На четвертом месяце ребенок что должен уметь ребенок
Что должен уметь ребёнок в 4 месяца?
Новоиспеченные родители сверяют развитие ребёнка в 4 месяца с утверждёнными нормами. Любые изменения в поведении первенца подмечаются и делятся на «хорошо» и «плохо». Перед тем, как стремглав бежать к педиатру, разберитесь, что считается нормой, а что он ещё может не уметь, и когда по-настоящему нужно беспокоиться.
Содержание:
Физическое развитие
Первый год жизни малыша старайтесь уделять всё свободное время не домашним заботам, а новому члену семьи.
Физические способности
Малыш самостоятельно или с поддержкой взрослого переворачивается на живот или с живота на спину. Ощупывает всё, что попадётся под руки, а если ничего нет, облизывает пальцы, пытается ртом дотянуться до ножки или кусает кулачок. На фоне того, как появляются новые физические возможности, исчезает гипертонус ножек. Он активно ими дрыгает и пытается перенести на них вес всего тела.
Появляется активное слюноотделение, как ответ иммунной системы на вторжение микробов, попадающих в организм вместе с предметами, которые малыш тянет в рот. Это неконтролируемый физиологический процесс.
Отличия мальчиков и девочек
Не забывайте про разницу между полами. В младенчестве девочки опережают мальчиков в развитии. Норма — отставание между ними в 4 недели. Также отличается их вес и рост.
Физическое развитие ребёнка в 4 месяца:
Показатели | Мальчики | Девочки |
Вес | 5,5-6,7 кг | 5,4-7,0 кг |
Рост | 58,7-64,5 см | 58,4-64 см |
Окружность головы | 41,5 – 42,5 см | |
Окружность грудной клетки | 43-44 см |
Учитывайте, что индекс массы вычисляется по сложной формуле. Индекс массы тела представляет собой отношение массы тела (кг) к длине тела в положении лежа или росту в положении стоя (м). Если малыш рослый, то он должен много весить, и наоборот. Вес напрямую зависит от роста.
Ребёнок большую часть времени всё ещё проводит в кроватке или на руках родителей, поэтому растрачивает мало энергии, из-за чего быстро набирает вес. С дня рождения он в среднем набирает 3 кг и вырастает на 10 см.
Что должен уметь ребёнок в 4 месяца?
На 4 месяц жизни в приоритете координация движения глаз и рук.
Рефлексы
Рефлексы, которые постепенно теряют дети:
Интеллектуальное развитие
Когда первый триместр позади, младенец начинает активно интересоваться окружающими предметами. Поддерживайте проявляющийся интерес, отправляясь с ребёнком на «экскурсию» по дому. Показывайте ему и давайте подержать различные предметы, проговаривая их названия. Пролистывайте вместе с ним первые книжки с картинками. Пока активно развивается слух напевайте песенки или рассказывайте разные истории.
Последние исследования ВОЗ (2019 г.) рекомендуют для обеспечения психического здоровья ребёнка:
Соблюдение данных рекомендаций позволит вырастить психологически и интеллектуально здорового ребёнка.
Психоэмоциональное состояние
На 4 месяце жизни ребёнок начинает лучше ориентироваться в пространстве и узнавать знакомые лица. При встрече с близкими он расплывается в улыбке, активно шевелит руками и ногами, издаёт раздельные бессвязные звуки, чтобы выразить свою радость. Он уже может определить, кто из окружающих мама. От него можно услышать не только отдельные звуки, но и краткие слоги, отдаленно похожие на произношение «ма», «па» или «ба». Слово «мама» он, конечно, ещё не говорит, но взрослые видят в его звуках первые зачатки членораздельных слов.
Кроха ярко выражает эмоции, и родитель может отличить их. Сразу понятно, когда ребёнок радуется, сердится или чего-то боится. В течение дня он активно проявляет интерес к своим рукам и ногам и замирает на секунду, когда кто-то произносит его имя. Воспринимает музыку и оборачивается в сторону, откуда доносится голос или источник звука.
К 4 месяцам зрение малыша становится похожим на зрение взрослого. Ребёнок различает красный, синий и жёлтый цвета, но утомлять его глаза и нервную систему разноцветными игрушками не нужно.
Сон, питание и распорядок дня
В возрасте 4 месяцев ребёнка держат на естественном вскармливании, а если оно невозможно, то готовят молочную смесь и начинают давать понемногу овощного пюре или каши. Прикорм нужно вводить после рекомендации педиатра, давая в начале не больше 1 чайной ложки пюре в сутки. Прикорм увеличивают каждый день, доводя до 100 г в сутки.
Частота приёмов пищи постепенно сокращается. Достаточно 5-разового естественного кормления с последним приёмом молока в 20:00 или 21:00 или 6-разового кормления молочными смесями с интервалом в 3-3,5 часа между приёмами пищи. После вечернего «перекуса» малыш спокойно спит до 10 часов.
В основном дети постепенно перестраиваются на новый график питания. Переходный период может затянуться до 5-6 месяцев. В этом время они просыпаются по ночам, чтобы покушать. Не игнорируйте их потребности, но вместо грудного молока или молочной смеси давайте детский чай или разбавленный сок. Со временем они привыкнут к новому кормлению и будут спать до утра.
В 4 месяца ребёнка нужно учить, когда время для бодрствования, а когда для сна. В этом возрасте нужно придерживаться строго определённого графика. Не нужно соблюдать расписание поминутно, достаточно изо дня в день повторять одну и ту же последовательность действий.
Ежедневно кроха должен:
Приблизительно придерживайтесь следующего распорядка дня:
Время | Занятие |
7:00 | Подъём, умывание и кормление |
7:30 | Игры в кроватке |
8:00 | Сон |
9:30 | Кормление и бодрствование |
10:30 | Прогулка на улице, во время которой ребёнок может заснуть |
12:00 | Кормление и гимнастика |
14:00 | Прогулка на улице со сном |
16:00 | Кормление, игры со взрослыми или прослушивание музыки |
18:00 | Сон |
19:00 | Малоподвижные игры и общение со взрослыми |
20:00 | Кормление, купание и подготовка ко сну |
21:00 | Ночной сон |
01:00 | По требованию питье чая или компота (желательно, без сахара) |
Если к распорядку дня можно приучить малыша, то питание и сон зависит от физиологии. Дети, рождённые раньше срока или рождённые в срок, но в большом весе, могут отставать от сверстников.
Мнение доктора Комаровского
Доктор Комаровский рекомендует больше играть и говорить с ребёнком, меняя интонацию, громкость и темп речи. Он уже начинает осознавать себя среди окружающих и распознавать мамин голос. Включайте разную музыку и давайте играть с музыкальными игрушками. Поощряйте малыша, если он проявляет интерес к окружающим предметам. Посмотрите видео Комаровского на эту тему.
Отклонения, которые должны вызвать тревогу
Появление новых рефлексов и навыков у детей происходит индивидуально, а не строго по графику. Переживать нужно, если они не появляются через 1,5-2 месяца после достижения 4 месяцев. Обращайте внимание на следующие факторы:
Отклонения от нормы могут быть замечены близкими или педиатром на плановом осмотре. Если малыш не может делать то, что должен уметь в этом возрасте, обратитесь к врачу. Он направит на консультацию к неврологу.
Как помочь в развитии и не навредить своему ребёнку?
Узнайте, что должен уметь ребёнок в 4 месяца и помогите ему развивать формирующиеся навыки. Во время игр, даже если он «качает» пресс, пытаясь приподняться, не давайте ему садиться. Слабый позвоночник не выдержит такой нагрузки, к тому же девочкам положение сидя в этом возрасте строго запрещено из-за риска неправильной закладки матки, а впоследствии проблем с зачатием и родами. Целенаправленное желание присесть формируется к 5 месяцам. До того займитесь массажем, укрепляющим мышцы.
Возраст 4 месяца позволяет развивать:
Время бодрствования увеличивается, и его можно провести за совместными играми.
Координацию движений можно развивать с помощью подвешенных над кроваткой мячиков или погремушек. Они должны висеть достаточно низко, чтобы малыш смог пинать их при подъёме ножек. Если нет возможности подвесить, то поставьте в кроватку неваляшку или положите мячик.
Развивая слух и внимание, можно параллельно удовлетворить потребность ребёнка ощупать всё вокруг. Давайте малышу играть с клавишными музыкальными инструментами. Игрушечное пианино, издающее разные звуки при нажатии клавиш, доставит много радости. Такая игра научит ребёнка связывать звук с движениями пальцев.
Используйте предметы разной формы и текстуры для развития мелкой моторики:
Развитый навык узнавания звуков можно закрепить их повторением. Привлеките внимание крохи звоном колокольчика, а потом словесно повторите прозвучавший звук. Так вы заложите фундамент для произношения звуков и слогов.
Родители должны знать, что должен уметь ребёнок в 4 месяца, чтобы быстро отреагировать в случае, если он запаздывает в развитии. Если уже пошёл первый день 5 месяца, то паниковать рано, а вот когда время перевалит за полгода, то пора бить тревогу.
Ребенок играет: от рождения до года
МИР РЕБЕНКА
Способность видеть, слышать, чувствовать
Понимаем своего ребенка
ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ
Любим смотреть сидя
Ребенку нравится смотреть на окружающий мир с разных сторон. (В сидячем положении ему легче говорить с мамой и папой и наблюдать за их движениями.) Каждый день ненадолго сажайте малыша, так чтобы он мог на что-нибудь опираться. Используйте специальное детское креслице или стульчик. Когда ребенок научится сохранять равновесие, его можно будет сажать на пол и обкладывать подушками.
Плоская поверхность
Положите малыша на твердую ровную поверхность, оденьте очень легко, и пусть он некоторое время поиграет. Одежда не мешает движениям, и это позволяет ему заняться гимнастикой.
Учимся дотягиваться
Посадите ребенка в детское креслице и повесьте перед ним на веревочке несколько интересных игрушек. Ему захочется дотянуться и схватить их. Прикрепите к кроватке или манежу подвесное устройство (подвеску) с игрушками. Ребенок будет особенно доволен, если игрушки будут производить шум.
Учимся хватать
Ребенок совершенствует свои хватательные навыки и в то же время учится дотягиваться до игрушек. Держите в запасе погремушки разного размера, чтобы помочь ему упражняться. Дотроньтесь погремушкой сначала до левой, затем до правой руки малыша. Поднесите игрушку близко к ребенку, и пусть он схватит ее. Поднимите ее высоко, затем приблизьте к ребенку и снова отодвиньте. По мере того как ребенок учится хватать, он совершенствует координацию движений глаз и рук.
Качели на дверях
Для детей этого возраста хорошо устроить качели, подвесив их к дверной раме. Ребенок уже достаточно силен, чтобы сидеть на качелях, но еще не может сам вылезти из них. Малышу понравится качаться взад и вперед, одновременно разговаривая с вами.
Теперь, когда ваш ребенок бодрствует большую часть дня, старайтесь следить за тем, чтобы у него была возможность поиграть не только с игрушками, но и с людьми. И то и другое имеет важное значение для развития малыша.
Новые открытия
Поиграйте в прятки
Поиграйте с ребенком в прятки. Попробуйте сначала закрыть руками свои глаза, затем его. Накройте голову одеялом и выгляните, крикнув «Ау-у-у!» Малышу наверняка понравятся оба варианта игры.
С горки катится игрушка
Постройте в детском манеже небольшую картонную горку. Покажите ребенку, как катится с нее игрушка на колесиках. Это занятие станет для него первым примером причинно-следственных связей между явлениями.
Наблюдение за мыльным пузырем
Ваш ребенок до сих пор любит смотреть, как медленно парят в воздухе мыльные пузыри. Когда ребенок будет находиться в ходунках, покажите ему как пускать мыльные пузыри. Малыш станет восторженно вскрикивать, наблюдая за этим процессом.
Запишите на магнитофон голос малыша
Запишите на пленку лепетание своего малыша и дайте ему послушать. Запишите также голос мамы и папы и дайте послушать ребенку. Понаблюдайте за тем, как будет реагировать малыш, заметив, что ваш голос доносится из магнитофона.
Носок с ярким рисунком
Теперь ребенок с интересом исследует части своего тела. Наденьте ему на ногу яркий носок. Сначала малыш будет просто смотреть на свою ногу, но через некоторое время схватит ее. Для ребенка это событие станет большой победой.
Матерчатый мячик
Смастерите мячик, вырезав из ткани несколько полосок, каждая длиной 8 сантиметров. Свяжите их вместе и оберните сверху еще одной ленточкой. Ребенку понравится держать мячик в руках и ощущать разную ткань. Кроме того, в магазинах детских товаров продаются забавные матерчатые мячики с колокольчиком внутри.
Развитие координации
Повозитесь с малышом
Пора с малышом немного побороться и повозиться. Возьмите ребенка за пояс, поднимите, подкиньте вверх, затем опустите вниз и подержите в стоячем положении.
Новые перспективы
Положите ребенка на коврик животом вниз и подсуньте под него подушку. Это упражнение укрепляет мышцы шеи и рук.
Маленький лягушонок
Положите ребенка на живот и проделайте с ним следующие упражнения:
согните его колени,
выпрямите колени и разведите ноги в стороны,
соедините ноги вместе.
Делая упражнения, можно напевать какую-нибудь песенку.
Свернутое одеяло
Расстелите на траве одеяло и положите на его край ребенка животом вниз. Возьмите одеяло за концы и осторожно приподнимите, чтобы помочь малышу перевернуться с живота на спину. За предпринятые им усилия наградите его поцелуем и крепкими объятиями.
Поднять руки вверх и опустить вниз
Поднимите руки малыша вверх и опустите вниз, скрестите и затем разведите в стороны. Делая упражнение, напевайте какую-нибудь песенку.
Игрушки, до которых трудно дотянуться
Если ваш ребенок научился передвигаться, ползая или извиваясь и ерзая, положите игрушки так, чтобы он не мог их достать. Вскоре малыш поймет, что для того, чтобы получить игрушку, необходимо не только схватить, но и доползти до нее. Не разочаровывайте его. Если ребенок не сможет дотянуться до игрушки в течение нескольких секунд, положите ее рядом с ним.
Делайте упражнения, напевая песню
Положите ребенка на спину и, напевая, делайте руками малыша круговые движения. Затем поднимите и опустите руки малыша. Далее возьмите ребенка за бока и осторожно поверните сначала в одну сторону, затем в другую.
Продолжайте повторять движения, напевая тот же мотив, но с другими словами. После этого слегка надавите руками малышу на животик, потом осторожно приподнимите его ножки и потрясите их. Продолжайте петь малышу песни, которые пели раньше. Помните, что ребенок любит как новые, так и хорошо знакомые песни.
Принятие решений
Две игрушки
В каждую руку ребенка положите по игрушке, которые могут пищать. Для этого лучше подойдут резиновые игрушки, чтобы малыш мог легко сжимать их. Понаблюдайте, станет ли он смотреть на руку, которая издает писк. Когда малыш станет постарше, он научится сжимать обе игрушки одновременно.
Браслет с шарфом
Прикрепите к пластмассовому кольцу яркий шелковый шарф и обвяжите его вокруг ручки кресла. Ребенок будет хватать за кольцо и смотреть, как шарф перемещается вверх и вниз. Вскоре он найдет и другие способы, как заставить двигаться шарф.
Цепь из колец
Сделайте цепочку, связав вместе несколько колец для занавесок. Повесьте ее над детской кроваткой или на спинку стула, так чтобы малыш мог до нее дотянуться. Через некоторое время он обнаружит, что если дернуть за цепочку, то колечки будут стукаться друг о друга и звенеть. Это доставит малышу большое удовольствие.
Время одевания/время купания
Двойная погремушка
Свяжите тесемкой за тонкую часть две погремушки, придав им форму гантели, так чтобы расстояние между ними было около 10-ти сантиметров. Дайте ребенку в руку одну из погремушек. Малыш будет пытаться схватить вторую погремушку, и это отвлечет его на то время, пока вы его переодеваете.
Укрепляйте мышцы спины и живота
Когда малыш лежит раздетый на пеленальном столике, осторожно проведите ногтями по животу. Понаблюдайте, как сокращаются при этом мышцы. Переверните ребенка на живот и проведите ногтями вдоль спины. Малыш выгнет спинку и поднимет голову.
Массаж с присыпкой
После купания осторожно попудрите тело малыша детской пудрой. Во время массажа ласково разговаривайте с ним. Лучше будет, если вы насыплете немного пудры себе на ладони, а затем оботрете ими малыша, чем сыпать ее непосредственно на тело ребенка. Это предохранить малыша от вдыхания порошка.
Время кормления
Покажите ложку
Если ваш ребенок начинает есть твердую пищу, перед тем как кормить его с ложечки, покажите ее малышу.
Упражнения для губ и языка
Капните немного еды на губы ребенка. Когда малыш попытается слизать ее, он высунет свой язычок так, как будто собирается произнести какой-нибудь звук.
Время отдыха
Любимая игрушка
Положите в детскую кроватку мягкую куклу или игрушечного зверька. Старайтесь всегда класть одну и ту же игрушку. Постепенно в сознании ребенка установится связь между куклой и сном.
Покачайтесь в кресле-качалке
Вместе с ребенком покачайтесь в кресле-качалке. Это будет прекрасным отдыхом и для вас и для малыша.
Колыбельная
Детям очень нравится успокаивающий ритм колыбельных песен. Пойте ребенку одну и ту же песню, укладывая его спать после кормления и на ночь. Малыш привыкнет к колыбельной, и она станет для него своеобразным приятным ритуалом перед сном.
опубликовано 21/05/2007 13:09
обновлено 06/10/2016
— Педагогика и психология
Развитие ребенка по месяцам до года
Давайте узнаем, какие этапы развития проходят малыши, и как родители могут поддержать этот процесс.
Чему учится малыш от 0 до 1 месяца
Первый месяц жизни новорожденного считается периодом адаптации. За эти 30 дней новый член вашей семьи должен успеть проделать огромную работу по перестройке своего организма: большую часть жизни он существовал в водной среде, где был обеспечен теплом, питательными веществами и кислородом, а теперь ему нужно самому дышать, самому регулировать систему теплообмена, самому добывать молоко из маминой груди.
Это требует огромных энергозатрат, поэтому в первый месяц большую часть времени малыш спит и ест. В первые недели жизни сон очень важен для младенца: во сне он растет, а организм привыкает к новой обстановке. Продолжительность бодрствования в течение суток в первый месяц обычно не превышает 2 – 4 часов. Грудное вскармливание быстро налаживается: ест новорожденный в среднем каждые 2 часа, в ночное время 3 – 5 раз (не забывайте — все очень индивидуально). Режим сна, кормления и бодрствования ваш малыш будет устанавливать самостоятельно в зависимости от своих физиологических особенностей и темперамента. Ваша задача как родителей лишь подметить и поддерживать эти ритмы, научившись распознавать и удовлетворять потребности ребенка.
Физическое и психоэмоциональное развитие в этот период происходит само собой, почти незаметно, но непрерывно. Несмотря на то, что малыш пока не демонстрирует особых достижений, он многое впитывает.
Вы можете завести себе дневник, куда будете заносить все достижения вашего малыша: впервые улыбнулся, начал ползать, сделал первые шаги. Это поможет и проследить динамику развития, и сохранить приятные воспоминания на всю жизнь.
Физическое развитие:
Психоэмоциональное развитие:
Сейчас ваш малыш нуждается в особо тесном телесном и зрительном контакте с мамой и ее отклике на его нужды, что закладывает прочный фундамент психологического благополучия ребенка. В это непростое время семья проверяется на прочность и сплоченность: чтобы мама могла посвятить себя новорожденному, пусть другие члены семьи возьмут на себе все остальные заботы о доме.
Как малыш развивается к 2 месяцам
В этом возрасте малыш спит уже заметно меньше: появляются периоды длительного дневного бодрствования. Дневной сон укорачивается. Вырабатывается режим ночного сна: теперь его продолжительность составляет 10 – 12 часов с перерывами для кормления, во время которых малыш может полностью не просыпаться.
Физическое развитие:
Психоэмоциональное развитие:
Развитие восприятия формы и цвета можно стимулировать, развесив по бортикам кроватки картинки с яркими четкими формами и узорами: черно-белыми, красными, желтыми, синими, зелеными, оранжевыми.
Что умеет ребенок к 3 месяцам
Едва ли не главное достижение этого месяца и радость для родителей — это появление режима, который малыш выстраивает вместе с мамой. Уже есть отчетливое время пробуждения, кормления и засыпания с двух-трехразовым (иногда четырехразовым) дневным сном.
В этом возрасте малыш уже умеет криком и плачем выражать свое недовольство, требует внимания. Наблюдательные родители могут замечать первые проявления характера ребенка.
Физическое развитие:
Психоэмоциональное развитие:
Устройте семейный совет и составьте список черт характера близких родственников малыша. Особое внимание обратите на нежелательные качества. Это хороший повод начать размышлять над тем, какие методы воспитания могли бы помочь их скорректировать, а какие помогут развить те свойства, которые вы мечтаете видеть в своем наследнике.
Развитие малыша к 4 месяцам
В 4 месяца главным для ребенка становится координация движений глаз и рук. Хватательный рефлекс постепенно ослабевает, движения рук становятся осознанными, приобретают смысл, особенно когда нужно до чего-нибудь дотянуться, хватательный рефлекс постепенно угасает. Именно собственные ручки (а иногда уже и ножки) становятся самыми любимыми игрушками для малыша.
Может появиться активное слюноотделение — так начинают прорезываться зубки. Не удивляйтесь, если произойдет это только через пару месяцев и больше.
Физическое развитие в 4 месяца:
Психоэмоциональное развитие в 4 месяца:
Этапы развития в 5 месяцев
Пятый месяц проходит под девизом «Хочу двигаться!». Пусть малыш продолжает попытки переворачиваться, раскачиваться, садиться, главное — обеспечьте ему безопасность в эти моменты. Если вы замечаете, что ребенку нужна большая свобода пространства, чем у него есть в кроватке или манеже, можно выкладывать его на пол. Заранее подготовьте для этого поверхность: она должна быть чистой и приятной для контакта с нежной кожей малыша, мягкий коврик прекрасно подойдет для этих целей.
Режим сна, бодрствования и кормления в этот период может снова начать перестраиваться. Иногда малыш может не просыпаться всю ночь, даже на кормление, или встать очень рано и уже не досыпать утром.
Физическое развитие в пять месяцев:
Психоэмоциональное развитие в пять месяцев:
В этом возрасте дети часто путают день с ночью (эта особенность может проявиться и раньше, но чаще встречается от 4 до 6 месяцев). Подумайте почему: может, у малыша слишком долгие периоды дневного сна, или ему не хватает движения днем, или воздух в комнате слишком сухой и теплый.
Как развивается малыш в 6 месяцев
Что бы такого съесть? Да, именно в полгодика малыш начинает проявлять пищевой интерес. Это новый этап в его развитии, а вовсе не свидетельство нехватки молока у мамы или недоедания ребенка. С 6 месяцев можно вводить первый прикорм.
Физическое развитие:
Психоэмоциональное развитие:
Малыш по-прежнему тянет в рот все, что попадается под руки, и, если ваш ребенок уже пополз, будьте начеку. Внимательно проверьте квартиру на предмет безопасности передвижения по ней ребенка. Для этого войдите в положение малыша в буквальном смысле: встаньте на колени и проползите на них всю квартиру (или ту ее часть, в которой вы будете выкладывать ребенка на пол), убирая любые предметы (возможно, даже изменив расстановку мебели), представляющие опасность для малыша. Особое внимание уделите проводам, розеткам и тяжелым предметам, которые малыш может на себя опрокинуть.
Что умеет малыш в 7 месяцев
Вы заметили, как изменился ваш ребенок, насколько стало легче с ним общаться? Да, сенсорное развитие малыша набирает обороты: к 7 месяцам его слух и зрение развиты почти как у взрослого. Нервные структуры и связи, которые отвечают за качество ощущений, уже полностью сформированы. Малыш научился связывать звук и визуальный ряд и понимает, что они могут иметь одинаковый источник.
Физическое развитие:
Психоэмоциональное развитие:
В этом возрасте у малыша может появиться потребность в постоянном жевании, так как его зубы и челюсти активно развиваются и им нужна повышенная жевательная нагрузка. Малышу можно давать для жевания кусочки твердого яблока, моркови, сушки, печенья.
Развитие малыша в 8 месяцев
Где мама? Если в 7 месяцев малыши беспокоятся, когда мамы нет рядом, то в 8 месяцев у детей появляется боязнь незнакомых людей. Одно вытекает из другого, и оба явления нормальны для каждого из этих этапов взросления. Вы сделаете правильно, если постараетесь окружить малыша особой заботой, лаской и эмоциональной теплотой, будете чутки к его потребностям. Научные исследования показали, что дети, которые получают много тепла и нежности в младенчестве, во взрослом возрасте гораздо устойчивее к стрессу.
Физическое развитие:
Психоэмоциональное развитие:
Когда ребенку 8 месяцев, он уже способен контролировать громкость своего голоса, и с этого момента вы можете иногда друг с другом перешептываться. Если вы еще не читаете своему малышу перед сном, то сейчас отличный момент начать: и ритуал чтения на ночь будет отрабатываться, и лишний раз потренируетесь в регулировании громкости голоса.
Как растет малыш в 9 месяцев
Время говорить! Некоторые дети предпочитают этот момент несколько отложить. Но для многих это период активного развития речи. Малыш знает собственное имя, имена всех близких, названия самых привычных для него предметов и понятий. Разговаривайте с ним как можно больше, старайтесь обогатить звуковой ряд осмысленными высказываниями в виде просьб, пожеланий, связных рассказов.
В этот период важно продолжать учиться говорить ребенку «нет». Обратите внимание, как именно вы произносите запрещающее слово. Лучше всего спокойно и твердо сказать: «Не трогай розетку, это опасно», — а не шутливо погрозив пальцем, проворковать: «Сладкий мой, оставь, пожалуйста, розетку в покое». Иначе малыш не воспримет ваши слова всерьез и, наоборот, будет стараться повторить запретное действие.
Физическое развитие:
Психоэмоциональное развитие:
Помните: если «нет» произносится по любому поводу, малыш скоро привыкнет к этому слову и перестанет обращать на него внимание. В дальнейшем это может привести к тому, что ребенок не сможет уважать вас и ваши желания. Поэтому лучше всего пользоваться запретами только в случаях, когда необходимо защитить малыша от опасности.
Как развивается малыш в 10 месяцев
Ваш малыш к этому возрасту, как правило, умеет ходить — к настоящему моменту двигательные навыки ребенка уже вполне развиты. Акцент с моторного развития на нервно-психическое начал смещаться еще в 8 – 9-месячном возрасте, так что продолжайте помогать малышу развиваться. Чтение, слушание музыки, аудиосказок, подходящие для этого возраста развивающие игры, кубики, пирамидки, мячики — любое обогащение сенсорного восприятия сейчас бесценно.
Физическое развитие:
Психоэмоциональное развитие:
Малыш уже может некоторое время занимать себя сам, а у вас появляется минутка для себя. Используйте ее на все сто! Выпейте чашку кофе, позвоните подруге, позанимайтесь фитнесом или йогой. В случае с физическими упражнениями вы ничего не потеряете, если малыш решит к вам присоединиться: займитесь спортом вместе с ним!
Малышу 11 месяцев: что он умеет
Ваш малыш становится гораздо самостоятельнее, а до первого дня рождения остается всего месяц. Скоро вы будете подводить первые итоги. Вы уже придумали, как пройдет первое торжество в жизни вашего ребенка? Начните составлять список гостей и продумывать праздничное меню!
Физическое развитие:
Психоэмоциональное развитие:
Правша или левша? Если ребенок умеет пользоваться ложкой, любит рисовать, собирает пирамидки, вы наверняка уже заметили, какая рука у малыша доминирует. Можете провести тест: положите игрушку перед ребенком и посмотрите, какая ручка первая потянется к ней. Повторяйте тест регулярно, чтобы понять, левша ваш кроха или правша.
Подводим итоги первого года
Итак, малышу год. Пройден самый важный в жизни этап! Эти 12 месяцев по тому физическому и психоэмоциональному развитию, через которое прошел ребенок, не идут ни в какое сравнение с любым другим годом жизни. Из беспомощного существа он превратился в человечка, который справляется с целым набором операций, со своим характером, пристрастиями и наклонностями.
Физическое развитие:
Психоэмоциональное развитие:
В возрасте одного года ребенок любит проявлять самостоятельность. Это стоит поддерживать и развивать дальше, например предлагая ему самому выбирать одежду для прогулки, еду на полдник, совместную игру или самостоятельное занятие. Если же самостоятельность начинает проявляться в виде эмоциональных выплесков, лучше дать малышу успокоиться (иногда и в этом ему потребуется ваша помощь), а позже объяснить, что вы от него хотели.
Возрастные нормы и стандарты лишь ориентир
Помните, что в развитии ребенка свою роль играет такое множество факторов, что строго оценивать его созревание в первый год жизни не возьмется самый придирчивый специалист.
Срок появления тех или иных навыков может быть растянут во времени от 2 до 6 – 7 месяцев. Например, особо активные дети могут пытаться вставать на ноги уже в 5 месяцев, те же, кто в силу своего темперамента никуда не торопятся, могут начать проявлять интерес к подобной активности лишь в возрасте одного года. Если вам кажется, что некоторые умения появляются у вашего малыша с задержкой, не бойтесь поговорить с вашим педиатром: у врачей общей практики богатый опыт и знания обо всех вариантах нормы.
Вы можете быть уверены, что, если с первых дней своей жизни ребенок полноценно питался и спал, бывал на свежем воздухе, получал достаточное количество физических и эмоциональных стимулов, был окружен любовью и заботой взрослых, вовремя проходил осмотры у педиатра и профильных специалистов — к своему первому дню рождения он вырос в прекрасного, здорового и счастливого малыша!
Список использованной литературы: