На чем строятся отношения в семье головлевых
Являются ли Головлёвы настоящей семьёй? (Школьные сочинения)
В романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы» читатели знакомятся с большой дворянской семьёй Головлёвых. Да и слово «семья» можно часто увидеть на страницах этого романа. Но всё же возникает вопрос: «Можно ли назвать Головлёвых настоящей семьёй?»
Арина Петровна и Владимир Михайлович прожили вместе больше сорока лет, но никогда не были счастливы. А всё по тому, что никогда не любили друг друга, т. е.
не было того чувства, от которого во многом зависит семейное счастье. Кроме того, Арина Петровна и Владимир Михайлович были совершенно разными людьми. Она — полновластная хозяйка, привыкшая всем и всеми повелевать, а он — безалаберный и озорной человек, который вёл праздную и бездельную жизнь. Всё началось именно с них.
Второе поколение – дети Арины Петровны и Владимира Михайловича. Их было четверо, а именно дочь и три сына. Дети в этом доме также были нелюбимы, а считались «лишними ртами». Они не чувствовали ни ласки, ни любви, ни заботы и как следствие, не любили своих родителей. «Заест она меня», — вот что говорил Степан Владимирович, возвращаясь в родное Головлёво, туда, где его не ждали, а просто считали «лишним ртом». Разве таким должен быть родительский дом? Один Иудушка «любил» маменьку, да и то, как позже выяснилось, из корыстных целей, чтобы прибрать к рукам всё её имущество.
Что касается внуков, то они тоже счастливыми не были. Они, конечно же, попытались вырваться из Головлёва, но из этого также ничего хорошего не вышло.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Тема семьи в романе «Господа Головлевы»
Одна из главных тем в романе «Господа Головлевы» это тема семьи. Семьи бывают разные и отношения между членами семьи тоже разные.
В семье Головлевых отношения не совсем здоровые. Глава семьи здесь Арина Петровна. Она не уважает и призирает мужа. Они вечно ругаются. Своих детей она тоже не любит. Для нее самые важные вопросы связаны с имуществом и приумножением семейного достатка. Хотя не совсем понятно при ее прижимистости, кому это все нужно.
Ее взаимоотношения с детьми не вполне здоровые. Она воспитала трех сыновей и одну дочь. Дочь сбежала из дома с офицером несмотря на запрет матери. Сердце матери смилостивилось только после смерти дочери. Она взяла под свою опеку двух внучек.
Сын Порфирий вырос эгоистом, Иудушкой. Он был готов обобрать до нитки всю родню. Он выжил из дома собственную мать, довел до самоубийства своих сыновей, обобрал до нитки племянниц.
Степан и Павел Головлевы не любят и боятся свою мать. Степан вынужден взрослым человеком возвращаться в родовое имение. Он живет на содержании у матери. Питается объедками, пытается помогать матери по хозяйству, и умирает от пьянства. Павел тоже умирает от пьянства. Он ненавидит Иудушку.
Анна и Любовь – это последние представительницы рода Головлевых. Они воспитывались бабушкой. Они уезжают из имения, учатся и начинают работать артистками. Поначалу у них все получается. Они строят планы на будущее, хотят перебраться на работу в столицу. Но в них начинает играть головлевская кровь. В итоге сестры заканчивают свою жизнь очень печально.
Эта семья не смогла сохранить себя из-за различных пороков ее членов. В романе автор хотел показать, как важно сохранять здоровые отношения в семье, любовь и взаимонепонимание между ее членами.
Сочинение на тему «Тема семьи в романе «Господа Головлевы»
«Господа Головлевы» — это социальный роман из жизни дворянской семьи. Разложение буржуазного общества, как в зеркале, отразилось и в разложении семьи. Рушится весь комплекс нравственных отношений, цементирующих родственные связи и регулирующих моральные нормы поведения.
Тема семьи становится злободневной. Внимание М. Е. Салтыкова-Щедрина в этом романе целиком посвящено анализу уродств, исследованию причин и показу последствий. Вот перед нами родоначальница и глава семейства Арина Петровна Головлева. Она властная и энергичная помещица, хозяйка и глава семейства, натура целеустремленная, сложная, богатая своими возможностями, но испорченная беспредельной властью над семьей и окружающими. Она единолично распоряжается имением, обездоливая крепостных, превратив мужа в приживальщика, калеча жизнь «постылым детям» и развращая «любимчиков». В фантастической погоне за «благоприобретенным» она умножила богатство мужа. Для кого и для чего? Трижды мы слышим в первой главе ее вопль: «И для кого я всю эту прорву коплю! Для кого припасаю! Ночей недосыпаю, куска недоедаю… для кого!?» — Вопрос Арины Петровны, конечно, риторический: подразумевается, что все то она делает для семьи, для детей. А так ли это на самом деле? Нет, не так.
О семье, о детях, о материнском долге она говорит, чтобы замаскировать свое истинное отношение — полное равнодушие, да чтобы злые языки не попрекнули. Громко, для всех — ханжески-лицемерные слова об умершей дочери Анне и ее сиротках-близнецах: «Одну дочку Бог взял — двух дал». Для себя, для «внутреннего употребления»: «Как жила твоя сестрица (это пишет она своему «любимому» Порфирию) беспутно, так и умерла, подкинув мне на ею двух своих щенков». С языка Арины Петровны не сходило слово «семья». Но го был лишь пустой звук. В хлопотах о семье она забывала о ней. У нее не было времени и желания думать о воспитании детей, о развитии их нравственности. Жажда накопительства извращала и убивала инстинкт материнства. «В ее глазах дети были одной из тех фаталистических жизненных установок, против которых она считала себя вправе протестовать, но которые тем не менее не затрагивали ни одной струны ее внутреннего существа, всецело отдавшегося бесчисленным подробностям жизнеустроительства».
Дети, ощущая полное равнодушие матери и не чувствуя любви, платили ей таким же равнодушием, переходящим во вражду. Арина Петровна понимала, что у детей нет к ней благодарности, и, глядя на них, не раз спрашивала себя, кто будет ее погубитель. Но, вечно погруженная в материальные хлопоты и меркантильные расчеты, и на этой мысли подолгу не останавливалась. А все вместе — всевластие хозяйки и матери, атмосфера стяжательства, презрение к созидательному труду — нравственно разлагает души детей, формирует натуры приниженные, рабские, готовые на ложь, обман, подличанье и предательство.
Отмена крепостного права нанесла «первый удар» властности Арины Петровны. Сбитая с привычных позиций, встретившись с настоящими жизненными трудностями, она становится слабой и бессильной. Она поделила имение между сыновьями Порфирием и Павлом, оставив себе лишь капитал. Павел вскоре умер. Его имущество перешло к ненавистному брату Порфирию. Но еще до смерти Павла Порфирий сумел обойти «милого друга маменьку», выманить у нее капитал. Более хитрый и коварный, любимчик Иудушка «проглатывает» ее капитал, превращая мать в скромную приживалку. Все, во имя чего Арина Петровна подвергала себя лишениям, уродовала свою жизнь и жизнь своей семьи, оказалось призраком.
Нужна помощь в написании сочинение?
В конце своей жизни Арина Петровна с горечью сознает: «Всю-то жизнь она что-то устраивала, над чем-то убивалась, а оказывается, что убивалась над призраком. Всю жизнь слово «семья» не сходило у нее с языка; во имя семьи она одних казнила, других награждала; во имя семьи она подвергала себя лишениям, истязала себя, изуродовала всю свою жизнь — и вдруг выходит, что семьи-то именно у нее нет!» Паразитический образ жизни, отсутствие привычки жить своим трудом, праздность, атмосфера накопительства (или, как мы сегодня говорим, — вещизма), лицемерие, ложь, вражда всех к каждому и каждого ко всем; непригодность к делу, лень, беспомощность ведут «господ Головлевых» к неизбежному вымиранию.
Тема семьи и семейных ценностей в романе Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема семьи и семейных ценностей в романе Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»
Глупа та птица, которой гнездо не мило (посл.)
Цели и задачи урока:
обобщить знания учащихся по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»;
совершенствовать навыки устного ответа и умения работать с текстом литературного произведения;
учить делать выводы и обобщения с целью достижения нравственной задачи урока: воспитание правильного понимания важности семейных устоев и ценностей, их роли в сохранении традиций и устоев общества, позитивное отношение к семье, уважение к своей семье;
развивать аналитическое и образное мышление, чувство юмора и иронии, память, речь;
формировать читательскую культуру.
-знание содержания романа «Господа Головлевы», понимание идеи, проблемы произведения;
-умение давать характеристику главным героям романа;
-умение сравнивать и анализировать жизни, судьбы главных героев;
-умение графически изображать свою точку зрения;
-умение образно выражать свои мысли;
-умение делать выводы и рефлексировать.
Тип урока : объяснение нового материала.
Оборудование : портрет писателя, иллюстрации с изображением героев, высказывания, модель дома и жильцов, художественный фильм «Господа Головлевы», интерактивная доска.
Составление ассоциативного ряда к слову «семья». Какие ассоциации возникают о вас, когда вы слышите это слово? (Запись в тетради)
— Так что же такое семья? Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.
Чтение притчи учителем.
В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. Одни супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах и выясняя, кто из них прав, а другие дружно живут, ни ссор у них, ни скандалов. Дивится строптивая хозяйка счастью соседки. Завидует. Говорит мужу:
– Пойди, посмотри, как у них так получается, чтобы все гладко и тихо.
Пришел тот к соседскому дому, притаился под открытым окном. Наблюдает. Прислушивается. А хозяйка как раз порядок в доме наводит. Вазу дорогую от пыли вытирает. Вдруг позвонил телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на краешек стола, да так, что вот-вот упадет.
Но тут ее мужу что-то понадобилось в комнате. Зацепил он вазу, та упала и разбилась.
«Ох, что сейчас будет!», – думает сосед.
– Прости, дорогой. Я виновата. Так неаккуратно вазу поставила.
– Что ты, милая? Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да, ладно. Не было бы у нас большего несчастья.
… Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему:
– Ну что ты так долго? Посмотрел?
– Ну и как там у них?
— Объясните смысл последней фразы.
— Чего по данной формуле не хватает семье Головлевых? Щедрин показывает разрушение семьи Головлёвых, обречённых на вымирание. Что же приводит семейство Головлёвых к трагическому итогу? Попробуем разобраться в этом.
И начнём работу со знакомства с историей жизни каждого члена семьи Головлёвых
Молодую девушку отдают замуж. Но «молодость как-то необыкновенно быстро соскочила с нее». Из безответной молодухи она сделалась властной барыней, подчинившей всех и все. Малограмотная, она по природе была человеком с недюжинном умом и даже одаренной. В отличие от своего мужа «имела характер сильный и властный, обладала практической хваткой, неуемной энергией и упорством в достижении цели». Она не только остановила разорение мужниной вотчины, но и заметно «округлила ее, сделав значительные благоприобретения». И вскоре она владела примерно тремя тысячами крепостных душ и значительными семейными угодьями.
Став полновластной хозяйкой, она видела свои материнские обязанности прежде всего в укреплении материального благополучия большой семьи. Энергичная и властная, она твердо заявила мужу, что не потерпит его вмешательства в хозяйственные дела.
Постепенно строгий расчет, экономия стали атмосферу в семье, внутрисемейные и родственные отношения. Сестры мужа были для нее «лишними ртами». Она дала себе обет «жить и умереть для семейства».
Неровность характера, деспотизм, властность создавали тяжелую нравственную атмосферу в семье, от которой страдали (в первую очередь) дети. Ощущение несправедливости, чувство горькой обиды, испытываемые детьми, усиливались еще тем, что отношение к ним было неодинаковым. Она имела своих «любимчиков» и «постылых». Деление это не оставалось на стадии детства, но ощутимо сказывалось на протяжении всей жизни, особенно в плане материальном. Мать поддерживала сыновей материально, но требовала от них строгих отчетов, упрекала за «мотовство».
(большинство ответов – Арина Петровна)
Верный ответ: Нет. Перед вами портрет матери Салтыкова-Щедрина – Ольги Михайловны.
— Для чего я вам ее, эту историю, рассказала?
(Эта история не выдумана, не сочинена. Она взята из реальной жизни самого автора).
После записи темы оставить чистый лист в тетради. В ходе беседы по роману учащиеся будут выписывать на этот лист нравственно-философские понятия, связанные с семьёй Головлёвых.
Вопросы для обсуждения :
— На чём строятся отношения между родственниками?
— Как герои относятся друг к другу?
— Можно ли назвать их родными людьми?
— Каким мотивом связаны все герои и семья в целом?
— Почему, по мнению Салтыкова-Щедрина, разрушается семья?
— Где мы уже сталкивались с омертвением жизни?
— Какой автор уже показал нам поразительно яркую галерею помещиков, окостеневших в своих раковинах-имениях?
Арина Петровна и ее муж;
Арина Петровна и дети;
отношения между детьми;
дети Арины Петровны и ее внуки
2. Индивидуальные сообщения учащихся. Рисунок Дома на доске с именами его жильцов.
— Рассмотрим историю жизни героев. Что мы узнаём об Арине Петровне?
Рассказ о Владимире Михайловиче, об Анне.
— Роман начинается с известия о возвращении в семью “постылого” Степана Владимировича.
Следующий представитель семьи Головлёвых это Павел Владимирович.
Обращается внимание на детство и зрелость героя, черты характера, цель жизни, образ жизни, взаимоотношения с другими людьми, отношение героя к собственности и стяжательству.
— Похож ли герой на остальных Головлёвых, и чем?
— С какими мотивами связан герой, и почему?
— Что или кто виновник гибели героя?
В ходе разговора о Степане делается сообщение о том, кто такой “блудный сын”, и заслушиваются выступления учащихся, подготовивших сравнительный анализ Ноздрёва и Степана.
Учащиеся заранее получают задание подготовить:
— О Степане от имени пассажиров кареты;
— о Павле от имени соседей-помещиков;
— о Петеньке и Володеньке от имени офицеров в полку;
— об Аниньке и Любеньке от имени ухажёров-любовников.
2. Сообщение о мифологеме “блудный сын” (индивидуально).
Головлята (дети Анны и Порфирия)
Просмотр отрывка из художественного фильма «Господа Головлевы»
— Как композиция романа помогает понять его идейное содержание?
— Что привело к печальным «семейным итогам» семью Головлевых ?
Весь роман – это «история умертвений». Паразитический образ жизни, отсутствие привычки жить своим трудом, праздность; атмосфера бессмысленного накопительства, лицемерие, ложь, вражда всех к каждому и каждого ко всем, непригодность к делу, лень, беспомощность обрекают Головлевых на вымирание.
— Как бы вы прокомментировали слова Салтыкова-Щедрина: «В течение нескольких поколений три характеристические черты проходили через историю этого семейства: праздность, непригодность к какому бы то ни было делу и запой».
— Согласны ли вы с эпиграфом урока?
— Какой Словарь у вас получился?
Нравственно-философские понятия, связанные с семьёй Головлёвых:
Накопительство, изворотливость, жестокость, очерствение сердца, утрата способности любить и сострадать, нравственное прозрение, чуждые, вражда,
бессмысленность существования, неспособность к поступку, опустившийся человек, “постылый”, убогое одинокое существование, деградация, апатия, угрюмость, безволие, тунеядство, паразитизм, пропойца, стяжательство, лицемерие, “умертвия”, призраки, вырождение, фальшь слов, раскаяние,
окостенение и омертвление жизни, моральный урод, вымороченность,
душевный примитивизм, двуличие, двоедушие, обесчеловечивание,
— Какое впечатление произвело на вас это произведение?
— Актуален ли роман сегодня? Чем? Проблема человеческих отношений, поставленная в романе, актуальна во все времена, особенно сегодня, когда главной ценностью становятся деньги. Люди находятся в таких условиях, при которых они вынуждены поставить на второй план совесть, стыд и гордость для того, чтобы выжить в этом жестоком мире.
Этап информации о домашнем задании : написать эссе «Какие уроки я получил, пропустив через свою душу историю героев романа «Господа Головлёвы»
Семья Головлевых в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»
Роман М. Е. Салтыкова-Щедрина первоначально не мыслился как самостоятельное произведение, а входил в цикл сатирических очерков «Благонамеренные речи». При работе над этим произведением внимание писателя было сосредоточено на индивидуально-психологических особенностях характеров, за которыми скрываются социально-классовые особенности. Некоторые литературоведы определяют жанр этого произведения как семейную хронику. Но. Читая роман, мы видим, как постепенно, от главы к главе, складывается судьба господ Головлевых: Арины Петровны, ее мужа, дочери и сыновей, детей Иудушки, племяннушек. Каждая глава романа имеет емкое говорящее название: «Семейный суд», «По родственному», «Семейные итоги», «Племяннушка», «Недозволенные семейные радости», «Выморочный», «Расчет». Из семи названий первые пять непосредственно связаны с темой семьи, семейных отношений, но на самом деле содержат скрыто иронический, сатирический намек на распад головлевской семьи.
Роман начинается с «поистине трагического вопля» Арины Родионовны: «И для кого я припасала. для кого. И в кого я таких извергов уродила!» Арина Петровна, женщина самостоятельная, властная, с непреклонным характером, не привыкшая прислушиваться к чужому мнению. Вся ее жизнь посвящена округлению головлевского имения, накопительству. Прижимистость ее граничит с жадностью: несмотря на то, что в погребах пропадают продукты бочками, сын Степан питается объедками, внучек-сирот она кормит кислым молоком. Все, что ни делает Арина Петровна, она, по ее мнению, делает во имя семьи. Слово «семья» не сходит у нее с языка, а на самом деле оказывается, что живет она непонятно даже для чего и для кого. Муж ее «вел жизнь праздную и бездельную», и для Арины Петровны, «всегда отличавшейся серьезностью и деловитостью, ничего симпатичного не представлял».
Отношения между супругами закончились «полным и презрительным равнодушием к мужу-шуту» со стороны Арины Петровны и «искреннею ненавистью к жене» с значительной долей трусости со стороны Владимира Михайловича. Она его называла «ветряною мельницею» и «бесструнной балалайкой», он ее — «ведьмою» и «чертом». Но это не помешало Арине Петровне родить четверых детей: трех сыновей и одну дочь. Но и в детях она видела только обузу: «в ее глазах дети были одною из тех фаталистических жизненных обстановок, против совокупности которых она не считала себя в праве протестовать, но которые тем не менее не затрогивали ни одной струны ее внутреннего существа. » Автор видит ношения в ее «слишком независимой» и «холостой натуре». Ни до каких семейных дел дети не допускались, «о старшем сыне и об дочери она даже говорить не любила; к младшему сыну была более или менее равнодушна и только среднего, Порфишу, не то чтоб любила, а словно побаивалась».
Отличительной чертой Арины Петровны (а впоследствии и Иудушки) было то, что она всячески старалась соблюсти внешние приличия. Поэтому после приезда Степана она призывает на семейный суд остальных сыновей, Павла и Порфирия. Абсолютно ясно, что присутствие сыновей нужно ей лишь для создания иллюзии того, что то решение, которое будет принято на семейном суде, — коллективное: «. какое положение они промежду себя для тебя присоветуют — так я с тобой и поступлю. Сама на душу греха брать не хочу, а как братья решат — так тому и быть!»). Все это — фарс, призванный оправдать ее дальнейшие действия. С самого начала разыгрывается комедия: «Арина Петровна встретила сыновей торжественно, удрученная горем. Две девки поддерживали ее под руки; седые волосы выбивались из-под белого чепца, голова понурилась и покачивалась из стороны в сторону, ноги едва волочились». По решению «семейного» суда Степана оставили жить во флигеле, питался он тем, что останется от обеда, из одежды получил «старый папенькин халат» и тапочки. Одиночество, праздность, недоедание, вынужденное сидение в четырех стенах, пьянство — все это привело к помутнению рассудка. Когда однажды Арине Петровне доложили, что Степан Владимирович исчез ночью из имения, только тогда она увидела, в каких условиях проживал ее сын: «Комната была грязна, черна, заслякощена. Потолок был закопчен, обои на стенах треснули и во многих местах висели клочьями, подоконники чернели под густым слоем табачной золы, подушки валялись на полу, покрытом липкой грязью, на кровати лежала скомканная простыня, вся серая от насевших на нее нечистот». До этого момента даже доклады о том, что Степан «нехорош» «проскальзывали мимо ее ушей, не оставляя в ее уме никакого впечатления»: «Небось, отдышится, еще нас с тобой переживет! Что ему, жеребцу долговязому, делается. ». Пока продолжались поиски, Арина Петровна больше злится, что «из-за балбеса такая кутерьма», чем переживает, куда мог пойти сын в ноябре, в одном халате и туфлях. После того как Степана привезли «в полубесчувственном состоянии», всего в порезах, «с посинелым и распухшим лицом», Арина Петровна «настолько восчувствовала, что чуть было не приказала перевести его из конторы в барский дом, но потом успокоилась и опять оставила балбеса в конторе. ».
Дочь Анна Владимировна не только не оправдала надежд матери, которая чаяла «сделать из нее дарового домашнего секретаря и бухгалтера», но и «на весь уезд учинила скандал»: «в одну прекрасную ночь бежала из Головлева с корнетом Улановым и повенчалась с ним». Судьба ее тоже печальна. Мать отделила ей «деревнюшку в тридцать душ с упалою усадьбой, в которой изо всех окон дуло и не было ни одной живой половицы». Прожив весь капитал за два года, муж сбежал, оставив Анну с двумя дочерьми-близнецами. Анна Владимировна через три месяца скончалась, и Арина Петровна «волей-неволей должна была приютить круглых сирот у себя», по поводу чего она и написала в письме Порфирию: «Как жила твоя сестрица беспутно, так и умерла, покинув мне на шею своих двух щенков». Если бы могла предвидеть Арина Петровна, что ей самой на старости лет, в полном одиночестве, доведется жить в той усадьбе!
Арина Петровна — натура сложная. Ее жадная приобретательская страсть заглушила в ней все человеческое. Говорить о семье стало просто привычкой и самооправданием (чтобы и самой не обидно было, и чтобы злые языки не попрекнули). Авторское сочувствие к некогда всемогущей помещице чувствуется в изображении ее сильно переменившегося положения, в передаче прежде неведомых чувств: «Всю-то жизнь она что-то устраивала, над чем-то убивалась, а оказывается, что убивалась над призраком. Всю жизнь слово «семья» не сходило у нее с языка; во имя семьи она одних казнила, других награждала; во имя семьи она подвергала себя лишениям, истязала себя, изуродовала всю свою жизнь — и вдруг выходит, что семьи-то у нее и нет. Слезы так и лились из потухших глаз по старческим засохшим щекам, задерживаясь в углублениях морщин и капая на замасленный ворот старой ситцевой блузы. Это было что-то горькое, полное безнадежности и вместе с тем бессильно строптивое. Тоска, смертная тоска охватила все ее существо. Тошно! горько! — вот единственное объяснение, которое она могла бы дать своим слезам».
Автор считает, что над семьей Головлевых тяготел злополучный фатум: «в течение нескольких поколений три характеристики проходили через историю этого семейства: праздность, непригодность к какому бы то ни было делу и запой», повлекшие за собой «пустословие, пустомыслие и пустоутробие». К перечисленному можно еще добавить тусклую атмосферу жизни, страстное стремление к наживе и абсолютную бездуховность.