На чем основывается педагогическое мастерство педагога
Основы педагогического мастерства
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность и значение педагогического мастерства
Педагогическое мастерство – это знание педагогического процесса и умение его оптимально организовывать и эффективно реализовывать.
Педагогическое мастерство вполне доступно для овладения каждому педагогу. Однако, для этого требуется интенсивная работа над собой, поскольку, мастерство педагога является совокупностью многих компонентов, включающих и личностное развитие педагога, его профессиональные качества, а также, оно находится под воздействием иных факторов педагогического процесса.
Рисунок 1. Педагогическое мастерство. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
По своему структурному устройству, педагогическое мастерство представляет собой совокупность следующих компонентов:
Готовые работы на аналогичную тему
Рисунок 2. Структура педагогического мастерства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Стадии формирования педагогического мастерства
Мастерство педагога не является единожды сформированным и неизменным. Оно требует постоянного развития и саморазвития педагога.
Процесс формирования педагогического мастерства является длительным. Он сложен и подвержен воздействию большого количества факторов.
Мастерство педагога формируется в несколько стадий:
Педагогическая техника, как основной компонент педагогического мастерства
Педагогическая техника – это профессиональные навыки педагога, открывающие ему возможности видения и чувствования своих учеников.
Педагогическая техника является залогом педагогического мастерства. Если, у педагога имеется хорошая, развития техника преподавания, то он может ярко себя подать, выразить свое эмоциональное отношение к профессии, раскрыть во взаимодействии с учащимися все свои профессиональные и личностные качества, способствующие мастерскому исполнению своих профессиональных функций.
Если техника педагога хороша налажена, то у него остаются временные и иные ресурсы для реализации своего творческого потенциала в профессиональной деятельности.
Педагогическая техника способствует развитию личностных качеств педагога.
К основным особенностям педагогической техники, определяющей ее значимость в развитии педагогического мастерства, относятся следующие:
Понятие о педагогическом мастерстве и его место в деятельности учителя
ПЛАН
1. Понятие о педагогическом мастерстве. Содержание мастерства, пути его становления и реализации.
2. Секреты профессионального мастерства учителя.
3. Критерии педагогического мастерства.
Если заглянем в «Словарь русских слов» Е. Ожегова, то слово «мастер» трактуется как:
1) Руководитель отдельной специальной отрасли какого-нибудь производства, цеха (например, сменный мастер; мастер сборочного цеха);
2) Квалифицированный работник в какой-нибудь производственной деятельности (например, скрипичный мастер, этот сапожник – хороший мастер);
3) Специалист, достигший высокого искусства в своем деле, (мастер искусств. Мастер спорта, мастер пчеловодства.). Человек, который умеет хорошо делать что-нибудь (например, мастер на выдумки, мастер рассказывать).
Невозможно наметить духовный мир личности без явления опытного педагога, который должен в совершенстве владеть умением воздействия на учащегося, формировать его потребности и убеждения, способности и практические навыки. Педагогическое мастерство- это профессиональное умение оптимизировать все виды учебно-воспитательной деятельности, цельно направить их на всестороннее развитие и совершенствование личности, формирование его мировоззренческих способностей, потребности в социально значимой деятельности.
Многообразие и сложность задач формирования нового человека делают проблемы педагогического мастерства особенно актуальными для современной теории и практики воспитания. Выдающийся русский ученый-педагог А.С. Макаренко говорил: «Никакой контроль, никакие программы абсолютно не в состоянии изменить того направления занятий, которые определяются составом лекторов».
К сожалению, нет определенных рецептов достижения педагогического мастерства, однако, современная концепция педагогического мастерства предполагает, прежде всего, создание условий для развития творческих способностей будущих специалистов, благодаря чему можно достичь научно-профессиональной педагогической подготовки.
Острый интерес к вопросам мастерства воспитания обусловил не только необходимость выявить оптимальные условия всестороннего развития детей, но и те трудности, которые ежедневно возникают в практике воспитателя. По некоторым статистическим данным учитель выполняет 258 видов работ только на подготовку к занятиям по новым программам. На проверку тетрадей у него уходит 4-5 часов времени. Организация самообслуживания, дежурство, внеклассные мероприятия занимают 10-12 часов в неделю. Педагог сталкивается с постоянно меняющимся миром своих учеников, с необходимостью мгновенно принимать решения, действовать. В научно-методическом плане эти трудности, как правило, созданы, с умением устанавливать контакт с детьми в любой деятельности: учебной, организаторской, трудовой, художественной, спортивной.
Часто спрашивают, не является ли феноменом педагог, который выходит за пределы системы средств и методов. И является ли мастерство той силой, эстетики которую следуют действительно искать в самой личности педагога? Почему использование одних и тех же педагогических средств и методов у одних воспитателей дает положительный результат, а у других противоположный?
Эти вопросы нельзя сбрасывать со счетов при определении сущности педагогического мастерства.
Мастерство педагога зависит от владения разнообразными теоретическими, психолого-педагогическими, социально-психологическими, философскими знаниями и выступает в роли своеобразного звена между теорией и практикой, т.е. между системой знаний и деятельности, которая ведет к преобразованию существующей деятельности. Одно из главных сторон мастерства в том и состоит, что человек путём накопления знаний и опыта оказывается способным разрешать возникшие противоречия между наличным запасом теоретических представлений и требований жизни.
Опыт мастеров педагогического труда показывает, что, чем выше мастерство педагога, тем острее потребность в приобретении дополнительных знаний, тем больше кажущейся неясности, которая уже перешагнула данный уровень педагогических знаний и стоит на грани перехода на более высокий уровень единства теорий и практики. Мастерский педагогический опыт, если он синтезирует объективные возможности, познавательные физические, художественные данного поколения, не может исчезнуть бесследно, не может не дать себя знать. Но опыт сам по себе не передаётся. Передаётся мысль, выведенная из опыта. И эта мысль даже в своем первоначальном виде как догадка, как предположение – представляет уже первичные теоретические знания, на основе которого может быть построена развернутая теоретическая концепция.
Стремясь достичь секретов профессионального мастерства, педагог, главным образом, совершенствует методы обучения и воспитания учащегося.
Именно с помощью методов и приемов учитель включает своих питомцев в определенные знания, умения, навыки, отношения поведения.
Однако замечено, что одни и те же методы применяемыми педагогами, рождают далеко неравнозначный качественный результат. Более того, некоторым из учителей даже пробированные методы не позволяют приблизиться к минимальному успеху. Учитель разочаровывается, сетует «Всё делал по методической разработке, а дети шумят, не слушают, не учат. Почему?». На желания школьников влияют не только методы, приемы и задания, подбираемые для них педагогом. Успешность работы учителя в значительной степени обуславливается его личностью, характером, взаимоотношениями с учащимся, его мастерством, что не всегда зримо прослеживается в педагогической деятельности. Педагоги-мастера постоянно обращают внимание на реакцию, которая вызвана их действиями у учащегося. Под благотворным воздействием учителей ученик испытывает радость познания в учении, чувствует, что он может учиться лучше.
У таких педагогов методы обучения и воспитания становятся как бы средством реализации запрограммированных качеств личности самого педагога, проводником к учащимся.
Педагогическая задача решается в реальной обстановке, в учебной группе и в сложной системе отношений и взаимоотношений учащихся, которые нужно учитывать, выбирая особые воздействия на воспитанников. Прежде всего, это модель проблемной ситуации. Она, как и любая задача имеет свою цель, условия и критерии для проверки степени эффективности ее решения. Педагог-мастер тем и различается, что он умеет принимать решения в незапрограммированных условиях. Педагогическую задачу мы рассматриваем, как умозаключение учителя в том, как, ему поступать в непредвиденных ситуациях. И проверяется ее успешное решение с помощью трех основных критериев:
1. Перевод учащегося в данное состояние.
2.Выбор единого, предпочтительного способа воздействия на ученика, очевидность оптимального выбора.
3. Осознание того, что педагогическая задача существует лишь до тех пор, пока педагог не решит ее.
Можно считать, что педагогическая задача основная клеточка педагогического мастерства, решение которой отражает уровень профессионализма педагога. Вся педагогическая деятельность состоит из цепи педагогических ситуаций. Они создаются как учителем, так и учениками, спонтанно или специально.
Педагогические способности проявляются в умении учителя прогнозировать поведение ученика на основе постоянно получаемой информации о нем, в умение анализировать со школьниками информацию, а также видеть способы продвижения учеников к заданному уровню обучения.
Знание предмета деятельности. Без сомнений учитель должен свободно и четко оперировать информацию, видеть связи в сложной структуре доказательно, уметь легко вводить учеников в область собственных знаний и нацеливать их на овладение ими.
Стремление к самообразованию. Стремление к самообразованию позволяет постоянно педагогу пополнять собственные знания, а, стало быть, творить. Это качество тесно связано с любознательностью учителя. Любознательность успешно проявляется в результатах труда педагога. Поэтому постоянная готовность учителя пополнять свои знания благотворно сказывается на его общей эрудиции и интеллектуальной собранности, его способностях в определённых отраслях. Педагог, прежде всего, должен любить своих учеников и никогда не должен судить и плохо думать о своем питомце. Педагог, который искусственно делит учащихся на «законченных», «перспективных», «трудных» и «обычных», может легко прозевать человека- личность, а значит не разглядеть в нём творческий потенциал. Однако любовь к детям, уважение важно сочетать с разумной требовательностью. Требовательность дисциплинирует ученика, заставляет задуматься над своим поведением, затормаживает отрицательные и стимулирует положительные поступки. В требованиях обязательно должно быть чувство меры. Иногда учитель нетерпеливым и раздражительным тоном требует от ученика невыполнимого или слишком трудного. В результате, у некоторых школьников рождается неуверенность в своих знаниях, способностях. Требуя чего-то от других, важно уметь поставить себя на его место, т.е. уметь определить меру требовательности.
Педагогу в любой ситуации необходимо отличаться выдержкой, терпением, объективностью и чуткостью, т.е. постоянно уметь контролировать свою деятельность и поведение в общении с учениками. Важное значение имеют такие качества учителей, как наблюдательность и находчивость, умение пользоваться голосом, дикцией, непосредственное эмоциональное влияние на ученика, а также предвидение последствий своих действий.
Мастерство учителя также проявляется в голосе, дикции, мимике, тоне, жесте. Неумение пользоваться голосом граничит с непригодностью к педагогической профессии. Чрезмерно громкий голос учителя влияет на нервное состояние ученика. Неожиданный раздражительный тон педагога нервирует и учащихся. Речь педагога должна быть доступной, выразительной, логически стройной.
Следует избегать многословия и монотонности в речи и голоса. Поэтому равномерный голос, как предупреждал С.Т. Шацкий, производит своеобразное гипнотическое влияния на учеников – ученики начинают дремать. К словам надо прикасаться как к музыкальному инструменту, умело и чувствительно. В словах надо искать душу, уметь выражать свою силу, волю. Наконец, немаловажное влияние на поведение ученика оказывает тон. Доброжелательное общение рождает между педагогом и школьником отношения взаимного доверия, что положительно сказывается на успешности их взаимного труда. Предвидеть последствия своих действий помогает учителю педагогическая прозорливость, она характеризуется умением осознать, определить возможные затруднения при встрече с учащимися, а также в процессе непосредственного общения с целью предупреждения, или нейтрализации нежелательных поступков ученика. Прозорливости всегда должна предшествовать обдуманность собственного поведения. Вдумчивый учитель, способен проникать во внутренний мир ученика, понимать, какой его ждет результат от тех или иных действий.
Названные качества педагога реализуются в неразделимом единстве. Все они в большей или меньшей степени проявляются в умении учителя общаться со своими учениками, устанавливать доброжелательные отношения между ними в повседневной жизни и работе. Педагог, который считает своей главной обязанностью лишь проведение урока или «выполнение» учебной программы, по существу, работает на холостом ходу. Никакие духовные нити не связывают его и учеников. В лучшем случае между ними устанавливаются в какой-то мере терпимые отношения.
Для анализа педагогического труда требуется знать показатели-критерии педагогического мастерства, которые помогают учителям-мастерам эффективно осуществлять педагогический процесс. Педагогическое мастерство всецело обеспечивается умственной самостоятельностью, которая означает владение весьма значительными умениями познавать реальную действительность, приобретать знания, творчески применять их в сложившейся и новой ситуации, т.е., умением анализировать, отражать и прогнозировать собственную деятельность.
Педагогическое мастерство обеспечивается наличием:
1. Психолого-педагогическим компонентом, входящих в психологическую структуру педагогической деятельности.
2. Соотнесённости психолого-педагогических компонентов с уровнями деятельности педагога-мастера.
3. Определённых уровней педагогических способностей.
Педагогическое мастерство- как элемент педагогического мастерства
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Педагогическое мастерство — это искусство обучения и воспи-
тания, доступное каждому преподавателю и мастеру производствен-
ного обучения, но требующее постоянного совершенствования.
Это профессиональное умение направлять все виды учебно-вос-
питательной работы на всестороннее развитие учащегося, вклю-
чая его мировоззрение и способности.
Мастер — это человек, «особенно сведущий или искусный в
Педагог-мастер — это специалист высокой культу-
ры, мастер своего дела, он в совершенстве владеет преподаваемой
дисциплиной, методикой обучения и воспитания, обладает пси-
хологическими знаниями, а также знаниями в различных отрас-
лях науки и искусства.
Сущность педагогического мастерства заключается в
качествах личности самого педагога, который, осуществляя эту
работу, обеспечивает ее успешность.
Уникальный пример владения педагогическим мастерством в
отечественной педагогике представляет деятельность А. С. Мака-
ренко, который сумел из трудных, искалеченных детских судеб
создать удивительный коллектив, самозабвенно совершенствую-
щий себя, воспринимающий труд как радость.
1 Даль В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. — М.,
Специфика объекта педагогической деятельности заключается
в следующем.
Человек — активное существо с неповторимыми индивидуаль-
ными качествами, с собственным пониманием происходящих со-
бытий. Это соучастник педагогического процесса, обладающий
своими целями, мотивами, личным поведением. Таким образом,
объект педагогической деятельности одновременно является и ее
субъектом, деятелем. Он может относиться по-своему к педагоги-
ческому воздействию, воспринимая его через свой внутренний
мир и свои установки.
Педагог имеет дело с постоянно меняющимся, растущим чело-
веком, к которому неприменимы шаблонные подходы и стерео-
типные действия. А это требует постоянного творческого поиска.
Одновременно с педагогами на учащегося, подростка, юношу
действует вся окружающая его жизнь, часто стихийно, многопла-
ново, в разных направлениях. Поэтому педагогический труд пред-
полагает корректировку всех воздействий, в том числе исходящих
от самого воспитанника, т. е. организацию воспитания, перевос-
питания и самовоспитания личности.
Субъект — это тот, кто воздействует на воспитанника, — педа-
гог, родители, коллектив. Основной инструмент воздействия —
личность преподавателя, его знания и умения. Если учащийся не
воспринимает педагога, критически относится к его знаниям,
поступкам, тогда он будет сопротивляться его воздействию. Под-
линным воспитателем становится лишь тот, кто оказывает пози-
тивное нравственно-эстетическое воздействие на личность, а это
возможно лишь при условии постоянного самосовершенствова-
ния педагога.
Критериями мастерства педагога выступают: целесообразност ь
(направленность); продуктивность (результат: уровень знаний,
воспитанности обучающихся); оптимальность (выбор средств);
творчество (содержание деятельности).
Задача, стоящая перед педагогическим колледжем, — помочь
студентам овладеть основами мастерства как начальным уровнем
их профессиональной подготовки: сформировать направленность,
дать знание, развить способности, вооружит
Необходимость культурологической составляющей в подготовке учителя
Необходимость культурологической подготовки будущих учителей априори доказана большинством учёных, исследующих проблемы профессиональной школы. Это обусловлено целым рядом факторов.
Во-первых, неуклонно возрастают требования к уровню подготовки учителя, усиливается творческое начало, свобода в его деятельности, существует прямая зависимость успешности деятельности учителя от уровня его общей культуры. Влияние уровня культуры на успешность педагогической деятельности особенно сказывается в условиях принятия учителем ответственных решений, непредсказуемости и неопределенности последствий, отсутствия полной информации о предметной области деятельности и о результатах реализации решения (обратной связи) и чётких критериев выбора оптимальной логики решения проблемы. Кроме того, необходимо отметить, что культурологические знания выступают как ценностно-ориентационная основа деятельности учителя в условиях использования новых идей, технологий, систем обучения и воспитания.
Во-вторых, сам процесс образования является не только и не столько способом овладения личностью определенной профессией, сколько способом приобщения её к современной культуре. По справедливому суждению М.С. Когана, «требуется такой разворот всей системы образования, при котором мы смотрели бы на студента не как на будущего специалиста, а как на будущего просвещенного человека, который хорошим специалистом, конечно, должен быть, но это только грань его целостного бытия» (Коган М.С. Что должно быть в основе?// Вестник высшей школы. — 1990. — № 5. — С. 14).
В-третьих, современный учитель — это человек, обладающий системным мышлением, способный своими действиями не только достигать намеченных целей, но и обеспечивать безопасные условия жизнедеятельности участников педагогического процесса; учитывать во взаимосвязи интересы общества, отдельных групп и свои личные; умеющий создавать комфортные условия для общения, жизнедеятельности, поддерживать работоспособность и устойчивость в работе различных систем. А это возможно лишь в том случае, если он обладает высокой общей культурой, системными знаниями о взаимодействии человека с природой, обществом, государством; отчетливо представляет себе роль образовательных процессов и систем, своей деятельности в мировом культурном процессе, в контексте народной культуры.
В-четвёртых, приобщение будущих педагогов к современной мировой и отечественной культуре выступает как важнейшее средство формирования у них духовности. Нравственный кризис, в который погрузилось наше общество в последние годы, можно преодолеть лишь на основе приобщения студенческой молодежи к нравственно-духовной деятельности, которая является основой для личностного освоения культуры.
В-пятых, активное приобщение студенческой молодежи к сокровищам мировой и народной культуры в форме духовно- творческой деятельности является, пожалуй, единственным и незаменимым средством самореализации творческой личности, ее самоутверждения, раскрытия всех ее сущностных сил. Особенно необходима культурологическая подготовка студенту педвуза, ибо его будущая профессиональная деятельность постоянно связывается с нравственной, эстетической, гражданско-правовой оценкой действий и событий, постановкой задач, принятием нестандартных решений, выбором систем обучения и воспитания, стратегий поведения, реализацией самых разнообразных идей, поиском смысла жизни и отдельных действий.
Сущность и взаимосвязь общей и педагогической культуры
Термин «культура» (cultura) латинского происхождения, первоначально означавший возделывание почвы (культивирование). В дальнейшем слово «культура» стало употребляться в более обобщенном значении. В современной науке не сложилось единого понимания сущности культуры. В философии выделилось несколько точек зрения, рассматривающих культуру как универсальный механизм, реализующий и направляющий поведение и деятельность личности (В. Момов, А.Г. Здравомыслов, А.В. Ядов, О.Г. Дробницкий); как совокупность материальных и духовных ценностей (В.П. Тугаринов, Ю.И. Ефимов, И.А. Громов, А.И. Арнольдов, Н.В. Чавчавадзе и др.); как способ осуществления деятельности (М.С. Коган, В.Е. Давыдович, Ю.А. Жданов, О.В. Ханова и др.); как метод творческой самореализации личности в различных сферах социальной и духовной жизни общества (B.C. Библер, Н.С. Злобин, А.Н. Леонтьев, И.А. Ильяева и др.); как степень возвышения человека над своей естественной биологической природой, развития в нём духовного начала (В.М. Розов, Д.С. Лихачев и др.).
Культура в общем смысле понимается как исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженных в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие «культура» указывает как на общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и на качественное своеобразие конкретных проявлений этой жизнедеятельности: в определенные эпохи (например, эпоха античной культуры), для различных обществ, народностей, наций (русская культура), особенностей сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах жизни (культура труда, в том числе и педагогического, общения, питания и т.д.).
В более узком смысле культура выступает как сфера духовной жизни людей, способ осуществления ими профессиональной и иной деятельности. Классическое изречение о том, что цивилизации отличаются друг от друга не столько тем, что производится и что делается людьми, сколько тем, как это осуществляется, помогает нам понять, что сущность культуры определяется, в первую очередь, способами осуществления жизнедеятельности. В связи с этим можно вести речь о разной культуре общения, мышления, быта, питания, движения, физического и умственного труда, досуга и т.д. Когда говорят о воспитании культуры какой-то деятельности, то имеют в виду процесс приобщения личности ко всему тому лучшему, передовому, что наработано человечеством, наукой и практикой в данной области жизнедеятельности в конкретный период человеческой жизни. Понятие культуры жизнедеятельности в связи со сказанным всегда носит конкретно-исторический, относительный характер.
Культура в её материальной и духовной формах является существенной характеристикой жизни общества. Сам человек формируется в процессе своей деятельности как культурно-историческое существо посредством усвоения языка, приобщения к существующим в данном обществе ценностям, традициям, овладения присущими конкретному обществу и его культуре приёмами и навыками деятельности. Человек, таким образом, является продуктом общечеловеческой культуры, её представителем и носителем.
Педагогическая культура, являясь составной частью общей, также существует в материальной и духовной формах. К материальным ценностям педагогической культуры относят средства обучения и воспитания. Педагогические знания, теории, концепции, накопленный человечеством педагогический опыт и выработанные профессионально-этические нормы составляют духовные ценности педагогической культуры.
Взаимосвязь общей и профессиональной культуры учителя вполне очевидна: педагогическая культура базируется на общей культуре и с учётом специфики его деятельности является частью общечеловеческой культуры, интегрирующей историко-педагогический опыт и регулирующей сферу педагогического взаимодействия. Общество определяет цели и содержание процесса воспитания и образования в общем аспекте социализации личности. По сути, учитель осуществляет интеллектуальную связь между поколениями, являясь носителем и распространителем (в определённом смысле пропагандистом) общественно-исторического опыта. Общественно-культурная целостность народа, цивилизации в целом, преемственность поколений во многом обусловлены ролью школы как социального института и учителя как одного из главных действующих в ней лиц.
Общая культура учителя представляет собой совокупность зрелости и развитости социально значимых личностных характеристик, реализованных в его профессиональной деятельности. Культуру можно рассматривать и как результат личностного развития, показывающий степень освоения культурного опыта человечества отдельной личностью, уровень развития её духовных сил и способностей, уровень интенсивности их проявления в практической деятельности, характер ценностных ориентации на конкретном этапе развития личности. Культурное развитие человека — это процесс качественной трансформации его знаний, убеждений, способностей, чувств, норм деятельности и поведения. Для учителя процесс общекультурного развития обязательно сопрягается с проявлением личной активности, стремлением к расширению своего кругозора и эрудиции, к коррекции через самовоспитание индивидуальной системы норм поведения, к приведению её в соответствие с социально значимыми культурными образцами и нормами. Следовательно, в содержание общей базовой культуры педагога целесообразно включить:
— культуру умственного и физического труда;
— культуру самообразования и саморазвития, самоорганизации;
— культуру быта;
— культуру общения и культуру досуга.
Содержание базовой культуры учителя можно рассматривать и в аспекте его отношений с окружающим миром. Если рассматривать жизнедеятельность субъекта педагогической деятельности как совокупность его разнообразных взаимосвязей с внешним миром, то представляется важным выделить такие направления:
• экологическую культуру (характеризующую взаимоотношения человека с окружающей природой);
• технологическую культуру (характеризующую разнообразные трудовые отношения и операционно-технологическую готовность к выполнению разных видов трудовой деятельности);
• правовую культуру (характеризующую правовые отношения с людьми и субъектами производства, государственными учреждениями);
• политическую культуру (отражающую особенности отношений с властью, партиями, объединениями и союзами, общественным строем и т.д.);
• культуру семейных отношений;
• коммуникативную культуру;
• гносеологическую культуру;
• экономическую культуру (отражающую специфику экономических взаимоотношений личности с другими людьми и субъектами собственности).
Таким образом, педагогическая культура представляет собой часть общечеловеческой культуры, в которой с наибольшей полнотой запечатлелись духовные и материальные ценности образования и воспитания, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые для обслуживания исторического процесса смены поколений, социализации личности (Е.В. Бондаревская, С.В. Кулъневич. Педагогика. М.: Ростов-на-Дону, 1999. С. 101)
Компонент педагогической культуры
Педагогическую культуру (ПК) мы рассматриваем как уровень овладения педагогической теорией и практикой, современными педагогическими технологиями, способами творческой саморегуляции индивидуальных возможностей личности в педагогической деятельности. Профессиональная культура учителя, как сущностная характеристика его личности в сфере профессиональной деятельности, представляет собой системное образование (см. схему 1).
Признавая глубину и обоснованность системы компонентов ПК (см. схему 1), рассмотрим другую, более общую совокупность основных компонентов, включающих: аксиологический, технологический, эвристический и личностный. Рассмотрим подробно каждый из этих компонентов педагогической культуры.
1. Аксиологический компонент педагогической культуры
2. Технологический компонент педагогической культуры
3. Эвристический компонент педагогической культуры
4. Личностный компонент педагогической культуры
1. Аксиологический компонент педагогической культуры
2. Технологический компонент педагогической культуры
Деятельностный (технологический) компонент раскрывает её технологический аспект, способы и приёмы взаимодействия участников образовательного процесса в культуре общения, в том числе и речевого, активное использование педагогической техники, информационных и образовательных технологий и т.д. Этот компонент культуры учителя характеризуется степенью осознанности им необходимости развития всего спектра собственных педагогических способностей, как залог успешности его профессиональной деятельности, предупреждения вероятных педагогических ошибок, а также осмысленностью наиболее рациональных способов развития педагогических способностей. Культура педагогической деятельности формируется в процессе практической работы путём более детального освоения и творческого применения достижений специальных, психолого-педагогических, социально-гуманитарных наук и передового опыта. К элементам деятельностной культуры педагога обычно относят:
• знания и умения по содержанию, методике и организации учебно-воспитательной работы;
• педагогическое мышление;
• педагогические умения (гностические, перцептивные, конструктивные, проективные, коммуникативные, экспрессивные, организаторские);
• педагогическую технику;
• педагогическую саморегуляцию.
Наличие у педагога деятельностной культуры предполагает его знание физиологических и гигиенических основ трудовой деятельности, в том числе: влияния разных режимов нагрузки на организм человека и отдельные его органы, современных теорий утомления и факторов, приводящих к утомлению и переутомлению, с простейшими приёмами предупреждения утомления и восстановления работоспособности (использование массажа, сауны, приёмов релаксации, эмоциональной разгрузки, физических упражнений). Педагог создаёт безопасные и гигиенически целесообразные условия для обучения и воспитания детей с учетом допустимых корм освещения, температуры, шума и т.д.
Немаловажно для учителя владение культурой демонстрирования наглядных пособий, приборов и установок: знание, как нужно стоять у доски, демонстрируя приборы и пособия; как удобнее их располагать в плоскости обозрения; как использовать различные подставки, приборы для увеличения изображения объектов, замедленную и ускоренную съёмку процессов, оформлять записи на доске, использовать цветные мелки, фланелеграф, магнитную доску, раскрывающиеся и передвигающиеся доски.
Культура труда проявляется в стремлении и умении личности вносить в свой труд красоту, изящество, в овладении безопасными приёмами труда, в способности воплощать в своей деятельности опыт методистов и вносить элементы творчества, фантазии, в аккуратности выполненного изделия; в художественной грамотности исполнения; в стремлении к экономии; в соблюдении правил техники безопасности и производственной санитарии.
Учителю необходимо иметь такой менталитет, при котором считалось бы неприличным ходить без сменной обуви, выставлять на всеобщее обозрение некрасивую вещь: вся образовательная среда (окраска стен, оформление рекреаций, кабинетов) должна быть направлена на воспитание у них художественного вкуса. В этом плане при оценке творческих работ студентов (рефератов, докладов, наглядных пособий, аксессуаров к спектаклях, учебно-исследовательских работ) необходимо обращать внимание не только на содержание, но и на их эстетический вид, аккуратность, оригинальность оформления.
Как справедливо отмечал А. К. Гастев, культура труда — «это не «начитанность», а сноровка, и воспитывается она не агитацией, тренажем» (Гастев А, К. Как надо работать. — М., 1972. — С. 10). Поэтому большое значение в обучении и воспитании будущих учителей имеет формирование у них умений и навыков самоорганизации, которое может осуществляться по нескольким направлениям.
Во-первых, постоянное организационное совершенствование; творческий поиск путей более эффективной учебной работы. «Количество пота, выделенного при работе, часто говорит не о том, что работа трудна, а о том, что именно нет культуры труда» (Там же. С. 45). Необходимо, чтобы учитель знал, как с наименьшими затратами можно добиваться выполнения большого объема работы, повышая качество труда. Культура труда — это и целесообразно оформленные учебные кабинеты, в которых накапливается, хранится и многократно используется все необходимое для работы: диапозитивы, таблицы, карточки с заданиями для учащихся, технические средства обучения, учебники для детей, что позволяет обеспечить быстрый поиск необходимых обучающих средств. Учитель должен знать, как изготовить карточки для контроля и тесты для учащихся, чтобы они красиво выглядели, не портились при использовании; как наиболее рационально организовать выдачу и прием дидактических материалов; как удобнее хранить чертежные инструменты для доски и индивидуального пользования; как удобнее использовать технические средства обучения и классные доски, магнитную доску и фланелеграф; как правильно организовать рабочее место и т.д.
Во-вторых, умение тщательно продумывать каждое дело, за которое берёшься, выполнять его на уровне максимально возможного совершенства, качества. Культура труда наиболее ярко как раз и проявляется в отношении работника к труду, к тому, что он делает. Если человек относится к делу с душой, стремится выполнять его как можно лучше, это является показателем его высокой трудовой культуры, мастерства.
В-третьих, стремление к экономии во всем: в усилиях, в пространстве, в материале, во времени, в финансах. Культура самоорганизации немыслима без практического овладения умениями и навыками управления своим интеллектуальным и физическим потенциалом, своей волей. Необходимо, чтобы учитель владел такими приемами самоорганизации, как самоанализ, самооценка, самоприказ, самовнушение, самоободрение, ориентация на идеал, самоотчет, дробление на микроцепи сложных задач, эмоциональная подпитка, а также приемами релаксации и аутотренинга.
А. С. Макаренко подчёркивал необходимость для учителя овладевать техникой педагогического мастерства и общения. Важнейшим умением учителя великий педагог считал умение «читать на человеческом лице, на лице ребенка, и это чтение может быть даже описано в специальном курсе. Мастерство воспитателя заключается в постановке голоса, в управлении своим лицом. Педагог должен быть в известной степени артистом, он не может не играть, соединяя с этой игрой любовь к детям, свою «прекрасную личность».
Культура общения педагога проявляется в умении слушать и слышать собеседника, умении задавать вопросы, устанавливать контакты, понимать другого, ориентироваться в сложившейся ситуации общения, умении видеть и правильно интерпретировать реакцию людей, умение проявлять и передавать своё отношение по поводу чего-либо, готовность и желание общаться. Педагогическое общение — крайне сложная функция деятельности учителя, т.к. представляет собой целенаправленное общение взрослого с ребёнком. «А детство, — как пишет В.А. Сухомлинский, — детский мир — это мир особенный. Дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве, у них даже свое измерение времени: в годы детства день кажется годом, а год — вечностью» (Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1974).
Большое внимание проблемам педагогического общения уделяют современные американские педагоги. В вышедшей недавно книге Дж. Брофи и Т. Гудда «Отношения учителя и ученика» анализируются особенности «субъективного» общения учителя, проявляющиеся в избирательном отношении к ученикам. Например, установлено, что педагоги чаще обращаются к школьникам, вызывающим у них симпатии. Безразличные им ученики оказываются обойдёнными учительским вниманием. Учителя лучше относятся к «интеллектуалам», более дисциплинированным, исполнительным ученикам. Пассивно-зависимые и «растяпы» идут на втором месте. А независимые, активные и самоуверенные школьники совсем не пользуются учительским расположением. В зависимости от стиля педагогического общения выделены три типа учителей: «проактивный», «реактивный» и «сверхактивный».
Первый (проактивный) тип инициативен в организации общения (и группового, и парного) в классе. Он чётко выстраивает индивидуальные контакты с учениками, его установки меняются в соответствии с опытом, т.е. гибок в своих установках, такой учитель не ищет обязательного подтверждения однажды сложившейся ситуации. Он прекрасно знает, чего хочет, и понимает, что в его поведении или в поведении учеников способствует достижению цели.
Второй тип учителя («реактивный») тоже гибок в своих установках, но внутренне слаб, подчинён «стихии общения». Различие в его установках на отдельных учеников определяются не различием в его стратегии, а различием в поведении самих школьников. Другими словами, не он сам, а школьники определяют характер его общения с классом. Для него характерна неконкретная постановка цели и откровенно приспособленческое поведение.
«Сверхактивный» учитель склонен к преувеличениям в оценках своих учеников и выстраиванию, мягко говоря, не всегда осуществимых моделей общения. Если ученик чуть активнее других, то в глазах такого учителя он — бунтарь и хулиган, если чуть пассивнее — лодырь и кретин. Зашоренность своими же установками заставляет такого учителя действовать соответствующим образом: он то и дело впадает в крайности, подгоняя под свои стереотипы реальных учеников. Ученики при этом часто превращаются в его личных врагов, и поэтому его поведение приобретает характер защитного психологического механизма. Такому педагогу пора уходить из школы!
В общих чертах стиль общения педагога с детьми должен характеризоваться доброжелательностью, уважительными отношениями друг к другу, взаимной требовательностью, доверием, естественностью, искренностью, правдивостью. В теоретической литературе, посвященной проблемам общения, можно найти разные классификации стилей общения. Так, В.А. Кан-Калик выделяет конкретные стили общения педагога с детьми (см. схему 2).
СХЕМА 2 СТИЛИ ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГА С УЧАЩИМИСЯ
3. Эвристический компонент педагогической культуры
Для традиционного российского учителя стало привычным опираться на руководящую роль науки: пользоваться разработанными учеными программами, учебниками, методическими материалами. В результате у многих педагогов не развита способность собственного педагогического целеполагания, планирования, анализа и оценки своей деятельности. Лишь в последние годы, благодаря вариативности и многообразию публикуемых материалов, учителю выпала нелегкая, но творческая роль выбора необходимого учебно-методического обеспечения для занятий.
Творческий учитель организует свое становление через такие процессы, как: самоорганизация, творческая самореализация, профессиональное саморазвитие, в ходе которых он овладевает эвристическими методами и рефлексией. Результаты, достигнутые учителями, делятся на внешние и внутренние. Внешние результаты — это составленные и реализованные педагогами авторские учебные программы, методические тексты и разработки, организованные учебные процессы, собственные образовательные продукты в «преподаваемом» предмете, образовательные характеристики учеников, количественные данные результатов обучения. Внутренние результаты учителей — развитие их профессиональных способностей, уточнение отношения к различным смыслам образования, самоопределение в концепции изучаемого предмета и всей школы; изменения в характере ведения занятий, в эвристическом мастерстве.
Учитель эвристической ориентации обладает следующими качествами:
— осознает смысл и цели образовательной деятельности по своему предмету или видам деятельности, связывает их с творческой самореализацией природных возможностей детей; имеет собственную образовательную позицию, которую соотносит с позицией других учителей и школы в целом; умеет ставить образовательные цели по предмету, достигать и переопределять их в ходе обучения;
— умеет составить целостную образовательную программу, учитывающую реальных детей, образовательные стандарты, общешкольные установки, свои педагогические ориентиры; соотносит происходящую реальность с составленной программой, корректирует образовательный процесс;
— наделён способностями видеть индивидуальные способности учеников и выстраивать их обучение в соответствии с индивидуальностью каждого; способен организовать сопровождающее обучение, т.е. обеспечивать рождение детских творческих результатов и помогать их развитию;
— владеет формами и методами сопровождающего обучения: использует личный опыт и мотивы учеников, помогает им поставить цель, обеспечивает их выбором видов деятельности, учит соотносить свою цель с результатом, применяет доступные детям формы рефлексии и самооценки;
— способен изменять задачи урока в соответствии с изменяющейся реальностью; умеет увидеть детские открытия и иные формы культурного самовыражения учеников, помогает их развитию; владеет различными формами организации индивидуальных творческих работ учеников и их защит;
— умеет подготовить качественную характеристику образовательных изменений ученика, оценить многообразную палитру развития его личностных качеств;
— способен к личностному творческому росту, рефлексивной деятельности осознанию собственных изменений.
Эвристическая образовательная деятельность характеризуется (Хуторской А. В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. — М.: Международная педагогическая академия, 1988. С. 58) следующими признаками:
1) осуществляется учителем на основе его личностного образовательного потенциала, индивидуальных способностей, мотивов и целей;
2) приводит к созданию нового для учителя образовательного продукта, соответствующего типу осуществляемой деятельности;
3) вызывает субъективные трудности и проблемы в деятельности учителя, обусловленные недостаточным владением методами, средствами и другими условиями, необходимыми для её осуществления.
Таким образом, эвристический компонент педагогической культуры учителя подчеркивает творческую природу педагогической деятельности, возможности целостного педагогического процесса в индивидуально-творческом развитии учителя и детей, сочетании приёмов алгоритмизации и творческого построения учебной деятельности; способность учителя к педагогической импровизации, к усвоению чужого опыта.
4. Личностный компонент педагогической культуры