На что направлена социальная политика государства
Основные направления социальной политики
Социальная политика государства.
В Конституции Российской Федерации (ст. 7) социальное государство характеризуется как государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие. Ведущая роль в обеспечении этих условий принадлежит социальной политике.
Социальная политика — это совокупность мер воздействия государства на жизнедеятельность различных групп населения в целях повышения уровня и качества их жизни, создания благоприятных условий для самореализации и развития человека.
Ведущим субъектом социальной политики является государство, другими ее субъектами выступают общественные некоммерческие организации гражданского общества, бизнес и население.
Основные функции социальной политики:
— поддержание и стимулирование экономической и социальной активности населения;
— гарантирующая, т.е. создающая основу для обеспечения нижнего порога материальных возможностей жизнедеятельности;
— защитная функция, означающая помощь гражданам в условиях наступления состояния социального риска и кризиса.
— функция развития, реализуемая прежде всего в процессе производства социально значимых благ, создаваемых преимущественно в отраслях нематериального производства.
Принципы социальной политики.
Социальная политика строится на основе определённых принципов:
— принцип социального равенства членов данного общества, означающий равенство перед законом, а также в области национальных отношений, вероисповедания и др.
— принцип социальной солидарности предполагает существование осознанных и поддерживаемых взаимоотношений в обществе, когда здоровый платит за больного, молодой платит за старого, богатый платит за бедного. В первую очередь этот механизм заключается в перераспределении денежных средств через систему налогов и пособий.
— принцип социальной справедливости предполагает:
* Государство гарантирует всем гражданам обеспечение некоего социального минимума, который выражается в минимальной оплате труда, минимальной (в том числе, социальной) пенсии, адресной социальной помощи тем, чей душевой доход ниже прожиточного минимума, и т.п.
* Активные, предприимчивые, социально сильные, способные индивиды должны иметь возможность получить социально одобряемыми способами больший объем благ и услуг за свой труд. Социальная политика государства должна быть направлена на создание условий для производительного и результативного труда.
— принцип социального партнерства.
В документах Международной организации труда выработаны общие принципы социального партнерства :
• равноправие сторон на переговорах и при принятии решений;
• равная для всех сторон обязательность исполнения договоренностей;
• обязательная и равная ответственность сторон за выполнение принятых обязательств;
• принцип трипартизма, т. е. участия в переговорах трех сторон: государственной власти, работников и работодателей
Основные направления социальной политики
Специфику социальной политики отражают ее основные направления:
• политика доходов населения (жизненный уровень, потребительская корзина, благосостояние).
• политика в сфере труда и трудовых отношений (оплата труда, охрана труда и социальное страхование, занятость населения).
• социальная поддержка и защита нетрудоспособных и малоимущих слоев населения (пенсионное обеспечение, социальное обслуживание, социальные гарантии).
• основные направления развития отраслей социальной сферы (охрана здоровья, образование, наука, культура, физическая культура и спорт).
политика в области современной инфраструктуры (жилье, транспорт, дороги, связь, торговое и бытовое обслуживание).
• демографическая и миграционная политика (вынужденная миграция, защита прав и интересов соотечественников за рубежом, внешняя трудовая миграция).
• политика в отношении отдельных категорий населения (семейная, молодежная политика, политика в отношении пожилых и инвалидов).
Социальная защита населения включает систему мер, защищающих любого гражданина страны от экономической и социальной деградации не только в результате безработицы, но и при потере или резком сокращении доходов, в случае болезни, рождении ребенка, производственной травмы, инвалидности, при наступлении старости и т.д., а также учитывается необходимость предоставления медицинских услуг и пособий, семьям с детьми.
В странах с развитой рыночной экономикой сложилась трехсторонняя система финансирования социальных программ: государство, работодатель, получатель этих средств.
Социальная помощь, как правило, осуществляется по трем направлениям: государственному социальному страхованию, государственному вспомоществованию, частной системе социального страхования.
Основная часть государственного социального страхования идет на пенсии по старости, инвалидности, на случай смерти кормильца, на медицинскую помощь.
Государственное вспомоществование осуществляется по следующим направлениям:
— программы специальной помощи в денежной форме, престарелым, инвалидам, слепым, нуждающимся семьям с детьми;
— пособия в натуральной форме (продовольственные талоны, школьные завтраки и обеды, спец. питание для беременных и матерей с детьми)
— медицинское обслуживание, жилищные субсидии, ссуды студентам и др.).
Система государственного вспомоществования призвана прямо в какой-то степени нейтрализовать проблему неравенства путем материальной поддержки социально уязвимым, незащищенным и неконкурентным на рынке труда слоям населения.
Социальная политика государства
Цели социальной политики: повышение качества жизни населения, обеспечение приоритета социальных критериев создания и расширения производства, укрепление трудовой мотивации, обеспечение занятости, обеспечение благосостояния и социальной справедливости, полная реализация личных свобод и прав граждан, регулирование доходов, смягчение социальной напряженности.
Функции социальной политики: содействие развитию отношений справедливости в обществе; создание системы социальной защиты; создание условий для роста благосостояния; проведение политики доходов.
В структуре социальной политики выделяют: политику регулирования доходов населения; политику социальных гарантий; политику обеспечения занятости; политику социальной защиты.
Политика регулирования доходов населения. В западной экономической теории выделяют четыре точки зрения на справедливость в распределении и перераспределении доходов: эгалитарное, роулсианское, утилитарное, рыночное. Выбор подходов и принципов справедливого распределения доходов для каждого общества определяется экономическим, политическим устройством, а также зависит от исторических и национальных особенностей развития общества.
Для определения неравенства в доходах отдельных групп населения используется кривая Лоренца, характеризующая неравномерность распределения и показывающая долю в национальном доходе, которую занимает каждая группа населения. Форма кривой Лоренца показывает степень неравномерности распределения доходов. Чем круче изгиб кривой и чем дальше она отстает от кривой абсолютного равенства, тем больше неравенство в распределении доходов и наоборот.
Степень экономического неравенства может быть измерена коэффициентом Джини. Чем больше этот коэффициент, тем сильнее неравенство в распределении доходов.
Для оценки дифференциации доходов используется децильный коэффициент, который показывает соотношение между средними доходами 10% наиболее высокооплачиваемых членов общества и средними доходами 10% наиболее обеспеченных.
Причины неравенства в распределении доходов определяются: условиями для получения доходов, способностями, образованием и обучением, размерами собственности, степенью господства на рынке (за счет монополии), случайными обстоятельствами.
Соглашение: нормативный акт, устанавливающий условия труда, занятости и социальных гарантий для работников определенной профессии, отрасли, территории.
Основные принципы заключения коллективного договора (соглашения): социальное партнерство, равноправие сторон, обязательность ведения коллективных переговоров, если одна из сторон выступает с таким предложением, учет реальных возможностей реализации обязательств.
Главной формой установления социальных гарантий служат государственные минимальные социальные стандарты, под которыми понимаются разрабатываемые и утверждаемые государством социальные нормативы, определяющие минимальный уровень гарантированного удовлетворения социально значимых потребностей членов общества в материальных благах и социальных услугах.
Прожиточный минимум рассчитывается исходя из потребительской корзинки, представляющей набор продовольственных и непродовольственных товаров, а также платных услуг, необходимых для удовлетворения нормальных потребностей среднестатистической семьи, обеспечивающий поддержание минимально приемлемого уровня жизни.
Минимальный потребительский бюджет (МПБ) представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социальных потребностей.
Политика социальной защиты. Это система принципов, норм и мер, используемых государством для создания и регулирования социально-экономических условий, обеспечивающих защиту граждан в ситуациях социального риска.
Для проведения политики социальной защиты создается и развивается система социальной защиты, которая представляет собой совокупность форм и мер, обеспечивающих поддержание жизнеобеспечения тех групп населения и граждан, которые оказываются в ситуациях социального риска по не зависящим от них обстоятельствам. Социальная защита осуществляется в двух основных формах: денежной и натуральной. В денежной форме при определенных обстоятельствах выплачиваются разного рода пособия (по безработице; по уходу за ребенком и т.п.), пенсии (трудовые, социальные и др.), субсидии (в связи с оплатой жилья) и т.д. А в натуральной форме социальная защита может реализоваться в виде бесплатных школьных завтраков или обедов, обеспечения одеждой и питанием детских домов и приютов и т.п.
Социальная помощь, осуществляемая как в денежной, так и в натуральной форме производится на условиях безвозмездности либо льготности по отношению к лицам, объективно находящимся в затруднительном материальном положении (инвалиды, многодетные, пострадавшие от катастроф и т.п.).
Основные понятия темы
Социальная политика государства. Политика регулирования доходов. Неравномерность распределения доходов по закону Парето, кривой Лоренца, коэффициенту Джини. Социальное партнерство. Коллективный договор. Соглашение. Политика занятости населения. Политика пассивного типа регулирования занятости. Активный тип регулирования занятости. Социальные гарантии. Прожиточный минимум. Минимальный потребительский бюджет (МПБ). Минимальная заработная плата (МЗП). Политика социальной защиты населения. Методы социальной защиты. Политика защиты здоровья населения.
Социальная политика: Сущность и основные направления
Социальная политика — система мер, направленных на повышение уровня и качества жизни населения. Ее определяют и как деятельность государства по управлению развитием социальной сферы общества, нацеленную на удовлетворение интересов и потребностей граждан.
1. гарантирование минимальной заработной платы и регулирования доходов в целом;
2. обеспечение занятости населения и оказание помощи по безработице;
3. индексация фиксированных доходов и защиту денежных сбережений населения (вклады в банках, государственные облигации, страховые полисы);
4. оказание помощи беднейшим слоям населения;
5. создание условий для самореализации человека (свободный выбор профессии, сферы и места работы, получения желаемого уровня общего и специального образования, материальная поддержка и переквалификация временно неработающих человек);
6. обеспечение охраны здоровья населения независимо от уровня доходов
Основными задачами социальной политики являются:
1. повышение благосостояния;
2. улучшение условий труда и жизни людей;
3. осуществление принципа социальной справедливости.
Социальная политика должна учитывать не только материальные, но и политические и духовные интересы членов общества.
Выделяют следующие задачи социальной политики, обеспечивающие нормальное развитие общества:
1) социальная защита человека и его основных социально-экономических прав;
2) обеспечение условий для повышения благосостояния каждого человека и общества в целом;
3) поддержание определенного статуса различных социальных групп и отношений между ними, формирование и воспроизводство оптимальной социальной структуры общества;
4) развитие социальной инфраструктуры (жилищно-коммунальные услуги, транспорт и связь, образование, здравоохранение, информация);
5) формирование экономических стимулов участия в общественном производстве;
6) создание условий для всестороннего развития человека, удовлетворения его потребностей и возможности реализации в свободном труде.
В социальной политике выражаются конечные цели и результаты экономического роста. Целью социальной политики является поощрение всех форм деловой активности, прежде всего трудовой и предпринимательской. В то же время чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, к их знаниям, культуре, физическому и нравственному развитию. Показателями результативности социальной политики являются уровень и качество жизни населения.
Возможности решения задач социальной политики определяются объемами ресурсов, которые государство может направить на их реализацию. Ресурсная база зависит от общего уровня экономического развития страны.
Основные направления социальной политики:
1) обеспечение всем трудоспособным благоприятных возможностей и стимулов для предпринимательства и труда, для зарабатывания максимально высоких доходов путем любой законной деятельности;
2) обеспечение определенных социальных гарантий для нетрудоспособных, малоимущих и безработных.
Первое направление включает в себя комплекс таких государственных мер, как:
• поддержание высокой занятости — увеличение рабочих мест, содействие профессиональному обучению, переквалификации, трудоустройству;
• регулирование трудовых отношений — минимальная заработная плата, продолжительность рабочего дня, отпусков, охрана труда и т.д.
Второе направление предусматривает меры, направленные на перераспределение доходов, обеспечение пенсиями и пособиями нетрудоспособных, малообеспеченных и безработных, повышение образовательного уровня и усиление медицинской помощи всем нуждающимся.
13 Взаимосвязь социальной политики и социальной работы. Социальная работа и социальная политика взаимозависимы. С одной стороны, социальная работа представляет собой форму, способ реализации социальной политики. С другой стороны, социальная политика раскрывается в социальной работе. Однако единство социальной политики и социальной работы не означает их совпадения, тождества.
Социальная работа по своему содержанию богаче социальной политики, динамичнее, подвижнее, в то время как социальная политика сохраняет большую устойчивость, выступая определяющей стороной в отношении социальной работы.
Важнейшей задачей социальной политики государственного сектора является достижение определенного уровня равновесия в общественной жизни через:
а) предоставление государственных гарантий предотвращения максимальных негативных последствий стихийных бедствий, голода, болезней, глобальных процессов;
б) перераспределение материальных ресурсов, согласование организационных усилий, направленных на обеспечение и повышение достигнутого данной страной уровня жизни через налоги, развитие благотворительности, предпринимательства в сочетании с репрессивными средствами.
Социальная политика призвана разрешать противоречия между текущими и перспективными интересами общества, между интересами различных слоев, общественных институтов, учитывать и прогнозировать, снижать и корректировать неизбежную «плату» общества за социальный прогресс. В этой связи социальная политика имеет прямое отношение к определению приоритетов в развитии благосостояния, масштабов поддержки различных слоев населения.
Обычно социальная политика реализуется через различные формы социальной работы, крупные разовые государственные решения и мероприятия, а также через социальные программы (специализированные и комплексные).
Можно выделить два аспекта социальной работы: решение повседневных, неотложных проблем клиента и решение задач в перспективе, предвидение и предотвращение острых социальных проблем в глобальном масштабе (безработица, нищета, различные социальные заболевания, наиболее острые формы девиантного поведения и т.д.)
Оба аспекта социальной работы связаны (и обусловлены) социальной политикой государства, основными направлениями, ориентирами развития общества.
Следующий структурный срез социальной работы предопределяется ее универсальным, интегрированным характером как специфическим видом человеческой деятельности. Речь идет об основных направлениях (видах) социальной роботы:социальный диагноз, социальная терапия, социальная реабилитация, социальная профилактика, социальный контроль, социальное страхование, социальное обслуживание, социальное посредничество, социальное попечительство и др.
Различными могут быть и уровни социальной работы. В зависимости от масштабности социальная работа может проводиться на федеральном (республиканском), региональном (областном), местом и индивидуальном уровнях.
Социальная работа должна быть направлена на поддержание социального порядка и институциональной структуры общества. В ее задачи входит:
· помогать социальным институтам;
· внедрять эффективные методы социальной адаптации и реабилитации;
· предотвращать и предупреждать социальные конфликты;
· управлять и корректировать девиантное поведение и социальную дезорганизацию.
Современный подход в мировой практике заключается в ясном понимании того, что социальная работа является одной из форм деятельности, направленной на достижение социальных изменений. С этих позиций социальная работа является мощным средством предотвращения социальных катаклизмов и конфликтов в обществе, тем более эффективным, чем больше ресурсов выделяет общество и государство.
Главное предназначение социальной работы — сделать жизнь каждого человека лучше с помощью использования его внутренних ресурсов, а с улучшением жизни каждого человека, в целом происходит улучшение и общества. В этом направлении наряду с развитием государственных социальных структур, необходимо все больше активизировать включение в социальную работу общественных объединений, благотворительных фондов, конфессий, а это и есть главные аспекты социальной политики.
14 Политика и право. При анализе политики весьма важным является вопрос о ее взаимоотношении с правом. Проблема соотношения политики и права, их приоритетов, существует давно. По этому поводу существует даже притча. Как-то поспорили архитектор, политик и юрист о том, чья профессия древнее. Архитектор сказал, что прежде всего человек научился ^троить себе жилище. Юрист заявил, что любое строение изначально должно иметь план и нормативную базу. Политолог же заметил, что еще до Существования самого мира нужно было кому-то создать хаос, а затем возглавить процесс созидания.
Право – одна из нормативных систем, регулирующих отношения в обществе, действия и поведение, функционирование объединений и государственных органов. Право (др.-славянское правь – закон) – 1) система общеобязательных норм, охраняемых силой государства; 2) наука, изучающая юридические нормы и правил, регулирующая отношения людей в обществе (правоведение).
Право характеризуется общеобязательностью его правил, их определенностью, применением единого масштаба и меры к ситуациям и отношениям, имеющим одинаковые правовые признаки, Поддержкой и охраной авторитета и силой государства. Специфика и роль права в жизни общества и его субъектов обусловлены тесной связью с государством и характером этой связи. Право не только поддерживается и обеспечивается государством, но и в свою очередь поддерживает и обеспечивает его. Для правового государства характерно признание связанности любых его органов, как и государства в целом, предписаниями права. Пока они не изменены в установленном порядке.
Право и политика – две взаимосвязанные сферы общественной жизни. Взаимоотношения права и политического государства двусторонни: с одной стороны, государство санкционирует и Констатирует систему права, делая ее публичной, общеобязательной, всеобщей, причем ее нарушение влечет за собой меры государственного воздействия; но с другой стороны, само государство поддерживается и обеспечивается правом.
Общим между политикой и правом является то, что они являются регулятивными, взаимозависимыми системами общества. [c.17]
Отличия же между ними в этом смысле проистекают из того, что это различные регулятивные системы. Известный голландский юрист Г. Гроции полагал, что «предмет юриспруденции – это вопросы права и справедливости, а предмет политической науки – целесообразность и польза».
Важное различие между политикой и правом проистекает из разницы между политической и административно-правовой сферами управления. Право и административно-правовая сфера – это прежде всего законы, указы, распоряжения; политика, политическая сфера управления – это стратегия и тактика поведения и деятельности людей и их организаций, воздействие властных структур на общество с помощью не только, а иногда и не столько правовых норм, сколько многих других средств и мер (силовых, материальных, идеологических, психологических и иных).
Другое отличие между политикой и правом состоит в том, что нормы права достаточно определенны и «устойчивы», а политика более изменчива и непостоянна. У разных групп людей существуют различные, меняющиеся политические ценности и принципы, да и воспринимаются они по-разному. Политика является более гибкой и противоречивой, менее определенной и постоянной, чем право, сферой взаимодействия людей.
Еще одно различие между политикой и правом состоит в том, что политика – более широкое явление, чем право и государство. Она характеризуется не только качеством всеприсутствия, но и может распространять свое поле воздействия на любые сферы, вопросы и проблемы общественной жизни. Политика обычно есть везде, где есть право, но закон далеко не всегда присутствует в политических решениях, отношениях и процессах. Различие между политикой и правом состоит и в том, что политика может видоизменяться очень быстро, а право меняется медленнее и обычно через официальное нормотворчество.
Четкое разделение сферы и функций политики и права может иметь весьма существенное значение – способствовать преодолению некоторых опасных тенденций в развитии общества и его властных структур. Одна из них – крайне расширительное толкование политики, объявление политическими тех проблем, которые могут быть решены административно-правовыми средствами. Именно такая тенденция характера для тоталитарных и авторитарных режимов. Вместе с тем принижается значение и самой политики – политические решения принимаются не на основе научной стратегии и тактики, а посредством насилия, «нажима», манипулирования общественным сознанием и т.п.
Существует и другая опасная тенденция – сведение или сужение политических проблем до рамок административно-правовой системы» Стремление абсолютизировать существующий политический курс органов власти и право, вывести из поля критического анализа, представляется также нерациональным. [c.18]
Можно выделить следующие основные варианты взаимодействия между политикой и правом:
1) подчинение политикой права (например, в силу «революционной» или иной «политической целесообразности»);
2) абсолютизация права и приписывание ему нереальных возможностей;
3) сохранение разумного взаимодействия политики и права: совпадение курса демократических реформ и задач формирования правового государства.
Гармоничное взаимодействие политики и права благотворно отражается как на самих рассматриваемых феноменах, так и на обществе в целом. Правовое и социальное государство служит надежной основой для осуществления подлинно демократической политики в обществе, а она является, в свою очередь, необходимым условием, для соответствующего совершенствования правовых норм в установленном порядке.
В современную эпоху вопрос о взаимосвязи и взаимодействии государственной политики с правом приобретает важнейшее значение еще и потому, что юридическое право только тогда справедливо и гуманно, когда оно одинаково обязательно, а права и обязанности равны для всех граждан, в том числе и для чиновников госаппарата, депутатов, руководителей государства. А действовать такое право будет только в условиях реального политического курса подлинно демократических и социальных реформ.
Принципиальным условием прогрессивного, демократического развития современной России является соблюдение требований ее Конституции, других законов, норм международного права, реализации «духа и буквы» эти документов в политической практике. «Государство должно их неукоснительно соблюдать во всех политических решениях. Такова самая важная и очевидная грань соотношения политики государства с правом, юридически воплощенном в законах»3.
Только политика, основывающаяся на праве, будет подлинно разумной, стабилизирующей и объединяющей общество. Вне права и морали нет места для гуманистической и демократической политики. Идеал – это правовая, высокоморальная политика
15 Политика и экономика. Взаимоотношения власти и бизнеса. В современных условиях хозяйствования существенно повысилась роль бизнеса. Однако, государственное регулирование предпринимательства не учитывает, как правило, ни интересы общества, ни интересы негосударственных коммерческих предприятий и не направлено на установление партнерских взаимоотношений между ними. В этой связи, возросшая необходимость совершенствования государственного воздействия на предпринимательство, устранения многих барьеров, препятствующих конструктивному и динамичному развитию бизнеса, признается всеми субъектами рыночных отношений. Безусловно, недостаточная изученность особенностей взаимодействия органов государственного управления и предпринимательских структур не позволяет создать эффективную систему партнерства, обеспечивающую, с одной стороны, комфортные условия ведения бизнеса, а с другой, — решение значимых социально-экономических проблем.
Установление партнерских отношений — задача, требующая пристального внимания со стороны каждого из субъектов рыночной экономики и тщательно продуманной стратегии по ее решению. Наличие партнерства подразумевает, что обе стороны такого рода взаимодействия должны быть наделены одинаковыми правами и равной степенью ответственности. Вместе с тем, партнерство власти и бизнеса — не простое сложение ресурсов, поскольку каждая из сторон имеет собственные цели, различные мотивации и решает свои конкретные задачи..
Исследование в области совершенствования процесса взаимодействия государственных органов власти и бизнеса становится весьма актуальным, поскольку развитие адекватных партнерских отношений может стать одним из основных путей развития для новой современной России: повышения инновационной активности, развития экономической и социальной инфраструктуры.
Объектом исследования выступает процесс взаимодействия органов государственного управления и предпринимательских структур, направленный на установление эффективного государственно-частного партнерства.
Предметом исследования являются отношения, возникающие в процессе взаимодействия органов государственной власти и бизнес — структур.
Цель исследования — проанализировать отношения взаимодействия между властью и бизнесом.
Структура государственной власти:
— Режим осуществления государственной власти (политический режим).
Основные черты государственной власти:
— Всеобщность, т.е. распространение государственной власти на все общество в целом.
— Существование системы налогов и сборов.
— Опора на систему методов государственного принуждения.
Основным в понятии «легитимность» является характер («тональность») отношения к власти со стороны подвластного ей населения (народа). Если население (народ) принимает и положительно оценивает власть, признает ее право управлять, и согласен подчиняется ей, то такая власть — легитимная. Если же это не так, и народ власть не «любит» и власти не доверяет, хотя и подчиняется ей до поры до времени в рамках инстинкта самосохранения (прежде всего из-за страха массовых репрессий), то такая власть предстает как нелегитимная.