На что направлена работа с конфидентами секретными источниками

Принцип привлечения конфидентов

Принцип привлечения конфидентов в ОРД отражает один из ее существенных аспектов. Правовая природа ОРД во многом специфична за счет того, что ее носителями являются секретные осведомители и различные информаторы. Возможность использования негласных сотрудников (агентов, разведчиков) находит отражение еще в древних письменах, найденных археологами на территории Сирии и датированных XIII в. до н.э. Принцип привлечения конфидентов основан на законодательном закреплении права оперативных розыскных органов устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать этим органам содействие на конфиденциальной основе (ст. 15 Закона об ОРД), а также возможность содействия с ними граждан (ст. 17 Закона об ОРД).

На значимости данного принципа акцентируется внимание в учебной литературе, где отмечается, что без использования конфидентов ОРД перестанет существовать и переродится в иной вид социально полезной юридической деятельности

Задачи ОРД

Согласно ст. 2 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» задачами ОРД являются:

1) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

2) осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

3) добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.

Задачи ОРД тесно связаны между собой, но в то же время каждая из них является самостоятельной. В указанном законе задачи ОРД выстроены по приоритету: личность – общество – государство.

Задачи, указанные в п. 1 ст. 2, выполняются в целях борьбы с преступностью.

Выявление преступлений включает в себя такие оперативно-розыскные мероприятия, как сбор информации о скрытых общественно опасных деяниях и действиях преступников, выдаваемых за законные, а также добычу новых фактов и сведений о преступной деятельности подозреваемых и обвиняемых.

Пресечение преступлений имеет очень важное значение в ОРД. Под пресечением преступлений понимаются задержание участников преступления сразу же после его совершения либо прекращение начатого криминального деяния в ходе неоконченного преступления или покушения на него. Также под пресечением преступления следует понимать разложение или разобщение организованных преступных группировок.

Задачи ОРД, предусмотренные п. 2 ст. 2 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», являются составной частью ОРД. Данные мероприятия представляют собой систему организационных, процессуальных, оперативно-розыскных и иных специальных мероприятий. Их комплексное осуществление дает возможность быстро обнаружить розыскиваемых, установить негативные факторы, позволяющие им проживать на нелегальном положении и способствующие укрывательству преступников. Специфика данной задачи ОРД состоит и в том, что розыскная работа должна иметь структурно-организационное обеспечение практически на всех уровнях системы уполномоченных органов, в частности МВД РФ.

Правовая основа ОРД

Согласно ст. 4 ФЗ «Об оперативно розыскной деятельности» правовую основу ОРД составляют Конституция РФ, ФЗ «Об оперативно розыскной деятельности», другие федеральные законы иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.

Условно всю правовую основу ОРД можно разделить на четыре раздела.

1) Конституционный раздел является ведущим регулятором отношений, возникающих в сфере ОРД. К нему относятся нормы, закрепленные Конституцией РФ, решения Конституционного Суда РФ по вопросам конституционных норм;

2) Международные правовые акты. К ним относятся акты общего характера, ратифицированные, РФ или акты, к которым РФ присоединилась.

К числу международных правовых актов, регламентирующих наиболее важные отношения в сфере ОРД, относятся:

а) Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.;

б) Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 19 декабря 1966 г.;

в) Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая Советом Европы 4 ноября 1950 г.;

г) Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам, принятая Советом Европы 20 апреля 1959 г., и др.

На основе международных договоров действуют Национальное центральное бюро Интерпола в России, Антитеррористический центр государств участников СНГ, Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств участников СНГ, являющихся международными субъектами ОРД.

3) Законодательный раздел. В него входят:

а) ФЗ «Об оперативно розыскной деятельности»;

б) Уголовный кодекс Российской Федерации

от 13 июня 1996 г. № 63 ФЗ;

в) УПК РФ (устанавливает базовые положения осуществления ОРД);

г) Уголовно исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1 ФЗ;

д) Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026 I «О милиции»;

е) Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40 ФЗ «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации»;

ж) иные федеральные законы, содержащие нормы, регулирующие ОРД.

4) Подзаконный раздел. К нему относятся Указы Президента РФ, акты Правительства РФ, решения Верховного Суда РФ и акты Генеральной прокуратуры РФ, а также межведомственные и ведомственные нормативные акты федеральных органов исполнительной власти.

Органы, осуществляющие ОРД, издают нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно розыскных мероприятий

Источник

Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

На что направлена работа с конфидентами секретными источниками. Смотреть фото На что направлена работа с конфидентами секретными источниками. Смотреть картинку На что направлена работа с конфидентами секретными источниками. Картинка про На что направлена работа с конфидентами секретными источниками. Фото На что направлена работа с конфидентами секретными источниками

Также как и других государствах, характерной особенностью деятельности оперативно-розыскных органов и их сотрудников в России является осуществление ими оперативной работы с опорой на поддержку граждан.

Инициатива о возможном сотрудничестве может исходить от сотрудника оперативного подразделения. Однако решение о нем должно принять само привлекаемое лицо. Причем, для получения у любого лица согласия, оперативно-розыскные органы не вправе использовать физическое или психологическое принуждение.

Лицом, привлекаемым к сотрудничеству с правоохранительными органами, может быть всякий дееспособный человек, предоставляющий информацию оперативно-розыскному органу или иным образом участвующий в решении задач ОРД.

Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, может быть гласным, анонимным и негласным (конфиденциальным).

Гласное содействие оказывается лицом при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий, в ходе которых это лицо не требует сохранения в тайне его участия в данных мероприятиях, а в последующем при необходимости оно может дать свидетельские показания по уголовным делам. Однако, несмотря на участие лица в подготовке и проведении ОРМ на гласной основе, содержание конкретного ОРМ должно носить скрытый характер. В противном случае будет нарушен принцип конспирации, а, следовательно, и оперативности, вследствие чего лицо, подозреваемое в совершении преступления, может принять адекватные меры со своей стороны, затрудняющие поиск доказательств и установление истины по конкретному делу. Привлечение отдельных лиц к подготовке и проведению оперативно-розыскных мероприятий на гласной основе может выражаться, например, в использовании помощи этих лиц для проведения проверочных закупок, наблюдения, наведения справок и других мероприятий, перечисленных в статье 6 Закона об ОРД.

Анонимное содействие осуществляется путем предоставления информации, когда лицо, ее предоставляющее, не желает раскрывать свое имя и участвовать в дальнейшем в уголовном процессе. Анонимная информация может передаваться по телефону, в письменной форме, в процессе непосредственной встречи с сотрудником органа, осуществляющего ОРД, или через посредника.

Сотрудничество на конфиденциальной основе устанавливается при условии выраженного желания гражданина оказывать содействие органам, осуществляющим ОРД, в решении стоящих перед ними задач. Конфиденциальность означает, прежде всего, что сведения о лицах, оказывающих подобное содействие, не подлежат оглашению ни при каких обстоятельствах, если на это не дадут согласия, причем письменного, сами конфиденты. Данное условие обеспечивается рядом мер, предусмотренных ведомственными нормативными актами соответствующих органов.

Устная договоренность должна применяться как исключение в случае, если другие формы в конкретной обстановке невозможны или неуместны. Контракт в отличие от расписки, односторонне фиксирующей лишь обязательства гражданина, подразумевает взаимные обязательства, в том числе и государства, перед гражданином, закрепленные в письменной форме. Контракт повышает взаимные гарантии сторон, фиксируя их ответственность за невыполнение обязательств. Контракт позволяет более полно, детально закрепить взаимоотношения сторон, условия и виды сотрудничества.

При этом контракты о сотрудничестве органы, осуществляющие ОРД, могут заключать с совершеннолетними дееспособными лицами независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений.

Конфиденциальное сотрудничество граждан с органами, осуществляющими ОРД, по контракту означает, что эти лица ведут по заданиям уполномоченных органов активную разведывательно-поисковую деятельность, причем получение за это вознаграждений и других выплат является для них одним из источников существования. Главная отличительная черта конфиденциального сотрудничества на контрактной основе – длительность и устойчивость отношений между гражданином и органом, осуществляющим ОРД.

В общих положениях контракта указывается, какие обязательства принимают на себя стороны по решению задач ОРД. Перечень контрактных условий определяется индивидуально и зависит от характера выполняемой работы, личных и деловых качеств гражданина, реальных возможностей участвовать в мероприятиях по обеспечению безопасности личности, общества и государства.

В контракте также отражают вид, размер и порядок выплаты вознаграждения конфиденту за выполнение взятых им обязательств. В контракте запрещается излагать сведения, относящиеся к государственной тайне.

Содержание контракта должно быть понятно и недвусмысленно изложено. Он вступает в силу с момента подписания обеими сторонами, если иное не указано в тексте контракта.

Действие контракта прекращается по инициативе одной из сторон и может быть обжаловано на общих основаниях в установленном законом порядке. Досрочное расторжение контракта осуществляется при неисполнении его условий либо по иным обязательствам. Например, основанием для досрочного расторжения контракта о конфиденциальном сотрудничестве со стороны органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, являются:

Возможно включение в контракт и других оснований его расторжения.

Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что органам, осуществляющим ОРД, запрещено использовать конфиденциальное содействие по контракту с довольно обширной группой лиц: депутатами (с выборными представителями законодательной власти всех уровней), судьями, прокурорами, адвокатами, священнослужителями и полномочными представителями официально зарегистрированных религиозных объединений. Однако важно отметить, что конфиденциальное сотрудничество с указанной категорией лиц не исключается полностью. В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона об ОРД оно возможно, но лишь на бесконтрактной основе.

Причины сотрудничества с оперативно-розыскным органом могут быть различными (исполнение общественного и гражданского долга, связанное с желанием бороться с преступностью, месть, корысть, жажда тайной власти, самоутверждение, романтизм, материальная и иная заинтересованность и проч.). Однако любой мотив сотрудничества должен сочетаться у лица с осознанием принципиальной возможности отказаться от оказания помощи оперативно-розыскному органу.

Исходя из результативности деятельности конфидентов органы, осуществляющие ОРД, могут сотрудничать с ними на безвозмездной либо возмездной основе. Сотрудничество на безвозмездной основе не предполагает какой-либо оплаты за негласные услуги, которые лицо оказывает оперативным подразделениям. В этом случае основой конфиденциального сотрудничества являются доверительные межличностные отношения между оперативным работником и гражданином.

В настоящее время органам, осуществляющим ОРД, содействие в получении оперативно значимой информации оказывают следующие категории конфидентов:

Существуют и другие категории лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим ОРД. Их функции являются вспомогательными, т.е. направленными на более эффективную организацию работы данных органов с вышеуказанными категориями конфидентов. К ним относятся, например, содержатели явочных мест, агенты-связники.

Каждый орган, уполномоченный на осуществление ОРД, работу с лицами, оказывающими содействие, строит на основе ведомственных нормативных актов, содержание которых составляет государственную тайну.

Лица, содействующие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, находятся под защитой государства.

Социальная и правовая защита граждан, оказывающих содействие органам, осуществляющим ОРД, на конфиденциальной основе предусмотрена статьей 18 Закона об ОРД.

Правовая защита предполагает и возлагает на государство обязанность принимать необходимые меры по предотвращению противоправных действий против них, установлению виновных в подобных действиях и привлечению их к ответственности, предусмотренной законодательством.

В целях обеспечения безопасности лиц, сотрудничающих с органами, осуществляющими ОРД, и членов их семей допускается проведение специальных мероприятий по их защите (часть 7 статьи 18 Закона об ОРД). Ведомственными нормативными актами указанных органов предусмотрен ряд специальных мер по защите таких лиц, в случае возникновения угроз их жизни, здоровью, собственности. К таким мерам, в частности, относятся физическая охрана, предоставление квартир-убежищ, смена места жительства, замена паспортов с изменением фамилий.

Часть 4 статьи 18 Закона об ОРД устанавливает также возможность освобождения от уголовной ответственности лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в раскрытии преступления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Это предписание, прежде всего, вытекает из требований института деятельного раскаяния, который закреплен в уголовном (статья 75 УК РФ), уголовно-процессуальном законодательстве (статья 28 УПК РФ).

Лица, оказывающие содействие органам, осуществляющим ОРД, могут получать вознаграждение и другие выплаты, на что из федерального бюджета согласно статьи 19 Закона об ОРД выделяются финансовые средства. Полученные указанными лицами суммы вознаграждений и другие выплаты в соответствии с федеральным законодательством налогами не облагаются и в декларациях о доходах не указываются (часть 5 статьи 18 Закона об ОРД). Виды, размеры и порядок выдачи денежных вознаграждений и других выплат регламентируются ведомственными нормативными актами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Сотрудничество граждан по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, как правило, является их основным родом занятий и поэтому при их желании может быть включено в трудовой стаж (часть 6 статьи 18 Закона об ОРД). При этом оформление трудового стажа и пенсии не должно придавать гласности факт конфиденциальности сотрудничества граждан с органами, осуществляющим ОРД. Порядок подготовки необходимых для органов социального обеспечения документов определяется ведомственными нормативными актами таких органов.

В случае гибели лица, сотрудничающего по контракту с оперативным подразделением органа, осуществляющего ОРД, в связи с его участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий, семье пострадавшего и лицам, находящимся на его иждивении, из средств соответствующего бюджета выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнего постоянного ежемесячного денежного содержания погибшего и в установленном законом порядке назначается пенсия по случаю потери кормильца.

При получении лицом, сотрудничающим по контракту с оперативным подразделением, травмы, ранения, контузии, увечья, наступивших в связи с его участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий и исключающих для него возможность дальнейшего сотрудничества, указанному лицу из средств соответствующего бюджета выплачивается единовременное пособие в размере его пятилетнего постоянного ежемесячного денежного содержания и в установленном законом порядке назначается пенсия по инвалидности (части 8 и 9 статьи 18 Закона об ОРД).

Единовременное пособие и пенсия лицу, оказывающему содействие органам, осуществляющим ОРД, в случае травмы, ранения, контузии или увечья, пособие и пенсия семье (в случае его гибели) выплачиваются при наличии ряда оснований:

Оформление указанных выплат и пенсий лежит на органе, с которым конфиденциально сотрудничал пострадавший или погибший. Порядок оформления выплат и пенсий определяется ведомственными нормативными актами органов, осуществляющих ОРД.

Социальная и правовая защита граждан, содействующих органам, осуществляющим ОРД, в осуществлении оперативно-розыскной деятельности, выражается не только в обязательствах, но и в гарантии выполнения государством этих обязательств.

Гарантия государства в социальной и правовой защите предоставляется лишь при наличии определенных условий:

Необходимо также иметь в виду, что на лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, на бесконтрактной основе, Законом об ОРД гарантии государства по социальной и правовой защите не распространяются. Однако это не освобождает оперативно-розыскные органы от выполнения взятых на себя обязательств перед такими лицами.

А если информация, размещенная на нашем сайте оказалась вам полезна, пожалуйста, поделитесь ею в социальных сетях.

Источник

Конфиденты. Сотрудничество со спецслужбами. Феномен засвечивания конфидентов спецслужб

Криминалистика
На что направлена работа с конфидентами секретными источниками. Смотреть фото На что направлена работа с конфидентами секретными источниками. Смотреть картинку На что направлена работа с конфидентами секретными источниками. Картинка про На что направлена работа с конфидентами секретными источниками. Фото На что направлена работа с конфидентами секретными источниками
Справочник криминалиста

Судебная медицина
На что направлена работа с конфидентами секретными источниками. Смотреть фото На что направлена работа с конфидентами секретными источниками. Смотреть картинку На что направлена работа с конфидентами секретными источниками. Картинка про На что направлена работа с конфидентами секретными источниками. Фото На что направлена работа с конфидентами секретными источниками
Курс судебной медицины

Криминология
На что направлена работа с конфидентами секретными источниками. Смотреть фото На что направлена работа с конфидентами секретными источниками. Смотреть картинку На что направлена работа с конфидентами секретными источниками. Картинка про На что направлена работа с конфидентами секретными источниками. Фото На что направлена работа с конфидентами секретными источниками
Курс криминологии

Данная фигура оперативно-розыскного процесса всегда привлекала к себе внимание. Вместе с тем в 80-90-е годы XX века, вероятно, в силу социально-политических причин, в средствах массовой информации вокруг нее был создан ажиотаж. Это привлекало внимание к данному аспекту ОРД и, прежде всего, к соответствующей деятельности КГБ СССР, а также аналогичных спецслужб восточноевропейских стран. Это в косвенной форме способствовало, фактически, снижению их разведывательного потенциала и уровня профессиональной деятельности.

Здесь наиболее ярко проявился феномен «засвечивания» конфидентов спецслужб. Это явление стало возможно в результате деятельности, в частности, специальных комиссий по проверке благонадежности граждан и практики применения законов аналогичного назначения. Характерно, что при этом не принимался во внимание тот факт, что спецслужбы и полицейские аппараты любых государств использовали и будут использовать возможности конфидентов, да и средства массовой информации не отказываются от сбора различных сведений, в том числе и компрометирующего характера, используя скрытые источники информации.

Так, специальная комиссия по проверке граждан на благонадежность была создана в бывшей ГДР. В результате ее деятельности некоторые депутаты земельных парламентов сдали свои мандаты, поскольку были раскрыты архивы «Штази» и стал общеизвестным факт их сотрудничества с этой спецслужбой. Требования провести «люстрацию» членов румынского парламента за связь с Секуритате прозвучали и в Бухаресте. Правительство Венгрии предлагало законопроект «большой чистки».

В Болгарии комиссия Великого народного собрания готовила секретный доклад о депутатах, сотрудничавших с политической полицией. Но не успело еще руководство парламента его обсудить, как в печати появились фамилии 32 «агентов». В Польше Сейм принял резолюцию о выявлении тайных сотрудников органов безопасности.

Я не уверена, что нам следует обнародовать эти данные, даже если они станут нам доступны. раньше диссиденты могли куда-то эмигрировать.. Лидеры КПСС и работники КГБ никому не нужны, им некуда деться из нашего общества. Это может вызвать их жестокое сопротивление. Убеждена: надо проявить определенные умеренность и здравый смысл при всей бескомпромиссности моральных оценок»

Однако достижение цели, продекларированное в правовом документе о политических проверках, столкнулось с рядом трудностей. Так, на МВД Чехословакии как бы «обрушилось» 200 тысяч запросов, из которых оказалось возможным удовлетворить только десятую часть. Камнем преткновения стал не только недостаток финансовых средств, но и отсутствие условий объективно оценить участие граждан в ОРД органов безопасности этой страны. Последнее обстоятельство связано с тем, что в деятельности спецслужб ЧСФР различались три категории негласных сотрудников упомянутых органов: А – «агент»; B –“информатор»; C – «доверенное лицо», то есть наделенное доверием органов или кандидат на секретное сотрудничество. При этом оказалось, что 80% «доверенных лиц» или кандидатов не подозревали, что допрос в милицейском участке является на самом деле беседой в целях получения информации, направленной на их проверку (стойкость, контакты, мера словоохотливости и т. п.). Более того, сразу же после «бархатной революции» сотрудниками органов многие уличающие документы были уничтожены, многие спрятаны, от некоторых сохранились только списки, указывающие фамилии кандидатов и число состоявшихся встреч, содержание которых осталось покрыто тайной.

В свою очередь те граждане из указанных выше стран, чье сотрудничество с органами безопасности в той или иной мере было все же документально подтверждено, яростно защищались, категорически утверждая, что с указанными ведомствами они никогда ничего общего не имели, а некоторые пытались доказать, что их даже преследовали.

Однако справедливости ради необходимо отметить, что отдельные из вышеуказанных лиц, например, К. П., ставшая, по ее мнению, жертвой оговора и в вышеприведенной форме осуждающая «люстрацию», все же допускает возможность специальных проверок при условии осторожного подхода к данному делу, позволившему бы выяснить истину. Подтверждением этому может служить следующий диалог.

«Корр: Парламентская комиссия по расследованию деятельности КГБ в Литве заявила, что вы сознательно сотрудничали с госбезопасностью.

Однако независимо от смены власти и решений различных комиссий, конфиденциальное содействие граждан органам полиции и спецслужбам как профессиональное направление их деятельности неизбежно переживает любые политические и экономические потрясения. Конфиденциальный сбор информации с опорой на содействие физических лиц в историческом плане развивается в течение многих веков. В связи с этим нередко цитируется факт, согласно которому Одно из первых упоминаний о разведывательной деятельности содержится в Библии. Речь идет о том, что Так, Моисей послал нескольких своих последователей (двенадцать соглядатаев) в землю Ханаан, чтобы они выяснили плодородна ли эта земля, численность ее жителей и оборонительный потенциал городов. Через сорок дней посланники возвратились и рассказали о проведенном осмотре, подкрепив свой отчет экземплярами плодов земли Ханаан (Библия. Книги Ветхого завета. Четвертая книга Моисеева. Числа. Глава 13, ст. 3, 18-30, 1990).

Что касается спецслужб СССР, а также РСФСР, признание неизбежности использования конфидентов было отмечено даже последним руководителем КГБ СССР (начальником МСБ СССР) во время одного из совещаний, проведенных им с сотрудниками этого ведомства, когда он заявил о необходимости не допустить раскрытия агентуры и архивов на агентуру.

Следует отметить, что в периодической печати стали появляться и интервью с конфидентами, которые как отрицательно, так и положительно оценивали этот аспект оперативно-розыскной деятельности и собственную социальную роль.

Таким образом, однозначного разрешения проблема безусловной защиты от огласки сведений о личности конфидентов в современных условиях не нашла. Об этом свидетельствует и состоявшаяся в Варшаве в июле 1997-го года парламентская ассамблея ОБСЕ, где на одном из заседаний разгорелась острая дискуссия о необходимости рассекречивать дела тех агентов, которые занимались «стукачеством». Поскольку из общего количества участников встречи две трети проголосовали за открытость подобной информации, то в итоговом документе появилась следующая запись, призывающая правительства и парламенты стран с развивающейся демократией принять соответствующее законодательство, позволяющее рассекретить заведенные в период тоталитарного режима досье на граждан, включая журналистов и руководителей средств массовой информации, и получить свободный доступ к содержащейся в них информации»

Сказанное обусловливает постановку следующих вопросов:

Стратегические цели, обусловливающие включение конфидентов в круг субъектов оперативно-розыскного процесса

Сбор информации с опорой на конфидентов осуществляют оперативные подразделения спецслужб (разведки, контрразведки) и правоохранительных органов.

Относительно первой категории оперативных аппаратов уместно сослаться на мнение К. Штерна о том, что, бесспорно, оперативно-розыскные возможности спецслужб необходимы для защиты следующих основополагающих принципов конституционного строя: уважении конкретизированных в основном Законе прав человека, прежде всего, прав личности на жизнь и свободное развитие, суверенитет народа, разделение властей, ответственность правительства, независимость судов, многопартийность и равенство шансов для всех политических партий, включая право на соответствующие конституционные нормы создания оппозиции и оппозиционную деятельность. В этой сфере деятельность спецслужб направлена на поддержку и защиту от выхолащивания и устранения конституционного строя, основанного на вышеуказанных принципах. Речь идет о том, что демократия должна быть «боевой» и способной себя защищать. При этом считается, что ничем не ограниченная свобода является наилучшим путем к тому, чтобы эту свободу потерять. Воплощением в жизнь этих идей является предоставление спецслужбам права:

— выявлять оперативно-розыскным путем устремления к насильственному и ненасильственному, парламентскому захвату в целях демонтажа или пересмотра конституции сообразно собственным желаниям, устранить вышеуказанные принципы;

— вести борьбу со шпионажем, отслеживать антиконституционные устремления со стороны иностранцев;

— проверять на благонадежность определенные категории лиц, в частности, будущих секретоносителей и др.

В те годы, когда культивировалась психология страха, подозрительности и доносительства, разведывательная работа, например милиции, как и вся правовая система, подвергалась грубым искажениям, используясь в условиях смешения политического и уголовного сыска не только для борьбы с преступностью, но и для подавления идейных противников. Последующее четкое разделение политической и общеуголовной функции, ^ликвидация внесудебного рассмотрения дел в значительной мере очистили разведывательно-поисковую работу милиции от идеологических наростов и позволили с ее помощью успешно обезвредить тысячи опасных преступных группировок.

Совсем не зря Президент Болгарии Ж. Желев, узнав о публикации в печати сведений о 32 агентах, сотрудничавших с политической полицией, отметил, что лучше было бы решить проблему списков агентов тайной службы по примеру Греции и Испании, т.е. попросту их сжечь.

Особый подход к этой щекотливой проблеме продемонстрировали и в Польше, где Конституционный трибунал приостановил действие резолюции Сейма о выявлении тайных сотрудников органов госбезопасности как не согласующейся с Конституцией. В свою очередь, выступая в сейме, министр внутренних дел этой страны X. Малевский заявил, что МВД не обнародует имена агентов бывшей службы безопасности и гражданской милиции, поскольку эти сведения имеют чрезвычайно важное значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства. Всего в списках МВД с 44-го по 89-й годы около трех миллионов фамилий. И проверка всех не под силу ни министерству, ни специальной комиссии.

Такой вариант решения проблемы конфидентов представляется разумным, ибо ни в одном цивилизованном государстве работа с конфидентами не афишируется, хотя наличие ее, как отмечалось выше, и не скрывается. В связи с этим правительства таких стран, как ФРГ, США, Франция, Великобритания и Япония, поощряют тайное сотрудничество своих граждан со спецслужбами в интересах раскрытия преступлений, реально гарантируя конфиденциальность такого содействия.

В оперативно-розыскных законах Российской Федерации, стран СНГ и Балтии также предусматривается, что при выполнении своих задач, предусмотренных оперативно-розыскным законом, должностные лица оперативных подразделений могут опираться на информацию и показания физических лиц, которые могут предоставить соответствующие сведения только при соблюдении гарантий конфиденциальности, то есть признания данных о личности и деятельности конфидентов государственной тайной. Поэтому сведения о лицах, сотрудничающих с оперативными подразделениями на конфиденциальной основе, подлежат рассекречиванию только с их согласия в письменной форме на основании постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД, санкционированного прокурором. Должностные лица оперативных подразделений, разгласившие указанные сведения, подлежат привлечению к ответственности, предусмотренной уголовным законодательством.

Конфиденциальность распространяется как на факт связи физических лиц с оперативными подразделениями, так и на данные об их личности и местопребывании.

Данные о физических лицах, конфиденциально содействующих оперативным подразделениям, содержание поступающей от них информации фиксируются в оперативно служебных документах лишь в объеме, необходимом для определения результатов конфиденциального сотрудничества.

Должностным лицам оперативных подразделений в процессе производства дознания, предварительного следствия, судебного разбирательства запрещается отвечать на вопросы о конспиративных действиях физических лиц и об иных данных конфиденциального характера.

Как уже упоминалось, в отдельных странах тем не менее в оперативно-розыскных законах предусматривается, что должностные лица, осуществляющие дознание, предварительное следствие или судебное разбирательство, вправе допросить в качестве свидетеля сотрудника оперативного подразделения, осуществляющего руководство физическим лицом, которому гарантирована конфиденциальность о сведениях, добытых этим гражданином и имеющими значения для разрешения уголовного дела и установления виновных в совершении преступлений граждан. При этом, в случае, если в интересах установления истины суд сочтет необходимым заслушать свидетельские показания физического лица, которому гарантирована конфиденциальность, то его допрос осуществляется имеющим специальные полномочия судей в отсутствии других членов суда.

Решение о производстве такого допроса принимает вышестоящая судебная инстанция при согласии физического лица на обеспечение ему конфиденциальности путем создания определенных процессуальных условий проведения допроса, предусмотренных уголовно процессуальным законом. Физическое лицо, конфиденциально содействующее оперативному подразделению, может быть привлечено к уголовному процессу без оглашения факта тайного сотрудничества с соответствующим органом. В этом случае не должны быть поставлены под угрозу жизнь, здоровье, свобода физического лица, а также другого гражданина либо возможность дальнейшего использования помощи физического лица оперативным подразделением.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *