На что может указывать высокая голосовая активность и численность
13.04.2021 Задания и ответы пригласительного этапа 2021 ВОШ по экологии 4-10 класс
ПОДЕЛИТЬСЯ
Задания и ответы пригласительного этапа 2021 года ВОШ (Сириус) по экологии для 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 класса всероссийская олимпиада школьников, дата проведения онлайн олимпиады: 13.04.2021 (13 апреля 2021 год).
Ссылка для скачивания заданий для 4-5 класса: скачать задания
Ссылка для скачивания ответов для 4-5 класса: скачать ответы
Ссылка для скачивания заданий для 6-7 класса: скачать задания
Ссылка для скачивания ответов для 6-7 класса: скачать ответы
Ссылка для скачивания заданий для 8 класса: скачать задания
Ссылка для скачивания ответов для 8 класса: скачать ответы
Ссылка для скачивания заданий для 9-10 класса: скачать задания
Ссылка для скачивания ответов для 9-10 класса: скачать ответы
Пригласительный этап ВОШ 2021 по экологии 4-5 класс задания и ответы:
1)На что может указывать высокая голосовая активность и численность клестов, отмеченная учётчиками (наблюдателями) птиц на участке леса зимой?
2)Рассмотрите виды деревьев, расположенные по возрастанию числа произведённых ими за год семян (плодов): кокосовая пальма → дуб черешчатый → берёза повислая Почему именно так изменяется в выстроенном ряду деревьев число семян (плодов)?
3)Чем состояние анабиоза отличается от смерти? а) В отличие от смерти, при анабиозе уровень метаболизма не падает. б) При анабиозе возможна двигательная активность. в) При анабиозе возможны процессы пищеварения. г) В отличие от смерти, после анабиоза организм может вернуться к активной жизни.
4)Стеклянные изделия (бутылки, банки и др.) нельзя бросать в природе где попало, потому что а) нарушится газообмен в почве б) произойдёт застой воды в) может начаться пожар г) будут размножаться кровососущие насекомые д) эти предметы не разлагаются в природе и останутся там навечно е) будет изменён гранулометрический состав почвы
5)Что из перечисленного относят к природным загрязнителям окружающей среды? а) выбросы разных веществ от автотранспорта б) извержение вулканов в) сброс сточных вод предприятиями г) лесные пожары
6)Если вы увидели птенца без внешних повреждений, то как нужно правильно поступить, чтобы у птенца был максимальный шанс выжить? а) Не брать его или сразу выпустить примерно в том же месте, где он был найден. б) Подсадить птенца повыше недалеко от места находки, чтобы у кошек и собак было меньше шансов до него добраться. в) Взять с собой домой и пытаться выкормить. г) Взять с собой домой, подкормить и выпустить.
7)Отметьте виды, которые бобры наиболее активно используют в пищу летом, учитывая, что эти животные чувствуют себя в безопасности только у воды. а) крапива двудомная, таволга вязолистная б) побеги ив, осин в) побеги сосны и берёзы г) одуванчик лекарственный, сныть, сурепка д) карпы, окуни и краснопёрки е) кора сосен, елей
8)Выберите примеры синантропных видов животных. а) чёрный стриж, большая синица, белый аист б) северный олень, осёл, одногорбый верблюд в) ласточка-касатка, грач, галка г) лесная мышь, белка, косуля
9)Как называются организмы, живущие в толще воды и неспособные противостоять течению?
10)Опёнок осенний северный способен питаться живыми тканями деревьев, а иногда и кустарников и даже травянистых растений! Это приводит к их гибели. Тогда опёнок способен переходить на питание отмершими частями растений. Таким образом, в начале развития опёнок осенний северный ведёт себя как, а потом может жить как
11)Особо охраняемая природная территория, на которой сохраняются все виды живых организмов и для которой предусмотрен самый строгий режим охраны.
12)Хищное животное, успешно живущее по соседству с человеком (синантроп)
13)Название жилища бобра.
14)Вид крупных копытных животных, который можно встретить на территории города Москвы.
15)Основной распространитель желудей дуба.
Пригласительный этап ВОШ 2021 по экологии 6-7 класс задания и ответы:
1)Известно, что у многих костных рыб плодовитость (число отложенных икринок) достаточно высокая. Укажите, у каких из названных групп рыб плодовитость наименьшая.
2)В чём отличие температурной специализации от температурной толерантности?
3)Песчанки уносят в норы окурки и веточки полыни. Эти же материалы некоторые птицы кладут в свои гнёзда. Птицы купаются в пыли, песке, сухой земле. Дятлы ежегодно выдалбливают новые дупла. Что общего у следующих форм поведения?
4)Как называется слой атмосферы, ближайший к поверхности Земли?
5)По данным программы «Птицы Москвы и Подмосковья» малый пёстрый дятел гнездится в центре Москвы (в жилой застройке) чаще, чем большой пёстрый дятел. Предположите, с чем это может быть связано.
6)На корнях каких растений имеются клубеньки, содержащие азотофиксирующие бактерии? а) тюльпан б) люпин в) клевер г) чина д) горох е) мать-и-мачеха
7)Глобальные экологические проблемы возникли из-за а) геологических процессов б) выбросов вулканов в) космических факторов г) загрязнения Мирового океана д) последствий научно технического прогресса е) использования фреонов
8)Выберите виды животных, навсегда исчезнувшие в результате деятельности человека. а) амурский тигр б) стеллерова корова в) дронт г) белый носорог д) тилацин (тасманийский волк) е) бизон
9)Кровь ледяных рыб (семейство Белокровки), обитающих в морях вокруг Антарктиды, в живом состоянии имеет не красный цвет, как у всех позвоночных, а бесцветна, из-за почти полного отсутствия в ней эритроцитов и гемоглобина. Вся поверхность кожных капилляров в 2–3 раза превышает общую поверхность тела рыбы. Физиологи установили, что при понижении температуры воды почти до точки замерзания у белокровок очень резко (экспоненциально) возрастает вязкость крови из-за увеличения количества «антифризов». Выберите верные утверждения, не противоречащие информации, представленной выше.
10)Почему птицы и млекопитающие легче переносят низкую внешнюю температуру, чем высокую?
11)Вид отношений, связывающий дятлов и мухоловок.
12)Животное, которое может конкурировать за корм с лаской.
13)Вид хищных птиц, успешно реинтродуцированный на территории Москвы.
14)Вид дерева, лучше других улавливающий загрязняющие вещества из воздуха.
15)Вид первоцвета эфемероида, занесённый в Красные книги многих областей Европейской части России. Название этого растения связано с формой листьев, похожей на печень.
16)Вид птиц, успешно живущий по соседству с человеком (синантроп).
Пригласительный этап ВОШ 2021 по экологии 8 класс задания и ответы:
1)Бактерии известны своей способностью к быстрому размножению. Каждые полчаса путём деления из одной клетки появляются две. Если одну одноклеточную бактерию поместить в благоприятные условия, то за одни сутки её потомство должно составить 248= 281 474 976 710 656 клеток. Такое число бактерий занимает объём примерно 250 миллилитров. За какое время их количество удвоится и займёт 500 миллилитровый объём?
2)Что из перечисленного не входит в состав планктона?
3)На графике указана сезонная смена суточной активности у больших песчанок. Выберите одно правильное утверждение из перечисленных ниже.
4)В какой природной зоне сосредоточены наибольшие запасы фитомассы?
5)Из-за изменения климата меняются, расширяются природные очаги многих заболеваний, например малярии. Малярия – опасная болезнь, которой человек может заболеть из-за укусов
6)Экологическая разница в экстенсивной и интенсивной корневых системах растений связана прежде всего со способом
7)Правило Аллена заключается в том, что а) размеры головы и хвоста относительно тела у животных увеличиваются к северу б) относительные размеры конечностей и выступающих частей тела у животных увеличиваются к северу в) размеры головы и хвоста относительно тела у животных увеличиваются к югу г) относительные размеры конечностей и выступающих частей тела у животных увеличиваются к югу
8)В чём отличие гипобиоза и криптобиоза? а) Второй не связан с комплексом внутренних физиологических перестроек. б) Первый связан с комплексом внутренних физиологических перестроек. в) Первый встречается только у бактерий и грибов, а второй только у растений. г) Первый не связан с комплексом внутренних физиологических перестроек вследствие изменений в среде. д) Второй зависит только от изменений условий среды. е) Первый встречается только у растений, а второй только у животных.
9)Какие термины описывают отношения между организмами на фотографии (усоногий рачок-балянус и мидия)?
10)Во время лесного пожара в воздух попадают продукты горения, такие как
11)Какие лесные травы быстрее всего захватывают пространство в лесном сообществе, образуя куртины (пятна)?
12)К опасным отходам, которые образуются в городах, относят а) изношенные автопокрышки б) шлаки в) пищевые отходы г) люминесцентные лампы д) пищевую плёнку е) электронный лом
13)Выберите все негативные последствия, которые связаны с рекреационной нагрузкой. а) замусоренность бытовыми отходами б) перевыпас скота в) кострища г) вытаптывание д) шумовое загрязнение е) загрязнение пестицидами
14)Обнаружено, что в годы, когда сроки установления снежного покрова смещаются на более позднее время по сравнению с нормой, увеличивается смертность среди зайцев-беляков, горностаев и ласк. Этот феномен связан с отсутствием у этих животных. В поле ответа запишите одно слово.
15)Одной из крупнейших аварий за всю историю атомной энергетики, ставшей своеобразным символом техногенных катастроф и замедлившей развитие атомной энергетики, является авария. В поле ответа запишите одно слово
16)Как называется оболочка Земли, заселённая живыми организмами и преобразованная ими? В поле ответа запишите одно слово.
17)В ходе полевой практики на маршрутах в разных сообществах было суммарно отмечено разное число видов растений и птиц. Во всех биоценозах обследовалась полоса шириной около 15 метров для растений и 100 метров для птиц. Соотнесите сообщества и суммарное число видов, отмеченных в них.
18)В горячих источниках гейзеров постоянно обитают бактерии при температуре 70 градусов. Они неспособны выжить, если температура их клеток меняется всего на несколько градусов. Можно ли такие бактерии назвать теплокровными (гомойотермными) организмами?
Пригласительный этап ВОШ 2021 по экологии 9-10 класс задания и ответы:
1)Почему для переживания организмом отрицательных температур его клетки должны предварительно обезвоживаться?
2)Что из перечисленного не входит в состав планктона? а) личинки иглокожих животных (морские звёзды, морские ежи, морские огурцы, офиуры) б) медузы, гребневики, радиолярии, фораминиферы в) веслоногие и ветвистоусые рачки, диатомовые водоросли г) красные водоросли, кальмары
3)Что такое температурная компенсация? а) Это передача тепла от одного органа к другому. б) Это повышение температуры среды до комфортного уровня. в) Это способность поддерживать относительно стабильный уровень метаболизма при достаточно широких колебаниях температуры тела. г) Это безопасные потери тепла при низких температурах.
4)После нескольких лет аномально тёплых зим в европейской части России на несколько недель ударили двадцатиградусные морозы в феврале. О чём это свидетельствует?
5)Антигололёдные средства могут негативно отражаться на окружающей среде, способствовать разрушению инженерных коммуникаций и даже обуви. Наиболее опасным антигололёдным компонентом является
6)Международный день охраны окружающей среды был учреждён на конференции ООН по проблемам окружающей человека среды в Стокгольме в 1972 году и празднуется
7)Эта международная организация была создана в 1988 году для оценки рисков глобального изменения климата, изучения его причин, потенциальных последствий и определения стратегий реагирования.
8)Какое из перечисленных природных сообществ не способно к длительному самоподдержанию без участия человека?
9)Ценопопуляции могут различаться своим возрастным спектром. При этом с течением времени и сменой условий одна и та же популяция может менять свой тип по этому показателю. Выберите правильную цепочку возможного перехода от одного типа к другому.
10)На графике изображена динамика численности северного оленя после реинтродукции его на один из островов Прибылова (Аляска). Предположите причину, по которой численность популяции северного оленя резко снизилась после 1940 года.
11)Что, согласно классификации Н.П. Наумова, называют географической популяцией?
12)Возбудители каких заболеваний могут сохранять способность к заражению в почве в течение десятилетий?
13)Что из перечисленного относится к примерам рационального природопользования? а) молевой сплав леса б) сплошные рубки леса в) выборочные рубки леса г) продольная распашка склонов д) поперечная распашка склонов е) избыточное орошение в аридных районах
14)В чём особенности гомойотермии (теплокровности) по сравнению с пойкилотермией (холоднокровностью)?
15)Верховые болота характеризуются рядом специфических условий для жизни организмов: дефицитом минеральных веществ в почве (особенно соединений азота и фосфора), резкими колебаниями уровня увлажнённости, очень низким содержанием кислорода в почве. Какими особенностями должны обладать растения, обитающие на верховых болотах?
16)Растения-пионеры характеризуются некоторыми биологическими особенностями, такими как а) лёгкие семена или плоды б) воздушные мешочки, «парашютики» из волосков при плодах, крылышки при семенах в) быстрый рост г) слабая конкурентная способность д) высокая конкурентная способность
17)Какие черты биологии инвазивного вида-интродуцента могут приводить к вытеснению и уничтожению экологически близкого аборигенного вида, как это предположительно произошло между американской и европейской норкой в Европе?
18)В бесснежный ноябрь зоологи выявили повышенную смертность среди ласок и горностаев. Все погибшие в когтях хищников животные имели белую окраску.
19)Два вида бакланов, большой и хохлатый, имеют общую часть ареала в настоящее время и обозримом историческом прошлом и добывают рыбу в одних и тех же местах. Выберите утверждения, которые не противоречат имеющимся данным и известным экологическим закономерностям.
20)Для оценки состояния природных ресурсов и расчёта нормы их изъятия из природы осуществляется численности промысловых видов.
21)Высоковольтные линии электропередач, рентгеновские установки, сотовый телефон, микроволновая печь – это источники __________ загрязнения.
22)Как называется учреждение ООН, которое отвечает за развитие культуры, образования и наук?
23)Укажите какие утверждения верные, а какие – нет. а) Урбанизация ведёт к снижению рождаемости. б) Среди 17 целей устойчивого развития (ЦУР), утверждённых Генеральной ассамблеей ООН в 2015 году, цель № 10 – борьба с изменением климата. в) Концепция устойчивого развития понимается международным сообществом как основа способа существования в настоящем. г) Изменение концентрации стратосферного озона может привести к значительным климатическим изменениям.
24)Укажите какие утверждения верные, а какие – нет. а) Экологическая ниша – положение вида в сообществе с комплексом условий обитания. б) Вещества, содержащие азот и фосфор, относятся к биокосным веществам. в) Радиоактивность – это несамопроизвольное превращение неустойчивого изотопа одного химического элемента в изотоп другого элемента, которое сопровождается испусканием элементарных частиц или ядер. г) Вследствие избыточного азотного питания растений происходит накопление нитратов в тканях растений.
25)Укажите какие утверждения верные, а какие – нет. а) Формирование озонового слоя было бы невозможным без жизнедеятельности фотосинтезирующих организмов. б) Основой для поддержания стабильных условий существования жизни на Земле является в том числе биологический круговорот веществ в биосфере. в) Педобионт – это организм, который питается илом и органикой. г) Вещества, которые используются в сельском хозяйстве для уничтожения насекомых, называются гербицидами.
26)Укажите какие утверждения верные, а какие – нет. а) Атомные электростанции загрязняют воздух соединениями серы и азота. б) Отходы от животноводческих хозяйств могут служить источником для получения биотоплива. в) Посадка древесных насаждений может способствовать обводнённости малых рек. г) При таянии вечной мерзлоты в атмосферу будет поступать большое количество метана.
27)Укажите какие утверждения верные, а какие – нет. а) На территории Москвы находится особо охраняемая природная территория федерального значения, которая относится к категории национального парка. б) После отдыха на природе самым рациональным способом уничтожения отходов будет сжигание их на костре. в) Бумага относится к материалам, которые можно перерабатывать ограниченное число раз. г) Пластиковые изделия разлагаются в течение 30–50 лет
Разбор заданий олимпиады по экологии 4-5 класс:
Разбор заданий олимпиады по экологии 6-7 класс:
Голосовая активность
При изучении доречевой деятельности детей с церебральным параличом важно учитывать время появления и особенности первого крика новорожденного. В анамнезе у многих детей отмечается отсутствие первого крика при рождении в течение 10-40 минут. В дальнейшем крик у этих детей характеризуется слабостью, непродолжительностью, немодулированностью. У многих детей в первый месяц он напоминает стон, писк, всхлипы.
В первые месяцы жизни, а у некоторых детей и дольше, крик отличается интонационной невыразительностью: отсутствуют дифференцированные интонации, выражающие оттенки недовольства, требований, радости и др. По крику ребенка невозможно определить его состояние и желание. В силу этого крик в первые месяцы жизни у детей с церебральным параличом не является средством выражения состояния ребенка и его желаний и, следовательно, не может служить средством общения с окружающими. Лишь у некоторых детей к 5-12 месяцам крик приобретает коммуникативную функцию, но интонационно он остается маловыразительным.
Отдельные недифференцированные звуки, возникающие как спонтанно, так и при контакте с взрослым по подражанию, представляют собой элементы гуления. Если у нормально развивающегося ребенка звуки гуления носят певучий характер, то у детей с ДЦП они короткие, лишенные певучести звучания. У большинства детей гуление представлено недифференцированными гласными звуками и их сочетаниями: [а], [ы], [э], [уэ], [эо], [эм], а заднеязычные звуки [г], [к], [х] отсутствуют, так как для их артикуляции необходимо участие корня языка, что у детей с церебральным параличом крайне затруднено вследствие его напряжения и ограничения подвижности. Активность гуления крайне низка.
У детей с тяжелым поражением артикуляционного аппарата длительное время вовсе отсутствует голосовая активность. Время появления самоподражания в гулении колеблется от пяти месяцев до года, что значительно отстает от нормы. У многих детей самоподражания в гулении вовсе не наблюдаются.
В силу того, что у детей с церебральным параличом звуки гуления однообразны и невыразительны, они не могут служить средством общения с окружающими, что. в свою очередь, отрицательно сказывается на процессе формирования потребности речевого общения и приводит к задержке психического развития в целом.
Следует отметить также, что невысокая активность гуления тормозит ход становления речедвигательного и слухо-речевого анализаторов.
Развитие лепета. Спонтанный лепет у детей с церебральным параличом появляется лишь к 2-3 годам, что значительно отстает от нормы. При этом лепет характеризуется фрагментарностью, бедностью звукового состава и отсутствием слоговых комплексов.
Чаще всего в лепете детей, страдающих церебральным параличом, присутствуют гласные [а], [э] и губно-губные согласные [п], [м], [б]. Преобладание в лепете гласных [а], [э] объясняется тем, что они легки для произнесения, так как требуют лишь вибрации голосовых связок и раскрывания рта. Для произнесения согласных звуков [м], [п], [б] требуется активизация губной мускулатуры, которая наиболее подготовлена вследствие постоянного совершенствования моторики губ в акте сосания во время приема пищи. Наиболее характерными в лепете детей являются сочетания гласных [а], [э] с губно-губными согласными: [па], [ма], [ама], [ба], [аба].
Группа губно-зубных, переднее-, средне-, заднеязычных согласных в лепете детей с ДЦП встречаются редко. В их лепете нет или почти нет противопоставлений согласных: звонких глухим, твердых мягким, смычных щелевым. Вместе с тем для них характерны недифференцированные гортанные звуки лепета.
Последовательность овладения звуками лепета как нормальными детьми, так и детьми с церебральным параличом определяется закономерностями развития речедвигательного анализатора: на смену грубым артикуляционным дифференцировкам приходят все более тонкие, а легкие артикуляционные уклады уступают место трудным.
Однако снижение потребности в речевом общении и низкая голосовая активность детей с ДЦП не обеспечивают готовности речевого аппарата к членораздельному произношению. А патологическое состояние артикуляционного аппарата, в свою очередь, препятствует развитию его моторики и появлению новых звуков.
В связи с этим большинство детей, страдающих церебральным параличом, не обнаруживают той последовательности этапов развития лепета, которая характерна для лепета здоровых детей. Прежде всего, наследственная программа озвученных артикуляционных движений, реализуемая независимо от слуха детей и речи окружающих (I этап развития лепета по В.И. Бельтюкову), у детей с ДЦП выражена слабо или отсутствует вообще.
У детей с церебральным параличом не прослеживается или прослеживается как патологический и II этап в развитии лепета, то есть слабо формируется механизм аутоэхолалии, или самоподражания. III этап в развитии лепета, характеризующийся сочетаниями звуковых слоговых комплексов, физиологическими эхолалиями, и знаменующий переход к активной речи, у детей с церебральным параличом появляется с большим опозданием и длится значительно дольше, чем у нормальных детей.
Дата добавления: 2016-04-06 ; просмотров: 620 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Расшифровка показателей ЭЭГ головного мозга
ЭЭГ (электроэнцефалография) головного мозга – высокоинформативный метод диагностики состояния центральной нервной системы, основанный на регистрации биоэлектрических потенциалов коры головного мозга в процессе его жизнедеятельности. Результаты исследования записываются на бумажную ленту или выводятся на монитор компьютера. Расшифровку результатов ЭЭГ головного мозга у взрослых нейрофизиологи Юсуповской больницы проводят с помощью компьютерной программы.
Заключение пациент получает на второй день. Если результаты расшифровки ЭЭГ трактуются неоднозначно, их обсуждают на заседании экспертного совета с участием профессоров и врачей высшей категории.
Показания к ЭЭГ исследованию
Если по результатам ЭЭГ исследования пациент не нуждается в медикаментозной коррекции, неврологи наблюдают его в динамике, выполняют повторные исследования, проводят ЭЭГ видео мониторинг дневного и ночного сна, применяют другие методы нейровизуализации.
Электроэнцефалограмма предоставляет возможность:
ЭЭГ проводят при наличии следующих показаний:
При частых головных болях, вегетососудистой дистонии, головокружениях также проводится ЭЭГ. Исследование показано пациентам, которые постоянно ощущают усталость, перенесли инсульт или микроинсульт, нейрохирургическое оперативное вмешательство.
Противопоказания и подготовка к ЭЭГ
Абсолютных противопоказаний для выполнения электроэнцефалографии нет. Если у пациента имеются приступы судорог, он болен ишемической болезнью сердца, артериальной гипертензией, страдает психическими расстройствами, во время процедуры ЭЭГ в клинике неврологии Юсуповской больницы присутствует врач-анестезиолог. Он оказывает неотложную помощь в случае нестандартных ситуаций.
За 2 часа до процедуры нужно покушать. ЭЭГ проводится в спокойном состоянии, поэтому переживать и нервничать при проведении исследования нельзя. Если врачу нужно выявить судорожную активность мозга, он предложит пациенту немного поспать перед исследованием. До лечебного учреждения не рекомендуется добираться, будучи за рулём. ЭЭГ не проводится пациентам с признаками острой респираторно-вирусной инфекции. Исследование не противопоказано детям и беременным женщинам. В период беременности ЭЭГ выполняется без функциональных проб.
Норма ЭЭГ у взрослых
Расшифровка результатов ЭЭГ состоит из трёх разделов:
Основным описательным термином в ЭЭГ является «активность». Он оценивает любую очерёдность волн. Основными видами активности, которые записываются в ходе исследования и впоследствии подвергают расшифровке, а также дальнейшему изучению, являются частота, амплитуда и фаза волн. Частота оценивается количеством волновых колебаний за секунду. Она выражается в единицах измерения – герцах (Гц). В описании нейрофизиолог указывает среднюю частоту изучаемой активности.
На ЭЭГ определяют основные ритмы мозга:
Ритмам соответствуют виды активности. На ЭЭГ можно увидеть особые виды биоэлектрической активности мозга:
К патологическим образам электроэнцефалограммы относятся:
В норме альфа-ритм преобладает в затылочных отделах мозга. Он убывает по амплитуде от затылка ко лбу. В лобных отделах не регистрируется при биполярном отведении с электродов, которые наложены по сагиттальным линиям с малыми межэлектродными расстояниями. Симметричен по амплитуде и частоте в левом и правом полушариях. На нормальной ЭЭГ наблюдается функциональная асимметрия с преобладанием по заполнению поверхности, обращённой к костям черепа, и незначительным превышением амплитуды больше в правом полушарии головного мозга. Это следствие функциональной асимметрии мозга. Она связана с большей активностью левого полушария.
Патологически изменённая мозга
Патологическими проявлениями на ЭЭГ являются медленные ритмы – тета и дельта. Чем ниже их частота и выше амплитуда, тем более выражен патологический процесс. Медленноволновая активность появляется при следующих патологических процессах:
Высокочастотные ритмы (бета-1, бета-2, гамма-ритм) также являются критерием патологии. Выраженность её тем больше, чем больше частота сдвинута в сторону высоких частот и чем больше увеличена амплитуда высокочастотного ритма. Высокочастотная компонента ЭЭГ возникает при ирритации структур головного мозга (раздражении мозговых центров).
Электрические ритмы головного мозга
Понятием «ритм» на ЭЭГ считается тип электрической активности, который относится к определённому состоянию мозга и координируется соответствующими механизмами. При расшифровке показателей ритма ЭЭГ головного мозга нейрофизиологи учитывают его частота, соответствующую состоянию участка мозга, амплитуду и характерные изменения при функциональных сменах активности.
Отдельная категория видов ритмов, проявляющихся в условиях сна или при патологических состояниях, включает в себя 3 разновидности данного показателя:
По итогам, полученным при записи ЭЭГ, определяется показатель, который характеризует полную всеохватывающую оценку волн – биоэлектрическую активность мозга. Врач функциональной диагностики проверяет параметры ЭЭГ – частоту, ритмичность и присутствие резких вспышек, которые провоцируют характерные проявления. На этих основаниях нейрофизиолог делает окончательное заключение.
ЭЭГ мониторинг головного мозга у детей
Выделяют несколько методик записи ЭЭГ у детей:
Проведение ЭЭГ мониторинга сопровождается видеофиксацией с возможностью записи в полной темноте и подключением дополнительных датчиков. Все используемые нейрофизиологами Юсуповской больницы приборы являются оборудованием экспертного класса и, согласно Федеральному Закону №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», проходит регулярные поверки метрологических характеристик.
Для того чтобы подготовить ребёнка к ЭЭГ во время сна, врачи рекомендуют:
Исследование проводится в комнате, изолированной от световых и звуковых раздражителей. Запись производится на автономный блок, в котором находится карта памяти. Исследование синхронно записывается на жёсткий диск для проведения оценки, распечатки значимых фрагментов и записи отдельных фрагментов на мобильный носитель информации.
Расшифровка показателей ЭЭГ у взрослого
Для того чтобы расшифровать ЭЭГ и предоставить точные результаты, не упустить никаких мельчайших проявлений на записи, нейрофизиологи учитывают все важные моменты, которые могут отразиться на исследуемых показателях, таких как:
По окончании сбора всех данных ЭЭГ и их обработки врач функциональной диагностики проводит анализ и формирует итоговое заключение, которое предоставляет для принятия дальнейшего решения по выбору метода терапии. Любое нарушение активностей может быть признаком заболеваний, обусловленных определёнными факторами.
Нарушениями ЭЭГ считается:
При выявлении высокой амплитуды дельта-ритма нейрофизиолог может предположить наличие объёмного образования головного мозга. Завышенные значения тета и дельта-ритма, которые регистрируются в затылочной области, свидетельствуют о нарушении функции кровообращения, заторможенности задержку в развитии ребёнка.
Расшифровка ЭЭГ головного мозга у детей
ЭЭГ у детей имеет особенности. Запись ЭЭГ недоношенного ребёнка, родившегося на 25–28 неделе гестации, выглядит кривой в виде медленных вспышек дельта и тета-ритмов, которые периодически сочетаются с острыми волновыми пиками длиной 3–15 секунд при снижении амплитуды до 25 мкВ. У доношенных новорожденных детей эти значения разделяются на 3 вида показателей:
На протяжении 3-6 месяцев жизни малыша количество тета-колебаний постоянно растёт. Для дельта-ритма характерен спад. С 7 месяцев до одного года у ребёнка формируются альфа-волны, а дельта и тета постепенно угасают. На протяжении следующих 8 лет на ЭЭГ медленные волны постоянно заменяются быстрыми альфа и бета-колебаниями. До 15 лет в основном преобладают альфа-волны. К 18 годам формирование биологической активности мозга завершается.
Для того чтобы пройти обследование и расшифровку результатов ЭЭГ, звоните по телефону Юсуповской больницы. Контакт центр работает каждый день круглосуточно. Нейрофизиологи анализируют ЭЭГ в динамике, сравнивают результаты исследования с нормой ЭЭГ.
Ночной видеомониторинг ЭЭГ
Видео ЭЭГ мониторинг является единственным объективным методом диагностики многих заболеваний центральной нервной системы. С помощью исследования неврологи определяют специфических нарушений в инициальной фазе записи ЭЭГ во время приступа. Система позволяет провести длительное обследование. На жёсткий диск синхронно записывается следующая информация:
ЭЭГ ночной мониторинг, стоимость которого в Москве от 1200 рублей, осуществляется в следующих случаях:
Ночной ЭЭГ видеомониторинг выполняют при задержке речи неясного генеза, прогрессирующем снижении когнитивных функций, минимальной мозговой дисфункции. Исследование необходимо делать пациентам, страдающим аффективно–респираторными пароксизмами, фебрильными судорогами, нарушениями дневного и ночного сна. Показаниями для ночного видео ЭЭГ мониторинга являются:
Видео ЭЭГ мониторинг (цена зависит от длительности процедуры) нейрофизиологи выполняют при миоклонии и сходных с ними состояниях: миоклонусе во сне, – вегетативном миоклонусе, опсоклонусе (синдроме танцующих глаз), доброкачественном инфантильном миоклонусе.
ЭЭГ в Юсуповской больнице
ЭЭГ в Юсуповской больнице проводится с помощью современной диагностической аппаратуры в соответствии с международным протоколом. Это гарантирует соблюдение мировых стандартов качества. Анализ ЭЭГ и расшифровку результатов исследования с использованием компьютерной программы проводят кандидаты медицинских наук, неврологи-нейрофизиологи. Если результаты ЭЭГ трактуются неоднозначно, их обсуждают на заседании экспертного совета с участием профессоров и врачей высшей категории.
Для лечения пациентов в клинике неврологии созданы все условия:
Благодаря наличию современных электроэнцефалографов, специально оборудованной лаборатории, врачи функциональной диагностики выполняют все виды процедур:
Длительное ЭЭГ исследование проводится в течение 1-2 суток. Пациенты в это время находятся в палатах повышенной комфортности. Их обеспечивают индивидуальными средствами личной гигиены и питанием, качество которого не отличается от домашней кухни. Персонал внимательно относится к пожеланиям пациентов.