На что идут налоги взимаемые с физических и юридических лиц государством

Куда идут налоги: основные статьи расходов и анализ их исполнения в России

На что идут налоги взимаемые с физических и юридических лиц государством. Смотреть фото На что идут налоги взимаемые с физических и юридических лиц государством. Смотреть картинку На что идут налоги взимаемые с физических и юридических лиц государством. Картинка про На что идут налоги взимаемые с физических и юридических лиц государством. Фото На что идут налоги взимаемые с физических и юридических лиц государством

Любое предприятие ведет учет своих доходов и расходов. Без этого легко можно оказаться в ситуации, когда деньги закончились, а покупать сырье и платить зарплату надо. Деньги поступают от покупателей на расчетный счет или в кассу, а потом они тратятся на нужды бизнеса. Точно такой же механизм действует и на самом большом предприятии – государстве. Основная статья доходов – это налоги. Они приходят в кассу, которую называют бюджет, а оттуда расходуются на государственные цели. В статье рассмотрим, куда идут налоги в России, на что потратили деньги в 2020 г. и собираемся потратить в 2021 г.

На что идут налоги взимаемые с физических и юридических лиц государством. Смотреть фото На что идут налоги взимаемые с физических и юридических лиц государством. Смотреть картинку На что идут налоги взимаемые с физических и юридических лиц государством. Картинка про На что идут налоги взимаемые с физических и юридических лиц государством. Фото На что идут налоги взимаемые с физических и юридических лиц государством

Какие налоги платит население и бизнес

Думаю, что нет смысла обсуждать, зачем мы платим налоги государству. Ответ банальный и одинаковый для всех стран мира – на наши деньги содержится старая и строится новая социальная инфраструктура (школы, больницы, детские сады, дороги, мосты и пр.), оплачивается труд работников некоммерческих предприятий (так называемых бюджетников), обеспечивается обороноспособность страны, охрана окружающей среды и т. д. Отличается сам механизм сбора, размер налоговых отчислений и долевое распределение средств по статьям расходов.

Кратко опишу, какие налоги платят юридические и физические лица в России, и куда поступают собранные деньги. Различают:

Перечисленные виды налогов и сборов можно посмотреть в Налоговом кодексе РФ (глава 2). Налоговые отчисления поступают в бюджеты разных уровней, каждый в своей пропорции. Например, транспортный налог в размере 100 % приходит в бюджет субъекта РФ, а подоходный налог с зарплаты работающих граждан и других видов получаемых доходов – только в размере 85 %. Куда и сколько надо перечислять установлено в Бюджетном кодексе (статьи 50, 56 и 61).

Соответственно, от планируемых поступлений различные уровни власти верстают свои бюджеты: расписывают статьи доходов и расходов. Есть дотационные регионы, которые не могут за счет собранных налогов выполнять свои региональные обязательства, поэтому получают дотации из центра (например, Ивановская область, где я живу). Есть регионы-доноры, которые самостоятельно себя обеспечивают (например, Москва).

Основные направления расхода налоговых поступлений

Основные расходные статьи бюджетов согласно Бюджетному кодексу (статья 69):

Любой человек может изучить открытую часть федерального бюджета на текущий и на 2 последующих года. Публикуется на официальном сайте Минфина, называется этот документ “Бюджет для граждан”. Именно в нем можно в цифрах посмотреть статьи доходной и расходной частей. А в следующем году сравнить их с фактическими данными в документе об исполнении бюджета.

Кроме того, информацию о доходах и расходах в открытом доступе публикуют региональные власти. Например, по Москве ее можно найти на сайте “Открытый бюджет города Москвы”, а в Ивановской области на сайте областной администрации.

Региональные власти могут тратить собираемые налоги на:

Расходы бюджета в 2020 г. и анализ их исполнения

Посмотрим, куда планировали направить наши деньги в рамках федерального бюджета в 2020 г. и насколько выполнили план по итогам года.

На что и сколько должны были потратить

На основе инфографики из презентации Минфина я составила таблицу доходов и расходов, которые планировало Правительство в 2020 г.

ДоходыРасходы
СтатьяСумма, млрд ₽СтатьяСумма, млрд ₽
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)5 979,3Социальная политика5 004,1
Вывозные таможенные пошлины1 726,1Национальная оборона3 087
Акциз на нефтяное сырье, направленное на переработку– 329,1Национальная экономика2 658,4
Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД)95,9Национальная безопасность и правоохранительная деятельность2 430,4
НДС7 492,4Общегосударственные вопросы1 557,4
Налог на прибыль организаций1 210,3Здравоохранение1 027,9
Акцизы1 085,7Межбюджетные трансферты общего характера1 010,2
Ввозные таможенные пошлины656,3Образование912,5
Прочие2 462,4Обслуживание государственного и муниципального долга897
Охрана окружающей среды343,8
Жилищно-коммунальное хозяйство260,8
Культура, кинематография144,4
Средства массовой информации94,8
Физическая культура и спорт74,7

На первый взгляд видно, что больше всего денег уходит на социальную политику – 5 004,1 млрд ₽. Но совокупные расходы на оборону и безопасность составляют 5 517,4 млрд ₽. Несмотря на то, что рост расходов на здравоохранение был заложен в 50 %, эта статья заняла скромное 6-е место с затратами в 5 раз меньше, чем на оборонку.

Удивительное дело с ЖКХ. Расходы на него уменьшили на 17,7 %. Видимо, мы полностью ликвидировали изношенность коммуникаций и прочей жилищно-коммунальной инфраструктуры. Только трубы напротив моего дома регулярно говорят об обратном.

Как выполнили план

Мы рассмотрели план расходов на 2020 г. Есть и отчет о его выполнении по ссылке. Первоначально планировали потратить 19 503,3 млрд ₽. Но по итогам 2020 г. затраты выросли на 4 339,2 млрд ₽. Правда, освоить получилось на 4,3 % меньше.

Наибольшую долю в объеме расходов составили межбюджетные трансферты (39 %), закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд (18 %) и расходы на выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов власти и казенных учреждений (14 %).

Выделены деньги на реализацию 43 государственных программ, которые объединили в 5 направлений:

Доходы и расходы бюджета в 2021 г.

2021 год в самом разгаре. Давайте посмотрим, на что пойдут деньги в этом году, в том числе собранные в виде налогов с граждан и бизнеса. Воспользуемся инфографикой от Минфина.

Сколько планируем получить

Обратите внимание, что мы делим все доходы на 2 категории:

Государство стремится к снижению доли первых, но пока на ближайшие 3 года заложено увеличение. В прошлом году Минфин делал график снижения зависимости нашего бюджета от нефтегазовых доходов с 2018 г. В этом году такого графика нет.

Доходы2020 г.2021 г.2022 г.2023 г.
Нефтегазовые28,7 %31,9 %33,4 %33,6 %
Ненефтегазовые71,3 %68,1 %66,6 %66,4 %

В 2021 г. запланировали получить:

Появилась новая статья доходов – НДФЛ в части налога на доходы от депозитов и дополнительных поступлений за счет повышения ставки с 13 до 15 % на доходы свыше 5 млн ₽.

Куда потратим деньги

По сравнению с 2020 г. мы сократили расходы на социальную политику, здравоохранение, ЖКХ, национальную экономику, оборону и некоторые другие статьи, которые и так были в конце списка. Сильно нарастили затраты на обслуживание долга и охрану окружающей среды, незначительно – на образование.

Год еще не окончен, поэтому фактических результатов исполнения бюджета пока нет. Но картина не радует. Я почти нигде не вижу увеличения расходов, кроме национальной безопасности, охраны окружающей среды и образования. Это печально.

Заключение

Что я могу сказать по итогам проведенного анализа того, сколько государство от нас получает и куда потом тратит деньги. Мне не хватает детальной информации. Названия расходов носят обобщенный характер, а подробной расшифровки нет. Например, хочу знать, на что именно пошли деньги по статье “Образование”. Я работаю в этой сфере и вижу только ухудшение в ней. Не понимаю, что входит в статью “Общегосударственные вопросы”, на которую расходуется больше, чем на образование или здравоохранение.

Граждане и бизнес, если они законопослушные налогоплательщики, имеют право на получение подробного отчета о расходовании их денег. В противном случае, мы никогда не избавимся от двойной бухгалтерии, зарплат в конверте, схем ухода от налогов и других игр в прятки с государством. Согласны?

Источник

На что уходят наши налоги: 7 статей расходов

Бюджет России формируется из наших налогов. С них платят и зарплату врачам, и премии чиновникам. К сожалению, мы не можем выбрать, кому достанутся наши налоги.

Узнали из новостей, на что правительство собирается потратить деньги из бюджета в ближайшие два года.

5 млрд рублей

11,1 млрд рублей

95 млрд рублей

325 млрд рублей

1,38 млрд рублей

9,8 млрд рублей

498,6 млн рублей

более 300 000 читателей

Никто не любит платить налоги, но платить их надо. Разобрались, как платить меньше, чтобы вами не заинтересовался инспектор.

На что идут налоги взимаемые с физических и юридических лиц государством. Смотреть фото На что идут налоги взимаемые с физических и юридических лиц государством. Смотреть картинку На что идут налоги взимаемые с физических и юридических лиц государством. Картинка про На что идут налоги взимаемые с физических и юридических лиц государством. Фото На что идут налоги взимаемые с физических и юридических лиц государством

На что идут налоги взимаемые с физических и юридических лиц государством. Смотреть фото На что идут налоги взимаемые с физических и юридических лиц государством. Смотреть картинку На что идут налоги взимаемые с физических и юридических лиц государством. Картинка про На что идут налоги взимаемые с физических и юридических лиц государством. Фото На что идут налоги взимаемые с физических и юридических лиц государством

«5 млрд рублей потратили на премии чиновникам в регионах, которые показали хорошие результаты работы в 2019 году»

Я, наверное, не заметил. А в каком регионе хорошие результаты?

Георгий, хороший результат это победа Единой России на выборах:)

> потратили на закупку для 19 органов власти лицензий программы «Мой офис»

А можно было просто бесплатно установить OpenOffice, результаты бы не изменился.

Grigory, на бесплатном софте денег не отмоешь.

На что идут налоги взимаемые с физических и юридических лиц государством. Смотреть фото На что идут налоги взимаемые с физических и юридических лиц государством. Смотреть картинку На что идут налоги взимаемые с физических и юридических лиц государством. Картинка про На что идут налоги взимаемые с физических и юридических лиц государством. Фото На что идут налоги взимаемые с физических и юридических лиц государством

Grigory, еще вариант: софт из Америки пристально следит что печатает в Ворде чиновница Елена Сергеевна:
https://journal.tinkoff.ru/gov-people/

Георгий, код OpenOffice-а открыт, любой программист в мире может проверить, следит он или нет. А вот код Моего офиса закрыт, но зато у него есть официальная бумажка, где написано, что он ничего плохого не делает. Фактически, именно за нее государство и заплатило 757 млн. руб. Вот и думаете, стоило оно того или нет.

Источник

Для чего нужны налоги

На что идут налоги взимаемые с физических и юридических лиц государством. Смотреть фото На что идут налоги взимаемые с физических и юридических лиц государством. Смотреть картинку На что идут налоги взимаемые с физических и юридических лиц государством. Картинка про На что идут налоги взимаемые с физических и юридических лиц государством. Фото На что идут налоги взимаемые с физических и юридических лиц государством

Для чего нужны налоги

История появления налогообложения насчитывает несколько тысяч лет и ведет отсчет с появления первых государств, а изменения государственных устройств приводило к изменениям в налоговой системе.

Понятие системы налогообложения и налога

В каждом отдельном государстве действует своя налоговая система. Она необходима для финансирования таких государственных учреждений, деятельность которых направлена на обслуживание нужд государства и его жителей (бюджетные учреждения) и они не получают прибыли от своей деятельности. За счет налогов производится выплата различных пособий.

Регулирует систему налогообложения Налоговый кодекс Российской Федерации, все принятые законы и подзаконные акты должны полностью соответствовать кодексу. Основные принципы системы налогообложения в РФ были заложена в 1992 году, после распада СССР.

Налог — это принудительно взимаемая плата в установленном размере с физических или юридических лиц в пользу государства.

Для чего нужны налоги Государству

Отчисление различных налогов в пользу государства необходимо для финансирования системы здравоохранения, культуры, образование, оборону, социальную поддержку, содержание различных аппаратов управления. Для создания действенных государственных институтов необходим постоянный поток денежных средств.

За счет налоговых сборов население России получает бесплатную медицинскую помощь, отремонтированные дороги, школы, детские сады, также строятся социальные учреждения, например, детские дома, государство выплачивает пособие по безработице, адресную помощь, финансирует программы молодым семьям на приобретение жилья, материнский капитал и т.д.
Систематически уплачивая налоги население выступает соинвесторами своей благоустроенной жизни.

Система налогообложения и налогов в Российской Федерации

Сейчас в России существует шесть систем для целей налогообложения, которые применяются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в разрезе каждой системы юридическое лицо обязано производить уплату различных взносов:
— Общая система обложения налогами или ОСНО (НДФЛ — налог на прибыль или налог на доходы физических лиц для ИП, а также НДС, транспортный, земельный, налог на имущество, при его наличии и прочие);
— Упрощенная система или УСН (уплачивается один из налогов: на доходы или доходы уменьшенные на расходы, НДС и налог на имущество не взимается, действует для субъектов среднего и малого бизнеса);
— ЕНВД или единый налог на вмененный доход (предметом дегрессии является предполагаемый доход, рассчитывается по вещественным показателям, земельный налог не уплачивается);
— ЕСХН или единый сельскохозяйственный налог (предметом налогообложения является доход уменьшенный на расход, налогом облагается имущество, используемое для сельскохозяйственного производства не взимается);
— Патентная система налогообложения (действует для Индивидуальных предпринимателей, уплачивается как фиксированная плата на определенные виды деятельности, заменяет налоги, НДС, НДФЛ, налог на имущество).
— С 2019 года введен профессиональный налог для самозанятых граждан (действует для физических лиц не имеющих работодателя и сотрудников в штате).

Для юрлиц существует такие налоги, как акциз, налог на добычу полезных ископаемых, налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

Юридические лица обязаны за каждого своего работника делать следующие отчисления:
— страховой взнос в Пенсионный фонд в размере 16%,
— накопительную часть пенсии в Пенсионный фонд 6%,
— на ОМС (обязательное медицинское страхование) 2,9%,
— в ФОМС (фонд обязательного медицинского страхования) 5,1%.

Работодатель обязан удерживать и уплачивать НДФЛ в размере 13%, тем не менее, в Российской Федерации установлен один из самых минимальных подоходных налогов в мире. Помимо НДФЛ, на граждан возложено бремя по уплате земельного, транспортного налога и налога на имущество.

Различают сборы по бюджету поступления:
— региональный (налог на игорный бизнес, налог на имущество организаций, транспортный налог);
— местный (земельный налог, налог на недвижимость, налог на имущество физических лиц, торговые сборы).

Чем больше отчислений в тот или иной бюджет, тем больше будет потрачено на нужды области или города.

Многие жители страны не хотят производить налоговые взносы, считая их размеры грабительскими, но при этом требуют качественного медицинского обслуживания и благоустроенности своей жизни, совершенно не понимая, что одно зависит от другого, чем больше отчислений налогов, тем лучше и качественней наша жизнь.

Источник

За ваши и наши налоги. Кто кому должен в отношениях российского общества и государства

Действительно, получается, что российское государство как-то обходится без населения в деле формирования своих доходов. А значит, нам, наверное, не стоит так выпендриваться – раз не на наши налоги, то какое право мы имеем высказываться?

Государство и его бенефициар

«Государственное» – это прилагательное, отвечающее на вопрос «какое? чье?». В толковых словарях (Ожегова, Шведовой и прочих) слово «государственный» определяется достаточно полно. Вот определение из словаря Ефремовой: «(1) Соотносящийся по значению с существительным государство, связанный с ним; (2) а) осуществляемый государством, находящийся в его ведении, б) устанавливаемый государством; (3) а) связанный с деятельностью государства, его функционированием, б) принимающий непосредственное участие в управлении государством, в) способный действовать и принимать решения, руководствуясь интересами государства; (4) имеющий значение для всего государства, учитывающий его интересы».

Обратите внимание – в списке значений нет «принадлежащий государству». И это неспроста.

Ведь государство – это (тот же словарь): «(1) Политическая форма организации общества, осуществляющая управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры; (2) а) страна с определенной политической системой, б) система органов управления; (3) а) перен. Что-либо крупное, значительное, занимающее большую территорию и отличающееся определенной обособленностью, самостоятельностью, б) место обитания, распространения, преобладания кого-либо, чего-либо».

То есть государство – это «система органов», «форма». Ментальная конструкция, договорной миф, а не реальный субъект. Поэтому логично, что словарь не наделяет государство функцией «владения».

Логично, но не совсем точно. Развитие цивилизации пошло по пути создания договорных конструкций и наделения их ограниченной субъектностью. Подобные конструкции (самые известные среди них даже не государства, а юридические лица – компании) могут владеть имуществом, распоряжаться им, использовать его и еще много чего другого.

Конечно, делают они это не сами. За них это делают специальные люди, тем или иным образом уполномоченные на такие действия и статусы. Так что сказать «государственное имущество» можно.

Другое дело, что факт такого владения не дает нам возможности видеть в «государстве» полноценного владельца. Согласно современному пониманию права, владение бывает двух видов – номинальное и бенефициарное. Бенефициарное владение – это владение, осуществляемое реальным лицом, которое от этого владения может извлекать выгоду или терпеть убытки (отсюда само название; benefits), нетранслируемые далее на третьих лиц. Номинальное владение – это «промежуточное» владение в пользу кого-то, в результате которого бенефициируют (получают конечную прибыль и убытки) другие лица.

Так вот, никакое юридическое лицо, никакой договорной конструкт не могут быть бенефициарными владельцами – они всегда номиналы, работают в пользу реальных живых лиц – бенефициаров.

Кто в это не верит, попробуйте убедить западный банк открыть счет компании, не сделав комплаенс на ее владельцев: вам быстро объяснят, что номиналы никого не волнуют – всех волнует бенефициар. У номиналов есть управляющие, но управляющие, естественно, тоже не бенефициары – они наняты на работу, они не владеют ни активами, ни результатами деятельности такого конструкта.

Теперь можно вернуться к государству. «Государственная собственность» как собственность конструкта, конечно, номинальна по природе. У государства есть бенефициары – в разных моделях государств разные.

В государстве средневековой модели это чаще всего суверен государства, король или царь. Он единственный, кто в конечном счете имеет право на бенефиты, формируемые активами государства.

Подданные такого короля – это клиенты, которые получают от короля права на долю государственных бенефитов в обмен на обязательства по отношению к королю, в основном сводящиеся к лояльности, производству продукта, часть которого идет королю, и обеспечению безопасности государства. У этих подданных есть свои подданные, отношения с которыми строятся аналогичным образом.

В стороне от этой пирамиды находятся свободные от вассальных отношений немногочисленные ремесленники/горожане/наемники/специалисты. Их экономика строится на границе государственной системы – они продают свой труд и платят налоги. Налоги являются их платой за право продажи своего труда.

Более современная модель государства – это государство, в котором бенефициаром является большая группа людей или все за редким исключением население. Западные государства устроены именно так – уже давно там законодательно закреплено, что бенефициаром государства являются граждане страны.

Таким образом, сувереном государства России является ее народ. Народ (граждане) России выступает коллективным бенефициарным собственником всего, что принадлежит государству как номинальному держателю. Граждане России должны государству много различных вещей (это записано в той же Конституции) – платить налоги, соблюдать закон, проходить срочную службу и прочее. Только не надо забывать, что должны они это государству лишь как номиналу, а бенефициарно они должны это самим себе и другим гражданам России – государство только регулирует и аккумулирует эти долги.

А вот государство должно гражданам России все, что имеет, что получает и что может получить. Оно же номинал, а народ – суверен, бенефициар. Так что разговор дамы из регионального правительства на тему «государство вам ничего не должно» смешон – оно должно, причем не «что-то», а ровно все, что имеет. Как именно и кому это «все» оно должно отдавать, решают органы государственного управления, избранные народом – смотри Конституцию.

Нефть или граждане

Сюда не включаются только сборы в Пенсионный фонд, которые идут целевым образом на пенсии, и иногда сборы в социальные фонды, также имеющие целевое назначение. Но и те и другие сборы уплачиваются населением, и вместе с подоходным налогом это 40% бюджета.

Ашманов утверждает, что граждане вносят только подоходный налог (13% от дохода), которого не хватает ни на что, а остальное – это «государственные деньги». В реальности граждане платят не только подоходный налог (примерно 10% совокупных доходов бюджета), но еще и НДС (20%), налоги на совокупный доход и имущество (5%), часть акцизов и таможенных пошлин (всего их 20–22%, около 10% – платежи граждан), соцвзносы (20%) – вместе это уже 60% бюджета. Далее, граждане являются бенефициарами частных компаний, которые платят налог на прибыль – еще примерно 5% бюджета.

Итак, 65% доходов бюджета – это напрямую «наши налоги», без каких бы то ни было оговорок. Так что даже если бы у нашего государства сувереном был не народ, а некий царь (а так, похоже, многие сегодня думают), то и здесь получалось бы, что более половины налогов в бюджете «наши».

Можно спорить, кто платит больше налогов, кто – меньше, но олигарх-нефтяник, чья компания уплачивает НДПИ, не может похвастаться тем, что платит огромный налог в отличие от нас. Государство передало ему в эксплуатацию недра, которые по закону находятся в федеральной собственности, то есть это наши недра он эксплуатирует, и его налог – это всего лишь плата нам за наши недра.

По сути источником почти всех налогов является народ России (малое исключение – налоги иностранцев, зарабатывающих в России, их совсем немного). И именно он является бенефициаром всех источников этих налогов. Государство – посредник в процессах платежа, и ничего более.

Но как же тогда быть с высказываниями о том, что российское государство практически не зависит от налогов, собираемых с частных лиц? И это тоже правда. Одно дело, кому принадлежит собственность по праву, а другое – кто ею распоряжается и как распоряжается.

Российская власть (не государство, заметьте; государство – это договорной фантом, а власть – это группа реальных людей) сконцентрировала в своих руках и централизовала на федеральном уровне беспрецедентные возможности контроля над государственной собственностью, налоговыми потоками и управлением бюджетом.

Сделать это ей было достаточно просто, благодаря тому что основная масса доходов бюджета действительно порождается выручкой от продажи полезных ископаемых. 25% консолидированного бюджета (за вычетом социальных сборов) составляют нефтегазовые доходы, которые собираются помимо населения.

Доходы от продажи полезных ископаемых идут в основном на закупку импорта, обеспечивающего более половины потребления в России (а если исключить из потребления те самые полезные ископаемые и энергию в широком смысле, которую контролирует та же власть, то и все 70%). Таможенные пошлины и НДС мы как потребители вынуждены платить, а власть их собирает: больше нефти – больше пошлин и НДС; меньше нефти – меньше налогов.

Очень упрощая, можно сказать, что если бы в России волшебным образом исчезла половина населения (даже не «более бедная» или «менее занятая», а просто ровно половина от каждой группы и страты), то власть от этого только выиграла бы. Почти 35% консолидированного бюджета никак не изменились бы, то есть доходы бюджета ориентировочно упали бы на 32,5%, а подушевой уровень доходов бюджета вырос бы где-то на 35% (это случайное совпадение цифр, а не математическая закономерность). При этом расходы бюджета (за вычетом некоторой доли военных и инфраструктурных расходов) сократились бы примерно в два раза – то есть бюджетная ситуация в стране стала бы существенно лучше.

Говорит ли это о том, что граждане России имеют меньше прав требовать от власти отчета об использовании всех налоговых поступлений? Разумеется, нет. Если в большом доме на первом этаже построен магазин, председатель ТСЖ не может заявить, что поскольку плата за аренду магазина составляет большую часть от поступлений ТСЖ, ему плевать на мнение жильцов и он сам себе хозяин (хотя, конечно, если бы дом был поменьше и жильцов было меньше, а магазин был бы таким же, то финансы ТСЖ были бы только лучше).

Председатель ТСЖ всего лишь приказчик, поставленный жильцами, а плата за аренду магазина принадлежит жильцам так же, как и любые другие их доходы – только коллективно. Чиновников ТСЖ, считающих, что деньги за аренду – их, а не жильцов, надо последовательно выгонять; жильцов, считающих так же, – переубеждать; подрядчиков ТСЖ, которые хотят на такой вседозволенности заработать (даже если они великие патриоты дома и защитники его интернета от «Гугла» и прочих врагов), – отстранять от кормушки.

И если мы хотим однажды оказаться жителями страны, которая развивается хотя бы так же быстро, как мир в среднем, мы должны научиться и научить всех ее жителей, что в реальном мире существуют только люди – граждане страны, ее население, народ, общество.

«Страна» и «государство» – это придуманные нами понятия; они придуманы для нашего удобства и должны нам служить – других задач у них нет и быть не может. Те, кто полагает, что ментальные конструкты могут жить сами по себе и еще требовать чего-то от реальных людей, серьезно задержались в социальном развитии – где-то на уровне примитивных родоплеменных религий с их антропоморфическими анимизмами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *