На что делится фонетика

Фонетика как раздел языкознания

На что делится фонетика. Смотреть фото На что делится фонетика. Смотреть картинку На что делится фонетика. Картинка про На что делится фонетика. Фото На что делится фонетика Борис Елена
Фонетика как раздел языкознания

1. Фонетические единицы русского языка.

2. Звуки русского языка

2.2 Согласные звуки

3. Словесное ударение

3. Понятие фонетической позиции

4. Позиционная мена гласных и согласных звуков

5. Позиционные изменения гласных и согласных звуков

В курсе современного русского языка представлен ряд разделов. Это лексика и фразеология, фонетика, графика, орфография, орфоэпия, словообразование, морфология, синтаксис и пунктуация.

Фонетика (от греч. phone) – раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка, т. е. способы образования (артикуляцию) и акустические свойства звуков, их изменения в речевом потоке, их роль в функционировании языка как средства общения людей, а также ударение и интонацию.

Различают общую и частную, описательную и историческую фонетику.

Общая фонетика на материале различных языков рассматривает способы и характер образования звуков речи, природу гласных и согласных, структуру слога, типы ударения и др. Звуковой строй конкретного языка изучается частной фонетикой.

Описательная (синхроническая) фонетика исследует звуковой строй конкретного языка на определенном этапе его исторического развития. Историческая (диахроническая) фонетика изучает изменения фонетической системы, произошедшие на протяжении более или менее длительного периода времени.

1. Фонетические единицы русского языка.

Звуковые единицы фонетики делятся на сегментные (линейные) – звук, слог, фонетическое слово, речевой такт (синтагма, фраза – и суперсигментные (нелинейные) – ударение и интонация.

Речевой такт (или синтагма) чаще всего состоит из нескольких слов, объединенных одним ударением и характеризующийся интонацией незаконченности [ в].

Фонетическое слово – отрезок звуковой цепи, объединенный одним словесным ударением.

Слог – часть такта, состоящего из одного или нескольких звуков и произносимая за один выдох.

Фонема – звуковая единица языка, представленная рядом позиционно чередующихся звуков и служащая для различения и отожествления значимых единиц языка –слов и морфем. Основная функция фонемы – смыслоразличительная. Основоположником фонологической теории русского языка является И. А. Куртенэ, который в 70-х годах 20 века противопоставил понятие звука понятию фонемы [ р].

Звук образуется в результате речевой деятельности, деятельности речевого аппарата человека в сложном взаимодействии с центральной нервной системой. Звук – самая краткая звуковая единица в речи.

Звук изучается с трех сторон,в трех аспектах:

1. акустический (физический)аспект рассматривает звуки речи с точки зрения их физических характеристик: долготы, силы, высоты, тембра.

2. артикуляционный (биологический) изучает звуки речи как результат деятельности органов речи;

3. Фонологический (функциональный) аспект фонетики изучает собственно лингвистическую сторону звуков, т. е. их функцию в процессе коммуникации как знаков для образования различения слов.

4. перцептивный аспект изучает восприятие звуков речи.

Работа (совокупность движений) органов речи при образовании звука называется артикуляцией звука.

Артикуляция звука состоит из трех фаз:

1. Экскурсия (приступ)– органы речи переходят из предшествующего положения в положение, необходимое для произнесения данного звука

2. Выдержка – органы речи находятся в положении, необходимом для произнесения звука.

3. Рекурсия (отступ)– возвращение органов в нейтральное положение или переход к артикуляции следующего звука [б].

Фазы взаимопроникают друг в друга, это приводит к различного рода изменениям звуков.

Совокупность привычных для говорящих на данном языке движений и положений органов речи называют артикуляционной базой.

2. Звуки русского языка.

Каждый звук образуется в результате деятельности речевого аппарата человека, в сложном взаимодействии с центральной нервной системой. Воздушная струя, идущая из легких, моделируется колебаниями голосовых связок, расположенных в гортани (голосовой источник, и препятствиями, создаваемыми органами речи в полости рта и носа (смыканием или сближением губ, языка и неба и др. – шумовой источник. Акустические свойства (звуковой эффект) звуков зависят от размера и формы надгортанных полостей, играющих роль резонатора.

Гласные звуки – это звуки речи, образуемые свободным проходом воздушной струи через голосовые связки, состоящие главным образом из голоса (голосового тона) при почти полном отсутствии шума.В основу по классификации гласных по их артикуляции кладется :

1) степень подъема спинки языка (способ образования) :гласные верхнего подъема: [и], [ы], [у]; гласные среднего подъема [э], [о]; гласный нижнего подъема [а];

2) место подъема спинки языка (место образования) :гласные переднего ряда: [и], [э];гласные среднего ряда: [ы], [а];гласные заднего ряда: [у], [о].

3)участие или неучастие губ: гласные лабилизованные (огубленные [о], [у]; нелабилизованные (неогубленные): [а], [э],[и], [ы].

По широте раствора рта (что связано со степенью подъема спинки языка) гласные разделяются на широкие (акустически более звучные): [а]; средние (акустически средней звучности) : [э], [о]; узкие (акустически менее звучные): [и], [ы], [у] [ р].

2.2 Согласные звуки.

Согласные звуки – это звуки речи, состоящие или из одного шума, или из голоса и шума, который образуется в органах произношения, где выдыхаемая из легких струя воздуха встречает различные преграды. В основу классификации согласных кладутся следующие признаки. [р]

1) по участию шума и голоса,

2) по месту образования шума,

3) по способу образования шума,

4) по отсутствию или наличию мягкости.

Участие шума и голоса. По участию шума и голоса согласные делятся на шумные и сонорные. Сонорными называются согласные,образуемые при помощи голоса и незначительного шума: [м], [м’], [н], [н’], [л], [л’], [р], [р’]. Шумные согласные делятся на звонкие и глухие. Шумными звонкими согласными являются [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [‘], [з], [з’], [j], [], [‘], [], [], образуемые шумом с участием голоса.К шумным глухим согласным относятся: [п], [п’], [ф], [ф’], [к], [к’], [т], [т’], [с], [с’], [ш], [‘], [х], [х’], [ц], [ч], образуемые только при помощи одного шума, без участия голоса (см. § 62).

Способы образования шума. В зависимости от различия способов образования шума согласные делятся на смычные [б], [п], [д], [т], [г], [к], щелевые [в], [ф], [с], [з], [ш], [ж], [j], [х], аффрикаты [ц], [ч],смычно-проходные: носовые [н], [м], боковые, или ротовые, [л] и дрожащие (вибранты) [р].

3. Словесное ударение.

В речевом потоке различается ударение фразовое, тактовое и словесное.

Словесным ударением называется выделение при произношении одного из слогов двусложного или многосложного слова. Словесное ударение является одним из основных внешних признаков самостоятельного слова. Служебные слова и частицы обычно не имеют ударения и примыкают к самостоятельным словам, составляя с ними одно фонетическое слово.

Слова могут быть безударными и слабоударяемыми. Обычно лишены ударения служебные слова и частицы, однако они иногда принимают на себя ударение,так что предлог со следующим за ним самостоятельным словом имеет одно ударение: [на-зиму], [за-город], [под-вечер].

Слабоударяемыми могут быть двусложные и трехсложные предлоги и союзы, простые числительные в сочетании с существительными, связки быть и стать, некоторые из вводных слов.

Строение слога в русском языке подчиняется закону восходящей звучности. Это значит, что звуки в слоге располагаются от наименее звучного к наиболее звучному.

Начальный и конечный слоги в русском языке строятся по тому же принципу нарастающей звучности.

Слогораздел при сочетании знаменательных слов обычно сохраняется в том виде, какой свойствен каждому входящему в состав словосочетания словуэ

Запись устной речи в полном соответствии с ее звучанием не может быть осуществлена обычным орфографическим письмом. При орфографическом письме отсутствует полное соответствие между звуками и буквами, в графике отсутствуют знаки, необходимые для записи всех звуков устной речи. Указанные затруднения устраняются особым видом письма, который называется фонетической транскрипцией.

1. Бондаренко Л. В. Фонетика современного русского языка. Спб., 1998

Консультация для родителей «Фонетика в речевом развитии детей» Основным средством общения ребенка со взрослым, средством передачи различной информации, побуждения их к действию является речь. Еще до.

Куклотерапия как частный раздел арт-терапии К У К Л О Т Е Р А П И Я Кукла известна человеку еще с древности. На Руси тряпичную куклу дарили новорожденному для защиты от нечисти,.

Пояснительная записка к рабочей программе 1 класса — раздел «Математика» Раздел 1. Пояснительная записка Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего.

Рабочая программа старшей группы. Целевой раздел Рабочая программа старшей группы (возраст детей от 5 до 6 лет) I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка Рабочая программа разработана.

Рабочая программа. Содержательный раздел 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1 Особенности общей организации образовательного пространства Важнейшим условием реализации программы «От рождения.

Рабочая программа. Организационный раздел 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Годовой календарный учебный график Период Даты Кол-во дней Учебный период с 01.09.2017 г. по 31.05.2018.

Рабочая программа инструктора по физической культуре 2. Содержательный раздел 2. Содержательный раздел 2.1 Связь образовательной области «Физическая культура» с другими образовательными областями 2.2 Учебный план реализации.

Рабочая программа инструктора по физической культуре продолжение 2. Содержательный раздел 3. Организационный раздел II ЧАСТЬ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ (ВАРИАТИВНАЯ) 3. Организационный раздел 3.1 Организация развивающей предметно-пространственной среды 3.2 Комплекс.

Рабочая учебная программа. Раздел «Игровая деятельность» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14″. Принято решением Утверждаю Педагогического совета МБДОУ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *