На чем зарабатывает автосервис

Бизнес-план автосервиса

Несмотря на обилие автосервисов и мастеров в каждом городе, никто из них не сидит без работы: внутренний спрос на авторемонтные услуги остается открытым. Количество машин растет, как новых, так и поддержанных, и все они требуют технической поддержки.

В таких условиях открытие СТО представляется выгодным направлением для инвестирования. В этом материале мы приведем подробный бизнес-план автосервисного центра с нуля, расскажем об этапах развития и приведем примерный расчет окупаемости.

Описание проекта автосервиса

На автосервисе реально можно делать деньги. Несмотря на высокую конкуренцию на рынке, спрос на авторемонтные услуги остается высоким и продолжает расти вместе с ростом автомобильного парка в России.

Начинать работу можно в разных форматах; в данном бизнес-плане автосервиса рассмотрена идея открытия мультифункционального автосервисного центра, который будет предлагать широкий ассортимент услуг, от ремонта до мойки. Это позволит охватить как можно больше клиентов, увеличить объемы выручки.

Нужно предупредить, открывать этот бизнес лучше человеку с опытом работы в автосервисах либо с поддержкой такого эксперта.

Дело потребует достаточно крупных инвестиций, более 10 млн руб. Реализовать проект можно своими усилиями либо с помощью франчайзеров.

На чем зарабатывает автосервис. Смотреть фото На чем зарабатывает автосервис. Смотреть картинку На чем зарабатывает автосервис. Картинка про На чем зарабатывает автосервис. Фото На чем зарабатывает автосервис

Актуальность бизнеса по ремонту авто

Количество автотранспорта в России растет ежегодно. По состоянию на начало 2019 года парк автомобильной техники в стране насчитывал почти 52 млн ед., 84% из которых приходилось на легковые автомобили.

Это непосредственно влияет на емкость рынка автосервисов, ибо каждому автомобилю требуется тех. обслуживание. В стоимостном выражении емкость рынка составляет около 600 млрд руб. в год. Есть потенциал для дальнейшего расширения, связанный с ростом автопарка и износом транспорта.

Высоким спросом пользуются следующие услуги:

Другие услуги Автосервисов также востребованы: от поломок не застрахован никто. Автовладельцы не любят оттягивать ремонт, и при случае сразу обращаются в мастерские.

Ситуация на рынке

На рынке технического обслуживания автомобильного транспорта конкуренция высокая: в регионах страны работает множество одиночных, сетевых сервисов и отдельных мастеров.

Независимые сервисы (одиночные либо сетевые) занимают более половины рынка. На индивидуальные автомастерские (в том числе «гаражного» типа) приходится около четверти емкости рынка. Авторизированные дилерские центры занимают долю порядка 12-15%.

Но существующее предложение не удовлетворяет всего спроса в тех. обслуживании. Российская экономика находится в кризисе, который ведет к снижению доходов граждан. Это побуждает людей экономить и покупать поддержанные авто, которые априори требуют больше ремонта.

На чем зарабатывает автосервис. Смотреть фото На чем зарабатывает автосервис. Смотреть картинку На чем зарабатывает автосервис. Картинка про На чем зарабатывает автосервис. Фото На чем зарабатывает автосервис

Анализ рынка и конкурентов

На рынке сложилась отчетливая тенденция, свидетельствующая об оттоке автовладельцев из официальных сервисных центров в частные компании (сетевые и одиночные). Об этом свидетельствует снижение объема продаж у «официалов» с 49 млрд руб. в 2017 г до 46 млрд руб. в 2018 г. В 2019 г. ожидается снижение до 43 млрд руб.

В России работает несколько крупных сетевых компаний, которые открыли свои филиалы в десятках российских городов. Есть сервисы, специализированные на грузовых авто (к примеру, «ТРАК ЦЕНТР»), хотя большинство СТО нацелены, естественно, на автомобили категории В.

У сетевых компаний есть своя клиентура, на все же россияне по большей части предпочитают делать ремонт в более дешевых одиночных сервисах либо у отдельных мастеров. Автосервисный рынок в России считается непрозрачным: по всей стране очень распространены (и популярны) незарегистрированные «гаражные» предприятия.

Разновидности СТО

Разновидности автомастерских отличаются как по видам ремонтных услуг, так и по конкретной специализации. Виды сервисов можно группировать в 4 категории.

Выбор основного направления деятельности

Перед тем, как открыть станцию тех. обслуживания, необходимо тщательно проанализировать ситуацию на рынке, соотношение российских и зарубежных авто, конкурентную среду, их направленность, возможности и цены.

Большая часть россиян, купивших новый автомобиль, после окончания срока гарантии уходят в альтернативные сервисы, предлагающих хорошее качество работы по более низким ценам. А владельцы поддержанных авто в официальные центры и не обращаются.

На чем зарабатывает автосервис. Смотреть фото На чем зарабатывает автосервис. Смотреть картинку На чем зарабатывает автосервис. Картинка про На чем зарабатывает автосервис. Фото На чем зарабатывает автосервис

В данном бизнес-плане рассмотрен проект открытия одиночного СТО со следующим перечнем услуг:

Что нужно для начала?

Открытие современного СТО потребует достаточно крупных инвестиций. Особенно выделяется статья «оборудование и инвентарь» – покупка качественной техники потребует дополнительных вложений. Запас расходников и сырья создать необходимо, но нужно помнить, что многие детали заказываются на внешних сервисах за счет клиента.

Таблица 1. Размер первоначальных расходов для открытия автосервиса.

Источник

Как это работает: правильный автосервис приносит 0,6 млн руб. в месяц

На чем зарабатывает автосервис. Смотреть фото На чем зарабатывает автосервис. Смотреть картинку На чем зарабатывает автосервис. Картинка про На чем зарабатывает автосервис. Фото На чем зарабатывает автосервис

Свой путь в бизнесе уроженцы Узбекистана супруги Шерзод и Барно Турсуновы начали в 2001 году с торговли обоями из контейнера на строительной ярмарке в Мытищах. Через два года они уже владели десятью точками на рынке, но вовремя заметили смену тренда — через дорогу началось строительство первого российского «Леруа Мерлен». Турсуновы переключились на оптовую торговлю отделочными материалами, создав компанию «Евродизайн». К концу десятилетия предприниматели решили сменить сферу деятельности. «Мы хотели начать бизнес, который было бы можно, во-первых, масштабировать, во-вторых, легко поделить с партнером, и, в-третьих, он должен был расти в кризис», — рассказывает РБК Барно Турсунова. В 2011 году супруги выкупили убыточный автосервис на «Автозаводской» и решили на его базе построить сеть из 100 точек под брендом «Вилгуд» по всей стране. «Мы изначально рассчитывали, что, если будет кризис, люди будут чинить старые машины», — объясняет целевую аудиторию Турсунова.

Все через кассу

В покупку работающего автосервиса (с оборудованием, 25 сотрудниками, поставщиками и клиентами) было вложено 18 млн руб. личных средств, вырученных от продажи доли в «Евродизайне». «Артмоторс» с ежемесячным оборотом около 3 млн руб. продавался как прибыльный. «Но когда мы начали вникать в подробности, выяснилось, что бизнес убыточен, — вспоминает предпринимательница. — Работа строилась так: одни сотрудники сидят на приемке: можешь принять клиента? — Могу. — Приходите послезавтра. Дальше никакого планирования не было». Большая часть работы записывалась на бумажке или передавалась устно, все это приводило к простоям, уходу клиентов и тому, что деньги клиентов шли мимо кассы.

Восемь месяцев понадобилось Турсуновым, чтобы сделать свой новый бизнес эффективным. В первую очередь они наняли программистов и стали внедрять управление всеми процессами в автосервисе через специальную программу: от первого звонка клиента до заключительного этапа по выдаче ему ключей. «Все звонки проходили только через телефон компании, а далее человек должен был передать клиента по цепочке», — объясняет Турсунова. Сотрудники не могли работать с клиентом вне IT-системы. Это сразу лишило персонал возможности оказывать услуги «частным образом», минуя кассу. По словам Турсуновой, благодаря этому уже весной 2012 года обороты автосервиса увеличились до 7 млн руб. в месяц.

Для повышения эффективности бизнес был разделен на два юрлица: одно оказывало услуги по кузовному ремонту, другое — слесарные. «Мы решили, что слесарные сервисы будем масштабировать», — рассказывает Турсунова. После того как первый автосервис на «Автозаводской» начал приносить стабильный доход, в ноябре 2012 года супруги открыли второй и третий сервисы — на «Петровско-Разумовской» и «Домодедовской». Как следует из ЕГРЮЛ, новые центры открывались на паритетных началах с Алексеем Крапивиным, одним из крупнейших акционеров московского Интерпрогрессбанка; он уже был партнером Турсуновых в компании «Евродизайн». Связаться с Крапивиным через банк и через его знакомых РБК не удалось.

«Вилгуд» в цифрах

28 автосервисов работает под брендом «Вилгуд»: 6 собственных и 22 по франшизе

Более 8 тыс. клиентов обслужили в «Вилгуд» в марте 2016 года

90% клиентов сервисов «Вилгуд» — частные лица

8 тыс. руб. — средний чек в автосервисах «Вилгуд»

4 млн руб. — средний ежемесячный оборот автосервиса «Вилгуд» в Москве

400 млн руб. — оборот сети по итогам 2015 года

Источник: данные компании

Открытие каждого нового центра обошлось предпринимателям в сумму около 5 млн руб., однако выход на самоокупаемость вместо планируемых 12 месяцев занял полтора года. За это время в каждое предприятие пришлось дополнительно инвестировать по 4 млн руб. «Эти деньги мы потратили на тестирование IT-системы и покупку дополнительного оборудования, — объясняет Турсунова. — Кроме того, часть денег ушла на привлечение клиентов».

На чем зарабатывает автосервис. Смотреть фото На чем зарабатывает автосервис. Смотреть картинку На чем зарабатывает автосервис. Картинка про На чем зарабатывает автосервис. Фото На чем зарабатывает автосервис

Для решения проблемы Турсуновы стали совершенствовать созданную IT-систему. Для начала они постарались сделать так, чтобы клиенты не приезжали с улицы, а записывались заранее — таким образом мастер-консультант успевал бы подготовиться к их приходу (например, заказать запчасти). Это также позволяло бороться с простоями и очередями. Кроме того, такой подход позволял обезопасить владельцев от потери бизнеса. «Очень часто в автосервисах мастер-консультант становится владельцем всех отношений с клиентами, и если вдруг он захочет открыть свое дело, то просто уведет клиентов к себе, — рассказывает Турсунова. — Мы хотели, чтобы люди шли в «Вилгуд», а не к конкретному мастеру». Предварительная запись прикрепляет клиента к компании, а не к адресу, и в случае потери помещения автосервис не лишится клиентов. По словам Турсуновой, такой подход принес свои плоды: сейчас более 90% клиентов «Вилгуд» приезжают по предварительной записи, и когда в 2014 году первый автосервис переехал с «Автозаводской» на «Кантемировскую», это не привело к падению клиентского потока.

Для привлечения и удержания клиентов была разработана система клубных карт, приобретение которых позволяло клиенту получать определенный перечень услуг (например, замену масла или сход-развал) в течение года бесплатно.

Как работает IT-система в «Вилгуд»

Для работы с клиентами в автосервисах «Вилгуд» используется IT-платформа собственной разработки — Wilgood IS. С ее помощью контролируются все операции и этапы работы с клиентами. Процесс обслуживания клиента разбит на этапы, каждый из которых отмечается в системе: входящий звонок и согласование сроков визита, подготовка к визиту клиента, приемка автомобиля и составление заказ-наряда, выполнение ремонта и оказание услуг, контроль качества и подготовка автомобиля к выдаче, возврат автомобиля и расчет.

За выполнение каждого этапа отвечают конкретные сотрудники, которые за выполнение своих обязанностей получают баллы. Например, сотрудник call-центра получает несколько баллов за звонки потенциальным клиентам, а если ему удается собрать о клиенте первичную информацию (марку машины, указать проблемы автомобиля) и завести на него карточку в системе, то количество баллов увеличивается в четыре раза. «Мы говорим каждому сотруднику, что он получает зарплату не за должность, а за результаты работы, — объясняет Турсунова. — У каждого сотрудника 15–20 KPI, которые он должен выполнить». Механик получает баллы за каждый нормо-час работы, но, если он не выполняет работы в установленное время, баллы вычитаются (в случае задержки клиент получает компенсацию в 500 руб. за каждый час). «Если клиент вернулся через три месяца, то механик получает премиальные баллы, — рассказывает Турсунова. — Если по результатам опроса клиента выясняется, что он чем-то недоволен (например, ему не вернули замененные запчасти), то баллы вычитаются». По итогам месяца заработанные сотрудниками баллы конвертируются в премии или денежные потери. «Коэффициент конвертации зависит от результатов работы автосервиса в целом, поэтому отличается месяц от месяца», — объясняет Турсунова.

По окончании каждого этапа работы с клиентом сотрудник обязан передать клиента по цепочке: например, мастер-консультант с помощью системы выбирает наиболее подходящего механика в зависимости от его рейтинга, загруженности и типа автомобилей, с которыми он работает. Если же сотрудник не отмечает какое-либо действие в системе, дальнейшее обслуживание клиента становится невозможным. «Система довольно жесткая — при ее внедрении в новый автосервис до 70% сотрудников увольняются, зато те, кто остаются, остаются надолго», — говорит Барно Турсунова.

Экономика автосервиса

Барно Турсунова утверждает, что инвестиции в открытие автосервиса на шесть подъемников на площади 500 кв. м не превысят 5,5 млн руб. «Именно такая площадь оптимальна для бизнеса, — отмечает она. — Несколько автосервисов «Вилгуд» открыты в помещениях бывших дилерских центров площадью 1000 кв. м, но из-за этого эффективность бизнеса снижается, поскольку приходится платить за воздух». Почти половина расходов — это закупка оборудования. Первый месяц аренды вместе с обеспечительным платежом будет стоить в среднем около 400 тыс. руб. «Вилгуд» предпочитает экономить на аренде, размещая большинство своих сервисов в весьма труднодоступных местах. Около 150 тыс. руб., по ее словам, уйдет на вывеску. Турсунова рекомендует иметь свободные средства в размере 1 млн руб., чтобы финансировать бизнес на старте, пока он не выйдет на окупаемость.

На оплату труда сотрудников (с учетом налогов) в автосервисах «Вилгуд» в среднем уходит от 20 до 30% общей выручки (чем меньше выручка, тем больше доля). По словам Турсуновой, механик в «Вилгуд» получает 22% от стоимости произведенной им работы, а мастер-консультант — 10%. Другая крупная статья расходов — закупка запчастей. Их компания заказывает у оптовиков и продает с наценкой до 65%. Продажа запчастей по заказ-нарядам клиентов приносит половину выручки автосервису (но клиент имеет права принести свои запчасти для ремонта). Запчасти также продаются «на улицу» в магазине при автосервисе, что приносит еще 2–20% от выручки.

На чем зарабатывает автосервис. Смотреть фото На чем зарабатывает автосервис. Смотреть картинку На чем зарабатывает автосервис. Картинка про На чем зарабатывает автосервис. Фото На чем зарабатывает автосервис

Постоянная расходная часть в сервисе включает аренду (в Москве и области — от 280 тыс. до 460 тыс. руб. в месяц), коммунальные платежи (40–80 тыс. руб.). «Арендная плата за помещение, например в Долгопрудном, составляет 400 тыс. руб. в месяц, но мы сдали его часть в субаренду автомойке за 120 тыс. руб. в месяц, — объясняет Турсунова. — Сейчас обеспечительный платеж составляет обычно предоплату за один месяц аренды». Около 10% от выручки все автосервисы (собственные и работающие по франшизе) отчисляют в управляющую компанию за маркетинг, услуги call-центра и контроля качества, а также роялти (3,5% от выручки). Для автосервиса в Москве точка безубыточности — это выручка 2 млн руб. в месяц, утверждает Турсунова. В среднем один автосервис «Вилгуд» сейчас выходит на этот уровень за два—три месяца, говорит предпринимательница. Средний оборот по сети — 4 млн руб. в месяц.

В «Вилгуд» утверждают, что при такой выручке автосервис способен зарабатывать до 600 тыс. руб. прибыли в месяц, то есть работать с 15% рентабельностью. Правда, за 2014 год по четырем собственным точкам Турсуновых, отчетность по которым РБК удалось обнаружить в системе «Контур.Фокус», рентабельность чистой прибыли составила около 3,5%: при суммарной выручке 107 млн руб. совокупная чистая прибыль составила всего 3,6 млн руб. Турсунова объясняет это тем, что показатели месяц к месяцу по каждой точке колеблются. «Кроме того, с первыми центрами мы долго мучились, отрабатывая на них технологии управления, с новыми все происходит быстрее», — говорит предпринимательница.

Покатились по России

На старте Турсуновы планировали самостоятельно открыть 100 автосервисов, но поняли, что это потребует больших инвестиций и много времени. Поэтому в 2014 году предприниматели запустили франшизу, основой которой является использование разработанной IT-системы. Несмотря на высокую стоимость (паушальный взнос составлял 1 млн руб.), сразу несколько человек выразили желание ее приобрести.

На чем зарабатывает автосервис. Смотреть фото На чем зарабатывает автосервис. Смотреть картинку На чем зарабатывает автосервис. Картинка про На чем зарабатывает автосервис. Фото На чем зарабатывает автосервис

Первым франчайзи «Вилгуд» стал предприниматель Андрей Варнавский из Троицка. «У меня была цель выйти на стабильные показатели по прибыли, и я посчитал, что быстрее отобью затраты в 1 млн руб. на покупку франшизы, если смогу сглаживать фактор сезонности за счет удержания клиентов, — рассказал он РБК. — Благодаря IT-системе мне удалось заставить сотрудников выйти из зоны комфорта и начать работать с клиентами. Сейчас я вижу все ключевые показатели работы каждого мастера, а у сотрудников появился азарт в работе». По словам предпринимателя, выручка его автосервиса за три месяца работы по франшизе удвоилась. По итогам 2014 года, по данным системы «Контур.Фокус», автосервис Варнавского сработал с чистой прибылью 6,9 млн руб. при выручке 29 млн руб. В марте 2016 года Варнавский открыл четвертую точку под брендом «Вилгуд».

С момента запуска франшизы под брендом «Вилгуд»​ открылось 22 автосервиса: от Санкт-Петербурга до Хабаровска. Координирует работу сети специально созданная компания, которая занимается маркетингом, отвечает за услуги call-центра и контроля качества. «Отдельный автосервис не может себе позволить полноценный отдел развития, и мы решили его сделать централизованным», — объясняет Турсунова. Все эти услуги для автосервисов сети «Вилгуд» платные: по итогам каждого месяца УК выставляет им счет за привлеченных клиентов, по факту закрытия заказ-наряда. Кроме того, УК договаривается с поставщиками запчастей о скидках и создании запасов на их стороне, чтобы минимизировать неликвид на собственном складе. «С поставщиками у нас договоренность, что мы можем вернуть запчасти им», — рассказывает предпринимательница.

По словам Турсуновой, сейчас спрос на франшизу «Вилгуд» не снижается, несмотря на высокий входной порог. По ее словам, в последний год в компании не только не упало количество клиентов, но из-за подорожания запчастей даже не снизился средний чек, несмотря на то что общее количество входящих в него работ уменьшилось. Сейчас он по-прежнему составляет около 10 тыс. руб. по Москве и 8 тыс. руб. в среднем по России. «К нам обращаются владельцы автосервисов, у которых нет клиентов, снижается чек, — объясняет Турсунова. — Мы помогаем это подтянуть».

Источник

Полулегальная аренда и резина за хорошую работу

Дария владеет автомастерской в Бирюлево, это спальный район Москвы. А еще ей 28 лет и она собирает двигатели.

Автомастерская от 150 000 рублей

У меня автомастерская на 200 м², она в Бирюлево. Мы чиним все модели и делаем почти всё: от смены масла до кузовного ремонта. Оборот — до 1,2 млн рублей в месяц.

Автомастерскую можно открыть за несколько сотен тысяч рублей. Есть три типа автомастерских:

Автомастерские живут в разных помещениях, есть отдельные здания с окнами в пол. А есть гаражи, они так и называются — гаражные автомастерские. Я рассказываю о таких мастерских.

На чем зарабатывает автосервис. Смотреть фото На чем зарабатывает автосервис. Смотреть картинку На чем зарабатывает автосервис. Картинка про На чем зарабатывает автосервис. Фото На чем зарабатывает автосервис

Самое дешевое — открывать автомастерскую с мелким ремонтом, а дорогое — с мультибрендом. Расходы есть разовые, а есть регулярные. Разовые — это оборудование и инструменты, а регулярные — аренда, коммуналка, сотрудники, запчасти. Примерно может получиться так:

Платить ежемесячно
Аренда 10 м 2
Мои расходы: 200 м 2

умещается одна машина и подъемник

умещается три машины и четыре подъемника, есть малярка

300 000 ₽ на пятерых

Орграсходы: мыло, бумага, пицца

Разовые расходы для открытия
Мелкий ремонт
Мультибренд

1 шт. — 100 000 рублей

4 шт. — 400 000 рублей

Зарплата — не фиксированная величина, она зависит от заказов, количества сотрудников и их квалификации, поэтому в таблице — примерная сумма.

В мастерской могут работать механики, маляры, электрики — или только механики, а остальных вызывают под заказ. Обычно все получают процент от платежа клиента. Отремонтировал на двадцать тысяч рублей, у механика — процент с этих двадцати тысяч. Из-за всего этого сумма на зарплату прыгает от месяца к месяцу.

Стоимость коммуналки зависит от сезона. Зимой в мастерской холодно, поэтому тратится больше горячей воды и элекричества для отопления и работы. Летом часть заказов можно делать на улице, поэтому расход меньше.

Полулегальная аренда гаража

Есть стереотип, что если хочешь клиентов на дорогих машинах, надо отгрохать что-то дорогое. Это бред. Дорогое помещение не влияет на качество ремонта, разве что на его стоимость.

Мой выбор — гараж. На территории не так чисто, зато можно арендовать большую площадь и сэкономить при этом, а сэкономленные деньги пустить на хороших механиков и оборудование.

На чем зарабатывает автосервис. Смотреть фото На чем зарабатывает автосервис. Смотреть картинку На чем зарабатывает автосервис. Картинка про На чем зарабатывает автосервис. Фото На чем зарабатывает автосервис

Гараж — коробка от десяти метров до бесконечности. Возможно, коробка никогда не была гаражом в прямом смысле слова, а там всегда кто-то что-то чинил.

На чем зарабатывает автосервис. Смотреть фото На чем зарабатывает автосервис. Смотреть картинку На чем зарабатывает автосервис. Картинка про На чем зарабатывает автосервис. Фото На чем зарабатывает автосервис

Вот что надо знать о гаражах.

Внешний вид гаража не так важен. Я начинала работать в гаражной мастерской: гараж на 30 метров, два механика, чуть ли ни ведра место стульев, зато чинили без обмана. Поэтому уверена, что неважно, как выглядит мастерская. Если чинят хорошо, клиенты придут.

Аренда гаража — всегда полулегальная. Выкупить гараж под мастерскую невозможно, можно только арендовать. Повезет, если аренда по договору и арендодатель покажет хоть какие-то документы на право сдавать.

В Москве почти всеми гаражами под мастерские управляет ГСК — гаражно-строительный кооператив, это такой обмылок совка. Люди, которым вы будете платить за аренду, скорее всего, не имеют права на помещение. Они либо хорошие знакомые тех, кто поближе к ГСК, либо платят им комиссионные. За шесть лет на рынке не слышала, чтобы кто-то сдавал официально и со всеми документами.

В любой момент вас могут попросить съехать или платить больше. У меня не было проблем с арендодателем, но, кажется, просто повезло. Если арендодатель адекватный, его волнуют только деньги: платите без задержек, рядом с мастерской нет разборок — арендуйте сколько хотите. Если из-за мастерской появятся проблемы, аренда закончится. Я видела, как автомастерская выезжала со всем добром за два дня.

Гараж сложно искать через Авито или ЦИАН — один развод. Лучший способ — опросить автомастерские, где чините машину. Наверняка кто-то что-то сдает или вот-вот начнет.

Не страшно, если рядом другие автомастерские: конкуренты не мешают зарабатывать. Пропускная способность у гаражных мастерских небольшая, всегда будут клиенты, которым надо срочно поменять масло или выправить вмятину после аварии, а все заняты. В таких случаях одна мастерская отправляет к другой. Так хотя бы поможешь соседу, и он в следующий раз поможет тебе. Я была в промзоне, где 27 гаражей с ремонтом машин — и ничего, работают.

В помещении нужны туалет, душ, раковина. Даже если мастерская занимается мелким ремонтом, всё равно закладывайте место под воду. Пусть душ отделяет от ремзоны занавеска, а не плотная дверь — такой лучше, чем никакого.

Нефраст, бензин, масло, отработка окалина от сварки и всё что угодно может попасть в глаз, и тут — сразу вода, иначе останешься без зрения. Грязь с тела лучше отмывать после каждого ремонта, иначе клиенты разбегутся от запаха.

На чем зарабатывает автосервис. Смотреть фото На чем зарабатывает автосервис. Смотреть картинку На чем зарабатывает автосервис. Картинка про На чем зарабатывает автосервис. Фото На чем зарабатывает автосервис

Арендодатель может помочь с проблемами, а может плюнуть. Как-то у меня сгорела мастерская. Я тогда только искала помещение для себя и въехала на время в гараж, где была еще одна мастерская.

Пожар начался из-за соседей — второй мастерской, и он смёл половину моей, но арендодателю было всё равно. Сказал, что пока чинить не будет, и, если хотим, можем работать в таком помещении, если нет — можем выезжать.

Сейчас у меня другие договоренности с арендодателем. Если какое-то ЧП — пожар или полиция приехала — я первым делом иду к арендодателю, и он решает проблемы. У меня вывеска пропала, так арендодатель сделал новую и сам поставил.

Заранее непонятно, будет вступаться за тебя арендодатель или нет. Поэтому прежде чем заплатить, я час расспрашивала: а что будет в такой ситуации или такой. Обмануть всё равно могут, но хоть сошлюсь на разговор.

Рабочий день с девяти утра до часа ночи

Я работаю управляющим, мастером-приемщиком, маркетологом, финансистом и секретарем. Если кто-то из механиков или маляров загулял и прямо сейчас надо заменить, я заменю.

На чем зарабатывает автосервис. Смотреть фото На чем зарабатывает автосервис. Смотреть картинку На чем зарабатывает автосервис. Картинка про На чем зарабатывает автосервис. Фото На чем зарабатывает автосервис

На чем зарабатывает автосервис. Смотреть фото На чем зарабатывает автосервис. Смотреть картинку На чем зарабатывает автосервис. Картинка про На чем зарабатывает автосервис. Фото На чем зарабатывает автосервис

На чем зарабатывает автосервис. Смотреть фото На чем зарабатывает автосервис. Смотреть картинку На чем зарабатывает автосервис. Картинка про На чем зарабатывает автосервис. Фото На чем зарабатывает автосервис

Мой рабочий день начинается в девять утра: просыпаюсь, проверяю вотсап и фейсбук, отвечаю и записываю клиентов. В мастерской я в десять. Сначала привожу в порядок клиентскую зону, потом составляю график работы и продолжаю отвечать на звонки.

На чем зарабатывает автосервис. Смотреть фото На чем зарабатывает автосервис. Смотреть картинку На чем зарабатывает автосервис. Картинка про На чем зарабатывает автосервис. Фото На чем зарабатывает автосервис

В среднем за час — девять обращений клиентов. Кто-то записывается, и я ставлю машину в расписание, кто-то уточняет цены или звонит поболтать. Для звонков у меня два номера: один висит на каждом углу, другой знают только близкие.

Просто записать клиента недостаточно — надо понять, сколько стоит ремонт, подходит ли цена клиенту и нам. Поэтому после звонка веду расчет и связываюсь с клиентом.

На чем зарабатывает автосервис. Смотреть фото На чем зарабатывает автосервис. Смотреть картинку На чем зарабатывает автосервис. Картинка про На чем зарабатывает автосервис. Фото На чем зарабатывает автосервис

Обед — время заказывать запчасти и допуслуги. Почти все детали заказываю в «Авторуси». Отличный магазин, он привозит запчасти за четыре часа, а не завтра или на следующей неделе. Хотя могут, конечно, всё перепутать: заказывала передний суппорт, а привезли задний. Поэтому каждую коробку открываю и проверяю.

На чем зарабатывает автосервис. Смотреть фото На чем зарабатывает автосервис. Смотреть картинку На чем зарабатывает автосервис. Картинка про На чем зарабатывает автосервис. Фото На чем зарабатывает автосервис

Некоторые штуки покупаем отдельно. Например моющую жидкость, очищенный бензин для мытья коробки — для них нашла другую контору, там надежнее качество. Еще рядом есть магазин, такой жегулячий, беру простейшие инструменты.

Еще одно направление заказов — конторы, которые чинят стартеры, генераторы, рулевые рейки. Для этого нужен стенд, у нас его пока нет. Одна контора работает по будням, другая — еще в выходные. Я их чередую. Могу отдать на заказ манипуляцию с мотором, например шлифовку головки блока цилиндров. Заказы надо хорошо распределить по времени, чтобы не опоздать к клиенту и не переплатить за срочность.

Постоянно ищу партнеров. Например, нужны надежные и вменяемые по деньгам эвакуаторы, которые забирают машины клиентов и привозят к нам. А таких мало: начинают нормально, потом привозят с опозданием или машину царапают. Заставить платить нереально, поэтому сама оплачиваю покраску, если что.

Формально мастерская работает до восьми, но клиенты часто приезжают со срочняком под закрытие, поэтому задерживаюсь. Я не могу уйти до последнего клиента, потому что принимаю каждую машину и проверяю, всё ли сделано по списку и точно ли хорошо. Иногда так устаю, что хочу спать больше, чем жить.

«Иногда так устаю, что хочу спать больше, чем жить»

Проверять ремонт научилась на своих машинах: у меня были жигули, и они ломались просто всегда, и в чужой мастерской. Сначала работала в мастерской над подхвате: ключи принести, масло заменить. Позже просила механиков показать ремонт двигателя и кузова и под конец научилась сложному ремонту. Я вижу, сделано как надо или нет.

Клиент привез машину с убитым капотом Ауди-80 1983 года:

На чем зарабатывает автосервис. Смотреть фото На чем зарабатывает автосервис. Смотреть картинку На чем зарабатывает автосервис. Картинка про На чем зарабатывает автосервис. Фото На чем зарабатывает автосервис

Шкурим и покрываем капот грунтом. Для первого слоя выбираем кислотный грунт, он не даёт ржавчине прогрессировать.

Теперь хорошо видно вмятину, которую раньше не было заметно.

На чем зарабатывает автосервис. Смотреть фото На чем зарабатывает автосервис. Смотреть картинку На чем зарабатывает автосервис. Картинка про На чем зарабатывает автосервис. Фото На чем зарабатывает автосервис

Кислотный грунт высох, мы облили капот обычным грунтом. Он помогает материалам лучше сцепляться.

На чем зарабатывает автосервис. Смотреть фото На чем зарабатывает автосервис. Смотреть картинку На чем зарабатывает автосервис. Картинка про На чем зарабатывает автосервис. Фото На чем зарабатывает автосервис

Как только основной грунт высох, шпатлюем вмятины и дырки. Остается выровнять шпатлевку, подгрунтовать и переходить к покраске.

На чем зарабатывает автосервис. Смотреть фото На чем зарабатывает автосервис. Смотреть картинку На чем зарабатывает автосервис. Картинка про На чем зарабатывает автосервис. Фото На чем зарабатывает автосервис

На следующий этап ушло два дня и два килограмма шпатлевки. Капот снова загрунтовали двумя видами грунта и часть покрасили.

На чем зарабатывает автосервис. Смотреть фото На чем зарабатывает автосервис. Смотреть картинку На чем зарабатывает автосервис. Картинка про На чем зарабатывает автосервис. Фото На чем зарабатывает автосервис

Финальной фотографии не осталось, но клиент уехал довольным.

За обман — увольнение, пьянку можно простить

У меня пять постоянных сотрудников: два механика, электрик, маляр и его помощник. Под заказ вызываю еще одного механика, тонировщика или стекольщика.

Есть стажеры. Это ребята на подхвате: подают ключи, держат детали, в общем помогают по мелочи. Стажеров набираю без опыта, и чаще — после детского дома или армии: работы нет, друзей нет, непонятно, за что хвататься. В мастерской можно получить профессию — пусть не звездную, зато за настоящие деньги и без уголовщины.

«В мастерской можно получить профессию, пусть не звездную, зато за настоящие деньги и без уголовщины»

Постоянно слежу за ребятами, чтобы в запой не ушли. Своих знаю, поэтому видно, когда у кого резьбу сорвет: кто-то чаще хмурится или курит. Запой — это жесть. Один запил и не вышел, другой начинает о бутылке думать. Как-то пропали сразу два механика, хотя оба были в середине заказа.

У меня несколько способов борьбы. Могу выдать не всю зарплату, а только тысячу: добраться домой, поесть и вернуться. И так дня три. Как отпускает тяга, выплачиваю остальное. На тысячу особенно не выпьешь, и спорить со мной бесполезно, только увольняться.

Еще могу перевести деньги жене, а работнику выдать ту же тысячу. Обычно говорю: «Налички нет, что было на карте — кинула жене». На этот случай заранее узнаю, как зовут жен, детей, собак, и куда переводить деньги, если что.

Если вижу, что пришел пьяным или с похмелья, гоню домой. Готова положить отоспаться, но как придет в себя — пусть катится. Никакого похмелья в мастерской. День дома — дорого, за день десятку, бывает, заработаешь, и ребята это знают.

За драками слежу. То и дело начинается: «Кто взял мой инструмент?! Ты?!» — и давай, как дети. Когда слышу ругань, выхожу в ремзону, ну и объясняю на простом русском: «Мне плевать, чей там инструмент. Если потеряли, надо сказать, чего не хватает сейчас, и купить, а потом молча искать». Примерно так, только с матом.

Обычно разборки начинаются от усталости, поэтому слежу, чтобы больше шести дней подряд никто не работал. Хотя часто приходят и просят дополнительные смены — типа деньги нужны. Я редко соглашаюсь, предлагаю выдать премию, если быстро справятся с заказом.

На чем зарабатывает автосервис. Смотреть фото На чем зарабатывает автосервис. Смотреть картинку На чем зарабатывает автосервис. Картинка про На чем зарабатывает автосервис. Фото На чем зарабатывает автосервис

Нельзя на сто процентов быть уверенной, что ребята придут вовремя. Мастерская работает с одиннадцати до восьми вечера, ребята приходят когда как. Если заказов много, могут к семи утра прийти и начать работать. А могут проспать и завалить дело: через три часа клиент приезжает, при этом механик еще не явился. На случай опозданий у меня в телефоне десять механиков на подхвате.

На чем зарабатывает автосервис. Смотреть фото На чем зарабатывает автосервис. Смотреть картинку На чем зарабатывает автосервис. Картинка про На чем зарабатывает автосервис. Фото На чем зарабатывает автосервис

Вмиг увольняю работника, который обманул клиента. Знаете, как бывает в автомастерских? Мастер говорит, что вот такое сделал, а сам не делал. Я никогда так не вру и своим не разрешаю. При приеме на работу предупреждаю: «Не обманываем. Увижу — увольняю без оплаты за неделю».

К «без обману» привыкают по три месяца: видно, что по привычке масло залили, а фильтр не поменяли, хотя деньги записали. Всё думают, что я прикидываюсь. Новичку делаю замечание два раза, а потом увольняю. Старичкам не прощаю.

Ребята у меня не воруют. Мне помогает правило: «Можешь бесплатно отремонтировать две машины, например свою и друга». Нужна краска — бери, запаску поменять — меняй. Всё равно бы таскали, а так договорились по-хорошему, и я заранее закладываю это в расходы.

На чем зарабатывает автосервис. Смотреть фото На чем зарабатывает автосервис. Смотреть картинку На чем зарабатывает автосервис. Картинка про На чем зарабатывает автосервис. Фото На чем зарабатывает автосервис

Чтобы ребята не затягивали ремонт, плачу только когда машина полностью готова, клиент расплатился и забрал ее. Каждый получает за свою часть: механик — за мотор, стекольщик — за стекла. Поэтому всем выгодно чинить быстрее, иначе непонятно, когда получишь деньги.

На чем зарабатывает автосервис. Смотреть фото На чем зарабатывает автосервис. Смотреть картинку На чем зарабатывает автосервис. Картинка про На чем зарабатывает автосервис. Фото На чем зарабатывает автосервис

Деньги выдаю раз в неделю, размер — половина от того, что заплатил клиент. В среднем механик зарабатывает по 100 000 в месяц, но я плачу выше рынка. Если прямо упахался, может 180 000 выбить.

Подарки и штрафы за работу

Ребята из автомастерской понимают всё однозначное: либо плохо, либо хорошо. Никаких: «Вот лучше бы сделать так, как думаешь?» или «Мне кажется, здесь не очень, давай попробуем переделать». Они могут творчески подходить к ремонту, но если я сказала, что Миша берет мерседес, — значит, его берет Миша, а не Ваня.

Разговариваю односложными фразами: «Санек-стажер, выкидывай мусор и сходи в магазин, вот деньги», «Вань, ты поднимай и начинай варить». Без «пожалуйста», тихого голоса и экивоков. Иначе ребятам кажется, что я сама с собой говорю или думаю вслух.

Есть смешные разговоры:

— Ребят, ну, а если болгаркой срезать вин с кузова? Как еще двигатель поменять, чтоб не придрались?

— Да знаю я, как сделать, я за это сидел.

Бывает, штрафую. У меня нигде не написано, какие штрафы и за сколько, всё зависит от косяка. Вот просила убрать ремзону: раскидали свои штаны, инструменты, пластиковые тарелки. Кто за ними будет убирать? Просила месяц, не убрали — отлично. Объявляю, что нанимаю уборщицу и плачу из их зарплаты. Вот и всё: каждый лишился по пятьсот рублей.

На чем зарабатывает автосервис. Смотреть фото На чем зарабатывает автосервис. Смотреть картинку На чем зарабатывает автосервис. Картинка про На чем зарабатывает автосервис. Фото На чем зарабатывает автосервис

Могу оштрафовать, если механик вовремя не вышел на работу и клиент с задержкой получил машину. Обычно так: либо перевожу на оплату «по тысяче рублей в день» вне зависимости от объема работы, либо перестаю давать хорошие заказы. Можно весь день набегаться, а заработать восемьсот рублей.

На чем зарабатывает автосервис. Смотреть фото На чем зарабатывает автосервис. Смотреть картинку На чем зарабатывает автосервис. Картинка про На чем зарабатывает автосервис. Фото На чем зарабатывает автосервис

Премии тоже есть. Клиент приехал в 19:30 и просит сегодня сделать. Мы явно не успеваем до закрытия, но механик остается и чинит. Вроде не обязан, но понимает, что важно удержать клиента, и помогает. Премии разные, сумма зависит от заказа, но редко плачу меньше тысячи с одного заказа.

У меня нет цели стать лучшими друзьями с ребятами, но если могу порадовать — почему нет. Прошел день ударно — с меня пицца. Скоро зима, а маляр хотел новую резину — дарю резину. Бывает, какие-то мелочи, типа коврика в машину, например. Спасибо никто не говорит, здесь так не принято: я сделала что-то хорошее, ну и отлично, зачем мусолить.

Полиция и драки

Любой бизнес в любой стране могут отнять. Захотели, нашли повод, отняли. К этому надо быть готовым, заранее не паниковать и без драм «о ужас-ужас, что происходит».

Гаражные автомастерские — полулегальный бизнес, кто их только не держит. Мне везет, потому что с документами всё в порядке: я москвичка в надцатом поколении, у меня московская прописка. У всех сотрудников тоже регистрация есть, так что нас нечем особенно пугать.

Как-то зашли два полицейских, притащили машину, а она в хлам, да еще старая. И началось: «Мы работаем на районе, почини нам бесплатно». Спокойно объясняю, что бесплатно — это за мой счет, а денег у меня нет. Они дальше нажимают, типа: «Мы документы проверим». Я говорю: «Пожалуйста, могу сейчас показать». У меня даже договор аренды есть — в общем, сложно подкопаться.

Они стояли еще час: сначала говорили, что знают владельца гаража, и он даст мне скидку на аренду. Я предложила прямо сейчас к нему сходить всем вместе, чтобы я узнала размер скидки. Они не стали ходить, зато давили: ко мне придет одна проверка, вторая. И так — сквозь зубы, как с тряпкой.

«Давили: ко мне придет одна проверка, вторая. И так — сквозь зубы, как с тряпкой»

Было понятно: если уступлю, у меня поселится весь их отдел, поэтому продолжала вежливо отказывать. Они уехали. Может, не стали с девчонкой связываться или решили поискать, у кого с документами проблемы.

Полицейские — не звери какие-то, есть нормальные. Я ехала и так дернула машину, что номер отвалился. Подъехал полицейский, думаю: ну всё, штраф. Но нет: мы обсудили ремонт, зиму, плохое крепление номера. В итоге он помог прикрутить номер, чтобы я до дома добралась.

Есть смешной случай. Я только начала развивать свою автомастерскую и снимала половину гаража в другом месте, мои соседи — парень с девушкой. Был рабочий день, парень уехал за запчастями, мы с девчонкой вдвоем сидим.

Товарищи сняли маски, и мы нормально так поговорили. Я не поняла, это была частная охрана или полиция, но они искали владельца гаража, чтобы его выселить. В общем, не за нами пришли.

Мы упросили забрать личные вещи и отнести в свои машины. Пока собираю вещи, думаю: как бы забрать деньги механика незаметно от товарищей в масках. В итоге вынесла весь сейф: накрыла шмотками, типа шкаф разобрала — и бегом к машине.

Потом я еще две недели ходила в гараж забирать инструменты. Желтая лента висела, а никого не было. Из этого гаража выехала, сняла другой.

На чем зарабатывает автосервис. Смотреть фото На чем зарабатывает автосервис. Смотреть картинку На чем зарабатывает автосервис. Картинка про На чем зарабатывает автосервис. Фото На чем зарабатывает автосервис

Цветы и холодильник от клиентов

В мастерской — две основные зоны: ремонтная и клиентская. У клиентов есть диванчик и особые чашки.

На чем зарабатывает автосервис. Смотреть фото На чем зарабатывает автосервис. Смотреть картинку На чем зарабатывает автосервис. Картинка про На чем зарабатывает автосервис. Фото На чем зарабатывает автосервис

К нам часто приходят с детьми, поэтому начала делать детскую. Пока идет ремонт, но скоро поставим игрушки, диванчики. Детям скучно сидеть в клиентской зоне, и они выходят в ремонтную. Страшновато, что они могут пораниться или мат услышат. Ребята стараются не материться при детях, но получается слабо.

На чем зарабатывает автосервис. Смотреть фото На чем зарабатывает автосервис. Смотреть картинку На чем зарабатывает автосервис. Картинка про На чем зарабатывает автосервис. Фото На чем зарабатывает автосервис

В автомастерской есть правило, оно действует для клиентов и ребят: никакого обсуждения политики, религии, спорта, сексизма, эйджизма и всех других измов. Если слышу такие разговоры, сразу прошу остановиться. Все горячие, так и до драки недалеко, а разнимать неохота.

На чем зарабатывает автосервис. Смотреть фото На чем зарабатывает автосервис. Смотреть картинку На чем зарабатывает автосервис. Картинка про На чем зарабатывает автосервис. Фото На чем зарабатывает автосервис

С клиентами общаюсь сама, ребята могут улыбнуться, кивнуть, и всё. Я пробовала отпускать механиков к клиентам, но начинались скабрезные или неумелые шуточки, так что прекратила эксперимент.

С клиентами дружеские отношения, но специально в душу не лезу, просто задаю вопросы. А там — как получается: захочет поговорить — я с радостью. Если нет, так нет. Вопросы самые обычные, например, как выбирали машину, почему такую, чем нравится. Разговор сам зажигается, и за мелочами о машине — целая жизнь.

Приезжает девчонка на чудовищно старой тачке. Видно, что денег нет, но она такая хорошая, и кексик нам испекла. Ребятам понравилась, поэтому они поменяли масло за свой счет. У нас — как на рынке: если понравилась, будет тебе подарок.

«У нас — как на рынке: если понравилась, будет тебе подарок»

Парень приехал доделывать мотор. Механик смотрит и говорит, что мотор никто не трогал, надо не доделывать, а всё с нуля. Парень злится: оказывается, друг взял с него шестьдесят тысяч и обещал всё сделать. Механик разводит руками: нет ничего. Парень названивает другу, а тот не отвечает. Такое глупое предательство на наших глазах. Парень стучал кулаком в диван.

Пара случаев за год, когда клиент возвращал машину и говорил, что мы не так сделали. Я не спорю: не так, значит, посмотрю и переделаем. Переделки за мой счет: я проглядела, когда принимала машину от механиков, мне и платить.

Клиенты привозят сыр, вино, чай, цветы оставляют с нами ребенка, пока машина чинится и надо успеть по делам.

На чем зарабатывает автосервис. Смотреть фото На чем зарабатывает автосервис. Смотреть картинку На чем зарабатывает автосервис. Картинка про На чем зарабатывает автосервис. Фото На чем зарабатывает автосервис

Бывает, что привозят что-то для мастерской: лопату, ведра, холодильник.

На чем зарабатывает автосервис. Смотреть фото На чем зарабатывает автосервис. Смотреть картинку На чем зарабатывает автосервис. Картинка про На чем зарабатывает автосервис. Фото На чем зарабатывает автосервис

Лично клиентов ни о чем не прошу, но могу на своей странице в фейсбуке кинуть пост: ищу такой-то контакт, нужен холодильник или шкаф, кто бы мог забрать запчасть из Питера. Обычно кто-то откликается.

Реклама — отзывы клиентов и СМИ

Я не плачу за рекламу. Вся реклама — моя страница в фейсбуке, где рассказываю о себе и жизни мастерской, иногда об акциях. Например, 20% скидки на кузов за репост акции.

На чем зарабатывает автосервис. Смотреть фото На чем зарабатывает автосервис. Смотреть картинку На чем зарабатывает автосервис. Картинка про На чем зарабатывает автосервис. Фото На чем зарабатывает автосервис

Я не прошу оставлять отзывы, клиенты сами пишут. Могут записать аудиосообщение в вотсапе, но чаще выкладывают в фейсбук.

На чем зарабатывает автосервис. Смотреть фото На чем зарабатывает автосервис. Смотреть картинку На чем зарабатывает автосервис. Картинка про На чем зарабатывает автосервис. Фото На чем зарабатывает автосервис

Хорошо срабатывает сарафанное радио: девушка сходила ко мне, ей понравилось, она рассказала подруге, и так по цепочке. Поэтому пока никакой дополнительной рекламы.

Еще часто пишут СМИ и автоплощадки, это тоже привлекает внимание к мастерской. Всё-таки девушка в автомастерской — редкость, поэтому интересно. Жаль, что пишут в основном не о том, как я строю бизнес, а о том, каково женщине в автосфере. Хотя это тоже здорово, и спасибо им большое за внимание и помощь в продвижении. Это ценно.

На чем зарабатывает автосервис. Смотреть фото На чем зарабатывает автосервис. Смотреть картинку На чем зарабатывает автосервис. Картинка про На чем зарабатывает автосервис. Фото На чем зарабатывает автосервис

РБК сняли сюжет о дискриминации женщин, и я рассказываю о своей работе. По-прежнему много сердобольных комментариев типа «Зачем она взвалила на себя такой интеллектуальный труд».

Нападки из-за пола

За шесть лет работы с машинами чего только не было. Механики устраивались на работу и уходили, когда узнавали: директор — девчонка. Клиенты уезжали.

Был случай, который обошел полфейсбука. Парень приехать чинить машину, механики заняты, я взялась сама. Ему не понравилось, что за его машину взялась «баба», и он потребовал снять машину с подъемника. Мы говорим: «Нельзя, масло уже слили», а он всё равно скандалит и требует, хотя сам видел, что масло слили. Ну мы сняли, он уехал и угробил машину. А потом обвинял меня, что я взялась чинить, мол, я его этим оскорбила.

На чем зарабатывает автосервис. Смотреть фото На чем зарабатывает автосервис. Смотреть картинку На чем зарабатывает автосервис. Картинка про На чем зарабатывает автосервис. Фото На чем зарабатывает автосервис

Не хочу терять клиентов из-за разборок, поэтому вместо спора — показываю делом. Вот приехал клиент, видит меня и механика. Он будет до последнего обращаться к механику, потому что его унижает разговор о машине с «бабой». Механик ничего толком не говорит, кивает на меня и типа: «Я решение не принимаю, надо говорить с Дашей».

«Его унижает разговор о машине с „бабой“»

Я не качаю права, а спокойно предлагаю сделать ремонт. Рассказываю: вот такое можно, за такое время и деньги. Если не соглашается, прошу уехать вот буквально сейчас, без разговоров и выяснения отношений. Тут главное — смотреть прямо, не истерить, и всё вежливо и спокойным голосом.

Кто-то уезжает после просьбы, но чаще остаются и дают шанс показать себя. Вот тогда наступает мой момент: я знаю, что мы круто делаем ремонт и я могу проконтролировать качество. Если клиент поверил, он уезжает довольным. У мастерской двадцать постоянных клиентов-мужчин, они приводят друзей и жен.

На чем зарабатывает автосервис. Смотреть фото На чем зарабатывает автосервис. Смотреть картинку На чем зарабатывает автосервис. Картинка про На чем зарабатывает автосервис. Фото На чем зарабатывает автосервис

Я знаю, что в сервисах обманывают всех, неважно, кто ты: отец троих детей или студентка, но по опыту девушек обманывают чаще. Типа, они всё равно ничего не понимают. Я хочу помогать водителям-девушкам лучше знать свою машину и не бояться сервисов.

Для девчонок моя мастерская — островок безопасности. Они знают, что я всегда сделаю максимум и расскажу, что именно мы ремонтируем, почему, как подстраховаться, на чём сэкономить. Никаких шуточек и презрения. Меня называют крестной машины, и я этим горжусь.

На чем зарабатывает автосервис. Смотреть фото На чем зарабатывает автосервис. Смотреть картинку На чем зарабатывает автосервис. Картинка про На чем зарабатывает автосервис. Фото На чем зарабатывает автосервис

Самое частое, что слышу о себе: у меня не тот вес, цвет волос, я слишком много курю, у меня вызывающая помада. Якобы занимаюсь автомастерской, потому что нет мужа и детей. Это сыпется со всех сторон: от незнакомых людей в соцсетях, коллег по рынку, клиентов. Одно время страшно злилась и расстраивалась, а сейчас научилась не замечать и не тратить на такое силы.

На чем зарабатывает автосервис. Смотреть фото На чем зарабатывает автосервис. Смотреть картинку На чем зарабатывает автосервис. Картинка про На чем зарабатывает автосервис. Фото На чем зарабатывает автосервис

Счет для ИП и ООО в Модульбанке

Удобный сервис, недорогие тарифы, защита от блокировок по 115ФЗ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *