На чем основано научное знание

Научное познание: методы научного познания, его уровни, особенности, формы и виды.

Содержание:

↑ Научное познание. Особенности научного познания

Наука направлена на изучение окружающего мира, действительности, исследование природных процессов и явлений, выявление закономерностей. Целью научного познания является объективная истина, те. истина, которая не зависит от интересов и воли познающего.

Научное познание — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

Особенности научного познания:

Научное познание имеет свои уровни, формы и методы.

↑ Уровни и формы научного познания

На чем основано научное знание. Смотреть фото На чем основано научное знание. Смотреть картинку На чем основано научное знание. Картинка про На чем основано научное знание. Фото На чем основано научное знание Эмпирический или практический уровень (выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей).

Формы научного познания:

Научный факт (от лат. — сделанное, совершившееся) — отражение объективного факта в человеческом сознании, т. е. описание посредством некоторого языка.

Эмпирический закон — объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.

Теоретический уровень (выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых внутренних связей и отношений)

Формы научного познания:

Проблема — осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа (бывают теоретические и практические).

Научная проблема выражается в наличии противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требует адекватной научной теории для её разрешения.

Гипотеза — это научное предположение о каких-либо свойствах, качествах объекта, характеристиках и закономерностях процессов или явлений окружающего мира.

↑ Методы научного познания

Методы научного познания: наблюдение, эксперимент, измерение, классификация, систематизация, описание, сравнение.

Универсальные: анализ и синтез, дедукция и индукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация.

Метод (от гр. — путь исследования) понимается как орудие, средство познания. В методе познания объективная закономерность превращается в правило действия субъекта (исследователя).

Характеристики научного метода: строгость и объективность.

Среди эмпирических методов научного познания большую роль играют наблюдение и эксперимент.

С помощью метода наблюдения познаются и открываются новые факты об окружающем мире. Эти факты образуют первичную научную информацию, которая впоследствии помогает объяснить многие процессы и явления, происходящие в природе. Результаты данного метода будут зависеть не только от познаваемого объекта, но и от уровня знаний и опыта исследующего.

Эксперимент представляет собой довольно глубокий, комплексный, действенный и результативный практический метод познания. Его отличительными особенностями является то, что исследователь способен изменить ход эксперимента, его условия, а при необходимости и остановить его. Различают естественный эксперимент (происходит в естественных условиях) и лабораторный (происходит в искусственных условиях).

Любой эксперимент может быть проведен как с натуральным, естественным объектом, так и с его макетом, искусственным заменителем. В основном это происходит тогда, когда изучение объекта в его естественной среде невозможно по какой-либо причине, как, например, исследование атмосферных явлений, комет и мн. др. Создание таких моделей называется моделированием.

Моделирование — воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения. Потребность в моделировании возникает тогда, когда исследование непосредственно самого объекта невозможно, затруднительно, дорого, требует слишком длительного времени и т. п.

Измерение — это исследование, которое заключается в определении числового значения качеств, свойств и характеристик объекта, путем сравнения его с общепринятым стандартом или единицей измерения, таких как, метр, грамм, литр и т п.

К универсальным методам научного познания относятся анализ и синтез.

Познание не может сделать действительного шага вперёд, только анализируя или только синтезируя. Анализ предшествует синтезу, но и сам возможен только на основе результатов проделанной синтетической деятельности; связь анализа и синтеза — органическая, внутренне необходимая.

Неразрывно связаны между собой методы индукции и дедукции, которые обусловливают друг друга в процессе познания.

Универсальным методом научного познания является аналогия — сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях. В современной науке развитой областью систематического применения аналогии выступает так называемая теория подобия, широко используемая в моделировании.

Абстракция (от лат. — отвлечение) — один из универсальных методов познания, заключающийся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении какого-либо свойства или отношения. В качестве результатов процесса абстрагирования выступают различные понятия и категории.

К универсальным методам познания также относится идеализация — мыслительный акт, связанный с образованием некоторых абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности. Примерами идеализированных объектов могут быть: «прямая», «точка» (в математике), «абсолютно твёрдое тело», «идеальный газ» (в физике) и т. д.

К теоретическим методам научного познания принадлежит единство исторического и логического.

Связан с освещением различных этапов развития объектов в их хронологической последовательности, в конкретных формах проявления.
Описание исторического процесса во всём его многообразии, с учётом его неповторимых, индивидуальных особенностей.Связан с воспроизведением в теоретической форме, в системе абстракций сущности, основного содержания исторического процесса
Отражение объекта одновременно в самых его существенных связях и истории его развития: воспроизведя объект в высшей, зрелой его форме, включающей как бы в снятом виде предыдущие его ступени, осуществляется познание и главных вех его истории

Исторический и логический методы тесно связаны между собой. Исторический метод без логического слеп, а логический без изучения реальной истории беспредметен.

Чтобы мысленно воспроизвести объект в его целостности, используют теоретический метод научного познания, получивший название восхождения от конкретного к абстрактному.

Формализация (от лат. — вид, образ) — уточнение содержания познания, осуществляемое посредством того, что изучаемые объекты, явления, процессы сопоставляются с некоторыми материальными конструкциями, позволяющими выявлять и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов.

Математизация — использование различных способов измерения, позволяющих приписывать материальным объектам и их свойствам определённые числа, а затем вместо трудоёмкой работы с объектами действовать с числами по определённым математическим правилам. Только единство всех методов современного научного познания обеспечивает их объективную истинность и возрастающее влияние на научно-технический прогресс.

Источник

Особенности научного познания

Научное знание – результат высшей разумной формы познания, профессиональной исследовательской деятельности по раскрытию сущности какого-либо объекта. Научное знание может существовать только в виде системной организации, то есть теории.

Что такое научное познание

Научное познание – это деятельность, направленная на производство объективных, системных, основанных на реальных фактах и событиях знаний об окружающем мире.

Уровни научного познания и их признаки

Научное познание это целостная, но постоянно развивающаяся система. Ее элементы связаны между собой, но имеют и различия. Методы и уровни научного познания определяются эмпирическими и теоретическими моментами.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Эмпирический уровень познания

Эмпирический уровень познания — это непосредственное изучение объекта, направленное на получение необходимых фактов. Вслед за изучением происходит фиксирование данных, их первичный анализ и систематизация.

Формы эмпирического познания:

Методы, применяемые на эмпирическом уровне познания:

Теоретический уровень

Теоретический уровень познания – это более глубокое изучение объекта, имеющее целью выявить и объяснить фундаментальные закономерности развития и функционирования, провести глубокий анализ.

Формы теоретического познания:

Методы теоретического научного познания:

Характерные черты и особенности научного познания

Теория научного познания является одной из областей философии. Наука – это деятельность людей, направленная на получение знаний о природе, обществе, человеке.

Научное познание – сложный, систематизированный процесс воспроизводства знаний. Его цель – постичь объективную истину, используя рациональные средства и методы. Задача – найти и объяснить природные, социальные и мыслительные законы.

Научное познание ориентируется на свое воплощение на практике, имеет специальный язык, содержащий точные термины, символы, схемы. Оно должно опираться на достоверные доказательства, обосновывать результаты и выводы, но на промежуточных этапах может строить гипотезы, догадки и предположения. Научное познание использует в ходе исследования специальную аппаратуру, приборы, измерительные инструменты.

Логические критерии научного познания:

Эмпирические критерии научного познания:

Экстралогические критерии научного познания:

Методы научного познания и их основные различия

Научный метод — это правила, приемы и принципы, которые обеспечивают познание объекта и получение о нем достоверных знаний.

Общенаучные методы исследования:

За последние десятилетия во всем мире произошел технологический прорыв. Это отразилось и на научном познании: в период информационной эпохи изменились его методы, представления о приобретении, хранении и воспроизведении информации, обновились инструменты исследования.

Научное познание на современном этапе стремится создать единую целостную картину мира, объединяющую знания о неживой и живой природе, человеке и обществе. Общенаучная картина строится, опираясь на специфику современной культуры и ее воззрения.

Результатом научного познания являются проверяемые и систематизированные сведения о различных явлениях окружающего мира. Научное познание универсально: предметом исследования может быть любой объект, имеющий место в окружающем мире (сознание, психика, физические явления и др.).

Источник

Наука как вид познания. Структура научного познания

Наука – это особый тип познания, направленный на достижение обоснованных, систематизированных и объективных знаний о физической реальности, обществе и человеке. Она представляет собой совокупность теоретических знаний об окружающем мире и осуществляется в особой, специфической сфере общественной деятельности.

Наука также представляет собой особый вид духовной деятельности – производство объективно-истинного по содержанию систематизированного знания. Это не только сами знания, которые являются социальной ценностью человечества и хранятся обществом, но также и тяжёлый творческий труд учёных, научных сообществ, коллективов, направленный на достижение всё новых уровней знаний.

Определения научного познания

Существует несколько определений науки:

Виды знаний

Виды знаний весьма многообразны и соответствуют естественным видам познания.

Научные:

Ненаучные:

Обыденное познание

Научному мировоззрению и познанию предшествует этап обыденного познания.

Особенности обыденного познания:

На чем основано научное знание. Смотреть фото На чем основано научное знание. Смотреть картинку На чем основано научное знание. Картинка про На чем основано научное знание. Фото На чем основано научное знание

Особенности научного знания

В отличие от других конструкций духовной деятельности, научные знания являются продуктами теоретической деятельности. В отличие от них научное познание обладает рядом особенностей.

На чем основано научное знание. Смотреть фото На чем основано научное знание. Смотреть картинку На чем основано научное знание. Картинка про На чем основано научное знание. Фото На чем основано научное знание

Научные принципы

Научное познание характеризуется необходимостью соблюдения ряда принципов:

Критерии научного познания

Целью научного познания является научная истина. Она должна удовлетворять следующим условиям:

Уровни научного познания

Существует 2 уровня познания:

Эмпирический уровень предполагает выявление объективных фактов со стороны очевидных связей. Это то, что мы можем выяснить непосредственно в результате эксперимента. Например, закон Гука.

Эмпирический уровень науки – это уровень научного опыта. Опыт имеет сложный, многосторонний характер и может быть всеобщим или специальным, повседневным или профессиональным и т.д. Его суть – в глубокой связи с человеческой деятельностью, с практикой, в непосредственных и личных контактах с действительностью вообще или с определённым её сегментом.

Эмпирическая исследовательская деятельность совершается ради определённых целей и приносит конкретные результаты. Главной её задачей и главным результатом является установление фактов, которые служат основанием для теоретических исследований. В повседневной жизни словом «факт» обозначается всё, что действительно имело или имеет место, что произошло или происходит в действительности. Понятие научного факта имеет близкое значение – это событие, установленное и признанное научным сообществом, для которого оно фигурирует как предмет бесспорного консенсуса.

Теоретический уровень познания предполагает выявление закономерностей, фундаментальных особенностей, обнаружение видимых проявлений скрытых внутренних связей предмета или объекта. Это уже проникновение в сущность предмета. Теоретический уровень основывается на фактах и данных, которые были собраны на эмпирическом уровне. Затем происходит теоретическое осмысление и абстрактные логические операции с полученными данными.

На чем основано научное знание. Смотреть фото На чем основано научное знание. Смотреть картинку На чем основано научное знание. Картинка про На чем основано научное знание. Фото На чем основано научное знание

Формы научного познания

Форма выражает в себе то знание, которое можно исследовать. Форма выражает способы, через которые добывается знание.

Формами эмпирического познания являются:

Формами теоретического (научного) познания являются:

К основным формам познания относят:

Этапы чувственного и рационального познания

Этапы чувственного познания:

Этапы рационального познания:

Существуют также иррациональные формы познания (интуиция и т.д.).

На чем основано научное знание. Смотреть фото На чем основано научное знание. Смотреть картинку На чем основано научное знание. Картинка про На чем основано научное знание. Фото На чем основано научное знание

Методы научных исследований

Метод – это научный способ исследования обозначенных этапов поведения учёных в данной научной области (осознанные способы действия возможны для повторения во всех случаях данного вида); это систематически применяемый способ познания (или работы) в какой-либо области. Иначе говоря, методы – это то, с помощью чего можно получить знания.

Смысл и назначение метода – упорядочить и организовать определённую деятельность. Метод должен соответствовать предмету и цели определённой деятельности, а также условиям, в которых она совершается.

Наука опирается на специфические научные методы, которые с той или иной степенью надёжности гарантируют адекватное описание окружающего мира.

Методы научного познания:

Также к научным методам относятся:

На чем основано научное знание. Смотреть фото На чем основано научное знание. Смотреть картинку На чем основано научное знание. Картинка про На чем основано научное знание. Фото На чем основано научное знание

Институционализация науки

Институционализация науки проявляется в следующем:

Неуклонно возрастает внимание общества к науке, усиливается её духовная и материальная поддержка.

В обществе, в среде учёных и философов существует 2 типа реакции на всё ускоряющееся распространение науки:

С одной стороны, появились влиятельные направления (позитивизм, структурализм), представители которых ориентируются на науку, рассматривают её как единственную форму познавательной деятельности, которая может принести истинные знания, видят в ней наиболее действенное средство для решения всех общественных проблем.

С другой стороны, возникают и такие течения, для которых характерно критическое и более того – враждебное отношение к научному познанию (экзистенциализм, постпозитивизм и др.).

Функции научного познания

В научных теоретических системах отражаются объективные связи, отношения, законы и сущностные стороны явлений природы и общества. Они служат человеку и обществу, объясняя различные явления и события сегодняшнего дня, предсказывая ход развития в будущем.

Объяснение и прогнозирование являются одними из главных функций научного знания, опираясь на которые человек рационально управляет природными и общественными явлениями и процессами.

Научные знания и научная деятельность являются социально значимыми и имеют общественный характер. Деятельность на поприщах науки, разделение труда ученых, обмен научной информацией и т. п. имеют не только большое социальное, но и практическую пользу.

Наука имеет в своём методическом арсенале действенные средства эмпирической проверки:

От научных теорий требуется способность делать предсказания относительно будущего опыта. В том случае, если такие предсказания сбываются, статус и авторитет соответствующих теорий существенно повышается.

Познавательный потенциал науки проявляется в её способности открывать и описывать существенные и необходимые закономерности – связи между реальными явлениями и процессами.

Познание законов вещественного мира, с одной стороны, делает возможным рациональное объяснение событий, которые в нём происходят. А с другой, – позволяет манипулировать ими, создавать условия, при которых они разворачиваются определённым образом (удобным и полезным для людей).

Источник

Научное знание как сложная развивающаяся система

Научное знание как сложная развивающаяся система

Существует 2 взгляда на динамику развития науки:1)кумулятивизм(«увеличение»): азвитие н. знаний идёт путём постепенного добавления новых знаний к накопленной сумме знаний. Развитие непрерывно, качественных скачков нет.2) антикумулятивизм: в ходе познания нет устойчивых компонентов: смена этапов развития н. знания – полный пересмотр подходов без содержательной преемственности.

I. Наука как таковая, как целостное развивающееся формообразова­ние, включает в себя ряд частных наук, которые в свою очередь под­разделяются на множество научных дисциплин. Выявление структу­ры науки в этом ее аспекте ставит проблему классификации наук.

II. По предмету и методам познания выделяют науки о природе — естествознание (меха­ника, физика, химия, геология, биология), об обществе — обществознание (социальные, гума­нитарные науки) и о самом познании, мышлении (логика, гносеоло­гия, эпистемология, когнитология и др.). Отдельную группу состав­ляют технические науки. Очень своеобразной наукой является совре­менная математика. По мнению некоторых ученых, она не относится к естественным наукам, но является важнейшим элементом их мыш­ления. В свою очередь каждая группа наук может быть подвергнута более подробному членению.

III. Структура научного знания может быть представлена как един­ство двух его основных уровней — эмпирического и теоретического. Эти уровни тесно взаимосвязаны и в процессе развития взаимно пере­ходят друг в друга. Однако недопустимо абсолютизировать один из этих уровней в ущерб другому, что характерно для эмпиризма и схо­ластического теоретизирования.

IV. С точки зрения взаимодействия объекта и субъекта научного по­знания оно включает в себя четыре необходимых компонента в их единстве:а) Субъект науки — ключевой ее элемент: отдельный исследователь, научное сообщество, научный коллектив и т.п., в конечном сче­те — общество в целом.б) Объект (предмет, предметная область), т.е. то, что именно изу­чает данная наука или научная дисциплина. Иначе говоря, это все то, на что направлена мысль исследователя, все, что может быть описано, воспринято, названо, выражено в мышлении и т.п. в) Система методов и приемов, характерных для данной науки или научной дисциплины и обусловленных своеобразием их предметов.г) Свой специфический язык — как естественный, так и особенно искусственный (знаки, символы, математические уравнения, химические формулы и т.п.).

Научные дисциплины возникают и развиваются неравномерно. В них формируются различные типы знаний. Специфика предмета каждой науки может привести к тому, что определенные типы знаний, доминирующие в одной науке, могут играть подчиненную роль в другой.

В системе любого научного знания можно выделить два основных уровня: Эмпирическое и Теоретическо­е. Соответственно существует 2 типа познавательных про­цедур.

Различение эмпирического и теоретического уровней осуществляется с учетом специфики познавательной деятельности на каждом из этих уровней.Основные критерии различия:

2) Тип применяемых средств исследования. Теория не строится путем индуктивного обобщения опыта. Эмпирическое исследование базируется на практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. В теоретическом исследовании отсутствует практическое взаимодействие с объектами, на этом уровне объект может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в реальном.

3) Особенности метода. В эмпирическом познании: наблюдение, использование приборов и других средств реального наблюдения и эксперимента, эмпирическое описание. В теоретических исследованиях: метод построения идеализированного объекта (идеализация); мысленный эксперимент с идеализированными объектами; методы построения теории (восхождение от абстрактного к конкретному, аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы); методы логического и исторического исследования и др.

Эмпирика и теория отличаются по предмету, средствам и методам исследования. В реальной действительности эти два слоя знания всегда Взаимодействуют. Выделение же конкретной категории в качестве средств методологического анализа позволяет выяснить, как устроено и развивается научное знание.

Переход от данных наблюдения к эмпирическому факту Предполагает: 1) рациональную обработку данных наблюдения и поиск в них устойчивого, инвариантного содержания; 2) истолкование выявляемого в наблюдениях инвариантного содержания с использованием ранее полученных теоретических знаний.

При установлении эмпирического факта требуется применение ряда теоретических положений (из области механики, электродинамики), но возникает проблема теоретической нагруженности – для установления факта нужны теории, а они должны проверяться фактами. Т. о. в формировании факта участвуют знания, которые проверены независимо от теории, а факты дают стимул для образования новых теоретических знаний, которые, в свою очередь, если они достоверны, могут снова участвовать в формировании новейших фактов и т. п.

В организации теоретического уровня знания выделяют два подуровня:Частные теоретические модели и Законы, развитая теория. Частные теоретические модели и законы выступают как теории, относящиеся к достаточно ограниченной области явлений. Теоретическое знание включает теоретическую модель, которая объясняет явление, и закон, который формулируется относительно модели. Модель включает идеализированные объекты и связи между ними. Закон характеризует отношения идеальных объектов теоретической модели, а опосредованно он применяется к описанию эмпирической реальности.

В развитой теории все частные теоретические модели и законы обобщаются таким образом, что они выступают как следствие фундаментальных принципов и законов теории. Т. е. строится некоторая обобщающая теоретическая модель, которая охватывает все частные случаи, и применительно к ней формулируется некоторый набор законов, которые выступают как обобщающее по отношению ко всем частным теоретическим законам. Два типа организации научного знания – частные теории и обобщающие развитые теории – взаимодействуют как между собой, так и с эмпирическим уровнем знания.

Научное знание в любой области науки представляет собой огромную массу взаимодействующих между собой различных типов знаний. Теория принимает участие в формировании фактов; в свою очередь, факты требуют построения новых теоретических моделей, которые сначала строятся как гипотезы, а потом обосновываются и превращаются в теории. Бывает и так, что сразу строится развитая теория, которая дает объяснение известным, но не нашедшим ранее объяснения фактам, либо заставляет по-новому интерпретировать известные факты. В общем, существуют разнообразные и сложные процедуры взаимодействия различных слоев научного знания.

Научное знание, как и все формы духовного производства, необходимы для того, чтобы направлять и регулировать практику. Различные виды познавательной деятельности по-разному выполняют эту роль, и анализ этого различия является первым и необходимым условием для выявления особенностей научного познания.

Особенностями объектов научного исследования объясняются и основные особенности научных знаний как продукта научной деятельности. Наука формирует специфические способы обоснования истинности знания: экспериментальный контроль над получаемым знанием, выводимость одних знаний из других, истинность которых уже доказана. Системность и обоснованность научного знания один из существенных признаков, отличающих его от продуктов обыденной познавательной деятельности людей.

При характеристике природы научного познания можно выделить систему отличительных признаков науки, среди которых главными являются: 1) предметность и объективность научного знания; 2) выход науки за рамки обыденного опыта (научные знания всегда относятся к широкому классу практических ситуаций настоящего и будущего, который никогда заранее не задан).

Все остальные необходимые признаки, отличающие науку от других форм познавательной деятельности, являются производными главных характеристик и обусловлены ими.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *