На чем сплавляться по реке

Сплавсредства — чему покоряются горные реки

На чем сплавляться по реке. Смотреть фото На чем сплавляться по реке. Смотреть картинку На чем сплавляться по реке. Картинка про На чем сплавляться по реке. Фото На чем сплавляться по рекеВодный туризм – один из самых эмоциональных видов «дикого» туризма.

Здесь есть всё: полное погружение в природу, автономность, не достижимое в городских условиях удовольствие (имеется в виду рыбалка, да ещё какая!). Здесь возможен быстрый рост от наивного, мало что понимающего новичка до сурового, заросшего щетиной профессионала.

А реки нашей страны дают широчайшие возможности для выбора: можно в тёплой компании с подругами плыть по небыстрой таёжной речке; или где-нибудь на Кавказе, в Саянах, на Алтае сыграть с горной рекой в русскую рулетку.

Условно сплавсредства можно разделить на три класса (совсем как у настоящих боевых кораблей). Это лёгкий, средний и тяжелый классы.

Существуют и некие промежуточные – гибридные – конструкции. Но это для особых случаев сплава, для узконаправленных локальных целей.

На чем сплавляться по реке. Смотреть фото На чем сплавляться по реке. Смотреть картинку На чем сплавляться по реке. Картинка про На чем сплавляться по реке. Фото На чем сплавляться по реке

Каяк – это узкая, длинная, хищная как акула лодка, зачастую для одиночки (каяки бывают также двух- и трехместными). Профессионалы вытворяют на ней чудеса.

Например, перевернувшись (а такое в походах случается сплошь и рядом), каякер самостоятельно встаёт на ровный киль,не покидая каяка. Совсем как барон Мюнхгаузен, который вытащил себя вместе с лошадью из болота за волосы.

Одна беда: каяк слишком громоздок для транспортировки, он ведь неразборный. И места в нём для груза нет.

Поэтому в любом водном походе каякерам необходимы «шерпы» — другое средство сплава с экипажем, на котором ехал бы их груз.

На чем сплавляться по реке. Смотреть фото На чем сплавляться по реке. Смотреть картинку На чем сплавляться по реке. Картинка про На чем сплавляться по реке. Фото На чем сплавляться по реке

Наиболее распространённый и, заметим, очень удачный тип сплавсредства этого же класса – байдарки, особенно двухместные. Они могут быть каркасными и надувными.

Надувные легки, компактны, их не надо собирать. Накачал «лягушкой» — и готово, можно в путь.

Но! У надувной байдарки практически нет килеватости, поэтому она сильно рыскает при гребке и требуется немалое внимание и усилие, чтобы держать её на курсе.

К тому же эта байдарка довольно непредсказуема: как капризная женщина, может выкинуть какое-нибудь коленце, проще говоря, перевернуться.

На чем сплавляться по реке. Смотреть фото На чем сплавляться по реке. Смотреть картинку На чем сплавляться по реке. Картинка про На чем сплавляться по реке. Фото На чем сплавляться по реке

Конструкция каркасной байдарки ясна из названия. Сначала собирается жёсткий каркас из стандартных, входящих в комплект элементов. Материал каркаса — дерево или лёгкий металл.

Особых различий при этом не возникает, на прочности тоже не сказывается. Скорее, это дело вкуса.

Собранный каркас впихивается (вталкивается, вставляется, втискивается) в водостойкую, прочную как шкура бизона оболочку. Всё, дело сделано!

Один совет: хотя бы за недельку до похода не пожалейте времени, произведите пробную сборку.

Нелишним будет и потренироваться на воде в посадке и особенно высадке из байдарки. Тут есть свои тонкости, познать которые можно только на практике.

Опытом многих-многих сплавов подтверждено: байдарка хороша на реках низшей категории сложности (о категориях можно узнать не только из интернета, но и из расспросов опытных сплавщиков).

Она вместительна, достаточно устойчива, быстра (на стоячей воде при слаженной работе экипажа может дать скорость в 7 – 8 км/час) и является, пожалуй, самым подходящим судном для нешироких быстрых рек с порогами не более 1 метра высотой.

На чем сплавляться по реке. Смотреть фото На чем сплавляться по реке. Смотреть картинку На чем сплавляться по реке. Картинка про На чем сплавляться по реке. Фото На чем сплавляться по реке

По количеству членов экипажа они бывают двойками и четвёрками. Двойки по ходовым качествам и безопасности ближе к байдаркам и редко когда используются в сплавах пятой или шестой категорий сложности.

А вот катамараны-четвёрки часто могут дать фору даже судам тяжелого класса – плотам.

Общий облик катамарана все, наверное, представляют. Два продольных длинных баллона, подвязанных к жесткой раме, и четыре гребца. Баллоны – двойные: внутренний из воздухонепроницаемой ткани и наружный меньшего, чем внутренний, диаметра, из плотной и прочной ткани. Рама может быть металлической, из лёгкого металла, но можно её изготовить из дерева на месте. В этом случае, конечно, катамаран несколько потеряет в элегантности.

Обратимся на момент к истории.

История катамаранов

Здесь мы, граждане РФ, можем чуточку погордиться. Если Россия — всё же не родина слонов, то уж туристских катамаранов точно.

В Советском Союзе катамаран как средство сплава использовался широко и давно. А поскольку заводское производство их отсутствовало, каждый делал катамаран на свой страх и риск, по собственному разумению.

Естественно, при таком разнообразии прогресс шел быстро и примерно к 1983 году определились оптимальные технические характеристики катамарана и главное – экипажи отказались от посадки на «пятую точку» и перешли на коленную. Это когда гребец стоит на баллоне на коленях.

А чтобы не упасть с катамарана, бёдра фиксируются мягкими или жёсткими фиксаторами. Такая, казалось бы, чисто техническая мелочь неожиданно резко повысила его возможности, он стал конкурентоспособен с плотами.

Отметим минус катамарана в сравнении с плотом: его водоизмещение в 4 — 6 раз меньше. Но зато! Катамаран может иметь отрицательную скорость – когда гребцы работают назад; он может идти против течения.

Правда, на горных реках вряд ли кому-либо взбредёт в голову ходить против течения, но можно траверсировать реку, почти не теряя высоты.

Отметим ещё одну особенность: именно катамаран, как никакая другая посудина, даёт экипажу такой трудно объяснимый словами навык, как «чувство воды». И поэтому из катамаранщиков получаются отличные плотовики (с возрастом многие переходят на плот, всё же катамаран любит молодых и гибких). Обратной пересадки – с плота на катамаран – почти не бывает.

Иностранцы познакомились с русскими катамаранами как раз в 1983 году, на водном ралли, на реке Чуя на Алтае.

Русские там же впервые увидели их плоты-рафты. Американцы долго ходили вокруг различных катамаранов, осматривали их, фотографировали.

И через два года на это же «Чуя-ралли» привезли свои катамараны заводского изготовления: элегантные, гладенькие, в разнообразной расцветке! Впрочем, призового места они всё равно не получили.

На чем сплавляться по реке. Смотреть фото На чем сплавляться по реке. Смотреть картинку На чем сплавляться по реке. Картинка про На чем сплавляться по реке. Фото На чем сплавляться по реке

Здесь были две параллельные, независимые друг от друга, линии развития.

Одна – это то, что ныне обозначается словом «рафт» — американский плот, сейчас в России он имеет широчайшее распространение.

Рафт – плоскодонная посудина овальной формы, вдоль надувных бортов сидят гребцы с катамаранными однолопастными вёслами.

Для массового и сравнительно безопасного сплава, не требующего отточенной техники — это самое то!

На чем сплавляться по реке. Смотреть фото На чем сплавляться по реке. Смотреть картинку На чем сплавляться по реке. Картинка про На чем сплавляться по реке. Фото На чем сплавляться по реке

О наших доморощенных плотах. Американцы, увидев их на уже упомянутом ралли, дали название «рашен рафт».

Современный «рашен рафт» — это 4 – 5 поперечных баллона большого — 1 метр и больше — диаметра. Баллоны вяжутся к деревянной раме, изготовляемой на месте.

Строительство плота – наука и песня одновременно, без опытного кораблестроителя не обойтись никак. Нужно выбрать подходящие деревья, ошкурить их, подсушить на костре, вытесать необходимую форму. На носу и корме устанавливаются подгребицы – этакие деревянные треугольники, на которые будут опираться греби. Особое искусство — изготовление длинных гребей, в четыре и более метра.

А когда плот мощно и уверенно идёт по крутым водным валам, когда спокойно и слаженно, без суеты и спешки работает экипаж – нет, никакой рафт не даст такого эстетического наслаждения. Увы! Увидеть сейчас настоящий русский плот в действии, на воде – большая редкость! Вымирают как мамонты.

На чем сплавляться по реке. Смотреть фото На чем сплавляться по реке. Смотреть картинку На чем сплавляться по реке. Картинка про На чем сплавляться по реке. Фото На чем сплавляться по реке

Пытливый ум туриста-водника спокойно жить не может (по крайней мере, так было до недавних пор), поэтому постоянно появлялись гибридные конструкции.

Цель-то благая: что бы такое придумать лёгкое, надёжное, безопасное, состоящее из одних достоинств? Назовём лишь одно сплавсредство, уверенно себя зарекомендовавшее — это честер (название местное, распространённое в Сибири; в других регионах возможно иное). Это два поперечных баллона, связанных рамой. На баллонах по два гребца лицом друг к другу, вёсла катамаранные.

Вот вкратце конструкция и возможности разных типов сплавсредств. Выбирайте, с чего начнёте.

Но что бы вы ни выбрали, поверьте: водный экстремальный туризм – это великолепное, чисто мужское занятие, которое проверяет тебя на прочность.

Видео

Смотрите ролик сплава на катамаране:

На чем сплавляться по реке. Смотреть фото На чем сплавляться по реке. Смотреть картинку На чем сплавляться по реке. Картинка про На чем сплавляться по реке. Фото На чем сплавляться по рекеСплав — это опасно. А какой — самый опасный вид спорта? Топ-10 под картинкой.

Техника дошла: помимо байдарок и катамаранов можно прокатиться на акваскиппере — не пожалеете.

Источник

Спортивный самодеятельный туризм. Сплавные суда

Напишу о том, на чём ходят в России в водные походы. Расскажу о плюсах и минусах.

Основные типы судов для сплава по рекам: рафт, катамаран, байдарка, каяк.

Рафт популярен за границей. Как правило, на этом судне катают коммерческих туристов, не нужно никаких навыков, чтобы проехаться по реке 2 с элементами 3 категории сложности. Опытных туристов-водников, которые на рафтах ходят сложные маршруты в России очень мало.

На чем сплавляться по реке. Смотреть фото На чем сплавляться по реке. Смотреть картинку На чем сплавляться по реке. Картинка про На чем сплавляться по реке. Фото На чем сплавляться по реке

Плюсы данного судна:

+Можно не боясь взять новичков и прокатиться по небольшому порожистому участку реки.

Минусы данного судна:

-В пороге можно за секунду набрать столько воды, что система отлива не справится и произойдёт оверкиль (т.е. переворот судна)

На чем сплавляться по реке. Смотреть фото На чем сплавляться по реке. Смотреть картинку На чем сплавляться по реке. Картинка про На чем сплавляться по реке. Фото На чем сплавляться по реке

На чем сплавляться по реке. Смотреть фото На чем сплавляться по реке. Смотреть картинку На чем сплавляться по реке. Картинка про На чем сплавляться по реке. Фото На чем сплавляться по реке

Данным судном сложнее всего научится управлять. Чтобы идти на нём в поход, нужно, как минимум владеть эскимоским переворотом (после того, как вы перевернулись под воду, вы должны встать из под воды). Сложное в управлении, требовательное к навыкам, тесное судно. Но. Такого общения с водой как каяк вам не даст ни одно судно. В каяке вы остаётесь один на один с рекой, вы начинаете лучше её понимать, вы сливаетесь с каяком в единое целое. Эмоции получаемые от этого судна стоят потраченного времени. Многие водники постепенно эволюционируют до каякеров.

На чем сплавляться по реке. Смотреть фото На чем сплавляться по реке. Смотреть картинку На чем сплавляться по реке. Картинка про На чем сплавляться по реке. Фото На чем сплавляться по реке

Решать на чём сплавляться каждый выбирает сам. Важно, что каждый сев, в любое из этих судов изменит свою жизнь к лучшему.

Касательно минусов катамарана. Все-таки они есть. Ситуация, произошедшая неделю назад на р.Чуя со мной непосредственно.

Вторично, из-за такого захода катамаран повело на валы. Валы конечно не строго параллельны и на третий из них, самый мощный, зашли под углом. Высота 2.5 метра.

Собственно недостаток катамарана заключается в том, что на валы и в бочки нужно заходить все-таки строго прямо, в отличие от рафта, который некоторые люфты все-таки прощает.

И, кстати, возможно это у моих знакомых так, но рафт в качестве походного сплавсредства особо не котируется ввиду вышеупомянутой автором плохой управляемости.

А вообще плюсую, пост хороший, по полочкам все.

Источник

Что лучше выбрать для водных путешествий?

Еще к плюсам речного путешествия относится то, что самое необходимое всегда рядом. Вода питьевая всегда есть, потому что в реку впадает множество чистых лесных и горных ручьев. Огонь для приготовления еды тоже будет, ведь почти всегда по берегам рек растут деревья, и с дровами проблем нет. Запасы еды можно пополнять рыбалкой и сбором грибов и ягод, а иногда и деревушки на берегу встречаются, с магазинчиками. Так что плыви хоть все лето.

Разновидности и особенности различных плавсредств

Не важно, где Вы живете, на Урале, в Сибири, или в центральной части России, реки есть везде. Большие и маленькие, горные и равнинные, и пока они не в частных владениях, по этим рекам можно прекрасно путешествовать. Ниже я расскажу, о самых популярных средствах передвижения по рекам. Я имею в виду именно путешествие, то есть когда один или несколько человек, а не коммерческий сплав, который организует фирма.

Катамаран

К преимуществам катамарана можно отнести его компактность при транспортировке, так как баллоны в сдутом состоянии занимают немного места, и не слишком тяжелые. Если группа часть пути преодолевает пешком, то можно баллоны распределить между участниками. По весу его можно сравнить с лодкой, только без дна, так что легче выходит. А рама разборная, состоит из полых металлических трубок, собирается на берегу, и привязывается к баллонам. В некоторых случаях можно вообще не брать с собой раму, а сколотить или связать ее из тонких стволов прямо у реки. На некоторых моделях катамарана есть возможность настелить пол на раме, установить сидения, крепления для груза, тенты, парус, и так далее.

Неоспоримым преимуществом катамарана является его малое сопротивление воде, потому что у него нет дна, осадка мелкая, так что скорость передвижения будет выше, чем у лодки. Также в случае порыва баллона катамаран можно быстро и легко починить, так как есть внутренний баллон и внешняя оболочка. Есть и однослойные баллоны, они чуть легче и дешевле, но более уязвимы. Катамаран практически не может утонуть, если вода высокая, то пробить баллон нечем, а при низкой воде, если баллон распороть о камень или корягу, то глубина-то маленькая, можно просто слезть с катамарана и пешком перетаскать все вещи на берег. Перевернуть катамаран тоже нужно постараться, ну разве что на очень больших перекатах.

Также преимуществом катамарана является возможность более безопасно проходить сложные участки реки, ведь у него нет внутреннего пространства, куда может заплескивать вода. И на порогах вода просто стекает с баллонов, и может разве что замочить пассажиров и вещи. Поэтому рюкзаки обычно упаковывают в герметичные непромокаемые мешки, либо оборачивают пленкой (тот же тент от палатки), а участники одеваются в специальные костюмы (либо наоборот, снимают и прячут одежду). А мелкая осадка позволяет легче проходить мели и участки торчащих под водой камней, пропуская их между баллонами.

Производители стараются добавить хоть немного комфорта, и придумывают баллоны с сидушками, это такие углубления в баллоне, в народе называется «верблюд», но все равно, до той же лодки по удобству очень далеко, да и цена на такие модели намного больше. Конечно, есть катамараны, на которых существует возможность устроить настил, поставить там палатку, или сидения, но это уже больше похоже на плот, о котором мы поговорим ниже.

Так как катамаран имеет свою специфику, да и цена не маленькая, то разумней будет не сразу покупать такую штуку, а сначала поплавать на нем, может в коммерческом сплаве, может у кого из знакомых попросив на прокат. Да и в платный прокат можно взять, на пару дней это не дорого выйдет, зато Вы почувствуете, подходит Вам такая штука, или лучше присмотреться к чему другому.

На чем сплавляться по реке. Смотреть фото На чем сплавляться по реке. Смотреть картинку На чем сплавляться по реке. Картинка про На чем сплавляться по реке. Фото На чем сплавляться по реке

Байдарка

Оболочка у байдарки бывает разной плотности и жесткости, и соответственно, прочности. Надувная байдарка менее прочная, зато меньше страдает во время прохождения подводных камней, так как мягкая и гибкая. Жесткие трубки каркаса байдарки могут погнуться или сломаться при наезде на камень. То есть надувная байдарка боится острых предметов, каркасная еще и сильных ударов, может погнуться рама. При этом каркасную байдарку заклеить легче, чем надувную. Внутреннее пространство у надувных байдарок меньше, либо сама байдарка шире, ведь у нее присутствует толщина стенок.

К преимуществам байдарок можно отнести малую сопротивляемость воде за счет узкой, вытянутой формы, это дает гораздо большую скорость, чем у лодки. И еще у хороших байдарок не попадает внутрь вода, так как седок и груз прикрыты так называемой юбкой. Но в закрытой байдарке сложнее разместить рюкзак. Внутри байдарки, чаще всего, есть маленькие скамейки с маленькой спинкой, в надувных байдарках сидения более мягкие, надувные. Важным преимуществом байдарки является то, что каждый гребец работает двухлопастным веслом, и гребки получаются достаточно мощные, что также обеспечивает высокую скорость. Также к плюсам можно добавить, что байдарка протиснется в узких прямых протоках, либо между камнями, где застрянут лодка или катамаран.

Что касается недостатков байдарки. Внутреннее пространство у нее узкое, и часто рюкзак в цельном виде туда не помещается, приходится его разбирать, и укладывать вещи частями. Для надежности их упаковывают в гермомешки. Еще байдарка крайне неустойчива на воде, и на ней легко перевернуться, особенно, если она встала боком к течению или волнам. Поэтому небезопасно плавать на байдарке по большим озерам в ветреную погоду со значительным волнением. Даже многие производители пишут в паспорте изделия, что эксплуатация байдарки при волне не выше 15 см. Если сплавляться по реке на каркасной байдарке, то река должна быть без порогов и камней.

По стоимости можно сказать, что байдарок выпускают гораздо больше чем катамаранов, модельный ряд намного более разнообразен, соответственно и разброс цен больше. Самую дешевую надувную байдарку можно купить по цене около 10 тысяч. Например, всем известная фирма Intex. Толщина ПВХ-ткани у подобных моделей менее 1 мм, вес около 15 кг, грузоподъемность до 100 кг. Также много дешевых моделей, доступных в российских магазинах, производит компания Bestway. Но подобные модели годятся скорее поплавать по озеру пару часов, чем для серьезного многодневного путешествия. Крайне не советую покупать дешевую каркасную байдарку с пластиковыми деталями.

Каркасные байдарки намного дороже, в среднем двухместная обойдется от 40 тысяч, но такие модели имеют уже гораздо более серьезные характеристики, и соответственно при правильной эксплуатации прослужат Вам гораздо дольше. Пятиметровую байдарку Нева-2, фирмы Тритон, в популярном магазине спортмастер можно приобрести за полтинник. Ее вес 25 кило. Кстати, всегда уточняйте у продавца, вес указан всего комплекта или только байдарки, без весел, сидушек, и других съемных частей.

Как и катамаран, байдарку лучше взять для пробы напрокат. Коммерческие сплавы на байдарке практически не встречаются, тут уж спрашивайте у знакомых, либо договаривайтесь с турклубом, а может на каком форуме найдется человек, который Вам сумеет помочь, в общем ищите. В крайнем случае, можно на том же авито купить недорого бывшую в употреблении байдарку, если цена сопоставима с арендной платой. Есть еще похожие на байдарки каяки, по сути это та же байдарка, но меньших размеров, они как правило одноместные и не предназначены для перевозки груза, так что в путешествиях не встречаются.

На чем сплавляться по реке. Смотреть фото На чем сплавляться по реке. Смотреть картинку На чем сплавляться по реке. Картинка про На чем сплавляться по реке. Фото На чем сплавляться по реке

Плот

В наши дни плоты стали более разнообразны. Это может быть вариант катамарана с широким настилом, или настил поверх нескольких автомобильных камер. Вместо камер можно использовать бочки, пластиковые бутылки, в общем, любую пустую тару в большом количестве.

Плоты бывают довольно значительных размеров, и используются для неторопливых коммерческих сплавов большой компанией, когда никто никуда не спешит. На таком плоту можно установить палатку или тент, какие-нибудь кресла-лежаки для принятия солнечных ванн, мангал для шашлыка, и еще много чего придумать, если площадь позволяет. Можно установить весла, парус, руль, либо закрепить мотор. Но для настоящих дальних путешествий плот, конечно, не подходит, это больше развлечение.

На чем сплавляться по реке. Смотреть фото На чем сплавляться по реке. Смотреть картинку На чем сплавляться по реке. Картинка про На чем сплавляться по реке. Фото На чем сплавляться по реке

Лодка

Современная лодка правильной конструкции позволяет плыть хоть носом, хоть кормой, и ей не страшны волны, разве что штормовые, или на сложных порогах. В отличие от байдарки лодку перевернуть практически невозможно. Довольно ценно, что лодкой можно накрыть вещи на стоянке на берегу в случае дождя, мы всегда так делаем. А еще на берегу можно сидеть на мягких баллонах лодки, например, попивая чай и любуясь вечерним небом.

Поскольку я часто снимаю фильмы о своих путешествиях, для меня важно, что на лодке можно надежно укрепить на штативе камеру, и руки будут свободны. Это пригодилось нам, когда мы проходили порог Медвежьи головы на реке Косьва, об этом и рассказ есть на сайте, и пара роликов. Стоимость лодки подходящей для путешествий тоже заметно выигрывает у вышеперечисленных средств. Хорошую лодку можно купить за 15-20 тысяч. Это именно хорошие модели, а не начальный уровень. Попробуйте проплыть денек на байдарке или на катамаране, а потом пересесть на лодку, и Вы почувствуете огромную разницу.

Интересных Вам путешествий!

На этой лодке я проплыл по многим рекам в Свердловской и Пермской области

На чем сплавляться по реке. Смотреть фото На чем сплавляться по реке. Смотреть картинку На чем сплавляться по реке. Картинка про На чем сплавляться по реке. Фото На чем сплавляться по реке

Как делают лодки из ПВХ

Источник

Как организовать первый сплав по воде

С рыбалкой, походной баней и посиделками у костра

Я занимаюсь водным туризмом семь лет.

За это время я сплавлялась по рекам средней полосы, Карелии, Урала и Грузии. Еще ходила на байдарке по озерам и Белому морю.

Мне нравятся походы, потому что в них можно увидеть новые места и побыть наедине с природой. Еще организовать сплав самостоятельно дешевле, чем покупать в агентстве.

В статье расскажу, как самостоятельно организовать первый водный поход, не разориться и не разочароваться.

Зачем идти в поход самостоятельно

Чтобы сплавиться по воде, можно купить готовый тур. Такие продают везде, где есть реки и озера. В среднем двухдневный тур стоит 5 тысяч рублей на человека. В цену включен прокат плавсредства, весел и жилета, еда, помощь инструктора и аптечка. Если в тур входит размещение в палатках, аренда кухонной утвари и трансфер, цена будет около 8 тысяч рублей.

Это статья о сплаве на спокойной воде. Об экстремальном сплаве читайте в другой статье Т⁠—⁠Ж

Мы с друзьями ходим в самостоятельные походы. В них намного больше свободы: мы сами выбираем плавсредства, составляем маршрут и меню. Это удобно, потому что среди нас есть аллергики и человек, который не выносит тушенку.

Еще мы заранее знаем состав команды. В походах люди находятся рядом 24 часа в сутки: вместе разбирают и ставят лагерь, гребут, варят суп. С незнакомцами это может быть непросто. Когда мы с друзьями идем в поход, то точно знаем, что нам будет комфортно друг с другом.

Для первого водного похода не нужна специальная физическая подготовка. Достаточно быть выносливым, чтобы нести рюкзак со снаряжением хотя бы полчаса и грести 2—3 часа с перерывами. По энергозатратам такая гребля аналогична интенсивной ходьбе.

Когда идти

Если вы никогда не ночевали в палатке, советую планировать поход на лето. Весной и осенью ночевка на открытом воздухе без привычного матраса может показаться экстремальной, а внезапные дожди или даже заморозки могут полностью испортить первое впечатление от походов.

В мае 2014 года мы впервые сплавлялись по реке Шуе в Карелии. Когда ложились спать, на улице было 10 °C и накрапывал мелкий дождь. Но за ночь выпал снег, а температура упала до нуля. Мы к такому не готовились — у некоторых членов команды экипировка не подходила для заморозков. Спать было ужасно некомфортно: мы постоянно просыпались от холода и в итоге не смогли нормально отдохнуть.

В летнее время тоже может не повезти с погодой, особенно на Севере. Когда мы были в Мурманской области, дождь шел три дня. Один день мы переждали в лагере, но во второй пришлось все-таки грести. Настроение испортилось, и казалось, что поход не удался. Сейчас мы вспоминаем его как удачный: если бы не серость и сырость, мы бы не испытали себя и снаряжение.

Где сплавляться

В первый поход рекомендую идти в своем регионе. Так вы не потратите много времени на дорогу, а климат будет привычным. Если все-таки хотите съездить в другой регион России, рекомендую среднюю полосу, Карелию и Урал.

Средняя полоса. Туристы из Москвы ездят в Московскую, Тверскую, Калужскую, Тульскую области. Для первого похода подойдут спокойные реки, например Тверца, Угра и Клязьма. На Клязьме можно попробовать маршрут Войново — Омутищи, на Тверце — Тверецкий — Торжок, на Угре — Знаменки — Городец.

Эти маршруты хороши тем, что летом здесь комфортная температура воды. Водоемы хорошо прогреваются — можно комфортно мыться и купаться. Из минусов — грязная вода. Пить из рек не стоит, лучше сначала прокипятить или отфильтровать. Мы делаем и то и другое.

Средняя полоса густо заселена по сравнению с Карелией или Уралом. На берегах рек часто встречаются населенные пункты, а железнодорожные станции расположены в пешей доступности. За счет этого удобно подбирать маршруты разной длины. Например, на Клязьме можно выбрать маршрут Войново — Омутищи протяженностью 25 км, а можно Усад — Омутищи — Петушки — Копнино протяженностью около 90 км. Оба маршрута подойдут для новичков.

Мы опытные туристы, но в последнем весеннем походе даже нам пришлось дважды обращаться за помощью. Когда мы сплавлялись на Южном Урале, то не успели остановиться перед бурным порогом. Байдарка наших друзей перевернулась, мы увидели проплывающие вещи и начали их ловить. К счастью, рядом оказалась другая туристическая группа. Они помогли поймать байдарку, вылили из нее воду и собрали мелочи, которые прибило к берегу. Если бы не другие туристы, мы бы точно остались без байдарки или весла: вещи расплывались в разные стороны, поймать все не хватало рук.

В тот раз мы утопили только посуду — пришлось просить ее у местных жителей. Отзывчивые башкиры подарили нам кастрюлю, бидон, ложки, поварешку и проволоку. Без них нам пришлось бы заканчивать поход: еду было бы просто негде приготовить.

Карелия — доступный вариант отдыха. Почти на всех маршрутах большое количество препятствий, поэтому в первый раз в поход лучше взять с собой опытных туристов. На мой взгляд, новичкам подойдет сплав по Суме или Суне.

Я фанат северной природы и поклонник непопулярных маршрутов, поэтому при прочих равных для похода выберу Карелию. Здесь тысячи рек и озер — легко найти маршрут, на протяжении которого можно не встретить ни одного человека. Например, за двухнедельный поход по реке Винче наша группа встретила только одного охотника.

В карельских реках чистая прозрачная вода, которую можно пить без кипячения и фильтрации. Летом и осенью в Карелии отличная рыбалка, поэтому мы не берем мясо для трети ужинов и заменяем его рыбой.

Урал — менее популярное направление у байдарочников. Реки в основном имеют снеговое питание, поэтому сильно мелеют летом. Летом можно сплавляться только по крупным рекам, например Белой.

На Урале мутная вода, поэтому ее надо фильтровать или отстаивать. За счет снегового питания она такая же холодная, как и на Севере. Но в целом в майские праздники на Урале часто теплее и солнечнее, чем в Карелии.

Выбор маршрута

Чтобы не ошибиться с маршрутом, нужно понять, какой он сложности. Мы пользуемся методикой маршрутов Федерации спортивного туризма России. По ней все маршруты делятся на шесть категорий, которые складываются из протяженности и сложности препятствий. Препятствия тоже делятся на шесть категорий.

Для начинающих подойдут маршруты без препятствий или с препятствиями первой категории сложности. К ним относятся мелководные реки с невысокими волнами. На более сложных препятствиях, начиная со второй категории, можно перевернуться, сесть на камень и продрать дно, врезаться в берег или камень и сломать каркас судна.

Выбрать маршрут помогут отчеты туристов. В них те, кто уже сходил в поход, описывают водоем, возможные места для стоянок и дороги, по которым можно вернуться в цивилизацию. Там же обычно указана сложность маршрута.

В библиотеке отчетов есть шесть отчетов по водоемам Карелии, подходящим для начинающих

Для первого раза подойдет маршрут длительностью до пяти дней, чтобы осталось время на отдых перед рабочей неделей. По нашему опыту, в день комфортно проходить 15 км. Хорошо подготовленная группа может проходить 30 км или больше. Если предстоит собирать или разбирать плавсредство, маршрут сократится: вместо 15 км успеете пройти семь.

Трудности. Один и тот же маршрут в разное время года может иметь разную сложность. Когда тает снег, реки бурные, поэтому препятствия сложнее преодолевать. В середине и конце лета на многих реках появляются мели, через которые приходится перетаскивать плавсредство. В официальных перечнях маршрутов всегда указывается две категории сложности препятствий: для высокой воды весной и низкой летом.

Сложности маршруту добавляют обносы — непреодолимые препятствия на реке. Это дамбы, завалы из деревьев или остатков конструкций, низкие мосты или крупные бобровые хатки. Чтобы их преодолеть, придется разгрузить, а возможно, и разобрать плавсредство, тащить вещи по берегу, а потом снова загружаться. Обносы тоже указывают в отчетах о походах. Для первого раза рекомендую выбирать маршрут без обносов: обходить их долго и сложно.

Мы всегда берем в поход устройство с GPS, но иногда оно бесполезно: пока гребешь, в него неудобно постоянно заглядывать. Иногда устройство ловит не везде или дает погрешность в несколько сотен метров. Обычно в отчете указаны ориентиры, по которым можно понять, где ты примерно находишься или когда будет порог. Например, ориентир перед Ака-порогом на реке Винче в Карелии — это большие валуны. Они хорошо просматриваются с воды. Если группа читала отчеты, то знает, что при виде этих камней лучше остановиться. Если не читала, рискует поздно увидеть порог и пропороть дно байдарки о торчащие балки разрушенного моста.

Озера. Некоторые туристы любят ходить в походы на озера или водохранилища. Для первого раза я не советую выбирать такой маршрут: он получается однообразным, а безопасность сильно зависит от погоды. При сильном ветре плавсредство может отнести от берега на несколько километров или перевернуть. Это опасно: достаточно вспомнить трагедию, которая произошла на Сямозере в 2016 году.

Если вы все-таки решили выйти на озеро, не стоит отплывать далеко от берега. Рекомендую идти на расстоянии, которое в случае падения в воду сможете проплыть. Если начнется ветер, который мешает управлять плавсредством, или поднимутся волны, сразу направляйтесь к берегу. На крупных озерах волны могут достигать четырех метров в высоту, но серьезную опасность представляют даже полуметровые волны.

Летом 2015 года наша команда попала в шторм на Княжегубском водохранилище. Мы вышли на озеро прекрасным солнечным утром и пошли напрямик. Через пару часов поднялся ветер и волны. Мы видели тучу издалека и думали, что успеем пройти через озеро, но ошиблись. Погода изменилась меньше чем за час, а до берега пришлось грести несколько километров. В итоге нас снесло с нужного курса — пришлось встать на ночевку на маленьком острове, первом, до которого мы чудом смогли догрести. Из-за этого потеряли полдня.

На чем сплавляться

Для первого похода я советую выбрать каркасную байдарку. Это разборное плавсредство, которое медленно маневрирует, но хорошо держит курс даже при сильном ветре. Каркасные байдарки легко разгоняются и не требуют от команды сложной техники гребли. В них удобно сидеть, на некоторых байдарках даже есть руль. Еще в каркасниках много места для вещей и ног гребца. Такие байдарки бывают одноместные, двухместные и трехместные.

В управлении другими плавсредствами — рафтом или катамараном — важную роль играет слаженная командная работа. За выполнение разных маневров отвечают разные люди. Например, в четырехместном катамаране направо поворачивает гребец, который сидит справа сзади. За движение вперед отвечают люди на передних местах. Они должны грести синхронно, иначе судно не наберет скорость. Если гребля не будет слаженной, вместо отдыха команда будет сражаться с плавсредством. Еще все маневры лучше осваивать под руководством опытного капитана.

Если планируете поход на майские или июньские праздники, лучше договориться об аренде минимум за две недели, иначе все байдарки могут быть заняты. Летом в выходные всегда есть варианты.

Что надо знать перед арендой. Каркасная байдарка состоит из каркаса и оболочки, которую еще называют шкурой. Каркас может быть металлическим или деревянным. Рекомендую арендовать байдарку с металлическим каркасом, потому что деревянные ненадежны.

Лучше, если шкура будет из ПВХ, а не из брезента. ПВХ — это долговечный и прочный материал, который не требует особого ухода и легко поддается ремонту. На шкуре не должно быть сквозных дыр, но могут быть потертости. Сильно потертые места лучше пощупать пальцем. Идеально, когда все подозрительные места закрыты заплатками, которые крепко держатся. Для проверки можно зацепить край рукой: он не должен цепляться.

Если берете байдарку напрокат, обратите внимание на наличие всех деталей. Полный список есть в инструкции по сборке, которую можно найти в Гугле по модели байдарки. В походных условиях можно заменить почти любую забытую деталь каркаса, но для этого надо хорошо представлять его устройство. Однажды мы забыли шпангоут — поперечную распорку, которая формирует ширину судна. Наш капитан сделал ему замену из подручных материалов: прочных палок, березовых прутьев и армированного скотча.

Хорошо, если к байдарке арендодатель дает ремонтный набор. Еще его можно взять напрокат. Обычно в него входит прочная нитка, толстая игла, клей, обезжириватель, алюминиевый скотч. Для байдарок с надувными элементами дают запасной клапан. Если оболочка порвалась, ее можно легко восстановить.

Мы добавляем к ремнабору еще муфту. Это полая металлическая трубка, которую можно надеть на поврежденную часть каркаса, чтобы зафиксировать его, если он погнулся. В походах не бывает лишним армированный скотч — возьмите с собой хотя бы одну упаковку. Он пригодится, если сломается деталь байдарки и ее придется заменить. Скотч можно купить в строительных магазинах за 300 рублей.

Из чего состоит поход

Водный поход — это движение по воде из точки А в точку Б. По пути туристы делают остановки на обеды и ночевки. Любой водный поход включает в себя заброску, стапель, сплав, антистапель и выброску.

Заброска и выброска — это доставка людей до воды или точки окончания похода, например железнодорожного вокзала. Дальше расскажу, как их организовать.

Стапель — сборка плавсредства. Его собирают, когда пришли к началу маршрута. Если не торопиться, на сборку каркасной байдарки в первый раз уходит четыре часа. Если хорошо знать инструкцию и детали, можно справиться за полтора — два часа.

Сплав — движение от начала к концу маршрута. Дни, в которые туристы сплавляются по реке, называются ходовыми.

За два-три часа до захода солнца группа начинает искать удобную стоянку на ночь. Мы подплываем к понравившимся местам и отправляем кого-то осмотреться. Часто самые удачные стоянки — те, на которых располагались другие группы туристов. Их можно найти по столам, нарубленным дровам, кострищам и поперечным балкам для сушки вещей, которые видны с воды. Еще важен удобный подход к воде.

На ночь собранные плавсредства не разбирают, а просто вытаскивают на берег. Байдарку лучше перевернуть, чтобы внутрь не натекла вода, если будет дождь. Если встать на ночевку рядом с населенным пунктом, лучше принести плавсредства к палаткам, чтобы их не украли.

Антистапель — разборка и упаковка плавсредств и вещей. На антистапель стоит закладывать около четырех часов. В идеале судно нужно паковать сухим и чистым, то есть придется его помыть и высушить. При дождливой погоде можно не сушить байдарку, а просто протереть ее поверхность тряпкой. Об этом надо обязательно предупредить хозяина байдарки: ему придется сушить плавсредство дома.

Заброска и выброска

Выброска тоже планируется заранее. Время и место встречи обговариваются до похода, и водители всегда просят сделать контрольный звонок примерно за сутки до встречи. В походе может случиться всякое: легко можно где-то застрять и опоздать, сойти с маршрута раньше или пройти больше, чем было рассчитано. Поэтому без контрольного звонка водитель вас не заберет.

Если бронируете машину, стоит учесть, что в малонаселенных районах могут быть проблемы с сотовой связью. Во время сплава, закончившегося на Белом море, нашей команде не удалось дозвониться до водителя, с которым мы договаривались о выброске. Пришлось искать машину в селе Калгалакша. Нам повезло: местный житель согласился нас отвезти. Пока его искали, сильно понервничали: могли и опоздать на поезд.

На маршруте более трех дней обязательно должен быть запасной вариант выхода. Это место, в котором можно досрочно закончить поход, например дорога недалеко от реки или населенный пункт. Запасной выход нужен на случай серьезной поломки плавсредства, которую не получается устранить самостоятельно, или болезни участника похода. Еще группа может неверно рассчитать свои силы и не успеть дойти до основной точки окончания маршрута.

Экипировка

Каски и жилеты. На спокойной воде мы не надеваем каски. Спасательные жилеты обязательны на широких реках и открытой воде. Там, где воды по пояс, они могут не пригодиться. Например, это реки Лух или Китьма в Центральной России.

Спасательные жилеты бывают надувные и пенные. Надувные лучше держат на воде, но в них менее удобно грести. Правильный жилет должен подходить по размеру, то есть плотно сидеть, но не сковывать движений. Еще жилет должен подходить по максимально допустимому весу, который указан на самом жилете.

Пенные жилеты чаще сдают в аренду. Если арендовать их вместе с байдаркой, стоимость одного будет около 100 Р в сутки.

Обычно самое слабое место рюкзака — фурнитура. Если она лопается, элементы рюкзака перестают соединяться или затягиваться между собой. Поэтому перед покупкой обязательно надо проверить застежку пояса, клапанов и регулировку лямок.

Чем больше у рюкзака карманов и отделений, тем лучше. В поход берут вещи разных категорий: одежду, еду, посуду, средства личной гигиены, вещи для организации лагеря. Для быстроты поиска удобно паковать вещи в разные отделения и карманы.

Герметичные мешки. В сложных походах, где есть вероятность перевернуть судно, вещи и еду обязательно пакуют в герметичные мешки. На спокойной воде такие предосторожности излишни. Но если очень хочется защитить вещи, можно купить мешки в туристических магазинах.

Одежда и обувь

В водном походе промокают все: даже на спокойном пруду ветер обдает брызгами с весел. Поэтому вся одежда должна быстро сохнуть и хорошо согревать даже в мокром виде. В идеале любая вещь должна успевать высохнуть за ночь.

Минимальный набор вещей на два дня — один комплект вещей для сплава и второй для берега. Если соберетесь в поход на неделю, добавьте еще один сухой комплект.

В сплавной комплект входит футболка, шорты, головной убор, ветрозащита, флис или термобелье. Это должна быть одежда, в которой удобно сидеть несколько часов подряд. Тельняшку надевать не советую: она хорошо греет, но долго сохнет. Головной убор лучше выбирать светлый: он будет меньше нагреваться на солнце. Штаны лучше выбрать темные: на них меньше заметна грязь.

В сухой комплект входят вещи для берега: термобелье, штаны, футболка, носки, толстовка или кофта. Толстовку лучше взять на молнии, чтобы удобно было надевать ее поверх футболки или термобелья. Еще она удобна тем, что ее надо реже снимать, чтобы немного охладиться: достаточно расстегнуть молнию. Иногда тонкую кофту дополняют теплой жилеткой.

Я всегда беру минимум две пары высоких носков. В них можно заправлять штаны, чтобы под одежду не проникли клещи. Чем теплее носки для сна, тем лучше.

Для сплава подойдут неопреновые ботинки или неопреновые носки с трекинговыми сандалиями на нескользящей подошве. Неопрен — это синтетический каучук. Когда он намокает, то почти не выпускает назад воду. Она нагревается за счет тепла тела — человек словно находится в теплой луже и не мерзнет. Неопреновые носки защитят от переохлаждений, даже если ноги весь день будут мокрыми.

Дождевик не должен сковывать движений. Лучше брать многоразовый дождевик с рукавами: обычно под него не затекает вода. Одноразовый не подойдет: он быстро порвется об ветки, вещи или от костра. Пончо тоже будет неудобным: его приходится перехватывать поясом, чтобы низ не цеплялся за ветки при передвижении по лесу. Многоразовый дождевик можно купить в спортивных гипермаркетах. Обычно он стоит тысячу рублей.

стоит полный набор одежды и обуви

Лагерь

Палатка должна быть непромокаемой и светлой снаружи, чтобы не нагреваться на солнце. Иначе в жаркие дни придется спать как в бане.

Спальный мешок. Для поездок с семьей подойдут мешки-одеяла, которые можно состегнуть друг с другом. Вечером их можно использовать как пледы, если у костра станет холодно. Спортивные туристы чаще выбирают мешки-коконы: они более компактные.

Минимальный набор личной посуды — миска, кружка и ложка. Я использую посуду из нержавейки: пластиковую сложнее отмывать от жира в холодной воде.

Топор или пила нужны для заготовки дров. Они стоят по 800 Р и продаются в спортивных гипермаркетах. Если планируете долгий поход с баней, лучше взять и то и другое: для растопки нужно много дров.

Тент пригодится на случай затяжного дождя. Чем он легче, тем лучше. В среднем он стоит полторы тысячи.

стоит в среднем тент

Мы используем тент размером 4 × 6 м: растягиваем его между деревьями и подпираем веслами. Большая площадь дает возможность комфортно приготовить еду и собрать лагерь. В коротком походе в хорошую погоду можно обойтись меньшей площадью или вовсе без тента.

Фонарика должно быть два. Налобный пригодится, чтобы ходить по лагерю. Обычный понадобится в палатке: ночью так темно, что в спальник попадаешь не с первого раза.

Газовая горелка не нужна в коротком походе: приготовить еду на всех на костре намного быстрее. Горелку активно используют на маршрутах с дефицитом дров, например в Заполярье. Еще ее берут как страховку в долгие походы на случай постоянных дождей.

Из мелочей понадобятся обычная и железная губки, средство для мытья посуды в холодной воде, сиденья из туристических ковриков, поварешка, пластиковая доска для резки, прочная нитка с иголкой. Еще нужна веревка для крепления тента и развешивания одежды. Без этих мелочей можно обойтись, но с ними походный быт будет комфортнее.

Рыбалка

В походе мы любим ловить рыбу — на команду из шести человек берем три-четыре спиннинга. Они бывают составные и цельные. Составной спиннинг удобнее, чем цельный: он складывается в ручку, поэтому его легко перевозить в байдарке.

В поход мы берем те спиннинги, которые не жалко: они хрупкие и часто ломаются. Их легко повредить при загрузке вещей в байдарку или поезд. Иногда мы берем только снасти — леску, поплавки, крючки — и делаем удочку из палки. Она должна быть прямой и влажной, чтобы не сломалась, когда попадется рыба.

В некоторые периоды ловля рыбы может быть запрещена. Информацию о запретах лучше уточнять в Федеральном агентстве по рыболовству. В Карелии на вылов некоторых видов рыбы нужно специальное разрешение, иначе могут оштрафовать.

В сплавной день мы ходим на рыбалку перед завтраком или до ужина. Во время дневки — в любое время, когда есть настроение.

Походная баня

На постройку бани уходит целый день. Сначала нужно собрать камни: как правило, чем они темнее, тем лучше будут хранить тепло. Когда камней на берегу не хватает, мы едем за ними на другой берег и набираем из порога. Затем делаем небольшое углубление в земле и сверху кладем камни так, чтобы получилась печь. С одной стороны оставляем дырку, чтобы положить туда дрова.

Пока одни ищут камни, другие добывают дрова. Мы берем сухие и тонкие деревья: ими легче растопить баню. Баня топится минимум три часа.

Потом мы стоим каркас для бани: скрепляем бревна алюминиевым скотчем и веревками. Простой скотч не подойдет: от жара он расклеится и баня развалится.

Когда печь протоплена, огонь тушат и выгребают золу. Дальше устанавливают каркас так, чтобы печь находилась в глубине бани. Пол можно выстелить хвойными ветками, чтобы в бане вкусно пахло.

В походе на свежем воздухе отличный аппетит — в первый раз лучше взять еды с запасом. По запросу «раскладка еды в поход» можно найти в интернете готовое меню на несколько дней. Обычно там уже указаны граммы и калорийность блюд.

Спортсмены-водники подходят к раскладке серьезно, например рассчитывают количество калорий, белков, жиров и углеводов на человека. Физические нагрузки могут быть высокими, поэтому важно восполнять потраченную энергию до конца. Еще благодаря расчету калорийности не придется тащить неподъемные рюкзаки. Если хотите отталкиваться от энергетической ценности, можно ориентироваться на норму в 2500—2880 ккал в сутки. Но любителям это делать необязательно.

стоит в среднем продуктовый набор на человека в день

Обычно мы планируем три приема пищи и один-два перекуса в день. Отдельно обсуждаем общие продукты: соль, сахар, чай. Стоимость продуктового набора зависит от раскладки. В среднем получается около 330 Р в день на человека.

Выбранная для похода еда не должна портиться без холодильника. Простые и удобные походные блюда — это каши с медом и сушеными фруктами, бутерброды с копченой колбасой, сыром и овощной икрой, супы из пакетов, рис, гречка и макароны с тушенкой. Еще мы берем с собой конфеты, печенье к чаю и энергетические батончики в качестве перекусов.

С непривычки готовка на костре может показаться сложной: жар неравномерный, повернуть котелок в любое удобное положение нельзя, помешивать неудобно из-за большого объема. Но к этому быстро привыкаешь.

Безопасность

Страховка. На воде легко получить травмы или подцепить клеща. Поэтому при организации похода на реку третьей категории сложности и выше мы оформляем страховку для путешественников. При грамотном выборе легкого и безопасного маршрута для первого похода вы избежите большинства проблем, но неприятности случаются, поэтому лучше быть застрахованным.

От энцефалита лучше заранее сделать прививку. Ее делают в два этапа: первую в феврале-марте, вторую — ближе к времени похода.

Аптечка на природе нужна обязательно. Наш минимальный набор:

Если вы оказались в воде, выберитесь на берег сами и только после этого пытайтесь спасать уплывающие вещи. Скорее всего, на реках со спокойным течением байдарку и другие плавучие предметы прибьет к берегу или вы сможете их догнать.

Как только спасли себя и жизненно необходимые предметы, обязательно снимите мокрые вещи и разведите костер, чтобы согреться.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *