействия, рассмотрение альтернативных проектных решений, включение в них мероприятий по предотвращению или смягчению воздействий на окружающую среду, а также учет общественного мнения.I
Порядок проведения ОВОС установлен Госкомэкологией России. На каждой стадии он включает следующие три этапа:
— подготовку декларации о намерениях;
— составление предварительного варианта материалов ОВОС;
Декларация о намерениях разрабатывается заказчиком с привлечением проектировщиков. В ней излагаются основная концепция хозяйственной деятельности и принципиальные положения по ожидаемому уровню воздействий. Декларация утверждается местной администрацией.
Предварительный вариант ОВОС разрабатывается подрядчиком до оформления акта выбора площадки с целью выявить последствия от предполагаемой деятельности и факторы, которые окажут наиболее существенное воздействие.
Каждый из проектов реализации любого вида хозяйственной деятельности формально включает в себя несколько стадий, начиная с декларации о намерениях и прединвестиционного обоснования, ТЭО и технико-экономических расчетов (ТЭР) и кончая рабочим проектированием. На каждой из стадий осуществляемые оценки отличаются друг от друга как степенью (глубиной) проработки мате риалов, так и характером выводов, завершающих ОВОС.
На предынвестиционной стадии ОВОС осуществляется на вариантной основе и содержит информацию, достаточную для определения экологического риска реализации проекта. Намечаемая деятельность должна быть взаимоувязана с ранее принятыми проектами в части использования природных и трудовых ресурсов, учитывать функциональную значимость преобладающих ландшафтов, сложившиеся национальные традиции. Она должна соответствовать принципам устойчивого экологически безопасного развития территории и не создавать угрозы жизни населения, а также способствовать рациональному использованию природных ресурсов и сохранению условий их воспроизводства. Исходные данные для проведения оценки могут быть получены на основе сбора и анализа опубликованных и фондовых материалов, рекогносцировочного обследования местности.
На предынвестиционной стадии обоснования строительства промышленных предприятий и других объектов достаточно составления декларации о намерениях, которая должна содержать основные показатели воздействия на окружающую среду (сбросы, выбросы, образование отходов) и мероприятия по минимизации этого воздействия.
Предпроектная стадия базируется на детальном анализе исходного материала об источниках воздействия, природных особенностях территории, ее историко-культурном наследии, состоянии экосистем в зоне воздействия намечаемой деятельности. Одновременно должно быть выполнено детальное обоснование выбора места размещения объекта. В составе ОВОС должны содержаться рекомендуемый перечень природоохранных мероприятий и предварительная оценка экологического риска размещения объекта. Анализ проводится на вариантной основе. Информационной базой являются кадастровые карты природных ресурсов, эколого-географические и геологические карты. При характеристике и оценке современного экологического состояния территории широко применяется ландшафтно-экологическое картографирование. Карты расселенческой, промышленной, сельскохозяйственной освоенности, специальные эколого-географические карты-схемы, базы данных природоохранной статистики, результаты собственных полевых изысканий содержат необходимую информацию для оценки воздействия. Конструктивная безопасность и техническая надежность проектируемых сооружений оцениваются путем анализа выполнения требований действующих нормативных документов, а также проверкой проектных решений, учитывающих природно-климатические особенности территории проекта.
На первом этапе разработки ОВОС осуществляется предварительная оценка и составляется техническое задание. На втором этапе проводятся исследования и подготавливается предварительный вариант материалов ОВОС. Он должен быть представлен на рассмотрение общественности, которая высказывает по нему свои предложения и замечания.
На третьем этапе после общественных слушаний готовится окончательный вариант ОВОС. Он должен включать информацию о поступивших замечаниях и предложениях, а также протоколы общественных слушаний. Окончательный вариант утверждается заказчиком и в составе проектной документации представляется на ГЭЭ. Материалы ОВОС также предоставляются общественности.
Проектная стадия должна содержать исчерпывающую информацию о воздействии намечаемой деятельности на окружающую среду в проектных условиях и при возникновении аварийных ситуаций. На этой стадии основное внимание уделяется подробной характеристике экосистем в зоне воздействия объекта, прогнозу изменений состояния окружающей среды в результате реализации деятельности, обоснованию природоохранных мероприятий, комплексной оценке экологического риска и разработке показателей экологически безопасного и рационального природопользования в связи с намечаемой деятельностью. Для получения недостающих данных проводятся детальные инженерно-экологические изыскания, лабораторные исследования и камеральная обработка полевых материалов.
Результаты инженерно-экологических изысканий используются для составления программы экологического мониторинга и контроля на всех этапах намечаемой деятельности, а также при проведении послепроектного анализа реализации хозяйственных решений.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при подготовке и принятии ими решения о санкционировании (разрешении) осуществления проекта намечаемой деятельности:
— участвуют в рассмотрении обосновывающей документации;
— выдают (или согласовывают) обоснованные экологические условия и требования для проработки предложений по реализации проекта намечаемой деятельности;
— принимают решения о санкционировании реализации проекта намечаемой деятельности при условии соблюдения экологических требований законодательства Российской Федерации, а также ясного представления о возможных последствиях его осуществления.
Порядок проведения ОВОС может быть упрощен только для тех видов деятельности, которые не имеют значимых экологических последствий и не являются объектом ГЭЭ федерального уровня. Для всех других видов деятельности применяется обычная процедура.
На чем основана предпроектная стадия овос
На какой стадии проектирования осуществляется оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)?
Оценка воздействия на окружающую среду производится в соответствии с Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации (далее – Положение), утвержденным приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372 (зарегистрировано в Минюсте России 04.07.2000, регистрационный № 2302).
На основании п. 1.4 Приложения к указанному Положению оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) может осуществляться как на предпроектной, так и на проектной стадии проектирования. Исходя из сложившейся практики, ОВОС выполняется, как правило, на предпроектной стадии проектирования. Если разработка ОВОС на предпроектной стадии не осуществлялась или по решению экспертных органов материалы ОВОС требуют уточнения на последующей стадии, то оценка воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной деятельности может осуществляться и в составе проектной документации.
В соответствии с требованиями, установленным Положением, в составе раздела «Мероприятия по охране окружающей среды» приводятся результаты выполнения ОВОС.
Согласно общим положениям различных отраслевых СБЦП, в случае выполнения работ по ОВОС в составе проектной документации по поручению заказчика, стоимость этих работ определяется в размере 4% от стоимости проектирования (разработка проектной и рабочей документации).
Стадии и этапы проведения ОВОС
Цель проведения ОВОС — определение характера и масштабов степени опасности всех потенциальных видов воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и здоровье населения, оценка экологических, экономических и социальных последствий этого воздействия, рассмотрение альтернативных проектных решений, включение в них мероприятий по предотвращению или смягчению воздействий на окружающую среду, а также учет общественного мнения.
Порядок проведения ОВОСустановлен Госкомэкологией России. На каждой стадии он включает следующие три этапа:
подготовку декларации о намерениях разрабатывается заказчиком с привлечением проектировщиков. В ней излагаются основная концепция хозяйственной деятельности и принципиальные положения по ожидаемому уровню воздействий. Декларация утверждается местной администрацией.
составление предварительного варианта материалов ОВОС разрабатывается подрядчиком до оформления акта выбора площадки с целью выявить последствия от предполагаемой деятельности и факторы, которые окажут наиболее существенное воздействие;
собственно ОВОС.
Каждый из проектов реализации любого вида хозяйственной деятельности формально включает в себя несколько стадий, начиная с декларации о намерениях и предынвестиционного обоснования, технико-экономических расчетов (ТЭР) и кончая рабочим проектированием. На каждой из стадий осуществляемые оценки отличаются друг от друга как степенью (глубиной) проработки материалов, так и характером выводов, завершающих ОВОС.
На предынвестиционной стадии ОВОС осуществляется на вариантной основе и содержит информацию, достаточную для определения экологического риска реализации проекта. Намечаемая деятельность должна быть взаимоувязана с ранее принятыми проектами в части использования природных и трудовых ресурсов, учитывать функциональную значимость преобладающих ландшафтов, сложившиеся национальные традиции. Она должна соответствовать принципам устойчивого экологически безопасного развития территории и не создавать угрозы жизни населения, а также способствовать рациональному использованию природных ресурсов и сохранению условий их воспроизводства. Исходные данные для проведения оценки могут быть получены на основе сбора и анализа опубликованных и фондовых материалов, рекогносцировочного обследования местности.
На предынвестиционной стадии обоснования строительства промышленных предприятий и других объектов достаточно составления декларации о намерениях, которая должна содержать основные показатели воздействия на окружающую среду (сбросы, выбросы, образование отходов) и мероприятия по минимизации этого воздействия.
Предпроектная стадия базируется на детальном анализе исходного материала об источниках воздействия, природных особенностях территории, ее историко-культурном наследии, состоянии экосистем в зоне воздействия намечаемой деятельности. Одновременно должно быть выполнено детальное обоснование выбора места размещения объекта.
На первом этапе разработки ОВОС осуществляется предварительная оценка и составляется техническое задание. На втором этапе проводятся исследования, и подготавливается предварительный вариант материалов ОВО6. Он должен быть представлен на рассмотрение общественности, которая высказывает по нему свои предложения и замечания.
На третьем этапе после общественных слушаний готовится окончательный вариант ОВОС. Он должен включать информацию о поступивших замечаниях и предложениях, а также протоколы общественных слушаний. Окончательный вариант утверждается заказчиком и в составе проектной документации представляется на ГЭЭ. Материалы ОВОС также предоставляются общественности.
Проектная стадия должна содержать исчерпывающую информацию о воздействии намечаемой деятельности на окружающую среду в проектных условиях и при возникновении аварийных ситуаций. На этой стадии основное внимание уделяется подробной характеристике экосистем в зоне воздействия объекта, прогнозу изменений состояния окружающей среды в результате реализации деятельности, обоснованию природоохранных мероприятий, комплексной оценке экологического риска и разработке показателей экологически безопасного и рационального природопользования в связи с намечаемой деятельностью. Для получения недостающих данных проводятся детальные инженерно-экологические изыскания, лабораторные исследования и камеральная обработка полевых материалов.
Состав материалов ОВОС
Разработчики (исполнители), приступающие к проведению ОВОС проекта, имеет, материал, характеризующий предлагаемый проект (Декларация о намерениях инвестора, экологические требования к объекту, экологическое обоснование инвестиций, результаты мониторинга и, наконец, справочные данные по характеристикам собственно проекта и его ТЭО), по которым развиваются исследования технических решений, начиная с выбора площадки размещения объекта и заканчивая программами экологического мониторинга и послепроектного экологического менеджмента.
Документация выбора площадки
Процесс выработки решений по объекту, для строительства которого требуется новый земельный участок, разбивается на два этапа.
Первый этап — от момента обращения заказчика в орган власти с просьбой о предоставлении земельного участка до принятия последним решения о резервировании (подписания Акта выбора) некой площадки.
Второй этап — от акта выбора площадки до принятия органом власти решения об изъятии зарезервированного участка и предоставлении его заявителю. В этот период времени заказчик должен успеть разработать и утвердить необходимую проектную документацию для начала реализации намечаемой деятельности.
Этап проектирования, в свою очередь, разбивается на две стадии:
1) стадию разработки ТЭО (для крупных и сложных объектов) и/или проекта строительства предприятия;
1) стадию подготовки рабочей документации (рабочего проекта, рабочих чертежей и т.д.).
Для крупных и сложных объектов возможна ситуация, когда после ТЭО перед рабочей документацией может потребоваться разработка еще и проекта строительства объекта.
При документации площадки намечаемой деятельности должны быть учтены и отражены следующие обосновывающие материалы (карты, схемы, диаграммы, таблицы, экспликация):
региональные природные особенности территории, ее ресурсный потенциал;
состояние экосистем, их устойчивость к возможному воздействию, способность к восстановлению;
характеристика транспортной инфраструктуры;
энергообеспеченность;
соответствие техническим условиям проекта;
перспективы социально-экономического развития территории;
наличие исторических, культурных, этнических и других традиций местного населения.
Подготовка материалов ОВОС
Технология проведения ОВОС состоит в следующем. На входе в операцию каждого этапа используется необходимый для выработки решений по объекту «входной» документ, отвечающий соответствующим требованиям, а на выходе должен быть сформирован «выходной» документ, содержащий результаты того, что проделано в ходе данной операции.
Важно, чтобы процесс ОВОС по основным этапам совпадал (не опережал и не отставал) со стадиями процесса проектирования, хотя и не следует «навязывать» какую-либо зависимость процесса ОВОС от его технологии.
Описание основных особенностей окружающей среды. Оно касается всех аспектов состояния компонентов окружающей среды, которые потенциально могут быть вовлечены в процедуры ОВОС в качестве предмета анализа и оценки. При сборе и анализе информации о природных условиях и состоянии компонентов окружающей среды необходимо иметь в виду основную цель проведения ОВОС: учет экологических факторов в принятии решений по намечаемой деятельности. В ходе ОВОС должно быть проанализировано состояние только тех компонентов природной среды, информация о которых необходима для принятия решений.
Анализ альтернатив. Этот раздел включает перечень реальных и разумных альтернатив развития намечаемой деятельности, анализ и оценку их применительно к районам возможных площадок с указанием целей, характера, средств, места и сроков реализации намечаемой деятельности. Здесь же приводится описание и сравнительная оценка по ожидаемым экологическим и связанным с ними социально-экономическим последствиям возможных альтернатив, включая «нулевой» вариант (отказ от намечаемой деятельности при сохранении существующего характера использования возможных площадок), и обоснование варианта, предлагаемого для реализации. В это обоснование входит описание возможных принципиальных альтернативных решений в соответствии с проектным замыслом.
Характеристика источников воздействия. Описание и характеристика основных источников, видов и объектов воздействия (если таковые имеются) проводятся по основным вариантам проектных решений. К источникам воздействия относятся:
элементы основной и вспомогательной технологий, функционирование которых является причиной изменений окружающей среды;
новые материальные объекты (здания, сооружения и т.д.), размещаемые в окружающей среде;
предприятия и объекты, функционирование которых связано со строительством проектируемого объекта;
следы хозяйственной деятельности (отвалы, терриконы, хвос-тохранилища, накопители, свалки и т.д.);
удаление существующих материальных объектов.
Среди видов воздействия как наиболее существенные выделяются привнес загрязняющих веществ и изъятие природных ресурсов. В целом же при работе промышленных предприятий на окружающую среду оказываются следующие виды воздействий:
выбросы вредных веществ в атмосферу;
производственный шум;
сброс вредных веществ в водоемы;
изъятие полезных ископаемых из недр;
размещение бытовых, коммунальных и промышленных отходов;
изъятие земельных ресурсов;
угнетение биологических ресурсов.
Эти воздействия могут приводить к неблагоприятным экологическим последствиям в виде изменения состояния окружающей среды, которого нельзя избежать, смены традиционных форм занятости населения или миграции его из данной местности.
Оценка значимости воздействий. Прогноз, анализ и оценка значимости ожидаемых воздействий являются основными стадиями процесса ОВОС. Они проводятся для выявленных источников по следующим основным вариантам проектных решений (кратким экспертным заключениям): уровень воздействий на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, вероятность возникновения риска, степень, характер, масштаб, зоны распространения, возможные экологические и связанные с ними социальные и экономические последствия, оценка значимости остаточных воздействий на окружающую среду и их последствий. Для всех выявленных воздействий должны анализироваться их характер, величина, а также оцениваться значимость.
Меры по смягчению воздействий. На основе полученных оценок значимости готовятся предложения по мероприятиям для предотвращения или смягчения выявленных возможных неблагоприятных воздействий по основным вариантам инженерных, технологических, архитектурно-планировочных и прочих решений; анализируется их эффективность и возможность реализации. Смягчение воздействий может быть достигнуто, например, установкой очистных сооружений или использованием технологии, приводящей к меньшим выбросам, а также посредством ликвидации или уменьшения ущерба, нанесенного окружающей среде, и, наконец, с помощью различных форм компенсации.
К числу смягчающих мер относятся и предложения по программе экологического мониторинга и контроля на всех этапах реализации проекта.
Выбор мер должен быть обоснован, а их экологическая эффективность описана в документации ОВОС инициатором и разработчиком.
Программы изысканий и исследований. Программы изысканий и исследований для проектирования в районах возможных площадок осуществления намечаемой деятельности подготавливаются и выполняются при недостатке информации экологического содержания, а также для обоснования рекомендаций по проведению послепроектного анализа реализации намечаемой деятельности.
При недостатке достоверной информации организуются инженерно-экологические и геоэкологические изыскания.
Законодательные требования в области государственной экологической экспертизы. Порядок проведения. Особенности организации проведения повторной государственной экологической экспертизы.
На чем основана предпроектная стадия овос
ОТРАСЛЕВАЯ ДОРОЖНАЯ МЕТОДИКА
РУКОВОДСТВО ПО ОЦЕНКЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ (ОВОС)
ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ, СТРОИТЕЛЬСТВЕ, РЕКОНСТРУКЦИИ
И ЭКСПЛУАТАЦИИ ОБЪЕКТОВ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА
Документ включает основные требования к способам и порядку осуществления оценки воздействия на окружающую среду при проектировании автомобильных дорог как комплексных сооружений дорожного хозяйства с учетом современного уровня нормативно-правовых, нормативно-технических и методических документов. Приведены общие требования по охране окружающей среды при строительстве, реконструкции и содержании автомобильных дорог, объектов дорожного хозяйства.
Настоящая отраслевая дорожная методика предназначена для заказчиков (инвесторов), разработчиков проектной документации, органов управления дорожным хозяйством и отдельных подразделений при проектировании, строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог общего пользования, объектов дорожного хозяйства и инфраструктуры.
ОДМ разработана Московским государственным автомобильно-дорожным институтом (Техническим Университетом) МАДИ (ТУ) на основе и в соответствии с действующими нормативными документами, с учетом задач по охране окружающей среды и сохранению природных ресурсов в дорожном хозяйстве.
2. Настоящее Руководство основано на положениях Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» 1992 г., принятых в соответствии с ним других законов и нормативно-правовых актов Российской Федерации, «Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации», утвержденном приказом Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 г. N 372 с учетом внесенных согласно СНиП 11-01-95 изменений в системе разработки проектной документации, требований СНиП 2.05.02-85, СНиП 3.05.03-85 и действующих отраслевых нормативных документов в части экологической безопасности развития автомобильных дорог. Перечень основных природоохранных правовых актов, нормативных и методических документов, используемых в процессе проектирования, строительства и содержания автомобильных дорог, приведен в Приложении 1.
3. При проектировании, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений, производственных предприятий и организаций дорожного хозяйства, сооружений по обслуживанию участников дорожного движения следует пользоваться нормативными документами соответствующего профиля.
4. Основные требования к проектированию, строительству и эксплуатации АЗС в настоящем Руководстве выделены в отдельный раздел.
5. При проектировании и строительстве в особо сложных природных условиях (например, на особо охраняемых территориях) в дополнение к настоящим правилам могут вноситься специальные требования, основанные, как правило, на данных научных исследований. Состав и методы выполнения индивидуальных проработок должны обуславливаться техническими заданиями заказчика или указаниями экологической экспертизы.
6. Основным методом определения уровня экологической безопасности принимаемых технических или организационных решений является оценка воздействий на окружающую среду (ОВОС), которая включает анализ состояния окружающей среды, выявление состава и характера воздействий и прогноз их последствий.
ОВОС выполняется для расчетного (наименее благоприятного) состояния среды и сочетания влияющих факторов за расчетный период эксплуатации проектируемого объекта и включает определение существенного уровня всех выявленных воздействий и допустимого уровня каждого существенного вида воздействий для каждого компонента окружающей среды на пересекаемой дорогой территории. В результате проведения ОВОС делается вывод о допустимости (или недопустимости) строительства, необходимости применения защитных мероприятий и возможности или невозможности реализации намеченных решений.
7. В действующем «Справочнике базовых цен на проектные работы для строительства» Госстроя России затраты проектных организаций, относящиеся к представлению в экологическую экспертизу материалов по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) не учитываются. Стоимость разработки материалов по ОВОС оплачивается дополнительно. Необходимость выполнения этих работ должна быть оговорена в задании на проектирование. Получаемые заказчиками (инвесторами) и проектными организациями в органах управления разного уровня и их подразделениях информационные материалы и технические условия на присоединение, а также согласования, не требующие специальных технических заключений, оплачиваются организациями, получающими информацию, в соответствии с установленным порядком.
8. Этапы проведения оценки воздействия на окружающую среду.
8.1. Уведомление, предварительная оценка и составление технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду.
8.1.1. В ходе первого этапа заказчик:
— подготавливает и представляет в органы власти обосновывающую документацию, содержащую общее описание намечаемой деятельности; цели ее реализации; возможные альтернативы; описание условий ее реализации; другую информацию, предусмотренную действующими нормативными документами;
— информирует общественность в соответствии с пунктом 9 настоящего Руководства;
— проводит предварительную оценку по основным положениям п.8.2.2 настоящего раздела Руководства и документирует ее результаты;
— проводит предварительные консультации с целью определения участников процесса оценки воздействия на окружающую среду, в том числе заинтересованной общественности.
В ходе предварительной оценки воздействия на окружающую среду заказчик собирает и документирует информацию:
— о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, включая цель ее реализации, возможные альтернативы, сроки осуществления и предполагаемое месторазмещение, затрагиваемые административные территории, возможность трансграничного воздействия, соответствие территориальным и отраслевым планам и программам;
— о состоянии окружающей среды, которая может подвергнуться воздействию, и ее наиболее уязвимых компонентах;
— о возможных значимых воздействиях на окружающую среду (потребности в земельных ресурсах, отходы, нагрузки на транспортную и иные инфраструктуры, источники выбросов и сбросов) и мерах по уменьшению или предотвращению этих воздействий.
8.1.2. На основании результатов предварительной оценки воздействия заказчик составляет техническое задание на проведение оценки воздействия на окружающую среду (далее ТЗ), которое содержит:
— наименование и адрес заказчика (исполнителя);
— сроки проведения оценки воздействия на окружающую среду;
— основные методы проведения оценки воздействия на окружающую среду, в том числе план проведения консультации с общественностью;
— основные задачи при проведении оценки воздействия на окружающую среду;
— предполагаемый состав и содержание материалов по оценке воздействия на окружающую среду.
При составлении ТЗ заказчик учитывает требования специально уполномоченных органов по охране окружающей среды, а также мнения других участников процесса оценки воздействия на окружающую среду. ТЗ рассылается участникам процесса оценки воздействия на окружающую среду по их запросам и доступно для общественности в течение всего времени проведения оценки воздействия на окружающую среду.
ТЗ на проведение оценки воздействия на окружающую среду является частью материалов по оценке воздействия на окружающую среду.
8.2. Проведение исследований по оценке воздействия на окружающую среду и подготовка предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду.
8.2.1. Заказчик (исполнитель) проводит исследования по оценке воздействия на окружающую среду в соответствии с ТЗ, с учетом альтернатив реализации, целей деятельности, способов их достижения и подготавливает предварительный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду.
8.2.2. Исследования по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности включает следующее:
— определение характеристик намечаемой хозяйственной и иной деятельности и возможных альтернатив (в том числе отказа от деятельности);
— анализ состояния территории, на которую может оказать влияние намечаемая хозяйственная и иная деятельность (состояние природной среды, наличие и характер антропогенной нагрузки и т.п.);
— выявление возможных воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду с учетом альтернатив;
— оценка воздействий на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности (вероятности возникновения риска, степени, характера, масштаба, зоны распространения, а также прогнозирование экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий);
— определение мероприятий, уменьшающих, смягчающих или предотвращающих негативные воздействия, оценка их эффективности и возможности реализации;
— оценка значимости остаточных воздействий на окружающую среду и их последствий;
— сравнение по ожидаемым экологическим и связанным с ними социально-экономическим последствиям рассматриваемых альтернатив, в том числе варианта отказа от деятельности и обоснование варианта предлагаемого для реализации;
— разработка предложений по программе экологического мониторинга и контроля на всех этапах реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
— разработка рекомендаций по проведению послепроектного анализа реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
— подготовка предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности (включая краткое изложение для неспециалистов).
8.2.3. Заказчик предоставляет возможность общественности ознакомиться с предварительным вариантом материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности и представить свои замечания в соответствии с п.9 настоящего Руководства.
8.3. Подготовка окончательного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду.
8.3.1. Окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду готовится на основе предварительного варианта материалов с учетом замечаний, предложений и информации, поступившей от участников процесса оценки воздействия на окружающую среду на стадии обсуждения в соответствии с п.9 настоящего Руководства. В окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду должна включаться информация об учете поступивших замечаний и предложений, а также протоколы общественных слушаний (если таковые проводились).
8.3.2. Окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду утверждается заказчиком, передается для использования при подготовке обосновывающей документации и в ее составе представляется на государственную экологическую экспертизу, а также на общественную экологическую экспертизу (если таковая проводится).
8.3.3. Участие общественности при подготовке материалов по оценке воздействия на окружающую среду может осуществляться:
— на этапе представления первоначальной информации;
— на этапе проведения оценки воздействия на окружающую среду и подготовки обосновывающей документации.
Для намечаемой инвестиционной деятельности заказчик проводит вышеперечисленные этапы оценки воздействия на окружающую среду на всех стадиях подготовки документации по намечаемой хозяйственной и иной деятельности, представляемой на государственную экологическую экспертизу.
Процесс проведения оценки воздействия на окружающую среду для отдельных видов (категорий) деятельности, не имеющих значимых экологических последствий и являющихся объектом государственной экологической экспертизы уровня субъектов Российской Федерации, может проводиться в соответствии с нормативными документами, регламентирующими проведение оценки воздействия на окружающую среду для этих видов деятельности. Соответствующие нормативные документы разрабатываются территориальными органами Госкомэкологии России.
9. Информирование и участие общественности в процессе оценки воздействия на окружающую среду.
9.1. Информирование и участие общественности осуществляется на всех этапах оценки воздействия на окружающую среду в соответствии с нормами настоящего Положения и иными нормативными правовыми документами в установленном порядке.
9.2. Участие общественности в подготовке и обсуждении материалов оценки воздействия на окружающую среду обеспечивается заказчиком как неотъемлемая часть процесса проведения оценки воздействия на окружающую среду, организуется органами местного самоуправления или соответствующими органами государственной власти при содействии заказчика и в соответствии с российским законодательством.
9.3. Информирование общественности и других участников оценки воздействия на окружающую среду на этапе уведомления, предварительной оценки и составления технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду осуществляется заказчиком. Информация в кратком виде публикуется в официальных изданиях федеральных органов исполнительной власти (для объектов экспертизы федерального уровня) в официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территории которых намечается реализация объекта государственной экологической экспертизы, а также на территории которых намечаемая хозяйственная и иная деятельность может оказать воздействия. В публикации представляются сведения о:
— названии, целях и месторасположении намечаемой деятельности;
— наименовании и адресе заказчика или его представителя;
— примерных сроках проведения оценки воздействия на окружающую среду;
— органе, ответственном за организацию общественного обсуждения;
— предполагаемой форме общественного обсуждения (опрос, слушания, референдум и т.п.), а также форме представления замечаний и предложений;
— сроках и месте доступности ТЗ по оценке воздействия на окружающую среду;
9.4. Дополнительное информирование участников процесса оценки воздействия на окружающую среду может осуществляться путем распространения информации, указанной в пункте 8.1.1, по радио, на телевидении, в периодической печати, через Интернет и иными способами, обеспечивающими распространение информации.
9.5. Заказчик (исполнитель) принимает и документирует замечания и предложения от общественности в течение 30 дней со дня опубликования информации в соответствии с пунктом 8.1.1. Данные замечания и предложения учитываются при составлении технического задания по оценке воздействия на окружающую среду и должны быть отражены в материалах по оценке воздействия на окружающую среду.
9.6. Заказчик обеспечивает доступ к техническому заданию по оценке воздействия на окружающую среду заинтересованной общественности и других участников процесса оценки воздействия на окружающую среду с момента его утверждения и до окончания процесса оценки воздействия на окружающую среду.
9.7. На этапе проведения оценки воздействия на окружающую среду уточняется план мероприятий по ходу общественных обсуждений намечаемой хозяйственной деятельности, в том числе о целесообразности (нецелесообразности) проведения общественных слушаний по материалам оценки воздействия на окружающую среду.
При принятии решения о форме проведения общественных обсуждений, в том числе общественных слушаний, необходимо руководствоваться степенью экологической опасности намечаемой хозяйственной и иной деятельности, учитывать фактор неопределенности, степень заинтересованности общественности.
9.8. Информация о сроках и месте доступности предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду, о дате и месте проведения общественных слушаний, других форм общественного участия, публикуется в средствах массовой информации, указанных в пункте 8.1.1, не позднее, чем за 30 дней до окончания проведения общественных обсуждений (проведения общественных слушаний). Заказчик также сообщает данную информацию заинтересованной общественности, интересы которой прямо или косвенно могут быть затронуты в случае реализации намечаемой деятельности, или которые проявили свой интерес к процессу оценки воздействия и другим участникам процесса оценки воздействия на окружающую среду, которые могут не располагать доступом к указанным средствам массовой информации.