На чем строятся взаимоотношения в семье головлевых
Тема семьи в романе «Господа Головлевы»
Одна из главных тем в романе «Господа Головлевы» это тема семьи. Семьи бывают разные и отношения между членами семьи тоже разные.
В семье Головлевых отношения не совсем здоровые. Глава семьи здесь Арина Петровна. Она не уважает и призирает мужа. Они вечно ругаются. Своих детей она тоже не любит. Для нее самые важные вопросы связаны с имуществом и приумножением семейного достатка. Хотя не совсем понятно при ее прижимистости, кому это все нужно.
Ее взаимоотношения с детьми не вполне здоровые. Она воспитала трех сыновей и одну дочь. Дочь сбежала из дома с офицером несмотря на запрет матери. Сердце матери смилостивилось только после смерти дочери. Она взяла под свою опеку двух внучек.
Сын Порфирий вырос эгоистом, Иудушкой. Он был готов обобрать до нитки всю родню. Он выжил из дома собственную мать, довел до самоубийства своих сыновей, обобрал до нитки племянниц.
Степан и Павел Головлевы не любят и боятся свою мать. Степан вынужден взрослым человеком возвращаться в родовое имение. Он живет на содержании у матери. Питается объедками, пытается помогать матери по хозяйству, и умирает от пьянства. Павел тоже умирает от пьянства. Он ненавидит Иудушку.
Анна и Любовь – это последние представительницы рода Головлевых. Они воспитывались бабушкой. Они уезжают из имения, учатся и начинают работать артистками. Поначалу у них все получается. Они строят планы на будущее, хотят перебраться на работу в столицу. Но в них начинает играть головлевская кровь. В итоге сестры заканчивают свою жизнь очень печально.
Эта семья не смогла сохранить себя из-за различных пороков ее членов. В романе автор хотел показать, как важно сохранять здоровые отношения в семье, любовь и взаимонепонимание между ее членами.
Являются ли Головлёвы настоящей семьёй? (Школьные сочинения)
В романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы» читатели знакомятся с большой дворянской семьёй Головлёвых. Да и слово «семья» можно часто увидеть на страницах этого романа. Но всё же возникает вопрос: «Можно ли назвать Головлёвых настоящей семьёй?»
Арина Петровна и Владимир Михайлович прожили вместе больше сорока лет, но никогда не были счастливы. А всё по тому, что никогда не любили друг друга, т. е.
не было того чувства, от которого во многом зависит семейное счастье. Кроме того, Арина Петровна и Владимир Михайлович были совершенно разными людьми. Она — полновластная хозяйка, привыкшая всем и всеми повелевать, а он — безалаберный и озорной человек, который вёл праздную и бездельную жизнь. Всё началось именно с них.
Второе поколение – дети Арины Петровны и Владимира Михайловича. Их было четверо, а именно дочь и три сына. Дети в этом доме также были нелюбимы, а считались «лишними ртами». Они не чувствовали ни ласки, ни любви, ни заботы и как следствие, не любили своих родителей. «Заест она меня», — вот что говорил Степан Владимирович, возвращаясь в родное Головлёво, туда, где его не ждали, а просто считали «лишним ртом». Разве таким должен быть родительский дом? Один Иудушка «любил» маменьку, да и то, как позже выяснилось, из корыстных целей, чтобы прибрать к рукам всё её имущество.
Что касается внуков, то они тоже счастливыми не были. Они, конечно же, попытались вырваться из Головлёва, но из этого также ничего хорошего не вышло.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Тема семьи и семейных ценностей в романе Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема семьи и семейных ценностей в романе Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»
Глупа та птица, которой гнездо не мило (посл.)
Цели и задачи урока:
обобщить знания учащихся по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»;
совершенствовать навыки устного ответа и умения работать с текстом литературного произведения;
учить делать выводы и обобщения с целью достижения нравственной задачи урока: воспитание правильного понимания важности семейных устоев и ценностей, их роли в сохранении традиций и устоев общества, позитивное отношение к семье, уважение к своей семье;
развивать аналитическое и образное мышление, чувство юмора и иронии, память, речь;
формировать читательскую культуру.
-знание содержания романа «Господа Головлевы», понимание идеи, проблемы произведения;
-умение давать характеристику главным героям романа;
-умение сравнивать и анализировать жизни, судьбы главных героев;
-умение графически изображать свою точку зрения;
-умение образно выражать свои мысли;
-умение делать выводы и рефлексировать.
Тип урока : объяснение нового материала.
Оборудование : портрет писателя, иллюстрации с изображением героев, высказывания, модель дома и жильцов, художественный фильм «Господа Головлевы», интерактивная доска.
Составление ассоциативного ряда к слову «семья». Какие ассоциации возникают о вас, когда вы слышите это слово? (Запись в тетради)
— Так что же такое семья? Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.
Чтение притчи учителем.
В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. Одни супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах и выясняя, кто из них прав, а другие дружно живут, ни ссор у них, ни скандалов. Дивится строптивая хозяйка счастью соседки. Завидует. Говорит мужу:
– Пойди, посмотри, как у них так получается, чтобы все гладко и тихо.
Пришел тот к соседскому дому, притаился под открытым окном. Наблюдает. Прислушивается. А хозяйка как раз порядок в доме наводит. Вазу дорогую от пыли вытирает. Вдруг позвонил телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на краешек стола, да так, что вот-вот упадет.
Но тут ее мужу что-то понадобилось в комнате. Зацепил он вазу, та упала и разбилась.
«Ох, что сейчас будет!», – думает сосед.
– Прости, дорогой. Я виновата. Так неаккуратно вазу поставила.
– Что ты, милая? Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да, ладно. Не было бы у нас большего несчастья.
… Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему:
– Ну что ты так долго? Посмотрел?
– Ну и как там у них?
— Объясните смысл последней фразы.
— Чего по данной формуле не хватает семье Головлевых? Щедрин показывает разрушение семьи Головлёвых, обречённых на вымирание. Что же приводит семейство Головлёвых к трагическому итогу? Попробуем разобраться в этом.
И начнём работу со знакомства с историей жизни каждого члена семьи Головлёвых
Молодую девушку отдают замуж. Но «молодость как-то необыкновенно быстро соскочила с нее». Из безответной молодухи она сделалась властной барыней, подчинившей всех и все. Малограмотная, она по природе была человеком с недюжинном умом и даже одаренной. В отличие от своего мужа «имела характер сильный и властный, обладала практической хваткой, неуемной энергией и упорством в достижении цели». Она не только остановила разорение мужниной вотчины, но и заметно «округлила ее, сделав значительные благоприобретения». И вскоре она владела примерно тремя тысячами крепостных душ и значительными семейными угодьями.
Став полновластной хозяйкой, она видела свои материнские обязанности прежде всего в укреплении материального благополучия большой семьи. Энергичная и властная, она твердо заявила мужу, что не потерпит его вмешательства в хозяйственные дела.
Постепенно строгий расчет, экономия стали атмосферу в семье, внутрисемейные и родственные отношения. Сестры мужа были для нее «лишними ртами». Она дала себе обет «жить и умереть для семейства».
Неровность характера, деспотизм, властность создавали тяжелую нравственную атмосферу в семье, от которой страдали (в первую очередь) дети. Ощущение несправедливости, чувство горькой обиды, испытываемые детьми, усиливались еще тем, что отношение к ним было неодинаковым. Она имела своих «любимчиков» и «постылых». Деление это не оставалось на стадии детства, но ощутимо сказывалось на протяжении всей жизни, особенно в плане материальном. Мать поддерживала сыновей материально, но требовала от них строгих отчетов, упрекала за «мотовство».
(большинство ответов – Арина Петровна)
Верный ответ: Нет. Перед вами портрет матери Салтыкова-Щедрина – Ольги Михайловны.
— Для чего я вам ее, эту историю, рассказала?
(Эта история не выдумана, не сочинена. Она взята из реальной жизни самого автора).
После записи темы оставить чистый лист в тетради. В ходе беседы по роману учащиеся будут выписывать на этот лист нравственно-философские понятия, связанные с семьёй Головлёвых.
Вопросы для обсуждения :
— На чём строятся отношения между родственниками?
— Как герои относятся друг к другу?
— Можно ли назвать их родными людьми?
— Каким мотивом связаны все герои и семья в целом?
— Почему, по мнению Салтыкова-Щедрина, разрушается семья?
— Где мы уже сталкивались с омертвением жизни?
— Какой автор уже показал нам поразительно яркую галерею помещиков, окостеневших в своих раковинах-имениях?
Арина Петровна и ее муж;
Арина Петровна и дети;
отношения между детьми;
дети Арины Петровны и ее внуки
2. Индивидуальные сообщения учащихся. Рисунок Дома на доске с именами его жильцов.
— Рассмотрим историю жизни героев. Что мы узнаём об Арине Петровне?
Рассказ о Владимире Михайловиче, об Анне.
— Роман начинается с известия о возвращении в семью “постылого” Степана Владимировича.
Следующий представитель семьи Головлёвых это Павел Владимирович.
Обращается внимание на детство и зрелость героя, черты характера, цель жизни, образ жизни, взаимоотношения с другими людьми, отношение героя к собственности и стяжательству.
— Похож ли герой на остальных Головлёвых, и чем?
— С какими мотивами связан герой, и почему?
— Что или кто виновник гибели героя?
В ходе разговора о Степане делается сообщение о том, кто такой “блудный сын”, и заслушиваются выступления учащихся, подготовивших сравнительный анализ Ноздрёва и Степана.
Учащиеся заранее получают задание подготовить:
— О Степане от имени пассажиров кареты;
— о Павле от имени соседей-помещиков;
— о Петеньке и Володеньке от имени офицеров в полку;
— об Аниньке и Любеньке от имени ухажёров-любовников.
2. Сообщение о мифологеме “блудный сын” (индивидуально).
Головлята (дети Анны и Порфирия)
Просмотр отрывка из художественного фильма «Господа Головлевы»
— Как композиция романа помогает понять его идейное содержание?
— Что привело к печальным «семейным итогам» семью Головлевых ?
Весь роман – это «история умертвений». Паразитический образ жизни, отсутствие привычки жить своим трудом, праздность; атмосфера бессмысленного накопительства, лицемерие, ложь, вражда всех к каждому и каждого ко всем, непригодность к делу, лень, беспомощность обрекают Головлевых на вымирание.
— Как бы вы прокомментировали слова Салтыкова-Щедрина: «В течение нескольких поколений три характеристические черты проходили через историю этого семейства: праздность, непригодность к какому бы то ни было делу и запой».
— Согласны ли вы с эпиграфом урока?
— Какой Словарь у вас получился?
Нравственно-философские понятия, связанные с семьёй Головлёвых:
Накопительство, изворотливость, жестокость, очерствение сердца, утрата способности любить и сострадать, нравственное прозрение, чуждые, вражда,
бессмысленность существования, неспособность к поступку, опустившийся человек, “постылый”, убогое одинокое существование, деградация, апатия, угрюмость, безволие, тунеядство, паразитизм, пропойца, стяжательство, лицемерие, “умертвия”, призраки, вырождение, фальшь слов, раскаяние,
окостенение и омертвление жизни, моральный урод, вымороченность,
душевный примитивизм, двуличие, двоедушие, обесчеловечивание,
— Какое впечатление произвело на вас это произведение?
— Актуален ли роман сегодня? Чем? Проблема человеческих отношений, поставленная в романе, актуальна во все времена, особенно сегодня, когда главной ценностью становятся деньги. Люди находятся в таких условиях, при которых они вынуждены поставить на второй план совесть, стыд и гордость для того, чтобы выжить в этом жестоком мире.
Этап информации о домашнем задании : написать эссе «Какие уроки я получил, пропустив через свою душу историю героев романа «Господа Головлёвы»
Сочинение на тему «Тема семьи в романе «Господа Головлевы»
«Господа Головлевы» — это социальный роман из жизни дворянской семьи. Разложение буржуазного общества, как в зеркале, отразилось и в разложении семьи. Рушится весь комплекс нравственных отношений, цементирующих родственные связи и регулирующих моральные нормы поведения.
Тема семьи становится злободневной. Внимание М. Е. Салтыкова-Щедрина в этом романе целиком посвящено анализу уродств, исследованию причин и показу последствий. Вот перед нами родоначальница и глава семейства Арина Петровна Головлева. Она властная и энергичная помещица, хозяйка и глава семейства, натура целеустремленная, сложная, богатая своими возможностями, но испорченная беспредельной властью над семьей и окружающими. Она единолично распоряжается имением, обездоливая крепостных, превратив мужа в приживальщика, калеча жизнь «постылым детям» и развращая «любимчиков». В фантастической погоне за «благоприобретенным» она умножила богатство мужа. Для кого и для чего? Трижды мы слышим в первой главе ее вопль: «И для кого я всю эту прорву коплю! Для кого припасаю! Ночей недосыпаю, куска недоедаю… для кого!?» — Вопрос Арины Петровны, конечно, риторический: подразумевается, что все то она делает для семьи, для детей. А так ли это на самом деле? Нет, не так.
О семье, о детях, о материнском долге она говорит, чтобы замаскировать свое истинное отношение — полное равнодушие, да чтобы злые языки не попрекнули. Громко, для всех — ханжески-лицемерные слова об умершей дочери Анне и ее сиротках-близнецах: «Одну дочку Бог взял — двух дал». Для себя, для «внутреннего употребления»: «Как жила твоя сестрица (это пишет она своему «любимому» Порфирию) беспутно, так и умерла, подкинув мне на ею двух своих щенков». С языка Арины Петровны не сходило слово «семья». Но го был лишь пустой звук. В хлопотах о семье она забывала о ней. У нее не было времени и желания думать о воспитании детей, о развитии их нравственности. Жажда накопительства извращала и убивала инстинкт материнства. «В ее глазах дети были одной из тех фаталистических жизненных установок, против которых она считала себя вправе протестовать, но которые тем не менее не затрагивали ни одной струны ее внутреннего существа, всецело отдавшегося бесчисленным подробностям жизнеустроительства».
Дети, ощущая полное равнодушие матери и не чувствуя любви, платили ей таким же равнодушием, переходящим во вражду. Арина Петровна понимала, что у детей нет к ней благодарности, и, глядя на них, не раз спрашивала себя, кто будет ее погубитель. Но, вечно погруженная в материальные хлопоты и меркантильные расчеты, и на этой мысли подолгу не останавливалась. А все вместе — всевластие хозяйки и матери, атмосфера стяжательства, презрение к созидательному труду — нравственно разлагает души детей, формирует натуры приниженные, рабские, готовые на ложь, обман, подличанье и предательство.
Отмена крепостного права нанесла «первый удар» властности Арины Петровны. Сбитая с привычных позиций, встретившись с настоящими жизненными трудностями, она становится слабой и бессильной. Она поделила имение между сыновьями Порфирием и Павлом, оставив себе лишь капитал. Павел вскоре умер. Его имущество перешло к ненавистному брату Порфирию. Но еще до смерти Павла Порфирий сумел обойти «милого друга маменьку», выманить у нее капитал. Более хитрый и коварный, любимчик Иудушка «проглатывает» ее капитал, превращая мать в скромную приживалку. Все, во имя чего Арина Петровна подвергала себя лишениям, уродовала свою жизнь и жизнь своей семьи, оказалось призраком.
Нужна помощь в написании сочинение?
В конце своей жизни Арина Петровна с горечью сознает: «Всю-то жизнь она что-то устраивала, над чем-то убивалась, а оказывается, что убивалась над призраком. Всю жизнь слово «семья» не сходило у нее с языка; во имя семьи она одних казнила, других награждала; во имя семьи она подвергала себя лишениям, истязала себя, изуродовала всю свою жизнь — и вдруг выходит, что семьи-то именно у нее нет!» Паразитический образ жизни, отсутствие привычки жить своим трудом, праздность, атмосфера накопительства (или, как мы сегодня говорим, — вещизма), лицемерие, ложь, вражда всех к каждому и каждого ко всем; непригодность к делу, лень, беспомощность ведут «господ Головлевых» к неизбежному вымиранию.
Урок «Мысль семейная» (по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»)
Разделы: Литература
Тип урока – урок-семинар.
Выступления учащихся о героях романа.
1. Знакомство учащихся с целями и задачами урока.
Вступительное слово учителя.
Проблемные вопросы к теме урока:
— В чём гениальность этого романа? Какие проблемы ставит автор? Как он их решает?
В истории создания романа мы говорили о том, что произведение печаталось отдельными рассказами, эпизодами, “Семейный суд”, “Семейные радости”, “По-родственному”, “Семейные итоги”. Все названия глав непосредственно соединены с мыслью семейною, и у главы семейства Арины Петровны слово “семья” не сходит с уст. Так что одним из основных вопросов является именно семейный вопрос. Щедрин показывает разрушение семьи Головлёвых, обречённых на вымирание. Что же приводит семейство Головлёвых к трагическому итогу?
2. Работа в группах, индивидуальные сообщения учащихся.
— Рассмотрим историю жизни героев. Что мы узнаём об Арине Петровне?
— Итак, Арина Петровна общепризнанная глава семейства, это её стараниями увеличивалось имение Головлёвых; натура властная, целеустремлённая, она зорко следит за всем, что происходит в соседних поместьях, какие имения идут с аукциона, и как снег на голову является на аукционы. Она всё делает для укрепления своего состояния и при этом слово “семья” не сходит у неё с языка.
Посмотрим, из кого же состоит семья Арины Петровны? (Из трёх оставшихся в живых сына, двух внучек от умершей дочери и “главы” семьи Владимира Михайловича, который является полной противоположностью своей жены).
(Рассказ 1 группы о Владимире Михайловиче)
— Роман начинается с известия о возвращении в семью “постылого” Степана Владимировича.
Следующий представитель семьи Головлёвых это Павел Владимирович.
— Так заканчивается жизнь главного героя романа.
3. Заключительное слово.
— Перед нами предстали по своей сути трагические картины разрушения семьи Арины Петровны Головлёвой. Оправдался её вопль, регулярно появляющийся на страницах романа: “Для кого я припасала!”
Можно дать много объяснений причинам головлёвского вымирания (тусклая атмосфера жизни, полнейшая бездуховность, вкоренившееся в натуру Головлёвых пустословие, бузудержная погоня за капиталом), но самый главный беспощадный диагноз этой болезни – непригодность к какому-либо делу, труду, их губит отсутствие привычки жить своим трудом. Головлёвских господ губит сам склад жизни с его праздностью, сытым бездельем, паразитизмом, стремлением к собственности.
Это тот сатирический роман, в котором с наибольшей силой воплощена тема социального паразитизма и связанного с ним окостенения, омертвения жизни.
Мы с вами доказали, что Салтыков-Щедрин продолжает лучшие традиции Гоголя, так как его Иудушка “духовный сын” Плюшкина на новом историческом этапе. Гоголь рисует процесс умственного окостенения помещиков, Щедрин дорисовал эту картину полнейшего разложения завершающегося физическим вымиранием. Праздность, неумение трудиться губит и молодое поколение внучек и внуков Арины Петровны.
Автор стремится показать запоздалое прозрение, наступающее у Арины Петровны, за её ханжество, “наконец она села и заплакала. Слёзы так и лились из потухших глаз по старческим засохшим щекам, задерживаясь в углублении морщин и капая на замасленный ворот старой ситцевой блузы”. Она только сейчас осознала, что означал взгляд Иудушки “будто петлю накидывает”, и он действительно накидывает её на всех представителей рода Головлёвых. Слишком поздно убедилась Арина Петровна в жестокости любимого Порфиши.
Запоздалая совесть вернулась и к Порфирию Владимировичу, и автор доказывает это своим отношением к герою. Ближе к концу романа он практически не называет его Иудушкой. Герой искренне понимает, что со смертью матери у него обрывается последняя нить, связывающая его с внешним миром. Перед его глазами проходят все умершие родственники, и человеческие чувства проявляются к последнему существу из рода Головлёвых – Аннинке. “Надо меня простить! за всех… И за себя… за тех, которых нет!”
Автор не мог допустить примирения со злом. Зло не может быть безнаказанным, и самая страшная казнь – запоздалая совесть. Вот почему это сатирический роман имеет трагические мотивы.
Эти проблемы вечны, чем больше человек забывает истинные ценности жизни: добро, любовь, взаимовыручку, честный труд – тем безвозвратнее дальше уходит от него совесть, тем страшнее расплата за прошлое. Кольцевая композиция романа завершается тем, что за головлёвским имением зорко следила Надежда Ивановна Галкина, дочь тётеньки Варвары Михайловны, и автор с болью в душе говорит об этом, так как мы можем предположить, что страсть накопительства погубит и следующих героев.