На что направлена деятельность человека чем вызвано многообразие видов деятельности как автор

На что направлена деятельность человека чем вызвано многообразие видов деятельности как автор

Жизнь людей протекает в постоянных связях по поводу существования в окружающей среде и создания условий благополучия. Под связями понимают устойчивые формы организации социальной жизни общества. Складывающиеся в исторически определённых формах связи людей в конкретных условиях места и времени касаются распределения жизненных благ, условий становления и развития личности, удовлетворения потребностей.

Осознаваемую активность действий человека, направленную на познание и преобразующее отношение к окружающему миру, самому себе и условиям своего существования, называют деятельностью.

Именно деятельность (труд) определила особенности отношения человека к окружающей природной среде как познавательно-потребительское и к окружающей социальной среде как созидательно-воспроизводственное. Различия жизненной обстановки способствуют многообразию видов деятельности, обуславливаемой хозяйственными целями и мотивами поведения для более полного удовлетворения всё возрастающих потребностей цивилизационных отношений.

Общественная структура включает в себя отношения, которые возникают между отдельными людьми, различными социальными группами, между различными общественными и политическими объединениями и организациями, различными социальными общностями (родом, племенем, нацией, народностями). В структуре общества выделяют следующие основные сферы жизнедеятельности:экономическую, политическую, социальных отношений, семейно-бытовых отношений, духовной жизни.

Все сферы жизни находятся в постоянной взаимосвязи, имеющей причинный и закономерный характер. Изменения в одной сфере оказывают непосредственное воздействие на все другие сферы, но основу всех сфер жизни общества в целом составляет сфера экономической жизни.

Экономическая жизнь общества непосредственно связана с материальным производством.

В современном мире развивается многоотраслевая хозяйственная деятельность создания и пользования материальными и интеллектуальными продуктами.

В правильном ответе должны быть даны два элемента:
1) два аргумента в поддержку тезиса, например;
— изменения в производстве и технологиях влекут за собой перемены в других сферах общества;
— без создания материальных благ в процессе производства жизнедеятельность людей была бы невозможна;
2) один аргумент против, например: деятельность людей, в том числе экономическая, носит осознанный характер, базируется на определённых ценностях и предпочтениях; сами же эти ценности есть продукт духовной деятельности человека.

Источник

ЕГЭ. Человек. Тема 6. Деятельность

На что направлена деятельность человека чем вызвано многообразие видов деятельности как автор. Смотреть фото На что направлена деятельность человека чем вызвано многообразие видов деятельности как автор. Смотреть картинку На что направлена деятельность человека чем вызвано многообразие видов деятельности как автор. Картинка про На что направлена деятельность человека чем вызвано многообразие видов деятельности как автор. Фото На что направлена деятельность человека чем вызвано многообразие видов деятельности как автор

Человек, человеческое общество не могут существовать без деятельности. Именно она формирует человека как личность, способствует тому, что он удовлетворяет свои потребности. Что такое деятельность, какие виды деятельности существуют? Рассмотрим это.

Что такое деятельность?

Деятельность – процесс активного преобразования человеком действительности и познание мира, включая общество и самого себя, с целью удовлетворения своих потребностей.

Структура деятельности

Таким образом, структура деятельности такова:

Объект-субъект-мотив – цель — средства- процесс( действия) – результат

Вся деятельность человека — это череда постоянных действий.

Действие – это процесс, который направлен на то, чтобы добиться желаемого результата.

По мотивам действия бывают ( по Веберу М):

Виды деятельности

1.Материальная (практическая):

2.Духовная

Формы деятельности

Труд – это вид деятельности, который направлен на создание материальных и духовных продуктов, для удовлетворения определённых потребностей человека и общества.

Характерные черты труда как вида деятельности

Виды труда

Физический труд бывает: ручной, механизированный, труд на конвейерном производстве, автоматизированный.

Игра — это вид непродуктивной деятельности, для которой важен сам процесс, а не результат.

Игра для ребёнка — это один из способов познания мира; игра для взрослых- это и отдых, развлечение, и в то же время деловые игры помогают смоделировать тип поведения в той или иной ситуации, например, при приёме на работу.

Характерные черты игры как вида деятельности

Учение — вид деятельности, в результате которой человек познаёт мир, общество, самого себя, приобретает знания, умения, навыки, которые необходимы ему для успешной жизнедеятельности.

Виды учения

Характерные черты учения как вида деятельности

Человеческая деятельность имеет особенности:

Следует отметить, что деятельность может носить творческий характер.

Что такое творчество?

Творчество — это любая деятельность человека (духовная или материальная), в результате которой появляется что-то качественно новое, раньше не существовавшее и имеющее ценность для всего общества. Основной критерий творческой деятельности — уникальность её результата.

Механизм творческой деятельности:

Отличие деятельности человека от активности животного

Черты деятельности человекаЧерты активности животного
Наличие цели, осознанных мотивов, использование необходимых средств и методов, рациональный их выбор для достижения цели.В основе активности животного лежат потребности, основанные на инстинктах, нет поставленной цели, нет выбора средств и методов, только использование природного материала, все действия запрограммированы природой, животные не создают, не производят нового, только пользуется то, что дала природа.
Деятельность характеризуется систематичностью, набором специальных операций.Только движения, отсутствие действий. Нет систематической деятельности.
Деятельность человека носит продуктивный характер, человек не только использует, что создаёт природа, но и сам творит, преобразует мир, общество и самого себя.Активность животных всегда носит потребительский характер, они ничего нового не создают, не меняют вокруг себя и в себе самих.
Деятельность человека — результат развития общества, усвоения опыта предшествующих поколений.Активность животных — это результат их биологической эволюции.
Человек приобщается к деятельности в результате социализации, с рождения способность к ней человеку не дана.Активность животных предопределена генетически, заложена в них от природы.

Общение

В науке нет единого мнения по поводу того, является ли общение отдельной формой деятельности или сопутствует остальным видам. Но в любом случае, общение — это тоже деятельность, которая позволяет человеку стать личностью, помогает в освоении знаний, умений, навыков, облегчает любые виды деятельности.

Общение – это особая форма взаимодействия людей, установления между ними отношений, контактов, связей.

Важным средством общения является язык, речь (вербальное общение), хотя большое место занимают жесты, мимика, поза (невербальное общение).

Функции общения

Виды общения

Следует отличать общение от коммуникации.

Коммуникация – это многозначное слово. Оно образовано от лат. «делаю общим, связываю, общаюсь). Поэтому в некоторых ситуациях коммуникация — это синим слова «общения»(например, в школе развивают коммуникативные умения и навыки школьников).

Однако в курсе «Обществознания» смысл слова несколько иной — передача информации в одностороннем порядке, без обратной связи (например, СМИ). Поэтому при ответе на вопросы ЕГЭ это имейте в виду: при общении возможна сразу обратная связь, обмен эмоциями, оценка информации, а при коммуникации, то есть получении информации, например, в период просмотра телепередачи «Сегодня», зритель только воспринимает информацию, но в данную мину не имеет возможности высказать мнение, например, диктору. Поэтому обратной связи при коммуникации нет.

Такова тема «Деятельность». Как видим, она объёмная, много терминологии, часто на ЕГЭ бывают вопросы, связанные с данной темой.

Закончить лекцию я хочу словами великого русского писателя Л.Н.Толстого: « Чтобы добиться цели, надо хотя бы идти». Так что идите к своей цели, действуйте, используйте все возможные средства и методы, но добейтесь своей цели — сдайте успешно ЕГЭ. Этого я всем вам искренне желаю!

Источник

Человеческая деятельность и ее многообразие

Тема: Человеческая деятельность и её многообразие. Обществознание 10 класс.

I. Организационный момент

II. Изучение новой темы

Мы начинаем изучение ряда тем, характеризующих деятельность как способ бытия человека и общества. При изучении темы «Человеческая деятельность и ее многообразие» необходимо раскрыть содержание понятия деятельность, рассмотреть ее структуру, познакомится с различными классификациями деятельности.

План урока.

По завершению изучения первой части темы учащиеся должны ответить на вопрос: «Чем деятельность человека отличается от поведения других живых существ?»

Вопрос первый. Изучение первого вопроса плана начнем с сопоставления двух фраз.

Вопрос: Сопоставьте две эти фразы. Какую роль в непрерывных изменениях общества играет деятельность людей?

Вопрос классу: В каком значении в повседневной жизни мы употребляем слово деятельность? (Активность, действия, поступки, занятия человека)

Деятельность в широком смысле употребляется в значении активности кого-либо или чего-либо. Деятельность в узком смысле слова означает занятие, человеческий труд.
В науках изучающих человека и общество понятие деятельность наполнено специальным содержанием, с которым мы и будем работать.

Вопрос третий. Со структурой деятельности познакомимся на основании текста М.В. Демина «Структура деятельности» и текст учебника.
«Структура деятельности». М. В. Демин – современный российский ученый.

Если отвлечься от особенностей, имеющих частное значение, то элементы структуры человеческой деятельности в ее общем виде можно представить следующим образом:

1) люди как субъекты деятельности;
2) их потребности и интересы, определяющие мотивы деятельности;
3) цели как идеальные прообразы потребных предметов;
4) средства деятельности, как идеальные, так и материальные;
5) объект деятельности;
6) сама деятельность как целесообразная активность, как процесс приложения материальных и духовных сил людей.

Вопросы:

1. Сопоставьте представленную в тексте структуру с характеристикой структуры деятельности в учебнике.
2. Следует ли включать в структуру деятельности результат? Аргументируйте свой ответ.

На доске выписывается структура представленная в учебнике Боголюбова и структура представленная в тексте Демина.

Демин М.В. «Структура деятельности».Боголюбов «Обществознание 10 класс».
Субъект деятельности.Субъект деятельности.
Потребности, интересы, мотивы деятельности.Объект деятельности.
Цели деятельности.Цель деятельности.
Средства деятельности.Средства достижения
Объект деятельности.Действия, направленные на достижение цели
Сама деятельностьРезультат деятельности.

Разберем подробно структуру деятельности (работа с учебником, запись понятий в тетрадь).
Субъект – это тот, кто осуществляет деятельность. Пример: отдельная личность, организация, государство.
Объект – это то, на что направлена деятельность. Пример: различные предметы, области жизни, другие люди.
Цель – это осознанный образ предполагаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.

Средства – это приемы, способы действий, орудия, приспособленные для осуществления деятельности.

Хотелось бы услышать ваше мнение по поводу высказывания известного средневекового философа Макиавелли «…цель оправдывает средства…»

Русский философ Н.Г. Чернышевский.

Вопрос: В чем смысл этих суждений?

Следующий компонент структуры – это действия. Любая деятельность состоит из действий. Пример: учебная деятельность состоит из таких действий как запись лекций, чтения книг, решения задач и т.д.

Результат – это то, что получаем в завершении деятельности.
Результат воплощает задуманное, соответствует поставленной цели.
Вопрос: всегда ли результат соответствует поставленной цели? Почему?

Вопрос четвертый. Побуждает к деятельности мотив. Это побуждение к какой- либо деятельности, связанное с удовлетворением потребностей.

Задание. Что движет человеческой деятельностью? Определите, используя таблицу.

Философское направление.Основная мысль.
Географическое направление.Географические условия обуславливают характер и склонности людей.
Социологическое направление.«Идеи правят миром».
Исторический материализм.Деятельность людей определяется материальными условиями, прежде всего изменениями в производстве.
Технологическое направление.Определяющий фактор движения общества – техника и технология.
Психологическое направление.Объяснения социальных процессов с точки зрения психологии больших социальных групп.

В мотивах деятельности проявляются потребности. Потребности – это переживаемая и осознанная нужда человека, в чем-либо. Американский психолог А. Маслоу выделил следующие потребности:

Первичные (врожденные)Вторичные (приобретенные)
Физиологические (потребность в пище, воде и т.п.)Социальные (общение)
Экзистенциальные (безопасное существование)Престижные (уважение)
Духовные (самовыражение)

После всего рассмотренного, вернемся к вопросу, чем деятельность человека отличается от поведения других живых существ?
Ответы учащихся.

Вопрос пятый. Виды деятельности.

Деятельность

В зависимости от особенностей отношения к окружающему миру

Практическая
(направленная на преобразование объектов природы и общества)
Материально – производственная
(преобразование природы)
Социально – преобразовательная
(преобразование общества)

Духовная
(связана с изменением сознания людей)
Познавательная
(отражает действительность в художественной и научной форме)
Ценностно- ориентированная
(формирует мировоззрение)
Прогностическая
(планирование, предвидение результатов)

В зависимости от сфер общественной жизни

В зависимости от общекультурных ценностей и социальных норм.

В соотношении с ходом истории

В зависимости от потенциала нового

Формы деятельности

коллективнаямассовая

Вопросы:

1. Какая связь между игровой деятельностью и развитием живого организма?
2. На основе текста составьте перечень «высочайших ценностей» игры.
3. Что, на ваш взгляд, роднит игру с исследовательской деятельностью?

Тест на закрепление изученного материала

1. К видам деятельности, характерным для человека, относится:

А) организация питания;
Б) обучение потомства;
В) изменение условий своего существования;
Г) групповое взаимодействия.

2. Признаком человеческой деятельности, отличающей ее от поведения животных, является:

А) проявление активности;
Б) целеполагание;
В) приспособление к окружающему миру;
Г) взаимодействие с природой.

3. В познавательной деятельности в отличие от трудовой:

А) среда должна соответствовать целям;
Б) результатом является создание нового продукта;
В) цель состоит в получении нового знания;
Г) субъектом выступает отдельная личность.

4. Cоотнесите вид деятельности и особенности его проявления.

Особенности проявления видов деятельности человека

1) создание необходимых людям благ;
2) наличие воображаемой обстановки;
3) обязательное использование языка;
4) необходимость специальной подготовки.

Вид деятельности

1) игра
2) общение
3) труд.

Ответы запишите в таблицу:

5. Запишите слово, пропущенное в приведенной схеме.

На что направлена деятельность человека чем вызвано многообразие видов деятельности как автор. Смотреть фото На что направлена деятельность человека чем вызвано многообразие видов деятельности как автор. Смотреть картинку На что направлена деятельность человека чем вызвано многообразие видов деятельности как автор. Картинка про На что направлена деятельность человека чем вызвано многообразие видов деятельности как автор. Фото На что направлена деятельность человека чем вызвано многообразие видов деятельности как автор

6. Деятельность, которая связана с преобразованием объектов природы, называется:

А) духовной;
Б) потребительской;
В) ценностно-ориентированной;
Г) практической.

7. Установите соответствие видов деятельности и определений:

1) игра;
2) труд;
3) учеба
4) обобщениеОпределения

А) освоение опыта предшествующих поколений;
Б) преобразование предметов окружающего мира;
В) преобразование информации в процессе взаимодействия;
Г) осуществление реального действия воображаемыми средствами.

Ответы запишите в таблицу:

8. Общее в деятельности изобретателей и писателей то, что она является:

А) предметной;
Б) практической;
В) материальной;
Г) творческой.

9. Деятельность человека отличается от поведения животных тем, что она всегда:

А) неразрывно связана с окружающей средой;
Б) является жестко запрограммированной;
В) основывается на осознанном выборе;
Г) связана с проявлением эмоций.

Источник

Деятельность человека

На что направлена деятельность человека чем вызвано многообразие видов деятельности как автор. Смотреть фото На что направлена деятельность человека чем вызвано многообразие видов деятельности как автор. Смотреть картинку На что направлена деятельность человека чем вызвано многообразие видов деятельности как автор. Картинка про На что направлена деятельность человека чем вызвано многообразие видов деятельности как автор. Фото На что направлена деятельность человека чем вызвано многообразие видов деятельности как автор

9 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Деятельность — это способ взаимодействия с окружающим миром, который присущ только человеку. Только человек может ставить цели и задачи, планировать свою деятельность, подбирать средства для ее осуществления и корректировать деятельность по мере необходимости.

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).

Структура деятельности

Схематично можно представить структуру деятельности таким образом:

На что направлена деятельность человека чем вызвано многообразие видов деятельности как автор. Смотреть фото На что направлена деятельность человека чем вызвано многообразие видов деятельности как автор. Смотреть картинку На что направлена деятельность человека чем вызвано многообразие видов деятельности как автор. Картинка про На что направлена деятельность человека чем вызвано многообразие видов деятельности как автор. Фото На что направлена деятельность человека чем вызвано многообразие видов деятельности как автор

Разберем компоненты этой схемы по порядку.

Субъект деятельности — это человек. Также в роли субъекта может выступать социальная группа или общество в целом.

Объект деятельности — предметы, процессы и явления, а также другие люди и социальные группы, общество.

Мотив деятельности — потребности человека, то, что побуждает его к действиям.

Цель деятельности — образ желаемого результата.

Средства (инструменты) — то, с помощью чего субъект осуществляет деятельность.

Действие (процесс) — конкретные шаги, которые предпринимает субъект для достижения результата.

Результат деятельности — итог, продукт, то, что получилось в результате действий субъекта.

Чтобы лучше понять структуру деятельности, давайте рассмотрим ее на конкретном примере — поиск работы.

Субъект деятельности

Объект деятельности

Статус на рынке труда

Цель

Трудоустройство в хорошую компанию на высокую зарплату

Мотивы

Мотивы могут быть разными у каждого субъекта деятельности. Для примера пусть мотивами нашего соискателя будут желание купить квартиру в центре города и необходимость помогать старенькой маме

Средства

Сайты поиска вакансий

Действия

Поиск вакансий на соответствующих сайтах, рассылка резюме, участие в собеседованиях

Результат деятельности

Смена статуса с безработного на имеющего полную занятость

Деятельность человека и активность животного

Может показаться, что не только люди могут быть субъектами деятельности. Ведь животные тоже могут вполне увлеченно и осознанно — на первый взгляд — выполнять какие-то действия: умываться, будить хозяина, охотиться, заботиться о потомстве.

Действительно, между деятельностью человека и активностью животного есть сходства, но человека отличает творческо-преобразующее отношение к миру.

Деятельность человека

Активность животного

Человек приспосабливается к окружающему миру через его масштабную переработку, вплоть до создания искусственной среды вокруг себя

Животное приспосабливается к миру через перестройку своего организма (мутационные изменения)

Человек осознанно ставит цели и задачи на основании анализа ситуации

Животное, каким бы осознанным оно ни выглядело, подчиняется инстинкту

Человек создает орудия труда, которые усиливают его физические возможности

Животное воздействует на окружающую среду непосредственно через свое тело

Деятельность человека носит созидательный характер

Активность животного носит потребительский характер

Отличительные признаки деятельности

Для деятельности характерны такие отличительные черты:

Сознательность, то есть сознательная постановка целей.

Продуктивность, то есть направленность на получение результата.

Преобразующий характер, то есть в процессе деятельности человек преобразует окружающий мир и самого себя.

Общественный характер — необходимость вступать в коммуникацию с другими людьми для достижения результата.

Виды (формы) деятельности

В рамках курса обществознания обычно выделяют четыре основных формы деятельности — игру, учение, труд и общение.

Игра — это свободная развивающая деятельность, которую субъект выполняет по желанию и ради удовольствия от процесса. Обычно у игры есть четкий набор правил. Во время игры дети зачастую готовятся к взрослой деятельности — учебе, работе, семейным отношениям.

Учение (познание) — это осознанный и целенаправленный процесс получения новых знаний и навыков.

Труд — это процесс взаимодействия субъекта с окружающим миром, в ходе которого первый создает продукты, необходимые для удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей.

Общение — процесс установления и развития контактов между людьми, который включает в себя обмен информацией, переживаниями, эмоциями.

Мотивы деятельности

Как мы уже упомянули выше, мотивы деятельности могут существенно различаться от субъекта к субъекту. В таблице собрали основные виды мотивов, которые могут вдохновлять человека на деятельность.

Потребности — нужда человека в необходимом для жизни и развития.

Социальные установки — ориентация человека на что-либо.

Убеждения — эмоционально-ценностные отношения к действительности

Интересы — реальная причина действий, которая стоит за мотивами.

Влечения — психические состояния, которые выражают неосознанную необходимость.

Классификация деятельности

В обществознании существует не одна классификация деятельности, но мы рассмотрим наиболее популярную — по объектам и результатам деятельности.

В зависимости от того, что является результатом — материальные блага или культурные ценности — деятельность бывает материальной (практической) и духовной.

Материальная деятельность предполагает создание вещей и материальных ценностей, которые нужны для удовлетворения потребностей человека. Подразделяется на материально-производственную, связанную с преобразованием окружающей природы, и социально-преобразовательную — направленную на преобразование общества.

Продукты духовной деятельности — идеи, образы, научные, художественные и нравственные ценности. Духовная деятельность бывает:

познавательной — связанной с отражением окружающего мира в мифологической, религиозной, научной или художественной форме;

ценностно-ориентировочной — выражающей отношение человека к явлениям окружающего мира;

прогностической — участвующей в прогнозировании возможных изменений действительности.

Творческая деятельность

Особым видом деятельности является творчество — процесс создания чего-то качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Творческой деятельностью занимаются художники, писатели, ученые.

Также творчество можно рассматривать как компонент другой деятельности. Так, наш соискатель из примера выше может проявить творчество в процессе подготовки резюме и придумать совершенно новый подход, который покорит работодателя.

Ключевыми для творческой деятельности являются такие способности:

комбинировать уже существующие знаний;

создавать новые образы в сознании (воображение);

создавать яркие, сильные представления (фантазия);

получать знания неосознанно (интуиция).

Поможем закрепить новый материал на уроках обществознания в онлайн-школе Skysmart.

Вопросы для самопроверки

Вспомните четыре основных вида деятельности и раскройте значение каждого из них.

Кто может быть субъектом деятельности?

Ученики 5А класса средней школы №151.

В чем особенность игры как вида деятельности? Как связана детская игра с другими видами деятельности?

В чем уникальность творчества как вида деятельности? Какими двумя способами можно понимать творчество в контексте деятельности?

Какие два основных типа деятельности вы знаете и в чем их принципиальное различие?

Приведите пример активности животного, которая похожа на деятельность человека. Объясните, почему при внешнем сходстве активность животного все же нельзя назвать деятельностью.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *