На чем проигрывают виниловые пластинки название
Хорошо забытое старое: виниловый проигрыватель и пластинки возвращаются
Содержание
Содержание
Значительная доля новых альбомов из чарта Billboard 200 сегодня выходит и на виниле. Часто их выпускают в эксклюзивном оформлении, ведь огромный размер пластинки и конверта позволяет добавить множество дизайнерских элементов. Иногда прилагается расширенный буклет, вкладыш с текстами песен, плакат группы — многие релизы за счет этого имеют коллекционную ценность. Звуковая составляющая также отличается: музыканты включают в альбомы на пластинках дополнительные композиции, бонус-треки, акапеллы. Нередко особый дизайн получает и сама пластинка: штампуется из цветного материала или по технологии picture disc, с применением фосфоресцирующей краски или разными впечатанными штуками.
Причем в последнее время винил выступает в качестве «премьерного» носителя: издатели сначала выпускают пластинки, потом CD, и лишь затем альбом появляется на iTunes и подобных цифровых сервисах. Появляются отдельные лейблы, которые специализируются исключительно на виниле.
Интерес к винилу у рядового слушателя стал расти с 2007 года. В этом году был учрежден международный праздник «День музыкального магазина». Продавцы музыки по всему миру делают в этот день большие скидки на свой ассортимент, в первую очередь на винил. В 2018 году, впервые за семь лет, пластинки и диски принесли лейблам больше денег, чем интернет-продажи.
Почему пластинки и проигрыватель снова в моде?
Возвращение винила и проигрывателей — не только дань ностальгии. Доступность музыки в интернете снижает ее ценность. При желании, за пару часов можно скачать неплохую коллекцию альбомов любых стилей. Винил же стал убежищем для тех, кто хочет вернуть себе радость от приобретения нового релиза и создания собственной коллекции.
Электромеханический способ воспроизведения музыки делает ее ближе к слушателю: сигнал идет напрямую по аналоговому тракту, без преобразования в «бездушные» нули и единицы. На этой почве в индустрии наметился рост продаж аудиокассет и даже магнитных лент для катушечных магнитофонов — вернулись и эти монструозные аппараты! За последние годы на пленке выпустили альбомы Lady Gaga, The Black Keys, Ryan Adams и другие. На выставках аудиофильской техники рядом с проигрывателями теперь красуются Hi-End катушечные магнитофоны.
Винил же сформировал свою культуру прослушивания — не для фона, а для погружения. Пропустить трек, как на смартфоне, здесь не получится. А если проиграть еще раз только что звучавший — пластинка будет изнашиваться неравномерно. Поэтому альбомы слушаются целиком, причем, по понятным причинам, только дома. Некоторые под это дело оборудуют целые комнаты.
Покупая проигрыватель, меломан сознательно обрекает себя на десятки ритуалов. Взять конверт, достать пластинку, поставить на проигрыватель, протереть антистатической щеткой, опустить иглу — и это только для того, чтобы включить воспроизведение. Как правильно ухаживать за пластинками — огромная тема, вызывающая бурные многолетние дискуссии на форумах. Однако многим недостает именно этой стороны увлечения музыкой.
Наконец, проигрыватель винила стал модным домашним аксессуаром. Он все чаще мелькает в кадре кино и сериалов, его используют как элемент интерьера. Производители выпускают проигрыватели с уникальным дизайном, экспериментируя не только с оформлением классического корпуса, но и с конструктивными элементами — так, например, была выпущена модель с левитирующим на магнитах диском, который раскручивает пластинку повиснув в воздухе.
Большое число меломанов покупает винил ради звука. Бытует мнение, что цифровые записи звучат по-цифровому холодно, а пластинки по-аналоговому тепло. За уникальным звучанием гоняются и аудиофилы, и рядовые слушатели. В чем его волшебство?
Виниловый звук: в чем волшебство?
Цифровой сигнал представляет собой как бы описание аналогового — каждая секунда сигнала разбивается на тысячи коротких отрезков и в каждом из них замеряется уровень. Количество отрезков — это частота дискретизации. В стандарте CD таких отрезков 44100 в каждой секунде. Уровень замеренного сигнала хранится в группах битов, кратных четырем, стандарт CD — 16 бит. Эта информация записывается в цифровой аудиофайл и при его считывании восстанавливается в звук.
44,1 кГц — это много или мало? Некоторые меломаны считают, что мало, поэтому слушают Hi-Res аудио в разрешении до 24 бит\192 кГц. И даже его некоторые считают все равно менее качественным, чем аналоговый звук, поскольку какой бы плотной ни была частота дискретизации, часть информации все равно потеряется.
Но в этой теории есть слабые места. Во-первых, 99% всей современной музыки делается на компьютере. Инструменты и вокал изначально записываются в виде нулей и единиц. Соответственно, на подавляющее большинство современных пластинок записан именно цифровой звук. Во-вторых, слепые тесты показывают, что даже музыканты и композиторы уже не слышат разницу между всем, что выше 16 бит\48 кГц. Поэтому некоторые придерживаются другой теории: цифровой звук, наоборот, слишком насыщен информацией. Аналоговый тракт же позволяет отфильтровать лишнюю.
На самом деле вся эта эзотерика совершенно не нужна, чтобы объяснить то, что звучание винила отличается от цифровых записей. Винил действительно звучит по-другому, и причина в самой технологии.
Особенности звука винила
Бас. Для пластинок делают специальный мастеринг, уделяя большое внимание басовой области, чтобы избыточные низкие частоты с большой амплитудой не выбили иглу звукоснимателя из дорожки. Собственно, сам процесс мастеринга появился вместе с пластинками в начале прошлого века и преследовал ровно те же цели. Как минимум, из трека вырезают все частоты ниже 50 Гц. Все, что до 120 Гц, превращают в моно. Это убирает из звука саббас, который не может воспроизвести большинство домашней акустики, зато бас, который остается, становится более громким, четким и монолитным.
Высокие частоты. Цыкающий вокал и стреляющие верхами тарелки также могут выбить иглу из дорожки. Вокал обрабатывается де-ессером, смягчающим звуки типа «с», «ц», «з», тарелки делаются мягче, приглушаются слишком резкие и яркие звуки. У трека возле «яблока» пластинки иногда вообще обрезают все, что выше 12 кГц. Все эти действия действительно делают звук несколько глуше, что может восприниматься как «теплее».
Динамика. Технические ограничения позволили винилу окопаться в стороне от войны громкости — так называется соревнование лейблов в издании записей, звучащих как можно более громко. Громкость достигается с помощью сужения динамического диапазона трека. Сначала его компрессируют «снизу», а потом додавливают «сверху» лимитером, который обрезает сигнал до нужных значений. В итоге звук получается громким, но плоским и зажатым, а если слушать его долго, устают уши. Альбом Death Magnetic группы Metallica вышел таким громким, что в звуке даже присутствовал клиппинг — высокочастотный шум, щелчки и другие искажения, являющиеся артефактами работы лимитера на экстремальных настройках. На винил чисто технически не получится записать трек такой громкости. Поэтому часто он действительно звучит чище и динамичнее.
Призвук проигрывателя. Пластинка лежит на опорном диске, его вращает двигатель, и низкочастотный гул его работы, так называемый «рокот», передается к пластинке. Конечно, в современных проигрывателях он сведен к минимуму и практически не слышен, но это не значит, что его нет. Также мотор не может крутиться идеально ровно, поэтому в звуке будут присутствовать почти неуловимые на слух микроколебания скорости вращения пластинки — это называется «детонация». Способ снятия звука с пластинки также не идеален, дуговое движение иглы по пластинке приводит к так называемой «угловой ошибке», проявляющейся хоть и незначительными, но искажениями.
Аналоговый тракт сильно влияет на звучание пластинки. Звук, снятый иглой, поступает в фонокорректор — специальное устройство, которое восстанавливает по-особому искаженный звук, записываемый на пластинку. Дело в том, что даже после специального мастеринга на диск просто не поместится полноценный альбом — дорожки будут слишком широкими. Поэтому звук корректируют перед записью и восстанавливают при воспроизведении фонокорректором. Далее сигнал поступает в усилитель. Каждый из этих приборов вносит в звук свой окрас и искажения.
Состояние самой пластинки влияет на звук. Чем чаще и активнее проигрывается пластинка, тем больше «стираются» высокие частоты. Даже потрескивания от царапин и пыли многие меломаны относят к теплоте тембра.
Винил или цифра?
Цифровая запись звучит намного достовернее и каждый раз одинаково, что некоторые расценивают как безжизненность. Виниловый тракт любят как раз за то, что он вбирает настолько много случайных факторов, что одинаково точно воспроизвести записанный сигнал дважды практически невозможно.
В итоге, что звучит лучше, музыкальнее и дарит большей впечатлений, каждый решает для себя сам. Большинство все равно предпочитает цифровую музыку: ее удобнее слушать, можно брать с собой, она отлично звучит на хорошей акустике.
Тем не менее, рынок винила растет с каждым годом. В интернете сформировались тематические сообщества, наполненные полезной информацией для новичков. Стала доступнее и цена вопроса. Приличный проигрыватель с фонокорректором будет сопоставим по стоимости с игровой приставкой, а за цену некоторых игр можно купить сразу несколько альбомов. Появились недорогие модели «все в одном», позволяющие оживить старую коллекцию пластинок. Благодаря снизившемуся порогу вхождения к виниловому хобби приобщились миллионы новых фанатов.
Как выбрать проигрыватель винила
Содержание
Содержание
Сегодня уже не только коллекционеры и любители Hi-End, но и рядовые меломаны проявляют интерес к миру винила. Кто-то хочет вернуть к жизни старые пластинки, которые пылятся на антресолях уже много лет. Кто-то охотится за эксклюзивными релизами на виниле — музыканты часто добавляют в них бонус-треки и делают уникальное оформление. Кому-то не хватает волшебства электромеханического воспроизведения звука с его «теплым» тембром, возможностью апгрейда системы и ритуалами по уходу за винилом. Некоторые находят в этом новое хобби.
Виды и особенности проигрывателей винила
При выборе проигрывателя виниловых пластинок нужно понимать, что это не одно, а сразу четыре разных устройства:
Схема кажется сложной, но на деле новичкам не придется покупать четыре разных устройства. Виниловые проигрыватели делятся на разные категории, которые проще всего различать именно по комплектации. Чем меньше идет в комплекте с виниловым проигрывателем — тем более высокого он класса. Казалось бы, нелогично, но в этом есть смысл: опытные меломаны хотят сами выбирать фонокорректор, усилитель и картриджи с иглами по своему вкусу. Некоторые проигрыватели даже поставляются без моторов, чтобы еще и его можно было выбрать.
Итак, проигрыватели бытового типа сочетают в себе все устройства — и фонокорректор, и усилитель, и даже акустическую систему. Более того, нередко в них есть цифровые разъемы USB или Bluetooth, позволяющие подключить устройство к компьютеру или смартфону. Некоторые дают возможность оцифровать пластинку, превратив аналоговую запись в wav-файл. Так можно сохранить и загрузить в смартфон редкие и уникальные записи из дедушкиной коллекции. Внешне эти аппараты отличаются ярким дизайном, часто стилизованы под старину.
Такие аппараты отлично подойдут тем, кто решил стряхнуть пыль со старых записей. Благодаря винтажному дизайну устройство создаст свою атмосферу на вечеринках и посиделках с друзьями. Каждому захочется самостоятельно протереть пластинку антистатической щеткой и опустить на нее иглу.
Разумеется, звук — не самая сильная сторона таких устройств. Дело в том, что игла звукоснимателя очень хорошо улавливает любые призвуки работы проигрывателя, толчки, рывки и электромагнитные наводки. Поэтому в звуке проигрывателей типа «все в одном» могут присутствовать шумы от вибрации динамиков и наводки от усилителя.
Чтобы насладиться нюансами звучания винила, придется собирать систему по-отдельности. Комплект для новичка: проигрыватель с фонокорректором и активные колонки (которые у большинства меломанов уже имеются). Это решение позволит оценить фирменные записи и эксклюзивные релизы на виниле, при этом не оставит с дырой в кармане.
Еще более дорогие модели идут без фонокорректора. Многие ценители звука предпочитают не платить за встроенный и купить отдельно подходящий их вкусам. В особую категорию моделей без фонокорректора можно выделить диджейские проигрыватели. Их популярность среди меломанов легко объясняется тем, что диджеи крайне требовательны к качеству своего аппарата.
Особенности таких устройств — прямой привод двигателя (без всяких ремней, которые разбалтываются и соскальзывают при скрэтчах), наличие контроля скорости вращения (чтобы четко выставить нужный темп), часто — прямой тонарм (удобно для скрэтчей), отсутствие какой-либо автоматизации, ручная коррекция скорости вращения и наличие стробоскопа.
Наконец, самый высший класс — это Hi-End. Устройства этого типа нередко производятся вручную мелкими партиями, а порой и штучно. Они могут представлять собой целые тумбочки витиеватой конструкции и весить до 250 кг (большой вес нужен, чтобы погасить малейшие вибрации).
Часто они имеют уникальные инженерные решения, например, тангенциальный тонарм, который при работе остается всегда идеально параллельным дорожке пластинки, устраняя мельчайшие неточности в считывании сигнала. Есть и проигрыватели с левитирующим опорным диском, полностью изолирующим звукосниматель от шума мотора.
Такие решения позволят услышать все тонкости звучания пластинки, правда, и стоимость их соответствующая.
Характеристики проигрывателей винила
Устройство проигрывателя простое, как велосипед:
Скорость вращения мотора и тип привода
Самые популярные скорости вращения дисков:
Материал и диаметр опорного диска
Мотор раскручивает опорный диск, на который кладется пластинка. Он должен быть массивным, как маховик, чтобы вращаться равномерно даже при огрехах в работе мотора. При этом он не должен создавать посторонних вибраций.
Самые популярные материалы опорного диска:
Диаметр опорного диска обычно равняется 300 мм, плюс-минус 30 мм. Для прослушивания диаметр не имеет особого значения, а вот диджеям удобнее работать с широким диском.
Звукосниматель
Звукосниматели считывают аудио с пластинки и превращаю его в электричество. Они бывают двух типов:
Звукосниматель заключен в специальный картридж, который можно легко сменить. Таким образом, проигрыватель легко апргейдить: на рынке есть тысячи различных звукоснимателей всех возможных ценовых сегментов. Какие-то улучшают динамику звука, некоторые позволяют услышать больше деталей, а какие-то меньше царапают пластинку. Меломаны со стажем нередко имеют по картриджу на каждый жанр музыки.
Форма тонарма
Звукосниматель закреплен на тонарме — он обеспечивает правильное распределение веса и положения иглы относительно пластинки. Наиболее распространены два типа — изогнутый (S-образной формы) и прямой. Изогнутые обычно предпочитают меломаны, прямые — диджеи. Общее в них то, что они перемещаются по дуге относительно пластинки, в результате возникает погрешность слежения, проявляющаяся как небольшие искажения, особенно заметные в крайних положениях тонарма — в начале и в конце записи. Изогнутая форма S-образных тонармов призвана компенсировать эти искажения, обеспечивая наименьшую погрешность слежения.
Но всегда есть особенности. Например, прямые тонармы будут интереснее тем, кто в будущем рассчитывает на апгрейд картриджа. Легкий вес прямых тонармов позволяет им хорошо сочетаться с картриджами уровня Hi-End, которые также делают легкими, чтобы игла свободнее колебалась, а в звуке было больше динамики. S-образные тонармы, напротив, чаще всего тяжелые, и к ним подходят жесткие картриджи, работающие с большой прижимной силой.
Для записи винила применяется тангенциальный тонарм, в нем записывающая игла расположена на шасси и движется всегда параллельно пластинке.
В Hi-End аппаратуре иногда можно найти такой же, только для воспроизведения звука. Получается, как пластинка записывалась, так она и воспроизводится, погрешность слежения отсутствует, искажений нет. Правда, такие штуки немало стоят и требуют специального ухода.
Автоматика
Полностью автоматизированный проигрыватель подойдет новичку. Нужно нажать лишь кнопку воспроизведения, и устройство само установит тонарм в начало дорожки, а когда та закончится — вернет все на место. Однако многие меломаны предпочитают сами устанавливать тонарм, поэтому во многих проигрывателях есть лишь функция автостопа, которая в конце записи приподнимет звукосниматель над пластинкой и отключит ее вращение.
Диджеям и аудиофилам автоматика только мешает. Первым — потому что они хотят сами контролировать воспроизведение. Вторым — потому что любая автоматика идет рука об руку с электромагнитными помехами, которые ловит звукосниматель.
Разъемы и интерфейсы
Большинство современных проигрывателей подключаются через RCA разъемы к усилителю или активной акустике.
Диджейские и Hi-End устройства могут быть оборудованы цифровыми портами (например, S\PDIF). Некоторые модели могут подключаться к ПК через USB или беспроводным наушникам по Bluetooth.
Варианты выбора проигрывателя винила
Оживить коллекцию старых советских пластинок поможет проигрыватель типа «все в одном». Многие из них позволят даже оцифровать записи и носить их всегда с собой. А внешний вид таких аппаратов понравится любителям винтажа и ретро.
Послушать современные фирменные записи даст возможность проигрыватель со встроенным фонокорректором и ременным приводом. Достаточно лишь подключить его к активным колонкам или усилителю обычными RCA «колокольчиками». Многие модели позволяют отключить встроенный фонокорректор и подключить внешний для апгрейда системы.
Словарь терминов: Проигрыватели виниловых дисков
Основные характеристики
Тип привода
Приводы виниловых проигрывателей делятся на три типа: пассиковый, прямой, роликовый. В аппаратах с пассиковым или ременным приводом опорный диск под пластинку приводится в движение специальным ремнем, который соединен с мотором. Эта конструкция исключает одну из основных проблем проигрывателей виниловых дисков — передачу вибраций двигателя на иглу и пластинку. Звук в этих приборах появляется благодаря микроскопическим колебаниям иглы, поэтому качество воспроизведения может быть ухудшено любыми колебаниями. Ременной привод успешно подавляет вибрации мотора. Из недостатков такой конструкции можно выделить износ пассика и долгий запуск мотора, поэтому данный вариант не подходит диджеям.
В проигрывателях с прямым приводом мотор соединен с опорным диском. При этом возникает проблема, связанная с подавлением вибраций двигателя. При этом пластинка почти мгновенно начинает вращаться с нужной скоростью, а это очень важно для диджеев. В продаже можно найти качественные Hi-Fi-модели, оснащенные прямым приводом, но стоят они довольно дорого.
В аппаратах с роликовым приводом двигатель соединен с диском специальным роликом. Конструкция такого типа требует высокой точности при производстве, что очень дорого для серийного производства. В связи с этим подобные виниловые проигрыватели сегодня почти не создаются.
Автомат
Модели проигрывателей могут быть полностью или частично автоматизированы. Существуют также устройства с ручной системой — они не имеют никакой автоматики.
Если проигрыватель полностью автоматический, то по нажатию кнопки тонарм самостоятельно смещается в сторону пластинки и опускается. После воспроизведения механизм поднимается и паркуется на предусмотренную опору.
Частичная автоматизация предполагает наличие автостопа. В этом случае пользователь должен сам опускать тонарм на пластинку, однако после окончания воспроизведения механизм автоматически поднимается. Это предотвращает лишний износ иглы в режиме холостого хода.
В проигрывателях, оснащенных ручной системой, пользователь сам опускает и поднимает тонарм при необходимости.
Дополнительная электроника и механизмы удорожают проигрыватель и не в лучшую сторону сказываются на качестве звука. Таким образом, при выборе модели, особенно недорогой, лучше отказаться от вспомогательных функций, таких как электронное переключение скоростей, USB-выход и автоматический привод.
Встроенный фонокорректор
Встроенный фонокорректор обеспечивает усиление сигнала с картриджа аппарата, проигрывающего виниловые диски. Без этого устройства невозможно просушивать пластинки. Фонокоректоры бывают как отдельными, так и встроенными в усилитель или проигрыватель. Второй вариант более удобен и стоит дешевле, но в качестве звука при этом не выигрывает.
Подобно картриджам, фонокорректоры бывают двух видов: MC и MM. Если устройство встроено в проигрыватель, то о совместимости можно не беспокоиться.
Встроенная акустика
Некоторые модели проигрывателей оснащены встроенным усилителем и колонками. Аппарат может проигрывать пластинки без дополнительного аудио-оборудования, однако качество звука в этом случае не самое лучшее. Подобный проигрыватель хорошо подходит для прослушивания старых изношенных пластинок.
Переключение скоростей
Проигрыватели виниловых дисков могут иметь ручной или электронный механизм переключения скоростей. При ручном переключении необходимо перекидывать пассик с одного ролика на другой, что иногда требует снятия опорного диска. По этой причине ручной вариант переключения скоростей не очень удобен.
Электронное переключение предполагает изменение скорости вращения нажатием специальной кнопки. Этот способ очень удобен, по сравнению с ручным. С другой стороны, дополнительные механизмы и электроника удорожают проигрыватель и ухудшают качество звучания.
Таким образом, если вам нужен бюджетный проигрыватель, лучше откажитесь от дополнительных опций, таких как автоматический привод, электронный переключатель скоростей, USB-выход и пр.
Поддержка скорости 78 оборотов
Виниловые пластинки, записанные и предназначенные для работы на скоростях 33 или 45 об/мин, воспроизводятся многими современными проигрывателями. В одинаковых условиях пластинки на 45 оборотов, в связи с особенностями записи, звучат лучше. Только время их звучания меньше, чем у дисков на 33 оборота. На одной стороне обычной 30-сантиметровой пластинки на 33 оборота помещается 20-25 минут аудиозаписи.
Пластинки на 78 об./мин. изначально были предназначены для граммофонов. В 1960-х годах прошлого столетия их почти перестали выпускать. Если у вас есть подобные пластинки, вы можете найти в продаже виниловый проигрыватель, который будет их воспроизводить. Чаще всего это воспроизведение является опцией, предполагающей покупку дополнительного ролика или переходника для пассика.
Мин. прижимная сила
Многие современные проигрыватели виниловых пластинок устроены так, что пользователь может регулировать прижимную силу иглы. Оптимальный показатель — 1-2 грамма. Производитель картриджа всегда дает рекомендации по выставлению прижимной силы.
Макс. прижимная сила
Многие виниловые проигрыватели устроены так, что пользователь может самостоятельно регулировать прижимную силу иглы. Оптимальное значение – 1-2 грамма. Изменять ее следует с учетом рекомендаций производителя тонарма.
Картридж в комплекте
Одним из ключевых элементов виниловых проигрывателей является картридж, называемый также головкой звукоснимателя или просто звукоснимателем. Механизм состоит из трех частей: иглы (она бороздит канавку пластинки), консоли (к ней крепится игла) и преобразователя колебаний иглы (превращает механические колебания в электрический сигнал). При выборе проигрывателя следует обращать внимание на такие модели, которые имеют в комплекте картридж. Связано это с тем, что выбор, монтаж и настройка звукоснимателя требует некоторых навыков и опыта. В будущем вы сможете при необходимости заменить картридж.
Тонарм в комплекте
Тонарм имеет вид специального рычага, на котором закреплена головка картриджа. Это важный компонент конструкции винилового проигрывателя, так как он отвечает за позиционирование и ход иглы по поверхности грампластинки.
Тонарм и картридж
Название тонарма в комплекте
Тонарм — это специальный рычаг, на конце которого закреплен картридж. Эта часть конструкции винилового проигрывателя очень важна, так как от нее зависит правильное положение и ход иглы по дорожкам. Тонармы бывают разных форм и типов.
Название картриджа в комплекте
Многие проигрыватели виниловых дисков укомплектованы звукоснимателем, называемым картриджем. Некоторые из штатных вариантов предназначены для слушателей, не предъявляющих к качеству музыки особых требований. По возможности такие звукосниматели рекомендуется заменять более качественными. Некоторые модели проигрывателей комплектуются хорошими картриджами, которые радуют пользователей многие годы. Неплохим качеством отличаются изделия марки Ortofon.
Учтите, что картриджи делятся на два типа — MM (Moving Magnet – «подвижный магнит») и MC (Moving Coil – «подвижная катушка»). В звукоснимателях первого типа магнит соединен с иглодержателем. Колебания иглы генерируют электрический сигнал, приводя магнит в движение относительно катушки, зафиксированной в неподвижном положении.
Что касается звукоснимателей типа MC, они работают по обратному принципу: к иглодержателю прикреплена катушка, которая движется относительно закрепленных магнитов. Картриджи разных видов требуют использования различных фонокорректоров, так как их уровни выходного сигнала отличаются. Почти все модели проигрывателей комплектуются картриджами типа MM.
Тип тонарма
Тонармы, которыми оснащаются виниловые проигрыватели, делятся на тангенциальные и поворотные. Последние более распространены, так как имеют простую конструкцию. Тонарм прикреплен к проигрывателю и имеют ось вращения с одной стороны, позволяющую ему поворачиваться, плавно перемещая иглу по поверхности пластинки. Главный минус конструкции заключен в непостоянстве угла между продольной осью механизма и касательной к звуковой дорожке диска. Для коррекции этого недостатка производители часто удлиняют тонарм.
Конструкция тангенциального тонарма более сложна. Элемент движется вместе с опорой по нормали относительно звуковой дорожки пластинки. Благодаря этому продольная ось тонарма всегда параллельна касательной к дорожке. Угловая погрешность в этом случае почти отсутствует. Но перед производителями тонармов стоят другие важные проблемы, такие как подавление шума привода опоры и ее четкое позиционирование. Все это удорожает производство тангенциальных тонармов, поэтому они не пользуются популярностью.
Форма тонарма
Тонармы виниловых проигрывателей бывают прямыми и изогнутыми. Аудиофилы часто спорят между собой, какая форма лучше для качественного воспроизведения. В теории изогнутый тонарм за счет большей длины имеет небольшую резонансную частоту, что благоприятно сказывается на качестве звучания. Прямой тонарм, в свою очередь, имеет меньшую массу. Оба варианта имеют свои преимущества, поэтому выбор формы — дело вкуса и личных предпочтений.
Длина тонарма
Чем тонарм длиннее, тем меньше угол между продольной осью механизма и касательной к окружности дорожки на пластинки. В идеале угловая погрешность должна быть равна нулю, то есть тонарм в этом случае строго параллелен касательной к звуковой дорожке. Очень длинный тонарм создает определенные проблемы из-за своей массы инертности. Таким образом, большую длину тонарма нельзя считать залогом его качества.
Масса тонарма
При выборе тонарма обратите внимание на модели, которые имеют меньшую массу. Тонарм должен быть как можно легче, чтобы не создавать сильное давление на пластинку и иглу. При этом чересчур легкий механизм может подскакивать на неровных участках, что тоже плохо. Постарайтесь отыскать золотую середину массы тонарма.
Материал тонарма
Тонарм должен не просто иметь оптимальную массу, но и изготавливаться из специального материала, отвечающего ряду требований. Он должен поглощать вибрации и резонансы, которые поступают от акустики и мотора. Чаще всего для производства трубки тонарма применяют карбон и алюминий.
Карбоновые изделия стоят дороже, однако имеют хорошие антирезонансные показатели, по сравнению с алюминиевыми тонармами. Существуют и другие материалы, некоторые из которых разработаны компанией специально для производства тонармов.
Навес
Навесом называется расстояние от крепления картриджа на тонарме до грампластинки. От этого показателя зависит, какой картридж может быть установлен на проигрыватель. Картриджи имеют разную высоту, поэтому для нормальной установки тонарм должен иметь соответствующие характеристики.
Антискейтинг
В процессе воспроизведения пластинки на иглу воздействует сила, направленная к центру диска и возникающая при трении иглы о стенки канавки. От такого воздействия они неравномерно изнашиваются, а в правом канале образуются искажения. С целью компенсации этой силы тонармы оснащают антискейтингом, который обеспечивает обратное усилие, поворачивающее механизм с картриджем к середине пластинки. Антискейтинг работает за счет пружин, дополнительных грузов или магнитов.
Мин. масса картриджа с поставляемым противовесом
На задней части тонарма закреплен специальный противовес, который обеспечивает оптимальную прижимную силу иглы к виниловому диску (1-2 г). Каждый противовес предназначен для определенного диапазона масс картриджей.
Макс. масса картриджа с поставляемым противовесом
Оптимальную прижимную силу иглы к виниловой пластинке (1-2 г) обеспечивает противовес, размещенный на задней части тонарма. Все противовесы предназначены для различных картриджей, которые имеют разную массу.
Мин. масса картриджа с опциональным противовесом
Оптимальная прижимная сила иглы к виниловой пластинке обеспечивается противовесом, установленным на задней части тонарма. Прижимная сила должна составлять примерно 1-2 грамма.
Макс. масса картриджа с опциональным противовесом
Игла должна прижиматься к пластинке с определенной силой (около 1-2 г). Для этого на заднем конце тонарма имеется специальный противовес. Каждый из них предназначен для картриджей определенного веса.
Конструкция
Материал стола
Стол представляет собой основу корпуса винилового проигрывателя, к которой прикреплен мотор, тонарм, а также основание опорного диска. Конструкция стола должна быть довольно массивной, не передавать внешние вибрации на механизмы аппарата и не создавать резонансов. Столы изготавливаются чаще всего из МДФ, акрила и пластика.
Недорогие модели проигрывателей имеют пластмассовый стол, а производители в этом случае обычно не указывают используемый материал. Более дорогие проигрыватели имеют стол из МДФ. Данный материал достаточно глухой и плотный, поэтому его используют даже для производства достаточно дорогих моделей.
В высококлассных виниловых проигрывателях используются качественные материалы, такие как акрил, а также новые материалы, разрабатываемые самими производителями.
Материал диска
Опорный диск — это вращающаяся часть проигрывателя виниловых пластинок, на которой размещается пластинка. Диск не только должен поглощать вибрации, но и иметь достаточную массу — это позволяет ему сохранять равномерную скорость даже при неравномерной работе мотора. Вес этого элемента не должен быть слишком большим, чтобы мотору хватало мощности его раскручивать, а подшипник не выходил из строя раньше времени.
Производители используют для изготовления опорных дисков такие же материалы, как для создания стола: МДФ, пластик, акрил, сталь, алюминий. Возможны также слоистые структуры, предполагающие сочетание разных материалов.
Масса диска
От массы опорного диска зависит плавность его хода, но она не должна быть чрезмерно большой, иначе подшипник будет быстро изнашиваться. Также в этом случае мотору может не хватить мощности для раскручивания пластинки. В дорогих проигрывателях диски иногда весят до 2 кг и более.
Диаметр диска
Стандартная пластинка на 33 оборота имеет диаметр 30 см, а опорные диски диаметров свыше 30 см применяются для удобства диджеев или увеличения веса диска.
Толщина диска
Чем толще опорный диск, тем больше он весит, и тем более плавный ход он способен обеспечить. При этом вес этого конструктивного элемента не должен быть слишком большим, иначе мотору не хватит мощности для его раскручивания, а подшипник будет быстро выходить из строя.
Крышка
Пыль — основной враг виниловых аудиосистем. Она забивается в узкие дорожки пластинок и издает при воспроизведении записи характерные щелчки. Кроме частой уборки, проигрыватель защищает от пыли специальная крышка, которая может присутствовать в комплекте. Она имеет вид прозрачного короба, который надевается сверху на аппарат и держится на петлях.
Некоторые модели виниловых проигрывателей продаются без крышки, однако даже они оснащены специальными креплениями, позволяющими отдельно установить пылезащитную крышку. Без нее проигрыватель необходимо постоянно чистить, а в помещении не должно быть пыли, которая может оседать на пластинку даже при ее воспроизведении.
Высота с открытой крышкой
Проигрыватели виниловых дисков имеют довольно крупные размеры, так как диаметр обычной пластинки на 33 оборота равен 30 см. С открытой крышкой (если таковая имеется) габариты увеличиваются в высоту. Таким образом, перед приобретением определенной модели убедитесь в том, достаточно ли у вас места для аппарата.
Глубина с открытой крышкой
Виниловые проигрыватели — достаточно крупные аппараты, так как стандартная пластинка на 33 оборота имеет диаметр 30 см. С открытой крышкой габариты увеличиваются, а глубина может превышать 40 см. Это означает, что перед покупкой устройства необходимо убедиться в том, что у вас достаточно места для установки проигрывателя.
Минимальная воспроизводимая частота
Человек способен улавливать звуковые колебания, входящие в диапазон от 20 до 20 000 Гц. Качественно записанная виниловая пластинка его обеспечивает, поэтому чем шире рабочий диапазон вашего проигрывателя, тем более качественный звук он сможет воспроизводить.
Максимальная воспроизводимая частота
от 12000 до 50000 Гц
Считается, что ухо человека улавливает звуковые колебания в диапазоне от 20 до 20 000 Гц. Качественные виниловые пластинки действительно обеспечивают этот диапазон. Следовательно, чем шире диапазон частот аппарата, тем выше его способность воспроизводить качественное звучание.
Отклонение скорости
Качественное звучание проигрывателя виниловых пластинок зависит от стабильности работы мотора. Отклонения скорости до 1 % считаются нормой, но чем они меньше, тем лучше.
Соотношение сигнал/шум
Вся электронная аппаратура при обработке сигнала не просто создает искажения звука, но и добавляет посторонний шум. При прослушивании виниловых пластинок шум может быть выражен шипением и ухудшением качества звучания.
Чем более высоким является соотношение сигнал/шум, тем чище звук. Для аналоговых источников хорошим значением считается значение в 50 дБ.
Детонация
Детонацией называют нестабильность скорости вращения диска. Она вызывает искажения звука и модуляцию в процессе воспроизведения дорожки. Чем меньше процент детонации, тем меньше искажений вы услышите при прослушивании пластинок.
Особенности
Доступные цвета
Основной цвет корпуса проигрывателя. Виниловые проигрыватели, как правило, выполняются в черном, белом или ином нейтральном цвете, который прекрасно впишется в любой интерьер. Часто производитель предлагает несколько расцветок одной модели на выбор.
Тип выходных разъемов
Проигрыватель может иметь выход в виде кабеля с RCA-коннекторами или RCA-гнезд. Источники звука в стереосистемах домашнего типа оснащены RCA-выходами для подключения межблочного кабеля, по которому звук передается в усилитель или фонокорректор.
В проигрыватель виниловых дисков без фонокорректора кабель с RCA-коннекторами можно впаять дополнительно. Сигнал от картриджа может быть очень слабым, а для предотвращения еще большего его ослабления в точке соединения шнура с гнездом кабель одним концов впаивают в проигрыватель. Главный недостаток несъемного кабеля — его фиксированная длина, которая может быть избыточной или недостаточной. Заменить шнурможно, припаяв на его место новый, однако при этом гарантия на проигрыватель будет утрачена.
Выход на наушники
Наушники позволяют прослушивать музыку индивидуально, чтобы не нарушать тишину в помещении, к примеру, в ночное время. Некоторые дорогие наушники воспроизводят звук, по качеству сравнимый со звучанием качественных акустических систем самого высокого ценового диапазона, которые стоят в разы дороже наушников. Как правило, модели проигрывателей с разъемом для наушников оснащены отдельным регулятором громкости.
Подключение к компьютеру
Чтобы слушать любимые виниловые пластинки вдали от дома, подберите модель с функцией подключения к компьютеру. С ее помощью можно конвертировать записи с пластинок в формат MP3 или любой другой. Подключение производится при помощи USB-шнура. В комплекте имеется специальное ПО для создания копий пластинок в цифровом формате, а также для устранения шумов и редактирования.
Дополнительная электроника и механизмы увеличивают стоимость винилового проигрывателя, поэтому при выборе модели, особенно недорогой, лучше отказаться от автоматического привода, электронного переключателя скоростей и USB-выхода.
Запись на флэш-накопитель
Функция переноса записанной информации на флэш-накопитель дает пользователю возможность никогда не расставаться с излюбленными грамзаписями. Эта опция дает возможность быстро переносить данные с пластинки на компьютер, но избавиться от щелчков в записи или произвести ее редактирование невозможно, поэтому качество копии может оказаться не самым хорошим.
Следует помнить о том, что дополнительная электроника и механизмы повышают стоимость аппарата и негативно сказываются на качестве воспроизведения пластинок. Именно поэтому при покупке бюджетных моделей лучше отказаться от опций электронного переключения скоростей, USB-выхода и автоматического привода.
Питание от батареек
Проигрыватель, работающий на батарейках, дает возможность слушать виниловые пластинки в местах без электроэнергии. Такие модели не обеспечивают Hi-Fi-звучания, однако с ними вы можете слушать любимые композиции, находясь далеко от дома.
Ширина
Ширина устройства в сантиметрах.
Высота
Высота устройства в сантиметрах.
Глубина
Глубина устройства в сантиметрах.
Высококачественные виниловые проигрыватели имеют достаточно крупные размеры. Тяжелый корпус практически не подвержен вибрациям, а массивный опорный диск плавно вращается. Вообще, виниловые проигрыватели класса Hi-End по определению не должны быть легкими.