На что больше всего государство тратит деньги
На что государство тратит больше всего денег. Разбираем бюджет страны
Главное, что российский бюджет этого года впервые за последние 3 года будет дефицитный. Это значит, что расходы государства будут превышать его доходы. Это возможно и даже у многих стран мира это происходит постоянно: этот разрыв финансируется за счет скопленных резервов (как у нас ФНБ) и заимствованиями на внутреннем или внешнем рынке (когда государство берет в кредит).
Доходы в 2021 году будут 18,8 трлн руб, а расходы 21,52 трлн руб. По сравнению с предыдущими годами этот разрыв произошел из-за коронакризиса и падением цен на нефть. Государство потратило огромные резервы на преодоления кризиса, но одновременно произошло падение экономики, а следовательно, и собираемых налогов. Плюс серьезное падение цен на нефть, сильный рост котировок которой не планируется в следующем году.
Поэтому расходы сократятся в 2021 году примерно на 2 трлн рублей по сравнению с 2020 годом.
Также в бюджете фиксируется, уровень инфляции и цены доллара:
Инфляция не выше 3.7%;
В бюджете 2021 года на социальную политику будет потрачено почти 5,6 трлн рублей, из них только на обеспечение развития пенсионной системы — 3,5 трлн рублей, остальное это социальные гарантии, выплаты.
Это почти треть всего бюджета страны!
Это почти та же сумма, которую планирует выделить на национальную оборону в 2021 году 3,1 трлн рублей.
В два раза меньше, чем на оборону собираются потратить на полицию.
На что уходят наши налоги: 7 статей расходов
Бюджет России формируется из наших налогов. С них платят и зарплату врачам, и премии чиновникам. К сожалению, мы не можем выбрать, кому достанутся наши налоги.
Узнали из новостей, на что правительство собирается потратить деньги из бюджета в ближайшие два года.
5 млрд рублей
11,1 млрд рублей
95 млрд рублей
325 млрд рублей
1,38 млрд рублей
9,8 млрд рублей
498,6 млн рублей
более 300 000 читателей
Никто не любит платить налоги, но платить их надо. Разобрались, как платить меньше, чтобы вами не заинтересовался инспектор.
«5 млрд рублей потратили на премии чиновникам в регионах, которые показали хорошие результаты работы в 2019 году»
Я, наверное, не заметил. А в каком регионе хорошие результаты?
Георгий, хороший результат это победа Единой России на выборах:)
> потратили на закупку для 19 органов власти лицензий программы «Мой офис»
А можно было просто бесплатно установить OpenOffice, результаты бы не изменился.
Grigory, на бесплатном софте денег не отмоешь.
Grigory, еще вариант: софт из Америки пристально следит что печатает в Ворде чиновница Елена Сергеевна:
https://journal.tinkoff.ru/gov-people/
Георгий, код OpenOffice-а открыт, любой программист в мире может проверить, следит он или нет. А вот код Моего офиса закрыт, но зато у него есть официальная бумажка, где написано, что он ничего плохого не делает. Фактически, именно за нее государство и заплатило 757 млн. руб. Вот и думаете, стоило оно того или нет.
Куда уходит бюджет России прямо сейчас: счетчик трат в реальном времени
Годовые расходы российского бюджета в 2021 году составят 21,5 трлн рублей. Это примерно в полтора раза меньше, чем у Великобритании или Индии, но в три раза больше, чем у Швейцарии или Саудовской Аравии. И все равно непонятно: 21,5 трлн рублей — это сколько?
Чтобы хоть как-то представить себе эту сумму, мы сделали специальный счетчик, который показывает в реальном времени, как страна расходует деньги. Вот как расходуется бюджет, пока вы читаете этот материал.
Сколько вы можете тратить в день
Все данные актуальны на момент публикации. Информацию о государственных расходах мы взяли в бюджете для граждан от Минфина. Сумму, указанную в каждой статье бюджета, разделили на 31 536 000 — это количество секунд в году. Счетчик обновляется каждые 0,1 секунды
Федеральный бюджет формируют из наших налогов, но государству можно отдавать меньше денег, если знать про льготы:
3 триллиона на оборону, 2.5 на охранку. Но 1 на образование и 1 на медицину.
Верной дорогой идём, товарищи! Зачем нужны образованные и здоровые граждане, когда хороший гражданин должен защищать сапоги и ставить свечки за здравие?
Алёна, и 135 млрд на говнофильмы
no.comments, точнее на культуру и фильмы, а под «культуру» замечательно мимикрирует РПЦ. Так что да, чистить сапоги и молиться.
Алёна, а еще дикие цифры на поддержку бизнеса.
А выше висит тема, что работодатель снизил зарплату на 30% и не платит премии. Хах
Alexandra, поддержка бизнеса сначала должна дойти до бизнеса и нигде не осесть.
Алёна, – Давайте будем индексировать зарплату силовиков
– А как же остальные? Будут недовольны
– Вот для того мы и индексируем зарплату силовиков
Алёна, первый паром из Мордора отчалил в 1917 году.
Прошло более ста лет, ещё не поздно сесть на последние.
AshleyRedfieldG, а те, кто остались в Мордоре не выжили, лучше бы остальные тоже уплыли на пароме
Tural, история циклична
Комментарий удален пользователем
kwikky, 65.3 миллиарда*
А где траты на дворцы. ) Если не отражается столь ощутимая статья расходов как коррупция, то это бесполезный сервис
На моем факультете в бауманке была копия того сайта, но где отображалось количество хвостов и отчисленных
Andre, ссылку в студию плиз, Вестяка в МГТУ Баумана не было()))
Всё не так однозначно
Остановите счетчики, мне аж дурно от таких цифр
Иван, а в поддержке бизнеса и новых рабочих местах, думаете, не только госпредприятия?)
Михаил, как удобно передергивать самого же себя
Максим, где я чего передёрнул? Я говорю, что без знания о содержании каждого класса расходов глупо делать какие-то выводы об этих расходах.
Yi, как насчет мавзолея? Хотя, и Ельцин центр так же бесполезен
Ivan, так купите ОФЗ, и тогда госдолг будут выплачивать лично вам
Anastasiya, меня не беспокоит, что долг кому-то выплачивается. Меня беспокоит маленький расход на медицину. Разжую: госдолг у России сравнительно маленький, на его обслуживание тратится сравнительно мало, но на медицину ещё меньше.
Довольно таки не плохо
Yi, за бесценок вы ничего не выкупите) объекты за бесценок не для вас
За медицину обидно! Медики наши жизни спасают!
Грешным делом начинаешь понимать, почему работающие с этими потоками люди, глядя на утекающие за минуту 10 миллионов, видят в них свою личную квартирку, «никто же не заметит»
Ахахах, Тинькофф неожиданно стал оппозицией!?😂 Наглядно показал куда утекают наши налоги
Хорошо увеличили пенсионный возраст. Целая страна работает и платит налоги, чтоб обеспечить пенсионеров и льготников.
Как по мне надо перестать финансировать СМИ на наши налоги, пусть зарабатывают сами.
Капитализация Илона Маска 300.000.000.000.$ Это больше бюджета РФ. Выгоняйте дальше умниц из страны.
Спасибо, стало более наглядно, почему в этой стране непопулярно платить налоги.
Иван, в оборонке только госпредприятия? Как бывшая жена гендиректора частного завода с оборонными контрактами ржу в голос.
Pavla, насколько свободен был этот завод в управленческих решениях, в условиях нашего строя? Как часто ваш муж с уважаемыми людьми в баньке сиживал? Даже крупные подряды на укладку асфальта дают «кому надо», после 10 поклонов, а вы говорите оборонные контракты.
Pavla, не ожидал я вам в этой ветке!) Но вы очень вовремя. Гособоронзаказ обширен и в нём даже МСП участвуют на замыкающих звеньях. А вся российская наука вообще живёт чуть ли не исключительно за счёт ГОЗ.
Pavla, вау, приятно удивлён, что с вами можно поспорить не только о проклятых мужиках!
Обсуждать на обывательском уровне фантазии про «в оборонке на самом деле все вот так» вообще не интересно, сорян) Хватит перла «в оборонке только госпредприятия»))
Зачем бюджету нужны ненужные деньги
Представим себе человека, который не то чтобы крепок здоровьем и вообще хворает, и тут приходит к нему кто-то посильнее и решает изъять у него, скажем, почку. Она ему не то чтобы остро нужна, но вдруг пригодится, а донор – на то он и донор, чтобы делиться своими органами. Вот примерно так поступает правительство, Кремль – в общем, власть с подвластными ей бизнесом, обществом, просто людьми. Экономика хворает и никак не выздоравливает, но налоговая нагрузка повышается, хотя, как выясняется, дополнительные деньги бюджету не так уж нужны.
На прошлой неделе первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов назвал цифру, которая может поразить непосвященного: за оставшиеся до конца года пару с небольшим недель правительству осталось потратить 20% федерального бюджета, или 4 трлн руб. Посвященного же такой декабрьский рывок совершенно не удивит, так как в расходах государство медленно запрягает и быстро едет к концу года: как бы это ни сказывалось на инфляции, проектах, экономике, бизнес-планах, ожиданиях и проч. – традиции бюрократии соблюдаются свято.
Все, конечно, не потратят. По оценке Счетной палаты, не успеют потратить 1 трлн руб. Это куда больше, чем в прошлом году, когда непотраченными остались 780 млрд руб., которые были перенесены на этот год. И почти в 5 раз больше 220 млрд руб., что не были израсходованы в 2016 г. – тогда был ужесточен контроль за использованием бюджетных средств, с тем чтобы они не лежали на счетах компаний, принося им процентный доход. Но с жесткостью контроля резко выросла и не потраченная государством сумма. В этом году она еще больше увеличилась вместе с бюджетными расходами.
Путин ответил на слова Кудрина о неисполнении бюджета на 1 трлн рублей
Но бо́льшая сумма – не единственное отличие от прошлого года, есть еще одна немаловажная деталь. Государство еще не научилось тратить эффективно, зарабатывать тоже не научилось, т. е. развивать экономику и создавать благоприятные условия для бизнеса. А вот отбирать не разучилось. Оно в 2019 г. забрало дополнительную сумму у нас с вами – повысило НДС с 18 до 20%, что пополнит федеральный бюджет на 600 с лишним миллиардов рублей. Эту нагрузку разделили между собой население и бизнес: те компании, что смогли, заложили налоговую доплату в цены, а те, кому эластичность спроса сделать это не позволила, приняли расходы на себя. Эти налоговые риски для инфляции вынудили Центробанк проводить более жесткую политику. Сигнал бизнесу и населению был подан самый недвусмысленный – нужно, пожертвовав частью собственного благополучия, скинуться на выполнение экономической программы вновь избранного президента Владимира Путина.
Формально государство собрало деньги с нас с вами на нацпроекты, которые должны сделать нашу жизнь длиннее, здоровее, продуктивнее и счастливее. Часть этих денег чиновники, правда, пристроили нефтяникам на льготы и поддержку. Ну да ладно – дела у нефтяников, видимо, столь плачевны, что без денег населения им не выкачать нефть из недр.
Но оказывается, государство в этом году собрало деньги, внесло свою лепту в обеднение населения, в сокращение инвестиций, в замедление роста экономики, а значит, и в сокращение доходов бюджета – и, собрав, не потратило. Безусловно, эти деньги заложены в бюджет и будут потрачены в следующем году, но в этом до экономики не дошли. Может, оно, конечно, и к лучшему. В одобренном виде национальные проекты частями бесполезны, частями невыполнимы, а потому в целом вредны – они лишь увеличивают нервозность чиновников, повышают участие государства в экономике и превратились в нацпроект «как потратить».
Но почему бы перед тем, как собирать деньги, государству не научиться их расходовать более планомерно. Иначе, выходит, общество снова – на этот раз непосредственно – заплатило за неэффективность власти. Впрочем, иного результата и не стоило ожидать. Если человеку из года в год дозволяется плохо работать, он лучше работать не станет, понимая, что на дверь ему не укажут. Люди в правительстве и Кремле – начиная с Путина – не исключение.
Госрасходы России в 2020 году стали рекордными за постсоветскую историю
Расходы консолидированного бюджета России, включая внебюджетные социальные фонды, в 2020 году оказались рекордными (в постоянных ценах) за всю историю Российской Федерации, следует из оценки ведущего научного сотрудника Центра развития НИУ ВШЭ Андрея Чернявского. Речь идет о расширенном понимании госрасходов: федеральный бюджет, регионы с муниципалитетами плюс три внебюджетных фонда.
Федеральные расходы в прошлом году увеличились на 25% по сравнению с 2019 годом на фоне дополнительных антикризисных трат правительства не менее чем на 2,9 трлн руб. (оценка Счетной палаты). Консолидированные бюджеты регионов выросли на 15%, главным образом за счет увеличения расходов на здравоохранение, следует из данных Федерального казначейства. В результате расширенные госрасходы России в 2020 году достигли 42,15 трлн руб., из которых 54% пришлось на расходы федерального бюджета (в 2019 году — 49%).
В процентном отношении к ВВП — другой способ привести к общему знаменателю расходы разных лет (в противном случае искажаемые инфляцией) — расширенные госрасходы в 2020 году составили 39,5% ВВП — почти на 5 п.п. больше, чем в среднем за 2011–2019 годы. В постсоветской истории России относительные расходы всей бюджетной системы были выше только один раз — в кризисном 2009 году (41,4% ВВП), но тогда российский ВВП упал на 7,8%. Антикризисная поддержка экономики «увеличила расходы государства почти до 40% ВВП — рекордный уровень», утверждает Институт переходных экономик Банка Финляндии (BOFIT).
Будущее сдерживание расходов
Уже с 2021 года госрасходы должны постепенно нормализоваться на фоне ожидаемого восстановления экономической активности: хотя Минфин все еще потратит больше, чем в нормальные времена предусматривало бы бюджетное правило, расходы бюджетной системы в 2021 году должны сократиться примерно до 37% ВВП и до 35% — в 2022–2023 годах, следовало из Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина.
В сравнении со странами Западной Европы госрасходы России в процентном отношении к ВВП не очень велики, поскольку там очень мощная система социальной защиты, пенсионная система, плюс налогообложение намного тяжелее, чем в России, пояснил РБК Чернявский. Россию, как страну развивающуюся, логичнее сравнивать по величине бюджетных расходов с такими странами, как Польша, Турция, Мексика и другие латиноамериканские страны, советует эксперт.
Для современной России вообще характерна довольно жесткая фискальная политика, что и обуславливает не очень высокие бюджетные расходы, считает главный экономист БКС Владимир Тихомиров. По его словам, сдерживание расходной части бюджета — «вопрос не последних 5–10 лет, а вопрос двадцатилетней давности». В то время пост министра финансов занимал Алексей Кудрин, ныне председатель Счетной палаты. Представитель Кудрина и пресс-служба Счетной палаты не ответили на просьбу РБК передать ему вопросы для этой статьи. Как глава Счетной палаты, Кудрин в целом поддерживает бюджетную политику Минфина, но он говорил, что в кризисном 2020 году можно было потратить больше средств на поддержку населения и бизнеса, в том числе из Фонда национального благосостояния.
Тихомиров объясняет, что в 1990-е и 2000-е годы в результате бюджетных реформ были отменены многие виды поддержки населения, принятые в СССР. Это привело к существенному сокращению расходной части бюджета. «С тех пор бюджетная конструкция остается достаточно жесткой. Более того, она стала еще более жесткой с введением бюджетного правила, по которому часть нефтегазовых доходов бюджета, которые превышают заранее установленную планку, идут на накопление в резервы, а не на траты», — говорит Тихомиров.
С 2014 года, на фоне западных санкций, Россия накопила значительные фискальные резервы за счет стратегии «Крепость Россия» (Fortress Russia), считает заместитель главного экономиста Института международных финансов (IIF) Элина Рыбакова. Но цена, которую платит Россия за эту стратегию, — низкий экономический рост, падающие реальные доходы населения и ограничение бюджетных расходов, написали аналитики IIF в февральской записке (есть у РБК). «Когда произошел шок, связанный с COVID-19, Россия несколько лет проходила через бюджетную консолидацию [в реальном выражении], которая включала существенное сокращение расходов на образование, здравоохранение и социальную поддержку — не только на федеральном, но и на региональном уровне», — утверждает IIF.
Ограничение бюджетных расходов влияет непосредственно на реальные располагаемые доходы населения, так как значительную их часть составляют зарплаты, пенсии и пособия. «У нас достаточно большая часть рабочей силы относится либо к бюджетникам, либо к госслужащим, 40–50% рабочей силы прямо или косвенно связано с государством», — рассуждает Тихомиров. Расходы на социальную политику (пенсии, социальные пособия и т.д.) составляют 35% консолидированных расходов государства, следует из данных Казначейства.
«В последние годы проводилась взвешенная бюджетная политика, которая позволила создать запас прочности и справиться с вызовами 2020 года», — возражает Минфин России. В 2020 году Россия вошла в число лидеров среди стран G20 по эффективности антикризисного пакета, утверждает пресс-служба ведомства. «В ближайшие годы — по мере восстановления экономики — предусмотрена нормализация бюджетной политики с одновременным восстановлением деловой активности в ненефтегазовом секторе. Особый акцент будет сделан на достижении национальных целей развития и выполнении послания президента Федеральному собранию», — указали в Минфине.
Что касается межбюджетных отношений федерального центра и регионов (последние жаловались, что Минфин навязывает им финансовые ограничения), «действующая сейчас бюджетная политика, в частности распределение расходных полномочий между федеральным центром и регионами, гарантирует исполнение всех обязательств государства перед гражданами, сохранение макроэкономической и финансовой стабильности в стрессовых условиях», считает Минфин.
Федеральный Минфин не может определять функциональную структуру расходов всей бюджетной системы, добавили в ведомстве.
Ограничитель для расходов
По уровню госдолга расширенного правительства (федеральный центр плюс регионы) Россия занимает одно из самых низких мест в мире — около 20% ВВП, даже несмотря на увеличение госдолга в 2020 году на 5,4 трлн руб. «Наращивать государственный долг такими же темпами, как в предстоящие годы, не планируется, поскольку его безопасный уровень предполагает не только общий объем, но и разумную стоимость обслуживания, которая не снижает доступность кредита для частных инвестиций и не вытесняет другие расходы бюджета, а также сбалансированную структуру без пиков платежей», — заявили в Минфине. В 2021 году расходы на обслуживание федерального долга вырастут с 0,8 до 1,2% ВВП.
Россия, «наученная горьким опытом дефолта» 1998 года, пошла по пути низкого уровня долга и ненаращивания расходов, говорит руководитель направления фискальной политики Экономической экспертной группы Александра Суслина. По ее словам, это более безопасная стратегия в случае возможных кризисов, которая «позволяет в трудный период временно увеличить расходы без ущерба экономике в целом».
Сравнивая Россию с развитыми странами, у которых высокие расходы бюджета, не стоит забывать, что там другой уровень фискальной дисциплины, коррупции, прозрачности, подчеркивает Суслина. «Если такое государство решает потратить больше на строительство дорог, то оно может быть уверено, что на 90% эти дороги будут построены. А у нас, к сожалению, жизнь устроена так, что половина дойдет непосредственно до строительства, остальное где-нибудь осядет», — рассуждает она. А при низкой эффективности госрасходов их простое наращивание не приведет к результату — сначала надо повысить эффективность расходов (сократить коррупцию, улучшить систему госзакупок, сделать процессы более прозрачными) и только потом можно будет «достаточно безболезненно» увеличивать расходы, утверждает Суслина.
У России большой запас прочности в госфинансах, и она в принципе могла бы себе позволить расходовать больше, чем сейчас, сказал РБК ведущий аналитик рейтингового агентства S&P Global по суверенным рейтингам стран СНГ Карен Вартапетов. «Другое дело, на какой срок и какой ценой. Одной из проблем бюджетной политики до введения текущего бюджетного правила была процикличность расходов (они росли, когда росла цена на нефть, и наоборот), что усиливало зависимость внутренних экономических параметров от колебаний цены на нефть. Планирование расходов исходя из консервативной базовой цены на нефть сильно ослабило этот эффект, сделало внутренние условия более стабильными и предсказуемыми», — указал аналитик. Поэтому сильное ослабление бюджетного правила, которое могло бы позволить увеличить расходы, может усилить волатильность макроусловий со всеми вытекающими рисками, рассуждает Вартапетов. «Скорее, вопрос в структуре и эффективности расходов, а здесь и само правительство говорит о необходимости повышения доли расходов на человеческий капитал и резервах по повышению эффективности расходов», — резюмировал эксперт.